Кровопускание в Мезоамерике
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Кровопускание было ритуальной практикой самопорезов или прокалывания тела человека, которая выполняла ряд идеологических и культурных функций в древних мезоамериканских обществах, в частности у майя . Акт кровопускания, совершаемый правящей элитой, имел решающее значение для поддержания социокультурной и политической структуры. Кровопускание, связанное с мезоамериканскими системами верований, использовалось как инструмент для легитимации социально-политической позиции правящей линии и, когда оно было принято, было важно для воспринимаемого благополучия данного общества или поселения.
Описание
[ редактировать ]
Кровопускание осуществлялось путем прокалывания мягкой части тела, обычно языка , и разбрызгивания крови или сбора ее на амате , который впоследствии сжигался. [1] Акт сожжения принесенной в жертву крови символизировал передачу подношения богам через ее превращение в поднимающийся дым .
Пирсинг осуществлялся с помощью из обсидиана призматических лезвий , шипов ската или акулы зубов веревку с прикрепленными шипами . При некоторых обстоятельствах через язык протягивали или чешуйками обсидиана.
нефритовые записях были обнаружены В археологических или каменные шипы и зубы . Некоторые из этих нефритовых артефактов имеют довольно тусклые кончики, но могли быть использованы после того, как был сделан первоначальный разрез, или могут быть просто ритуальными предметами, не используемыми при настоящем кровопускании. [2]
Место кровопускания на теле часто коррелировало с предполагаемым результатом или соответствующим символическим изображением. Например, забор крови из гениталий, особенно мужских половых органов, производился с целью увеличения или представления человеческой фертильности .
Ритуальное представление
[ редактировать ]
Ритуальное кровопускание обычно совершалось элитой, лидерами поселений и религиозными деятелями (например, шаманами ) в контексте, видимом для общественности. Ритуалы проводились на вершинах пирамид или на возвышенных платформах, которые обычно были связаны с широкими и открытыми площадями или внутренними дворами (где массы могли собираться и наблюдать за кровопролитием). Это было сделано для того, чтобы продемонстрировать связь человека, совершающего самопожертвование, со священной сферой и, как таковую, с методом, используемым для поддержания политической власти путем легитимизации своего видного социального, политического и/или идеологического положения.
Хотя обычно это действие совершает правящий мужчина , известно, что это действие совершали и выдающиеся женщины. Гробница женщины в Эль-Перу (называемая «Могилой королевы») среди множества погребальных принадлежностей содержит церемониальный позвоночник ската, связанный с ее генитальной областью. [3]
На одной из самых известных перемычек из Мезоамерики, Yaxchilan Lintel 24 (справа), изображена леди Ксок , протягивающая через язык колючую веревку. Перед ней ее муж и правитель Яшчилана , Щитовой Ягуар изображен держащий факел .
Идеологический подтекст
[ редактировать ]Среди всех мезоамериканских культур жертвоприношение в любой форме было глубоко символическим и высокоритуализированным действием, имеющим сильное религиозное и политическое значение. Различные виды жертвоприношений совершались в самых разных социокультурных контекстах и в сочетании с разнообразной деятельностью: от обыденных повседневных действий до действий, совершаемых элитами и правящими линиями с целью поддержания социальной структуры. Социальная структура поддерживалась за счет демонстрации того, что кровавые жертвоприношения правителей богам демонстрировали силу, которой они обладали. [4]
По своей сути жертвоприношение символизировало обновление божественной энергии и, тем самым, продолжение жизни. Его способность кровопускания основана на двух переплетающихся концепциях, преобладающих в системе верований майя. Во-первых, это представление о том, что боги дали жизнь человечеству, принося в жертву части своих тел. Во-вторых, центральное место в их мифологии занимает человеческая кровь , которая означала жизнь среди майя. В их системе верований человеческая кровь частично состояла из крови богов, которые пожертвовали своей божественной кровью, создавая жизнь в людях. Таким образом, чтобы постоянно поддерживать порядок в своей вселенной, майя считали, что кровь необходимо возвращать богам. Правители отдают свою кровь, чтобы наделить богов силой в обмен на дарование им жизни.

Изображения кровопускания в мезоамериканских культурах
[ редактировать ]В отличие от более поздних культур, в искусстве ольмеков нет изображения настоящего кровопускания. Однако веские доказательства его практики существуют в нефритовых и керамических копиях шипов ската и зубов акулы, а также в изображениях таких атрибутов на памятниках и стелах. [6] и в иконографии . [7]
Предлагаемый перевод эпи-ольмекской культуры , стелы Ла Мохарра 1 датируемый примерно 155 годом нашей эры, рассказывает о ритуальном кровопускании правителя путем прокалывания его пениса и ягодиц, а также о том, что, по-видимому, является ритуальным жертвоприношением брата правителя. -по закону. [8]
Кровопускание пронизало жизнь майя. Короли устраивали кровопускание на каждом крупном политическом мероприятии. Посвящения зданий, похороны, бракосочетания и рождения детей — все это требовало кровопролития. [9] Как показано в Яшчиланских перемычках 24 и 25 и продублировано в перемычках 17 и 15, кровопускание в культуре майя также было средством поиска видений , когда пост, потеря крови и, возможно, галлюциногены приводили к видениям предков или богов.
