Jump to content

Чилийцы

Чилийцы
Чилийцы   ( испанский )
Карта чилийской диаспоры
Общая численность населения
19,212,362 [а]
Регионы со значительной численностью населения
 Чили        18 175 016 [1] [2]
Общая диаспора 1,037,346 [3]
 Аргентина 439,582 [3]
 Соединенные Штаты 138,969 [3]
 Испания 106,060 [3]
 Швеция 56,138 [3]
 Канада 45,190 [3] [4]
 Австралия 37,608 [3]
 Франция 30,325 [3]
 Бразилия 26,039 [3]
 Венесуэла 23,296 [3]
 Германия 19,702 [3]
 Италия 3.199 (2023) «Чилийцы 2023» .
 Норвегия 10,083 [3]
 Великобритания 9,000 [3]
 Португалия 8,400 [3]
 Мексика 6,404 [5]
 Нидерланды 4,413 [3]
 Новая Зеландия 2,959 [3]
 Дания 2,522 [3]
 ЮАР 1,000 [3]
Другие страны вместе взятые 125,324 [3]
Языки
Чилийский испанский
Религия
Преимущественно христиане [6]
Меньшинство нерелигиозное или беспартийное (25%) [6]
Родственные этнические группы

а. ^ По состоянию на 31 декабря 2019 г. . На основе прогнозируемой численности населения Чили по состоянию на 31 декабря 2019 года (19 283 722 человека) минус нечилийское население, проживающее в Чили по состоянию на 31 декабря 2019 года (1 492 522 человека), плюс чилийское население, проживающее за границей по состоянию на 2016 год (1 037 346 человек).

Чилийцы ( испанский : Chilenos , произносится [tʃiˈlenos] ) — этническая группа и нация, проживающая в стране Чили и соседних с ней островных территориях . Большинство чилийцев имеют общую культуру , историю , происхождение и язык . Подавляющее большинство чилийцев являются продуктом разной степени смешения европейских мапуче этнических групп (преимущественно басков и испанцев народами, коренными для современной территории Чили (преимущественно ) с ). Чили — многоязычное и мультикультурное общество, но для подавляющего большинства чилийцев испанский является родным языком и они либо христиане, либо имеют христианское культурное происхождение.

Однако многие чилийцы отождествляют свою национальность не с этнической принадлежностью, а с гражданством и преданностью Чили. Это произошло из-за иммиграции в Чили на протяжении всей ее истории, и, таким образом, термин «чилийский» теперь может также включать людей, идентифицирующих себя со страной, чьи связи могут быть не этническими, а культурными, историческими, юридическими или местом проживания. Для большинства современных чилийцев существуют некоторые или все эти связи, которые в совокупности являются источником их чилийской идентичности.

генетического компонента чилийцев Существует сильная корреляция между соотношением европейского и местного и их социально-экономическим положением. [7] [8] Существует отмеченный континуум [8] существует между низшими классами с высоким компонентом коренного происхождения и высшими классами с преобладающим компонентом европейского происхождения. Коренная наследственность, будь то культурная или генетическая, наиболее выражена в сельских районах и в таких аспектах культуры, как чилийская кухня и чилийский испанский язык . Хотя иммигранты после обретения независимости никогда не составляли более 2% населения, сейчас существуют сотни тысяч чилийцев с немецким языком , [9] Британский, французский, хорватский, итальянский или палестинский [10] происхождения, хотя они также в основном были смешанными браками с другими группами внутри страны.

Хотя большинство чилийцев проживают в Чили, значительные общины были созданы во многих странах, особенно в Аргентине . [11] Соединенные Штаты , [12] Австралия и Канада и страны Европейского Союза . Несмотря на небольшую численность, чилийцы также составляют значительную часть постоянного населения Антарктиды и Фолклендских островов (см.: Чилийцы на Фолклендских островах ). [13]

Этнический состав

[ редактировать ]

Как и в других странах Латинской Америки , в Чили с самого начала испанской колонизации и заселения смешанные браки или метисы были скорее нормой, чем исключением. Сегодня этническая и расовая самоидентификация очень изменчива и может различаться у членов одной семьи, включая братьев и сестер одного и того же происхождения. [ нужна ссылка ] Это продиктовано не только строгим внешним видом и, в более широком смысле, происхождением (фактическим или предполагаемым), но и культурными моделями , социальным классом , богатством и доступом, языком и преобладающими предубеждениями эпохи. [ нужна ссылка ] Именно эти факторы действительно способствуют значительному разбросу цифр этнической структуры от одного источника к другому. Кроме того, эти различные цифры относятся к разным, даже если часто пересекающимся, концепциям: включая расовые и этнические категории, самоидентичность и генетические данные, а также категории, обусловленные культурой. Эти понятия не следует путать, и рисунки, представленные в одном источнике, могут не соответствовать рисункам понятий из другого источника.

