Jump to content

Ихимче

Координаты : 14 ° 44'8,88 "N 90 ° 59'46,32" W  /  14,7358000 ° N 90,9962000 ° W  / 14,7358000; -90,9962000
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ихимче
Ишимче находится в Гватемале.
Ихимче
Расположение в Гватемале
Расположение Текпан Гватемала
Область Департамент Чимальтенанго , Гватемала
Координаты 14 ° 44'8,88 "N 90 ° 59'46,32" W  /  14,7358000 ° N 90,9962000 ° W  / 14,7358000; -90,9962000
История
Основан 1470
Заброшенный 1524
Периоды Поздняя постклассика
Культуры Какчикель Майя
События Завоеван:
Испания
Примечания к сайту
Археологи Хорхе Гиймен
Карта нагорья Гватемалы в постклассический период

Иксимче ( /iʃimˈtʃeʔ/ ) (или Иксимче, если использовать испанскую орфографию) — доколумбовый мезоамериканский археологический памятник в западных высокогорьях Гватемалы . Ишимче был столицей позднепостклассического Какчикель королевства майя с 1470 года до его закрытия в 1524 году. Архитектура этого места включала в себя ряд храмов-пирамид , дворцов и две мезоамериканские площадки для игры в мяч . Экскаваторы обнаружили плохо сохранившиеся остатки фресок на некоторых зданиях и многочисленные свидетельства человеческих жертвоприношений . Руины Ишимче были объявлены национальным памятником Гватемалы в 1960-х годах. [1] На этом месте есть небольшой музей, в котором представлено множество найденных здесь экспонатов, в том числе скульптуры и керамика. Он открыт ежедневно. [2]

В течение многих лет Какчикель служили верными союзниками майя Киче . [3] Растущая мощь Какчикель внутри альянса в конечном итоге вызвала такие разногласия, что Какчикель были вынуждены бежать из столицы Киче и основали город Иксимче. [4] Какчикель основали свою новую столицу на легко защищаемом хребте, почти окруженном глубокими оврагами. [5] Ишимче быстро развивался как город и за 50 лет своего основания достиг максимального размера. [6] Правителями Ишимче были четыре главных лорда, происходящие из четырех основных кланов Какчикель, хотя реальная власть принадлежала лордам кланов Социл и Ксахил. [7]

После первоначального основания Иксимче киче оставили Какчикель в мире на несколько лет. [4] Мир длился недолго, и Какчикель разгромил своих бывших повелителей около 1491 года. [8] За этим последовала борьба между кланами Какчикель, в которой повстанческие кланы были окончательно побеждены в 1493 году. [8] Войны против киче продолжались на протяжении начала 16 века. [8] Когда испанские конкистадоры прибыли в Мексику, император ацтеков отправил гонцов предупредить Какчикель. [9] После капитуляции ацтеков Эрнану Кортесу Ишимче отправил своих посланников, чтобы предложить Какчикелю союз с испанцами. [8] Оспа уничтожила население Ихимче еще до физического прибытия европейцев. [8] Во время испанского завоевания Ишимче был вторым по значимости городом в Гватемальском нагорье после столицы Киче в Кумаркае . [10] Конкистадор Педро де Альварадо изначально был хорошо принят в городе в 1524 году, и короли Какчикеля предоставили испанцам местных союзников для помощи в завоевании других горных королевств майя. [8] В том же году Ишимче был объявлен первой столицей Королевства Гватемала. [8] Из-за чрезмерных требований Испании о дани Какчикель вскоре разорвал союз и покинул свою столицу, которая через два года была сожжена испанскими дезертирами. [11] Европейцы основали неподалеку новый город, но покинули его в 1527 году из-за продолжающейся враждебности Какчикеля. [12] который наконец сдался в 1530 году. [13]

Руины Ишимче впервые были описаны гватемальским историком в конце 17 века. [14] В XIX веке их неоднократно посещали ученые, которые публиковали планы и описания. [15] Серьезные исследования этого места начались в 1940-х годах и время от времени продолжались до начала 1970-х годов. [16] В 1980 году, во время гражданской войны в Гватемале , на руинах произошла встреча между партизанами и лидерами майя, в результате которой партизаны заявили, что они будут защищать права коренных народов. [17] В 1989 году на этом месте был проведен ритуал, призванный восстановить руины как священное место для церемоний майя. [18] Президент США Джордж Буш посетил это место в 2007 году. [19] и в том же году Ишимче стал местом проведения III Континентального саммита коренных народов и народностей Абья-Ялы. [20]

Этимология

[ редактировать ]

Название места происходит от майянского названия дерева рамона ( Brosimum alicastrum ), от слов ixim и che , что буквально означает « кукурузное дерево». [21] называли Иксимче Гватемалой Испанцы , от языка науатль Quauhtemallan , что означает «лесная земля». [22] Поскольку испанские конкистадоры основали свою первую столицу в Ихимче, они взяли название города, используемое их мексиканскими союзниками, говорящими на науатле, и применили его к новому испанскому городу и, как следствие, к королевству . Отсюда и произошло современное название страны. [22] Исследователи XIX века также называли это место Патинамит, слово какчикель, означающее «город». [23]

Расположение

[ редактировать ]

Ишимче расположен в 3 км (1,9 миль) к югу от Текпана . [24] и в 90 километрах (56 миль) к западу от города Гватемала , [25] на северо-западе департамента Чимальтенанго гватемальского . [26] Город был построен на высоте 2260 метров (7410 футов). [24] в легко обороняемой позиции на горном хребте, окруженном глубокими оврагами, чтобы защитить город от враждебных соседей Киче и Цутуджиль . [27] Хребет называется Ратзамут и представляет собой мыс холма Текпан, горы высотой 3075 метров (10 089 футов) к северо-западу от руин, которые находятся на юго-восточном конце этого мыса. [14] Хребет окружен двумя реками, текущими в глубоких ущельях, Рио-Эль-Молино и Рио-Лос-Чокойос, которые сливаются и текут на юго-запад в реку Мадре-Вьеха , которая впадает в Тихий океан. [14] Ишимче расположен среди сосновых лесов, характерных для высокогорной Гватемалы. [5]

Политическая организация

[ редактировать ]

Само королевство Какчикель было разделено между четырьмя кланами , каждый из которых содержал десять основных родословных или «больших домов». [28] Сами кланы назывались Ксахил, которые были основной ветвью Какчикель, Социл, Тукуче и Акаджал . [28]

