Тохил
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Тохил ( IPA: [toˈχil] , также пишется Тоджил майя ) — бог огня . Он — божество киче - майя позднего постклассического периода Мезоамерики .
Во время испанского завоевания Тохил был богом-покровителем киче. [1] Он был включен в пантеон тольтеков, находившийся под влиянием горной культуры майя постклассического периода. Основная функция Тохила заключалась в том, что он был божеством огня , а также он был одновременно богом войны , богом солнца и богом дождя. [2] Тохил также ассоциировался с горами и был богом войны , жертвоприношения и пропитания. [3] В эпосе Киче' «Попул Вух» после создания первых людей они собрались в мифическом Толлане или Туле , Месте семи пещер, чтобы получить свой язык и своих богов . Киче и другие получили Тохиля. [4] Тохил потребовал кровавую жертву от киче, и поэтому они предложили свою собственную кровь , а также кровь принесенных в жертву пленников, взятых в бою. В «Попул Вух» потребление крови Тохилем сравнивается с кормлением младенца матерью. [5]
Тохил изначально был частью пантеона тольтеков и был представлен в постклассической культуре майя. Его сравнивали с тем же богом Кукумацем , и у него были общие атрибуты пернатого змея с этим божеством. [6] но позже они разошлись, и у каждого божества появилось отдельное жречество. [7] Скульптуры человеческого лица, появляющегося между челюстями змеи, были обычным явлением с конца классического периода до позднего постклассического периода и могут изображать Кукумаца, несущего по Хунахпу , юного аватара бога Солнца Тохиля. небу [8] Ассоциация бога с человеческими жертвоприношениями означала, что Тохиль был одним из первых божеств, которых испанское духовенство пыталось искоренить после завоевания Гватемалы . [9]
Действительно, известно, что племя Какчикель было против человеческих жертвоприношений, которых требовал Тохил, чтобы принести им огонь. По этой причине они украли огонь у божества — Какчикель означает «похитители огня». Это основная причина вражды между народами киче и какчикель.
Атрибуты
[ редактировать ]Существуют разногласия по поводу значения имени божества. Его интерпретировали как означающее « обсидиан ». [10] как производное от слова тох («дождь») [11] и как означающее «дань» или «плата». [12] Тохил был одним из троицы богов, которым поклонялась элита Киче, вместе с Авиликсом и Якавицем . Концепция триады божеств была древней в религии майя , начиная с позднего доклассического периода . [13] Триаду богов Киче иногда вместе называли Тохил. [14] Тохила приравнивали к классического периода К. богу [15] Божество также обладает атрибутами, которые предполагают связь с Мишкоатлем , богом охоты ацтеков . [16]
Тохил был божеством-покровителем рода Кавек племени Киче. [17] Его ассоциировали со священным узлом из оленьей шкуры, который, как говорили, олицетворял его, и одним из его титулов был Каджавал Кедж («Наш Господь Олень»). [18] Божество ассоциировалось с громом, молнией и восходом солнца. [19]
Поклонение
[ редактировать ]Род Кавек из племени Киче построил храм Тохилу в своей первой столице Якавице, который был идентифицирован как археологический памятник Читинамит . На Якавица выходил храм бога, расположенный на соседней вершине, этот храм был известен как Па Тохил. [21] Позже киче построили свой главный храм Тохилу в Кумаркадже , своей новой столице. Они принесли ему подношения в день То , один из дней их 20-дневного календарного цикла. [22] Киче исполняли Великий Танец Тохил в честь божества в месяц Цикин Цидж , перед сбором урожая кукурузы (который происходит в ноябре). [23] Этот танец происходил в Кумаркадже и включал в себя собрание всех основных линий передачи, подвластных Королевству Киче Кумаркадж , и, как описано в хронике Киче, « Титуло де Тотоникапан », [24] от них ожидалось, что они принесут дань, рабов и жертвоприношения. [25]
Жрецы и были выбраны из Тохила были известны как Адж Тохил правящей линии Кавеков в Кумаркадже. Во время своих церемоний в Тохиле киче предлагали кетцаля . богу перья [26] В конце 17 века Франсиско Хименес описал традицию, согласно которой на храме привязывались человеческие жертвы перед изображением Тохиля, где священник вскрывал грудь жертвы и вырезал ее сердце. [27] После жертвоприношения тело жертвы, вероятно, было сброшено с парадной лестницы храма, где ему отрубили голову и поместили на подставку для черепов , расположенную перед храмом. [28]
Эквивалентам Тохиля поклонялись другие группы, тесно связанные с киче. В их число входили Белехе То из Какчикелей и Хун То из Рабиналя . [29] эта фамилия означает «Один дождь», календарную дату. [30] Какчикель и Рабиналь не просто считали, что их собственные покровители эквивалентны Тохилю, они утверждали, что это одно и то же божество под другим именем. [31] Сами киче утверждали в «Попул Вух», что их покровителем Тохилем был тот Кетцалькоатль ацтеков же . [32]
Храм Тохила
[ редактировать ]Храм Тохила в Кумаркадже был самым высоким сооружением в городе. Развалины ядра здания все еще стоят, но каменная облицовка была разграблена. Первоначально храм представлял собой пирамиду с лестницами со всех четырех сторон, святилище на вершине было обращено к восходящему солнцу на востоке. Эта форма радиального храма-пирамиды была построена майя начиная с позднего доклассического периода, примеры можно найти во многих археологических памятниках, таких как Тикаль , Копан и Чичен-Ица , среди других. По словам Джона Ллойда Стивенса , посетившего это место в 1830-х годах, основание храма имело площадь 66 футов (20 м) и высоту 33 фута (10 м). В то время радиальные лестницы были более-менее целы. Первоначально храм был покрыт расписной лепниной , а в украшениях было нарисовано изображение ягуара . [33]
