Кукулькан
Кукулькан | |
---|---|
![]() Кукулькан у подножия западной стены северной лестницы Эль-Кастильо, Чичен-Ица. | |
Главный культовый центр | Чичен-Ица |
Эквиваленты | |
Ацтекский эквивалент | Кецалькоатль |
эквивалент инков | Виракоча |
эквивалент Ленки | Манагуара |


К'ук'улкан , также пишется Кукулкан ( / k uː k ʊ l ˈ k ɑː n / ; букв. « Пернатый змей », « Удивительный змей ») — змеиное божество мифологии майя . Он тесно связан с божеством Кукумацем народа Киче и с Кецалькоатлем из ацтекской мифологии . [1] Выдающиеся храмы Кукулькана находятся на археологических объектах полуострова Юкатан , таких как Чичен-Ица , Ушмаль и Маяпан . [2]
Изображение Пернатого Змея присутствует и в других культурах Мезоамерики . Хотя Кукулькан сильно мексиканец, он берет свое начало среди майя классического периода . Мало что известно о мифологии этого божества доколумбовой эпохи . [3]
Этимология
[ редактировать ]На юкатекском языке майя имя пишется Kʼukʼulkan ( /kʼuː kʼuːlˈkän/ ), а на языке цоциль — Kʼukʼul-chon ( /kʼuːˈkʼuːl tʃʰon/ ). [4] Юкатекская форма имени образована от слова kuk «перо» с суффиксом прилагательного -ul , дающим kukul «пернатый», [5] в сочетании с кан «змея» (Цоциль чон ), [6] что буквально означает «пернатая змея». В Чол-Чорти-Цельталь семье языков кукулькан — это кукульчон. В Чорти Кукульчон — это кук кур чон.
Кукулькан берет свое начало среди майя классического периода , когда он был известен как Ваксаклахун Убах Кан ( /waʃaklaˈχuːn uːˈɓaχ kän/ ), Боевой Змей. Его также идентифицировали как постклассическую версию Видения Змея классического искусства майя .
История
[ редактировать ]Культ Кукулькана/Кецалькоатля был первой мезоамериканской религией , преодолевшей лингвистические и этнические разделения старого классического периода. [7] Этот культ способствовал общению и мирной торговле между народами самого разного социального и этнического происхождения. [7] Хотя культ изначально был сосредоточен в древнем городе Чичен-Ица в современном мексиканском штате Юкатан , он распространился до Гватемальского нагорья и северного Белиза . [8]
На Юкатане упоминания о божестве Кукулькане путаются со ссылками на историческую личность, носившую имя бога. Из-за этого различие между ними стало размытым. [9] Этот человек, по-видимому, был правителем или священником Чичен-Ицы, впервые появившимся примерно в 10 веке. [2] Хотя Кукулькан упоминался как историческое лицо писателями майя 16-го века, более ранние тексты 9-го века в Чичен-Ице никогда не идентифицировали его как человека, а в художественных представлениях он изображался как Змей-Видение, обвитый вокруг фигур знати. [10] В Чичен-Ице Кукулькан также изображен руководящим сценой жертвоприношения. [11]
Кукулькан и Ица
[ редактировать ]Кукулькан был божеством, тесно связанным с государством Ица на севере полуострова Юкатан , где эта религия составляла ядро территориальной религии. [7] Хотя поклонение Кукулькану зародилось в более ранних традициях майя, поклонение Ице Кукулькану находился под сильным влиянием религии Кетцалькоатля в центральной Мексике. [7] Это влияние, вероятно, пришло через майя Путун купцов с побережья Мексиканского залива . [7] Эти купцы из Чонтала, вероятно, активно продвигали поклонников пернатых змей по всей Мезоамерике . [7] Кукулькан возглавлял пантеон божеств смешанного майя и немайянского происхождения, которые использовались для продвижения политической и коммерческой программы Ицы. [7] Это также облегчило проход торговцев Ицы в центральную Мексику и другие районы, не принадлежащие майя, способствуя развитию экономики Ицы. [7]
В Чичен-Ице Кукулькан перестал быть Змеем Видений, служившим посланником между королем и богами, и вместо этого стал символом божественности территории. [12]

Эль-Кастильо, Чичен-Ица, служил храмом Кукулькана. Во время весеннего и осеннего равноденствия тень, отбрасываемая углом солнца и краями девяти ступеней пирамиды в сочетании с северной лестницей и каменной резьбой на голове змеи, создает иллюзию массивной змеи, спускающейся по пирамиде.