Правителями Ишимче были четыре главных лорда с титулами Ахпо Социл , Ахпо Ксахил , Калел Ачи и Ахухан , хотя на самом деле реальную власть имели первые два из них. [29] Каждый из двух основных кланов народа Какчикель имел своего лидера: одним был Ахпо Социл («Повелитель Социла»), а другим - Ахпо Ксахил . [30] Эти королевские титулы были первоначально дарованы лидерам кланов Ксаил и Социл киче в благодарность за их военные заслуги перед королевством Киче в Кумаркадже . [30] Оба лидера должны были быть равны по рангу, но на практике король Социла был старшим (или набей аль , «первенец»), в то время как король Ксахиля был подчиненным ( чипил аль , «последний ребенок»). [31] « оратор » . Двумя другими лордами были Калель Ачи и Ахучан, что в переводе с Какчикеля означает «главное лицо» и [31] В документе Какчикеля « Testamento de los Xpantzay» даны альтернативные титулы двум из четырех лордов. В этом документе Ахпо Социл и Ахпо Ксахил указаны как два наиболее важных, два других лорда были взяты из двух дополнительных кланов и были Ахпо Тукуче («Повелитель Тукуче») и Ахпо Раксонихай («Повелитель Раксонихая»). ). [32]

Титулы Ахпо Социла и Ахпо Ксаила передавались от отца к сыну. [28] Наследник Ксахиля носил титул Ахпоп Ачи Йгич , а наследник Социла носил титул Ахпоп Ачи Балам . [28] Они сами по себе занимали важные должности, а их наследниками были военачальники, командовавшие на поле боя. [33]

Когда Ишимче был основан в конце 15-го века нашей эры, Вуку-Бац был Ахпо Социлом , Хун-То был Ахпо Ксахилом , Чулук был Калель Ачи , а Китамель-Ке был Ахуханом . [31] Согласно раннему колониальному документу Какчикеля «Мемориал де Солола» , последние два из них не имели большого значения. [34] У каждого из четырех лордов была своя часть в новом городе, включавшая дворец, королевский двор и храмы. [31]

Известные правители

[ редактировать ]
Ахпо Социл [35] Ахпо Ксахил [36] К'алель Ачи Ахучан
Вуку-Бац Хун-То Количество Китамель-Ке
Ошлаху-Ци Лахух-Ах
Каблаху-Тихакс
Ше-Ик' Лахух-Нох
Кахи Имокс будет слой

Ранняя история

[ редактировать ]

Археологи нашли только следы одной доКакчикельской оккупационной фазы, и это был древний уровень, относящийся к позднему доклассическому периоду . [37] Случайные останки раннего и позднего классического периода были обнаружены, но они случайны и не отражают заселение этого места классическим периодом. [37]

Поздняя постклассическая история

[ редактировать ]

Народ Какчикель был тесно связан с Киче, их бывшими союзниками. [38] Народы кичеан (включая какчикель, киче и другие) испытали сильное влияние из центральной Мексики со времен великого раннеклассического мегаполиса Теотиуакана . [39] История Ишимче во многом взята из «Анналов Какчикелей» , документа, написанного на языке Какчикель, но с использованием латинских букв вскоре после испанского завоевания. [22] В этом документе подробно описано происхождение, история и завоевание Какчикелей. [22] Какчикель на протяжении многих лет были близкими союзниками киче. [3] Правители Какчикеля Хун-То и Вуку-Бац служили великому царю Кичех Кикабу с такой преданностью, что он наградил их королевскими титулами Ахпо Социл и Ахпо Ксахил и властью управлять. [4] Сыновья Кикаба завидовали растущей власти лордов Какчикеля и возглавили восстание против своего отца, что серьезно подорвало его авторитет. [4] Это восстание имело серьезные последствия для киче, поскольку их завоеванные владения воспользовались возможностью вырваться из-под их порабощения. [4]

Незначительный инцидент в столице Киче, Кумаркадже, перерос в серьезные последствия. [4] Солдат Кичех пытался отобрать хлеб у женщины Какчикель, которая продавала его на рынке. [4] Женщина отказала солдату и прогнала его палкой. [4] Какчикель требовал казни солдата Киче, в то время как дворянство Киче требовало наказания продавца хлеба Какчикеля. [4] Когда лорды Какчикель отказались выдать ее, лорды Киче приговорили Хун-То и Вуку-Баца к смертной казни вопреки воле короля Киче, Кикаба. [4] Король Кикаб предупредил своих друзей Какчикеля и посоветовал им бежать из Кумаркаджа. [4] В 13-й день ик по календарю Какчикель четыре правителя Какчикеля вывели свой народ из столицы Киче, чтобы основать свою собственную столицу в Ихимче. [4] Точный год этого события точно неизвестен, но считается, что это произошло между 1470 и 1485 годами нашей эры, причем некоторые ученые, такие как Гийемин, отдают предпочтение 1470 году. [40] Какчикель покинули свою предыдущую столицу Чиавар (предположительно современный Чичикастенанго ), потому что она находилась слишком близко к Кумаркаджу . [41]

Кикаб не позволял своей знати вести войну с Какчикелем до конца своей жизни, давая своим бывшим союзникам время основать свое собственное королевство и подготовить его защиту. [4] Когда Хун-То умер, ему наследовал его сын Лахух-А. [4] Лахух-Ах умер в 1488 году, и его место занял Каблаху-Тихакс. [4] Ошлаху-Ци, сын Вуку-Баца, правил долго и успешно и пережил правление двух своих соправителей. [42]

Цари Какчикель Ошлахух-Ци и Каблаху-Тихакс одержали окончательную победу над киче около 1491 года, когда они захватили царей киче Тепепул и Ицаюл вместе с идолом их самого важного божества Тохиля . [43] Пленные цари Киче были принесены в жертву вместе с рядом дворян и высокопоставленных солдат, включая сына и внука короля. [8] После этого поражения киче, два клана Какчикель восстали: Акахал и Тукуче. [8] Короли Ошлаху-Ци и Каблаху-Тихакс подавили восстание 20 мая 1493 года. [8]

Ошлаху-Ци умер 23 июля 1508 года, и ему наследовал его сын Хун-Ик. [8] Каблаху-Тихакс умер 4 февраля 1509 года, и ему наследовал его сын Лахух-Но. [8] Какчикель продолжали свои войны против королевства Киче в течение следующего десятилетия. [8] В 1510 году ацтекский император Моктесума II отправил гонцов в Какчикель, предупреждая о чужеземцах в Карибском море. [44] В 1512 году он послал еще одного гонца (по имени Виццитиль) с предупреждением о прибытии испанцев на Юкатан и Веракрус . [44]

В 1513 году Какчикель пострадал от нашествия саранчи. [8] В следующем, 1514 году, Ишимче сильно пострадал от пожара. [8] Чума, описанная в «Анналах Какчикеля» как ужасная, поразила город в 1519 году и продолжалась два года, что привело к гибели большого числа людей. [45] Вероятно, это была оспа, завезенная в Америку вместе с испанцами. [8] После того, как столица ацтеков Теночтитлан пала под натиском испанцев в 1521 году, Какчикель отправил гонцов к Эрнану Кортесу , предлагая союз с испанцами. [8]

11 августа 1521 года Белехе Кат и Кахи Имокс были выбраны лордами города после смерти Хун-Ика и Лахух-Но, предыдущих королей. [46] Джахи Имокс был Ахпо Социлом , а Белехе Кат был Ахпо Ксахилом . [47] Накануне испанского завоевания королевство Какчикель, базирующееся в Иксимче, все еще расширялось на территории, ранее контролировавшиеся киче, и быстро становилось самым могущественным новым королевством в Гватемальском нагорье. [48] По значимости он был вторым после столицы Киче в Кумаркадже . [10]

Испанское завоевание

[ редактировать ]
Конкистадора Педро де Альварадо первоначально встретили в Ихимче с распростертыми объятиями.

