Морская история Чили

Морская история Чили началась, когда Чили обрела независимость, но берет свое начало в колониальную эпоху и в конечном итоге берет свое начало в традициях мореплавания Пиренейского полуострова , Европы и Средиземноморья , а также у коренных народов Чили.
Доколумбовые времена
[ редактировать ]На архипелаге Чилоэ судно под названием « далка в доколумбовые времена было широко распространено ». Далька делались из досок и в основном использовались для мореплавания, а вампу использовались для навигации по рекам и озерам. Неизвестно, какими веслами предположительно пользовались ранние мапуче. [1]
Полинезийские мореплаватели
[ редактировать ]В 2007 году были обнаружены доказательства, свидетельствующие о доколумбовых контактах между полинезийцами из западной части Тихого океана и народом мапуче. Куриные кости, найденные на раскопке Эль-Ареналь на полуострове Арауко в Южную Америку до Колумба , в районе, населенном мапуче, подтверждают завоз курицы . [2] Кости, найденные в Чили, были датированы радиоуглеродом между 1304 и 1424 годами, до прибытия испанцев. кур Взятые последовательности ДНК были сопоставлены с последовательностями ДНК кур, живущих на территории современного Американского Самоа и Тонга ; они не соответствовали ДНК европейских кур. [2] [3] Но в более позднем отчете в том же журнале, оценивающем ту же мтДНК, был сделан вывод, что образцы чилийских кур группируются с последовательностями европейских/индийских субконтинентальных/юго-восточных азиатских стран. Таким образом, он не поддерживает завоз кур из Полинезии в Южную Америку. [4]
В декабре 2007 года несколько человеческих черепов с полинезийскими чертами, такими как пятиугольная форма, если смотреть сзади, были найдены лежащими на полке в музее в Консепсьоне . Оказалось, что эти черепа принадлежат жителям острова Моча , острова недалеко от побережья Чили в Тихом океане, на котором сегодня живут мапуче. Профессор Лиза Матису-Смит из Университета Отаго и Хосе Мигель Рамирес Алиага из Университета Вальпараисо надеются вскоре заключить соглашение с местными жителями острова Мокко о начале раскопок с целью поиска на острове останков полинезийцев. [5]
Колониальное Чили (1520–1810)
[ редактировать ]В связи с завоеванием Чили была предпринята серия морских экспедиций, первые три из которых; Хуан Баутиста Пастене (сентябрь 1544 г.), Франсиско де Уллоа (ноябрь 1553–1554 гг.) И Хуан Ладрильеро (1557–1558 гг.). [6] Все это были исследовательские экспедиции, стремившиеся достичь Магелланова пролива из тихоокеанских портов Чили. [6]
Испанская морская политика
[ редактировать ]В XVI и XVII веках Испания считала Тихий океан Mare clausum – морем, закрытым для других военно-морских держав. единственный известный вход из Атлантики, Магелланов пролив, время от времени патрулировался флотом, посланным для предотвращения входа неиспанских кораблей. На западной оконечности Тихого океана голландцы угрожали испанским Филиппинам . [7]
Верфи в Чили
[ редактировать ]В 18 веке судостроительная промышленность Вальдивии , один из основных видов экономической деятельности города, достигла своего пика, строя многочисленные корабли, включая фрегаты . [8] [9] Другие верфи Чили включали верфи Консепсьона и архипелага Чилоэ . [10] Верфи Чилоэ строили большую часть кораблей в Чили до середины 18 века. [10] В 1794 году в устье реки Мауле (ныне Конститусьон ) была основана новая верфь. [10] Несмотря на то, что некоторые мореплаватели утверждали, что в Вальдивии условия лучше, чем в Гуаякиле в Эквадоре, этот последний порт был главной испанской верфью в Тихом океане. [8] [10]
Независимость и республика (1810 – настоящее время)
[ редактировать ]На более поздних этапах войны за независимость Чили было задумано, что стране нужен военно-морской флот, чтобы взять под контроль Чили районы, до которых невозможно добраться по суше, такие как архипелаг Чилоэ и Вальдивия . Недавно сформированный чилийский флот был передан под командование лорда Кокрейна , который ввел британские обычаи. Чилийскому флоту удалось захватить Вальдивию и высадить чилийско-аргентинскую армию в Перу для дальнейшей борьбы с роялистами.
