Селькнамцы
![]() Дети Селкнама, 1898 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
2761 (Аргентина, оценка 2010 г.) [ 1 ] 1144 (Чили, 2017 г.) [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Аргентина и Чили (294 на Огненной Земле ). По крайней мере 11 живут в США. | |
Языки | |
Spanish , formerly Selk'nam (Ona), Один выступающий в Чили. [ 3 ] | |
Религия | |
Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Хауш , Теуэльче , Теушен |
Селькнамы или также известные как народ Онаво , Она , [ примечание 1 ] — коренные жители патагонского , региона на юге Аргентины и Чили включая острова Огненной Земли . Они были одной из последних групп коренных жителей Южной Америки, с которыми столкнулись европейцы-мигранты в конце 19 века. В середине 19 века насчитывалось около 4000 селькнамов; в 1916 году Чарльз В. Ферлонг подсчитал, что на Огненной Земле проживало около 800 селькнамов; [ 6 ] [ 7 ] при этом Уолтер Гардини заявил, что к 1919 году их было 279, а к 1930 году - чуть более 100. [ 8 ] [ 9 ]
До 2020 года они считались вымершим племенем в Чили и большей частью англоязычной литературы. [ 10 ] За заселением, добычей золота и сельским хозяйством в регионе Огненной Земли последовал геноцид Селкнама . [ 11 ]
Хотя селькнамы тесно связаны с проживанием в северо-восточной части архипелага Огненной Земли, [ 12 ] Считается, что они произошли как народ, живший на материке. Тысячи лет назад они мигрировали на каноэ через Магелланов пролив . [ 13 ] Их территория в раннем голоцене , вероятно, простиралась до Серро Бенитес района горного хребта Серро Торо в Чили. [ 14 ]
История
[ редактировать ]
Традиционно селькнамы были кочевым народом, выживание которого полагалось на охоту. [ 15 ] [ 16 ] хотя также было зарегистрировано, что они время от времени занимались рыбной ловлей во время отлива. [ 17 ] Они одевались скромно, несмотря на холодный климат Патагонии . Они делили Огненную Землю с хаушами (манек'енками), другой родственной кочевой культурой, жившей в юго-восточной части острова, и яганами (ямана), несвязанной группой, которую можно было найти вдоль южного побережья. [ 18 ] [ 19 ]
Отношения с европейцами
[ редактировать ]В конце 1599 года небольшой голландский флот под предводительством Оливье ван Ноорта вошел в Магелланов пролив и вступил в враждебное столкновение с Селкнамом, в результате которого погибло около сорока селькнамов. [ 20 ] На тот момент это было самое кровавое зарегистрированное событие в проливе. [ 20 ]
Джеймс Кук описал встречу на Огненной Земле в 1769 году с людьми, которые использовали кусочки стекла в наконечниках своих стрел. Кук полагал, что стакан был подарком французского исследователя Луи Антуана де Бугенвиля , что потенциально указывает на несколько ранних контактов. [ 21 ] Стеклянные наконечники стрел становились все более распространенным явлением среди селькнамов по мере того, как их взаимодействие с европейцами становилось все более распространенным. [ 22 ]
Селькнамы мало контактировали с этническими европейцами до прибытия поселенцев в конце 19 века. Эти пришельцы превратили большую часть земель Огненной Земли в большие эстансии (ранчо), лишив туземцев их исконных охотничьих угодий. [ 23 ] Селькнамы, не имевшие понятия о частной собственности, считали стада овец дичью и охотились на них. Владельцы ранчо расценили это как браконьерство и платили вооруженным группам или ополченцам за выслеживание и убийство селькнамов, что сейчас называется селькнамским геноцидом . [ 11 ]

Салезианские миссионеры работали над защитой и сохранением культуры Селькнама. Отец Хосе Мария Бовуар исследовал регион и изучал местные патагонские культуры и языки в период с 1881 по 1924 год. Он составил словарь селькнамского языка из 4000 слов и 1400 фраз и предложений, который был опубликован в 1915 году. Он включил сравнительный список из 150 слов селькнам- теуэльче , так как считал, что между ними есть связи. народу и языку теуэльче на севере. [ 24 ] Немецкий антрополог Роберт Леманн-Нитше опубликовал первые научные исследования селькнамов, хотя позже его критиковали за изучение похищенных и выставленных в цирках представителей селькнама. [ 25 ]
