Jump to content

Священство майя

До открытия того, что на стелах майя изображались цари , а не первосвященники , жречество майя и его занятия были главной научной проблемой. Однако в течение 1960-х годов и в последующие десятилетия интерес к этому предмету стал доминировать над династическими исследованиями. Концепция королевского « шаманизма », выдвинутая главным образом Линдой Шеле и Фрейделем, [1] вместо этого вышел на передний план. [2] Тем не менее, классическая цивилизация майя , будучи высокоритуальной, была бы немыслима без развитого жречества . [ нужна ссылка ] Подобно другим доиспанским мезоамериканским жречествам , раннее жречество майя состояло из иерархии профессиональных жрецов, служивших посредниками между населением и божествами . Их основным навыком было искусство чтения и письма. Жречество в целом было хранителем знаний о божествах и их культе , включая календари, астрологию , гадание и пророчество. Кроме того, они были знатоками историографии и генеалогии . [3] Священниками обычно были мужчины и могли жениться. Большая часть наших знаний касается Юкатана в позднем постклассическом периоде, а дополнительные данные получены из современного Гватемальского нагорья .

Первосвященник ( адж кин ), демонстрирующий глаз Кинич Ахау Ицамна и сетчатый головной убор бакабов , наставляя писцов

Жрецы: Между шаманами и королями

[ редактировать ]

Шаманы и жрецы

[ редактировать ]

Иногда считается, что класс жрецов майя возник из ранее существовавшей сети шаманов по мере роста социальной сложности. Классический сибирский шаман характеризуется своими близкими отношениями с одним или несколькими духами-помощниками, «экстатическими» путешествиями в нечеловеческие миры и часто действует индивидуально от имени своих клиентов. В общинах майя 20-го века прорицатели , а также целители могут проявлять некоторые черты настоящих шаманов, в частности, призвание через болезнь или сны , транс и общение с духом. Из-за этих особенностей этнографы часто называют их шаманами. [4] С другой стороны, жрецы — это главным образом культовые функционеры, действующие в рамках четко определенной иерархии и предлагающие пищу , жертвоприношения и молитвы божествам от имени социальных групп, расположенных на разных уровнях. В общинах майя 20-го века на северо-западе Гватемалы иерархия «молитвенников» представляет собой пример таких священников. Доиспанские религиозные функционеры, описанные такими людьми, как Диего де Ланда , Томас де Торквемада и Бартоломе де лас Касас, также были священниками, а не шаманами.

Священнические цари и священники

[ редактировать ]

У майя жреческие функции часто выполняли сановники, не являвшиеся профессиональными жрецами, но этот факт нельзя использовать для аргументации отсутствия отдельного жречества. Пополь Вух стереотипно описывает первых предков как «кровопускателей и жертвователей» и как носителей своих божеств , выполняющих священническую функцию. [5] Для царей Киче и высших сановников, пришедших после них, царствование было священным институтом, а храмовое служение — обязанностью: в определенные промежутки времени они воздерживались от половых связей , постились , молились и совершали всесожжения , «умоляя о свете и жизни их вассалами и слугами». [6] Хотя в тексте описаны три храма, первых предков посвященные божествам-покровителям , и названы имена двух первосвященников главных божеств (Лорды Ах Тохил и Ах Кукумац), в нем не обсуждаются и даже не упоминаются местные священники. .

Согласно некоторым юкатекским источникам, правители и высшая знать также выполняли священнические задачи. высшая знать майяпана Например, утверждается, что постоянно служила в храмах; у ранних холеев не упоминается регулярное жречество, так что можно предположить, что вожди сами выполняли жреческие функции. [7] Юкатека Король (или «главный вождь провинции » ), известный как halach uinic («истинный человек»), определяется одновременно как « губернатор » и « епископ ». [8] Без знаний эзотерических и ритуальных знаний правитель, по-видимому, не мог функционировать.

Для классического периода короля, вероятно, следует считать священным королем-священником , возможно, включающим в себя священство в целом. Последняя идея использовалась как объяснение кажущегося отсутствия упоминаний о священниках в текстах классического периода. [9] Однако идею короля, представляющего священство, не следует доводить до предела, поскольку из-за нашего незнания священнических титулов и несовершенного понимания письменности текстовые ссылки на священников могут легко остаться незамеченными. Существование отдельного классического духовенства при королевства , дворе а также в его городах и деревнях вряд ли подлежит сомнению; его отсутствие было бы аномалией среди ранних цивилизаций.

Священство в позднепостклассический период

[ редактировать ]

Основное описание жреческой иерархии в том виде, в каком она функционировала в первые десятилетия XVI века, взято из рассказа Ланды об обществе Юкатека, но отдельные термины, обозначающие священнические должности, также были переданы от других групп майя .

Иерархия Юкатека

[ редактировать ]

Набор персонала

[ редактировать ]

На Юкатане священниками были сыновья священников или вторые сыновья знати . [10] Жречество обеспечивало высокие статусные должности тем детям знати майя, которые не могли получить политические посты. Их обучали по системе учеников, при этом молодые люди отбирались в соответствии с их происхождением и индивидуальными способностями.