Так, например, исследований UNAM профессор латиноамериканских Франсиско Лискано в своих социальных исследованиях подсчитал, что преобладающие 52,7% населения Чили можно отнести к европейцам , а примерно 44% - к метисам . [14] Другие социальные исследования показывают, что общее количество белых превышает 60 процентов. [15] В некоторых публикациях, таких как ЦРУ Всемирная книга фактов , утверждается, что все население в совокупности состоит из 95,4% «белых и белых индейцев» и 4,6% коренных народов. Эти цифры основаны на национальной переписи населения, проведенной в 2002 году, в которой население классифицировалось как коренное и некоренное, а не как белое или метисы. [16]

Несмотря на это, чилийский исследователь в 2015 году заявил, что «не существует чилийцев без индейского или европейского происхождения». [17]

Предки и генетика

[ редактировать ]
Общие генетические предки
  • 67,9% европейцы; 32,1% коренные жители; (Валенсуэла, 1984): Социогенетическая справочная система для исследований общественного здравоохранения в Чили , источник: Revista Chilena de Pediatría. [18] [19]
  • 64,0% европейцы; 35,0% коренные жители; (Cruz-Coke, 1994): Генетическая эпидемиология единичных генных дефектов в Чили , fuente: Universidad de Чили . [20]
  • 57,2% европейцы; 38,7% коренные жители; 2,5% африканцы; 1,7% азиаты; (Homburger et al., 2015): Genomic Insights in the Ancestory and Demographic History of South America , fuente: PLOS ONE Genetics . [21]
  • Исследование аутосомной ДНК , проведенное в 2014 году, показало, что в Чили имеется генофонд, в среднем состоящий из 51,85% (± 5,44%) европейской ДНК, 44,34% (± 3,9%) коренной и 3,81% (± 0,45%) африканской ДНК. [22] Генетическое исследование проводилось во всех регионах Чили, и хотя оно «подтвердило преобладание метисов в Чили», [23] он также обнаружил, что «присутствие коренных народов на территории Чили отмечено кривой. На севере, между Арикой и Кокимбо , и на юге, между Ла-Арауканией и Айсеном , гены коренных индейцев превышают 50%. Только в центральном регионе и на крайнем юге европейский компонент превосходит [индейский компонент]». [24] Однако большая часть населения Чили сосредоточена в центральных регионах страны.
Другие темы генетики

В городах с исторически более высокой долей европейской иммиграции, таких как Консепсьон на юге центральной части Чили, средний генофонд среднего класса составлял 75% европейцев и 25% ДНК коренных народов, тогда как в Вальпараисо средний генофонд среднего класса составлял 77% европейцев и 23% ДНК коренных народов. [25] Напротив, в южных и северных регионах страны коренной компонент превзошел европейский компонент.

Чилийские студенты в Сантьяго-де-Чили

Сантьяго, Соответствующие генетические исследования, проведенные на мтДНК и Y-ДНК обнаружили половую предвзятость в этническом происхождении этих полоспецифичных хромосом. Сантьяго Таким образом, во всех социальных классах подавляющее большинство 84% митохондриальной ДНК (наследуемой только от матери к ребенку) имеет коренное происхождение, тогда как Y-хромосома (наследуемая только от отца к сыну) имеет около 70% европейского происхождения. [26] и от 6% до 15% коренных народов, в зависимости от района города. [27] Результаты указывают на гендерную асимметричную модель сексуальных отношений, приводящую к деторождению в истории Чили.

на генотипическом Однако (генетическом) уровне люди во всех группах, несмотря на их классификацию по фенотипу (внешности), тем не менее, будут содержать примесь, а не только те, кто имеет стереотипно метисную внешность. Таким образом, в Чили три группы — фенотипически «белые», «метисы» и «аборигены» — будут представлять собой генетический континуум, а не изолированные группы, включая присутствие некоторой ДНК коренных народов у чилийцев, которые кажутся более европейскими и некоторыми европейскими. ДНК чилийцев, которые кажутся более коренными.

Расовые самовосприятия

[ редактировать ]

Национальный опрос 2002 года показал, что незначительное большинство в 51,7% чилийцев заявили, что, по их мнению, обладают «коренной кровью». Около 43,4% респондентов заявили, что, по их мнению, у них есть «какое-то» индейское происхождение, а еще 8,3% считали, что у них «большое» индейское происхождение, но 40,3% ответили, что, по их мнению, у них нет индейского происхождения. [28] Несмотря на то, что большинство чилийцев признают, что у них есть по крайней мере какое-то индейское происхождение, если их спросить, многие чилийцы просто идентифицируют себя как белые.