Европейцы обычно комментировали селькнамов по поводу их роста: в ранних записях они были записаны как «гиганты», а этнограф Фредерик Кук писал в 1897–1899 годах, что их средний рост составлял шесть футов, а отдельные особи - шесть футов. полтора фута высотой. [ 26 ]
Отношения с европейцами в районе пролива Бигль в южной части острова Огненная Земля были несколько более теплыми, чем с владельцами ранчо. Томас Бриджес , который был англиканским миссионером в Ушуайе , [ 27 ] уволен с этой службы. Правительство Аргентины предоставило ему большой грант на землю, где он основал Estancia Harberton . Лукас Бриджес , один из трех его сыновей, много сделал для помощи местной культуре. Как и его отец, он выучил языки различных групп и пытался предоставить туземцам некоторое пространство, в котором они могли бы жить своей обычной жизнью в качестве «господинов своей земли». Однако силы перемен были против коренных племен, у которых по-прежнему был высокий уровень смертности, поскольку их культура была разрушена. Книга Лукаса Бриджеса « Последняя часть Земли » (1948) дает сочувственное представление о жизни селкнамов и яганов. Записывая истории множества европейцев, живущих на Огненной Земле, журналист Джон Рэндольф Спирс написал следующее:
Совершенно очевидно, что Она является агрессивным воином по отношению к белым только из-за плохого обращения. […] В основе всей агрессивности Она – и страданий Она – отвратительное жестокое обращение со стороны белых.
- Джон Рэндольф Спирс, 1895 г. [ 28 ]
Селкнамский геноцид
[ редактировать ]
Селкнамский геноцид — геноцид народа селькнамов, происходивший во второй половине 19 — начале 20 века. Геноцид длился от десяти до пятнадцати лет. Примерно в 1880-х годах население селькнамов составляло 4000 человек, но к началу 1900-х годов их число сократилось до 500 человек. [ 29 ]
В 1879 году сообщалось о наличии значительных месторождений золота в песках главных рек Огненной Земли. Сотни колонизаторов и иностранных пришельцев прибыли на остров в поисках удачи, конфликтуя с коренным населением. [ 30 ] Однако ресурсы металла быстро истощались.
Скотоводство стало центром споров в Магеллановой колонии. Колониальные власти знали о тяжелом положении коренных народов, но встали на сторону владельцев ранчо в отношении селькнамов, которые были исключены из их мировоззрения, основанного на «прогрессе» и «цивилизации». Владельцы ранчо обычно руководствуются собственными суждениями, включая финансирование насильственных кампаний. Для этих кампаний было нанято значительное количество иностранцев, а также импортировано большое количество оружия с целью уничтожения селькнамов, которые воспринимались как серьезное препятствие на пути к успеху инвестиций колонистов. [ 31 ] Сотрудники фермы позже подтвердили рутинный характер подобных акций.
Акционеры Компании по эксплуатации Огненной Земли ( исп . Sociedad Explotadora de Tierra del Fuego ) стремились скрыть от общественности свои действия по отношению к туземным племенам. Для компании это было одновременно и средством избежать вопросов, и стратегией снижения ее противоречивого статуса. Особое внимание к этим событиям было обращено после вмешательства салезианских миссионеров, которые осудили действия владельцев ранчо, хотя сами непреднамеренно способствовали уничтожению местной культуры.
Начиная с 1890-х годов положение селькнамов стало тяжелым. Поскольку территории севера стали в основном занимать фермы и ранчо, многие коренные жители, страдающие от голода и преследуемые колонистами, начали бежать на крайний юг острова. [ 32 ] Этот регион уже был заселен коренными народами, у которых было сильное чувство собственности на землю. [ 31 ] [ 33 ] Следовательно, борьба за контроль над территорией усилилась.

