Jump to content

музыка майя

Музыка классического древних дворов майя описана в местных и испанских текстах XVI века и изображена в искусстве периода (200–900 гг. Н.э.). Майя играли на таких инструментах, как трубы, флейты, свистки и барабаны, и использовали музыку для сопровождения похорон, праздников и других ритуалов. Хотя никаких музыкальных произведений не сохранилось, археологи раскопали музыкальные инструменты, а также нарисовали и вырезали изображения древних майя, которые показывают, что музыка была сложным элементом социальной и религиозной структуры. Большая часть самой музыки исчезла после роспуска дворов майя после испанского завоевания . Однако некоторая музыка майя преобладала и смешалась с испанскими влияниями .

Инструменты

[ редактировать ]
Храмовая комната Бонампак 1, группа музыкантов: погремушка и окарина; трубы; и театральная сцена

майя доколумбовой эпохи Важные археологические свидетельства использования аэрофонов были найдены в таких местах, как Табаско , Кампече и Джайна . Глиняные свистульки были найдены в Джайне из захоронений. Эти свистки имеют мундштуки четырехугольной, прямоугольной, эллипсоидной и конической формы. Некоторые свистки имеют форму человеческих лиц, а некоторые — животных, представляющих божеств майя. [1]

Помимо духовых и ударных инструментов, в классической музыке майя не было большого разнообразия инструментов, поскольку в этом регионе не были изобретены струнные инструменты, такие как гитары. [2] Умерших правителей часто хоронили с музыкальными инструментами, чтобы помочь им пройти через подземный мир и в конечном итоге возродиться. [3]

Существовало несколько различных типов труб майя. Некоторые из них были сделаны из глины и были относительно короткими, а деревянные трубы были намного длиннее. [4] Настенная роспись, датируемая ок. 775 г. н.э., найденная в церемониальном комплексе Бонампак в густых джунглях штата Чьяпас, изображает двух трубачей, стоящих бок о бок в оркестре из 12 человек. [5] На этом и других художественных изображениях трубачей майя изображены губы музыкантов, очень плотно прижатые к мундштуку, что позволяет предположить, что деревянные трубы использовались для воспроизведения более высоких обертонов . [6] Хотя использование глиняных труб постепенно сокращалось, использование деревянных труб сохранялось. «Длинные тонкие трубы из полого дерева с длинными скрученными тыквами на концах» все еще существовали ко времени, когда Диего де Ланда написал свое «Сообщение» в 1566 году. [7]

Майя использовали много разных типов флейт, некоторые из которых очень похожи на современные, а другие совсем другие. Распространенный тип флейты майя имел боковую камеру, которая использовалась для отклонения воздуха, поступающего в инструмент, от прямого пути. Это заставило инструмент издавать звук, более похожий на звук гобоя . [8] Другим типом используемой флейты была трубчатая флейта, способная воспроизводить трехнотные аккорды , роль, которую обычно не выполняют духовые инструменты. [9] Майя также играли на окарине , маленькой флейте-сосуде размером со свисток . В зависимости от конструкции окарины могли воспроизводить пять различных звуков через четыре или пять отверстий в инструменте. Некоторые исследования и отчеты о раскопках древних стоянок майя предполагают, что на окаринах играли во время небольших культовых ритуалов и погребальных церемоний. Флейты большего размера были способны воспроизводить больше звуков. Дрезденский кодекс , книга, датируемая тринадцатым или четырнадцатым веком и содержащая 78 страниц древних иероглифов майя, изображает изображения людей, играющих на барабанах и флейтах. В шаблоне 34 Дрезденского кодекса флейта изображена как инструмент, связанный с ритуалом плодородия или благодарения. [10]

Перкуссия

[ редактировать ]
Зал 1 храма Бонампак, группа музыкантов: переносной барабан-черепаха, стоячий барабан и маракасы.