Так, в опросе Latinobarómetro 2011 года , в котором респондентов в Чили спрашивали, к какой расе они себя относят, большинство в 67% ответили «белые», 25% ответили «метисы», а 8% отнесли себя к «коренным народам». [29]

Этнографическая история Чили

[ редактировать ]

Испанцы, метисы и коренные народы

[ редактировать ]
Сельское население в XIX веке, Клаудио Гей.
Чилийцы несут флаги в Национальном заповеднике Майпу

По крайней мере, 12 000 лет многочисленные коренные народы селились в центральной и южной части Чили. Преобладающие мапуче составляли подавляющее большинство населения вплоть до испанского завоевания . В колониальный период отправляла войска в Америку испанская корона для защиты отдаленных колоний. Испанцы иммигрировали из всех регионов Испании, особенно из Андалусии , Эстремадуры , Страны Басков , Астурии , Наварры и Кастилии . Из испанцев многие иммигранты в конечном итоге поселились в Чили после сопротивления мапуче завоеванию .

Коренное население Пикунче в Центральном Чили исчезло в результате процесса метисов, постепенно покидая свои деревни ( пуэбло-де-индиос ) и поселившись в близлежащих испанских гасиендах. Здесь пикунчи смешались с разрозненными коренными народами, привезенными из: Араукании ( Мапуче ), Чилоэ ( Уильиче , Кунко , Чоно , Пояс). [30] ) и Аргентина ( Уарпе [31] ). [32] Немногочисленные пикунчи, оторванные от земель своих предков и разбавленные метисами, а их потомки утратили свою коренную идентичность. [32]

Правительство Агустина де Хареги , правившее примерно в 1777–1778 годах, приказало провести первую всеобщую перепись населения. Перепись подтвердила, что в то время в общей сложности проживало 259 646 жителей, из которых 73,5% были отнесены к европеоидам, 9,8% - к африканцам , 8,6% - к индейцам и 7,8% - к метисам. В 1784 году Франсиско Уртадо, губернатор провинции Чилоэ , провел перепись населения в Чилоэ, которая насчитывала 26 703 жителя, из которых около 64,4% относились к испанцам («испанцы», европеоиды и смешанные метисы), а 33,5% считались индио ( «Индейцы»). [ нужна ссылка ] Метисы первого поколения произошли в основном от общения испанских мужчин и женщин из числа коренного населения. [33] Напротив, союз коренных мужчин и испанских женщин был редким, но не чем-то неслыханным. [33] [34]

епархия В 1812 году Консепсьонская провела перепись к югу от реки Мауле ; однако сюда не входило коренное население, численность которого на тот момент оценивалась в 8000 человек, а также жители провинции Чилоэ. Общая численность населения составила 210 567 человек, из которых 86,1% составляли коренные испанцы, 10% - индейцы, а остальные 3,7% - выходцы из Африки, мулатов и метисов. [35] Другие оценки конца 17 века показывают, что максимальная численность населения достигла 152 000 человек, включая 72% белых и метисов, 18% индейцев и 10% чернокожих и мулатов. [36]

На протяжении многих лет поселенцы испанского происхождения и религиозные ордены импортировали в страну африканских рабов, которые в начале 19 века составляли 1,5% населения страны. [37] Несмотря на это, афро-чилийское население было небольшим: в колониальный период его высота составляла всего 2500 человек — или 0,1% от общей численности населения. [38] Рождаемость среди чернокожих была низкой. По мнению Серхио Вильялобоса, это могло быть связано с тем фактом, что чернокожие женщины и мужчины часто были разделены из-за их рабского труда и нерешительности других расовых групп взаимодействовать с ними. [33]

Чилийцы в метро Сантьяго-де-Чили.

В 18 веке многие испанские граждане (в основном баскского происхождения) въехали в страну, в частности, привлеченные либерализацией торговли, проведенной в то время испанской короной. По оценкам, в конце 18 века потомки басков составляли 27% от общей численности населения. [39] Большинство баскских иммигрантов первоначально занимались малым бизнесом, хотя другие достигли более высокого уровня благосостояния. Криолло Многие из них смешались с аристократией кастильского происхождения, владевшей большей частью земли. Это привело к появлению кастильско-баскской аристократии , которая позже составила основу чилийского правящего класса; другие баски также интегрировались с метисами кастильского происхождения, в результате чего образовался современный чилийский средний класс. Число потомков басков в Чили оценивается в 10% населения (1,7 миллиона). [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46]

Европейские и соседние иммигранты

[ редактировать ]

После обретения Чили независимости последовательные волны испанцев , итальянцев , ирландцев , французов , греков , немцев , британцев , голландцев , хорватов , русских , поляков , венгров , португальцев и жителей Ближнего Востока иммигрировали в страну.