Крупные владельцы ранчо попытались изгнать селкнамов, а затем начали против них кампанию истребления при соучастии правительств Аргентины и Чили. [ 34 ] [ 35 ] Крупные компании платили овцеводам или милиции вознаграждение за каждого убитого селькнама, что подтверждалось предъявлением пары рук или ушей, а позже и целого черепа. [ 34 ] [ 36 ] За смерть женщины давали больше, чем за смерть мужчины. Положение селькнамов ухудшилось с созданием религиозных миссий, которые лишили их средств к существованию в результате насильственного переселения. [ 35 ] [ 36 ] и непреднамеренно принесли с собой смертельные эпидемии. [ 36 ]
Репрессии против селькнамов продолжались до начала двадцатого века. [ 37 ] В середине 1890-х годов Чили переместила большую часть селькнамов со своей территории на остров Доусон , ограничив их салезианской миссией. [ 38 ] [ 39 ] Аргентина наконец позволила салезианским миссионерам помочь селькнамам и попытаться их ассимилировать. [ когда? ] , с их традиционной культурой и образом жизни, тогда полностью прерванными.
Более поздние конфликты между губернатором Мануэлем Сеньоре и главой салезианской миссии Хосе Фаньяно. [ 40 ] лишь ухудшило, а не улучшило положение селькнамов. Длительные споры между гражданскими властями и священниками не позволили удовлетворительно решить коренной вопрос. Губернатор Сеньоре поддерживал дело владельцев ранчо и мало интересовался инцидентами, произошедшими на Огненной Земле.

Были созданы две христианские миссии для проповеди селькнамам. Они предназначались для обеспечения туземцев жильем и едой, но были закрыты из-за небольшого количества оставшихся селькнамов; До западной колонизации их исчислялись тысячами, но к началу двадцатого века осталось всего несколько сотен.
Алехандро Каньяс подсчитал, что в 1896 году население селькнамов составляло 3000 человек. Мартин Гусинде , австрийский священник и этнолог, изучавший их в начале 20 века, писал в 1919 году, что осталось всего 279 селькнамов. [ 8 ] В 1945 году салезианский миссионер Лоренцо Масса насчитал 25. [ 41 ] В мае 1974 года умерла Анжела Лой , последняя чистокровная Селкнам. [ 42 ] Есть выжившие потомки частичного селькнамского происхождения. По данным аргентинской переписи 2010 года, на острове Огненная Земля проживало 294 селькнама (она). [ 43 ]
Культура и религия
[ редактировать ]
Миссии и антропологи начала 20-го века собирали информацию о культуре, религии и традициях селькнамов, пытаясь помочь им сохранить свою культуру.
