Чича
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
![]() Кувшин чича морада подается с пипеньо , Олмуэ, Чили. | |
Тип | Напиток |
---|

Чича — ферментированный (алкогольный) или неферментированный напиток Латинской Америки , происходящий из регионов Анд и Амазонии . [1] до, так и после испанского завоевания Как в период кукурузное пиво ( chicha de jora ), приготовленное из различных кукурузы местных сортов , было наиболее распространенной формой чичи . [1] Однако чича также изготавливается из множества других культурных растений и дикорастущих растений , включая, среди прочего, киноа ( Chenopodium quinia ), каниву ( Chenopodium pallidicaule ), арахис , маниок (также называемый юка или маниока), пальмовые плоды, рис, картофель. , ока ( Oxalis tuberosa ) и чаньяр ( Geoffroea Decorticans ). [1] Существует множество региональных разновидностей чичи . [2] В инков Империи чича использовалась в церемониях и ритуалах . [3]
[ править ]

Точное происхождение слова чича остается спорным. Одно из убеждений состоит в том, что слово «чича» имеет тайноземное происхождение и стало общим термином, используемым испанцами для обозначения любых ферментированных напитков, сваренных коренными народами Америки. [4] Вполне возможно, что одним из первых термин «чича» использовала группа людей, живших в Колумбии и Панаме, Куна . [2] Однако, по мнению Real Academia Española и других авторов, слово чича происходит от чичаб на языке куна слова , или «чиаб», что означает кукурузу. По словам Дона Луиса Г. Изы [5] оно происходит от науатль слова чичиатль , что означает «перебродившая вода»; глагол «чича» , означающий «кислить напиток», и постфикс -atl, означающий «вода». Эти этимологии не являются взаимоисключающими.
Испанская идиома nichicha ni limonada (ни чича , ни лимонад) означает «ни то, ни другое». [6] (примерно эквивалентно английскому «ни рыба, ни мясо»). [7]
Кукурузная чича [ править ]
Подготовка [ править ]
Чича-де-хора — кукурузное пиво , приготовленное путем проращивания кукурузы, извлечения солодовых сахаров, кипячения сусла и ферментации его в больших сосудах, традиционно огромных глиняных чанах, в течение нескольких дней. Оригинальное название на языке кечуа — аджха, его традиционно производят и продают в чичериас, называемых также аджха васи.
Обычно пивовар делает чичу в больших количествах и использует для этого множество глиняных чанов. Эти чаны легко ломаются, и их можно использовать только несколько раз. Пивовары могут расположить свои сосуды рядами с огнем посередине, чтобы уменьшить потери тепла. [8]
Процесс изготовления чичи по сути такой же, как и процесс производства солодового ячменного пива. Его традиционно готовят из кукурузы Джора, разновидности солодовой кукурузы из Анд. Конкретный тип или комбинация кукурузы, используемой при приготовлении чича-де-хора, показывает, где она была изготовлена. [8] [ нужна страница ] [9] Некоторые добавляют киноа или другие добавки, чтобы придать ему консистенцию; затем его варят. В процессе варки чичу перемешивают и аэрируют, чтобы не допустить перекипания. [8] [ нужна страница ] Чанкака , твердая форма сахара (например, сахарный тростник), помогает в процессе ферментации.
После помола кукурузы и заваривания напитка чичу просеивают. Традиционно его просеивают через большую ткань. Это нужно для того, чтобы отделить кукурузу от желаемой чичи. [8] [ нужна страница ]
В некоторых культурах вместо проращивания кукурузы для высвобождения содержащихся в ней крахмалов кукурузу измельчают, смачивают слюной во рту производителя чичи и формируют небольшие шарики, которые затем расплющивают и раскладывают для просушки. [10] Природные птиалиновые ферменты в слюне производителя катализируют расщепление крахмала кукурузы на мальтозу . Этот процесс пережевывания зерен или других крахмалов использовался при производстве алкогольных напитков в досовременных культурах по всему миру, включая, например, сакэ в Японии. Чича, приготовленная таким образом, известна как чича де муко . [11]

Чича морада — это неферментированная чича, которую обычно готовят из початков фиолетовой кукурузы ( maíz morado ), которые варят с ананасовой кожурой, корицей и гвоздикой. В результате получается крепкая жидкость пурпурного цвета, которую затем смешивают с сахаром и лимоном. Этот напиток обычно принимают в качестве освежающего напитка, но в последние годы было обнаружено много преимуществ фиолетовой кукурузы для здоровья. [12] Чича морада распространена в боливийской и перуанской культурах и обычно пьется в качестве дополнения к еде.