В 1848 году произошла значительная немецкая иммиграция , заложившая основу немецко-чилийского сообщества. В рамках спонсируемой правительством программы, направленной на колонизацию южного региона, немцы (включая немецкоязычных швейцарцев , силезцев , эльзасцев , австрийцев и судетских немцев ) колонизировали юг и с тех пор повлияли на культурный и расовый состав южных провинций Чили. . По оценкам, от 150 000 до 200 000 чилийцев могли иметь немецких предков. [47]

Около 700 000 чилийцев, или 5% населения Чили, имеют арабское происхождение. [48] Из этих 500 000 являются потомками палестинцев . [48] [49] [50] [51] [52] [53]

Другие исторически значимые группы иммигрантов включают: Хорватов , численность которых сегодня оценивается в 380 000 человек, около 2,4% населения. [54] [55] 4,6% населения Чили имеют хорватское происхождение . [56] Более 700 000 чилийцев, 4,5% населения Чили, имеют британское ( английское , шотландское и валлийское ) происхождение. [57]

Пуэрто-Варас на юге Чили демонстрирует немецкое влияние в своей архитектуре.

От 90 000 до 120 000 чилийцев имеют греческое происхождение. [58] Большинство из них живут либо в районах Сантьяго , либо в Антофагасте . Чили входит в пятерку стран с наибольшим количеством греков в мире. [59] Численность швейцарцев составляет около 90 000 человек. [60] Около 5% населения Чили имеют французское происхождение . [61] От 600 000 до 800 000 – итальянцы . Другие европейские группы встречаются в меньшем количестве.

Европейские иммигранты изменили страну в культурном , экономическом и политическом отношении . Европейская эмиграция в Чили и, в меньшей степени, прибытие с Ближнего Востока во второй половине XIX и XX веков была наиболее значимой в Латинской Америке. [62] [63] второй после того, что произошло на атлантическом побережье Южного конуса (т.е. в Аргентине и южной Бразилии ). [64]

Эти европейские этнические группы вступили в смешанные браки, тем самым размывая различные культуры, происхождение и идентичность стран происхождения и сливая их друг с другом. Эти смешанные культуры формируют общество и культуру чилийского среднего и высшего классов. [41] Европейцы до сих пор сохранили элементы себя, поэтому они наслаждаются оригинальными европейскими культурными практиками, такими как британский послеобеденный чай и печенье, французские запеканки и кофе, немецкие пирожные и колбасы, а также итальянские макароны и минеральные воды. Культурные влияния также можно увидеть в архитектуре городов. Чилийская народная культура не принимается, поскольку она является ответвлением культуры испанцев , заселивших страну в колониальный период.

Латиноамериканские иммигранты

[ редактировать ]

С 1990 года, с падением диктатуры Аугусто Пиночета и возвращением к демократии, а также последующим социально-экономическим развитием страны, в Чили стало прибывать значительное количество иммигрантов из различных стран Латинской Америки. Это около 1 200 000 человек (2017 г.), что соответствует 7% населения, проживающего в стране. [65] В их состав входили 288 233 венесуэльца, 223 923 перуанца, 179 338 гаитян, 146 582 колумбийца, 107 346 боливийцев, 74 713 аргентинцев, 36 994 эквадорца, 18 185 бразильцев, 17 959 доминиканцев, 15 837 кубинцев и 8,97 5 мексиканцев. [66]

Это повлекло за собой изменение облика некоторых районов («коммун») страны, где сосредоточено их количество. В таких районах, как Сантьяго Чентро и Индепенденсия , треть всех жителей (28% и 31% соответственно) родились за границей. [67] Другими коммунами Большого Сантьяго с большим количеством иммигрантов являются Центральный вокзал (17%) и Реколета (16%). [68] В северных регионах, таких как регион Антофагаста , 17,3% населения составляют иностранцы из Латинской Америки, с такими коммунами, как Оллагуэ (31%), Медхильонес (16%), Сьерра-Горда (16%) и Антофагаста (11%), с высокий процент иммигрантов из Латинской Америки, в основном боливийцев, колумбийцев и перуанцев. [69]

Коренные чилийцы

[ редактировать ]
Женщина мапуче в традиционной одежде.
Люди Рапа Нуи

После обретения Чили независимости в 1810-х годах другие чилийцы начали воспринимать мапуче как чилийцев, что контрастировало с предыдущим восприятием их как отдельного народа или нации. [70]

Хотя коренные народы, такие как мапуче и аймара, в некоторых ситуациях противопоставляются чилийцам, эти два демонима не являются взаимоисключающими и довольно часто используются в комбинации. Например, «чилийский аймара» можно использовать для контраста с аймарами, живущими в Боливии или Перу.

По переписи 1907 года было зарегистрировано 101 118 индейцев, или 3,1% от общей численности населения страны. Рассматривались только те, кто исповедовал свою родную культуру или говорил на своем родном языке, независимо от их «расовой чистоты». [71]

По переписи 2002 г. люди, объявившие себя коренными, составили 4,6% населения (692 192 человека); из них 87,3% объявили себя мапуче. [72] Как и в случае с чилийцами другого происхождения, большинство мапуче имеют разную степень смешанного происхождения.