Позже чилийский военно-морской флот участвовал в войне Конфедерации , войне за острова Чинча , войне на Тихом океане и гражданской войне в Чили 1891 года . Военно-морской флот также сыграл важную роль в взятии Магелланова пролива и острова Пасхи под контроль Чили в 1843 и 1888 годах соответственно.
Во второй половине XIX века чилийский флот начал серию исследований Патагонских архипелагов . Эти исследования были вызваны несколькими факторами, включая установление чилийского правления в Магеллановом проливе , рост торговли с Европой и пограничные споры с Аргентиной в Патагонии.
Чилийский флот прошел испытания в войне (1836–1883 гг.)
[ редактировать ]Война Конфедерации (1836–39)
[ редактировать ]Война за острова Чинча (1864–66)
[ редактировать ]Война на Тихом океане (1879–1883)
[ редактировать ]
Когда Тихоокеанская война между Чили и альянсом Боливии и Перу вспыхнула на нескольких дорогах и железнодорожных линиях, спорную, почти безводную и практически незаселенную пустыню Атакама оказалось трудно оккупировать. С самого начала превосходство на море было решающим. [11] Ранее, Чили блокировала перуанский порт Икике . 5 апреля, [12] После первого морского столкновения между Чили и Перу в нерешительной битве при Чипане (12 апреля 1879 г.) битва при Икике (21 мая 1879 г.) оказалась одним из самых запоминающихся сражений войны, когда Уаскар вступил в бой и потопил « Эсмеральду» ; Во время боя чилийский командир Артуро Прат был смертельно ранен при попытке подняться на борт « Уаскара» . После этого Грау приказал спасти оставшихся чилийских моряков. [13] Тем временем « Индепенденсия» преследовала шхуну «Ковадонга» , пока более тяжелая «Индепенденсия» не столкнулась с затопленной скалой и не затонула на мелководье возле Пунта-Груэса . Это морское сражение принесло Перу тактическую победу, остановив блокаду Икике. Тем не менее, это была пиррова победа ; гибель « Индепенденсии» , одного из важнейших кораблей Перу, стала смертельным ударом. [14]
Битва при Ангамосе 8 октября 1879 года оказалась решающей. [15] В этом бою чилийскому флоту удалось захватить « Уаскар» после нескольких часов ожесточенного боя, несмотря на попытки оставшегося экипажа затопить его. [16] Мигель Грау погиб во время боевых действий, но его деяния сделали его национальным героем Перу. [17] После потери «Уаскара » перуанский флот все же провел несколько успешных действий, особенно во время морского сражения при Арике (27 февраля 1880 г.) и второго морского сражения при Арике (17 марта 1880 г.). [18] но оставшиеся части были заперты в главном порту во время длительной блокады Кальяо . Когда столица Перу Лима пала после сражений при Сан-Хуане и Мирафлоресе, перуанские военно-морские офицеры затопили весь флот , чтобы предотвратить его захват чилийскими войсками. [19]
Тихоокеанская гегемония (1883–90)
[ редактировать ]В марте 1885 года Колумбия сократила свое военное присутствие в Панаме, отправив дислоцированные там войска для борьбы с повстанцами в Картахене . [20] [21] Эти благоприятные условия спровоцировали восстание в Панаме. [20] Военно-морской флот США был отправлен туда для поддержания порядка, ссылаясь на свои обязательства по договору, подписанному в 1846 году. [20] >
В ответ на американское вмешательство Чили направила защищенный крейсер «Эсмеральда» в Панама-Сити , прибывший 28 апреля. [21] » Капитану «Эсмеральды было приказано любыми средствами остановить возможную аннексию Панамы Соединенными Штатами. [22] Согласно американскому изданию в августе 1885 года, сразу после событий в Панаме, «[Эсмеральда ] может уничтожить весь наш флот, корабль за кораблем, и к ней никогда не прикоснутся». [21]