Когда испанский конкистадор Педро де Альварадо прибыл на территорию нынешней Гватемалы в 1524 году, через 3 года после завоевания ацтеков, он обнаружил, что горные королевства майя ослаблены двадцатилетними войнами и охвачены первыми европейскими эпидемиями чумы. [8] В период с февраля по март 1524 года он сражался и полностью разгромил киче, разрушил Кумаркаджа и казнил королей киче. [8] Испанцы были приглашены в Ишимче 14 апреля 1524 года и были хорошо приняты лордами Белехе Катом и Кахи Имоксом. [49] Короли Какчикеля предоставили местных солдат, чтобы помочь конкистадорам противостоять продолжающемуся сопротивлению Киче и помочь в разгроме соседнего королевства Цутухил. [8] Испанцы лишь ненадолго пробыли в Ихимче, прежде чем продолжить путь через Атитлан, Эскуинтлу и Кускатлан . [50] Испанцы вернулись в столицу Какчикеля 23 июля 1524 года, а 27 июля ( 1 кат по календарю Какчикель) Педро де Альварадо объявил Ишимче первой столицей Гватемалы, Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала («Святой Иаков из рыцарей Гватемалы»). Гватемала"). [50]

Педро де Альварадо быстро начал требовать от Какчикелей золотую дань, что разрушило дружбу между двумя народами. [51] Он потребовал, чтобы короли Какчикеля доставили 1000 золотых листьев по 15 песо каждый . [41] Священник Какчикель предсказал, что боги Какчикель уничтожат испанцев, а народ Какчикель покинул свой город и бежал в леса и холмы 28 августа 1524 года ( 7 ахмака по календарю Какчикель). [51] Десять дней спустя испанцы объявили войну Какчикелю. [51] Пару лет спустя, 9 февраля 1526 года, группа из шестнадцати испанских дезертиров сожгла дворец Ахпо Ксахиля , разграбила храмы и похитила священника - действия, в которых Какчикель обвинил Педро де Альварадо. [52] Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо рассказал, как в 1526 году он вернулся в Ихимче и провел ночь в «старом городе Гватемалы» вместе с Луисом Марином и другими участниками экспедиции Эрнана Кортеса в Гондурас. [53] Он сообщил, что дома города все еще находятся в отличном состоянии, его рассказ был последним описанием города, пока он был еще обитаем. [53]

Испанцы основали новый город в Текпане, Гватемала , где Текпан на языке науатль означает «дворец», поэтому название нового города переводится как «дворец среди деревьев». [12] Жители Ихимче были рассеяны: одни были переселены в Текпан, другие в Сололу и в другие города вокруг озера Атитлан . [54]

Испанцы покинули Текпан в 1527 году из-за непрерывных атак Какчикеля и двинулись в долину Альмолонга на востоке, заново основав свою столицу на месте сегодняшнего Сан-Мигель-Эскобар района в Сьюдад-Вьеха , недалеко от Антигуа-Гватемалы . [55]

Какчикель продолжал сопротивление испанцам в течение нескольких лет, но 9 мая 1530 года два короля наиболее важных кланов вернулись из дебрей. [51] Днем позже к ним присоединились многие дворяне и их семьи, и еще много людей пришли с ними, чтобы сдаться в новой испанской столице Сьюдад-Вьеха. [51]

Современная история

[ редактировать ]
Президент США Джордж Буш в Ихимче в 2007 году.

Руины были описаны гватемальским историком Франсиско Антонио де Фуэнтес-и-Гузманом в [14] Мигель Ривера Маэстре опубликовал некоторые планы и виды руин в 1834 году в своем «Атласе государства Гватемала» («Атлас государства Гватемала»). [56] Американский дипломат и писатель Джон Ллойд Стивенс описал руины, которые он назвал Патинамит , после посещения Иксимче с английским художником Фредериком Катервудом и в 1840 году. [57] Катервуд никогда не публиковал никаких рисунков этого места, а Стивенс сообщил, что местные жители в течение многих лет грабили камень на этом месте, чтобы использовать его в качестве строительных материалов в Текпане. [15] Французский архитектор Сезар Дейли нанес на карту Ишимче в 1857 году. [56]

В испанские колониальные времена Иксимче был центром синкретического культа, поклонявшегося реликвии из руин, перенесенной в церковь в Текпане. [18] Еще в XIX веке шествия к руинам Текпана проходили каждую Страстную пятницу . [18] Этот культ вымер ко времени гражданской войны в Гватемале в конце 20 века. [18]

Альфред П. Модслей посетил Иксимче в 1887 году и называл его одновременно Патинамит и Иксимче . [58] Он провел обследование местности и опубликовал план руин. [58] Роберт Ваучоп провел исследование керамики Иксимче в 1940-х годах по поручению Среднеамериканского исследовательского института Тулейнского университета и опубликовал свою работу в 1948–1949 годах. [58] Историк Янош де Сечи начал раскопки руин в январе 1956 года. [59] Остатки города были раскопаны швейцарско-гватемальским археологом Джорджем (Хорхе) Гийемином в 1959-1972 годах. [60] Гийемин публиковал свои работы в 1959, 1967 и 1969 годах. [58] Раскопки и реставрация руин до июля 1961 года финансировались Гватемальским комитетом по реконструкции национальных памятников, после 1963 года исследования финансировал Швейцарский национальный фонд научных исследований. [41] Гийемин умер до того, как его расследование было завершено и опубликован его полный отчет. [17] Его полевые заметки были наконец опубликованы в 2003 году. [17]

Танцоры и маримба выступают в Ихимче во время визита президентов Гватемалы и США в 2007 году.

В 1960 году руины Ишимче были объявлены национальным памятником согласно правительственному постановлению № 1360 Конгресса Республики Гватемала , опубликованному в мае 1963 года. [1] В 1980 году, во время гражданской войны в Гватемале, руины были выбраны местом встречи лидеров майя и партизан, в результате чего партизаны прямо заявили, что будут защищать права коренных народов в так называемой «Декларации Ишимче». [17] В 1989 году на этом месте была проведена важная церемония майя, чтобы восстановить руины как священное место для церемоний коренных народов. [18]

С 26 по 30 марта 2007 г. Ишимче был местом проведения III Континентального саммита коренных народов и национальностей Абья-Ялы. [20] Заключительная «Декларация Ишимче» обязала делегатов бороться за социальную справедливость и против «неолиберализма и других форм угнетения». [61]

Большая толпа коренных жителей майя и туристов собралась вокруг открытой сцены, воздвигнутой посреди руин Иксимче 21 декабря 2012 года.
Церемония пожара майя и митинг за права человека прошли в Ихимче 21 декабря 2012 года, на которых присутствовали как местные жители, так и туристы.

