Jump to content

Селькнамцы

Селк'нам
Они у тебя есть
Ona
Дети Селкнама, 1898 г.
Общая численность населения
2761 (Аргентина, оценка 2010 г.) [ 1 ]
1144 (Чили, 2017 г.) [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
Аргентина и Чили (294 на Огненной Земле ).
По крайней мере 11 живут в США.
Языки
Spanish , formerly Selk'nam (Ona),
Один выступающий в Чили. [ 3 ]
Религия
Анимизм , Христианство
Родственные этнические группы
Хауш , Теуэльче , Теушен

Селькнамы или также известные как народ Онаво , Она , [ примечание 1 ] коренные жители патагонского , региона на юге Аргентины и Чили включая острова Огненной Земли . Они были одной из последних групп коренных жителей Южной Америки, с которыми столкнулись европейцы-мигранты в конце 19 века. В середине 19 века насчитывалось около 4000 селькнамов; в 1916 году Чарльз В. Ферлонг подсчитал, что на Огненной Земле проживало около 800 селькнамов; [ 6 ] [ 7 ] при этом Уолтер Гардини заявил, что к 1919 году их было 279, а к 1930 году - чуть более 100. [ 8 ] [ 9 ]

До 2020 года они считались вымершим племенем в Чили и большей частью англоязычной литературы. [ 10 ] За заселением, добычей золота и сельским хозяйством в регионе Огненной Земли последовал геноцид Селкнама . [ 11 ]

Хотя селькнамы тесно связаны с проживанием в северо-восточной части архипелага Огненной Земли, [ 12 ] Считается, что они произошли как народ, живший на материке. Тысячи лет назад они мигрировали на каноэ через Магелланов пролив . [ 13 ] Их территория в раннем голоцене , вероятно, простиралась до Серро Бенитес района горного хребта Серро Торо в Чили. [ 14 ]

Распространение доиспанского народа в Южной Патагонии.

Традиционно селькнамы были кочевым народом, выживание которого полагалось на охоту. [ 15 ] [ 16 ] хотя также было зарегистрировано, что они время от времени занимались рыбной ловлей во время отлива. [ 17 ] Они одевались скромно, несмотря на холодный климат Патагонии . Они делили Огненную Землю с хаушами (манек'енками), другой родственной кочевой культурой, жившей в юго-восточной части острова, и яганами (ямана), несвязанной группой, которую можно было найти вдоль южного побережья. [ 18 ] [ 19 ]

Отношения с европейцами

[ редактировать ]

В конце 1599 года небольшой голландский флот под предводительством Оливье ван Ноорта вошел в Магелланов пролив и вступил в враждебное столкновение с Селкнамом, в результате которого погибло около сорока селькнамов. [ 20 ] На тот момент это было самое кровавое зарегистрированное событие в проливе. [ 20 ]

Джеймс Кук описал встречу на Огненной Земле в 1769 году с людьми, которые использовали кусочки стекла в наконечниках своих стрел. Кук полагал, что стакан был подарком французского исследователя Луи Антуана де Бугенвиля , что потенциально указывает на несколько ранних контактов. [ 21 ] Стеклянные наконечники стрел становились все более распространенным явлением среди селькнамов по мере того, как их взаимодействие с европейцами становилось все более распространенным. [ 22 ]

Селькнамы мало контактировали с этническими европейцами до прибытия поселенцев в конце 19 века. Эти пришельцы превратили большую часть земель Огненной Земли в большие эстансии (ранчо), лишив туземцев их исконных охотничьих угодий. [ 23 ] Селькнамы, не имевшие понятия о частной собственности, считали стада овец дичью и охотились на них. Владельцы ранчо расценили это как браконьерство и платили вооруженным группам или ополченцам за выслеживание и убийство селькнамов, что сейчас называется селькнамским геноцидом . [ 11 ]

Селькнамцы

Салезианские миссионеры работали над защитой и сохранением культуры Селькнама. Отец Хосе Мария Бовуар [ эс ] исследовал регион и изучал местные патагонские культуры и языки в период с 1881 по 1924 год. Он составил словарь селькнамского языка из 4000 слов и 1400 фраз и предложений, который был опубликован в 1915 году. Он включил сравнительный список из 150 слов селькнам- теуэльче , так как считал, что между ними есть связи. народу и языку теуэльче на севере. [ 24 ] Немецкий антрополог Роберт Леманн-Нитше опубликовал первые научные исследования селькнамов, хотя позже его критиковали за изучение похищенных и выставленных в цирках представителей селькнама. [ 25 ]

