Jump to content

Морская история Чили

Вид на залив Вальпараисо в 1830 году, прежде чем он стал крупным торговым центром в южной части Тихого океана.

Морская история Чили началась, когда Чили обрела независимость, но берет свое начало в колониальную эпоху и в конечном итоге берет свое начало в традициях мореплавания Пиренейского полуострова , Европы и Средиземноморья , а также у коренных народов Чили.

Доколумбовые времена

[ редактировать ]
Реконструкция далки , типа пироги , которая использовалась на архипелаге Чилоэ как испанцами, так и уильишами, которые переняли ее у Чоно . народа

На архипелаге Чилоэ судно под названием « далка в доколумбовые времена было широко распространено ». Далька делались из досок и в основном использовались для мореплавания, а вампу использовались для навигации по рекам и озерам. Неизвестно, какими веслами предположительно пользовались ранние мапуче. [1]

Полинезийские мореплаватели

[ редактировать ]

В 2007 году были обнаружены доказательства, свидетельствующие о доколумбовых контактах между полинезийцами из западной части Тихого океана и народом мапуче. Куриные кости, найденные на раскопке Эль-Ареналь на полуострове Арауко в Южную Америку до Колумба , в районе, населенном мапуче, подтверждают завоз курицы . [2] Кости, найденные в Чили, были датированы радиоуглеродом между 1304 и 1424 годами, до прибытия испанцев. кур Взятые последовательности ДНК были сопоставлены с последовательностями ДНК кур, живущих на территории современного Американского Самоа и Тонга ; они не соответствовали ДНК европейских кур. [2] [3] Но в более позднем отчете в том же журнале, оценивающем ту же мтДНК, был сделан вывод, что образцы чилийских кур группируются с последовательностями европейских/индийских субконтинентальных/юго-восточных азиатских стран. Таким образом, он не поддерживает завоз кур из Полинезии в Южную Америку. [4]

В декабре 2007 года несколько человеческих черепов с полинезийскими чертами, такими как пятиугольная форма, если смотреть сзади, были найдены лежащими на полке в музее в Консепсьоне . Оказалось, что эти черепа принадлежат жителям острова Моча , острова недалеко от побережья Чили в Тихом океане, на котором сегодня живут мапуче. Профессор Лиза Матису-Смит из Университета Отаго и Хосе Мигель Рамирес Алиага из Университета Вальпараисо надеются вскоре заключить соглашение с местными жителями острова Мокко о начале раскопок с целью поиска на острове останков полинезийцев. [5]

Колониальное Чили (1520–1810)

[ редактировать ]

В связи с завоеванием Чили была предпринята серия морских экспедиций, первые три из которых; Хуан Баутиста Пастене (сентябрь 1544 г.), Франсиско де Уллоа (ноябрь 1553–1554 гг.) И Хуан Ладрильеро (1557–1558 гг.). [6] Все это были исследовательские экспедиции, стремившиеся достичь Магелланова пролива из тихоокеанских портов Чили. [6]

Испанская морская политика

[ редактировать ]

В XVI и XVII веках Испания считала Тихий океан Mare clausum – морем, закрытым для других военно-морских держав. единственный известный вход из Атлантики, Магелланов пролив, время от времени патрулировался флотом, посланным для предотвращения входа неиспанских кораблей. На западной оконечности Тихого океана голландцы угрожали испанским Филиппинам . [7]

Верфи в Чили

[ редактировать ]

В 18 веке судостроительная промышленность Вальдивии , один из основных видов экономической деятельности города, достигла своего пика, строя многочисленные корабли, включая фрегаты . [8] [9] Другие верфи Чили включали верфи Консепсьона и архипелага Чилоэ . [10] Верфи Чилоэ строили большую часть кораблей в Чили до середины 18 века. [10] В 1794 году в устье реки Мауле (ныне Конститусьон ) была основана новая верфь. [10] Несмотря на то, что некоторые мореплаватели утверждали, что в Вальдивии условия лучше, чем в Гуаякиле в Эквадоре, этот последний порт был главной испанской верфью в Тихом океане. [8] [10]

