Ихимче
![]() | |
Расположение | Текпан Гватемала |
---|---|
Область | Департамент Чимальтенанго , Гватемала |
Координаты | 14 ° 44'8,88 "N 90 ° 59'46,32" W / 14,7358000 ° N 90,9962000 ° W |
История | |
Основан | 1470 |
Заброшенный | 1524 |
Периоды | Поздняя постклассика |
Культуры | Какчикель Майя |
События | Завоеван: Испания |
Примечания к сайту | |
Археологи | Хорхе Гиймен |

Иксимче ( /iʃimˈtʃeʔ/ ) (или Иксимче, если использовать испанскую орфографию) — доколумбовый мезоамериканский археологический памятник в западных высокогорьях Гватемалы . Ишимче был столицей позднепостклассического Какчикель королевства майя с 1470 года до его закрытия в 1524 году. Архитектура этого места включала в себя ряд храмов-пирамид , дворцов и две мезоамериканские площадки для игры в мяч . Экскаваторы обнаружили плохо сохранившиеся остатки фресок на некоторых зданиях и многочисленные свидетельства человеческих жертвоприношений . Руины Ишимче были объявлены национальным памятником Гватемалы в 1960-х годах. [1] На этом месте есть небольшой музей, в котором представлено множество найденных здесь экспонатов, в том числе скульптуры и керамика. Он открыт ежедневно. [2]
В течение многих лет Какчикель служили верными союзниками майя Киче . [3] Растущая мощь Какчикель внутри альянса в конечном итоге вызвала такие разногласия, что Какчикель были вынуждены бежать из столицы Киче и основали город Иксимче. [4] Какчикель основали свою новую столицу на легко защищаемом хребте, почти окруженном глубокими оврагами. [5] Ишимче быстро развивался как город и за 50 лет своего основания достиг максимального размера. [6] Правителями Ишимче были четыре главных лорда, происходящие из четырех основных кланов Какчикель, хотя реальная власть принадлежала лордам кланов Социл и Ксахил. [7]
После первоначального основания Иксимче киче оставили Какчикель в мире на несколько лет. [4] Мир длился недолго, и Какчикель разгромил своих бывших повелителей около 1491 года. [8] За этим последовала борьба между кланами Какчикель, в которой повстанческие кланы были окончательно побеждены в 1493 году. [8] Войны против киче продолжались на протяжении начала 16 века. [8] Когда испанские конкистадоры прибыли в Мексику, император ацтеков отправил гонцов предупредить Какчикель. [9] После капитуляции ацтеков Эрнану Кортесу Ишимче отправил своих посланников, чтобы предложить Какчикелю союз с испанцами. [8] Оспа уничтожила население Ихимче еще до физического прибытия европейцев. [8] Во время испанского завоевания Ишимче был вторым по значимости городом в Гватемальском нагорье после столицы Киче в Кумаркае . [10] Конкистадор Педро де Альварадо изначально был хорошо принят в городе в 1524 году, и короли Какчикеля предоставили испанцам местных союзников для помощи в завоевании других горных королевств майя. [8] В том же году Ишимче был объявлен первой столицей Королевства Гватемала. [8] Из-за чрезмерных требований Испании о дани Какчикель вскоре разорвал союз и покинул свою столицу, которая через два года была сожжена испанскими дезертирами. [11] Европейцы основали неподалеку новый город, но покинули его в 1527 году из-за продолжающейся враждебности Какчикеля. [12] который наконец сдался в 1530 году. [13]
Руины Ишимче впервые были описаны гватемальским историком в конце 17 века. [14] В XIX веке их неоднократно посещали ученые, которые публиковали планы и описания. [15] Серьезные исследования этого места начались в 1940-х годах и время от времени продолжались до начала 1970-х годов. [16] В 1980 году, во время гражданской войны в Гватемале , на руинах произошла встреча между партизанами и лидерами майя, в результате которой партизаны заявили, что они будут защищать права коренных народов. [17] В 1989 году на этом месте был проведен ритуал, призванный восстановить руины как священное место для церемоний майя. [18] Президент США Джордж Буш посетил это место в 2007 году. [19] и в том же году Ишимче стал местом проведения III Континентального саммита коренных народов и народностей Абья-Ялы. [20]
Этимология
[ редактировать ]Название места происходит от майянского названия дерева рамона ( Brosimum alicastrum ), от слов ixim и che , что буквально означает « кукурузное дерево». [21] называли Иксимче Гватемалой Испанцы , от языка науатль Quauhtemallan , что означает «лесная земля». [22] Поскольку испанские конкистадоры основали свою первую столицу в Ихимче, они взяли название города, используемое их мексиканскими союзниками, говорящими на науатле, и применили его к новому испанскому городу и, как следствие, к королевству . Отсюда и произошло современное название страны. [22] Исследователи XIX века также называли это место Патинамит, слово какчикель, означающее «город». [23]
Расположение
[ редактировать ]Ишимче расположен в 3 км (1,9 миль) к югу от Текпана . [24] и в 90 километрах (56 миль) к западу от города Гватемала , [25] на северо-западе департамента Чимальтенанго гватемальского . [26] Город был построен на высоте 2260 метров (7410 футов). [24] в легко обороняемой позиции на горном хребте, окруженном глубокими оврагами, чтобы защитить город от враждебных соседей Киче и Цутуджиль . [27] Хребет называется Ратзамут и представляет собой мыс холма Текпан, горы высотой 3075 метров (10 089 футов) к северо-западу от руин, которые находятся на юго-восточном конце этого мыса. [14] Хребет окружен двумя реками, текущими в глубоких ущельях, Рио-Эль-Молино и Рио-Лос-Чокойос, которые сливаются и текут на юго-запад в реку Мадре-Вьеха , которая впадает в Тихий океан. [14] Ишимче расположен среди сосновых лесов, характерных для высокогорной Гватемалы. [5]