Перкуссия майя обычно состояла из барабанов и погремушек. В двух из трех сохранившихся доколумбовых рукописей майя в европейских библиотеках обсуждается каюм, вертикальный одноголовый цилиндрический барабан или барабан в форме чайника, на котором играют голыми руками. На верхней и нижней панелях стороны 63 (34) Дрезденской рукописи изображены божества, играющие на барабанах, глиняные рамы которых напоминают две ветви канделябра. Руки покрыты перевязанной шкурой, а основание, соединяющее две руки, заполнено водой, что позволяет игроку регулировать высоту звука барабана. В Дрезденском манускрипте также есть изображение божества, трясущего большую перфорированную погремушку, и еще одного, играющего на флейте. Глифы, обозначающие музыкальные звуки барабана и флейты. [11]

Большие вертикальные барабаны (которые ацтеки называли хуэуэтль ) были сделаны из дерева и не сохранились. Найденные гораздо ниже стоящие литавры, часто имеющие форму выпуклого кувшина на пьедестале, одинарном или двойном, представляют собой глиняную посуду. На изображениях иногда показано, что мембрана состоит из шкуры ягуара. В Дрезденском кодексе позднего постклассического периода (34a) барабан соединяется с открытой резонансной камерой без мембраны. Другой тип литавр был переносным и держался под мышкой. [12] Горизонтальные щелевые барабаны ( тун , ацтекские тепонацтли ) появляются только после завершения классического периода, вероятно, под влиянием тольтеков. Кроме того, существовали черепаховые и черепаховые барабаны, на которых играли рукой (Эррера) или палкой, например, из оленьих рогов.Металлическим инструментам вообще не было места в классической музыке майя. Исключением были погремушки-колокольчики, которые символизировали бога смерти. [13] Сотня золотых погремушек, найденных в 1926 году у Священного колодца в Чичен-Ице, была привезена на это место издалека. В дрезденских и мадридских рукописях изображены боги, украшенные джинглами. [14]

Производительность и религиозное значение

[ редактировать ]

Театральные мероприятия, танцы, ритуалы и, в меньшей степени, даже военные действия были бы немыслимы без музыкального сопровождения. [15] Поэтому музыкальный руководитель на Юкатане холпоп пользовался большим уважением. [16] Словари майя, как древние, так и более поздние, содержат множество слов и определений, связанных с музыкой, таких как, например, Chʼortiʼ lahb «ударить [по барабану] с ловкостью мастера по изготовлению лепешек». [17]

В мифе о героях киче-майя XVI века о Пополь Вух братья Хун-Бац и Хун-Човен изображены как флейтисты и певцы, а также описываются как покровители других искусств; Близнецы-герои превращают их в обезьян, играя на флейте и барабане и напевая определенную мелодию. [18] Мюзикл «Старшие братья» соответствует богам -ревунам-обезьянам классического периода. В классический и позднедоклассический периоды Постриженный бог кукурузы — еще одно божество искусств — был тесно связан с небольшим портативным черепашьим барабаном; божество дня Ик' (Ветер) иногда изображается в виде музыканта, трясущего погремушками. В частности, барабаны, будь то щелевой барабан, литавры или высокий деревянный барабан, имеют особые ритмические мотивы, которые положили начало музыкальным выступлениям, или, как утверждает Джеронимо де Мендьета в своей книге о местной музыке Новой Испании : когда танцоры слышат, что звучат литавры [ атабале ], они по тону понимают песню и танец, а затем начинают его». [19]