Первосвященника королевства («провинции») называли ахау кан май или ах кин май , причем май был либо фамилией , либо функциональным обозначением. Должность была наследственной, обычно переходила к сыновьям или близким родственникам . Первосвященник жил за счет пожертвований городских священников и даров лордов . В обязанности ахау кан май входило написание книг ; обучение письменности майя и календарю майя новичков ; проверка и назначение новых священников и снабжение их книгами; выполнение наиболее важных ритуалов; и консультирование других лордов. [11]

Городского священника звали ах кин , слово, имеющее основное значение «прорицатель» ( сам по себе кин означает « солнце » или «день»). [12] Ахкиноб . отвечал за проведение общественных и частных ритуалов в отдельных городах по всей провинции Они «проповедовали и публиковали праздничные дни», определяли соответствующие шаги в случае необходимости, приносили жертвы и совершали « таинства », действия, связанные с ритуалами жизненного цикла . [13] Городским священникам помогали четверо стариков по имени Чак . [14]

Жрецов, приносивших человеческие жертвоприношения , называли ах наком ; их статус был относительно низким. Священники, дающие оракулы, были известны как чилан или чилам , «жрец-оракул» (часто переводимый как « пророк »; влиятельная роль, Чилам Балам ярким примером которой является ). Чилан , возможно, использовал вещества, изменяющие сознание . [15]

Священство Ицы

[ редактировать ]

Последнее независимое государство майя, 17-го века королевство Ица Нойпетен , управлялось королем Кан Эком и первосвященником Айкином Кан Эком. [16] Их жречество, судя по всему, состояло из 12 жрецов: в зале жилища мелкого царя Аджау Кан Эка стоял каменный стол с двенадцатью сиденьями для жрецов. [17] Эта жреческая коллегия напоминает двенадцать главных жрецов королевства Майяпан. [18] Первосвященника Ицы, пожалуй, следует считать его 13-м членом. Тринадцать священников также упоминаются как часть классификационной системы, разделяемой штатами Юкатек и Ица и включающей 13 катунов , 13 провинций и 13 послов. [19]

Иконография

[ редактировать ]

В Чичен-Ице ( Храм Чак -Мул под Храмом Воинов) были изображены постаревшие и аскетичного вида персонажи в длинных одеждах и широкополых перьевых шапках , несущие подношения. Они сидят в ряд, а дождя прямо за ними следуют имитаторы божеств (возможно, создатели дождя), и их интерпретируют как жрецов Ицы. [20]

Офисы священников за пределами Юкатана

[ редактировать ]

XVI века В словарях, посвященных поком-майя Верапаза , [21] встречаются такие термины, как ah mai и ah zi «те, кто делает подношения»; ах закумвач , «белое лицо» и ах куих для прорицателя; и ихчамкавил , «носитель идола » , функция, подобная той, которую выполняли первые предки киче и, вероятно, относится к священникам, служащим в процессиях. К черным колдунам ( ах итц , ай вар , ах какзик советовались ) лорды и князья по поводу колдовства против врагов и защитной магии . [22]

Священство в классический период

[ редактировать ]

По крайней мере семь столетий отделяют ранние испанские миссионерские описания жречества майя от классического общества майя. Хотя архаические религии имеют тенденцию быть очень консервативными, нельзя заранее предполагать, что эти описания справедливы и для классического жречества. Высказывалось предположение, что жреческая функция царя полностью затмила функцию жрецов (см. выше). Тем не менее, в классической иконографии изображены различные виды священников, и некоторые иероглифические титулы, как предполагается, относятся к жреческим. Среди них - ajk'uhuun («поклоняющийся»), yajaw k'ahk («повелитель огня»), ti'sakhuun («пророк») и yajaw te' («повелитель дерева/леса»). [23] В обязанности жреца входили жертвоприношения и умилостивление божеств, инаугурация царей, написание и толкование кодексов и, конечно же, поддержание ритуальных помещений и атрибутики. Не будучи постоянными министрами, цари классического периода ( кухул аджав , или «святой господин») регулярно исполняли обязанности ex officio первосвященников .

Появление

[ редактировать ]

Классическое искусство, особенно сцены на вазах, изображает персонажей, пишущих и читающих книги, клеветающих и вводящих в должность королей, наблюдающих за человеческими жертвоприношениями или совершающих их , а также руководящих погребальными обрядами - все действия, напоминающие священников. Эти персонажи, иногда пожилые и аскетичные, могут проявлять некоторые атрибуты священства позднего постклассического периода, упомянутые в юкатекских источниках. [24] Среди этих постклассических атрибутов — длинные, тяжелые облачения и «ризы»; пуховые куртки; 'митры'; аспергиллумы ; в виде хвостов, и ленты свисающие с куртки.