Женщины больше всего связаны с производством чичи. Мужчины и дети по-прежнему участвуют в процессе приготовления чичи, но женщины контролируют производство и распространение. [13] Для многих женщин в андском обществе изготовление и продажа чичи является ключевой частью их идентичности, поскольку оно обеспечивает значительную политическую власть и рычаги влияния. [13]

Используйте [ править ]
Чича-де-хора готовилась и употреблялась в общинах по всей территории Анд на протяжении тысячелетий. Инки использовали чичу в ритуальных целях и потребляли ее в огромных количествах во время религиозных праздников. Мельницы, на которых, вероятно, его изготавливали, были найдены в Мачу-Пикчу .
Во времена Империи инков женщин обучали технике приготовления чичи в Аклла Васи (женских школах). [14]
Чичерии ( чича таверны ) были местами, где употребляли чичу . Многие из них исторически представляли собой нелицензированные домашние предприятия, производившие чичу на месте. [15] [16]
Обычно чичу продают в больших капоральных стаканах (1/2 литра), которые можно пить на месте, или по литрам, если ее приносят домой. Чича обычно продается прямо из глиняной чомбы , в которой она была заварена. На северном побережье Перу его часто подают в сушеной тыкве, известной как пото, а в перуанских Андах его часто подают в керо. Керос традиционно изготавливают из дерева с замысловатыми узорами, вырезанными снаружи. В колониальные времена керо стали рисовать на внешней стороне фигуративными изображениями, а не резьбой. Некоторые керо также были сделаны из металлов, а многие теперь сделаны из стекла. Лидеры инков использовали одинаковые пары керо, чтобы пригласить выпить. Эти приглашения представляли собой долг перед приглашенным. Таким образом, употребление чичи через керо укрепляло отношения власти и союзы между людьми и группами. [17]
Чичу можно смешать с Coca Sek , колумбийским напитком, приготовленным из листьев коки.
вариации Региональные
Существует ряд региональных разновидностей чичи, которые можно условно разделить на равнинные (Амазония) и высокогорные разновидности, которых много.
Амазония [ править ]
Во всем бассейне Амазонки (включая внутренние районы Эквадора, Перу, Колумбии и Бразилии) чичу обычно готовят из маниоки, но известно, что в кулинарии также используется подорожник. [18] [19] Традиционно женщины жуют промытую и очищенную маниоку и выплевывают сок в миску. производителя Корень маниоки очень крахмалистый, поэтому ферменты слюны быстро преобразуют крахмал в простой сахар, который в дальнейшем преобразуется дикими дрожжами или бактериями в спирт. После того, как сок ферментируется в миске в течение нескольких часов, в результате получается кисло-сладкая чича, внешне похожая на обезжиренное молоко. В Колумбийской Амазонии напиток называется масато .
В семьях принято предлагать чичу прибывающим гостям. Детям предлагают новую, не ферментированную чичу, а взрослым — ферментированную чичу; самая ферментированная чича со значительным содержанием алкоголя предназначена для мужчин.