После визитов военно-морского флота на остров Пасхи в 1875 и 1887 годах чилийскому военно-морскому офицеру Поликарпо Торо удалось договориться о включении острова в состав Чили с коренным народом Рапануи в 1888 году. Оккупировав остров Пасхи, Чили присоединилась к имперским странам. [23] К 1900 году почти все острова Тихого океана находились под контролем Великобритании, Франции, США, Германии, Японии и Чили. [24]
Полинезийская торговля и аннексия острова Пасхи
[ редактировать ]В Океании Франция заняла лидирующее положение как имперская держава после того, как Таити и Новой Каледонии соответственно. в 1842 и 1853 годах установила протектораты [24]
Интерес Чили к экспансии на острова Тихого океана восходит к президентству Хосе Хоакина Прието (1831–1841) и идеологии Диего Порталеса , который считал, что экспансия Чили в Полинезию была естественным следствием ее морской судьбы. [25] [А] Тем не менее, первый этап экспансии страны в Тихий океан начался только десять лет спустя, в 1851 году, когда — в ответ на американское вторжение на острова Хуана Фернандеса — правительство Чили официально организовало острова в подчинение Вальпараисо . [27] В том же году экономический интерес Чили к Тихоокеанскому региону возобновился после того, как ее торговому флоту на короткое время удалось создать рынок обмена сельскохозяйственными товарами, который соединил калифорнийский порт Сан-Франциско с Австралией . [28] К 1861 году Чили создала прибыльное предприятие по всему Тихому океану, ее национальная валюта широко обращалась по всей Полинезии, а ее купцы торговали на рынках Таити , Новой Зеландии , Тасмании , Шанхая ; переговоры были также проведены с испанскими Филиппинами , и, как сообщается, между чилийскими и американскими китобоями произошли стычки в Японском море . Этот период закончился в результате разрушения чилийского торгового флота испанскими войсками в 1866 году во время войны на островах Чинча . [29]
Полинезийские устремления Чили снова пробудились после решающей победы страны над Перу в Тихоокеанской войне , в результате которой чилийский флот стал доминирующей морской силой на тихоокеанском побережье Америки. [25] Вальпараисо также стал самым важным портом на тихоокеанском побережье Южной Америки, предоставляя чилийским купцам возможность находить рынки в Тихом океане для своих новых минеральных богатств, приобретенных в Атакаме. [30] В этот период чилийский интеллектуал и политик Бенхамин Викунья Макенна (который занимал пост сенатора Национального конгресса с 1876 по 1885 год) был влиятельным голосом в пользу чилийского экспансионизма в Тихоокеанском регионе - он считал, что открытия Испании в Тихом океане были украдены. британцами, и предполагал, что обязанностью Чили было создать империю в Тихом океане, которая достигла бы Азии . [25] В контексте этого империалистического пыла в 1886 году капитан Поликарпо Торо чилийского флота предложил своему начальству аннексию острова Пасхи ; предложение, которое было поддержано президентом Хосе Мануэлем Бальмаседа из-за очевидного стратегического положения и экономической ценности острова. После того, как в 1887 году Торо передал права на разведение овец на острове от предприятий, базирующихся на Таити, чилийской компании Williamson-Balfour Company , процесс аннексии острова Пасхи завершился подписанием «Соглашения о завещаниях» между вождями Рапа-Нуи и Торо. от имени правительства Чили в 1888 году. [31] Оккупировав остров Пасхи, Чили присоединилась к имперским странам. [23]
К 1900 году почти все острова Океании находились под контролем Великобритании, Франции, США, Германии, Японии, Мексики, Эквадора и Чили. [24]
Гонка военно-морских вооружений (1890–1914)
[ редактировать ]Морской мятеж 1931 года.
