Jump to content

Kaminaljuyu

Координаты : 14 ° 37'58,08 "с.ш. 90 ° 32'56,76" з.д.  /  14,6328000 ° с.ш. 90,5491000 ° з.д.  / 14,6328000; -90,5491000
Kaminaljuyu
Каминальюй и другие доклассические памятники.
Раса Майя
Религия Майя
Географический диапазон Южный регион майя
Период Доклассика и классика
Даты 1500 г. до н.э. - 1200 г. н.э.
Характеристики Использование затвердевшего самана для строительства вместо известняка.

Каминальджуйю (произносится / k æ m i n æ l ˈ h j / ; от K'icheʼʼ , «Холм Мертвых» [1] ) — доколумбовая стоянка цивилизации майя, расположенная в городе Гватемала. Первоначально был заселен с 1500 г. до н.э. по 1200 г. н.э., [2] его описывают как один из величайших археологических памятников Нового Света. [3] — хотя сохранившиеся останки совершенно не впечатляют. Продолжаются дебаты о его размере, интеграции и роли в окружающей долине Гватемалы и регионе южных майя . [4]

Каминальюйу, когда его впервые нанесли на карту с научной точки зрения, включало около 200 платформ и пирамидальных курганов . Это место было в значительной степени поглощено застройкой недвижимости. Часть центра классического периода сохранилась в виде парка площадью 0,5 кв. км, что составляет небольшую часть первоначального поля руин размером около 5 км. [1]

Археологические раскопки

[ редактировать ]
Kaminaljuyu Monument 65, 290 by 200 by 33 cm
Скульптурная голова позднего доклассического периода, найденная в Каминальджую. В настоящее время находится в Национальном археологическом музее Гватемалы.

Сохранившиеся останки совершенно не впечатляют и находятся в состоянии разрушения, материал стирается почти ежедневно. Это связано с их расположением под застройкой и тем, что они были построены из затвердевшего самана , более прочного, чем известняк, используемый для строительства в низменностях майя.

За последние 100 лет в Каминальджую было реализовано более пятидесяти археологических проектов, больших и малых. Помимо раскопок, такие ученые, как Альфред Модслей и Сэмюэл К. Лотроп, записали скульптуры и составили карты этого места. В 1925 году Мануэль Гамио провел ограниченные раскопки, обнаружив глубокие культурные отложения, в которых были найдены керамические черепки и глиняные фигурки представителей того, что позже было названо «средними культурами» Мезоамерики (с 1500 г. до н.э. по 150 г. н.э.). [5] Десять лет спустя важность этого места подтвердилась, когда местный футбольный клуб начал срезать края двух неприметных курганов, чтобы удлинить тренировочное поле, и обнаружил впечатляющее погребенное сооружение. Лиц. Дж. Антонио Вильякорта К., министр народного образования города Гватемала, поручил археологам Альфреду Киддеру, Джесси Дженнингсу и Эдвину Шуку провести расследование. Виллакорта дала этому месту свое название от слова киче, означающего «курганы предков».

Впервые нанесенный на карту Э.М. Шуком с научной точки зрения в течение десятилетий, начиная с 1930-х годов, по крайней мере половина из них была датирована до конца доклассического периода (250 г. н. э.). Монография Киддера, Дженнингса и Шука, опубликованная Институтом Карнеги в Вашингтоне – одним из самых важных археологических исследовательских учреждений в истории науки майя – привлекла пристальное внимание ученых к значению SMA. Это волнение переросло в консенсус относительно приоритета высокого социального и культурного развития на Юге, когда Шук и Киддер опубликовали свой отчет о кургане Е-III-3. [6] курган «Мирафлорес», самый большой из известных на данный момент на этом месте, в который входили семь построек, построенных в виде луковой кожуры друг вокруг друга с течением времени. Внутри построек были обнаружены две необычайно богатые королевские гробницы, вероятно, представляющие последовательных правителей во время доклассического апогея Каминальджую «Мирафлорес».

В начале 1950-х годов Генрих Берлин раскопал большой курган в древнем доклассическом центре города. В 1960-х годах Государственный университет Пенсильвании провел обширные раскопки в Каминальджую под руководством Уильяма Т. Сандерса и Джозефа В. Михелса . Процессуалистская и однолинейная культурно-эволюционная теоретическая ориентация проекта штата Пенсильвания резко контрастировала с работами Карнеги до и исторической, культурно-исторической, иногда эпиграфически- и историко-художественной парадигмой исследований равнинных майя после. В 1990-е годы Марион Попено де Хэтч и Хуан Антонио Вальдес провели раскопки в южных районах памятника, а японская группа исследовала большой курган возле современного археологического парка.

