Кавиль

Кавиил в постклассических кодексах соответствует Богу К — божеству майя , отождествляемому с молниями, змеями, плодородием и кукурузой. Для него характерна зооморфная голова с большими глазами, длинная перевернутая морда и утонченная змеиная нога. [1] Факел, каменный кельт или сигара, обычно испускающие дым, выходит из его лба, а змеиная нога представляет собой молнию. Таким образом, Кавиил олицетворяет молниеносный топор как божества дождя, так и короля, как это изображено на его стелах.
Имена
[ редактировать ]Из соответствия между Дрезденском описанием новогодних ритуалов Ландой и изображением этих ритуалов в кодексе : [2] можно сделать вывод, что на Юкатане 16-го века Кавиил назывался Болон Дзакаб «Бесчисленные ( болон «девять, бесчисленные») материнские поколения», возможно, это метафора плодородия. Имя бога К в классический период могло быть таким же или похожим, поскольку цифра «девять» неоднократно встречается в логограмме божества .
Однако, исходя из эпиграфических соображений, классического бога К сейчас чаще всего называют Кавиилом . Иероглифически голова бога К может заменять слог ка в кавииле , слове, возможно, означающем «могущественный», и засвидетельствовано как общий титул божества в документах Юкатека. Эта замена породила идею о том, что, наоборот, титул кавиил в целом следует считать именем, конкретно относящимся к богу К. [3]
Повествования и сцены
[ редактировать ]Молния играет решающую роль в сказаниях о сотворении мира и его подготовке к пришествию человечества. В космогонии Пополь Вух три божества Молний, отождествляемые с «Сердцем Неба» (среди которых Хуракан «Одноногий») создают землю из изначального моря и населяют ее животными. Болон Дзакаб играет важную, хотя и не очень очевидную роль в космогоническом мифе, изложенном в «Книге Чилам Балам» Чумаэля, где он отождествляется с завернутыми семенами. [4] Боги дождя или их молнии однажды открыли Кукурузную гору, сделав семена кукурузы доступными человечеству.

Кавиил также фигурирует в загадочной классической сцене, известной только по керамике (см. рис. 2), изображающей престарелого предка или божество, появляющегося из змеиной стопы бога молнии, очевидно, чтобы спариться с обнаженной молодой женщиной явно аристократической привлекательности, оплетенной змей. Не исключено, что значение сцены скорее ритуальное, чем мифологическое.
Возможно, связанные с последней сценой лепные рельефы на колоннах Храма Надписей в Паленке изображают короля (а возможно, и королеву), держащего на руках младенца с кельтой-молнией во лбу и змеиной ногой, или младенца-молнию. бог ( unen q'awiil ), который также является одним из трех божеств-покровителей Паленке (GII).
Функции
[ редактировать ]Иллюстрированный катунский цикл Парижского кодекса предполагает, что представление головы Кавиила – возможно, с обещанием «бесчисленных поколений» – было частью ритуальной инаугурации и восшествия короля на престол. Кавиил не только олицетворял воинственную молниеносную силу короля, но и его способность приносить сельскохозяйственное процветание своим подданным: божество Молний было богом сельскохозяйственного изобилия, в частности семян кукурузы и какао. Поэтому его часто изображают с мешком зерна, иногда в сопровождении выражения хун якс(ал) хун кан(ал) «изобилие». [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоун и Зендер 2011: 49.
- ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Стюарт 1987: 13-16.
- ^ Ройс 1967:99
- ^ Хьюстон, Стюарт, Таубе 2006: 25
Библиография
[ редактировать ]- Коу, Майкл; Марк ван Стоун (2001). Чтение символов майя (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0500051100 .
- Коу, Майкл (2011). Майя (8-е изд.). Темза и Гудзон.
- Фостер, Линн В. (2002). Справочник по жизни в мире древних майя . Издательство Оксфордского университета.
- Хьюстон, Стивен Д.; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2006). Память костей: тело, бытие и опыт классических майя (первое изд.). Остин: Издательство Техасского университета.
- Лупер, Мэтью Г. (2009). Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя (Иллюстрированное издание). Остин: Издательство Техасского университета.
- Миллер, Мэри Эллен; Карл Таубе (1997). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь (1-е изд. в мягкой обложке). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0500279284 .
- Шеле, Линда; Дэвид А. Фрейдель; Джой Паркер (1993). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания Inc.
- Шеле, Линда; Дэвид А. Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Морроу.
- Стоун, Андреа; Марк М. Зендер (2011). Чтение искусства майя: иероглифический путеводитель по древней живописи и скульптуре майя . Лондон: Темза и Гудзон.
- Таубе, Карл А. (1985). «Классический кукурузный бог майя: переоценка». Пятый круглый стол в Паленке, Вирджиния М. Филдс (ред.) . Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства. стр. 171–181.
- Таубе, Карл А. (1 января 1989 г.). «Кукурузный тамале в классической диете, эпиграфике и искусстве майя». Американская древность . 54 (1): 31–51. дои : 10.2307/281330 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 281330 . S2CID 163274964 .
- Томпсон, Джон Эрик Сидни (1970). История и религия майя . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806122472 .