Политическая организация
[ редактировать ]Само королевство Какчикель было разделено между четырьмя кланами , каждый из которых содержал десять основных родословных или «больших домов». [28] Сами кланы назывались Ксахил, которые были основной ветвью Какчикель, Социл, Тукуче и Акаджал . [28]
Правителями Ишимче были четыре главных лорда с титулами Ахпо Социл , Ахпо Ксахил , Калел Ачи и Ахухан , хотя на самом деле реальную власть имели первые два из них. [29] Каждый из двух основных кланов народа Какчикель имел своего лидера: одним был Ахпо Социл («Повелитель Социла»), а другим - Ахпо Ксахил . [30] Эти королевские титулы были первоначально дарованы лидерам кланов Ксаил и Социл киче в благодарность за их военные заслуги перед королевством Киче в Кумаркадже . [30] Оба лидера должны были быть равны по рангу, но на практике король Социла был старшим (или набей аль , «первенец»), в то время как король Ксахиля был подчиненным ( чипил аль , «последний ребенок»). [31] « оратор » . Двумя другими лордами были Калель Ачи и Ахучан, что в переводе с Какчикеля означает «главное лицо» и [31] В документе Какчикеля « Testamento de los Xpantzay» даны альтернативные титулы двум из четырех лордов. В этом документе Ахпо Социл и Ахпо Ксахил указаны как два наиболее важных, два других лорда были взяты из двух дополнительных кланов и были Ахпо Тукуче («Повелитель Тукуче») и Ахпо Раксонихай («Повелитель Раксонихая»). ). [32]
Титулы Ахпо Социла и Ахпо Ксаила передавались от отца к сыну. [28] Наследник Ксахиля носил титул Ахпоп Ачи Йгич , а наследник Социла носил титул Ахпоп Ачи Балам . [28] Они сами по себе занимали важные должности, а их наследниками были военачальники, командовавшие на поле боя. [33]
Когда Ишимче был основан в конце 15-го века нашей эры, Вуку-Бац был Ахпо Социлом , Хун-То был Ахпо Ксахилом , Чулук был Калель Ачи , а Китамель-Ке был Ахуханом . [31] Согласно раннему колониальному документу Какчикеля «Мемориал де Солола» , последние два из них не имели большого значения. [34] У каждого из четырех лордов была своя часть в новом городе, включавшая дворец, королевский двор и храмы. [31]
Известные правители
[ редактировать ]Ахпо Социл [35] | Ахпо Ксахил [36] | К'алель Ачи | Ахучан |
---|---|---|---|
Вуку-Бац | Хун-То | Количество | Китамель-Ке |
Ошлаху-Ци | Лахух-Ах | ||
Каблаху-Тихакс | |||
Ше-Ик' | Лахух-Нох | ||
Кахи Имокс | будет слой |
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Археологи нашли только следы одной доКакчикельской оккупационной фазы, и это был древний уровень, относящийся к позднему доклассическому периоду . [37] Случайные останки раннего и позднего классического периода были обнаружены, но они случайны и не отражают заселение этого места классическим периодом. [37]
Поздняя постклассическая история
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Народ Какчикель был тесно связан с Киче, их бывшими союзниками. [38] Народы кичеан (включая какчикель, киче и другие) испытали сильное влияние из центральной Мексики со времен великого раннеклассического мегаполиса Теотиуакана . [39] История Ишимче во многом взята из «Анналов Какчикелей» , документа, написанного на языке Какчикель, но с использованием латинских букв вскоре после испанского завоевания. [22] В этом документе подробно описано происхождение, история и завоевание Какчикелей. [22] Какчикель на протяжении многих лет были близкими союзниками киче. [3] Правители Какчикеля Хун-То и Вуку-Бац служили великому царю Кичех Кикабу с такой преданностью, что он наградил их королевскими титулами Ахпо Социл и Ахпо Ксахил и властью управлять. [4] Сыновья Кикаба завидовали растущей власти лордов Какчикеля и возглавили восстание против своего отца, что серьезно подорвало его авторитет. [4] Это восстание имело серьезные последствия для киче, поскольку их завоеванные владения воспользовались возможностью вырваться из-под их порабощения. [4]
Незначительный инцидент в столице Киче, Кумаркадже, перерос в серьезные последствия. [4] Солдат Кичех пытался отобрать хлеб у женщины Какчикель, которая продавала его на рынке. [4] Женщина отказала солдату и прогнала его палкой. [4] Какчикель требовал казни солдата Киче, в то время как дворянство Киче требовало наказания продавца хлеба Какчикеля. [4] Когда лорды Какчикель отказались выдать ее, лорды Киче приговорили Хун-То и Вуку-Баца к смертной казни вопреки воле короля Киче, Кикаба. [4] Король Кикаб предупредил своих друзей Какчикеля и посоветовал им бежать из Кумаркаджа. [4] В 13-й день ик по календарю Какчикель четыре правителя Какчикеля вывели свой народ из столицы Киче, чтобы основать свою собственную столицу в Ихимче. [4] Точный год этого события точно неизвестен, но считается, что это произошло между 1470 и 1485 годами нашей эры, причем некоторые ученые, такие как Гийемин, отдают предпочтение 1470 году. [40] Какчикель покинули свою предыдущую столицу Чиавар (предположительно современный Чичикастенанго ), потому что она находилась слишком близко к Кумаркаджу . [41]