Акцент с 1970-х годов на классических иероглифических текстах майя и открытия великих мест на севере Петена отвлекли внимание от SMA, и последовал длительный период, в течение которого господствовали сторонники происхождения цивилизации майя из низменностей майя. Совсем недавно дебаты возобновились после открытий на южном тихоокеанском побережье Мексики и в Гватемале, которые значительно предшествовали событиям в Лоулендс.

История занятий

[ редактировать ]
Место археологических раскопок 1890 года. Фотография Альфреда Персиваля Модслея .

Известные части Каминальджую лежат на широкой равнине примерно под западной третью современного города Гватемала . Почвы богаты из-за частых извержений вулканов; вулканический пепел в виде затвердевшего туфа достигает глубины в несколько сотен метров в Каминальджуйу и его окрестностях, а глубокими расщелинами или барранкосами ландшафт отмечен .

Помимо размера и масштаба, в Каминальджую существует множество загадок, которые, вероятно, останутся без ответа. Эти вопросы в основном касаются роли города как величайшего региона Южных Майя (SMA) в доклассические времена, особенно в период Мирафлорес, ок. 400–100 гг. до н.э. [7] Долгое время считалось, что СМА сыграла важную роль в развитии цивилизации майя.

Культуры Аревало и Лас-Чаркас

[ редактировать ]

Киддер, Дженнингс и Шук называли артефакты Каминальджую представителями того, что они называли «средней культурой», которая, по их мнению, представляла собой самую раннюю фазу сложного социального и культурного развития в Мезоамерике. [8] Это отражало их вывод о глубокой древности событий в Каминальджую и их веру в то, что Каминальджую был исконным благодаря своим культурным и социальным нововведениям. Со времени их работы исследования, проведенные в основном учеными из Археологического фонда Нового Света на южном тихоокеанском побережье Мексики, значительно изменили эту точку зрения, углубив со временем зарождение сложных социальных и культурных событий в Мезоамерике. В культурах этого этапа существовало стабильное земледельческое сообщество, организованное, вероятно, как простое вождество.

На протяжении многих лет Шук и Киддер разработали керамическую последовательность Каминальджую, и она остается, с уточнениями Шука и Мэрион Попено де Хэтч, одной из самых безопасных и надежных керамических хронологий в Мезоамерике, хотя некоторые сомнения относительно абсолютных дат остаются из-за нехватки времени. радиоуглеродных якорей (пересмотр Иноматой и др. следующей хронологии, основанной на байесовском анализе, отодвинул бы керамические фазы на целых 300 лет вперед, установив апогей Мирафлорес на временные рамки 100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Учитывая пересмотр Иноматы и др., первое значительное поселение датируется фазой Аревало, ок. 900–800 гг. До н.э., с признаками плотного заселения не позднее ок. 400 г. до н.э. К концу культуры Лас-Чаркас (800–350 до н.э.) в Каминальджую развивались «религиозные и гражданские институты». [9] Разбросанные по всей долине Гватемалы останки Лас-Чаркаса отмечают крупное заселение этой территории в таких местах, как Эль-Наранхо; [10] на этом последнем месте, а также в Эль-Портоне [11] Примерно в 50 километрах к северу и Такалик Абадже , примерно в 130 километрах к западу в нижних предгорьях, простые необработанные вертикальные валы, называемые стелами , отмечают первое появление культа счета времени и стали одной из основ этого учреждения. царствования майя . Архитектура построек среднего доклассика состояла из затвердевшего сырцового кирпича, послужившего впоследствии фундаментом приподнятых платформ и пирамидальных храмов.

Раскопки показывают, что с начала среднего доклассического периода сообщество было достаточно большим, чтобы образовывать отложения тяжелых отходов. Хлопок выращивали так же, как и кукурузу; палеоботанические исследования также выявили аннону , авокадо , какао , черную фасоль , пальмовые орехи, сливы и саподиллу ( сапоте бланко ). Развивалось лесоводство: рощи сельскохозяйственных деревьев росли террасами до краев больших ущелий. Специалисты занимались ткачеством и были опытными гончарами. масштабные мастерские по изготовлению обсидиановых По всему древнему городу были разбросаны инструментов. Религиозные практики, которые позже получили дальнейшее развитие по всей Мезоамерике, развивались в период раннего среднего доклассического периода в Каминальджуйу, включая возведение курганов, служивших подструктурами для небольших святынь или погребальных/административных храмов, развитие сложного пантеона божеств – вероятно, основанного на которой является Пополь Вух некоторая первобытная мифология и космология , фрагментом , а также эвгемеризм, культ зажиганий и стел, а также война с целью добычи пленников для царских жертвоприношений.