Боливия [ править ]
В Боливии чичу чаще всего готовят из кукурузы, особенно в высокогорьях. [20] но амарантовая чича также традиционна и популярна. В низинах также распространена чича из сладкого маниока, подорожника или банана. [21] Боливийская чича часто содержит алкоголь. Хорошее описание приготовления боливийского способа приготовления чичи можно найти у Катлера, Хью и Мартина Карденаса, «Чича, местное южноамериканское пиво». [22]
Чили [ править ]
В Чили есть два основных типа чичи: яблочная чича, производимая на юге Чили, и виноградная чича, производимая в центральном Чили. Оба являются алкогольными напитками без дистилляции, только путем ферментации. Чичу в основном едят в сельской местности и во время праздников, таких как Fiestas Patrias 18 сентября. Чичу обычно нельзя найти в официальных супермаркетах, если только не ближе к 18 сентября. [23] [ нужна страница ]
Такие места, как Мафил на юге Чили, были традиционными центрами производства яблочной продукции чича, которая продавалась в соседнем городе Вальдивия . [24] С появлением пива немецкими поселенцами , прибывшими во второй половине XIX века, производство чичи в Мафиле сократилось, и теперь его производят немногие и в основном для потребления внутри семьи. [24]
Колумбия [ править ]
В Боготе, столице современной Колумбии, рецепт прост; приготовленная кукуруза с сахаром, ферментированная в течение шести-восьми дней. [25] [26] Чича была объявлена вне закона в Колумбии в 1949 году и формально остается незаконной, но пивоварение продолжалось подпольно, а в некоторых районах напиток доступен открыто. [27]
Эквадор [ править ]
Крупный фестиваль пива чича «Ямор » проводится в начале сентября в Отавало . Он берет свое начало в 1970-х годах, когда местные жители решили возродить древнюю традицию отмечать урожай кукурузы перед сентябрьским равноденствием. Эти местные жители говорили на языке кечуа, а чича называлась «Ямор». Фестиваль включает в себя выступления музыкальных групп, парады, фейерверки и дегустацию чичи. [28]
Сальвадор [ править ]
В Сальвадоре под чичей обычно понимают алкогольный напиток, приготовленный из кукурузы, панела и ананаса. [29] Его используют в качестве напитка, а также в качестве ингредиента во многих традиционных блюдах, таких как галло-эн-чича , местная версия кок-о-вина . Безалкогольная версия, обычно называемая фреско де чича (безалкогольный напиток чича), готовится из тех же ингредиентов, но без ферментации.
Гондурас [ править ]
В Гондурасе народ Печ практиковал ритуал Кеш, во время которого шаман контактировал с духовным миром. Кеш мог проводиться по разным причинам, в том числе для того, чтобы успокоить разгневанных духов или помочь умершему члену сообщества в его путешествии после смерти. Во время этого ритуала пили чичу из юки, минии и юка тамале. Ритуал больше не практикуется, но напиток по-прежнему используется только для особых случаев в кругу семьи. [30]
Nicaragua[editНикарагуа
В Манагуа и Гранаде «чича де маис» — типичный неферментированный напиток, который подается очень холодным. Его часто приправляют банановым или ванильным вкусом, и можно услышать, как продавщицы кричат: «¡Чича, кафе и юго фрио!» на площадях.
Никарагуанский «чича де маис» готовят путем замачивания кукурузы на ночь в воде. На следующий день его измельчают и помещают в воду, добавляют красный пищевой краситель и всю смесь готовят. После охлаждения добавляют сахар и еще воды. На следующий день добавляют еще воду, сахар и ароматизатор. Хотя доступна ферментированная чича, наиболее распространенным является неферментированный тип.
Панама [ править ]
В Панаме чича может означать просто «фруктовый напиток». Неферментированную чичу часто называют батидо — другое название любого напитка, содержащего фруктовое пюре. На местном уровне, среди Куна или Гундетуле цепи островов Сан-Блас, «чича фуэрте» относится к смеси ферментированной кукурузы и бабушкиной слюны, которой чичу наслаждаются в особые или Святые дни. Хотя чича фуэрте традиционно относится к чиче, приготовленной из пророщенной кукурузы (проращивание помогает преобразовать крахмал в сахар), любое количество фруктов можно ферментировать в уникальные домашние версии напитка. В сельской местности чича фуэрте является любимым освежением во время и после общественных работ ( хунты ), а также во время общественных танцев ( тамборитос ).
Peru[editПеру
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Важность чичи в социальном и религиозном мире Латинской Америки лучше всего можно увидеть, сосредоточив внимание на центральной роли этого напитка в древнем Перу. [8] Кукуруза считалась священной культурой, но Чича, в частности, считалась очень высоким статусом. Чичу употребляли в больших количествах во время и после сбора урожая, создавая праздничное настроение пения, танцев и шуток. Чичу предлагали богам и предкам, как и другие ферментированные напитки во всем мире. Например, в столице инков Куско король наливал чичу в золотую чашу на пупе вселенной, декоративный каменный помост с троном и колонной на центральной площади. Чича стекала по «глотке Бога Солнца» в Храм Солнца, а зрители с благоговением наблюдали, как верховный бог осушает драгоценный напиток. На большинстве фестивалей простые люди участвовали в днях непомерного пьянства после главного праздника, а испанцы ошеломлены пьянством.