По словам Коголлудо , холпоп был не только «главным певцом, который устанавливает тональность и учит тому, что необходимо петь», но и хранителем музыкальных инструментов, прежде всего [горизонтальных] барабанов- тункул . [20] В «Рабиналь Ачи» » горных майя , драме «танца тун , датируемой 16 веком, сценическим и музыкальным руководителем обычно является тот, кто играет на древнем деревянном щелевом барабане ( тун ) в сопровождении двух труб. Наиболее полное изображение музыкального исполнения классического периода находится на нижних стенах храмовой комнаты Бонампак (комната 1). На нем, датируемом 791 годом нашей эры, изображен королевский танец в сопровождении группы из двенадцати музыкантов, разделенных на секции: пары больших погремушек (5 игроков) - высокий вертикальный барабан (1 игрок) - большие переносные черепаховые барабаны, на которых играют палочки (3 игрока) - длинные трубы (2 игрока) - погремушка и окарина (1 игрок). Между черепашьими барабанами и трубами находится группа из пяти театральных имитаторов, окружающих молодую дворянку.Возможно, зазвучали трубы, и стоячий барабан взял на себя ведущую партию.У майя групповые танцы считались священными. По словам епископа Диего де Ланды, группы мужчин и женщин танцевали отдельно и проводили особые музыкальные церемонии, на которых они специализировались. Де Ланда описал танец, в котором шаги вели двое мужчин. Один швырял в другого трость, чтобы тот поймал ее, в то время как они оба исполняли сложные танцевальные па. Ланда также стал свидетелем священного военный танец , в котором около 800 мужчин с маленькими знаменами выполняли сложную схему шагов в идеальном унисон. [21] Некоторые из самых ранних известных танцев майя были связаны с шаманскими ритуалами и измененными состояниями сознания. Танец, возможно, был способом дать священным существам жизнь и голос через движения и песни танцора. В сочетании с музыкой и ароматом всесожжения танец часто считался прямым проявлением сверхъестественных сил. [22]

Музыка майя сегодня

[ редактировать ]

Музыку коренных народов майя до сих пор можно услышать на Юкатане и Чьяпасе. На Тункуле (щелевом барабане) и булалеке (водном барабане) играют на Юкатане во время христианских религиозных праздников. Цоциль — это группы коренных народов , и Целталь проживающие в высокогорьях штата Чьяпас, которые сохранили большое разнообразие традиционных танцев майя, сопровождаемых сочетанием местных и европейских инструментов. Один танец включает в себя danza del agua (танец на воде) Сан-Хуан Чамула в сопровождении двуглавого цилиндрического барабана и 12-струнной гитары. Этот танец исполняется на католических церемониях. Другие танцы этого региона включают йоджуалелвинаджил в сопровождении арфы и 12-струнной гитары и квинтахимолтик — карнавальный танец в сопровождении одноголового барабана и тростниковой флейты. Барабан сделан из глиняного горшка с цельной головкой из кожи, закрывающей горлышко горшка. [23] региональная музыка, известная как джарана Сегодня на Юкатане звучит . Харана имеет сильные европейские корни, подчеркнутые присутствием духовых оркестров и ритмов Хемиолы . Джараны танцуют в честь святых-покровителей на христианских праздниках, и до сих пор исполняются в некоторых ритуалах майя в честь древних божеств майя, таких как Чаак , майяский бог дождя. Христианские обычаи были интегрированы в ритуалы майя. Другой стиль музыки называется son de maya pax, и его играют в Кинтана-Роо в сопровождении скрипок, корнетов, малых и больших барабанов. [24] В высокогорьях Гватемалы колониальная и постколониальная музыка испанцев слилась с музыкой коренных народов майя. Эта синкретическая музыка используется для сопровождения танцевальных представлений и общинных представлений майя, включающих танцы, театр и музыку. Существует несколько типов горных гватемальских танцевальных пьес, и каждая пьеса характеризуется своей темой (например, завоевание, охота и жертвоприношение). Сегодня эти представления называются бейлес , и они проводятся в центральной церкви города во время фестивалей в честь святых. [25] Одним из таких танцев является танец воинов Киче, относящийся к постклассической эпохе. Этот танец сопровождался флейтами и барабанами и представлял собой предбоевую музыкально-танцевальную церемонию. Считается, что во время сражений в горах Гватемалы звучали флейты, барабаны и снаряды. Другие танцы включают танец оленей, Baile del Venado , который сочетает в себе охотничью тему коренных народов с западными музыкальными инструментами, такими как маримба . [26]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сэди 2001: 168-172.
  2. ^ Лупер 2009: 58-61.
  3. ^ Лупер 2009: 149.
  4. ^ Сэди 2001: 168-172.
  5. ^ Сэди 2001: 168-172.
  6. ^ Сэди 2001: 168-172.
  7. ^ Сэди 2001: 168-172.
  8. ^ Сэди 2001: 168-172.
  9. ^ Сэди 2001: 168-172.
  10. ^ Бург 2005: 10-12.
  11. ^ Сэди 2001: 168-172.
  12. ^ Роденс 2006
  13. ^ Сэди 2001: 168-172.
  14. ^ Сэди 2001: 168-172.
  15. ^ Лупер 2009: 58-61.
  16. ^ Тоззер 1941: 93
  17. ^ Хьюстон и др. 2006: 255
  18. ^ Тедлок 1996: 91, 104-108.
  19. ^ Мендьета 1870, Книга II, Глава. 31
  20. ^ Тоззер 1941: 93
  21. ^ Филлипс 2005: 126-127.
  22. ^ Лупер 2009: 224.
  23. ^ Сэди 2001: 168-170.
  24. ^ Сэди 2001: 170.
  25. ^ Сесил 2009: 280-284.
  26. ^ Сесил 2009: 280-284.
  • Бург, Кэмерон Хидео. (2005) Древняя музыка майя теперь со звуком . Магистерская диссертация, Университет штата Луизиана.
  • Сесил, Лесли Г. и Пью, Тимоти В. Мировоззрение Майи в завоевании. Университетское издательство Колорадо.
  • Чеонг, Конг Ф. (2012) «Описание керамических музыкальных инструментов, раскопанных в северной группе Пакбитуна, Белиз», в издании Терри Г. Повиса, Региональный археологический проект Пакбитун, Отчет о полевом сезоне 2011 года . Институт археологии, Бельмопан, Белиз.
  • Хьюстон, Стивен и др. (2006) Память костей: тело, бытие и опыт среди классических майя . Техасский университет Press, Хьюстон, ISBN   978-0-292-71294-2 .
  • Лупер, Мэтью Г. (2009) Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя . Университет Техасской прессы, Остин.
  • Мендьета, Херонимо де (1870) Церковная история Индианы (ред. Хоакин Гарсиа Икасбальсета). Мексика: Антигуа Либрерия.
  • Филлипс, Чарльз и Джонс, Дэвид М. (2005) Мир ацтеков и майя: повседневная жизнь, общество и культура в древней Центральной Америке и Мексике, с более чем 500 фотографиями и изображениями изобразительного искусства. Лоренц Букс, Лондон.
  • Роденс, Ванесса (2006) «У тебя все в порядке». «Доиспанские барабаны майя». Традиции Гватемалы 66: 51–62.
  • Сэди, Стэнли (2001) The New Grove: Словарь музыки и музыкантов . Второе издание Том. 16, Макмиллан Паблишерс Лимитед.
  • Шерер, Роберт Дж. (2005) Древние майя . Стэнфорд UP
  • Стоун, Андреа и Марк Зендер (2011) Читая искусство майя . Темза и Гудзон.
  • Тедлок, Деннис (тр.) (1996) Пополь Вух: Книга майя о заре жизни . Саймон и Шустер, Нью-Йорк.
  • Тоззер, Альфред М. (1907) Сравнительное исследование майя и лакандонов . Компания Macmillan, Нью-Йорк.
  • Тоззер, Альфред М. (1941) Отношение Ланды к вещам Юкатана. Перевод . Музей Пибоди, Кембридж, Массачусетс, 1941 год.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Редакция журнала «Археология» (2002) Тайны майя . Hatherleigh Press, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, ISBN   1-57826-123-6 .
  • Хаммонд, Норман (1972) «Классическая музыка майя. Часть 1, Барабаны Майя; Часть 2. Погремушки, шейкеры, рашперы, духовые и струнные инструменты». Археология 25 (2, 3): 124–131, 222–228.
  • Стивенсон, Роберт (1971) Музыка в Мексике: исторический обзор .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfcfa0652512ceecd95a5f54584fef02__1719656880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/02/bfcfa0652512ceecd95a5f54584fef02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)