Современное поклонение
[ редактировать ]Оленьи шкуры, символ Тохиля, по сей день почитаются во многих горных общинах майя и используются в танцах. [34] В современной деревне Сантьяго Атитлан в горах Гватемалы традиционное жречество майя совершает обряды в честь могущественного божества, которого называют « королем Мартином, повелителем трех уровней, повелителем дождя, повелителем кукурузы и повелителем всех гор ». [35] Этот священник благословляет оленьи шкуры перед тем, как их надеть с прикрепленной головой и рогами, во время Танца Мартина 11 ноября перед сбором урожая кукурузы. Король Мартин, вероятно, представляет собой смесь Тохиля и его оленьей шкуры с римско-католическим святым Мартином Турским , праздник которого приходится на тот же день. [36] В Рабинале Тохиль был объединен со Святым Павлом , сохранив при этом многие его характеристики. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.79.n.152. Шерер и Трэкслер 2006, стр.718. Орельяна 1981, стр.160.
- ^ Кармак 2001a, стр.358. Кармак 2001b, стр.124. Сакс и Кристенсон, 2005, стр. 15.
- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр.90.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Фокс 1987, 2008, стр.60.
- ^ Орельяна 1981, стр.159.
- ^ Фокс 1987, 2008, стр. 60, 249.
- ^ Орельяна 1981, стр.173.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Ресинос и др. 1954, стр.132.
- ^ Саксе и Кристенсон 2005, стр.15.n.11.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.61.n.65.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.228.n.646.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Ван Аккерен 1999, стр.285.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр.718.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 220, 239.n.680. Сакс и Кристенсон, 2005, стр. 15.
- ^ Фокс 1989, стр.660.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Фокс 1989, стр.663-664.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.170.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.260.n.775.
- ^ Орельяна 1981, стр.160.
- ^ Орельяна 1981, стр. 162-163.
- ^ Кармак 2001a, стр. 356-357.
- ^ Кармак 2001a, стр.360.
- ^ Ресинос 1998, стр.46.
- ^ Ресинос и др. 1954, стр.132.
- ^ Фокс 1989, стр.665.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 19, 217.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр. 268-269.n.821.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.244.n.698.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.220.n.620.
- ^ Ван Аккерен 1999, стр.288.
Ссылки
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М. (2001a). Kik'ulmatajem le K'iche'aab': Evolución del Reino K'iche' (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Кармак, Роберт М. (2001b). Kik'aslemaal le K'iche'aab': Социальная история киче (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-19-2 . OCLC 47220876 .
- Кристенсон, Аллен Дж. (2007) [2003]. «Попул Вух: Священная книга народа киче майя» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 г. Проверено 23 января 2010 г.
- Фокс, Джон В. (2008) [1987]. Формирование постклассического государства майя . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-10195-0 . OCLC 297146853 .
- Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении сегментарных государств Туланов и майя». Американский антрополог . Новая серия. 91 (3). Оксфорд, Великобритания и Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации : 656–681. дои : 10.1525/aa.1989.91.3.02a00080 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Орельяна, Сандра Л. (весна 1981 г.). «Идолы и идолопоклонство в Хайленде Гватемале». Этноистория . 28 (2). Издательство Университета Дьюка : 157–177. дои : 10.2307/481116 . JSTOR 481116 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Гонсалес (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Оксфорд: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Ресинос, Адриан (1998). Мемориал Солалы, Аналес-де-лос-Какчикелес; Титул лордов Тотоникапана (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN 84-8377-006-7 . ОСЛК 25476196 .
- Ресинос, Адриан; Делия Гетц; Сильванус Грисволд Морли (1954). «Попул Вух, Книга народа» . Лос-Анджелес, США: Plantin Press. Архивировано из оригинала ( PDF ) 14 февраля 2009 г. . Проверено 24 января 2010 г.
- Саксе, Фрауке; Аллен Дж. Кристенсон (2005). «Тулан и другая сторона моря: разгадка метафорической концепции из колониальных горных источников Гватемалы» ( в формате PDF интернет-публикация ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 г. Проверено 24 января 2010 г.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа п. Трэкслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- ван Аккерен, Рууд (1999). «Жертвоприношение на кукурузном дереве: Рабинал Ачи в его историческом и символическом контексте». Древняя Мезоамерика . 10 . Издательство Кембриджского университета : 281–295. дои : 10.1017/s0956536199102104 . S2CID 162123502 .