Многие артефакты из Лас-Чаркаса, не связанные с захоронениями, были найдены в ямах. В основном существовало два типа ям: неглубокие чашеобразные ямы и ямы в форме бутылок. Неглубокие ямы, возможно, использовались для рытья глины для строительства, а затем для хранения мусора. В ящиках, имеющих форму бутылок, были обнаружены обугленные семена авокадо, початки кукурузы и остатки текстиля, плетеных изделий, циновок и фрагментов веревок. Считается, что эти ямы использовались для приготовления пищи, хранения и контейнеров для мусора.

Глиняные женские фигурки ручной работы также весьма характерны для культуры Лас-Чаркас. Те, что найдены в Каминальджую, обычно состоят из красновато-коричневой глины, а некоторые имеют белый налет. Женские фигурки часто изображают беременность и, как полагают, служат подношениями для повышения плодородия на полях. Обычно руки и ноги фигурок представляют собой просто культи, но были предприняты некоторые попытки создать реалистичную форму тела. Голове уделено наибольшее внимание деталям. Нос был вдавлен в рельеф, а ноздри сделаны путем точечного выдавливания глины. Глаза и рот были образованы стратегически нанесенными выступами. Фигурки часто имеют вспышки-затычки для ушей.

"Мирафлорес"

[ редактировать ]

Апогей доклассического развития Каминальджую пришелся на период, который ученые называют периодом «Мирафлорес» — когда-то это название керамической фазы позднего доклассического периода, теперь разделенной на две части: Вербена и Ареналь. Доклассические останки, особенно этой эпохи, чрезвычайно многочисленны в Каминальджую; Шук и Киддер отметили, что в кургане Е-III-3 «...в среднем...200 осколков на кубический метр [было обнаружено... курган] на последней стадии [имеющий] объём около 75 000 куб. м [что дало] ошеломляющее общее количество фрагментов - около 15 000 000... [A] позволяющее 30 черепкам представлять один сосуд - высокий средний показатель, учитывая обилие небольших доклассических чаш... было использовано не менее 500 000 полных разбитых сосудов. , и их фрагменты случайно оказались в насыпи этого кургана». [12] То, что Киддер, Дженнингс и Шук называли средними культурами, теперь понимается как средний доклассический период, который длился с 1000 по 400 г. до н.э., и поздний доклассический период, датируемый 400 г. до н.э. — 250 г. н.э.

В период своего расцвета «Мирафлорес» по всему городу, на площадях, перед платформами и храмами размещались чрезвычайно эклектичные скульптуры. Яркие фрески и гигантские маски украшали стены зданий. Памятники включали изображения жаб, летучих мышей, сов, ягуаров и змей; особенно важным было Главное Птичье Божество , символ небесной силы, часто упоминаемый в иконографии королевской власти. Были изображены ранние версии других божеств классических майя, в том числе бога кукурузы, героев-близнецов и бога-торговца. Скульптурный эклектизм - еще одно свидетельство доклассического космополитического и «международного» характера Каминальджую, роли «торгового порта» или «воротной» столицы. [13] продолжаясь и в классические времена, несмотря на серьезные изменения культурных традиций и, возможно, этнической принадлежности в конце доклассического периода. [14]

Священное Царство

[ редактировать ]

Огромные троны и стелы свидетельствуют о мощи и великолепии «Мирафлорес» Каминальджую. На стеле 10, фрагменте гигантского трона, вырезана повествовательная сцена обезглавливания, изображающая правителя в маске и одежде, изображающей божество-ягуара подземного мира, держащего кремневый топор над тем, что, вероятно, было коленопреклоненным пленником; голова божества-ягуара парит справа от правителя/протагониста, вызываемая сжиганием крови на жертвенной тарелке. На столь же гигантском Памятнике 65 спереди вырезаны три сидящих на троне правителя, каждый из которых обрамлен двумя связанными коленопреклоненными обнаженными пленниками, причем каждый правитель и его парные жертвы вертикально расположены в нижнем, центральном и верхнем регистрах. . [15] Почти ежегодно в Гватемале-Сити находят фрагменты некогда очень крупных скульптурных памятников, часто во время нерегулируемого муниципального сноса и строительства. [16] На многих памятниках были вырезаны доклассические иероглифические тексты (Каплан 2011), что подчеркивает тот факт, что, как отмечает Коу, «элита [Каминальджуйу] была полностью грамотной в то время, когда другие майя, возможно, только узнавали о существовании письменности». [17]