Кикаб не позволял своей знати вести войну с Какчикелем до конца своей жизни, давая своим бывшим союзникам время основать свое собственное королевство и подготовить его защиту. [4] Когда Хун-То умер, ему наследовал его сын Лахух-А. [4] Лахух-Ах умер в 1488 году, и его место занял Каблаху-Тихакс. [4] Ошлаху-Ци, сын Вуку-Баца, правил долго и успешно и пережил правление двух своих соправителей. [42]
Цари Какчикель Ошлахух-Ци и Каблаху-Тихакс одержали окончательную победу над киче около 1491 года, когда они захватили царей киче Тепепул и Ицаюл вместе с идолом их самого важного божества Тохиля . [43] Пленные цари Киче были принесены в жертву вместе с рядом дворян и высокопоставленных солдат, включая сына и внука короля. [8] После этого поражения киче, два клана Какчикель восстали: Акахал и Тукуче. [8] Короли Ошлаху-Ци и Каблаху-Тихакс подавили восстание 20 мая 1493 года. [8]
Ошлаху-Ци умер 23 июля 1508 года, и ему наследовал его сын Хун-Ик. [8] Каблаху-Тихакс умер 4 февраля 1509 года, и ему наследовал его сын Лахух-Но. [8] Какчикель продолжали свои войны против королевства Киче в течение следующего десятилетия. [8] В 1510 году ацтекский император Моктесума II отправил гонцов в Какчикель, предупреждая о чужеземцах в Карибском море. [44] В 1512 году он послал еще одного гонца (по имени Виццитиль) с предупреждением о прибытии испанцев на Юкатан и Веракрус . [44]
В 1513 году Какчикель пострадал от нашествия саранчи. [8] В следующем, 1514 году, Ишимче сильно пострадал от пожара. [8] Чума, описанная в «Анналах Какчикеля» как ужасная, поразила город в 1519 году и продолжалась два года, что привело к гибели большого числа людей. [45] Вероятно, это была оспа, завезенная в Америку вместе с испанцами. [8] После того, как столица ацтеков Теночтитлан пала под натиском испанцев в 1521 году, Какчикель отправил гонцов к Эрнану Кортесу , предлагая союз с испанцами. [8]
11 августа 1521 года Белехе Кат и Кахи Имокс были выбраны лордами города после смерти Хун-Ика и Лахух-Но, предыдущих королей. [46] Джахи Имокс был Ахпо Социлом , а Белехе Кат был Ахпо Ксахилом . [47] Накануне испанского завоевания королевство Какчикель, базирующееся в Иксимче, все еще расширялось на территории, ранее контролировавшиеся киче, и быстро становилось самым могущественным новым королевством в Гватемальском нагорье. [48] По значимости он был вторым после столицы Киче в Кумаркадже . [10]
Испанское завоевание
[ редактировать ]
Когда испанский конкистадор Педро де Альварадо прибыл на территорию нынешней Гватемалы в 1524 году, через 3 года после завоевания ацтеков, он обнаружил, что горные королевства майя ослаблены двадцатилетними войнами и охвачены первыми европейскими эпидемиями чумы. [8] В период с февраля по март 1524 года он сражался и полностью разгромил киче, разрушил Кумаркаджа и казнил королей киче. [8] Испанцы были приглашены в Ишимче 14 апреля 1524 года и были хорошо приняты лордами Белехе Катом и Кахи Имоксом. [49] Короли Какчикеля предоставили местных солдат, чтобы помочь конкистадорам противостоять продолжающемуся сопротивлению Киче и помочь в разгроме соседнего королевства Цутухил. [8] Испанцы лишь ненадолго пробыли в Ихимче, прежде чем продолжить путь через Атитлан, Эскуинтлу и Кускатлан . [50] Испанцы вернулись в столицу Какчикеля 23 июля 1524 года, а 27 июля ( 1 кат по календарю Какчикель) Педро де Альварадо объявил Ишимче первой столицей Гватемалы, Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала («Святой Иаков из рыцарей Гватемалы»). Гватемала"). [50]
Педро де Альварадо быстро начал требовать от Какчикелей золотую дань, что разрушило дружбу между двумя народами. [51] Он потребовал, чтобы короли Какчикеля доставили 1000 золотых листьев по 15 песо каждый . [41] Священник Какчикель предсказал, что боги Какчикель уничтожат испанцев, а народ Какчикель покинул свой город и бежал в леса и холмы 28 августа 1524 года ( 7 ахмака по календарю Какчикель). [51] Десять дней спустя испанцы объявили войну Какчикелю. [51] Пару лет спустя, 9 февраля 1526 года, группа из шестнадцати испанских дезертиров сожгла дворец Ахпо Ксахиля , разграбила храмы и похитила священника - действия, в которых Какчикель обвинил Педро де Альварадо. [52] Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо рассказал, как в 1526 году он вернулся в Ихимче и провел ночь в «старом городе Гватемалы» вместе с Луисом Марином и другими участниками экспедиции Эрнана Кортеса в Гондурас. [53] Он сообщил, что дома города все еще находятся в отличном состоянии, его рассказ был последним описанием города, пока он был еще обитаем. [53]
Испанцы основали новый город в Текпане, Гватемала , где Текпан на языке науатль означает «дворец», поэтому название нового города переводится как «дворец среди деревьев». [12] Жители Ихимче были рассеяны: одни были переселены в Текпан, другие в Сололу и в другие города вокруг озера Атитлан . [54]
Испанцы покинули Текпан в 1527 году из-за непрерывных атак Какчикеля и двинулись в долину Альмолонга на востоке, заново основав свою столицу на месте сегодняшнего Сан-Мигель-Эскобар района в Сьюдад-Вьеха , недалеко от Антигуа-Гватемалы . [55]
Какчикель продолжал сопротивление испанцам в течение нескольких лет, но 9 мая 1530 года два короля наиболее важных кланов вернулись из дебрей. [51] Днем позже к ним присоединились многие дворяне и их семьи, и еще много людей пришли с ними, чтобы сдаться в новой испанской столице Сьюдад-Вьеха. [51]
Современная история
[ редактировать ]
Руины были описаны гватемальским историком Франсиско Антонио де Фуэнтес-и-Гузманом в [14] Мигель Ривера Маэстре опубликовал некоторые планы и виды руин в 1834 году в своем «Атласе государства Гватемала» («Атлас государства Гватемала»). [56] Американский дипломат и писатель Джон Ллойд Стивенс описал руины, которые он назвал Патинамит , после посещения Иксимче с английским художником Фредериком Катервудом и в 1840 году. [57] Катервуд никогда не публиковал никаких рисунков этого места, а Стивенс сообщил, что местные жители в течение многих лет грабили камень на этом месте, чтобы использовать его в качестве строительных материалов в Текпане. [15] Французский архитектор Сезар Дейли нанес на карту Ишимче в 1857 году. [56]
В испанские колониальные времена Иксимче был центром синкретического культа, поклонявшегося реликвии из руин, перенесенной в церковь в Текпане. [18] Еще в XIX веке шествия к руинам Текпана проходили каждую Страстную пятницу . [18] Этот культ вымер ко времени гражданской войны в Гватемале в конце 20 века. [18]
Альфред П. Модслей посетил Иксимче в 1887 году и называл его одновременно Патинамит и Иксимче . [58] Он провел обследование местности и опубликовал план руин. [58] Роберт Ваучоп провел исследование керамики Иксимче в 1940-х годах по поручению Среднеамериканского исследовательского института Тулейнского университета и опубликовал свою работу в 1948–1949 годах. [58] Историк Янош де Сечи начал раскопки руин в январе 1956 года. [59] Остатки города были раскопаны швейцарско-гватемальским археологом Джорджем (Хорхе) Гийемином в 1959-1972 годах. [60] Гийемин публиковал свои работы в 1959, 1967 и 1969 годах. [58] Раскопки и реставрация руин до июля 1961 года финансировались Гватемальским комитетом по реконструкции национальных памятников, после 1963 года исследования финансировал Швейцарский национальный фонд научных исследований. [41] Гийемин умер до того, как его расследование было завершено и опубликован его полный отчет. [17] Его полевые заметки были наконец опубликованы в 2003 году. [17]

В 1960 году руины Ишимче были объявлены национальным памятником согласно правительственному постановлению № 1360 Конгресса Республики Гватемала , опубликованному в мае 1963 года. [1] В 1980 году, во время гражданской войны в Гватемале, руины были выбраны местом встречи лидеров майя и партизан, в результате чего партизаны прямо заявили, что будут защищать права коренных народов в так называемой «Декларации Ишимче». [17] В 1989 году на этом месте была проведена важная церемония майя, чтобы восстановить руины как священное место для церемоний коренных народов. [18]
С 26 по 30 марта 2007 г. Ишимче был местом проведения III Континентального саммита коренных народов и национальностей Абья-Ялы. [20] Заключительная «Декларация Ишимче» обязала делегатов бороться за социальную справедливость и против «неолиберализма и других форм угнетения». [61]
Туризм
[ редактировать ]
Большинство посетителей Иксимче — коренные народы майя , в выходные дни место посещают около 250 посетителей в день. [17] Сравнительно мало туристов посещают руины, и большинство из них — граждане Гватемалы. [17] Современные aj q'ijab' (жрецы майя, которых на английском языке часто называют « дневниками ») прибывают в Иксимче в качестве паломников со всего Гватемальского нагорья. [62]
Туристические объекты на территории включают парковку для посетителей, небольшой музей, место для пикника и футбольное поле. [17] Музей открыт ежедневно и демонстрирует ряд артефактов, извлеченных из руин. [2]
Описание сайта
[ редактировать ]
Это место в значительной степени сохранилось испанцами благодаря их союзу с Какчикелями против Киче. [24] Центральное ядро участка окружено глубокими оврагами и отделено от основной жилой зоны оборонительным рвом. [14] Город развивался очень быстро и за 50 лет со дня основания достиг максимального размера. [6] Этот взрывной рост населения в городе привел к тому, что жилые районы переросли в края самих оврагов. [14] Центр памятника состоит из четырех больших и двух маленьких площадей, на каждой из которых находится как минимум два храма . Наряду с элитными дворцами здесь есть две площадки для игры в мяч , большая из которых имеет длину 40 метров (130 футов) и имеет зооморфные указатели. Площади называются A, B, C, D, E и F и проходят с северо-запада (A) на юго-восток (F). [63] Парадный центр города был отделен от жилых кварталов стеной. [64]
Сегодня доступ к руинам осуществляется через современный город Текпан Гватемала , который заменил Иксимче после его разрушения. [54] Современный вход на территорию находится на северной стороне руин и включает в себя парковку для посетителей, небольшой музей, место для пикника и футбольное поле, а также дом смотрителя. [17] В лесном массиве к югу от центральной части руин находится современная церемониальная площадка, используемая современными Какчикелями для проведения своих ритуалов. [17] Эта церемониальная зона соединена с руинами пешеходной дорожкой и включает в себя шесть бетонных алтарей, расположенных вокруг нераскопанного здания. [17] На эти алтари в качестве жертвоприношений возлагаются цветы, еда и питье. [17] В музее представлен ряд экспонатов этого места, в том числе скульптуры и керамика. [2]
Считается, что площади А и Б представляли собой единый комплекс, принадлежавший клану Социл, и включал в себя дворец Ахпо Социл . [31] На площади А есть площадка для игры в мяч, два храма и десять дворцовых построек, пять из которых соединены между собой. [65]
Площадь C была отделена от площадей A и B стеной высотой 0,91 метра (3 фута) и представляла собой дворцовый комплекс Ахпо Ксахиля , младшего соправителя. [67] На площади C также было два храма, обращенных друг к другу. [68] Площадка для игры в мяч Ксахил находилась на юго-западной стороне площади C, а сам дворец Ахпо Ксахил находился на юго-восточной стороне площади. [69] Дворец Ксахил был построен по линии восток-запад, входной двор находился на западной стороне дворца и имел центральный алтарь. [69] В главный дворец можно было попасть с восточной стороны входного двора. [69] В комнатах и дворах дворца Ксахил хранилось множество предметов домашнего обихода. [69] Дворец Ксахил был разрушен сильным пожаром, в результате которого обрушились глинобитные стены, и, возможно, именно в этом комплексе размещался Педро де Альварадо со своими испанскими солдатами. [69] Вероятно, это то же самое здание, которое испанские дезертиры сожгли в 1526 году. [69] Обрушение здания сохранило для археологов домашнее содержимое дворца, в отличие от дворца Ахпо Социл , где было обнаружено сравнительно мало артефактов. [69]
Площадь D не была раскопана, хотя археологи расчистили ее и нанесли на карту. [70] Это большая площадь, окруженная довольно высокими курганами, хотя, похоже, на других главных площадях не было больших восточных и западных пирамид. [70] На южной стороне располагался дворец с тремя внутренними дворами, в самом западном из которых был крестообразный алтарь. [70] Дворец был меньше, чем дворцы Ахпо Социла и Ахпо Ксахиля , и, как полагают, это был дворец Ахуханов . [70]
Площади E и F находятся к востоку от площади D и также включают дворцовые постройки. [70] Эти площади не были нанесены на карту Гийемином и по-прежнему покрыты деревьями. [70] Две площади образовывали единый комплекс, который, как полагают, принадлежал Каллель Ачи . [70]
Защитный ров, пересекающий мыс, изначально имел глубину 8 метров (26 футов). [71] Он был в значительной степени засыпан вскоре после завоевания, чтобы сделать город менее защищенным. [71] В середине XIX века оборонительный ров имел глубину 3 ярда (2,7 м), в 1960-х годах его еще можно было увидеть на земле, хотя сейчас он почти полностью засыпан. [71]
Керамические находки на памятнике включают частые находки курильниц с ручками и лепным декором. Наиболее распространена домашняя керамика — слюдяная посуда, в том числе керамические комалы (разновидность сковородки). [37] К импортной керамике относятся Chinautla Polychrome и White-on-red, они довольно распространены на этом месте. [37] Коричневые чаши относятся к тому типу, который также встречается в Закулеу и Микско-Вьехо , оба из которых также были обитаемы в эпоху позднего постклассического периода. [37] трехногие метаты (разновидность ступки При раскопках часто обнаруживались из черного обсидиана . ), а в больших количествах находили лезвия [37] простые украшения из нефрита . Были также найдены [37]
Свидетельством человеческих жертвоприношений на этом месте является алтарь на Структуре 2, типичный для принесения в жертву сердца, а также цилиндрический тайник с черепами, взятыми у обезглавленных жертв, в сопровождении обсидиановых ножей. [37] Пентатоническая была найдена в одном из храмов и также является ребенка, флейта, сделанная из бедренной кости символом человеческого жертвоприношения. [72]
Из-за очень кратковременного характера испанской оккупации города было найдено очень мало европейских артефактов. [73] Те немногие предметы, которые были найдены, представляли собой кованые железные арбалетные болты. [73]
Структуры
[ редактировать ]В Ихимче было нанесено на карту более 160 сооружений. [64] Структуры были облицованы каменными блоками, покрытыми известковой штукатуркой , которая в некоторых случаях затем была расписана фресками в стиле Миштек-Пуэбла, хотя сегодня сохранилось мало следов фресок. [74] Стиль микстек-пуэбла зародился около 900 г. н. э. в центральной Мексике и оттуда распространился по всей Мезоамерике. [75] Надстройки зданий в Ихимче были построены из сырцовых блоков и когда-то поддерживали крыши из балок и раствора, но ни одна из них не сохранилась. [74] Ядро платформы обычно строилось из грубых камней, помещенных в глиняную матрицу . [65] Некоторые постройки были восстановлены, а центральная часть территории очищена от зарослей. [26] Жилые постройки, построенные на платформах вокруг церемониальных площадей, обычно имели встроенные скамейки и очаги. [76]
Большой дворец I