Большинство посетителей Иксимче — коренные народы майя , в выходные дни место посещают около 250 посетителей в день. [17] Сравнительно мало туристов посещают руины, и большинство из них — граждане Гватемалы. [17] Современные aj q'ijab' (жрецы майя, которых на английском языке часто называют « дневниками ») прибывают в Иксимче в качестве паломников со всего Гватемальского нагорья. [62]

Туристические объекты на территории включают парковку для посетителей, небольшой музей, место для пикника и футбольное поле. [17] Музей открыт ежедневно и демонстрирует ряд артефактов, извлеченных из руин. [2]

Описание сайта

[ редактировать ]
Карта ядра Ихимче с указанием основных построек площадей от A до C.

Это место в значительной степени сохранилось испанцами благодаря их союзу с Какчикелями против Киче. [24] Центральное ядро ​​участка окружено глубокими оврагами и отделено от основной жилой зоны оборонительным рвом. [14] Город развивался очень быстро и за 50 лет со дня основания достиг максимального размера. [6] Этот взрывной рост населения в городе привел к тому, что жилые районы переросли в края самих оврагов. [14] Центр памятника состоит из четырех больших и двух маленьких площадей, на каждой из которых находится как минимум два храма . Наряду с элитными дворцами здесь есть две площадки для игры в мяч , большая из которых имеет длину 40 метров (130 футов) и имеет зооморфные указатели. Площади называются A, B, C, D, E и F и проходят с северо-запада (A) на юго-восток (F). [63] Парадный центр города был отделен от жилых кварталов стеной. [64]

Сегодня доступ к руинам осуществляется через современный город Текпан Гватемала , который заменил Иксимче после его разрушения. [54] Современный вход на территорию находится на северной стороне руин и включает в себя парковку для посетителей, небольшой музей, место для пикника и футбольное поле, а также дом смотрителя. [17] В лесном массиве к югу от центральной части руин находится современная церемониальная площадка, используемая современными Какчикелями для проведения своих ритуалов. [17] Эта церемониальная зона соединена с руинами пешеходной дорожкой и включает в себя шесть бетонных алтарей, расположенных вокруг нераскопанного здания. [17] На эти алтари в качестве жертвоприношений возлагаются цветы, еда и питье. [17] В музее представлен ряд экспонатов этого места, в том числе скульптуры и керамика. [2]

Считается, что площади А и Б представляли собой единый комплекс, принадлежавший клану Социл, и включал в себя дворец Ахпо Социл . [31] На площади А есть площадка для игры в мяч, два храма и десять дворцовых построек, пять из которых соединены между собой. [65]

Вид на Ишимче: строение 1 слева и строение 2 справа. [66]

Площадь C была отделена от площадей A и B стеной высотой 0,91 метра (3 фута) и представляла собой дворцовый комплекс Ахпо Ксахиля , младшего соправителя. [67] На площади C также было два храма, обращенных друг к другу. [68] Площадка для игры в мяч Ксахил находилась на юго-западной стороне площади C, а сам дворец Ахпо Ксахил находился на юго-восточной стороне площади. [69] Дворец Ксахил был построен по линии восток-запад, входной двор находился на западной стороне дворца и имел центральный алтарь. [69] В главный дворец можно было попасть с восточной стороны входного двора. [69] В комнатах и ​​дворах дворца Ксахил хранилось множество предметов домашнего обихода. [69] Дворец Ксахил был разрушен сильным пожаром, в результате которого обрушились глинобитные стены, и, возможно, именно в этом комплексе размещался Педро де Альварадо со своими испанскими солдатами. [69] Вероятно, это то же самое здание, которое испанские дезертиры сожгли в 1526 году. [69] Обрушение здания сохранило для археологов домашнее содержимое дворца, в отличие от дворца Ахпо Социл , где было обнаружено сравнительно мало артефактов. [69]

Площадь D не была раскопана, хотя археологи расчистили ее и нанесли на карту. [70] Это большая площадь, окруженная довольно высокими курганами, хотя, похоже, на других главных площадях не было больших восточных и западных пирамид. [70] На южной стороне располагался дворец с тремя внутренними дворами, в самом западном из которых был крестообразный алтарь. [70] Дворец был меньше, чем дворцы Ахпо Социла и Ахпо Ксахиля , и, как полагают, это был дворец Ахуханов . [70]

Площади E и F находятся к востоку от площади D и также включают дворцовые постройки. [70] Эти площади не были нанесены на карту Гийемином и по-прежнему покрыты деревьями. [70] Две площади образовывали единый комплекс, который, как полагают, принадлежал Каллель Ачи . [70]

Защитный ров, пересекающий мыс, изначально имел глубину 8 метров (26 футов). [71] Он был в значительной степени засыпан вскоре после завоевания, чтобы сделать город менее защищенным. [71] В середине XIX века оборонительный ров имел глубину 3 ярда (2,7 м), в 1960-х годах его еще можно было увидеть на земле, хотя сейчас он почти полностью засыпан. [71]

Керамические находки на памятнике включают частые находки курильниц с ручками и лепным декором. Наиболее распространена домашняя керамика — слюдяная посуда, в том числе керамические комалы (разновидность сковородки). [37] К импортной керамике относятся Chinautla Polychrome и White-on-red, они довольно распространены на этом месте. [37] Коричневые чаши относятся к тому типу, который также встречается в Закулеу и Микско-Вьехо , оба из которых также были обитаемы в эпоху позднего постклассического периода. [37] трехногие метаты (разновидность ступки При раскопках часто обнаруживались из черного обсидиана . ), а в больших количествах находили лезвия [37] простые украшения из нефрита . Были также найдены [37]

Свидетельством человеческих жертвоприношений на этом месте является алтарь на Структуре 2, типичный для принесения в жертву сердца, а также цилиндрический тайник с черепами, взятыми у обезглавленных жертв, в сопровождении обсидиановых ножей. [37] Пентатоническая была найдена в одном из храмов и также является ребенка, флейта, сделанная из бедренной кости символом человеческого жертвоприношения. [72]

Из-за очень кратковременного характера испанской оккупации города было найдено очень мало европейских артефактов. [73] Те немногие предметы, которые были найдены, представляли собой кованые железные арбалетные болты. [73]