Гидравлика

[ редактировать ]

За последние двадцать лет археологи изучали сложные системы контроля воды в южных районах «Мирафлорес» Каминальджую, указывая на то, что для контроля и поддержания гидравлики должна была существовать обширная бюрократия и сопутствующая социальная иерархия. [18] Эти системы восходят к «Мирафлорес» и просуществовали до конца доклассического периода.

Культуры Эсперанса и вторжение в Теотиуакан?

[ редактировать ]

Два главных кургана, раскопанные Киддером, Дженнингсом и Шуком, содержали гробницы, вероятно, изображающие правителей периода Эсперансы.

В кургане А могила связана с ямным захоронением. Все, что осталось в яме-погребении ее первоначального заполнения, — это истертые магматические породы, множество грубых черепков и части человеческих черепов, прорезанных при раскопках гробницы. В гробнице находятся останки восьми человек. К одному трупу обращались особо, о чем свидетельствует большое количество драгоценностей и подношений, оставленных вместе с ним. Тела были перенесены в гробницу на тканевых циновках или шкурах животных, от которых остались только следы. Среди предметов, найденных в качестве подношений в гробнице, были нефритовые бусы на шеях двух трупов, пластинчатые дисковые раковины, образующие колье на одном скелете, нефритовые затычки для ушей, необычно большое количество ракушек, тонкое обсидиановое лезвие, черепахи панцирь , метаты и различные прекрасные керамические изделия, включая кувшин со свистком и резной сосуд-треножник. Несколько грубых коричневых сосудов, сваленных в кучу у стены гробницы, вероятно, первоначально содержали пищу, приготовленную для загробного путешествия мертвых.

Гробницы Эсперанса в курганах A и B примечательны тем, что в них захоронены керамические сосуды элитного использования в неповторимом теотиуаканском стиле. Теотиуакан был величайшим древним городом в Мезоамерике, имевшим обширную гегемонистскую территорию, начиная с его местоположения в Центральной Мексике. В ранний классический период в мире майя искусство и артефакты, а также иероглифы свидетельствуют о конкретных вторжениях и влиянии Теотиуакана на крупные города низменности, такие как Тикаль , Пьедрас-Неграс и Копан , хотя точная природа этого присутствия остается спорный. [19] Теотиуакан, как и более поздняя империя ацтеков, был привлечен к югу, несомненно, из-за его богатых ресурсов обсидиана и какао.

Во времена Эсперансы, а затем в классический период, было обнаружено двенадцать площадок для игры в мяч, что, возможно, указывает на упор на разрешение конфликтов посредством ритуальных игр, а не войны, что подчеркивает роль Каминальджую как связующего звена и посредника между могущественными иностранными державами и как место религиозного «паломничества».

Экономика

[ редактировать ]

Огромные залежи обсидиана, расположенные в 20 км к северо-востоку от города Гватемала и известные как Эль-Чаял (какчикель-майя означает «обсидиан»), долгое время считались наиболее важной материальной основой для восхождения Каминальджую как величайшего государства в СМА, а также для его продолжения в качестве выдающийся город в районе южных майя в классический период. Отчетливо черный по цвету обсидиан из пластов Чаял, обнаруженный на участках по всей низменности, а также в районе южных майя, подтверждает это предположение, хотя специфика контроля, будь то формально под гегемонией Каминальджую или, более неформально, представляющая собой жизненно важный материальный ресурс, богатство которого накопилось города, более или менее находящиеся в прямой зависимости от близости, остаются в сфере спекуляций.

