Jump to content

Тохил

Тохил ( IPA: [toˈχil] , также пишется Тоджил майя ) — бог огня . Он — божество киче - майя позднего постклассического периода Мезоамерики .

Во время испанского завоевания Тохил был богом-покровителем киче. [1] Он был включен в пантеон тольтеков, находившийся под влиянием горной культуры майя постклассического периода. Основная функция Тохила заключалась в том, что он был божеством огня , а также он был одновременно богом войны , богом солнца и богом дождя. [2] Тохил также ассоциировался с горами и был богом войны , жертвоприношения и пропитания. [3] В эпосе Киче' «Попул Вух» после создания первых людей они собрались в мифическом Толлане или Туле , Месте семи пещер, чтобы получить свой язык и своих богов . Киче и другие получили Тохиля. [4] Тохил потребовал кровавую жертву от киче, и поэтому они предложили свою собственную кровь , а также кровь принесенных в жертву пленников, взятых в бою. В «Попул Вух» потребление крови Тохилем сравнивается с кормлением младенца матерью. [5]

Тохил изначально был частью пантеона тольтеков и был представлен в постклассической культуре майя. Его сравнивали с тем же богом Кукумацем , и у него были общие атрибуты пернатого змея с этим божеством. [6] но позже они разошлись, и у каждого божества появилось отдельное жречество. [7] Скульптуры человеческого лица, появляющегося между челюстями змеи, были обычным явлением с конца классического периода до позднего постклассического периода и могут изображать Кукумаца, несущего по Хунахпу , юного аватара бога Солнца Тохиля. небу [8] Ассоциация бога с человеческими жертвоприношениями означала, что Тохиль был одним из первых божеств, которых испанское духовенство пыталось искоренить после завоевания Гватемалы . [9]

Действительно, известно, что племя Какчикель было против человеческих жертвоприношений, которых требовал Тохил, чтобы принести им огонь. По этой причине они украли огонь у божества — Какчикель означает «похитители огня». Это основная причина вражды между народами киче и какчикель.

Атрибуты

[ редактировать ]

Существуют разногласия по поводу значения имени божества. Его интерпретировали как означающее « обсидиан ». [10] как производное от слова тох («дождь») [11] и как означающее «дань» или «плата». [12] Тохил был одним из троицы богов, которым поклонялась элита Киче, вместе с Авиликсом и Якавицем . Концепция триады божеств была древней в религии майя , начиная с позднего доклассического периода . [13] Триаду богов Киче иногда вместе называли Тохил. [14] Тохила приравнивали к классического периода К. богу [15] Божество также обладает атрибутами, которые предполагают связь с Мишкоатлем , богом охоты ацтеков . [16]

Тохил был божеством-покровителем рода Кавек племени Киче. [17] Его ассоциировали со священным узлом из оленьей шкуры, который, как говорили, олицетворял его, и одним из его титулов был Каджавал Кедж («Наш Господь Олень»). [18] Божество ассоциировалось с громом, молнией и восходом солнца. [19]

Поклонение

[ редактировать ]
Рисунок храма Тохила в бывшей столице киче Кумаркадж , выполненный Фредериком Катервудом, опубликованный в 1841 году.
Руины храма Тохила в том виде, в котором они выглядели в 2006 году. [20]

Род Кавек из племени Киче построил храм Тохилу в своей первой столице Якавице, который был идентифицирован как археологический памятник Читинамит . На Якавица выходил храм бога, расположенный на соседней вершине, этот храм был известен как Па Тохил. [21] Позже киче построили свой главный храм Тохилу в Кумаркадже , своей новой столице. Они принесли ему подношения в день То , один из дней их 20-дневного календарного цикла. [22] Киче исполняли Великий Танец Тохил в честь божества в месяц Цикин Цидж , перед сбором урожая кукурузы (который происходит в ноябре). [23] Этот танец происходил в Кумаркадже и включал в себя собрание всех основных линий передачи, подвластных Королевству Киче Кумаркадж , и, как описано в хронике Киче, « Титуло де Тотоникапан », [24] от них ожидалось, что они принесут дань, рабов и жертвоприношения. [25]

