Jump to content

Религия Муиска

Религия Муиска описывает религию Муиски , населявшей центральные высокогорья Колумбийских Анд до испанского завоевания Муиски . Муиска образовали конфедерацию святых правителей и имели в своей культуре множество божеств , храмов и ритуалов. Высшим существом Муиски был Чиминигагуа , создавший свет и Землю. Ему не оказывали прямых почестей, однако это делалось через Чиа , богиню Луны, и ее мужа Суэ , бога Солнца. Представление двух главных небесных тел в виде мужа и жены показывало взаимодополняющий характер мужчины и женщины и священный статус брака. [1]

Муиска поклонялись своим богам в священных местах, как природных, таких как озеро Гуатавита , озера Сиеча и озеро Тота , так и построенных; соответственно Суамоксе в Храмы Солнца и Луны ( « Рим» или «Мекка» Муиски) и Чиа , Городе Луны. Во время этих ритуалов жрецы- обги совершали жертвоприношения, иногда человеческого характера. Последняя публичная религиозная церемония Муиски была проведена в Убаке 27 декабря 1563 года. [2]

Знания о религии Муиска были принесены в Европу конкистадором Гонсало Хименесом де Кесада и солдатом Хуаном де Кастельяносом в 16 веке, а также епископом Лукасом Фернандесом де Пьедраита и монахом Педро Симоном в 17 веке. Современные ученые Муиска , писавшие о религии жителей Альтиплано Кундибоясенсе, - это Хавьер Окампо Лопес и Эдуард Лондоньо. [3] [4]

Религиозные практики [ править ]

Золотая тарелка йопо
с трубкой для ингаляций
Украшенные золотые пластины использовались в религиозных ритуалах для вдыхания измельченных семян дерева йопо . Люди использовали полые трубки для вдыхания психоактивного порошка
Музей золота

Муиска были глубоко религиозными людьми, и их правители играли двойную роль как политических, так и религиозных лидеров. Люди постились, а также употребляли коку , табак и йопо во время своих ритуалов. [5] Йопо был извлечен из деревьев анаденантеры , растущих в Восточном Льяносе , к востоку от территорий Муиска. Психоактивные семена дерева продавались ачагуа , их , гуаюпе и тегуа измельчали ​​и вдыхали с помощью полой птичьей кости или ложки. Тарелки, из которых вдыхался йопо, были сделаны из золота и тумбаги , хорошо обработаны и украшены. Многие из них были найдены и выставлены в Музее дель Оро . [6] Кока использовалась в ритуалах предсказаний и для лечения болезней. Коку объединили с калом для повышения эффективности вещества. Кал хранился в попоросе , часто сделанном из золота или тумбаги .

Божества [ править ]

описали множество божеств Летописцы .

Чиа присоединилась к своему мужу Суэ во время лунного затмения.
Бачуэ
Водопад Текендама, созданный Бочика

Чиминигагуа — Высшее Существо [ править ]

Чиминигагуа был богом-создателем Муиски, сотворившим свет и Землю. В начале времен было все темно, и Чиминигагуа послал в небо двух больших черных птиц. Из их клювов был создан свет и озарён космос. [7]

Чиа — богиня Луны [ править ]

Чиа была богиней Луны и одним из двух богов, через которых почиталась Чиминигагуа. Она олицетворяла плодородие Земли и людей. Чиа был женат на Сью. [8]

Суэ — бог Солнца [ править ]

Суэ был богом Солнца, игравшим важную роль в сельском хозяйстве Муиски. Он и его жена Чиа следовали друг за другом по небу, образуя идеальную пару в новолуние, а также во время солнечных и лунных затмений . [8]

Бачуэ — богиня-мать [ править ]

Прародительницей всех муиска была Бачуэ, мать человечества, вышедшая из озера Игуага с трехлетним мальчиком на руках. Когда мальчик подрос, Бачуэ вышла замуж за своего сына и путешествовала по территориям Муиски. Каждый раз, когда она была беременна, она рожала от четырех до шести детей. Муиска считали, что всех людей можно проследить до Бачуэ. Когда ее дети состарились, Бачуэ вернулась на озеро Игуаге со своим сыном, и после заключительной речи они превратились в двух гигантских змей, которые погрузились в воду, сделав это место священным для муиска. [8]

Бочика — бог-вестник цивилизации [ править ]

Бочика был посланником Чиминигагуа и святым учителем Муиски. Это был старый бородатый мужчина, посланный с небес, чтобы обучать людей ткачеству, изготовлению мантии, производству керамики и социальным, моральным и политическим ценностям. Он поселился в Суамоксе, где люди ежегодно устраивали религиозные праздники. В религии Муиска Бочика создал водопад Текендама , водопад к западу от южной столицы Бакаты . [9]

Уитака сексуального освобождения — восставшая богиня

Уитака была богиней счастья, удовольствия и сексуального освобождения, восставшей против Бочика. Когда-то она была красивой женщиной, обучавшей людей долгой жизни, полной искусств и танцев. Когда Бочика узнал о ее восстании против его власти, он превратил Уитаку в белую сову или, альтернативно, в луну. [9]

Чибчакум — бог дождя и грома [ править ]

Бог Чибчакум олицетворял дождь и гром и защищал торговцев и трудящихся в целом. Он был покровителем Бакаты, где Муиска предлагала ему золото. Его месть людям, которые не подчинились, затопила саванну Боготы . Бочика вмешался и приказал Чибчакуму нести Землю на своих плечах, как Атлас в Древней Греции . Чибчакум был также богом многочисленных землетрясений в центральных Андах. [10]

Кучавира на священном озере Гуатавита.
Ненкатакоа помогла муискам построить свои бохио (дома).