[ редактировать ]цунами 1960 года
[ редактировать ]22 мая 1960 года чилийское побережье от острова Моча (38° ю.ш.) и до региона Айсен (45° ю.ш.) было разрушено цунами, вызванным землетрясением в Вальдивии 1960 года . Дальше на север порт Талькауано не пострадал, а лишь подвергся небольшому наводнению. Несколько буксиров и небольших парусников застряли на острове Рокуант . [32]
В небольшом порту Баия-Манса вся новая инфраструктура была разрушена цунами, достигавшим в этом месте высоты до 10 метров над уровнем моря . лодка «Изабелла» потеряла якоря. Находившаяся в это время в порту [32]
На реке Вальдивия и в заливе Коррал в результате землетрясения потерпело крушение несколько судов, в том числе «Аргентина» , «Канелос» , «Карлос Хавербек» , «Мелита» и спасенные остатки «Пенко» . «Канелос» стоял на якоре в Коррале Когда произошло землетрясение, и загружал груз древесины и других товаров, направлявшихся в северное Чили. В связи с этим событием двигатель Канелоса был прогрет. После нескольких часов дрейфа в заливе Коррал и на реке Вальдивия корабль потерпел крушение и был оставлен командой в 18.00. Двое мужчин на борту «Канелоса» погибли. По состоянию на 2000 год остатки Канелоса все еще видны. Сантьяго , еще один корабль, стоявший на якоре в Коррале к моменту землетрясения, сумел покинуть Коррал в плохом состоянии, но 24 мая потерпел крушение у берегов острова Мокка. [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенгоа 2003 , стр. 72–74.
- ^ Jump up to: а б Стори, А.А.; Рамирес, Дж. М.; Кироз, Д.; Берли, Д.В.; Эддисон, диджей; Уолтер, Р.; Андерсон, Эй Джей; Хант, ТЛ; Афины, Дж.С.; Хайнен, Л.; Матисоо-Смит, Э.А. (2007). «Радиоуглеродные и ДНК-доказательства завоза полинезийских кур в Чили доколумбовой эпохи» . Труды Национальной академии наук . 104 (25): 10335–10339. дои : 10.1073/pnas.0703993104 . ЧВК 1965514 . ПМИД 17556540 .
- ^ Уиппс, Хизер (4 июня 2007 г.). «Куриные кости позволяют предположить, что полинезийцы основали Америку до Колумба» . Живая наука . Проверено 5 июня 2007 г.
- ^ Гонгора, Дж.; Роуленс, Нью-Джерси; Мобеги, Вирджиния; Цзяньлинь, Х.; Алькальд, Дж.А.; Матус, Дж. Т.; Ханотт, О.; Моран, К.; Остин, Джей-Джей; Ульм, С.; Андерсон, Эй Джей; Ларсон, Г.; Купер, А. (2008). «Индоевропейское и азиатское происхождение чилийских и тихоокеанских кур, выявленное с помощью мтДНК» . Труды Национальной академии наук . 105 (30): 10308–10313. дои : 10.1073/pnas.0801991105 . ПМЦ 2492461 . ПМИД 18663216 .
- ^ Лоулер, Эндрю (11 июня 2010 г.). «За пределами Кон-Тики : плавали ли полинезийцы в Южную Америку?» . Наука . 328 (5984): 1344–1347. дои : 10.1126/science.328.5984.1344 . ПМИД 20538927 .
- ^ Jump up to: а б Баррос, Хосе Мигель (1981). «Экспедиция к Магелланову проливу в 1553 году: Херонимо де Вивар и Эрнандо Гальего» (PDF) . Анналы Института Патагонии . 12 :31–40.
- ^ Литл Шурц, Уильям (1922), «Испанское озеро», The Hispanic American Historical Review , 5 (2): 181–194, doi : 10.2307/2506024 , JSTOR 2506024
- ^ Jump up to: а б Гуарда 1973 , стр. 45–47.
- ^ Изабель, Монт Пинто (1971). Краткая история Вальдивии . п. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Леон Саенс, Хорхе (2009), «Верфи и морская промышленность в Тихоокеанском регионе Америки: с 16 по 19 века» , Diálogos, Electronic Magazine of History , 10 (1): 44–90
- ^ Фаркау 2000 , стр. 65.
- ^ Лопес Уррутиа, Карлос (2003). Война на Тихом океане, 1879–1884 гг . Редакция Ристре. стр. 37–42. ISBN 9788493271336 . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ Фаркау 2000 , стр. 74.