Человеческие жертвы сначала нужно было натирать отходами чичи, а затем в течение нескольких дней кормить их через зонд, пока они лежали заживо в гробницах. Особые священные места, разбросанные по всей империи, и мумии предыдущих королей и предков ритуально купались в кукурузной муке и преподносились подношениями чича под аккомпанемент танцев и музыки на свирели. Даже сегодня перуанцы посыпают немного чичи «матери-земле» из общей чашки, когда садятся вместе пить; Затем чашка движется в порядке социального статуса каждого пьющего, когда предлагается бесконечная череда тостов. [31]
Венесуэла [ править ]

В Венесуэле чича или чича де аррос готовят из вареного риса, молока и сахара; Обычно он белого цвета и имеет консистенцию эгг-нога. Обычно его подают как сладкий освежающий напиток с начинкой из молотой корицы или сгущенного молока . Этот чича де арроз не содержит алкоголя, поскольку не подвергается ферментации. Иногда его готовят из макарон или манной крупы вместо риса, и его обычно называют чича де паста . [32]
В большинстве крупных городов чичу предлагают уличные торговцы, которых обычно называют чичеро ; эти продавцы обычно используют смесь, похожую на муку, просто добавляют воду и обычно подают их с колотым льдом и соломинкой и могут попросить добавить сверху корицу, шоколадную стружку или сгущенное молоко с сахаром. Его также можно встретить в коммерческих презентациях, как молоко и соки. В венесуэльских Андских регионах (таких как Мерида ) готовят альтернативную версию с добавлением ферментированного ананаса, который имеет более ликерный вкус. Этот сорт обычно называют Чича Андина и является типичным рождественским напитком.
в инков Значение обществе

Личность [ править ]
Использование чича может показать, как люди воспринимают свою культурную самобытность и выражают идеи о поле , расе , национальности и сообществе . [13] Использование чича способствует тому, как люди создают сообщество и коллективную идентичность для поддержания социальных сетей . Его часто употребляют во время праздников и фестивалей , которые являются ценным контекстом для укрепления социальных и культурных связей. Производство и потребление чичи способствует социальной организации и может повлиять на социальный статус. [33]
Обряды посвящения [ править ]
Потребление чичи включало ее использование в обрядах посвящения коренных народов, таких как инки . Чича играл важную роль в церемониях для мальчиков-подростков, достигающих совершеннолетия, особенно для сыновей знати инков . [34] Молодые люди получали свои взрослые имена на церемониях с использованием чича. [34] Единственное, что сделали эти мальчики, — это отправились в паломничество в такие горы, как Уанакаури, имевшее большое значение. [34] Мальчики делали это примерно за месяц до церемонии в честь совершеннолетия . [34] После паломничества мальчики жевали кукурузу, чтобы приготовить чичу, которую они пили в конце месячной церемонии. [34] Одним из занятий было бегство по склону горы за керо чича , которое им давали молодые женщины, чтобы подбодрить их. [34]
Женская роль [ править ]
Использование чичи также можно увидеть, глядя на женщин, живших во времена правления инков до прихода испанцев. Женщины были важны для сообщества инков. Была избранная группа женщин, которые получали формальное обучение. Эти женщины назывались акла , также известные как «Избранные женщины». [35] Эту группу женщин вытащили из семейных домов и отправили в аклахуаси, или «Дом избранных женщин». [35] Эти женщины были посвящены религии инков , ткачеству, кулинарии и приготовлению чичи . [35] Большая часть чичи, которую они варили, шла на церемонии или когда община собиралась вместе, чтобы поклониться своему богу. Они начали процесс приготовления чичи с жевания кукурузы, чтобы получить мягкую консистенцию, поддающуюся ферментации . [35] Продукт аклласа считался священным из -за женщин, производивших его. Это была особая привилегия, которой не было у многих женщин, за исключением «самых привлекательных женщин». [35]
семьи инков Восприятие королевской