Структуры

[ редактировать ]
Храмы 1 и 2 в Ихимче

В Ихимче было нанесено на карту более 160 сооружений. [64] Структуры были облицованы каменными блоками, покрытыми известковой штукатуркой , которая в некоторых случаях затем была расписана фресками в стиле Миштек-Пуэбла, хотя сегодня сохранилось мало следов фресок. [74] Стиль микстек-пуэбла зародился около 900 г. н. э. в центральной Мексике и оттуда распространился по всей Мезоамерике. [75] Надстройки зданий в Ихимче были построены из сырцовых блоков и когда-то поддерживали крыши из балок и раствора, но ни одна из них не сохранилась. [74] Ядро платформы обычно строилось из грубых камней, помещенных в глиняную матрицу . [65] Некоторые постройки были восстановлены, а центральная часть территории очищена от зарослей. [26] Жилые постройки, построенные на платформах вокруг церемониальных площадей, обычно имели встроенные скамейки и очаги. [76]

Большой дворец I

[ редактировать ]

Большой дворец I (или Гран Паласио I по-испански) — это большой жилой комплекс на северо-восточной стороне площади Б. [77] Сохранившиеся руины представляют собой затонувший внутренний дворик и несколько низких платформ домов. [26] Раскопки выявили три этапа строительства, самый ранний из которых относится к основанию города Вуку-Бацем и Хун-То. [78] Этот этап занимал около 500 квадратных метров (5400 квадратных футов) и стал ядром дворца. [6] Первая очередь состояла из четырех длинных однокомнатных жилых построек, расположенных вокруг двора с алтарем посередине. [79] В жилых домах были встроенные скамейки у стен и очаги посередине помещения. [6] Стены изначально были построены из самана и покрыты расписными фресками. [6] Артефакты, обнаруженные на этом этапе, включали обсидиановые ножи, комалы, метаты и домашнюю керамику. [6] Фрагменты курильниц были обнаружены недалеко от алтарей дворца. [6] Дворец расширился во всех направлениях вокруг этого раннего ядра за счет добавления новых зданий и дворов. [6] Ранний двор позже был разделен на несколько меньших патио. [80] Последний этап строительства дворца относится к периоду совместного правления Хун-Ика и Ладжуджа Ноджа, к концу которого площадь дворца составляла более 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов). [6]

На юго-западе дворцового двора располагалось несколько низких платформ, возможно, ритуальных танцевальных площадок, а на юго-восточной стороне находилось здание со скамейками у трех стен и очагами на каждом конце. [80] Возможно, это была комната, где Ахпо Социл проводил двор и принимал посетителей и дань. [81]

Большой дворец II

[ редактировать ]

Great Palace II (или Gran Palacio II по-испански) — еще один крупный жилой комплекс, он расположен на юго-восточной стороне площади C. [82] Дворец состоит из большого количества небольших комнат, расположенных вокруг семи внутренних дворов. [83] Внутри этого дворца было обнаружено большое количество керамических останков. [82] Помещения вокруг северо-восточного двора Большого дворца II, возможно, были королевскими покоями этого комплекса, поскольку они располагались рядом с центральным двором и в то же время были изолированы от него. [84] Керамика этой местности имела экзотическое происхождение и элитный характер. [85] Королевские апартаменты, возможно, также включали комнаты вокруг северного двора дворца. [86]

Храм 2 в Ихимче и его Ицомпан («место черепа») внизу слева.

Храм 2 (также известный как Строение 2 ) — это многоярусная пирамидальная платформа на западной стороне площади А. В нем есть лестница, которая поднимается на восточную сторону сооружения, обеспечивая доступ с площади. [26] Структура 2 обращена к восходу солнца в день летнего солнцестояния . [75] Это строение лучше всего сохранилось из раскопанных храмов. [76] Как и многие здания в Ихимче, оно имело три этапа строительства, от самого старого до новейшего, во времена правления Вуку-Баца, Ошлаху Цзи и Хун-Ика. [75] Самая ранняя из этих фаз была обнаружена археологами, прокладывающими туннель внутри сооружения. [76] Он плохо сохранился, поскольку облицовочные камни были очищены для повторного использования. [76] Средняя фаза лучше всего сохранилась из трех фаз строительства и состояла из четырех ступенчатых ярусов, поддерживающих высокие стены в стиле талуд-таблеро, состоящие из наклонной стены, увенчанной вертикальной панелью. [87] В храме были углубленные углы, и крутая лестница поднималась на самый верхний ярус, наверху лестницы находился жертвенный алтарь высотой 40 сантиметров (16 дюймов), шириной 45 сантиметров (18 дюймов) и глубиной 18 сантиметров (7,1 дюйма). . [87] Алтарь был сделан из камня и лепнины , его верх был слегка вогнутым, он похож на тот, который используется при человеческих жертвоприношениях . [88]

Пол храма возвышается на 9 метров (30 футов) над площадью, а надстройка храма, включая стены храма и крышу, добавила бы еще 5 метров (16 футов) к общей высоте сооружения во время Испанское завоевание. [88] Внутри храма с трех сторон были построены скамейки и очаг посередине. [89] В небольшой задней камере также были скамейки, [89] в этой камере, возможно, содержались боги Социла. [75] Небольшая часть пола храма была открыта, как будто для захоронения, но гробница так и не использовалась и была снова закрыта. [88] Останки черепахи были раскопаны на площади непосредственно перед храмом и, возможно, представляли собой одного из бакабов (класса мифических существ), поддерживавших храм. [88] Черепахи также играли важную роль в мифе майя классического периода о возрождении кукурузного бога. [75]

Храмовая святыня была построена на последней площадке на вершине четвертого яруса. [88] Обнаженные остатки святыни относятся к периоду правления Ошлаху-Ци. [75] Он имел тройной дверной проем, разделенный колоннами, и был построен из самана, покрытого штукатуркой, колонны и стены по обе стороны от дверных проемов были расписаны орнаментами, археологи обнаружили следы красного, желтого и синего цветов, эти цвета применялись в рисунках. нанесен на тонкую глиняную шапочку заостренным инструментом. [87] Качество работы было очень хорошим, что указывало на то, что она выполнена профессиональным художником. [88] На передней части здания было десять нарисованных фигур, а сзади - еще несколько фресок. [87] Узоры состоят из двух рядов дисков поверх ряда вертикальных полос с фигурами, нарисованными на полосатом фоне с дисками над ними. [90] Раскрашенные фигурки выполняют различные действия, одно из которых – прокалывание языка . [88] и они, вероятно, представляют собой действующий ритуал Какчикель. [75] Расписные фрески очень плохо сохранились из-за порчи, вызванной сыростью в сочетании с повреждениями, нанесенными корнями деревьев. [89] Стиль картин очень похож на стиль постклассического микстекского искусства. [89] Открытые части среднего этапа строительства были повреждены, а второй этап был перекрыт заключительным этапом строительства, который был сильно поврежден из-за сноса каменной кладки для строительства соседнего города Текпан. [76]

