Стела Ла Мохарра 1
Стела Ла Мохарра 1 | |
---|---|
Материал | Известняк |
Созданный | 2 век |
Обнаруженный | 1986 год в реке Акула недалеко от Ла Мохарра , Веракрус , Мексика. |
Текущее местоположение | Музей антропологии , Халапа, Веракрус |
Стела Ла Мохарра 1 — мезоамериканский резной памятник ( стела ), датируемый 156 годом нашей эры. [1] (2 век н.э.). Он был обнаружен в 1986 году, вытащен из реки Акула недалеко от Ла-Мохарры , Веракрус , Мексика , недалеко от археологического памятника Трес-Сапотес . 4 + 1 ⁄ фута шириной (1,4 м) на плита высотой 6 + 1 ⁄ 2 фута (2,0 м) Четырехтонная известняковая содержит около 535 символов истмийского письма . , один из самых ранних известных письменных источников Мезоамерики, Этот памятник эпи-ольмекской культуры не только зафиксировал достижения этого правителя, но и поместил их в космологические рамки календарей и астрономических событий. [2]
На правой стороне камня изображен портрет мужчины в полный рост в сложном головном уборе и костюме, хотя нижняя половина резьбы очень сильно состарилась. Над фигурой на камне выгравированы 12 коротких столбцов глифов, а справа от фигуры - восемь более длинных столбцов. Среди этих символов есть две даты мезоамериканского календаря длинного счета , которые соответствуют маю 143 года и июлю 156 года нашей эры. Памятник является ранним примером типа стелы, которая позже стала обычным явлением в память о правителях городов майя в классическую эпоху .
Описание и интерпретация
[ редактировать ]Фигура, выгравированная на Стеле 1, сложна и ее нелегко интерпретировать. Пул описывает эту цифру следующим образом: [3]
Его сложный головной убор представляет собой голову сверхъестественной птицы с крючковатым клювом. Из носа птицы-бога вырастает голова « Шутового бога » с буккальной маской , а к верхней части головного убора прикреплена стилизованная акула с зазубренным плавником, ее раздвоенный хвост свисает сзади. главной акулы Четыре акулы поменьше плывут вверх по веревочной хорде . Меньшие маски птичьего божества появляются под основной и на нагрудном орнаменте, лежащем на груди правителя поверх его накидки из перьев. Глифы, символизирующие его высокую должность, украшают его руки и ноги.
Профессор Филип Арнольд предварительно идентифицировал стилизованных акул как ольмекскую рыбу/акулу-монстра , символ власти. [4]
По словам Мэри Эллен Миллер , фигура носит головной убор Главного Птичьего Божества . [5] Птичьи божества часто изображались на стелах этого периода, их также можно увидеть на стеле Исапа 4, а также на памятниках в Каминальджую , Такалик Абае и Закулеу . [6]
Статуэтка Тустла , небольшая скульптура из зеленого камня высотой 6 дюймов (150 мм), также изображает человека, одетого как птица. Она происходит из той же культуры и периода, что и Стела 1, и обе содержат истмийского письма глифы . Эти два артефакта были найдены на расстоянии примерно 70 км (43 миль) друг от друга, а их даты по длинному подсчету разделены всего 6 годами. Они могут даже относиться к одному и тому же человеку. [7]
Открытие и расшифровка
[ редактировать ]В течение нескольких лет после открытия памятник хранился в Музее антропологии в Халапе . В ноябре 1995 года, когда памятник готовили к экспонированию, на одной стороне была замечена ранее заброшенная серия глифов в разрушенном, но все еще частично узнаваемом состоянии.
В 1993 и 1997 годах, после открытия новой колонки глифов, Джон Джастисон и Терренс Кауфман выдвинули предложенную расшифровку глифов. В этой расшифровке фигура, изображенная как «Повелитель Горы Жнеца», описывает его восхождение к королевской власти, солнечное затмение, появление Венеры , войну и попытку узурпации, человеческие жертвоприношения (возможно, зять Лорда Горы Жнеца). [8] Лорда Горы Жнеца ) и кровопролитие . [9]
Эта расшифровка оспаривалась, среди прочего, Майклом Д. Коу и Стивеном Д. Хьюстоном . Разрешение этой дискуссии, вероятно, придется дождаться дальнейших археологических открытий.
- Деталь центрального персонажа скульптуры.
- Деталь вида сверху надписей.
- Деталь надписи вид снизу.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно высеченной на нем дате Длинного счета.
- ^ См., например, Гернеси, с. 13-14.
- ^ Пул, с. 261.
- ^ Арнольд, с. 22.
- ^ Миллер, с. 44.
- ^ Кунц и др., стр. 91.
- ^ Пул, с. 262.
- ^ Джастесон и Кауфман (2001), с. 2.66, где говорится о «капающей жертве». См. также Шустер.
- ^ Кауфман (2000) и Джастесон и Кауфман (2001).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Арнольд III, Филип Дж. (2005) «Акула-монстр в ольмекской иконографии», в «Mesoamerican Voices» , 2005, т. 2.
- Диль, Ричард (2001) «Мохарра, Ла (Веракрус, Мексика)», в Эванс, Сьюзен, изд., Археология Древней Мексики и Центральной Америки , Тейлор и Фрэнсис, Лондон.
- Гернси, Джулия (2006) Ритуал и власть в камне: исполнение правления в мезоамериканском стиле исапского искусства , University of Texas Press, Остин, Техас, ISBN 978-0-292-71323-9 .
- Джастесон, Джон С .; Терренс Кауфман (июль 1997 г.). «Недавно обнаруженная колонна в иероглифическом тексте на стеле Ла Мохарра 1: проверка эпи-ольмекской расшифровки» . Наука . 277 (5323): 207. doi : 10.1126/science.277.5323.207 . Проверено 25 октября 2006 г.
- Джастесон, Джон С. и Терренс Кауфман (2001) Эпи-ольмекская иероглифическая письменность и тексты, заархивированные 25 мая 2011 г. в Wayback Machine .
- Кауфман, Терренс (2000) « Ранние мезоамериканские системы письма » на веб-сайте факультета антропологии Питтсбургского университета (по состоянию на январь 2008 г.).
- Кунц, Рекс; Аннабет Хедрик; Кэтрин Риз-Тейлор (2001) Пейзаж и власть в древней Мезоамерике , Westview Press.
- Миллер, Мэри Эллен (2001). Искусство Мезоамерики (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20345-8 .
- Пул, Кристофер (2007) Археология ольмеков и ранняя Мезоамерика , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Шустер, Анджела М.Х. (1997) « Эпи-ольмекская расшифровка » в археологии , онлайн (по состоянию на январь 2008 г.).