Jump to content

Боги-ревуны

(Перенаправлено из Howler Monkey Gods )
Возможная статуя ревуна, храм 11, Копан

У классических майя был бог-ревун главным божеством искусств, включая музыку, и покровителем ремесленников, особенно писцов и скульпторов. [ 1 ] Таким образом, его сфера влияния пересекалась со сферой Постриженного Бога Маиса . Обезьяны-покровители - их часто бывает две - изображались на классических вазах в процессе написания книг (стереотипно держа в руках чернильный ворс) и вырезания человеческих голов. Вместе эти два вида деятельности, возможно, представляли собой метафору сотворения человечества: книга содержала знаки рождения, а голова — жизненный принцип или «душу», интерпретация, подкрепленная титулами мастеров богов-творцов в Пополь Вух . [ 2 ]

Каменную скульптуру сидящего писателя, найденную в Доме писцов в Копане, судя по чертам лица , часто называют обезьяной-ревуном . [ 3 ] Однако именно две большие статуи обезьяньих фигурок, трясущих погремушками (см. рис.), найденные по обе стороны «Обзорной трибуны» храма 11 Копана, гораздо ближе приближаются к стандартному изображению этого животного в искусстве майя и в Длинные надписи (включая змей в углах рта). [ 4 ] Их по-разному описывают как богов ветра, «обезьян-оборотней» и ритуальных клоунов. [ 5 ] эти статуи на самом деле могут изображать ревунов в качестве музыкантов. Керамическая курильница в виде писца-ревуна была найдена в постклассическом Майяпане . [ 6 ]

Во время испанского вторжения обезьян-ревунов продолжали почитать, хотя роли, которые они играли в мифологических повествованиях, различались. Бартоломе де лас Касас заявил, что в Альта Верапас Хун-Ахан (вероятно, «Один резчик по дереву») и Хун-Чевен (Хун-Човен в Пополь Вух) считались одними из тринадцати сыновей высшего бога и прославлялись как космогонические божества-творцы. [ 7 ] Среди майя киче они ценились менее положительно: согласно Пополь Вуху , Хун-Човен и Хун-Бац «Обезьяна-ревун» (как художники, так и музыканты) столкнулись со своими сводными братьями, близнецами-героями майя , возник конфликт. что привело к их унизительному превращению в обезьян.

В мантическом календаре обезьяна-ревун (Batz [ произношение? ] ), соответствующий обезьяне-пауку (Ozomatli [ произношение? ] ) в ацтекской системе обозначает 11-й день, который связан с искусством. В Длинном счете (см. календарь майя ) Обезьяна-ревун может олицетворять дневную единицу, [ 8 ] что связывает его со жреческим искусством календарного счета и гадания, а также с ритуальными и историческими знаниями.

[ редактировать ]

Хун Бац показан в видеоигре Smite как игровой бог майя.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коу 1977
  2. ^ Braakhuis 1987: 37-41, Reents-Budet 1998: 76
  3. ^ Коу и Керр 1997: пл. 30
  4. ^ например, Коу и Керр 1997: табл. 32
  5. ^ Таубе 1989: 366.
  6. ^ Милбрат и Пераса, 2003 г.
  7. ^ ср. Коу 1977 и Браахейс 1987.
  8. ^ Коу 1977

Источники

[ редактировать ]
  • Браахейс, HEM (1987). «Ремесленники дней. Функции богов-ревунов среди майя» . Вклад в язык, страну и этнологию 143-1 (1987): 25-53 .
  • Коу, Майкл (1977). «Сверхъестественные покровители писцов и художников майя». В Н. Хаммонде (ред.). Социальный процесс в предыстории майя . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 327–347.
  • Коу, Майкл; Джастин Керр (1997). Искусство писца майя . Лондон: Темза и Гудзон .
  • Иномата, Такеши (2001). «Сила и идеология художественного творчества». Современная антропология . 42 (3): 321–349. дои : 10.1086/320475 . S2CID   149902302 .
  • Милбрат, Сьюзен; Пераса, Карлос (2003). «Писец Майяпана: связь с классическими художниками майя». Мексиканец . XXV : 120–123.
  • Реенц-Будет, Дорин (1998). «Элитная керамика и ремесленники майя как социальные индикаторы». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 8–1 : 71–89. дои : 10.1525/ap3a.1998.8.1.71 .
  • Таубе, К. (1989). «Ритуальный юмор в классической религии майя». У У. Хэнкса; Д. Райс (ред.). Слово и образ в культуре майя: исследования языка, письма и культуры . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты . стр. 351–382.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d49402d26329514f353f9b834f0f843__1704275640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/43/8d49402d26329514f353f9b834f0f843.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Howler monkey gods - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)