В юго-западном углу Храма 2 находится низкая платформа, на которой изображены расписные фрески с изображением черепа со скрещенными длинными костями на двух полосах украшения. [90] Эта платформа, возможно, была итзомпаном или «местом черепа», версией какчикельских ацтекских подставок для черепов цомпантли . [91] Два черепа со следами обезглавливания были найдены в тайнике к юго-востоку от Храма 2 вместе с несколькими обсидиановыми лезвиями. [92]

Храм 3 (также известный как Строение 3 ) — храм-пирамида, расположенный на восточной стороне площади А, напротив Храма 2, и по форме похож на это здание. [93] Лестница поднимается на западную (площадь) сторону храмовой платформы. [26] Перед лестницей, на уровне площади, находится небольшая прямоугольная площадка. [26] Связанное с этим зданием было обнаружено большое количество керамических остатков, это были куски крупных цилиндрических курильниц, которых в храме использовалось более двенадцати. [89] Один изображал пожилого бога, выходящего из пасти змеи, два других изображают то же божество в стоячем положении. [94] Они могут представлять одно из божеств-покровителей Какчикеля, Белехе-То или Хун-Тихакса. [94] Курильницы были найдены именно там, где Какчикели оставили их, покидая Ишимче. [94] Некоторые из этих курильниц имели подвешенный солнечный диск с лепными лучами. [89] Фрагменты раннего постклассического периода сосуда из отвесной посуды были обнаружены разбросанными по трем сторонам храма и, вероятно, были остатками реликвии, находившейся внутри самого храма. [89] Нет никаких свидетельств такой ранней оккупации Иксимче, и, возможно, он был разграблен из Закулеу , города с долгой оккупационной историей, который был завоеван союзом Киче-Какчикель. [89] жертвенный кремневый нож. В Строении 3 также был обнаружен [37] Перед храмом стоят две невысокие платформы, вероятно, они использовались либо как алтари, либо как танцевальные площадки. [95]

Другие структуры

[ редактировать ]

Структура 1 (также известная как Храм 1 ) представляет собой храм-пирамиду, обращенную к площади Б. [26] Это единственный храм в Ихимче, который был полностью отреставрирован. [17]

Строение 4 — еще одна база-пирамида-храм на западной стороне площади C. [96] В юго-восточном углу у него есть невысокая платформа, на которой сразу западнее раскопано 48 отрубленных голов. [69] Шеле и Мэтьюз предположили, что это могут быть головы царей Кичех Тепупула и Ицаюла вместе с другими членами двора Киче, которые были схвачены Какчикелями и обезглавлены. [69] Большинство черепов были найдены с соответствующими обсидиановыми лезвиями. [92] Большинство черепов были захоронены по отдельности в ямах, вырезанных в полу площади, хотя некоторые из них были сгруппированы в небольшие партии. [92]

Строение 5 представляло собой храм-пирамиду. [97] Раскопки выявили, по крайней мере, две фазы строительства, и пирамидальная платформа имела единственную лестницу, которая разделялась на две по мере приближения к святыне на вершине. [97]

Строение 6 — это нереставрированная платформа храма-пирамиды к юго-западу от площади C. [98]

Строение 7 , расположенное на юго-западной стороне площади C, представляет собой площадку для игры в мяч тех же размеров, что и Строение 8. [99] Это была площадка для игры в мяч клана Ксахил и, возможно, она была самой старой из двух площадок для игры в мяч. [100] На каждом конце площадки для игры в мяч была выступающая лестница, а на юго-востоке была дополнительная лестница. [97] Скульптура головы с шипами, найденная на площади C, возможно, изначально была маркером площадки для игры в мяч на этой площадке. [97]

Строение 8, затонувшая площадка для игры в мяч на юго-западной стороне площади А.

Строение 8 расположено на юго-западной стороне площади А. Это I-образная площадка для игры в мяч длиной 40 метров (130 футов) с игровой зоной размером 30 на 7 метров (98 на 23 фута). [76] Конечные зоны огорожены, и доступ к ним осуществляется по лестнице. [26] Две боковые платформы, окружающие игровую площадку, были расширены за счет надстроек на внешней стороне. [76] В Какчикеле площадки для игры в мяч назывались хом и считались воротами в Шибальбу , подземный мир. [95] Строение 8 было раскопано и восстановлено. [101] В ходе раскопок были обнаружены два уровня оштукатуренного пола, что указывает на то, что площадка для игры в мяч была построена во время второго из трех основных этапов строительства в Ихимче, датируя ее примерно 1500 годом нашей эры. [101]

Конструкция 9-sub имела две колонны, разделявшие три дверных проема. [76]

Строение 10 имело внутренний дворик, окружавший его с трех сторон. [76]

Строение 13 , расположенное между площадями А и Б, имело внутренний дворик, окружавший его с трех сторон, очень похоже на Строение 10. [76]

Строение 14 представляет собой круглый алтарь на площади B диаметром 3,5 метра (11 футов). [102] использовали для так называемых « гладиаторских жертвоприношений », и, возможно, служил этой цели. Он очень похож на те, которые ацтеки [102] В пользу этой гипотезы говорит наличие дворянского захоронения с тремя спутниками. [102]

Строение 22 — это строение на северной стороне площади А. [103] Сохранились основания колонн, которые когда-то разделяли пять дверных проемов. [26] Строение 22 представляет собой одну из наиболее хорошо сохранившихся дворцовых платформ в Ихимче, в ней установлены скамейки внутри трех стен и очаги, встроенные в пол. [65]

Структура 24. Рядом с этой структурой были обнаружены две грубые зооморфные головы с шипами, возможно, головы ягуара, но, вероятно, это были маркеры площадки для игры в мяч с одной из двух площадок для игры в мяч. [76] Вероятно, они послужили основой, на которую была нанесена лепная лепка . [76]

Строение 27 расположено за Храмом 2. [104] Внутри него была найдена благородная гробница Е-27-А. [104]

Строение 38 представляет собой платформу длиной 61 метр (200 футов), полностью закрывающую северную сторону площади C. [97] Он поддерживал три жилых строения, каждое из которых имело собственную лестницу. [97] С этими постройками была обнаружена домашняя керамика. [97] В курильнице также было найдено изображение Тлалока , бога дождя в Центральной Мексике. [97]

Человеческие останки

[ редактировать ]