Помимо обсидиана Чаял, стратегическое расположение Каминальджую как связующего звена для торговли между тихоокеанским побережьем, предгорьями и низменностями майя — соль, рыба и ракушки с побережья, какао и другие сельскохозяйственные продукты из предгорий, шкуры ягуаров, перья. и другие товары из джунглей Лоуленда – лежат в основе богатства и влияния Каминальджую во всем мире майя.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Каминальюю: холм мёртвых» [Каминальюю: Холм мёртвых]. Свободная пресса . Проверено 31 января 2023 г.
  2. ^ «Каминалюю» . Всемирный фонд памятников . Проверено 14 мая 2021 г.
  3. ^ Коу (2005, стр. 52)
  4. ^ Каплан, Джонатан 2011
  5. ^ Гамио, Мануэль (1926–27) Культурная эволюция в Гватемале. Искусство и археология 22: 202–222; 23; 16–32; 71–78; 129–133
  6. ^ Шук и Киддер (1952)
  7. ^ См. обсуждение «Мирафлорес» в Каплане (2002, стр. 318–319); этот термин взят в кавычки, поскольку он также относится к стилю скульптурной резьбы из Каминальджую, описанному Парсонсом (1986).
  8. ^ Они описали это как «... старейший известный этап развития мезоамериканской цивилизации» (1946, стр. 243).
  9. ^ Шук (1951, стр. 98)
  10. ^ См. Арройо (2007a, b)
  11. ^ См. Шерер, Роберт Дж. и Дэвид В. Седат (1987).
  12. ^ Шук и Киддер (1952, стр. 46)
  13. ^ См. Браун (1977) и Хирт (1978) соответственно.
  14. ^ См. Попено де Хэтч (1993).
  15. ^ Каплан (2000)
  16. ^ См., например, Стелу 67 и Трон 68 (Угарте Ривера, 2001).
  17. ^ Коу (2005, стр. 74)
  18. ^ См. Попеное де Хэтч (1997) и Вальдес (1998).
  19. ^ См. статьи в Braswell (2003).
  • Арройо, Барбара (2007a) Проект спасения Наранхо: новые данные из доклассической Гватемалы . http://www.famsi.org/reports/06109/index.html . Доступ: 27 января 2008 г.
  • Арройо, Барбара (2007b) Проект спасения Наранхо: новые данные из доклассической Гватемалы . http://www.famsi.org/reports/06109es/index.html . Доступ: 27 января 2008 г.
  • Коу, Майкл Д. (2005). Майя (7-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-28505-5 .
  • Брасвелл, Джеффри Э., изд. (2003) Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Техасский университет Press, Остин
  • Браун, Кеннет Л. (1977) Долина Гватемалы: высокогорный торговый порт. В «Теотиуакане и Каминальджую: исследование контактов доисторических культур » под редакцией Уильяма Т. Сандерса и Джозефа В. Михелса, стр. 205–396. Издательство Пенсильванского государственного университета, Юниверсити-Парк
  • Кеннет Г. Хирт (1978) Межрегиональная торговля и формирование доисторических сообществ ворот. Американская античность , 43 (1): 35–45.
  • Иномата, Такеши, Рауль Ортис, Барбара Арройо и Евгения Дж. Робинсон (2014) Хронологический пересмотр доклассического Каминальджую, Гватемала: последствия для социальных процессов в районе южных майя; Латиноамериканская античность
  • Каплан, Джонатан (2011) Каминалью: Труп и состав преступления. В «Южных майя в позднем доклассическом периоде: взлет и падение ранней мезоамериканской цивилизации» ; 279–343; Майкл В. Лав и Джонатан Каплан, ред.; Университетское издательство Колорадо, Боулдер ISBN   978-1-60732-093-7
  • Каплан, Джонатан (2002) Из-под вулканов: идеология правления в позднем доклассическом периоде Каминальджую. В « Археологических происшествиях в Центральной Америке и Юкатане: Очерки в честь Эдвина М. Шука , Майкла Лава, Мэрион Попено де Хэтч и Эктора Л. Эскобедо А., ред.»; 311–358; Университетское издательство Америки, Лэнхэм, Мэриленд
  • Каплан, Джонатан (2000) Памятник 65: великое символическое изображение тронного правления и королевских жертвоприношений в позднем доклассическом периоде Каминальджую. Древняя Мезоамерика 11 (2): 185–198.
  • Каплан, Джонатан (1995) Трон Инченсо и другие троны из Каминальхую, Гватемала: поздние доклассические примеры мезоамериканской тронной традиции. Древняя Мезоамерика 6 (2): 185–196.
  • Киддер, Альфред В .; Джесси Д. Дженнингс; Эдвин М. Шук (1978) [1946]. Раскопки в Каминальджую, Гватемала . первоначально серия монографий Института Карнеги в Вашингтоне, публикация 561. с технологическими примечаниями Анны О. Шепард ((переиздание штата Пенсильвания) под ред.). Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  0-271-00535-1 .