Кучавира — бог радуги [ править ]

Радугу представлял Кучавира, который родился, когда Бочика создал водопад Текендама. Он был удостоен чести

золотом и другими жертвами. [10]

Чакен — бог спорта и плодородия [ править ]

Чакен был богом плодородия Земли и спорта. Он обучал муиска готовить их к войнам, а воины геча и фермеры удостоили его чести побеждать в битвах и собирать хорошие урожаи. Сексуальные ритуалы, в которых люди, одетые в цветные костюмы с перьями, охранялись Чакеном. Он также был создателем колумбийского национального вида спорта: техо . [10]

Ненкатакоа — бог искусств и танцев [ править ]

Ненкатакоа был богом Муиска и покровителем художников, художников, строителей и пьянства. Жители территорий Муиска поклонялись ему на больших праздниках, на которых напивались чичей . Ненкатакоа представлялась лисой или медведем, одетым в золото. Он помог муискам построить свои бохио , неся для строительства тяжелые деревянные столбы. [10]

Сайты [ править ]

В честь богов муиски организовывали паломничества к своим храмам и другим священным местам. Паломничества сопровождались музыкой и танцами , а также ( человеческими ) жертвоприношениями . Паломничества возглавляла группа священников; ogques на своем языке Muyscubun , испанцы называли их jeques или xeques . [1] [11] [12] Священников с детства готовили к тому, чтобы они стали религиозными лидерами Муиски. [13] Важным местом паломничества муиска был Кохинес-дель-Заке , расположенный в городе Хунза .

Храмы [ править ]

Самыми важными храмами Муиски были Храм Солнца в священном городе Солнца Суамокс (Муискубун: «Жилище Солнца») и Храм Луны в Чиа , городе, названном в честь богини Луны. Здесь люди собирались, чтобы поклониться Суэ и Чиа. [11] Другие главные храмы были построены в Гуатавите , Бакате и Гуачете . [14] Говорят, что в храмах были созданы изображения их богов, сделанные из золота и серебра. Вид этих богато украшенных, но хрупких храмов только укрепил легенду об Эльдорадо , которое привлекло испанских завоевателей вглубь страны из Санта-Марты . [15]

И Храм Луны в Чиа, и Храм Солнца в Согамосо были разрушены. Реконструкция последнего построена в Археологическом музее Города Солнца.

Священные места [ править ]

На территориях Муиска находился ряд природных мест, считавшихся священными, в том числе озера, реки, леса и большие скалы. Здесь собирались люди для совершения ритуалов и жертвоприношений, в основном с использованием золота и изумрудов. Важными озерами были озеро Гуатавита , озеро Игуаке , озеро Фукене , озеро Тота , озера Сиеча , озеро Теусака и озеро Убаке . [11]

Жертвы [ править ]

Муиска предложила тунжо
Считалось, что у попугаев есть душа, и их приносили в жертву богам Муиска.

Муиска предлагали своим богам различные драгоценные материалы; тунжос — небольшие антропоморфов или зооморфов фигурки , сделанные из золота или тумбаги (сплава золота, серебра и меди ). Многие из тунжо были найдены в различных местах и ​​выставлены в Музее дель Оро . Другими предметами предложения были изумруды , улитки, одежда и еда . Также попугаи и другие разноцветные птицы, поскольку считалось, что у них есть душа. в священных ритуалах использовались [16]

Человеческие жертвоприношения [ править ]

Человеческие жертвоприношения не были редкостью, хотя с приходом испанских конкистадоров они больше не практиковались. Только из устной традиции мы знаем, что их исполняли муиски. Хименес де Кесада писал, что «только захваченные другие племена, такие как панче и другие, использовались для человеческих жертвоприношений в тех редких случаях, когда приносились люди», в то время как Лукас Фернандес де Пьедраита описывал, что «лучшими жертвами богам были жертвы человеческая кровь». [1]

Все летописцы сходятся во мнении, что в древние времена семьи приносили одного мальчика священникам, которые воспитывали его как святого человека, и в пятнадцать лет (по другим источникам говорят, в двенадцать) [14] эти моксы были принесены в жертву. Это была большая честь для семьи и жертв. Жертвоприношения совершались путем вынимания сердца из тела или протыкания его копьями. [1] В Кохинес-дель-Заке мокса приносились в жертву Суэ сразу после восхода солнца.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (на испанском языке) Религия муиска - коренные народы - по состоянию на 05.04.2016 г.
  2. ^ Лондоно, 2001, стр.4.
  3. ^ Окампо Лопес, 2013 г.
  4. ^ Лондоно, 2001 г.
  5. ^ (на испанском языке) Религиозные ритуалы Муиски - по состоянию на 05 апреля 2016 г.
  6. ^ (на испанском языке) Использование йопо и других растений в религиозных ритуалах Муиски - Museo del Oro
  7. ^ Окампо Лопес, 2007, глава V, стр.218.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, Гл.В, стр.220
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окампо Лопес, 2007, Гл.V, стр.221
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Окампо Лопес, 2007, Гл.V, стр.222
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, Гл.В, стр.226
  12. ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.216
  13. ^ (на испанском языке) Священников Муиски воспитывали с детства.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окампо Лопес, 2013 г., глава 1, стр. 16.
  15. ^ (на испанском языке) Религия Муиска - Чиа и Зуэ - Banco de la República
  16. ^ Окампо Лопес, 2007, Глава V, стр.227

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c07b6dfc703d36059da7ea1ed69774da__1716797280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/da/c07b6dfc703d36059da7ea1ed69774da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muisca religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)