Европейцы обычно комментировали селькнамов по поводу их роста: в ранних записях они были записаны как «гиганты», а этнограф Фредерик Кук писал в 1897–1899 годах, что их средний рост составлял шесть футов, а отдельные особи - шесть футов. полтора фута высотой. [ 26 ]

Отношения с европейцами в районе пролива Бигль в южной части острова Огненная Земля были несколько более теплыми, чем с владельцами ранчо. Томас Бриджес , который был англиканским миссионером в Ушуайе , [ 27 ] уволен с этой службы. Правительство Аргентины предоставило ему большой грант на землю, где он основал Estancia Harberton . Лукас Бриджес , один из трех его сыновей, много сделал для помощи местной культуре. Как и его отец, он выучил языки различных групп и пытался предоставить туземцам некоторое пространство, в котором они могли бы жить своей обычной жизнью в качестве «господинов своей земли». Однако силы перемен были против коренных племен, у которых по-прежнему был высокий уровень смертности, поскольку их культура была разрушена. Книга Лукаса Бриджеса « Последняя часть Земли » (1948) дает сочувственное представление о жизни селкнамов и яганов. Записывая истории множества европейцев, живущих на Огненной Земле, журналист Джон Рэндольф Спирс написал следующее:

Совершенно очевидно, что Она является агрессивным воином по отношению к белым только из-за плохого обращения. […] В основе всей агрессивности Она – и страданий Она – отвратительное жестокое обращение со стороны белых.

- Джон Рэндольф Спирс, 1895 г. [ 28 ]

Селкнамский геноцид

[ редактировать ]
Юлиус Поппер во время охоты на жителей Селкнама. В конце 19 века эстансьеро и золотоискатели начали кампанию истребления коренных народов Огненной Земли .

Селкнамский геноцид — геноцид народа селькнамов, происходивший во второй половине 19 — начале 20 века. Геноцид длился от десяти до пятнадцати лет. Примерно в 1880-х годах население селькнамов составляло 4000 человек, но к началу 1900-х годов их число сократилось до 500 человек. [ 29 ]

В 1879 году сообщалось о наличии значительных месторождений золота в песках главных рек Огненной Земли. Сотни колонизаторов и иностранных пришельцев прибыли на остров в поисках удачи, конфликтуя с коренным населением. [ 30 ] Однако ресурсы металла быстро истощались.

Скотоводство стало центром споров в Магеллановой колонии. Колониальные власти знали о тяжелом положении коренных народов, но встали на сторону владельцев ранчо в отношении селькнамов, которые были исключены из их мировоззрения, основанного на «прогрессе» и «цивилизации». Владельцы ранчо обычно руководствуются собственными суждениями, включая финансирование насильственных кампаний. Для этих кампаний было нанято значительное количество иностранцев, а также импортировано большое количество оружия с целью уничтожения селькнамов, которые воспринимались как серьезное препятствие на пути к успеху инвестиций колонистов. [ 31 ] Сотрудники фермы позже подтвердили рутинный характер подобных акций.

Акционеры Компании по эксплуатации Огненной Земли ( исп . Sociedad Explotadora de Tierra del Fuego ) стремились скрыть от общественности свои действия по отношению к туземным племенам. Для компании это было одновременно и средством избежать вопросов, и стратегией снижения ее противоречивого статуса. Особое внимание к этим событиям было обращено после вмешательства салезианских миссионеров, которые осудили действия владельцев ранчо, хотя сами непреднамеренно способствовали уничтожению местной культуры.

Начиная с 1890-х годов положение селькнамов стало тяжелым. Поскольку территории севера стали в основном занимать фермы и ранчо, многие коренные жители, страдающие от голода и преследуемые колонистами, начали бежать на крайний юг острова. [ 32 ] Этот регион уже был заселен коренными народами, у которых было сильное чувство собственности на землю. [ 31 ] [ 33 ] Следовательно, борьба за контроль над территорией усилилась.