Независимость и республика (1810 – настоящее время)

[ редактировать ]

На более поздних этапах войны за независимость Чили было задумано, что стране нужен военно-морской флот, чтобы взять под контроль Чили районы, до которых невозможно добраться по суше, такие как архипелаг Чилоэ и Вальдивия . Недавно сформированный чилийский флот был передан под командование лорда Кокрейна , который ввел британские обычаи. Чилийскому флоту удалось захватить Вальдивию и высадить чилийско-аргентинскую армию в Перу для дальнейшей борьбы с роялистами.

Позже чилийский военно-морской флот участвовал в войне Конфедерации , войне за острова Чинча , войне на Тихом океане и гражданской войне в Чили 1891 года . Военно-морской флот также сыграл важную роль в взятии Магелланова пролива и острова Пасхи под контроль Чили в 1843 и 1888 годах соответственно.

Во второй половине XIX века чилийский флот начал серию исследований Патагонских архипелагов . Эти исследования были вызваны несколькими факторами, включая установление чилийского правления в Магеллановом проливе , рост торговли с Европой и пограничные споры с Аргентиной в Патагонии.

Чилийский флот прошел испытания в войне (1836–1883 ​​гг.)

[ редактировать ]

Война Конфедерации (1836–39)

[ редактировать ]

Война за острова Чинча (1864–66)

[ редактировать ]

Война на Тихом океане (1879–1883)

[ редактировать ]
Морское сражение при Икике 1879 года, изображенное на снимке, ежегодно 21 мая в Чили отмечается как государственный праздник, а власти называют май месяцем моря.

Когда Тихоокеанская война между Чили и альянсом Боливии и Перу вспыхнула на нескольких дорогах и железнодорожных линиях, спорную, почти безводную и практически незаселенную пустыню Атакама оказалось трудно оккупировать. С самого начала превосходство на море было решающим. [11] Ранее, Чили блокировала перуанский порт Икике . 5 апреля, [12] После первого морского столкновения между Чили и Перу в нерешительной битве при Чипане (12 апреля 1879 г.) битва при Икике (21 мая 1879 г.) оказалась одним из самых запоминающихся сражений войны, когда Уаскар вступил в бой и потопил « Эсмеральду» ; Во время боя чилийский командир Артуро Прат был смертельно ранен при попытке подняться на борт « Уаскара» . После этого Грау приказал спасти оставшихся чилийских моряков. [13] Тем временем « Индепенденсия» преследовала шхуну «Ковадонга» , пока более тяжелая «Индепенденсия» не столкнулась с затопленной скалой и не затонула на мелководье возле Пунта-Груэса . Это морское сражение принесло Перу тактическую победу, остановив блокаду Икике. Тем не менее, это была пиррова победа ; гибель « Индепенденсии» , одного из важнейших кораблей Перу, стала смертельным ударом. [14]

Битва при Ангамосе 8 октября 1879 года оказалась решающей. [15] В этом бою чилийскому флоту удалось захватить « Уаскар» после нескольких часов ожесточенного боя, несмотря на попытки оставшегося экипажа затопить его. [16] Мигель Грау погиб во время боевых действий, но его деяния сделали его национальным героем Перу. [17] После потери «Уаскара » перуанский флот все же провел несколько успешных действий, особенно во время морского сражения при Арике (27 февраля 1880 г.) и второго морского сражения при Арике (17 марта 1880 г.). [18] но оставшиеся части были заперты в главном порту во время длительной блокады Кальяо . Когда столица Перу Лима пала после сражений при Сан-Хуане и Мирафлоресе, перуанские военно-морские офицеры затопили весь флот , чтобы предотвратить его захват чилийскими войсками. [19]

Тихоокеанская гегемония (1883–90)

[ редактировать ]

В марте 1885 года Колумбия сократила свое военное присутствие в Панаме, отправив дислоцированные там войска для борьбы с повстанцами в Картахене . [20] [21] Эти благоприятные условия спровоцировали восстание в Панаме. [20] Военно-морской флот США был отправлен туда для поддержания порядка, ссылаясь на свои обязательства по договору, подписанному в 1846 году. [20] >