В Ихимче были раскопаны останки более 100 человек, некоторые из которых очень хорошо сохранились. [105] К сожалению, после раскопок кости смешались, когда их складировали рядом с местом раскопок, и их первоначальное местонахождение больше не ясно. [106] Археологами было проанализировано тридцать шесть черепов, из них 25 демонстрируют следы обезглавливания — жертвенной практики, обычно представленной в искусстве майя классического периода. [107] Тринадцать из этих жертв были мужскими, семь — женскими и пять — неопределенного пола. [108] Большинство жертв были молодыми людьми, десять были в возрасте от 15 до 21 года, а одиннадцать - немногим старше 21 года, в зависимости от развития черепа. [108] Вполне вероятно, что эти принесенные в жертву люди не были какчикелями, а были пленниками, взятыми из вражеских государств. [108] Менее 3% проанализированных черепов имели признаки железодефицитной анемии , что очень низкий процент по сравнению с останками, обнаруженными в Копане и Алтаре жертвоприношений (64% и 88% соответственно). [108] Этот низкий процент указывает на то, что эти люди не подвергались особому диетическому стрессу и, вероятно, принадлежали к элитному классу. [109] 31% черепов имели признаки инфекции, около половины из которых на момент смерти были активными инфекциями, хотя ни одна из них не была серьезной. [109] Половина этих инфекций оставила следы в гайморовой пазухе , это говорит о достаточно высоком уровне аэрогенной возбудителей в окружающей среде. [109] Анализ зубной эмали был проведен у 19 человек и выявил гипоплазию зубов у 89% из них, что свидетельствует о высоком уровне плохого здоровья в первые 7 лет детства. [109]

Все раскопанные гробницы представляли собой интрузивные захоронения, захороненные под жилыми платформами. [102] Все они были найдены сидящими на корточках без какой-либо определенной ориентации. [102] Многие из останков были найдены вместе со сломанным обсидиановым клинком. [102] В некоторых погребениях были и другие подношения, например, женщина в сопровождении домашней утвари, часть которой была почерневшей от сажи. [102] В двух детских захоронениях имелась нефритовая бусина, а погребение пожилого мужчины сопровождалось кусками обожженной сосны и вечнозеленого дуба . [102]