Некоторые коренные народы Чили исчезли в результате аккультурации и смешанного брака, как в случае с народами Пикунчес , Диагуитас и Чонос , тогда как большое количество селкнамов или онас исчезло в результате истребления, проведенного поселенцами на Огненной Земле в начале 20 века. Другими факторами, способствовавшими их исчезновению, были болезни, завезенные европейцами, такие как оспа .

По данным переписи 2017 года, 12,8% населения Чили, 1 842 607 человек в возрасте 14 лет и старше, объявляют себя коренными народами. Из общей численности коренного населения 79,8% объявили себя мапуче; 7,2%, аймара ; 4,1%, Диагита ; 1,6%, кечуа ; 1,4%, Атакаменьо ; 0,9%, Колла ; 0,4%, Рапа-Нуи ; 0,1% — Кавескар и 0,1% — Яган . 1,3% идентифицировали себя с другими и 3,1% идентифицировали себя как коренные народы, но не указано, с какими именно.

Религия (перепись 2002 г.) [73] %
Католик 70%
Протестант или евангелист 15%
Атеист /Нет или Агностик 8%
Другие 7%
Религия (опрос 2015 г.) [74] %
Католик 55%
Атеист /Нет или Агностик 25%
Протестант или евангелист 13%
Другие 7%

Культура

[ редактировать ]
Ла Замакуэка , 1873 год, автор Мануэль Антонио Каро.
Чилийские хуасо , 1836 год, автор Иоганн Мориц Ругендас.

Народная культура Чили имеет в основном испанское происхождение, особенно культура хуасо центральной части страны, поскольку она возникла в колониальный период из-за разведения крупного рогатого скота. Таким образом, ее можно считать ответвлением испанской популярной культуры 17-18 веков, как и народные культуры остальной части Латинской Америки, а также ее прямых потомков, андалузскую и кастильскую народные культуры. Андалузские формы одежды хуасо очевидны для европейцев, а музыка и танцы демонстрируют испанское происхождение, хотя оба они были адаптированы и отличаются от сегодняшней одежды, музыки и танцев в Испании.

Ранчо, называемые фундос, где жили и работали хуасо, демонстрируют большое сходство с испанской народной архитектурой , особенно в крышах каналов и внутренних дворах. Фундо теперь считается традиционной чилийской архитектурой и ассоциируется с хуасо . [75]

Помимо культуры хуасо в центральной части страны можно увидеть немецкую , чилотскую , хорватскую и магалланскую культуру на юге и андскую культуру на севере.

Чилийское движение Nueva Canción в современной чилийской народной культуре заимствовано из народной музыки севера, не духовых оркестров, а панфлейд и кенас. Также была популяризирована традиционная чилийская народная музыка хуасо, особенно тонады, народные песни, исполняемые под гитару, в основном на темы любви. Несколько фольклорных групп, одетых в костюмы хуасо, прославились на всю страну.

Народная культура, которая в основном связана с чилийской национальной идентичностью, - это культура хуасо, поскольку именно здесь было сформировано чилийское государство и оно распространилось на север и юг в конце 19 века.

Эмиграция чилийцев

[ редактировать ]

Эмиграция чилийцев снизилась за последнее десятилетие: по оценкам, 857 781 чилийец проживает за границей, 50,1% из них проживают в Аргентине (самое большое число), 13,3% в США, 8,8% в Бразилии , 4,9% в Швеции и около 2% в Австралии, а остальные в меньшем количестве разбросаны по всему миру. Другие чилийские беженцы поселились (не ранжированные по размеру) в Испании, Мексике, Коста-Рике , Великобритании, Канаде, Франции, Германии, Новой Зеландии и Италии.

Многие сторонники Альенде в 1970-х годах бежали в Восточную Германию , включая президента Мишель Бачелет , которая также жила в Австралии. [76] Беженцы, выступавшие против Пиночета, сформировали большую общину экспатриантов в Европе и меньшую общину в Северной Америке (США и Канада). Численность чилийско-шведского населения оценивается в 56 000 человек. [3] результат миграции, начавшейся с политических беженцев после государственного переворота 1973 года.

Чилийский экономист Орландо Летелье был убит в Вашингтоне, округ Колумбия, сотрудниками тайной полиции Пиночета в 1976 году.

Более 100 000 чилийцев, бежавших от обоих режимов в 1970-х и 1980-х годах, поселились в США, что является небольшим числом по сравнению с другими латиноамериканцев группами . Наибольшее количество обосновалось в Майами, Флорида , но меньшие анклавы находятся в Вашингтоне, округ Колумбия ; Нью-Йорк; и Калифорния (район Лос-Анджелеса — Беверли-Хиллз и Лонг-Бич ; и Сан-Франциско — округ Сан-Матео ).