  • Охи, Куниаки (1994) Каминальюю . 2 тома. Музей табака и соли, Токио, Япония.
  • Парсонс, Ли А. (1986) Истоки искусства майя: монументальная каменная скульптура Каминальджую, Гватемала и южное побережье Тихого океана . Исследования доколумбового искусства и археологии № 28, Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия.
  • Попеное де Хэтч, Марион (1997) Каминальхую/Сан-Хорхе. Археологические свидетельства экономической деятельности в долине Гватемалы, 300 г. до н.э. С. до 300 г. С. Университет долины Гватемалы, Гватемала
  • Попено де Хэтч, Марион (1993) Дополнительные наблюдения за традициями наранхо и ачигуате на южном побережье Гватемалы. В VI Симпозиуме археологических исследований в Гватемале под редакцией Хуана Педро Лапорте , Эктора Л. Эскобедо и Сандры Вильягран де Бради, стр. 353–358. Министерство культуры и спорта, Институт антропологии и истории/Ассоциация Тикаль, Гватемала
  • Сандерс, Уильям Т. и Джозеф Михелс, ред. (1969) К'аминальюйский проект Пенсильванского государственного университета: сезон 1968 года . Часть 1: Раскопки. Периодические статьи по антропологии № 2. Университет штата Пенсильвания, Юниверсити-Парк.
  • Сандерс, Уильям Т. и Джозеф Михелс, ред. (1977) Теотиуакан и Каминальджую: исследование культурного контакта . Серия монографий издательства Пенсильванского государственного университета о Каминальжуйю. Университет штата Пенсильвания, Юниверсити-Парк
  • Шарер, Роберт Дж. и Дэвид В. Седат (1987) Археологические исследования в горах северных майя, Гватемала: взаимодействие и развитие цивилизации майя . Университетский музей Пенсильванского университета, Филадельфия
  • Шук, Эдвин М. (1951) Современное состояние исследований доклассических горизонтов в Гватемале. В «Цивилизациях древней Америки » под редакцией Сола Такса, стр. 93–100. Материалы 29-го Международного конгресса американистов , Том 1. Издательство Чикагского университета, Чикаго.
  • Шук, Эдвин М. и Альфред В. Киддер (1952) Курган E-III-3, К'аминальджую, Гватемала. В «Вкладе в американскую антропологию и историю» , Vol. 9 (53): 33–127. Публикация 596 Вашингтонского института Карнеги. Вашингтонский институт Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия.
  • Угарте Ривера, Рене (2001) Недавнее открытие в Каминальджую, Кинта Самайоа, зона 7: Стела 67 и Трон 68, связанные с курганом D-IV-2. В XIV Симпозиуме археологических исследований в Гватемале под редакцией Хуана Педро Лапорте, Аны Клаудии де Суаснавар и Барбары Арройо, стр. 951–958. Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала
  • Вальдес, Хуан Антонио (1998) Каминальхую, Гватемала: Последние открытия в области гидравлической энергии и управления. В воспоминаниях о Третьем международном конгрессе майистов, 1995 , стр. 752–770. Центр исследований майя, УНАМ, Мексика
  • Вальдес, Хуан Антонио и Джонатан Каплан (2000) Георадар на территории майя К'аминальджую, Гватемала. Журнал полевой археологии 27 (3): 329-342.
  • Вильякорта К., Дж. Антонио (1955) Страница из Тео-Амокстли на барельефе из Каминальджую. В Revista de la Universidad de San Carlos de Guatemala № XXXV: 135–144. Гватемала
  • Вильякорта Кальдерон, Хосе Антонио и Карлос Агусто Вильякорта Вильман (1927) Гватемальская археология: регион киев между Гватемалой и Микско. В Анналах Общества географии и истории 3: 376–392. Гватемала
  • Вильякорта Кальдерон, Хосе Антонио и Карлос Агусто Вильякорта Вильман (1930) Регион Кий между Гватемалой и Микско. В гватемальской археологии , стр. 33–64. Национальная типография, Гватемала
  • Вильякорта Вильман, Карлос Агусто (1927) Остатки архаичного здания, Мирафлорес, Каминальджую. В Анналах Общества географии и истории 4:51–64. Гватемала
[ редактировать ]

14 ° 37'58,08 "с.ш. 90 ° 32'56,76" з.д.  /  14,6328000 ° с.ш. 90,5491000 ° з.д.  / 14,6328000; -90,5491000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c3c1ec2a7da60cce3eab3a752905881__1708358280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/81/4c3c1ec2a7da60cce3eab3a752905881.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaminaljuyu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)