Охота и диета
[ редактировать ]Согласно ранним источникам, большая часть традиционного рациона селкнамов состояла из гуанако , на которых они охотились, используя луки и стрелы, а также болы . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Было зарегистрировано, что гуанако Огненной Земли крупнее своих патагонских собратьев. [ 47 ] Шкуры гуанако, на которых охотились Селькнамы, затем использовались при строительстве убежищ, сумок и одежды. [ 47 ] Известно также, что селькнамы занимались рыбной ловлей во время отлива, используя копья. [ 17 ] где большую часть закупаемых морепродуктов составляли угри, [ 48 ] редко вылавливаемые морепродукты, такие как робалос . хотя более ценились [ 49 ] На юге острова птицы составляли часть рациона селькнамов. [ 48 ] Более поздние исследования поставили под сомнение пропорциональность пищевых ресурсов в этих ранних отчетах. [ 50 ]
Известно также, что селькнамы использовали огнеземельскую собаку , одомашненную форму кулпео , для охоты. Хотя Юлиус Поппер не заметил, чтобы собаки использовались на охоте, [ 51 ] Антонио Кояцци зафиксировал их использование на охоте, и это было подтверждено более поздними исследованиями. [ 52 ] [ 53 ] Все источники сходятся во мнении, что собаки также служили источником тепла в убежищах, поскольку они устраивались для сна рядом с Селкнамом и вокруг него. [ 51 ] [ 52 ] [ 54 ]
Язык
[ редактировать ]Селькнамы говорили на языке Чон . Миссионер Хосе Мария Бовуар составил словарь селькнамского языка. Один источник утверждает, что последние носители языка, свободно владевшие языком, умерли в 1980-х годах. [ 55 ]
Украшение тела
[ редактировать ]В особых случаях, таких как церемонии инициации, свадьбы и похороны, Селк'намы украшали краской свои тела, особенно лица. Основные цвета, использованные в отделке – красный, черный и белый. [ 56 ]
Религия
[ редактировать ]Религия Селкнама представляла собой сложную систему верований, основанную на мифе о сотворении мира . Темаукель — это имя великого сверхъестественного существа, которое, по их мнению, поддерживало мировой порядок. Божество-создатель мира звали Кенос или Кенос. [ 57 ]
У селкнамов были люди, исполнявшие роли шаманов . Такой ксон ( IPA: [xon] ) обладал сверхъестественными способностями, такими как управление погодой. [ 58 ] [ 59 ]
Церемонии посвящения
[ редактировать ]
в Селькнаме Церемония посвящения мужчин , перехода во взрослую жизнь, называлась Хайн . Соседние коренные народы, Яхган и Хауш , проводили подобные церемонии инициации.
Молодых самцов позвали в темную избу. Там на них нападали «духи» — люди, одетые как сверхъестественные существа. Детей учили верить в этих духов и бояться их в детстве, и они угрожали им в случае плохого поведения. [ нужна ссылка ] Задачей мальчиков в этом обряде посвящения было разоблачить духов; когда мальчики увидели, что духи были людьми, им рассказали историю создания мира, связанную с солнцем и луной . В похожей истории им рассказали, что в прошлом женщины маскировались под духов, чтобы контролировать мужчин. Когда мужчины обнаруживали маскарад, они, в свою очередь, угрожали женщинам как духам. По словам мужчин, женщины так и не узнали, что мужчины в масках не были настоящими духами, но мужчины узнали об этом во время обряда инициации.
Современные церемонии использовали это взаимодействие в некоторой шутливой форме. После первого дня проводились соответствующие церемонии и ритуалы. Мужчины демонстрировали свою силу перед женщинами, сражаясь с духами (которые были другими мужчинами, но женщины предположительно не знали об этом) в некоторых театральных боях. С каждым духом играли традиционными действиями, словами и жестами, чтобы каждый мог его идентифицировать. Лучшие актеры-духи из предыдущих Хейнов были снова призваны изображать духов в более поздних Хайнах .
Помимо этих драматических инсценировок мифических событий, Хайн включал в себя испытания молодых мужчин на смелость, находчивость, сопротивление искушению, сопротивление боли и преодоление страха. Оно также включало длительные курсы обучения для обучения молодых людей выполнению задач, за которые они будут нести ответственность. [ 60 ] [ 61 ]
До встречи с европейцами различные обряды Хайна длились очень долго, иногда даже год. Все закончится последней битвой с «худшим» духом. Обычно хайны начинались, когда еды было достаточно (например, кита выбрасывало на берег), когда все селькнамы из всех групп собирались в одном месте, в мужских и женских лагерях. «Духи» иногда приходили в женские лагеря, чтобы напугать их, а также передвигаться и действовать в соответствии с их характерами.