Примерно 2500 чилийских изгнанников бежали в Великобританию в начале 1970-х годов, и, по самым последним оценкам, чилийское британское население насчитывает десятки тысяч человек и представляет собой значительную часть латиноамериканского сообщества Великобритании . Безусловно, наибольшую концентрацию чилийцев можно найти в Лондоне, а также в других значительных населенных пунктах - Бирмингеме , Шеффилде и Манчестер - Ливерпуль . агломерации [77]

Историческая эмиграция произошла в начале 19 века, когда чилийские владельцы ранчо уехали в Мексику после обретения независимости. Тысячи горняков из Чили отправились в Калифорнию , США, во время Калифорнийской золотой лихорадки 1850-х годов , а также во время других золотых лихорадок в Колорадо (1870-е годы) и Юконе (1890-е годы). По той же причине небольшое количество чилийских горняков мигрировало в Южную Африку и Австралию. [78] [79]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Оценка иностранцев, постоянно проживающих в Чили, по состоянию на 31 декабря 2019 г.» (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики . Март 2020. с. 21 . Проверено 25 апреля 2020 г.
  2. ^ «Оценки и прогнозы на 1992–2050 годы, страна (база 2017 года)» (на испанском языке) . Проверено 25 апреля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Второй регистр чилийцев в экстерьере» (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики . Январь 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2018 г. . Проверено 25 апреля 2020 г.
  4. ^ «Этническое происхождение, оба пола, возраст (общий), Канада, перепись 2016 г. – выборочные данные 25%» . Перепись населения Канады 2016 года . Статистическое управление Канады . 20 февраля 2019 г. Проверено 30 января 2020 г.
  5. ^ «Чили – Всего эмигрантов» .
  6. ^ Jump up to: а б «Национальное исследование общественного мнения» (PDF) . Центр общественных исследований. Октябрь – ноябрь 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2021 г. . Проверено 2 мая 2020 г.
  7. ^ Ванегас Л., Хайро; Вильялон К, Марсело; Валенсуэла Ю, Карлос (май 2008 г.). «Соображения по поводу использования переменной этнической принадлежности/расы в эпидемиологических исследованиях общественного здравоохранения: об исследованиях неравенства» [Этническая принадлежность и раса как переменные в эпидемиологических исследованиях неравенства]. Чилийский медицинский журнал (на испанском языке). 136 (5). дои : 10.4067/S0034-98872008000500014 .
  8. ^ Jump up to: а б Валенсуэла, К. Чилийский социогенетический градиент и его этико-социальные последствия. Архивировано 18 августа 2013 года в Wayback Machine , медицинский факультет Чилийского университета.
    Цитата: При анализе этнического состава по социальным слоям мы обнаружили важный социогенетический градиент, обусловливающий структуру заболеваемости и смертности по социально-экономическим слоям и социокультурную эволюцию Чили.
  9. ^ Посольство Германии в Чили. Архивировано 5 августа 2009 г. в Wayback Machine.
    Цитата на немецком языке: По оценкам, от 500 до 600 тысяч чилийцев имеют немецкое происхождение.
  10. ^ «Палестинцы с надеждой смотрят на свое будущее в Чили, не забывая о Газе и Ираке» , El Economista , 11 февраля 2009 г., заархивировано из оригинала 20 июля 2011 г. , получено 29 июля 2009 г.
  11. ^ «Чилийское сообщество, они сошли с лодок, СВР» . Oni.escuelas.edu.ar. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  12. ^ «Топ-101 город с наибольшим количеством жителей, родившихся в Чили (население 500+)» . city-data.com . Проверено 4 января 2010 г.
  13. ^ «Чилийцев привлекает богатство Мальвинских островов» . Меркурий. 30 марта 2007 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  14. ^ Фернандес, Франсиско Лискано (2007). Этнический состав трех культурных ареалов американского континента в начале XXI века . Автономный университет штата Мехико. ISBN  9789707570528 .
  15. ^ Эстева-Фабрегат (1988). Местиза в Ибероамерике . белое большинство, которое превысит 60% населения Чили
  16. ^ «Всемирный справочник ЦРУ: Чили» . Cia.gov . Проверено 22 сентября 2011 г.
  17. ^ « Нет ни одного чилийца, который не имел бы индейского или европейского происхождения. «Мы все метисы » . uchile.cl . Проверено 7 июня 2023 г.
  18. ^ Валенсуэла К. (1984). Социогенетическая эталонная система для исследований общественного здравоохранения в Чили. Чилийский журнал педиатрии ; 55: 123–7.
  19. ^ Ванегас, Дж.; Вильялон, М.; Валенсуэла, К. (2008). Соображения по поводу использования переменной этнической принадлежности/расы в эпидемиологических исследованиях общественного здравоохранения: относительно исследований неравенства. Медицинский журнал Чили , 136 (5), 637–644. дои: 10.4067/S0034-98872008000500014 .