Юлиус Поппер (слева) стреляет, на переднем плане виден труп Селк'нама.

Крупные владельцы ранчо попытались изгнать селкнамов, а затем начали против них кампанию истребления при соучастии правительств Аргентины и Чили. [ 34 ] [ 35 ] Крупные компании платили овцеводам или милиции вознаграждение за каждого убитого селькнама, что подтверждалось предъявлением пары рук или ушей, а позже и целого черепа. [ 34 ] [ 36 ] За смерть женщины давали больше, чем за смерть мужчины. Положение селькнамов ухудшилось с созданием религиозных миссий, которые лишили их средств к существованию в результате насильственного переселения. [ 35 ] [ 36 ] и непреднамеренно принесли с собой смертельные эпидемии. [ 36 ]

Репрессии против селькнамов продолжались до начала двадцатого века. [ 37 ] В середине 1890-х годов Чили переместила большую часть селькнамов со своей территории на остров Доусон , ограничив их салезианской миссией. [ 38 ] [ 39 ] Аргентина наконец позволила салезианским миссионерам помочь селькнамам и попытаться их ассимилировать. [ когда? ] , с их традиционной культурой и образом жизни, тогда полностью прерванными.

Более поздние конфликты между губернатором Мануэлем Сеньоре [ es ] и главой салезианской миссии Хосе Фаньяно. [ 40 ] лишь ухудшило, а не улучшило положение селькнамов. Длительные споры между гражданскими властями и священниками не позволили удовлетворительно решить коренной вопрос. Губернатор Сеньоре поддерживал дело владельцев ранчо и мало интересовался инцидентами, произошедшими на Огненной Земле.

Селькнамцы в 1930 году

Были созданы две христианские миссии для проповеди селькнамам. Они предназначались для обеспечения туземцев жильем и едой, но были закрыты из-за небольшого количества оставшихся селькнамов; До западной колонизации их исчислялись тысячами, но к началу двадцатого века осталось всего несколько сотен.

Алехандро Каньяс подсчитал, что в 1896 году население селькнамов составляло 3000 человек. Мартин Гусинде , австрийский священник и этнолог, изучавший их в начале 20 века, писал в 1919 году, что осталось всего 279 селькнамов. [ 8 ] В 1945 году салезианский миссионер Лоренцо Масса насчитал 25. [ 41 ] В мае 1974 года умерла Анжела Лой , последняя чистокровная Селкнам. [ 42 ] Есть выжившие потомки частичного селькнамского происхождения. По данным аргентинской переписи 2010 года, на острове Огненная Земля проживало 294 селькнама (она). [ 43 ]

Культура и религия

[ редактировать ]
Лук и стрелы.
Семья Селкнам

Миссии и антропологи начала 20-го века собирали информацию о культуре, религии и традициях селькнамов, пытаясь помочь им сохранить свою культуру.

Охота и диета

[ редактировать ]

Согласно ранним источникам, большая часть традиционного рациона селкнамов состояла из гуанако , на которых они охотились, используя луки и стрелы, а также болы . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Было зарегистрировано, что гуанако Огненной Земли крупнее своих патагонских собратьев. [ 47 ] Шкуры гуанако, на которых охотились Селькнамы, затем использовались при строительстве убежищ, сумок и одежды. [ 47 ] Известно также, что селькнамы занимались рыбной ловлей во время отлива, используя копья. [ 17 ] где большую часть закупаемых морепродуктов составляли угри, [ 48 ] редко вылавливаемые морепродукты, такие как робалос . хотя более ценились [ 49 ] На юге острова птицы составляли часть рациона селькнамов. [ 48 ] Более поздние исследования поставили под сомнение пропорциональность пищевых ресурсов в этих ранних отчетах. [ 50 ]

Известно также, что селькнамы использовали огнеземельскую собаку , одомашненную форму кулпео , для охоты. Хотя Юлиус Поппер не заметил, чтобы собаки использовались на охоте, [ 51 ] Антонио Кояцци зафиксировал их использование на охоте, и это было подтверждено более поздними исследованиями. [ 52 ] [ 53 ] Все источники сходятся во мнении, что собаки также служили источником тепла в убежищах, поскольку они устраивались для сна рядом с Селкнамом и вокруг него. [ 51 ] [ 52 ] [ 54 ]