После падения Чичен-Ицы близлежащий постклассический город Маяпан стал центром возрожденных поклонников Кукулькана с храмами, украшенными колоннами в виде пернатых змей. [13] Во время испанской колонизации первосвященник Кукулькана был семейным патриархом фракции Сю и одним из двух самых влиятельных людей в городе. [14]
Религия Кукулькана распространилась до Гватемальского нагорья и северного Белиза, где постклассические скульптуры пернатых змей встречаются с открытыми ртами, из которых высовываются головы человеческих воинов. [8]
Современный фольклор
[ редактировать ]Истории о Кукулькане до сих пор рассказывают среди современных юкатекских майя. [15] В одной из сказок Кукулькан — мальчик, рожденный змеей. Когда он подрос, стало очевидно, что он был пернатым змеем, и его сестра заботилась о нем в пещере. Он вырос до таких размеров, что его сестра не смогла продолжать его кормить, поэтому он вылетел из своей пещеры в море, вызвав землетрясение. Чтобы дать понять сестре, что он еще жив, Кукулькан каждый год в июле вызывает землетрясения. [2]
В современном сборнике фольклора Юкатана рассказывается, как Кукулькан был крылатой змеей, которая подлетела к солнцу и попыталась заговорить с ним, но солнце в своей гордости обожгло ему язык. В том же источнике рассказывается, как Кукулькан всегда путешествует впереди бога дождя юкатекских майя Чаака , помогая предсказывать дожди, поскольку его хвост управляет ветром и чисто подметает землю. [16]
У племени Лакандон Майя Чьяпаса Кукулькан — злая чудовищная змея, любимица бога Солнца. Она разрушает большую часть мира, пока не попытается это сделать во время долгого путешествия — путешествия между жизнью и смертью. Во время путешествия она встречает мальчика, который делится с ней едой и следует за ней обратно в человеческий мир. Она возвращается с ним и строит свою собственную страну. [2]
См. также
[ редактировать ]- Чичен-Ица — город майя доколумбовой эпохи.
- Кукулькания — род названный щелевых пауков-ткачей, в честь этого бога. [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 180-2.
- ^ Jump up to: а б с д Рид и Гонсалес 2000, с. 201.
- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 201.
- ^ Фрейдель и др. 1993, стр. 289.
- ^ Юкатекско-английский словарь в FAMSI
- ^ Юкатекско-английский словарь в FAMSI
- ^ Миллер и Таубе 1993, стр. 142.
- ^ Фрейдель и др. 1993, стр. 325.
- ^ Фрейдель и др. 1993, стр. 478н60.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990, стр. 394-5.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 598.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990, стр. 361-2.
- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 202.
- ^ Гомес 1995, с. 57.
- ^ Лехтинен, PT (1967). «Классификация крибеллатных пауков и некоторых родственных семейств с примечаниями об эволюции подотряда Araneomorpha». Анналы Зоологических Фенници . 4 : 199–468.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрейдель, Дэвид А .; Линда Шеле ; Джой Паркер (1993). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания . ISBN 0-688-10081-3 . ОСЛК 27430287 .
- Гомес, Эрмило Абреу (1995). Легенды и советы древнего Юкатана (на испанском языке). Мехико: Тезонтле. ISBN 968-16-4889-7 . ОСЛК 38991657 .
- Миллер, Мэри (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Гонсалес (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Оксфорд: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания . ISBN 0-688-11204-8 . ОСЛК 24501607 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авени, Энтони Ф. (2001). Наблюдатели за небом (Пересмотренное и обновленное издание: «Наблюдатели за небом древней Мексики», изд. 1980 г.). Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70504-2 . OCLC 45195586 .
- Карраско, Дэвид (1982). Кетцалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-09487-1 . OCLC 0226094871 .
- Гранья-Беренс, Даниэль; Николай Грубе (2006). «Глоссарий». У Николая Грубе; Ева Эггебрехт; Маттиас Зайдель (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Кёльн, Германия: Кенеманн. стр. 428–439. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
- Милбрат, Сьюзен (1999). Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-75225-3 . OCLC 40848420 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .