Священство майя
До открытия того, что на стелах майя изображались цари , а не первосвященники , жречество майя и его занятия были главной научной проблемой. Однако в течение 1960-х годов и в последующие десятилетия интерес к этому предмету стал доминировать над династическими исследованиями. Концепция королевского « шаманизма », выдвинутая главным образом Линдой Шеле и Фрейделем, [1] вместо этого вышел на передний план. [2] Тем не менее, классическая цивилизация майя , будучи высокоритуальной, была бы немыслима без развитого жречества . [ нужна ссылка ] Подобно другим доиспанским мезоамериканским жречествам , раннее жречество майя состояло из иерархии профессиональных жрецов, служивших посредниками между населением и божествами . Их основным навыком было искусство чтения и письма. Жречество в целом было хранителем знаний о божествах и их культе , включая календари, астрологию , гадание и пророчество. Кроме того, они были знатоками историографии и генеалогии . [3] Священниками обычно были мужчины и могли жениться. Большая часть наших знаний касается Юкатана в позднем постклассическом периоде, а дополнительные данные получены из современного Гватемальского нагорья .

Жрецы: Между шаманами и королями
[ редактировать ]Шаманы и жрецы
[ редактировать ]Иногда считается, что класс жрецов майя возник из ранее существовавшей сети шаманов по мере роста социальной сложности. Классический сибирский шаман характеризуется своими близкими отношениями с одним или несколькими духами-помощниками, «экстатическими» путешествиями в нечеловеческие миры и часто действует индивидуально от имени своих клиентов. В общинах майя 20-го века прорицатели , а также целители могут проявлять некоторые черты настоящих шаманов, в частности, призвание через болезнь или сны , транс и общение с духом. Из-за этих особенностей этнографы часто называют их шаманами. [4] С другой стороны, жрецы — это главным образом культовые функционеры, действующие в рамках четко определенной иерархии и предлагающие пищу , жертвоприношения и молитвы божествам от имени социальных групп, расположенных на разных уровнях. В общинах майя 20-го века на северо-западе Гватемалы иерархия «молитвенников» представляет собой пример таких священников. Доиспанские религиозные функционеры, описанные такими людьми, как Диего де Ланда , Томас де Торквемада и Бартоломе де лас Касас, также были священниками, а не шаманами.
Священнические цари и священники
[ редактировать ]У майя жреческие функции часто выполняли сановники, не являвшиеся профессиональными жрецами, но этот факт нельзя использовать для аргументации отсутствия отдельного жречества. Пополь Вух стереотипно описывает первых предков как «кровопускателей и жертвователей» и как носителей своих божеств , выполняющих священническую функцию. [5] Для царей Киче и высших сановников, пришедших после них, царствование было священным институтом, а храмовое служение — обязанностью: в определенные промежутки времени они воздерживались от половых связей , постились , молились и совершали всесожжения , «умоляя о свете и жизни их вассалами и слугами». [6] Хотя в тексте описаны три храма, первых предков посвященные божествам-покровителям , и названы имена двух первосвященников главных божеств (Лорды Ах Тохил и Ах Кукумац), в нем не обсуждаются и даже не упоминаются местные священники. .
Согласно некоторым юкатекским источникам, правители и высшая знать также выполняли священнические задачи. высшая знать майяпана Например, утверждается, что постоянно служила в храмах; у ранних холеев не упоминается регулярное жречество, так что можно предположить, что вожди сами выполняли жреческие функции. [7] Юкатека Король (или «главный вождь провинции » ), известный как halach uinic («истинный человек»), определяется одновременно как « губернатор » и « епископ ». [8] Без знаний эзотерических и ритуальных знаний правитель, по-видимому, не мог функционировать.
Для классического периода короля, вероятно, следует считать священным королем-священником , возможно, включающим в себя священство в целом. Последняя идея использовалась как объяснение кажущегося отсутствия упоминаний о священниках в текстах классического периода. [9] Однако идею короля, представляющего священство, не следует доводить до предела, поскольку из-за нашего незнания священнических титулов и несовершенного понимания письменности текстовые ссылки на священников могут легко остаться незамеченными. Существование отдельного классического духовенства при королевства , дворе а также в его городах и деревнях вряд ли подлежит сомнению; его отсутствие было бы аномалией среди ранних цивилизаций.
Священство в позднепостклассический период
[ редактировать ]Основное описание жреческой иерархии в том виде, в каком она функционировала в первые десятилетия XVI века, взято из рассказа Ланды об обществе Юкатека, но отдельные термины, обозначающие священнические должности, также были переданы от других групп майя .
Иерархия Юкатека
[ редактировать ]Набор персонала
[ редактировать ]На Юкатане священниками были сыновья священников или вторые сыновья знати . [10] Жречество обеспечивало высокие статусные должности тем детям знати майя, которые не могли получить политические посты. Их обучали по системе учеников, при этом молодые люди отбирались в соответствии с их происхождением и индивидуальными способностями.