В ответ на американское вмешательство Чили направила защищенный крейсер «Эсмеральда» в Панама-Сити , прибывший 28 апреля. [21] » Капитану «Эсмеральды было приказано любыми средствами остановить возможную аннексию Панамы Соединенными Штатами. [22] Согласно американскому изданию в августе 1885 года, сразу после событий в Панаме, «[Эсмеральда ] может уничтожить весь наш флот, корабль за кораблем, и к ней никогда не прикоснутся». [21]

После визитов военно-морского флота на остров Пасхи в 1875 и 1887 годах чилийскому военно-морскому офицеру Поликарпо Торо удалось договориться о включении острова в состав Чили с коренным народом Рапануи в 1888 году. Оккупировав остров Пасхи, Чили присоединилась к имперским странам. [23] К 1900 году почти все острова Тихого океана находились под контролем Великобритании, Франции, США, Германии, Японии и Чили. [24]

Полинезийская торговля и аннексия острова Пасхи

[ редактировать ]

В Океании Франция заняла лидирующее положение как имперская держава после того, как Таити и Новой Каледонии соответственно. в 1842 и 1853 годах установила протектораты [24]

Интерес Чили к экспансии на острова Тихого океана восходит к президентству Хосе Хоакина Прието (1831–1841) и идеологии Диего Порталеса , который считал, что экспансия Чили в Полинезию была естественным следствием ее морской судьбы. [25] [А] Тем не менее, первый этап экспансии страны в Тихий океан начался только десять лет спустя, в 1851 году, когда — в ответ на американское вторжение на острова Хуана Фернандеса — правительство Чили официально организовало острова в подчинение Вальпараисо . [27] В том же году экономический интерес Чили к Тихоокеанскому региону возобновился после того, как ее торговому флоту на короткое время удалось создать рынок обмена сельскохозяйственными товарами, который соединил калифорнийский порт Сан-Франциско с Австралией . [28] К 1861 году Чили создала прибыльное предприятие по всему Тихому океану, ее национальная валюта широко обращалась по всей Полинезии, а ее купцы торговали на рынках Таити , Новой Зеландии , Тасмании , Шанхая ; переговоры были также проведены с испанскими Филиппинами , и, как сообщается, между чилийскими и американскими китобоями произошли стычки в Японском море . Этот период закончился в результате разрушения чилийского торгового флота испанскими войсками в 1866 году во время войны на островах Чинча . [29]

Полинезийские устремления Чили снова пробудились после решающей победы страны над Перу в Тихоокеанской войне , в результате которой чилийский флот стал доминирующей морской силой на тихоокеанском побережье Америки. [25] Вальпараисо также стал самым важным портом на тихоокеанском побережье Южной Америки, предоставляя чилийским купцам возможность находить рынки в Тихом океане для своих новых минеральных богатств, приобретенных в Атакаме. [30] В этот период чилийский интеллектуал и политик Бенхамин Викунья Макенна (который занимал пост сенатора Национального конгресса с 1876 по 1885 год) был влиятельным голосом в пользу чилийского экспансионизма в Тихоокеанском регионе - он считал, что открытия Испании в Тихом океане были украдены. британцами, и предполагал, что обязанностью Чили было создать империю в Тихом океане, которая достигла бы Азии . [25] В контексте этого империалистического пыла в 1886 году капитан Поликарпо Торо чилийского флота предложил своему начальству аннексию острова Пасхи ; предложение, которое было поддержано президентом Хосе Мануэлем Бальмаседа из-за очевидного стратегического положения и экономической ценности острова. После того, как в 1887 году Торо передал права на разведение овец на острове от предприятий, базирующихся на Таити, чилийской компании Williamson-Balfour Company , процесс аннексии острова Пасхи завершился подписанием «Соглашения о завещаниях» между вождями Рапа-Нуи и Торо. от имени правительства Чили в 1888 году. [31] Оккупировав остров Пасхи, Чили присоединилась к имперским странам. [23]