Жрецы и были выбраны из Тохила были известны как Адж Тохил правящей линии Кавеков в Кумаркадже. Во время своих церемоний в Тохиле киче предлагали кетцаля . богу перья [26] В конце 17 века Франсиско Хименес описал традицию, согласно которой на храме привязывались человеческие жертвы перед изображением Тохиля, где священник вскрывал грудь жертвы и вырезал ее сердце. [27] После жертвоприношения тело жертвы, вероятно, было сброшено с парадной лестницы храма, где ему отрубили голову и поместили на подставку для черепов , расположенную перед храмом. [28]

Эквивалентам Тохиля поклонялись другие группы, тесно связанные с киче. В их число входили Белехе То из Какчикелей и Хун То из Рабиналя . [29] эта фамилия означает «Один дождь», календарную дату. [30] Какчикель и Рабиналь не просто считали, что их собственные покровители эквивалентны Тохилю, они утверждали, что это одно и то же божество под другим именем. [31] Сами киче утверждали в «Попул Вух», что их покровителем Тохилем был тот Кетцалькоатль ацтеков же . [32]

Храм Тохила

[ редактировать ]

Храм Тохила в Кумаркадже был самым высоким сооружением в городе. Развалины ядра здания все еще стоят, но каменная облицовка была разграблена. Первоначально храм представлял собой пирамиду с лестницами со всех четырех сторон, святилище на вершине было обращено к восходящему солнцу на востоке. Эта форма радиального храма-пирамиды была построена майя начиная с позднего доклассического периода, примеры можно найти во многих археологических памятниках, таких как Тикаль , Копан и Чичен-Ица , среди других. По словам Джона Ллойда Стивенса , посетившего это место в 1830-х годах, основание храма имело площадь 66 футов (20 м) и высоту 33 фута (10 м). В то время радиальные лестницы были более-менее целы. Первоначально храм был покрыт расписной лепниной , а в украшениях было нарисовано изображение ягуара . [33]

Современное поклонение

[ редактировать ]

Оленьи шкуры, символ Тохиля, по сей день почитаются во многих горных общинах майя и используются в танцах. [34] В современной деревне Сантьяго Атитлан в горах Гватемалы традиционное жречество майя совершает обряды в честь могущественного божества, которого называют « королем Мартином, повелителем трех уровней, повелителем дождя, повелителем кукурузы и повелителем всех гор ». [35] Этот священник благословляет оленьи шкуры перед тем, как их надеть с прикрепленной головой и рогами, во время Танца Мартина 11 ноября перед сбором урожая кукурузы. Король Мартин, вероятно, представляет собой смесь Тохиля и его оленьей шкуры с римско-католическим святым Мартином Турским , праздник которого приходится на тот же день. [36] В Рабинале Тохиль был объединен со Святым Павлом , сохранив при этом многие его характеристики. [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  2. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.79.n.152. Шерер и Трэкслер 2006, стр.718. Орельяна 1981, стр.160.
  3. ^ Кармак 2001a, стр.358. Кармак 2001b, стр.124. Сакс и Кристенсон, 2005, стр. 15.
  4. ^ Рид и Гонсалес 2000, стр.90.
  5. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  6. ^ Фокс 1987, 2008, стр.60.
  7. ^ Орельяна 1981, стр.159.
  8. ^ Фокс 1987, 2008, стр. 60, 249.
  9. ^ Орельяна 1981, стр.173.
  10. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  11. ^ Ресинос и др. 1954, стр.132.
  12. ^ Саксе и Кристенсон 2005, стр.15.n.11.
  13. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.61.n.65.
  14. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.228.n.646.
  15. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  16. ^ Ван Аккерен 1999, стр.285.
  17. ^ Sharer & Traxler 2006, стр.718.
  18. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 220, 239.n.680. Сакс и Кристенсон, 2005, стр. 15.
  19. ^ Фокс 1989, стр.660.
  20. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  21. ^ Фокс 1989, стр.663-664.
  22. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
  23. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
  24. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.260.n.775.
  25. ^ Орельяна 1981, стр.160.
  26. ^ Орельяна 1981, стр. 162-163.
  27. ^ Кармак 2001a, стр. 356-357.
  28. ^ Кармак 2001a, стр.360.
  29. ^ Ресинос 1998, стр.46.
  30. ^ Ресинос и др. 1954, стр.132.
  31. ^ Фокс 1989, стр.665.
  32. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 19, 217.
  33. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 268-269.n.821.
  34. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.244.n.698.
  35. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
  36. ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
  37. ^ Ван Аккерен 1999, стр.288.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 476c80ba299d10d2643369d407ac567d__1718032080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/7d/476c80ba299d10d2643369d407ac567d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tohil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)