Офисы
[ редактировать ]Первосвященника королевства («провинции») называли ахау кан май или ах кин май , причем май был либо фамилией , либо функциональным обозначением. Должность была наследственной, обычно переходила к сыновьям или близким родственникам . Первосвященник жил за счет пожертвований городских священников и даров лордов . В обязанности ахау кан май входило написание книг ; обучение письменности майя и календарю майя новичков ; проверка и назначение новых священников и снабжение их книгами; выполнение наиболее важных ритуалов; и консультирование других лордов. [11]
Городского священника звали ах кин , слово, имеющее основное значение «прорицатель» ( сам по себе кин означает « солнце » или «день»). [12] Ахкиноб . отвечал за проведение общественных и частных ритуалов в отдельных городах по всей провинции Они «проповедовали и публиковали праздничные дни», определяли соответствующие шаги в случае необходимости, приносили жертвы и совершали « таинства », действия, связанные с ритуалами жизненного цикла . [13] Городским священникам помогали четверо стариков по имени Чак . [14]
Жрецов, приносивших человеческие жертвоприношения , называли ах наком ; их статус был относительно низким. Священники, дающие оракулы, были известны как чилан или чилам , «жрец-оракул» (часто переводимый как « пророк »; влиятельная роль, Чилам Балам ярким примером которой является ). Чилан , возможно, использовал вещества, изменяющие сознание . [15]
Священство Ицы
[ редактировать ]Последнее независимое государство майя, 17-го века королевство Ица Нойпетен , управлялось королем Кан Эком и первосвященником Айкином Кан Эком. [16] Их жречество, судя по всему, состояло из 12 жрецов: в зале жилища мелкого царя Аджау Кан Эка стоял каменный стол с двенадцатью сиденьями для жрецов. [17] Эта жреческая коллегия напоминает двенадцать главных жрецов королевства Майяпан. [18] Первосвященника Ицы, пожалуй, следует считать его 13-м членом. Тринадцать священников также упоминаются как часть классификационной системы, разделяемой штатами Юкатек и Ица и включающей 13 катунов , 13 провинций и 13 послов. [19]
Иконография
[ редактировать ]В Чичен-Ице ( Храм Чак -Мул под Храмом Воинов) были изображены постаревшие и аскетичного вида персонажи в длинных одеждах и широкополых перьевых шапках , несущие подношения. Они сидят в ряд, а дождя прямо за ними следуют имитаторы божеств (возможно, создатели дождя), и их интерпретируют как жрецов Ицы. [20]
Офисы священников за пределами Юкатана
[ редактировать ]XVI века В словарях, посвященных поком-майя Верапаза , [21] встречаются такие термины, как ah mai и ah zi «те, кто делает подношения»; ах закумвач , «белое лицо» и ах куих для прорицателя; и ихчамкавил , «носитель идола » , функция, подобная той, которую выполняли первые предки киче и, вероятно, относится к священникам, служащим в процессиях. К черным колдунам ( ах итц , ай вар , ах какзик советовались ) лорды и князья по поводу колдовства против врагов и защитной магии . [22]
Священство в классический период
[ редактировать ]По крайней мере семь столетий отделяют ранние испанские миссионерские описания жречества майя от классического общества майя. Хотя архаические религии имеют тенденцию быть очень консервативными, нельзя заранее предполагать, что эти описания справедливы и для классического жречества. Высказывалось предположение, что жреческая функция царя полностью затмила функцию жрецов (см. выше). Тем не менее, в классической иконографии изображены различные виды священников, и некоторые иероглифические титулы, как предполагается, относятся к жреческим. Среди них - ajk'uhuun («поклоняющийся»), yajaw k'ahk («повелитель огня»), ti'sakhuun («пророк») и yajaw te' («повелитель дерева/леса»). [23] В обязанности жреца входили жертвоприношения и умилостивление божеств, инаугурация царей, написание и толкование кодексов и, конечно же, поддержание ритуальных помещений и атрибутики. Не будучи постоянными министрами, цари классического периода ( кухул аджав , или «святой господин») регулярно исполняли обязанности ex officio первосвященников .
Появление
[ редактировать ]Классическое искусство, особенно сцены на вазах, изображает персонажей, пишущих и читающих книги, клеветающих и вводящих в должность королей, наблюдающих за человеческими жертвоприношениями или совершающих их , а также руководящих погребальными обрядами - все действия, напоминающие священников. Эти персонажи, иногда пожилые и аскетичные, могут проявлять некоторые атрибуты священства позднего постклассического периода, упомянутые в юкатекских источниках. [24] Среди этих постклассических атрибутов — длинные, тяжелые облачения и «ризы»; пуховые куртки; 'митры'; аспергиллумы ; в виде хвостов, и ленты свисающие с куртки.