  20. ^ Круз-Кокс, Р.; Морено, Р.С. (1994). «Генетическая эпидемиология одиночных генных дефектов в Чили» . Журнал медицинской генетики . 31 (9): 702–706. дои : 10.1136/jmg.31.9.702 . ПМК   1050080 . ПМИД   7815439 .
  21. ^ Хомбургер; и др. (2015). «Геномный взгляд на происхождение и демографическую историю Южной Америки» . ПЛОС Генетика . 11 (12): e1005602. дои : 10.1371/journal.pgen.1005602 . ПМК   4670080 . ПМИД   26636962 .
  22. ^ Фуэнтес, Макарена; Большой палец, Иван; Галло, Карла; Бортолини, Мария-Катира; Канисалес-Кинтерос, Самуэль; Бедойя, Габриэль; Гонсалес-Хосе, Роландо; Руис-Линарес, Андрес; Ротхаммер, Франциско (март 2014 г.). «Генная география Чили: региональное распределение американского, европейского и африканского генетического вклада» [Генная география Чили. Региональное распределение генетического вклада Америки, Европы и Африки]. Чилийский медицинский журнал (на испанском языке). 142 (3): 281–289. дои : 10.4067/S0034-98872014000300001 . hdl : 10183/118734 . ПМИД   25052264 .
  23. ^ «Генетические исследования подтверждают преобладание смешанных браков в Чили «Diario y Radio Uchile» . radio.uchile.cl .
  24. ^ «Они расшифровывают геном чилийцев: каждый второй имеет африканские гены» . www.revistaenfoque.cl . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
  25. ^ Круз-Кока, Р.; Морено, RS (сентябрь 1994 г.). «Генетическая эпидемиология одиночных генных дефектов в Чили» . Дж. Мед. Жене . 31 (9): 702–6. дои : 10.1136/jmg.31.9.702 . ПМК   1050080 . ПМИД   7815439 .
  26. ^ «Последние новости: чилийская генетика и население Америки» . Aforteanosla.com.ar. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  27. ^ Фернандо Доносо (сентябрь – октябрь 2011 г.). «ДНК чилийцев» . Журнал «Фокус» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  28. ^ «Encuesta CEP, Хулио 2002» (на испанском языке). Июль 2002 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2013 г. Проверено 18 мая 2012 г.
  29. ^ Отчет Latinobarómetro за 2011 год , Latinobarómetro .
  30. ^ Урбина Бургос, Родольфо (2007). «Люди Чоно: от бродяг и язычников до христиан смешанной расы и оседлых людей» (PDF) . Orbis incognitvs: уведомления и наследие Нового Света (на испанском языке). Уэльва: Университет Уэльвы. стр. 325–346. ISBN  9788496826243 .
  31. ^ Виллалобос и др . 1974, стр. 166–170.
  32. ^ Jump up to: а б Контрерас Крусес, Хьюго (2016). «Местные миграции и поселения коренных народов на испанских ранчо в центральном Чили, 1580–1650» . История (на испанском языке). 49 (1): 87–110. дои : 10.4067/S0717-71942016000100004 .
  33. ^ Jump up to: а б с Вильялобос, Серджио (1983). История чилийского народа (на испанском языке). Том II. Сантьяго-де-Чили: Зиг-Заг. стр. 112–113.
  34. ^ Гусман, Кармен Луз (2013). «Пленники семи городов: пленение латиноамериканских креольских женщин во время войны Арауко, по мнению четырех летописцев (17 век)]. История Интус-Лежера (на испанском языке). 7 (1): 77–97. doi : 10.15691/07176864.2014.094 (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  35. ^ «INE – Перепись 1813 года. Введение» (PDF) . Проверено 22 сентября 2011 г.
  36. ^ Икарито - Ла Колония: Население и общество [ мертвая ссылка ]
  37. ^ [Роландо Меллафе (1959): «Введение черного рабства в Чили. Движение и маршруты», Чилийский университет (исторический факультет Педагогического института). Сантьяго]
  38. ^ «Элементы публичного спасения, раздел 5.2.6» . Университет Чили. Архивировано из оригинала 16 сентября 2009 года.
  39. ^ Баски Айнара Мадариага :Автор исследования «Баскские воображения» .
  40. ^ Микель Соро (1 декабря 1997 г.). «Диариоваско» . Дьяриоваско . Проверено 22 сентября 2011 г.
  41. ^ Jump up to: а б Сотильо, Б. (22 мая 2008 г.). « Предприниматели баскского происхождения отличают нас тем, что мы создаем доверительные отношения»: Алехандро Санде Хитшфельд, председатель Emprebask] (на испанском языке). Deia.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2009 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  42. ^ Баски Айнара Мадариага :Автор исследования «Баскские воображения из Чили. Построение баскских воображений в Чили в ХХ веке» .
  43. ^ «Баски с Чили» . Euskonews.com . Проверено 22 сентября 2011 г.
  44. ^ Межъязыковые и межкультурные контакты в латиноамериканском мире. Валенсийский институт языков и культур. Университет Валенсии цитата: «20% населения Чили происходят из Страны Басков».
  45. ^ (на испанском языке) Чилийское население баскского происхождения составляет от 15% до 20% от общей численности, что делает его одной из стран с наибольшим присутствием эмигрантов из Эускади. Архивировано 2 февраля 2010 года в Wayback Machine.