Последний Хайн прошел в одной из миссий в начале 20 века и был сфотографирован миссионером Мартином Гусинде . Это была более короткая и скромная церемония, чем обычно. На фотографиях показаны костюмы «духов», которые создавали и носили Селкнамы. Книга Гусинде «Затерянные племена Огненной Земли» (2015) была опубликована на английском языке издательством Thames & Hudson , а также на французском и испанском языках издательством Éditions Xavier Barral . [ 62 ]
Брак и траурные традиции
[ редактировать ]Помимо украшения лиц вступающих в брак, еще одна традиция, наблюдаемая Гусинде среди селькнамов, была связана с предложениями руки и сердца, когда мужчина делал лук и молча преподносил его женщине, на которой хотел жениться, на глазах у старейшин ее семья. [ 63 ]
После смерти человека обязанностью семьи было зажечь большой огонь и заняться пением и танцами. Затем человека заворачивали в плащ из гуанако и хоронили как можно скорее. [ 64 ] Существовала также традиция хоронить людей в дуплах или корнях деревьев и следить за тем, чтобы умерших нельзя было увидеть, когда они там оказались. Традиции погребального инвентаря нет. [ 64 ]
Наследие и нынешний статус
[ редактировать ]Фотографии жителей селькнама, сделанные миссионерами, выставлены в Антропологическом музее Мартина Гусинде в Пуэрто-Уильямсе . Есть также несколько книг на эту тему, в том числе селькнамские сказки, собранные миссиями, и словарь селькнамского (она) языка. Благодаря раннему контакту миссионеров о селькнамах было собрано гораздо больше информации, чем о других людях региона.
Австрийский священник и этнолог Гузинде также пытался собрать информацию о других местных жителях, но обнаружил, что их численность значительно сократилась. [ 66 ] Он смог больше написать о традиционной культуре селькнамов, потому что люди селькнамов все еще жили в ней в 20 веке.
Комунидад Рафаэлы Иштон был основан в 1980-х годах для борьбы за признание и права Селкнама в Аргентине, а в 1994 году был признан правительством коренным народом. [ 65 ] Национальная перепись населения 2010 года в Аргентине выявила существование 2761 человека, признавшего себя селькнамами по всей стране, из них 294 — в провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики . [ 43 ]
По данным переписи населения Чили 2017 года 1144 человека заявили себя селкнамами. [ 65 ] Потомки ранее считавшегося вымершим народа селкнамов находятся в процессе культурного присвоения и воссоздания и не считают себя или свой народ вымершими. Корпорасьон Селк'нам выступала за внесение поправки в Закон о коренных народах 19.253. [ 65 ] а 27 июня 2020 года Палата депутатов Чили скорректировала закон, признав селкнамов одним из коренных народов Чили. [ 10 ] Затем, 5 сентября 2023 года, Национальный конгресс Чили признал селькнамов одним из 11 коренных народов Чили, приняв их как живую общину Чили. Члены парламента выступили с заявлением, в котором выразили сожаление по поводу роли, которую чилийское и аргентинское государства сыграли в массовых убийствах коренных народов. [ 67 ]
По состоянию на 2023 год останки предков 14 особей селькнамов хранятся в коллекции Венского музея естественной истории . [ 68 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Лукаса Бриджеса , люди называли себя Селкнам (Шилкнум); Яганцы называли их Она. [ 4 ] Чарльз В. Ферлонг записал их эндонимы как «Шилк'енум» и «Чон». [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия BN». тот 2: Томо 1» [Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010: Окончательные результаты: Серия B № 2: Том 1] (PDF) (на испанском языке). INDEC. стр. 281. Архивировано из оригинала (PDF) на 8 декабря 2015 г. Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Estudio Confirma al Pueblo Selk'nam como etnia viva y facilita su reconocimiento Legal» [Исследование подтверждает селькнамский народ как живую этническую группу и способствует его юридическому признанию]. Эль Мострадор (на испанском языке). 6 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Турман, Джудит (23 марта 2015 г.). «Потеря слов: можно ли спасти умирающий язык?» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Архивировано из оригинала 14 августа 2023 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Бриджес, Э. Лукас (1948). Самая крайняя часть Земли (изд. 2022 г.). Эхо-Пойнт Букс и Медиа, ООО. п. 62. ИСБН 978-1648372810 .
- ^ Ферлонг 1917 , с. 181.