показывают Сами инки важность чичи. Лорды и члены королевской семьи, вероятно, пили чичу из серебряных и золотых чашек, известных как керос . [36] Кроме того, после победы над врагом правители инков превращали головы побежденного врага в чашу, из которой можно было пить чичу. [37] Пример этого можно было увидеть, когда Атавальпа выпил чичу из черепа противника. [37] Это показало, насколько превосходили сами инки , приведя свою армию к победе, и чича был в авангарде. После крупных военных побед инки праздновали, выпивая чичу. Когда инки и испанские конкистадоры встретились, конкистадоры не поняли значения чичи. Титу Куси объясняет, как его дядя Атауальпа отреагировал, когда злоумышленники не уважали чичу. [38] Куси говорит: «Испанец, получив напиток в руку, пролил его, что сильно разозлило моего дядю. И после этого два испанца показали моему дяде письмо, или книгу, или что-то еще, сказав, что это была надпись Бога. и король и мой дядя, обидевшись на пролитую чичу, взяли письмо и повалили его на землю, сказав: «Я не знаю, что вы мне дали. Идите, уходите». [39] Другой подобный случай произошел между Атавальпой и испанцами. В конце концов Атавалпа сказал: «Поскольку вы меня не уважаете, я тоже не буду уважать вас». [39] Эта история, записанная Титу Куси, показывает важные отношения инков с чича. Если кто-то оскорбит этот напиток, он примет это на свой счет, потому что он оскорбит их убеждения и общество.
Экономика [ править ]
В экономике инков не было обмена валют. Скорее, экономика зависела от торговли продуктами, обмена услугами и раздачи товаров Инками людям, которые на него работали. Чича, которую производили мужчины на побережье для продажи или подарка своим инкам . [14] Это отличалось от женщин, которые производили чичу внутри страны, потому что они делали это для общественных собраний и других важных церемоний. [40] Отношения были важны в сообществе инков , и хорошие отношения с инками могли позволить обеспечить семью дополнительными товарами, к которым не каждый имел доступ. [41] Инка в давала чичу семьям и мужчинам, которые внесли свой вклад миту . [42]
В экономике инков было важно, чтобы среди других товаров, важных для повседневной жизни, существовал постоянный поток чичи. [43] На полях Анд особое внимание уделялось местам посадки кукурузы, и серьезно относилось к тому, где будут расположены кукурузные поля. [44] «Сельскохозяйственные ритуалы связывали производство кукурузы с жидкой передачей власти в обществе с помощью чича». [45] Умение сажать кукурузу указывало на важную социальную роль, которую кто-то играл в своем сообществе. Из-за важности посевов кукурузы за эти фермы, вероятно, будет отвечать государство. [46] Значение совместного питья чичи было еще одним важным аспектом инков повседневной жизни . Его включали в пищу инки .
Религиозные цели [ править ]
Производство чичи было необходимостью для всех, поскольку это было священным предметом для людей. «У инков кукуруза была божественным даром человечеству, и ее употребление в качестве ферментированного напитка на политических собраниях формировало общение между теми, кто пил, и предками, а также всей космологией инков ». [47] Этот напиток позволил людям вернуться к истории творения и вспомнить о боге-творце Виракоче . [48] Инки рассматривали этот напиток в сексуальном смысле из-за того , как для них производила земля. Инки воспринимали чичу как семя, и когда их сбрасывали на Землю, они думали , что кормят Землю. [48]
См. также [ править ]
- Осторожный
- Чича де Жора
- фиолетовый чича
- Список ферментированных продуктов
- Список блюд из кукурузы
- Список напитков, ферментированных слюной
- Оспа (напиток)
- пульке
- Пунукапа
- Техуино
- Тесгино
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрэнсис М. Хаяшида (2015). «Чича» . У Карен Бешерер Метени; Мэри К. Бодри (ред.). Археология еды: энциклопедия . Роуман и Литтлфилд. стр. 97–98. ISBN 9780759123663 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Чича — Андская идентичность» . Университет штата Огайо . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Малпасс, Майкл Эндрю (1996). Повседневная жизнь в империи инков . Издательская группа Гринвуд. стр. 77, 107–11, 131. ISBN. 9780313293900 .
- ^ Герцог, Гай (2010). Кризис идентичности: археологические перспективы преемственности социальной идентичности . Том. 42. с. 264.
- ^ Барберена, Сантьяго Игнасио (1894). Кичеизмы: вклад в изучение американского фольклора (на испанском языке). Кончик. «Свет».