- ^ Спила, Бенедетто (1883). Чили в войне на Тихом океане . Вальпараисо, Чили: Impr. Нового Меркурия. п. 94 . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ Луна-Вегас, Эмилио (1978). Касерес, военный гений . Перу: Редакционный книжный магазин Minerva-Miraflores. п. 19 . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Вальдес Вергара, Франсиско (1908). История Чили для начального образования . Калифорния: Общество «Вселенная печати и литографии». п. 319 . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Милла Батрес 1994 , с. 73
- ^ Элайджа Мургия, Юлиус Дж. (1980). Перуанские моряки в Арике Перу: Институт историко-морских исследований Перу. п. 38 . Получено 22 . июля
- ^ Пас Сольдан, Хуан Педро (июль 1919 г.). «Гибель перуанской эскадры – 16 января 1881 года» . El Mercurio Peruano — Ежемесячный журнал социальных наук и литературы . III (13). Лима, Перу: 44–47 . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Уикс, Дэниел Х. (1980). «Генеральная репетиция: вторжение США на Панамский перешеек, 1885 год». Тихоокеанский исторический обзор . 49 (4): 581–605. дои : 10.2307/3638968 . JSTOR 3638968 .
- ^ Jump up to: а б с Тромбен, капитан Карлос (апрель 2002 г.). «Военно-морское присутствие: крейсер Эсмеральда в Панаме» (PDF) . Международный журнал военно-морской истории . 1 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2014 г. Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Сатер 1990 , стр. 52.
- ^ Jump up to: а б Сатер 1990 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б с Бернард Экклстон, Майкл Доусон. 1998. Азиатско-Тихоокеанский профиль . Рутледж. п. 250.
- ^ Jump up to: а б с Баррос 1970 , с. 497.
- ^ Сааведра-Ривано 1993 , с. 193.
- ^ Баррос 1970 , стр. 213–214.
- ^ Баррос 1970 , с. 213.
- ^ Баррос 1970 , с. 214.
- ^ Дельсинг 2012 , с. 56.
- ^ См.:
- Дельсинг 2012 , с. 56
- Сааведра-Ривано 1993 , с. 193
- ^ Jump up to: а б с Варгас Саес, Хуан Франциско (2000). История Чилийского моря: некоторые морские происшествия, произошедшие в 20 веке (на испанском языке). Вальпараисо , Чили. стр. 391–398. ISBN 978-956-288-739-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Баррос, Марио (1970). Дипломатическая история Чили (на испанском языке) (2-е изд.). Сантьяго: редакция Андрес Белло. ISBN 956-13-0776-6 .
- Бенгоа, Хосе (2003). История древних мапуче юга (на испанском языке). Сантьяго: Каталония. ISBN 978-956-8303-02-0 .
- Дельсинг, Рит (2012). «Вопросы земли и суверенитета: непростые отношения между Чили и Рапа-Нуи». В Маллоне, Флоренсия (ред.). Деколонизация коренных народов . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822351528 .
- Фаркау, Брюс В. (2000). Война десяти центов, Чили, Перу и Боливия в войне на Тихом океане, 1879–1884 гг . Вестпорт, Коннектикут, Лондон: Издательство Praeger. ISBN 978-0-275-96925-7 . Проверено 17 января 2010 г.
- Гуарда, Габриэль (1973). Экономика Чили-Австралии до немецкой колонизации . Вальдивия : Австралийский университет Чили .
- Милла Батрес, Карлос (1994). Биографическая и историческая энциклопедия Перу: Хроника республиканского Перу: 1800-2000 (на испанском языке). Редакция Миллы Батрес. ISBN 978-958-9413-11-1 .
- Сааведра-Ривано, Неантро (1993). «Чили и Япония: открытие дверей через торговлю». В Столлингсе, Барбара; Секели, Габриэль (ред.). Япония, США и Латинская Америка . Macmillan Press Ltd. Лондон: ISBN 978-1-349-13130-3 .
- Сатер, Уильям (1990). Чили и США: империи в конфликте . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN 0-8203-1249-5 .