- ^ Ферлонг 1917 , с. 175.
- ^ Оливарес и др. 2023б , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Гардини, Уолтер (1984). «Восстановление чести индейского племени-спасение племени». Антропос . 79 (4/6): 645–647. JSTOR 40461884 .
- ^ Чепмен 2010 , с. ?.
- ^ Jump up to: а б Жигу 2022 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Жигу, 2022 г. , стр. 1–2.
- ^ Анитей, Стефан (11 марта 2008 г.). «Загадка коренных жителей Огненной Земли: являются ли Алакалуф и Яган последними коренными чернокожими американцами?» . Софтпедия . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года.
- ^ Ходж, Фредерик Уэбб (декабрь 1915 г.), Слушания: состоявшиеся в Вашингтоне, 27–31 декабря 1915 г. , Гарвардский университет , 649 страниц.
- ^ Хоган, К. Майкл (2008). Бернхэм, А. (ред.). «Куэва-дель-Милодон — пещера или каменное убежище в Чили» . Мегалитический портал . Архивировано из оригинала 13 августа 2023 года.
- ^ Жигу, 2022 , с. 6.
- ^ Спирс 1895 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Торрес 2009 , с. 113.
- ^ Лотроп 1928 , с. 17.
- ^ Win 2003 , с. 14, 27.
- ^ Jump up to: а б Мартинич, Матео (1977). История Магелланова пролива на испанском языке ( ). Сантьяго: Андрес Белло. стр. 73–74. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года.
- ^ Хаф, Ричард (1994). Капитан Джеймс Кук Биография . Лондон: Ходдер и Стоутон . стр. 78–79.
- ^ Лотроп 1928 , стр. 76–77.
- ^ Мартинич, Матео (1998). La Tierra de los Fuegos [ Земля огней ] (на испанском языке). п. 93.
- ^ Ферлонг, Чарльз Веллингтон (декабрь 1915 г.). «Хауш и Она, примитивные племена Огненной Земли» . Труды девятнадцатого Международного конгресса американистов : 445–446 . Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ Баллестеро, Диего (2013). Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894-1938 [ Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894-1938 ] (доктор философии) (на испанском языке). Национальный университет Ла Платы .
- ^ Win 2003 , стр. 32–33.
- ^ Спирс 1895 , с. 51.
- ^ Спирс 1895 , с. 75.
- ^ Чепмен 2010 , с. 544.
- ^ Спирс 1895 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Спирс 1895 , стр. 71–72.
- ^ Ферлонг 1917 , стр. 185–187.
- ^ Ластра-Браво 2021 .
- ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , стр. 22–24.
- ^ Jump up to: а б «Неопубликованные документы по истории Магальянеса «Рохелио Фигероа в Última Esperanza (1905-1919)» (Воспоминания об Un Buscapleitos)» (Воспоминания о Плейбастере)]. Магаллания (на испанском языке). 35 (1): 139–155. 2007.
- ^ Jump up to: а б с Оливарес и др. 2023б , стр. 55–56.
- ^ Орел 2010 , с. 92.
- ^ Асокар-Авенданьо, Нитриуаль-Вальдебенито и Флорес-Чавес 2012 , стр. 286.
- ^ Казали 2008 , с. 47.
- ^ Эмери, Чарльз (1894). « Поездка доктора Э. Фесты в Палестину, Ливан и близлежащие регионы. XI Описание нового кампанотуса" " ["Путешествие доктора Э. Феста по Палестине, Ливану и сопредельным областям. Бюллетень музеев зоологии и сравнительной анатомии Королевского университета Турина (на итальянском языке). 9 :1–2. дои : 10.5962/bhl.part.8049 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года.
- ^ Альварес, Херардо Рафаэль. породы она» « Эксплуатация домашнего скота и истребление (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 3 декабря 2010 г.