  46. ^ (на испанском языке) Присутствие басков в Чили.
  47. ^ Зелльнер, Оливер. «Оливер Цёлльнер – Создание выборок этнических меньшинств в Чили – Немецкие чилийцы – Алеманцы в Чили» . www.research-worldwide.de .
  48. ^ Jump up to: а б «Сантьяго-де-Чили — это модель палестинско-еврейского сосуществования» . Аврора (на испанском языке). ЭФЕ/Аврора. 17 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 г.
  49. ^ «Чили: палестинских беженцев прибывают, чтобы встретить теплый прием» . Adnkronos.com. 7 апреля 2003 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  50. ^ (на испанском языке) 500 000 потомков палестинцев в первом и втором поколении в Чили. Архивировано 13 мая 2011 года в Wayback Machine.
  51. ^ (на испанском языке) Сантьяго-де-Чили - модель палестино-еврейского сосуществования. [ мертвая ссылка ]
  52. ^ Кавар, Адиб (5 мая 2008 г.). «Изгнание палестинцев в Чили!!» . Палестинский аналитический центр. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
  53. ^ (на испанском языке) В Чили проживает самая большая палестинская община за пределами арабского мира, около 500 000 потомков.
  54. ^ (на испанском языке) Хорватская диаспора. .
  55. ^ Илич, Мериен (25 марта 2009 г.). «Учащиеся сплит-начальной школы родились в Чили» (на хорватском языке). Матис.hr. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  56. ^ «хрватский» . Hrvatski.cl. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  57. ^ «История Чили, британцев и англосаксов в Чили в XIX веке» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
  58. ^ (на испанском языке) Embajada de Grecia в Чили. Архивировано 16 октября 2015 г. в Wayback Machine.
  59. ^ (на испанском языке) Григос де Чили. Архивировано 16 октября 2015 года в Wayback Machine.
  60. ^ 90 000 потомков швейцарцев в Чили. Архивировано 25 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
  61. ^ (на испанском языке) 5% de los chilenos tiene origen frances. Архивировано 12 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  62. ^ «Хуан Биалет Массе в своем докладе «Положение рабочего класса во внутренних районах страны» » . Oni.escuelas.edu.ar. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  63. ^ Фиерро, Марта. «Identidadsocial» [Социальная идентичность] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  64. ^ «Этническая принадлежность и гражданство в Латинской Америке» . Проверено 4 декабря 2011 г.
  65. ^ Библиотека Конгресса Чили : Национальность и гражданство . Статья 10, первый параграф Конституции 1980 года . Обзор: 5 июля 2019 г.
  66. ^ Демография и жизненные показатели , INE Чили. Обзор: 2 апреля 2019 г.
  67. ^ Канал 13 : Перепись 2017 года: 28% жителей коммуны Сантьяго — иммигранты . Опубликовано: 5 мая 2018 г.
  68. ^ Это коммуны Чили с самым высоким процентом иностранного населения . 24 часа Чили . Опубликовано 5 мая 2018 г.
  69. ^ 11% жителей Антофагасты — иностранцы . Я Антофагаста . Опубликовано: 5 мая 2018 г.
  70. ^ Ферстер, Рольф 2001. Общество мапуче и чилийское общество: исторический долг. Полис, журнал Боливарианского университета .
  71. ^ «Перепись 1907 года» . Memoriachilena.cl . Проверено 4 декабря 2011 г.
  72. ^ «Перепись 2002 года. Краткое изложение результатов» (PDF) . Национальный институт статистики .
  73. ^ «Перепись населения Чили 2002 года» (PDF) . Национальный институт статистики. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая . Получено 9 июня.
  74. ^ «Энкуэста – 2015» (PDF) (на испанском языке). Плаза Публика Кадем. Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2017 года . Проверено 9 июня 2016 г.
  75. ^ Муларски, Едрек. Музыка, политика и национализм в Латинской Америке: Чили в эпоху холодной войны . Амхерст: Камбрия Пресс. ISBN   9781604978889 .
  76. Бачелет — первая чилийская женщина-лидер New Age (интернет-газета)
  77. ^ «Страница новостей разнообразия» . Untoldlondon.org.uk. 10 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2009 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  78. ^ «Чилийские американцы» . Everycultural.com. 11 сентября 1973 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  79. ^ «Происхождение: история иммиграции из Чили - Музей иммиграции, Мельбурн, Австралия» . Сайт Museumvictoria.com.au. Архивировано из оригинала 17 марта 2008 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 038a5bdec3e4abbd078b38b4738f4163__1714710420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/63/038a5bdec3e4abbd078b38b4738f4163.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chileans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)