Селькнамы говорили на языке Чон . Миссионер Хосе Мария Бовуар составил словарь селькнамского языка. Один источник утверждает, что последние носители языка, свободно владевшие языком, умерли в 1980-х годах. [ 55 ]

Украшение тела

[ редактировать ]

В особых случаях, таких как церемонии инициации, свадьбы и похороны, Селк'намы украшали краской свои тела, особенно лица. Основные цвета, использованные в отделке – красный, черный и белый. [ 56 ]

Религия Селкнама представляла собой сложную систему верований, основанную на мифе о сотворении мира . Темаукель — это имя великого сверхъестественного существа, которое, по их мнению, поддерживало мировой порядок. Божество-создатель мира звали Кенос или Кенос. [ 57 ]

У селкнамов были люди, исполнявшие роли шаманов . Такой ксон ( IPA: [xon] ) обладал сверхъестественными способностями, такими как управление погодой. [ 58 ] [ 59 ]

Церемонии посвящения

[ редактировать ]
Мужчина, нарисованный для обряда инициации народа Селкнам

в Селькнаме Церемония посвящения мужчин , перехода во взрослую жизнь, называлась Хайн . Соседние коренные народы, Яхган и Хауш , проводили подобные церемонии инициации.

Молодых самцов позвали в темную избу. Там на них нападали «духи» — люди, одетые как сверхъестественные существа. Детей учили верить в этих духов и бояться их в детстве, и они угрожали им в случае плохого поведения. [ нужна ссылка ] Задачей мальчиков в этом обряде посвящения было разоблачить духов; когда мальчики увидели, что духи были людьми, им рассказали историю создания мира, связанную с солнцем и луной . В похожей истории им рассказали, что в прошлом женщины маскировались под духов, чтобы контролировать мужчин. Когда мужчины обнаруживали маскарад, они, в свою очередь, угрожали женщинам как духам. По словам мужчин, женщины так и не узнали, что мужчины в масках не были настоящими духами, но мужчины узнали об этом во время обряда инициации.

Современные церемонии использовали это взаимодействие в некоторой шутливой форме. После первого дня проводились соответствующие церемонии и ритуалы. Мужчины демонстрировали свою силу перед женщинами, сражаясь с духами (которые были другими мужчинами, но женщины предположительно не знали об этом) в некоторых театральных боях. С каждым духом играли традиционными действиями, словами и жестами, чтобы каждый мог его идентифицировать. Лучшие актеры-духи из предыдущих Хейнов были снова призваны изображать духов в более поздних Хайнах .

Помимо этих драматических инсценировок мифических событий, Хайн включал в себя испытания молодых мужчин на смелость, находчивость, сопротивление искушению, сопротивление боли и преодоление страха. Оно также включало длительные курсы обучения для обучения молодых людей выполнению задач, за которые они будут нести ответственность. [ 60 ] [ 61 ]

До встречи с европейцами различные обряды Хайна длились очень долго, иногда даже год. Все закончится последней битвой с «худшим» духом. Обычно хайны начинались, когда еды было достаточно (например, кита выбрасывало на берег), когда все селькнамы из всех групп собирались в одном месте, в мужских и женских лагерях. «Духи» иногда приходили в женские лагеря, чтобы напугать их, а также передвигаться и действовать в соответствии с их характерами.

Последний Хайн прошел в одной из миссий в начале 20 века и был сфотографирован миссионером Мартином Гусинде . Это была более короткая и скромная церемония, чем обычно. На фотографиях показаны костюмы «духов», которые создавали и носили Селкнамы. Книга Гусинде «Затерянные племена Огненной Земли» (2015) была опубликована на английском языке издательством Thames & Hudson , а также на французском и испанском языках издательством Éditions Xavier Barral . [ 62 ]

Брак и траурные традиции

[ редактировать ]

Помимо украшения лиц вступающих в брак, еще одна традиция, наблюдаемая Гусинде среди селькнамов, была связана с предложениями руки и сердца, когда мужчина делал лук и молча преподносил его женщине, на которой хотел жениться, на глазах у старейшин ее семья. [ 63 ]

После смерти человека обязанностью семьи было зажечь большой огонь и заняться пением и танцами. Затем человека заворачивали в плащ из гуанако и хоронили как можно скорее. [ 64 ] Существовала также традиция хоронить людей в дуплах или корнях деревьев и следить за тем, чтобы умерших нельзя было увидеть, когда они там оказались. Традиции погребального инвентаря нет. [ 64 ]

Наследие и нынешний статус

[ редактировать ]
Флаг, используемый нынешней корпорацией Selk'nam Corporation в Чили. [ 65 ]
Флаг, используемый нынешними селькнамами в Аргентине.

Фотографии жителей селькнама, сделанные миссионерами, выставлены в Антропологическом музее Мартина Гусинде в Пуэрто-Уильямсе . Есть также несколько книг на эту тему, в том числе селькнамские сказки, собранные миссиями, и словарь селькнамского (она) языка. Благодаря раннему контакту миссионеров о селькнамах было собрано гораздо больше информации, чем о других людях региона.

Австрийский священник и этнолог Гузинде также пытался собрать информацию о других местных жителях, но обнаружил, что их численность значительно сократилась. [ 66 ] Он смог больше написать о традиционной культуре селькнамов, потому что люди селькнамов все еще жили в ней в 20 веке.

Комунидад Рафаэлы Иштон был основан в 1980-х годах для борьбы за признание и права Селкнама в Аргентине, а в 1994 году был признан правительством коренным народом. [ 65 ] Национальная перепись населения 2010 года в Аргентине выявила существование 2761 человека, признавшего себя селькнамами по всей стране, из них 294 — в провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики . [ 43 ]

По данным переписи населения Чили 2017 года 1144 человека заявили себя селкнамами. [ 65 ] Потомки ранее считавшегося вымершим народа селкнамов находятся в процессе культурного присвоения и воссоздания и не считают себя или свой народ вымершими. Корпорасьон Селк'нам выступала за внесение поправки в Закон о коренных народах 19.253. [ 65 ] а 27 июня 2020 года Палата депутатов Чили скорректировала закон, признав селкнамов одним из коренных народов Чили. [ 10 ] Затем, 5 сентября 2023 года, Национальный конгресс Чили признал селькнамов одним из 11 коренных народов Чили, приняв их как живую общину Чили. Члены парламента выступили с заявлением, в котором выразили сожаление по поводу роли, которую чилийское и аргентинское государства сыграли в массовых убийствах коренных народов. [ 67 ]

По состоянию на 2023 год останки предков 14 особей селькнамов хранятся в коллекции Венского музея естественной истории . [ 68 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Лукаса Бриджеса , люди называли себя Селкнам (Шилкнум); Яганцы называли их Она. [ 4 ] Чарльз В. Ферлонг записал их эндонимы как «Шилк'енум» и «Чон». [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия BN». тот 2: Томо 1» [Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010: Окончательные результаты: Серия B № 2: Том 1] (PDF) (на испанском языке). INDEC. стр. 281. Архивировано из оригинала (PDF) на 8 декабря 2015 г. Проверено 5 декабря 2015 г.
  2. ^ «Estudio Confirma al Pueblo Selk'nam como etnia viva y facilita su reconocimiento Legal» [Исследование подтверждает селькнамский народ как живую этническую группу и способствует его юридическому признанию]. Эль Мострадор (на испанском языке). 6 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
  3. ^ Турман, Джудит (23 марта 2015 г.). «Потеря слов: можно ли спасти умирающий язык?» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Архивировано из оригинала 14 августа 2023 года . Проверено 15 октября 2022 г.
  4. ^ Бриджес, Э. Лукас (1948). Самая крайняя часть Земли (изд. 2022 г.). Эхо-Пойнт Букс и Медиа, ООО. п. 62. ИСБН  978-1648372810 .
  5. ^ Ферлонг 1917 , с. 181.
  6. ^ Ферлонг 1917 , с. 175.
  7. ^ Оливарес и др. 2023б , с. 55.
  8. ^ Jump up to: а б Гардини, Уолтер (1984). «Восстановление чести индейского племени-спасение племени». Антропос . 79 (4/6): 645–647. JSTOR   40461884 .
  9. ^ Чепмен 2010 , с. ?.
  10. ^ Jump up to: а б Жигу 2022 , с. 2.
  11. ^ Jump up to: а б Жигу, 2022 г. , стр. 1–2.
  12. ^ Анитей, Стефан (11 марта 2008 г.). «Загадка коренных жителей Огненной Земли: являются ли Алакалуф и Яган последними коренными чернокожими американцами?» . Софтпедия . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года.
  13. ^ Ходж, Фредерик Уэбб (декабрь 1915 г.), Слушания: состоявшиеся в Вашингтоне, 27–31 декабря 1915 г. , Гарвардский университет , 649 страниц.
  14. ^ Хоган, К. Майкл (2008). Бернхэм, А. (ред.). «Куэва-дель-Милодон — пещера или каменное убежище в Чили» . Мегалитический портал . Архивировано из оригинала 13 августа 2023 года.
  15. ^ Жигу, 2022 , с. 6.
  16. ^ Спирс 1895 , с. 74.
  17. ^ Jump up to: а б Торрес 2009 , с. 113.
  18. ^ Лотроп 1928 , с. 17.
  19. ^ Win 2003 , с. 14, 27.
  20. ^ Jump up to: а б Мартинич, Матео (1977). История Магелланова пролива на испанском языке ( ). Сантьяго: Андрес Белло. стр. 73–74. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года.
  21. ^ Хаф, Ричард (1994). Капитан Джеймс Кук Биография . Лондон: Ходдер и Стоутон . стр. 78–79.
  22. ^ Лотроп 1928 , стр. 76–77.
  23. ^ Мартинич, Матео (1998). La Tierra de los Fuegos [ Земля огней ] (на испанском языке). п. 93.
  24. ^ Ферлонг, Чарльз Веллингтон (декабрь 1915 г.). «Хауш и Она, примитивные племена Огненной Земли» . Труды девятнадцатого Международного конгресса американистов : 445–446 . Проверено 16 августа 2009 г.
  25. ^ Баллестеро, Диего (2013). Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894-1938 [ Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894-1938 ] (доктор философии) (на испанском языке). Национальный университет Ла Платы .
  26. ^ Win 2003 , стр. 32–33.
  27. ^ Спирс 1895 , с. 51.
  28. ^ Спирс 1895 , с. 75.
  29. ^ Чепмен 2010 , с. 544.
  30. ^ Спирс 1895 , с. 86.
  31. ^ Jump up to: а б Спирс 1895 , стр. 71–72.
  32. ^ Ферлонг 1917 , стр. 185–187.
  33. ^ Ластра-Браво 2021 .
  34. ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , стр. 22–24.
  35. ^ Jump up to: а б «Неопубликованные документы по истории Магальянеса «Рохелио Фигероа в Última Esperanza (1905-1919)» (Воспоминания об Un Buscapleitos)» (Воспоминания о Плейбастере)]. Магаллания (на испанском языке). 35 (1): 139–155. 2007.
  36. ^ Jump up to: а б с Оливарес и др. 2023б , стр. 55–56.
  37. ^ Орел 2010 , с. 92.
  38. ^ Асокар-Авенданьо, Нитриуаль-Вальдебенито и Флорес-Чавес 2012 , стр. 286.
  39. ^ Казали 2008 , с. 47.
  40. ^ Эмери, Чарльз (1894). « Поездка доктора Э. Фесты в Палестину, Ливан и близлежащие регионы. XI Описание нового кампанотуса" " ["Путешествие доктора Э. Феста по Палестине, Ливану и сопредельным областям. Бюллетень музеев зоологии и сравнительной анатомии Королевского университета Турина (на итальянском языке). 9 :1–2. дои : 10.5962/bhl.part.8049 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года.