- ^ «Анжела Лойдж» . Thereedfoundation.org . 27 мая 1975 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2023 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда, перепись двухсотлетия 2010 года: коренные народы: регион Патагония [Национальная перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда, перепись двухсотлетия 2010 года: коренные народы: регион Патагонии] (Отчет) (на испанском языке) (2-е изд.). Национальный институт статистики и переписи населения. Апрель 2015. с. 87. ИСБН 978-950-896-460-1 .
- ^ Лотроп 1928 , стр. 31–32, 45.
- ^ Спирс 1895 , стр. 35–36.
- ^ Win 2003 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Лотроп 1928 , с. 32.
- ^ Торрес 2009 , с. 115.
- ^ Торрес 2009 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б Поппер, Юлиус [Юлиус] (1887). «Исследование Огненной Земли». Экспедиция Поппера: лекция, прочитанная в Аргентинском географическом институте 5 марта 1887 г. (на испанском языке). Эквадор: Военно-географический институт – через виртуальную библиотеку, Музей конца света. Текст также доступен в этом сборнике сочинений:
Поппер, Хулио [Юлиус]. Атланта – Проект создания морского города на Огненной Земле и другие сочинения [ Атланта – Проект создания морского города на Огненной Земле и другие сочинения ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес: редакция Eudeba. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2024 г. - ^ Jump up to: а б Кояцци, Антонио (1997) [1914]. Индейцы Огнеземного архипелага [ Индейцы Огнеземного архипелага ] (на испанском языке). Пунта-Аренас: Атели.
- ^ Алонсо Марчанте 2019 , с. 75.
- ^ Спирс 1895 , с. 73; Лотроп 1928 , стр. 59–60.
- ^ Аделаар, Виллем (2010). "Южная Америка". В Мозли, Кристофер; Николя, Александр (ред.). Атлас языков мира, находящихся в опасности (3-е полностью переработанное, дополненное и обновленное изд.). Париж: ЮНЕСКО . стр. 86–94. ISBN 978-92-3-104096-2 .
- ^ Win 2003 , стр. 113–114, 144.
- ^ Грассо, Дик Эдгар Ибарра (1997). индейская мифология Космогония и (на испанском языке). Редакционная забота. п. 65. ИСБН 9789501700640 .
- ^ Гусинде, Мартин (1966). Северный ветер – южный ветер. Мифы и сказки индейцев Огненной Земли [ Северный ветер-Южный ветер. Мифы и басни индейцев огнеземельцев ] (на немецком языке). Кассель: Э. Рёт.
- ^ «О культуре индейцев она на Огненной Земле» . Круизы Победы . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 года.
- ^ Чепмен, Энн (1982). Драма и власть в охотничьем обществе: селкнамы Огненной Земли . Издательство Кембриджского университета .
- ^ МакКуат, Филип (2014). «Искусство и выживание в Патагонии» . Журнал «Искусство в обществе» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года.
- ↑ Гленн Х. Шепард-младший, «Призраки цивилизации:» обзор книги Мартина Гусинде « Затерянные племена Огненной Земли» , New York Review of Books , 9 августа 2015 г., по состоянию на 9 сентября 2015 г.
- ^ Win 2003 , стр. 143–144.
- ^ Jump up to: а б Оливарес и др. 2023а , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Пимента, Марсио; Радович Фанта, Нина. «В поисках признания Селкнамов в Чили» . Пулитцеровский центр . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
- ^ Win 2003 , с. 16.
- ^ Пимента, Марсио; Радович Фанта, Нина; Барретто Брисо, Кайо (3 октября 2023 г.). « Мы живы и мы здесь»: потерянное племя Чили празднует долгожданное признание» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Оливарес и др. 2023а , с. 28.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Алонсо Марчанте, Хосе Луис (2019). «Охотники за ветром». Селк'нам: Геноцид и сопротивление [ Селк'нам: Геноцид и сопротивление ] (на испанском языке). Сантьяго-де-Чили; Каталония. ISBN 978-956-324-749-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Асокар-Авенданьо, Алонсо; Нитриуаль-Вальдебенито, Луис; Флорес-Чавес, Хайме (2012). «Патагония в фотооткрытках: салезианские миссионеры и построение воображаемых произведений о Селькнаме, кавескаре и яманас между 1880 и 1920 годами». Искусство, личность и общество (на испанском языке). 25 (2): 271–288. дои : 10.5209/rev_ARIS.2013.v25.n2.39040 . ISSN 1131-5598 .