[ редактировать ]Большой дворец I (или Гран Паласио I по-испански) — это большой жилой комплекс на северо-восточной стороне площади Б. [77] Сохранившиеся руины представляют собой затонувший внутренний дворик и несколько низких платформ домов. [26] Раскопки выявили три этапа строительства, самый ранний из которых относится к основанию города Вуку-Бацем и Хун-То. [78] Этот этап занимал около 500 квадратных метров (5400 квадратных футов) и стал ядром дворца. [6] Первая очередь состояла из четырех длинных однокомнатных жилых построек, расположенных вокруг двора с алтарем посередине. [79] В жилых домах были встроенные скамейки у стен и очаги посередине помещения. [6] Стены изначально были построены из самана и покрыты расписными фресками. [6] Артефакты, обнаруженные на этом этапе, включали обсидиановые ножи, комалы, метаты и домашнюю керамику. [6] Фрагменты курильниц были обнаружены недалеко от алтарей дворца. [6] Дворец расширился во всех направлениях вокруг этого раннего ядра за счет добавления новых зданий и дворов. [6] Ранний двор позже был разделен на несколько меньших патио. [80] Последний этап строительства дворца относится к периоду совместного правления Хун-Ика и Ладжуджа Ноджа, к концу которого площадь дворца составляла более 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов). [6]
На юго-западе дворцового двора располагалось несколько низких платформ, возможно, ритуальных танцевальных площадок, а на юго-восточной стороне находилось здание со скамейками у трех стен и очагами на каждом конце. [80] Возможно, это была комната, где Ахпо Социл проводил двор и принимал посетителей и дань. [81]
Большой дворец II
[ редактировать ]Great Palace II (или Gran Palacio II по-испански) — еще один крупный жилой комплекс, он расположен на юго-восточной стороне площади C. [82] Дворец состоит из большого количества небольших комнат, расположенных вокруг семи внутренних дворов. [83] Внутри этого дворца было обнаружено большое количество керамических останков. [82] Помещения вокруг северо-восточного двора Большого дворца II, возможно, были королевскими покоями этого комплекса, поскольку они располагались рядом с центральным двором и в то же время были изолированы от него. [84] Керамика этой местности имела экзотическое происхождение и элитный характер. [85] Королевские апартаменты, возможно, также включали комнаты вокруг северного двора дворца. [86]
Храм 2
[ редактировать ]
Храм 2 (также известный как Строение 2 ) — это многоярусная пирамидальная платформа на западной стороне площади А. В нем есть лестница, которая поднимается на восточную сторону сооружения, обеспечивая доступ с площади. [26] Структура 2 обращена к восходу солнца в день летнего солнцестояния . [75] Это строение лучше всего сохранилось из раскопанных храмов. [76] Как и многие здания в Ихимче, оно имело три этапа строительства, от самого старого до новейшего, во времена правления Вуку-Баца, Ошлаху Цзи и Хун-Ика. [75] Самая ранняя из этих фаз была обнаружена археологами, прокладывающими туннель внутри сооружения. [76] Он плохо сохранился, поскольку облицовочные камни были очищены для повторного использования. [76] Средняя фаза лучше всего сохранилась из трех фаз строительства и состояла из четырех ступенчатых ярусов, поддерживающих высокие стены в стиле талуд-таблеро, состоящие из наклонной стены, увенчанной вертикальной панелью. [87] В храме были углубленные углы, и крутая лестница поднималась на самый верхний ярус, наверху лестницы находился жертвенный алтарь высотой 40 сантиметров (16 дюймов), шириной 45 сантиметров (18 дюймов) и глубиной 18 сантиметров (7,1 дюйма). . [87] Алтарь был сделан из камня и лепнины , его верх был слегка вогнутым, он похож на тот, который используется при человеческих жертвоприношениях . [88]
Пол храма возвышается на 9 метров (30 футов) над площадью, а надстройка храма, включая стены храма и крышу, добавила бы еще 5 метров (16 футов) к общей высоте сооружения во время Испанское завоевание. [88] Внутри храма с трех сторон были построены скамейки и очаг посередине. [89] В небольшой задней камере также были скамейки, [89] в этой камере, возможно, содержались боги Социла. [75] Небольшая часть пола храма была открыта, как будто для захоронения, но гробница так и не использовалась и была снова закрыта. [88] Останки черепахи были раскопаны на площади непосредственно перед храмом и, возможно, представляли собой одного из бакабов (класса мифических существ), поддерживавших храм. [88] Черепахи также играли важную роль в мифе майя классического периода о возрождении кукурузного бога. [75]
Храмовая святыня была построена на последней площадке на вершине четвертого яруса. [88] Обнаженные остатки святыни относятся к периоду правления Ошлаху-Ци. [75] Он имел тройной дверной проем, разделенный колоннами, и был построен из самана, покрытого штукатуркой, колонны и стены по обе стороны от дверных проемов были расписаны орнаментами, археологи обнаружили следы красного, желтого и синего цветов, эти цвета применялись в рисунках. нанесен на тонкую глиняную шапочку заостренным инструментом. [87] Качество работы было очень хорошим, что указывало на то, что она выполнена профессиональным художником. [88] На передней части здания было десять нарисованных фигур, а сзади - еще несколько фресок. [87] Узоры состоят из двух рядов дисков поверх ряда вертикальных полос с фигурами, нарисованными на полосатом фоне с дисками над ними. [90] Раскрашенные фигурки выполняют различные действия, одно из которых – прокалывание языка . [88] и они, вероятно, представляют собой действующий ритуал Какчикель. [75] Расписные фрески очень плохо сохранились из-за порчи, вызванной сыростью в сочетании с повреждениями, нанесенными корнями деревьев. [89] Стиль картин очень похож на стиль постклассического микстекского искусства. [89] Открытые части среднего этапа строительства были повреждены, а второй этап был перекрыт заключительным этапом строительства, который был сильно поврежден из-за сноса каменной кладки для строительства соседнего города Текпан. [76]