К 1900 году почти все острова Океании находились под контролем Великобритании, Франции, США, Германии, Японии, Мексики, Эквадора и Чили. [24]

[ редактировать ]
[ редактировать ]

цунами 1960 года

[ редактировать ]

22 мая 1960 года чилийское побережье от острова Моча (38° ю.ш.) и до региона Айсен (45° ю.ш.) было разрушено цунами, вызванным землетрясением в Вальдивии 1960 года . Дальше на север порт Талькауано не пострадал, а лишь подвергся небольшому наводнению. Несколько буксиров и небольших парусников застряли на острове Рокуант . [32]

В небольшом порту Баия-Манса вся новая инфраструктура была разрушена цунами, достигавшим в этом месте высоты до 10 метров над уровнем моря . лодка «Изабелла» потеряла якоря. Находившаяся в это время в порту [32]

На реке Вальдивия и в заливе Коррал в результате землетрясения потерпело крушение несколько судов, в том числе «Аргентина» , «Канелос» , «Карлос Хавербек» , «Мелита» и спасенные остатки «Пенко» . «Канелос» стоял на якоре в Коррале Когда произошло землетрясение, и загружал груз древесины и других товаров, направлявшихся в северное Чили. В связи с этим событием двигатель Канелоса был прогрет. После нескольких часов дрейфа в заливе Коррал и на реке Вальдивия корабль потерпел крушение и был оставлен командой в 18.00. Двое мужчин на борту «Канелоса» погибли. По состоянию на 2000 год остатки Канелоса все еще видны. Сантьяго , еще один корабль, стоявший на якоре в Коррале к моменту землетрясения, сумел покинуть Коррал в плохом состоянии, но 24 мая потерпел крушение у берегов острова Мокка. [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам экономиста Неантро Сааведра-Ривано: «Из всех стран Латинской Америки Чили на протяжении всей своей истории наиболее явно и последовательно выражала свое призвание как тихоокеанская нация и действовала в соответствии с этой концепцией». [26]
  1. ^ Бенгоа 2003 , стр. 72–74.
  2. ^ Jump up to: а б Стори, А.А.; Рамирес, Дж. М.; Кироз, Д.; Берли, Д.В.; Эддисон, диджей; Уолтер, Р.; Андерсон, Эй Джей; Хант, ТЛ; Афины, Дж.С.; Хайнен, Л.; Матисоо-Смит, Э.А. (2007). «Радиоуглеродные и ДНК-доказательства завоза полинезийских кур в Чили доколумбовой эпохи» . Труды Национальной академии наук . 104 (25): 10335–10339. дои : 10.1073/pnas.0703993104 . ЧВК   1965514 . ПМИД   17556540 .
  3. ^ Уиппс, Хизер (4 июня 2007 г.). «Куриные кости позволяют предположить, что полинезийцы основали Америку до Колумба» . Живая наука . Проверено 5 июня 2007 г.
  4. ^ Гонгора, Дж.; Роуленс, Нью-Джерси; Мобеги, Вирджиния; Цзяньлинь, Х.; Алькальд, Дж.А.; Матус, Дж. Т.; Ханотт, О.; Моран, К.; Остин, Джей-Джей; Ульм, С.; Андерсон, Эй Джей; Ларсон, Г.; Купер, А. (2008). «Индоевропейское и азиатское происхождение чилийских и тихоокеанских кур, выявленное с помощью мтДНК» . Труды Национальной академии наук . 105 (30): 10308–10313. дои : 10.1073/pnas.0801991105 . ПМЦ   2492461 . ПМИД   18663216 .
  5. ^ Лоулер, Эндрю (11 июня 2010 г.). «За пределами Кон-Тики : плавали ли полинезийцы в Южную Америку?» . Наука . 328 (5984): 1344–1347. дои : 10.1126/science.328.5984.1344 . ПМИД   20538927 .