Божества-покровители священства

[ редактировать ]

Главным среди божеств-покровителей классических жрецов был верховный бог Ицамна , первый жрец и первый писатель, которого до сих пор изображают исполняющим обязанности на одной из картин Мадридского кодекса позднего постклассического периода . [25] Божества-покровители письма и календарного исчисления имели очевидное значение для жречества, особенно среди писателей, [26] и включал бога кукурузы майя и богов-обезьян-ревунов . Бог-ревун-обезьяна также олицетворял знак дня , что позволяет предположить, что он, возможно, был покровителем прорицателей. [27]

Жречество мезоамериканских майя после завоевания

[ редактировать ]

Священническая иерархия исчезла после испанского завоевания . После катастрофических эпидемий первых колониальных десятилетий функции мезоамериканских жрецов были реструктурированы, чтобы соответствовать зарождающемуся новому порядку. На Юкатане деревенские травники и целители, судя по всему, стали нести ответственность за лесные и полевые ритуалы и, таким образом, стали своего рода деревенскими священниками. [28] Их имя, ахмен , уже встречается в самых ранних колониальных словарях, но только в ограниченном значении «мастер». изготавливали только всевозможные припарки, но Первоначально знахари постепенно, по-видимому, стали также творить молитвы и жертвоприношения. Естественно, что жрецы- ахменобы в рассказе Ланды еще не упоминаются. Грамотные аспекты доиспанского жречества частично переняли местные школьные учителя и церковные певцы ( maestros cantores ), которые, возможно, также были среди авторов и составителей книг Чилам Балам .

В Гватемальском нагорье колониальное и современное развитие отличалось и в конечном итоге привело к появлению тщательно организованных местных жреческих иерархий, таких как иерархия Момостенанго . В этом городе на иерархию «матерей-отцов» возложены священнические задачи молитвы и жертвоприношения : [29] двое из них от имени города в целом, четырнадцать от приходов и триста от отцов. Помимо этой иерархии, большая часть населения (около 10 000 человек) получила посвящение в прорицатели ( айкидж ).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Майя Космос
  2. ^ Кляйн и др. 2002 г.
  3. ^ Дома 1967: 504-505; Ланда 1941: 98
  4. ^ см . Тедлок 1992: 47–53.
  5. ^ Кристенсон 2003: 236; 211, 223
  6. ^ Кристенсон 2003: 287-288.
  7. Тоззер 1941: 27, примечание 147.
  8. ^ Словарь Motul, в Tozzer 1941:36, примечание 177.
  9. ^ Хьюстон и Иномата 2009: 61.
  10. ^ Тоззер 1941: 27.
  11. ^ Тоззер 1941: 27.
  12. ^ Лизана, Томпсон, 1970: 166.
  13. ^ Тоззер 1941: 111.
  14. ^ Томпсон 1970: 169.
  15. ^ Томпсон 1970: 185-186.
  16. ^ Джонс 1998: 94.
  17. ^ Авенданьо, Джонс 1998: 71.
  18. ^ Тоззер 1941: 40.
  19. ^ Джонс 1998: 102, ср. Крейн и Рейндорп 1979: 77–78.
  20. ^ Ройс 1967: 181, рис. 45; ср. Шеле и Фрейдель 1990: 371.
  21. ^ Майлз 1957: 750
  22. ^ Майлз 1957: 751
  23. ^ Передатчик 2004 г.
  24. ^ Тоззер 1941: 105, 218.
  25. ^ Таубе 1992: 34-35.
  26. ^ Коу/Керр
  27. ^ Браахейс 1987; Хьюстон и Иномата 2009: 188
  28. ^ см . Томпсон 1970: 169
  29. ^ Тедлок 1996: 35-37.
  • Браахейс, Ремесленники дней . 1987.
  • Дома, Краткая история апологетики .
  • Кристенсон, Пополь Вух . 2003.
  • Коу/Керр, Писец майя и его мир .
  • Крейн и Рейндорп, Кодекс Переса и Книга Чилама Балама из Мани .
  • Хьюстон и Иномата, Классические майя . 2009 год
  • Джонс, «Завоевание последнего королевства майя» . 1998.
  • Кляйн, Сесилия, Эулогио Гусман, Элиза К. Манделл и Майя Стэнфилд-Мацци, Роль шаманизма в мезоамериканском искусстве: переоценка . Текущая антропология 43: 382–419 (2002).
  • Майлз, Сюзанна , Поком майя шестнадцатого века: документальный анализ социальной структуры и археологической обстановки. Труды Американского философского общества (ns.) 47: 733-781. 1957.
  • Ройс, Книга Чилам Балам из Чумаэля. 1967.
  • Шеле и Фрейдель, Лес королей. 1990.
  • Шеле и Фрейдель, Майя Космос . 1993.
  • Таубе, Главные боги древнего Юкатана .
  • Тедлок, Время и горные майя . 1992.
  • Томпсон, История и религия майя . 1970 год
  • Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. 1941 год.
  • Зендер, Исследование классического священства майя. Неопубликованный доктор философии. диссертация, факультет археологии Университета Калгари. 2004.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47182844b1634a61c19fe22f5c9c9fb1__1706924760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/b1/47182844b1634a61c19fe22f5c9c9fb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya priesthood - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)