  41. ^ Альварес, Херардо Рафаэль. породы она» « Эксплуатация домашнего скота и истребление (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 3 декабря 2010 г.
  42. ^ «Анжела Лойдж» . Thereedfoundation.org . 27 мая 1975 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2023 года . Проверено 1 июня 2011 г.
  43. ^ Jump up to: а б Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда, перепись двухсотлетия 2010 года: коренные народы: регион Патагония [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда, перепись двухсотлетия 2010 года: коренные народы: регион Патагонии] (Отчет) (на испанском языке) (2-е изд.). Национальный институт статистики и переписи населения. Апрель 2015. с. 87. ИСБН  978-950-896-460-1 .
  44. ^ Лотроп 1928 , стр. 31–32, 45.
  45. ^ Спирс 1895 , стр. 35–36.
  46. ^ Win 2003 , с. 10.
  47. ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , с. 31.
  48. ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , с. 32.
  49. ^ Торрес 2009 , с. 115.
  50. ^ Торрес 2009 , стр. 114–115.
  51. ^ Jump up to: а б Поппер, Юлиус [Юлиус] (1887). «Исследование Огненной Земли». Экспедиция Поппера: лекция, прочитанная в Аргентинском географическом институте 5 марта 1887 г. (на испанском языке). Эквадор: Военно-географический институт – через виртуальную библиотеку, Музей конца света. Текст также доступен в этом сборнике сочинений:
    Поппер, Хулио [Юлиус]. Атланта – Проект создания морского города на Огненной Земле и другие сочинения [ Атланта – Проект создания морского города на Огненной Земле и другие сочинения ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес: редакция Eudeba. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2024 г.
  52. ^ Jump up to: а б Кояцци, Антонио (1997) [1914]. Индейцы Огнеземного архипелага [ Индейцы Огнеземного архипелага ] (на испанском языке). Пунта-Аренас: Атели.
  53. ^ Алонсо Марчанте 2019 , с. 75.
  54. ^ Спирс 1895 , с. 73; Лотроп 1928 , стр. 59–60.
  55. ^ Аделаар, Виллем (2010). "Южная Америка". В Мозли, Кристофер; Николя, Александр (ред.). Атлас языков мира, находящихся в опасности (3-е полностью переработанное, дополненное и обновленное изд.). Париж: ЮНЕСКО . стр. 86–94. ISBN  978-92-3-104096-2 .
  56. ^ Win 2003 , стр. 113–114, 144.
  57. ^ Грассо, Дик Эдгар Ибарра (1997). индейская мифология Космогония и (на испанском языке). Редакционная забота. п. 65. ИСБН  9789501700640 .
  58. ^ Гусинде, Мартин (1966). Северный ветер – южный ветер. Мифы и сказки индейцев Огненной Земли [ Северный ветер-Южный ветер. Мифы и басни индейцев огнеземельцев ] (на немецком языке). Кассель: Э. Рёт.
  59. ^ «О культуре индейцев она на Огненной Земле» . Круизы Победы . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 года.
  60. ^ Чепмен, Энн (1982). Драма и власть в охотничьем обществе: селкнамы Огненной Земли . Издательство Кембриджского университета .
  61. ^ МакКуат, Филип (2014). «Искусство и выживание в Патагонии» . Журнал «Искусство в обществе» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года.
  62. Гленн Х. Шепард-младший, «Призраки цивилизации:» обзор книги Мартина Гусинде « Затерянные племена Огненной Земли» , New York Review of Books , 9 августа 2015 г., по состоянию на 9 сентября 2015 г.
  63. ^ Win 2003 , стр. 143–144.
  64. ^ Jump up to: а б Оливарес и др. 2023а , с. 31.
  65. ^ Jump up to: а б с д Пимента, Марсио; Радович Фанта, Нина. «В поисках признания Селкнамов в Чили» . Пулитцеровский центр . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
  66. ^ Win 2003 , с. 16.
  67. ^ Пимента, Марсио; Радович Фанта, Нина; Барретто Брисо, Кайо (3 октября 2023 г.). « Мы живы и мы здесь»: потерянное племя Чили празднует долгожданное признание» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года . Проверено 15 января 2024 г.
  68. ^ Оливарес и др. 2023а , с. 28.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Борреро, Луис Альберто (2007). Лос Селк'нам (Онас) [ Селк'нам (Онас) ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Галерна.
  • Бриджес, Лукас (1948). Самая крайняя часть Земли . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9e04c1a369a27ed35daee648fec416c__1723330200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/6c/e9e04c1a369a27ed35daee648fec416c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Selk'nam people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)