История евреев в Чили
Общая численность населения | |
---|---|
18 300 (перепись) [1] 150,000 [2] до 175 000 (потомки) [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сантьяго , Вальпараисо | |
Языки | |
Чилийский испанский , иврит , идиш , ладино | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Перуанские евреи |
История Чили |
---|
Хронология • Годы в Чили |
История евреев в Чили восходит к приходу в страну европейцев. [4] Со временем Чили приняло несколько контингентов еврейских иммигрантов. В настоящее время еврейская община в Чили происходит в основном из миграций, произошедших в 19 и 20 веках, в основном выходцев из ашкенази .
Чили является домом для третьей по величине еврейской общины в Южной Америке. По данным Американского еврейского ежегодника за 2019 год, в Чили проживает около 18 300 евреев. [5] [2] [3] что составляет 0,1% от общей численности населения Чили. Однако общее количество чилийцев еврейского происхождения составляет примерно 175 000 (определяется как люди, у которых есть хотя бы один еврейский родитель или дедушка или бабушка, а также любой супруг такого человека). [5]
История миграции [ править ]
и заселение колонизация Испанская
Первые евреи прибыли в Чили вместе с испанскими конкистадорами . Они были евреями, принявшими католицизм , поскольку во времена инквизиции им приходилось скрывать свое еврейское происхождение. Большая часть этой иммиграции произошла в первые годы завоевания. Они бежали от религиозных преследований в Испании, поскольку инквизиция еще не обосновалась в Америке. [4] Одним из них был Диего Гарсиа де Касерес, верный друг и душеприказчик основателя Сантьяго Педро де Вальдивии .
В колониальные времена самым выдающимся еврейским персонажем в Чили был хирург Франсиско Мальдонадо да Силва , один из первых директоров больницы Сан-Хуан-де-Диос. [ нужна ссылка ] . Мальдонадо да Силва был аргентинским евреем, родившимся в Сан-Мигель-де-Тукуман в сефардской семье из Португалии . Ее сестры, набожные христианки, обвинили его перед Трибуналом инквизиции в попытке обратить их в иудаизм. Мальдонадо открыто объявил себя евреем и был приговорен к сожжению заживо в 1639 году. Прибыли целые криптоеврейские семьи, которые публично обратились в католицизм, но в частном порядке оставались евреями. Как и в остальной части Латинской Америки, первоначальные еврейские поселенцы не сохранили свою идентичность на протяжении поколений и в конечном итоге были ассимилированы с более широким большинством чилийского католического общества. [6] Таким образом, сегодняшняя еврейская община Чили на самом деле начинается только с еврейской иммиграции 19 века.
19 веке иммиграция в Еврейская
С 1840 года, спустя десятилетия после отмены инквизиции в Чили, началась еврейская иммиграция в страну. Первые евреи, прибывшие в Вальпараисо, были из Европы, особенно из Германии и Франции. Один из них, Мануэль де Лима-и-Сола, был человеком, который стал одним из основателей пожарной службы Вальпараисо в 1851 году и одним из основателей чилийского масонства, создавшего первую масонскую ложу, «Братский союз». годы спустя.
Еврейская эмиграция в 20 веке [ править ]
Многие евреи покинули Чили в 1970-х и 1980-х годах. В 1961 году еврейское население составляло около 30 000 человек. [7] но к 1997 году население сократилось до 15 000 человек. [8]
Перепись 2012 года в Чили показала, что в стране проживает 16 294 еврея, что на 8,8% больше, чем десятилетием ранее. [8]
Общественные учреждения [ править ]
Ортодоксальный иудаизм охватывает примерно десять процентов еврейской общины Чили. [9]
Движение Хабад впервые возникло в Чили в 1981 году и с тех пор построило синагоги, школы и развлекательные центры. [10]
В 2016 году был основан Еврейский архив Чили — собрание письменных и аудиовизуальных материалов о евреях, живущих в стране.
чилийские Известные евреи
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Латиноамериканский еврейский конгресс. «Еврейские общины: Чили» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евреи, проживающие в Чили» . Агентство ЭФЕ. 23 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 г. . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Х. Харви (2012): Отношения между Чили и Израилем, 1973–1990 гг. Скрытая связь . RIL Editores, 317 страниц: стр. 193. ISBN 978-956-284-812-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чилийская память – Еврейская община в Чили
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Американский еврейский ежегодник 2019: ежегодный отчет еврейских общин Северной Америки с 1899 года . Дашевский Арнольд., Шескин Ира М., 1950–. Чам: Спрингер. 2020. с. 330. ИСБН 978-3-030-40371-3 . OCLC 1164581561 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Элкин, Джудит Лайкин, 1928– (2014). Евреи Латинской Америки (3-е изд.). Боулдер, Колорадо: Линн Риннер. стр. 1–25. ISBN 978-1-58826-896-9 . OCLC 858914473 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Американский еврейский ежегодник 1961 года» (PDF) . Архив АЕК . АЕК. п. 383 . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Еврейская община Сантьяго» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Каро, Исаак. «Ортодоксальности, диссидентство и новая идентичность в аргентинском и чилийском иудаизме». Куадернос Иудаикос 25 (2008 г.).
- ^ Уолдман, Гильда. «Литературное построение еврейской идентичности в Чили: картография недавних воспоминаний». В «Идентичности в эпоху глобализации и мультикультурализма» , стр. 231–252. Брилл, 2008.