Jump to content

Кавиль

(Перенаправлено с Бога К. )
Чучело Кавиила, отлитое из Тикаля

Кавиил в постклассических кодексах соответствует Богу К божеству майя , отождествляемому с молниями, змеями, плодородием и кукурузой. Для него характерна зооморфная голова с большими глазами, длинная перевернутая морда и утонченная змеиная нога. [1] Факел, каменный кельт или сигара, обычно испускающие дым, выходит из его лба, а змеиная нога представляет собой молнию. Таким образом, Кавиил олицетворяет молниеносный топор как божества дождя, так и короля, как это изображено на его стелах.

Из соответствия между Дрезденском описанием новогодних ритуалов Ландой и изображением этих ритуалов в кодексе : [2] можно сделать вывод, что на Юкатане 16-го века Кавиил назывался Болон Дзакаб «Бесчисленные ( болон «девять, бесчисленные») материнские поколения», возможно, это метафора плодородия. Имя бога К в классический период могло быть таким же или похожим, поскольку цифра «девять» неоднократно встречается в логограмме божества .

Однако, исходя из эпиграфических соображений, классического бога К сейчас чаще всего называют Кавиилом . Иероглифически голова бога К может заменять слог ка в кавииле , слове, возможно, означающем «могущественный», и засвидетельствовано как общий титул божества в документах Юкатека. Эта замена породила идею о том, что, наоборот, титул кавиил в целом следует считать именем, конкретно относящимся к богу К. [3]

Повествования и сцены

[ редактировать ]

Молния играет решающую роль в сказаниях о сотворении мира и его подготовке к пришествию человечества. В космогонии Пополь Вух три божества Молний, ​​отождествляемые с «Сердцем Неба» (среди которых Хуракан «Одноногий») создают землю из изначального моря и населяют ее животными. Болон Дзакаб играет важную, хотя и не очень очевидную роль в космогоническом мифе, изложенном в «Книге Чилам Балам» Чумаэля, где он отождествляется с завернутыми семенами. [4] Боги дождя или их молнии однажды открыли Кукурузную гору, сделав семена кукурузы доступными человечеству.

Женщина, обвитая змеиной ногой Кавиила

Кавиил также фигурирует в загадочной классической сцене, известной только по керамике (см. рис. 2), изображающей престарелого предка или божество, появляющегося из змеиной стопы бога молнии, очевидно, чтобы спариться с обнаженной молодой женщиной явно аристократической привлекательности, оплетенной змей. Не исключено, что значение сцены скорее ритуальное, чем мифологическое.

Возможно, связанные с последней сценой лепные рельефы на колоннах Храма Надписей в Паленке изображают короля (а возможно, и королеву), держащего на руках младенца с кельтой-молнией во лбу и змеиной ногой, или младенца-молнию. бог ( unen q'awiil ), который также является одним из трех божеств-покровителей Паленке (GII).

Иллюстрированный катунский цикл Парижского кодекса предполагает, что представление головы Кавиила – возможно, с обещанием «бесчисленных поколений» – было частью ритуальной инаугурации и восшествия короля на престол. Кавиил не только олицетворял воинственную молниеносную силу короля, но и его способность приносить сельскохозяйственное процветание своим подданным: божество Молний было богом сельскохозяйственного изобилия, в частности семян кукурузы и какао. Поэтому его часто изображают с мешком зерна, иногда в сопровождении выражения хун якс(ал) хун кан(ал) «изобилие». [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стоун и Зендер 2011: 49.
  2. ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
  3. ^ Стюарт 1987: 13-16.
  4. ^ Ройс 1967:99
  5. ^ Хьюстон, Стюарт, Таубе 2006: 25

Библиография

[ редактировать ]
  • Коу, Майкл; Марк ван Стоун (2001). Чтение символов майя (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0500051100 .
  • Коу, Майкл (2011). Майя (8-е изд.). Темза и Гудзон.
  • Фостер, Линн В. (2002). Справочник по жизни в мире древних майя . Издательство Оксфордского университета.
  • Хьюстон, Стивен Д.; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2006). Память костей: тело, бытие и опыт классических майя (первое изд.). Остин: Издательство Техасского университета.
  • Лупер, Мэтью Г. (2009). Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя (Иллюстрированное издание). Остин: Издательство Техасского университета.
  • Миллер, Мэри Эллен; Карл Таубе (1997). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь (1-е изд. в мягкой обложке). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0500279284 .
  • Шеле, Линда; Дэвид А. Фрейдель; Джой Паркер (1993). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания Inc.
  • Шеле, Линда; Дэвид А. Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Морроу.
  • Стоун, Андреа; Марк М. Зендер (2011). Чтение искусства майя: иероглифический путеводитель по древней живописи и скульптуре майя . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Таубе, Карл А. (1985). «Классический кукурузный бог майя: переоценка». Пятый круглый стол в Паленке, Вирджиния М. Филдс (ред.) . Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства. стр. 171–181.
  • Таубе, Карл А. (1 января 1989 г.). «Кукурузный тамале в классической диете, эпиграфике и искусстве майя». Американская древность . 54 (1): 31–51. дои : 10.2307/281330 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   281330 . S2CID   163274964 .
  • Томпсон, Джон Эрик Сидни (1970). История и религия майя . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  9780806122472 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f75726444caa1bfb0c35f932539acf9e__1701144720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/9e/f75726444caa1bfb0c35f932539acf9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kʼawiil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)