  6. ^ Jump up to: а б Баррос, Хосе Мигель (1981). «Экспедиция к Магелланову проливу в 1553 году: Херонимо де Вивар и Эрнандо Гальего» (PDF) . Анналы Института Патагонии . 12 :31–40.
  7. ^ Литл Шурц, Уильям (1922), «Испанское озеро», The Hispanic American Historical Review , 5 (2): 181–194, doi : 10.2307/2506024 , JSTOR   2506024
  8. ^ Jump up to: а б Гуарда 1973 , стр. 45–47.
  9. ^ Изабель, Монт Пинто (1971). Краткая история Вальдивии . п. 55.
  10. ^ Jump up to: а б с д Леон Саенс, Хорхе (2009), «Верфи и морская промышленность в Тихоокеанском регионе Америки: с 16 по 19 века» , Diálogos, Electronic Magazine of History , 10 (1): 44–90
  11. ^ Фаркау 2000 , стр. 65.
  12. ^ Лопес Уррутиа, Карлос (2003). Война на Тихом океане, 1879–1884 гг . Редакция Ристре. стр. 37–42. ISBN  9788493271336 . Проверено 17 января 2010 г.
  13. ^ Фаркау 2000 , стр. 74.
  14. ^ Спила, Бенедетто (1883). Чили в войне на Тихом океане . Вальпараисо, Чили: Impr. Нового Меркурия. п. 94 . Проверено 17 января 2010 г.
  15. ^ Луна-Вегас, Эмилио (1978). Касерес, военный гений . Перу: Редакционный книжный магазин Minerva-Miraflores. п. 19 . Проверено 22 июля 2009 г.
  16. ^ Вальдес Вергара, Франсиско (1908). История Чили для начального образования . Калифорния: Общество «Вселенная печати и литографии». п. 319 . Проверено 22 июля 2009 г.
  17. ^ Милла Батрес 1994 , с. 73
  18. ^ Элайджа Мургия, Юлиус Дж. (1980). Перуанские моряки в Арике Перу: Институт историко-морских исследований Перу. п. 38 . Получено 22 . июля
  19. ^ Пас Сольдан, Хуан Педро (июль 1919 г.). «Гибель перуанской эскадры – 16 января 1881 года» . El Mercurio Peruano — Ежемесячный журнал социальных наук и литературы . III (13). Лима, Перу: 44–47 . Проверено 24 сентября 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Уикс, Дэниел Х. (1980). «Генеральная репетиция: вторжение США на Панамский перешеек, 1885 год». Тихоокеанский исторический обзор . 49 (4): 581–605. дои : 10.2307/3638968 . JSTOR   3638968 .
  21. ^ Jump up to: а б с Тромбен, капитан Карлос (апрель 2002 г.). «Военно-морское присутствие: крейсер Эсмеральда в Панаме» (PDF) . Международный журнал военно-морской истории . 1 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2014 г. Проверено 29 октября 2014 г.
  22. ^ Сатер 1990 , стр. 52.
  23. ^ Jump up to: а б Сатер 1990 , стр. 53.
  24. ^ Jump up to: а б с Бернард Экклстон, Майкл Доусон. 1998. Азиатско-Тихоокеанский профиль . Рутледж. п. 250.
  25. ^ Jump up to: а б с Баррос 1970 , с. 497.
  26. ^ Сааведра-Ривано 1993 , с. 193.
  27. ^ Баррос 1970 , стр. 213–214.
  28. ^ Баррос 1970 , с. 213.
  29. ^ Баррос 1970 , с. 214.
  30. ^ Дельсинг 2012 , с. 56.
  31. ^ См.:
  32. ^ Jump up to: а б с Варгас Саес, Хуан Франциско (2000). История Чилийского моря: некоторые морские происшествия, произошедшие в 20 веке (на испанском языке). Вальпараисо , Чили. стр. 391–398. ISBN  978-956-288-739-7 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d88fb3bbbf33016d63dfbf75e496ea07__1714594560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/07/d88fb3bbbf33016d63dfbf75e496ea07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maritime history of Chile - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)