Современная для майя, южно-центральная панель Южной площадки для игры в мяч классической эпохи в Эль-Тахине изображает бога дождя, пронзающего свой пенис, кровь из которого течет в чан с алкогольным ритуальным напитком пульке и пополняет его . [10]
Ранние европейские реакции
[ редактировать ]После испанского завоевания ацтеков в 1521 году прибыли многие испанские миссионеры-этнографы и записали наглядные и зачастую несимпатичные описания этих ритуалов как среди народов, говорящих на языке майя, так и среди народов науатля . Хотя большинство испанцев понимали религиозное значение обрядов, они считали, что такое идолопоклонство лишь подтверждает необходимость быстрого обращения в христианство . Многие также путали генитальное кровопускание с обрезанием , не в последнюю очередь потому, что считали, что индейцы являются потомками исчезнувших колен Израиля . [11] Одним из первых, кто осознал это различие, был Диего де Ланда в рукописи 1566 года:
«Иногда они приносили в жертву свою собственную кровь, разрезая все вокруг ушей полосками, которые оставляли висеть в знак. Иногда они продырявли себе щеки или нижнюю губу; снова они делали надрезы на частях тела или прокалывали язык. поперек и пропускали стебли, вызывая сильную боль; они снова разрезали лишнюю часть пениса, оставляя плоть в виде двух висячих ушей. Именно этот обычай ввел в заблуждение [ engaño ] генерального историка Индии, чтобы сказать. что они практиковали обрезание». [12] ( оригинальный перевод )
Тем не менее, заблуждение о том, что ацтеки и майя практиковали обрезание, сохраняется и по сей день.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Джойс и др., стр. 2.
- ^ Таубе, с. 122.
- ^ «Археологи объявляют об открытиях на древнем месте майя Вака в Северной Гватемале» . 6 мая 2004 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ Стюарт, Дэвид (1984). «Королевское самопожертвование среди майя: исследование образа и значения». Res: Антропология и эстетика . 7–8 (7/8): 6–20. дои : 10.1086/RESvn1ms20166705 . JSTOR 20166705 . S2CID 193775048 .
- ↑ Этот конкретный артефакт из Художественного музея Снит отмечен как кровопускатель. Это подтверждает Джилетт Гриффин, который утверждает, что ложка «вероятно имела ритуальную функцию при кровопускании или поглощении галлюциногенов в ритуальных целях» (Гриффин, стр. 219). Однако в этой идентификации есть некоторые разногласия: Джастин Керр , например, предварительно идентифицирует подобные орудия майя как «символические нефритовые версии» контейнера с краской для писца (см. «Где вы носите свой горшок с краской?») .
- ↑ Два очевидных перфоратора висят на груди фигуры на памятнике 6 Лагуна-де-лос-Серрос . Таубе, с. 123.
- ^ Считается, что значки, олицетворяющие кровопускание, включают в себя рыбы зооморф . См. Джойс и др.
- ^ Кауфман (2000) и Джастесон и Кауфман (2001).
- ^ Шеле и Миллер, стр. 175-176.
- ^ Вилкерсон, с. 66.
- ↑ См » Диего Дурана . « Историю Индий Новой Испании о еврейском происхождении и его богах и обрядах обрезания.
- ^ Ланда, Диего де (1864). «Relation des Chooses de Yucatan», Диего де Ланда . А. Дюран. п. 162 .
Диего де Ланда.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэнкрофт, Хьюберт Хоу (1875). Коренные расы тихоокеанских штатов Северной Америки: мифы и языки . Том. 3. Эпплтон. ОСЛК 1725978 .
- Демарест, Артур (2004) Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов , социальные науки, 390 страниц.
- Эванс, Сьюзен Тоби Древняя Мексика и Центральная Америка .
- Гриффин, Джиллетт Г. (1981). «Ольмекские формы и материалы, найденные в Центральном Герреро». В Элизабет П. Бенсон (ред.). Ольмеки и их соседи: очерки памяти Мэтью В. Стирлинга . Майкл Д. Коу и Дэвид К. Гроув (организаторы). Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса ; Попечители Гарвардского университета. стр. 209–222. ISBN 978-0-88402-098-1 . OCLC 7416377 .
- Херндон, Джулия А.; Розмари А. Джойс (2003) Мезоамериканская археология: теория и практика , Исследования Блэквелла в глобальной археологии, Уайли-Блэквелл, ISBN 978-0-631-23052-6 .
- Джойс, Розмари; Эджинг, Ричард; Лоренц, Карл; Гиллеспи, Сьюзен (1991) «Ольмекское кровопускание: иконографическое исследование» в Шестом круглом столе в Паленке, 1986 , изд. В. Филдс, Университет Оклахомы Пресс, Норман, Оклахома.
- Джастесон, Джон С. и Терренс Кауфман (2001) Эпи-ольмекская иероглифическая письменность и тексты .
- Кауфман, Терренс (2000) « Ранние мезоамериканские системы письма » на веб-сайте факультета антропологии Питтсбургского университета (по состоянию на январь 2008 г.).
- Керр, Джастин , «Где вы носите банку с краской?» , по состоянию на апрель 2008 г.
- Шеле, Линда ; Мэри Эллен Миллер (1992) [1986]. Кровь королей: династия и ритуал в искусстве майя . Джастин Керр (фотограф) (2-я книга в мягкой обложке, переиздание с исправлениями под ред.). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер . ISBN 978-0-8076-1278-1 . OCLC 41441466 .
- Тейт, Кэролин Э. (1992) Яшчилан: Проект церемониального города майя 320 страниц.
- Таубе, Карл (2004), «Происхождение и развитие исследований ольмеков», в книге «Искусство ольмеков» в Думбартон-Оукс , Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия.
- Вилкерсон, С. Джеффри К. (1991). «Затем их принесли в жертву: ритуальная игра с мячом северо-восточной Мезоамерики во времени и пространстве» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-1360-4 .