- Казали, Ромина (2008). «Межэтнические контакты на севере Огненной Земли: первый подход к стратегиям сопротивления Селкнама». Магаллания . 36 (2): 45–61. дои : 10.4067/S0718-22442008000200003 .
- Чепмен, Энн (2010). Встречи европейцев с народом ямана с мыса Горн, до и после Дарвина (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521513791 .
- Ферлонг, Чарльз В. (март 1917 г.). «Племенное распределение и поселения огнеземельцев, включая номенклатуру, этимологию, филологию и население». Географическое обозрение . 3 (3). Тейлор и Фрэнсис : 169–187. дои : 10.2307/207659 . JSTOR 207659 .
- Жигу, Карлос (2022). « «Приговоренные к исчезновению»: геноцид коренных народов на Огненной Земле» (PDF) . Журнал исследований геноцида . 24 (1): 1–22. дои : 10.1080/14623528.2020.1853359 .
- Гусинде, Мартин (2003). Los Fueguinos [ Огнеземельцы ] (на испанском языке).
- Ластра-Браво, Хавьер (2021). «Возрождение Селкнама. Динамика этногетерогенеза, этнической принадлежности и юридического признания на Огненной Земле» . Рунас: Журнал образования и культуры . 2 (4): е21038. дои : 10.46652/runas.v2i4.38 . ISSN 2737-6230 .
- Лотроп, Сэмюэл Киркланд (1928). Индейцы Огненной Земли . Материалы из Музея американских индейцев. Том. X. Музей американских индейцев , Фонд Хей.
- Оливарес, Фернанда; Шаттке, Констанца; Молина, Хемани; Бернер, Маргит; Эггерс, Сабина (2023a). «Остеобиографическая реиндивидуализация человеческих останков Селькнама в Венском музее естественной истории» . Человеческие останки и насилие . 9 (1): 28–48. дои : 10.7227/HRV.9.1.3 .
- Оливарес, Фернанда; Шаттке, Констанца; Молина, Хемани; Бернер, Маргит; Эггерс, Сабина (2023b). «Пересказ истории предков селькнамов: от Карокинка/Огненной Земли до Австрии» . Человеческие останки и насилие . 9 (1): 49–69. дои : 10.7227/HRV.9.1.4 .
- Спирс, Джон (1895). Золотые раскопки на мысе Горн: исследование жизни на Огненной Земле и в Патагонии . Нью-Йорк. ISBN 9-7805-4834-724-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Торрес, Химена Э. (2009). «Рыбалка среди наземных охотников-собирателей Большого острова Огненной Земли, от доисторических времен до этнографических времен». Магаллания (на испанском языке). 37 (2): 109–138. дои : 10.4067/S0718-22442009000200007 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борреро, Луис Альберто (2007). Лос Селк'нам (Онас) [ Селк'нам (Онас) ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Галерна.
- Бриджес, Лукас (1948). Самая крайняя часть Земли . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гленн Х. Шепард-младший, «Призраки цивилизации:» обзор книги Мартина Гусинде « Затерянные племена Огненной Земли» , New York Review of Books, 9 августа 2015 г., обзор включает фотографии Селькнама начала 20-го века, сделанные Гусинде.
- «Документальный фильм о Жубере Янтене» . Канадская радиовещательная корпорация . 2 июля 2001 г.
- «Молодой человек, возрождающий умирающий язык» , BBC News, 2 августа 2015 г.
- Лола Кепья. Selk'nam (Ona) Chants of Tierra del Fuego, Аргентина (треки транслируются на Napster с аудиокомпакт-диска).
- Об индийской культуре Она на Огненной Земле , Victory Cruises.