В юго-западном углу Храма 2 находится низкая платформа, на которой изображены расписные фрески с изображением черепа со скрещенными длинными костями на двух полосах украшения. [90] Эта платформа, возможно, была итзомпаном или «местом черепа», версией какчикельских ацтекских подставок для черепов цомпантли . [91] Два черепа со следами обезглавливания были найдены в тайнике к юго-востоку от Храма 2 вместе с несколькими обсидиановыми лезвиями. [92]
Храм 3
[ редактировать ]Храм 3 (также известный как Строение 3 ) — храм-пирамида, расположенный на восточной стороне площади А, напротив Храма 2, и по форме похож на это здание. [93] Лестница поднимается на западную (площадь) сторону храмовой платформы. [26] Перед лестницей, на уровне площади, находится небольшая прямоугольная площадка. [26] Связанное с этим зданием было обнаружено большое количество керамических остатков, это были куски крупных цилиндрических курильниц, которых в храме использовалось более двенадцати. [89] Один изображал пожилого бога, выходящего из пасти змеи, два других изображают то же божество в стоячем положении. [94] Они могут представлять одно из божеств-покровителей Какчикеля, Белехе-То или Хун-Тихакса. [94] Курильницы были найдены именно там, где Какчикели оставили их, покидая Ишимче. [94] Некоторые из этих курильниц имели подвешенный солнечный диск с лепными лучами. [89] Фрагменты раннего постклассического периода сосуда из отвесной посуды были обнаружены разбросанными по трем сторонам храма и, вероятно, были остатками реликвии, находившейся внутри самого храма. [89] Нет никаких свидетельств такой ранней оккупации Иксимче, и, возможно, он был разграблен из Закулеу , города с долгой оккупационной историей, который был завоеван союзом Киче-Какчикель. [89] жертвенный кремневый нож. В Строении 3 также был обнаружен [37] Перед храмом стоят две невысокие платформы, вероятно, они использовались либо как алтари, либо как танцевальные площадки. [95]
Другие структуры
[ редактировать ]Структура 1 (также известная как Храм 1 ) представляет собой храм-пирамиду, обращенную к площади Б. [26] Это единственный храм в Ихимче, который был полностью отреставрирован. [17]
Строение 4 — еще одна база-пирамида-храм на западной стороне площади C. [96] В юго-восточном углу у него есть невысокая платформа, на которой сразу западнее раскопано 48 отрубленных голов. [69] Шеле и Мэтьюз предположили, что это могут быть головы царей Кичех Тепупула и Ицаюла вместе с другими членами двора Киче, которые были схвачены Какчикелями и обезглавлены. [69] Большинство черепов были найдены с соответствующими обсидиановыми лезвиями. [92] Большинство черепов были захоронены по отдельности в ямах, вырезанных в полу площади, хотя некоторые из них были сгруппированы в небольшие партии. [92]
Строение 5 представляло собой храм-пирамиду. [97] Раскопки выявили, по крайней мере, две фазы строительства, и пирамидальная платформа имела единственную лестницу, которая разделялась на две по мере приближения к святыне на вершине. [97]
Строение 6 — это нереставрированная платформа храма-пирамиды к юго-западу от площади C. [98]
Строение 7 , расположенное на юго-западной стороне площади C, представляет собой площадку для игры в мяч тех же размеров, что и Строение 8. [99] Это была площадка для игры в мяч клана Ксахил и, возможно, она была самой старой из двух площадок для игры в мяч. [100] На каждом конце площадки для игры в мяч была выступающая лестница, а на юго-востоке была дополнительная лестница. [97] Скульптура головы с шипами, найденная на площади C, возможно, изначально была маркером площадки для игры в мяч на этой площадке. [97]

Строение 8 расположено на юго-западной стороне площади А. Это I-образная площадка для игры в мяч длиной 40 метров (130 футов) с игровой зоной размером 30 на 7 метров (98 на 23 фута). [76] Конечные зоны огорожены, и доступ к ним осуществляется по лестнице. [26] Две боковые платформы, окружающие игровую площадку, были расширены за счет надстроек на внешней стороне. [76] В Какчикеле площадки для игры в мяч назывались хом и считались воротами в Шибальбу , подземный мир. [95] Строение 8 было раскопано и восстановлено. [101] В ходе раскопок были обнаружены два уровня оштукатуренного пола, что указывает на то, что площадка для игры в мяч была построена во время второго из трех основных этапов строительства в Ихимче, датируя ее примерно 1500 годом нашей эры. [101]
Конструкция 9-sub имела две колонны, разделявшие три дверных проема. [76]
Строение 10 имело внутренний дворик, окружавший его с трех сторон. [76]
Строение 13 , расположенное между площадями А и Б, имело внутренний дворик, окружавший его с трех сторон, очень похоже на Строение 10. [76]
