Капайский
Капаяны были коренным народом, ныне вымершим, жившим на территории Аргентины.
Описание
[ редактировать ]Их географическая область включала части аргентинских провинций Ла-Риоха , Катамарка , Сан-Хуан , от горной зоны, включающей границу Ла-Риохи с Катамаркой на реке Колорадо и окрестности реки Хачал -Санхон, в Сан-Хуане, включая Анды на западе, вплоть до хребтов Веласко, где они смешались с Диагитас . Они заняли плодородные долины Фаматина , Санагаста , Якампис , Гуандаколь и Хачал . Соседями у них были в северной части диагуитас и в южной части уарпы .
Язык
[ редактировать ]Они разделяли с диагуитас или пазиоками язык какан или его производное. Остатки их языка заключаются в окончаниях слов как бис, галька или мелкий камень, например: Якампис, Кильмебис, Гуанчина и т. д.
Технология
[ редактировать ]У капаянцев была технология прядения, и они пряли шерсть гуанако и лам . Они также знали медную и золотую металлургию. Они построили каналы и арыки для орошения своих сельскохозяйственных угодий. Их сортами были кукурузная тыква , картофель и киноа . Они широко использовали керамику, в основном при производстве погребальных урн, геометрически украшенных черным, красным и белым цветами, известных как стиль Санагаста или стиль Ангуаласто .
Их дома были из глины и самана и иногда строились у подножия большого дерева, служившего крышей. Эта технология строительства до сих пор применяется в Риоханской зоне Винчины .
Отклонить
[ редактировать ]Около 1480 года инки вторглись в регион Диагитас и Капаяны, присоединив их территории к Империи инков ( Тавантинсуйу ). С 1607 года испанское завоевание привело к их рассеянию, а затем к исчезновению в конце 18 века. Капаяны приняли участие в восстании 1632 года вместе с олонгастами и другими диагитас.
Сегодня их имя носит департамент Катамарка (см. Департамент Капайан ).
Этимология и этническая принадлежность
[ редактировать ]Этимологией названия, начатого этим народом, по-видимому, является руна сими (кечуа) слово Капак нян ( Великая дорога ), то есть так называемая « инков Дорога ». Объяснение этому может заключаться в том, что на территории, на которой они жили, находится очень важный узел коммуникаций на юге Тавантинсуйу . Большинство авторов рассматривают капайан в силу культурных общих черт (например, использование языка какан) как одну из частей пасиока ( « диагуитас »), так же, как и кальчаки , олонгаста, кильмес, хотя они отличались бы из-за генетического и культурного влияния соседних с ними уарпов , а после 1480 года из-за присутствия людей митмакуна, депортированных в этот регион инками. Многие из таких митимаэ торговали и производили «чича», алкогольный кукурузный напиток , и чурумату .