- ^ Роберт Нойштадт, (Con) Слияние знаков и постмодернистских позиций: испано-американское исполнение, экспериментальное письмо и критика политической путаницы (Garland Publishing, 1999), стр. xi.
- ^ Джеймс Т. Монро, «Андалузско-арабская строфическая поэзия как пример литературной гибридизации: «Заджал 147» Ибн Кузмана в средневековой устной литературе (под ред. Карла Райхла: Вальтер де Грюйтер , 2012), стр. 603.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хаяшида, Фрэнсис М. (2008). «Древнее пиво и современные пивовары: этноархеологические наблюдения за производством чичи в двух регионах северного побережья Перу». Журнал антропологической археологии . 27 (2): 161–174. дои : 10.1016/j.jaa.2008.03.003 .
- ^ Жижек, Миша. «Ла Чича де Жора» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 г.
- ^ Уодлер, Джойс (8 сентября 2009 г.). «Жуй, выплюнь, затем завари. Ура!» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ Николсон, Г. Эдвард (1960). «Виды кукурузы чича и производство чичи в Перу». Экономическая ботаника . 14 (4): 290–299. дои : 10.1007/BF02908039 . S2CID 36357387 .
- ^ Джонс, Кеннет (15 октября 2007 г.). «Фиолетовая кукуруза: древняя целебная еда» . Наука о фиолетовой кукурузе . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Питьё, власть и общество в Андах . Дженнингс, Джастин, Баузер, Бренда Дж., 1957-. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. 2009. ISBN 9780813033068 . OCLC 226356629 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д'Алтрой, Терренс Н. [Инки, ISBN 0-631-17677-2 ]
- ^ Кэтрин Комисарук, Труд и любовь в Гватемале: канун независимости (Stanford University Press, 2013), стр. 160.
- ^ Энн Зулавски, Неравные методы лечения: общественное здравоохранение и политические изменения в Боливии, 1900–1950 (Duke University Press, 2007), стр. 147.
- ^ Магитс, Джастин. «Настойчивость Чичи» .
- ^ «Виникола Санта Роза Лтда» . 04.04.2017. Архивировано из оригинала 4 апреля 2017 года . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Чича | Информация о тропических лесах Амазонки | Круизы Амазонки» . Круизы и домики Амазонки . 24 ноября 2016 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Разнообразие местной кукурузы в Боливии . Министерство окружающей среды и водных ресурсов/Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций – ФАО. стр. 160 стр.
- ^ Хупер, Пол; ДеДео, Саймон; Колдуэлл Хупер, Энн; Гурвен, Майкл; Каплан, Хиллард (2013). «Динамическая структура традиционной амазонской социальной сети» . Энтропия . 15 (12): 4932–4955. arXiv : 1307.0516 . Бибкод : 2013Entrp..15.4932H . дои : 10.3390/e15114932 . ПМК 4104206 . ПМИД 25053880 .
- ^ Катлер, Хью; Мартин Карденас (29 декабря 1947 г.). «Чича, пиво коренных жителей Южной Америки» (PDF) . Листовки Ботанического музея . 13 (3). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Дочери, Антон (2014). «О Чиче, Махасе и Мингасе: крепкий яблочный сидр и местная солидарность в сельских районах Южного Чили двадцать первого века» . В Гретхен, Пирс; Ауреа, Тоски (ред.). Алкоголь в Латинской Америке: социальная и культурная история . Издательство Университета Аризоны. ISBN 9780816599004 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро Асенсио, Марсия Эвелин (2009). Мафил в истории и памяти 1930–1964 (на испанском языке). стр. 59–60. ISBN 978-956-8803-00-1 .
- ^ Эрнандес, Дина Паола. «Чича: напиток богов, перешедший в культуру Боготы» . Мэрия Боготы (на испанском языке).
Традиционный местный напиток стал символом зарождающейся Боготы в колониальные времена. [...] Вареную кукурузу необходимо измельчить или смешать до достижения желаемой толщины. Сахар добавляют по вкусу и оставляют для брожения на семь-восемь дней в зависимости от желаемой степени спиртного.
- ^ Лиевано, Каталина (26 августа 2014 г.). «Чича: горький напиток истории | The City Paper Bogotá» . Городская газета Богота . Проверено 3 апреля 2017 г.