Погребение Е-27-А — благородная гробница в Строении 27 на площади А. [110] Останки трех принесенных в жертву взрослых были сложены лицом вниз на площади 1 квадратный метр (11 квадратных футов). [111] Под этими жертвами находились сидящие останки другого человека. [102] Этот человек носил золотую повязку на голову с нефритовой и бирюзовой мозаикой и ожерелье с десятью изображениями голов ягуара и сорока маленькими золотыми бусинами. [112] На каждой руке он носил браслеты, сделанные из затылочной кости человеческого черепа и украшенные прекрасными узорами, в том числе птицами и звездами, свисающими с небесного кольца в мексиканском стиле. [73] Рядом с нижней челюстью был найден искусно обработанный кусок нефрита, который, вероятно, первоначально находился во рту умершего. [73] Также было медное украшение для носа в форме луны и несколько нефритовых бус, одна из которых изображала божество, подобное тому, которое изображено на курильницах, найденных в Храме 3. [104] Останки датируются более ранним этапом оккупации Ихимче, а погибший погиб в бою от удара тупым предметом по голове. [113] Захоронение было предварительно идентифицировано как захоронение одного из двух сыновей Вуку-Баца из клана Ксахил, погибших в экспансионистских войнах Какчикеля. [114] Либо Чопена-Цикин Ука, либо Чопена-Тохин. [80]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Центр правовых действий – Экологические и социальные вопросы Гватемалы (CALAS).
  2. ^ Jump up to: а б с Келли 1996, стр. 197–198.
  3. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.295.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шеле и Мэтьюз 1999, стр.296.
  5. ^ Jump up to: а б Гиймен 1967, стр.23.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.24.
  7. ^ Поло Сифонтес 1986, стр. 39-40. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297.
  9. ^ Поло Сифонтес 1986, стр.70.
  10. ^ Jump up to: а б Гийемин 1965, стр.12.
  11. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 298, 310, 386n19.
  12. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 299, 386n20.
  13. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298. Лутц 1997, стр. 10, 258. Ортис Флорес 2008.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Гийемин 1965, стр.14.
  15. ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр. 195–196.
  16. ^ Келли 1996, стр.196. Гийемин 1965, стр.5.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ранний уход 2007, стр. 45.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Ранний уход 2007, стр. 48.
  19. BBC News, 12 марта 2007 г.
  20. ^ Jump up to: а б Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций, 2009 г.
  21. ^ Ресинос 1998, стр.81.
  22. ^ Jump up to: а б с д Шелле и Мэтьюз 1999, стр.292.
  23. ^ Келли 1996, стр. 192, 195-196.
  24. ^ Jump up to: а б с Гийемин 1965, стр.9.
  25. ^ Ранний уход 2007, стр.44.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Келли 1996, стр.192.
  27. ^ Келли 1996, стр.192. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299. Гиймен 1967, стр.23.
  28. ^ Jump up to: а б с д Поло Сифонтес 1986, стр.40.
  29. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300. Поло Сифонтес 1986, стр.39. Социл также имеет варианты написания Зоцил и Цоциль . Их не следует путать с цоциль-майя из штата Чьяпас, Мексика.
  30. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 299–300.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300.
  32. ^ Поло Сифонтес 1986, стр. 39-40.
  33. ^ Поло Сифонтес 1986, стр.41.
  34. ^ Поло Сифонтес 1986, стр.39.
  35. ^ Schele & Mathews 1999, стр. 296-297, 307. Polo Sifontes 1986, стр.94.
  36. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 296-297. Гиймен 1967, стр.34. Поло Сифонтес 1986, стр.94.
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.30.
  38. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 293-294.
  39. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.294-295.
  40. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.296. Гийемин 1965, стр.11.
  41. ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.25.
  42. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 296-297.
  43. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Это событие произошло в 10-й день календаря Какчикель.
  44. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Поло Сифонтес 1986, стр.70.
  45. ^ Ресинос 1998, стр.95.
  46. ^ Гиймен 1967, стр.35.
  47. ^ Поло Сифонтес 1986, стр.94.
  48. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 626, 765.
  49. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Гийемин 1965, стр.9. Ресинос относит все эти даты на два дня раньше (например, прибытие испанцев в Иксимче 12 апреля, а не 14 апреля), основываясь на неопределенных датировках в первичных испанских записях. Шеле и Фасен рассчитали все даты на основе более точно датированных анналов Какчикеля, где эквивалентные даты часто приводятся как в Какчикельском, так и в испанском календарях. В этом разделе используются даты Шеле и Фазена. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.386.n15.
  50. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Ресинос 1998, стр.101. Гийемин 1965, стр.10.
  51. ^ Jump up to: а б с д и Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298.
  52. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 298, 310, 386n19. Ресинос 1998, стр. 19. дает шестьдесят дезертиров.
  53. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298. Ресинос 1998, стр. 19.
  54. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299.
  55. ^ Лутц 1997, стр. 10, 258. Ортис Флорес 2008.
  56. ^ Jump up to: а б Ресинос 1998, стр.20.
  57. ^ Гийемин 1965, стр.15. Келли 1996, стр.195.
  58. ^ Jump up to: а б с д Келли 1996, стр.196.
  59. ^ Гийемин 1965, стр.5.
  60. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299. Гийемин 1965, стр.5.
  61. ^ Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций, 2007 г.
  62. ^ Ранний уход 2007, стр.49.
  63. ^ Гийемин 1965, стр. 27-28. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.311.
  64. ^ Jump up to: а б Арройо 2001, стр. 42.
  65. ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.29.
  66. ^ Гиймен 1965, стр. 25-26.
  67. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.309. Гиймен 1967, стр.32.
  68. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.309.
  69. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шеле и Мэтьюз 1999, стр.310.
  70. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеле и Мэтьюз 1999, стр.311.
  71. ^ Jump up to: а б с Гийемин 1965, стр.15.
  72. ^ Гийемин 1965, стр.31.
  73. ^ Jump up to: а б с д Гийемин 1965, стр.33.
  74. ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр.192. Гиймен 1967, стр.29.
  75. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеле и Мэтьюз 1999, стр.301.
  76. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гийемин 1965, стр.27.
  77. ^ Келли 1996, стр.192. Гиймен 1967, стр.31.
  78. ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.22.
  79. ^ Гийемин 1965, стр.24. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.307.
  80. ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.307.
  81. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 307-308.
  82. ^ Jump up to: а б Нэнс 1998, стр.200.
  83. ^ Нэнси 1998, стр. 200, 206.
  84. ^ Нэнси 1998, стр.210.
  85. ^ Нэнси 1998, стр. 210-211.
  86. ^ Нэнси 1998, стр.212.
  87. ^ Jump up to: а б с д Гийемин 1965, стр.28. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.301.
  88. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гийемин 1965, стр.28.
  89. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гийемин 1965, стр.29.
  90. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 302–303.
  91. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 303, 387n24.
  92. ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.33.
  93. ^ Келли 1996, стр.192. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.303.
  94. ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.303.
  95. ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.304.
  96. ^ Келли 1996, стр.195.
  97. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гиймен 1967, стр.32.
  98. ^ Келли 1996, стр. 192, 195. Гиймен 1967, стр. 32.
  99. ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.27.
  100. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.310. Гиймен 1967, стр.32.
  101. ^ Jump up to: а б Гиймен 1967, стр.31.
  102. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.32.
  103. ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.25.
  104. ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
  105. ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.73-74.
  106. ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.74.
  107. ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.75.
  108. ^ Jump up to: а б с д Уиттингтон и Рид 1998, стр.76.
  109. ^ Jump up to: а б с д Уиттингтон и Рид 1998, стр.77.
  110. ^ Уильям 1965, стр. 21–22, 32. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 306–307.
  111. ^ Гийемин 1965, стр.32. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
  112. ^ Гийемин 1965, стр. 32-33. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
  113. ^ Гийемин 1965, стр.33. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
  114. ^ Гиймен 1965, стр. 21-22.
  • Арройо, Барбара (июль – август 2001 г.). «Поздняя постклассика в горах Гватемалы». Мексиканская археология (на испанском языке). IX (50). Мексика: Редакционные статьи: 38–43. ISSN   0188-8218 . OCLC   29789840 .
  • BBC News (12 марта 2007 г.). «Майя очистят территорию после Буша» . Великобритания. Новости Би-би-си . Проверено 21 августа 2010 г.
  • Центр правовых действий – Экологические и социальные вопросы Гватемалы (CALAS). «Указ № 1360: Конгресс Республики Гватемала» (на испанском языке). Национальный совет охраняемых территорий. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2011 г. Проверено 13 сентября 2010 г.
  • Фрюзорге, Ларс (апрель 2007 г.). «Археологическое наследие Гватемалы: взгляды коренных народов на руины Иксимче». Археологии: Журнал Всемирного археологического конгресса . 3 (1). Всемирный археологический конгресс: 39–58. дои : 10.1007/s11759-007-9001-4 . S2CID   128961776 .
  • Гийемин, Хорхе Ф. (1965). Ишимче: столица древнего королевства Какчикель (на испанском языке). Гватемала: Национальная типография Гватемалы.
  • Гиймен, Джордж Ф. (зима 1967 г.). «Древняя столица Какчикель Ишимче» (PDF) . Экспедиция . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета: 22–35. ISSN   0014-4738 . OCLC   1568625 .
  • Лухан Муньос, Хорхе; Эрнесто Чиншилла Агилар; Мария Кристина Зильберман де Лухан; Альберто Эррарте; Дж. Дэниел Контрерас Р. (1994). Общая история Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Ассоциация друзей страны, Фонд культуры и развития. ISBN  84-88622-07-4 . OCLC   39909559 .
  • Лутц, Кристофер Х. (1997). Сантьяго-де-Гватемала, 1541-1773: Город, каста и колониальный опыт . Университет Оклахомы Пресс . ISBN  0-8061-2597-7 . OCLC   29548140 .
  • Нэнси, К. Роджер (июнь 1998 г.). «Керамика и дворцы Ишимче: предварительное исследование коллекции Гийемина из столицы Какчикеля». Мезоамерика (на испанском языке). 35 . Антигуа-Гватемала: Центр региональных исследований Мезоамерики совместно с мезоамериканскими исследованиями Пламсока, Южный Вудсток, Вирджиния: 199–215. ISSN   0252-9963 . OCLC   7141215 .
  • Ортис Флорес, Уолтер Агустин (2008). «Вторая официальная резиденция города согласно Закону» (на испанском языке). Сьюдад-Вьеха-Сакатепекес, Гватемала: www.miciudadvieja.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 27 августа 2010 г.
  • Поло Сифонтес, Фрэнсис (1986). Какчикелы при завоевании Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: СЕНАЛТЕКС.
  • Ресинос, Адриан (1998). Мемориал Солалы, Аналес-де-лос-Какчикелес; Титул лордов Тотоникапана (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN  84-8377-006-7 . ОСЛК   25476196 .
  • Шеле, Линда ; Питер Мэтьюз (1999). Кодекс королей: язык семи храмов и гробниц майя . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  978-0-684-85209-6 . OCLC   41423034 .
  • Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций (2007 г.). «III Континентальный саммит коренных народов и народностей Абья-Ялы» . Проверено 13 сентября 2010 г.
  • Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций (2009 г.). «Архив Абья Яла / Архив Абья Яла» . Проверено 13 сентября 2010 г.
  • Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  0-8047-4817-9 . OCLC   57577446 .
  • Уиттингтон, Стивен Л.; Дэвид Рид (июнь 1998 г.). «Свидетельства диеты и здоровья в скелетах Иксимче». Мезоамерика (на испанском языке). 35 . Антигуа-Гватемала: Центр региональных исследований Мезоамерики совместно с мезоамериканскими исследованиями Пламсока, Южный Вудсток, Вирджиния: 73–82. ISSN   0252-9963 . OCLC   7141215 .
[ редактировать ]

14 ° 44'8,88 "N 90 ° 59'46,32" W  /  14,7358000 ° N 90,9962000 ° W  / 14,7358000; -90,9962000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1d4ffaa3249208ad6e2d4b799e8efbb__1718568960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/bb/a1d4ffaa3249208ad6e2d4b799e8efbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iximche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)