Божества-покровители священства
[ редактировать ]Главным среди божеств-покровителей классических жрецов был верховный бог Ицамна , первый жрец и первый писатель, которого до сих пор изображают исполняющим обязанности на одной из картин Мадридского кодекса позднего постклассического периода . [25] Божества-покровители письма и календарного исчисления имели очевидное значение для жречества, особенно среди писателей, [26] и включал бога кукурузы майя и богов-обезьян-ревунов . Бог-ревун-обезьяна также олицетворял знак дня , что позволяет предположить, что он, возможно, был покровителем прорицателей. [27]
Жречество мезоамериканских майя после завоевания
[ редактировать ]Священническая иерархия исчезла после испанского завоевания . После катастрофических эпидемий первых колониальных десятилетий функции мезоамериканских жрецов были реструктурированы, чтобы соответствовать зарождающемуся новому порядку. На Юкатане деревенские травники и целители, судя по всему, стали нести ответственность за лесные и полевые ритуалы и, таким образом, стали своего рода деревенскими священниками. [28] Их имя, ахмен , уже встречается в самых ранних колониальных словарях, но только в ограниченном значении «мастер». изготавливали только всевозможные припарки, но Первоначально знахари постепенно, по-видимому, стали также творить молитвы и жертвоприношения. Естественно, что жрецы- ахменобы в рассказе Ланды еще не упоминаются. Грамотные аспекты доиспанского жречества частично переняли местные школьные учителя и церковные певцы ( maestros cantores ), которые, возможно, также были среди авторов и составителей книг Чилам Балам .
В Гватемальском нагорье колониальное и современное развитие отличалось и в конечном итоге привело к появлению тщательно организованных местных жреческих иерархий, таких как иерархия Момостенанго . В этом городе на иерархию «матерей-отцов» возложены священнические задачи молитвы и жертвоприношения : [29] двое из них от имени города в целом, четырнадцать от приходов и триста от отцов. Помимо этой иерархии, большая часть населения (около 10 000 человек) получила посвящение в прорицатели ( айкидж ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Майя Космос
- ^ Кляйн и др. 2002 г.
- ^ Дома 1967: 504-505; Ланда 1941: 98
- ^ см . Тедлок 1992: 47–53.
- ^ Кристенсон 2003: 236; 211, 223
- ^ Кристенсон 2003: 287-288.
- ↑ Тоззер 1941: 27, примечание 147.
- ^ Словарь Motul, в Tozzer 1941:36, примечание 177.
- ^ Хьюстон и Иномата 2009: 61.
- ^ Тоззер 1941: 27.
- ^ Тоззер 1941: 27.
- ^ Лизана, Томпсон, 1970: 166.
- ^ Тоззер 1941: 111.
- ^ Томпсон 1970: 169.
- ^ Томпсон 1970: 185-186.
- ^ Джонс 1998: 94.
- ^ Авенданьо, Джонс 1998: 71.
- ^ Тоззер 1941: 40.
- ^ Джонс 1998: 102, ср. Крейн и Рейндорп 1979: 77–78.
- ^ Ройс 1967: 181, рис. 45; ср. Шеле и Фрейдель 1990: 371.
- ^ Майлз 1957: 750
- ^ Майлз 1957: 751
- ^ Передатчик 2004 г.
- ^ Тоззер 1941: 105, 218.
- ^ Таубе 1992: 34-35.
- ^ Коу/Керр
- ^ Браахейс 1987; Хьюстон и Иномата 2009: 188
- ^ см . Томпсон 1970: 169
- ^ Тедлок 1996: 35-37.
Ссылки
[ редактировать ]- Браахейс, Ремесленники дней . 1987.
- Дома, Краткая история апологетики .
- Кристенсон, Пополь Вух . 2003.
- Коу/Керр, Писец майя и его мир .
- Крейн и Рейндорп, Кодекс Переса и Книга Чилама Балама из Мани .
- Хьюстон и Иномата, Классические майя . 2009 год
- Джонс, «Завоевание последнего королевства майя» . 1998.
- Кляйн, Сесилия, Эулогио Гусман, Элиза К. Манделл и Майя Стэнфилд-Мацци, Роль шаманизма в мезоамериканском искусстве: переоценка . Текущая антропология 43: 382–419 (2002).
- Майлз, Сюзанна , Поком майя шестнадцатого века: документальный анализ социальной структуры и археологической обстановки. Труды Американского философского общества (ns.) 47: 733-781. 1957.
- Ройс, Книга Чилам Балам из Чумаэля. 1967.
- Шеле и Фрейдель, Лес королей. 1990.
- Шеле и Фрейдель, Майя Космос . 1993.
- Таубе, Главные боги древнего Юкатана .
- Тедлок, Время и горные майя . 1992.
- Томпсон, История и религия майя . 1970 год
- Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. 1941 год.
- Зендер, Исследование классического священства майя. Неопубликованный доктор философии. диссертация, факультет археологии Университета Калгари. 2004.