Вы измельчаете кукурузу на камне и кладете ее в большую кастрюлю с черной панелой (тростниковым сахаром-сырцом). Смесь накрывают крышкой на 15 дней и добавляют в кастрюлю кипяток. За восемь дней смесь превращается в напиток. Тогда оно готово к подаче.
- ^ Зельдович, Зина (28 марта 2023 г.). «Чича: запрещенный напиток Колумбии» .
- ^ Мэддикс, Рассел (2014). «3. Обычаи и традиции: фестиваль Ямор» . Эквадор – Культура умна!: Основное руководство по обычаям и культуре . Браво Лимитед. ISBN 9781857336849 .
- ^ «Кукурузная чича» . Советы Сальвадора . 09.06.2015 . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Голд, Джанет Н. (30 апреля 2009 г.). Культура и обычаи Гондураса . АВС-КЛИО. ISBN 9780313341809 .
- ^ Макговерн, Патрик. «Чича» . Проект биомолекулярной археологии Патрика Э. Макговерна .
- ^ Индира Рамирес Теран (23 августа 2015 г.). «Венесуэльский рисовый чича: рецепт, происхождение и интересная информация» . Лучше со здоровьем (на испанском языке) . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Дженнингс, Джастин; Антробус, Кэтлин Л.; Атенсио, Сэм Дж.; Главич, Эрин; Джонсон, Ребекка; Лоффлер, немец; Луу, Кристина (2005). « Пить пиво в блаженном настроении»: производство алкоголя, производственные цепочки и пиршества в древнем мире». Современная антропология . 46 (2): 275–303. дои : 10.1086/427119 . JSTOR 10.1086/427119 . S2CID 149500031 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Д'Алтрой, Теренс Н. Инки . Германия: Wiley, 2014. с. 303.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Д'Алтрой, Теренс Н. Инки . Германия: Wiley, 2014. с. 301.
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 438).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 349).
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 452).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 453).
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (с.320).
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (с.316).
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014.(с.316-17).
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 401).
- ^ Брэй, Тамара, Дж. Дженнингс и Би Джей Баузер. «Места, где можно поужинать: Чича в Андском пейзаже». Напиток, власть и общество в Андах (2009): 93.
- ^ Брэй, Тамара, Дж. Дженнингс и Би Джей Баузер. «Роль чича в расширении государства инков». Напиток, власть и общество в Андах (2009): 108–132.
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Германия: Wiley, 2014. (стр. 404).
- ^ Брэй, Тамара, Дж. Дженнингс и Би Джей Баузер. «Использование ферментированных напитков доиспанского периода в Серро Баул; Перу». Напиток, власть и общество в Андах (2009): 141.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хупс, Джон. Лекция: Университет Канзаса; Андская фауна и флора, 30 января 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Моррис, К. «Кукурузное пиво в экономике, политике и религии Империи инков» в книге «Ферментированные пищевые напитки в питании» , ред. Клиффорд Ф. Гастино, Уильям Дж. Дарби и Томас Б. Тернер (1979), стр. 21–35.
- Супер, Джон К. Еда, завоевания и колонизация в Испанской Америке шестнадцатого века . 1988.
- Васкес, Марио К. «Чича в Андских странах», América Indigena 27 (1967): 265–82.
Внешние ссылки [ править ]

- Чича – древний напиток для питания тела и души
- на странице Чича Рецепты и информация
- Чича - факультет биомолекулярной археологии Пенсильванского университета. Информация о религиозном значении Чичи для инков.
- Рецепт Чича де Муко и информация о приготовлении традиционного Чича де Муко
- Кубинские алкогольные напитки
- Мексиканские алкогольные напитки
- Мексиканские напитки
- Ферментированные напитки
- Напитки на основе кукурузы
- Виды пива
- Все еще
- Муиска
- Боливийская кухня
- Чилийская кухня
- Эквадорская кухня
- Индейская кухня
- Кухня мапуче
- Панамская кухня
- Перуанская кухня
- Ферментация, индуцированная амилазой
- Колумбийская кухня
- Сальвадорская кухня
- Гондурасская кухня
- Никарагуанская кухня
- Венесуэльская кухня
- Энтеогены
- Исторические напитки