Строение 14 представляет собой круглый алтарь на площади B диаметром 3,5 метра (11 футов). [102] использовали для так называемых « гладиаторских жертвоприношений », и, возможно, служил этой цели. Он очень похож на те, которые ацтеки [102] В пользу этой гипотезы говорит наличие дворянского захоронения с тремя спутниками. [102]
Строение 22 — это строение на северной стороне площади А. [103] Сохранились основания колонн, которые когда-то разделяли пять дверных проемов. [26] Строение 22 представляет собой одну из наиболее хорошо сохранившихся дворцовых платформ в Ихимче, в ней установлены скамейки внутри трех стен и очаги, встроенные в пол. [65]
Структура 24. Рядом с этой структурой были обнаружены две грубые зооморфные головы с шипами, возможно, головы ягуара, но, вероятно, это были маркеры площадки для игры в мяч с одной из двух площадок для игры в мяч. [76] Вероятно, они послужили основой, на которую была нанесена лепная лепка . [76]
Строение 27 расположено за Храмом 2. [104] Внутри него была найдена благородная гробница Е-27-А. [104]
Строение 38 представляет собой платформу длиной 61 метр (200 футов), полностью закрывающую северную сторону площади C. [97] Он поддерживал три жилых строения, каждое из которых имело собственную лестницу. [97] С этими постройками была обнаружена домашняя керамика. [97] В курильнице также было найдено изображение Тлалока , бога дождя в Центральной Мексике. [97]
Человеческие останки
[ редактировать ]В Ихимче были раскопаны останки более 100 человек, некоторые из которых очень хорошо сохранились. [105] К сожалению, после раскопок кости смешались, когда их складировали рядом с местом раскопок, и их первоначальное местонахождение больше не ясно. [106] Археологами было проанализировано тридцать шесть черепов, из них 25 демонстрируют следы обезглавливания — жертвенной практики, обычно представленной в искусстве майя классического периода. [107] Тринадцать из этих жертв были мужскими, семь — женскими и пять — неопределенного пола. [108] Большинство жертв были молодыми людьми, десять были в возрасте от 15 до 21 года, а одиннадцать - немногим старше 21 года, в зависимости от развития черепа. [108] Вполне вероятно, что эти принесенные в жертву люди не были какчикелями, а были пленниками, взятыми из вражеских государств. [108] Менее 3% проанализированных черепов имели признаки железодефицитной анемии , что очень низкий процент по сравнению с останками, обнаруженными в Копане и Алтаре жертвоприношений (64% и 88% соответственно). [108] Этот низкий процент указывает на то, что эти люди не подвергались особому диетическому стрессу и, вероятно, принадлежали к элитному классу. [109] 31% черепов имели признаки инфекции, около половины из которых на момент смерти были активными инфекциями, хотя ни одна из них не была серьезной. [109] Половина этих инфекций оставила следы в гайморовой пазухе , это говорит о достаточно высоком уровне аэрогенной возбудителей в окружающей среде. [109] Анализ зубной эмали был проведен у 19 человек и выявил гипоплазию зубов у 89% из них, что свидетельствует о высоком уровне плохого здоровья в первые 7 лет детства. [109]
Все раскопанные гробницы представляли собой интрузивные захоронения, захороненные под жилыми платформами. [102] Все они были найдены сидящими на корточках без какой-либо определенной ориентации. [102] Многие из останков были найдены вместе со сломанным обсидиановым клинком. [102] В некоторых погребениях были и другие подношения, например, женщина в сопровождении домашней утвари, часть которой была почерневшей от сажи. [102] В двух детских захоронениях имелась нефритовая бусина, а погребение пожилого мужчины сопровождалось кусками обожженной сосны и вечнозеленого дуба . [102]
Погребение Е-27-А — благородная гробница в Строении 27 на площади А. [110] Останки трех принесенных в жертву взрослых были сложены лицом вниз на площади 1 квадратный метр (11 квадратных футов). [111] Под этими жертвами находились сидящие останки другого человека. [102] Этот человек носил золотую повязку на голову с нефритовой и бирюзовой мозаикой и ожерелье с десятью изображениями голов ягуара и сорока маленькими золотыми бусинами. [112] На каждой руке он носил браслеты, сделанные из затылочной кости человеческого черепа и украшенные прекрасными узорами, в том числе птицами и звездами, свисающими с небесного кольца в мексиканском стиле. [73] Рядом с нижней челюстью был найден искусно обработанный кусок нефрита, который, вероятно, первоначально находился во рту умершего. [73] Также было медное украшение для носа в форме луны и несколько нефритовых бус, одна из которых изображала божество, подобное тому, которое изображено на курильницах, найденных в Храме 3. [104] Останки датируются более ранним этапом оккупации Ихимче, а погибший погиб в бою от удара тупым предметом по голове. [113] Захоронение было предварительно идентифицировано как захоронение одного из двух сыновей Вуку-Баца из клана Ксахил, погибших в экспансионистских войнах Какчикеля. [114] Либо Чопена-Цикин Ука, либо Чопена-Тохин. [80]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Центр правовых действий – Экологические и социальные вопросы Гватемалы (CALAS).
- ^ Jump up to: а б с Келли 1996, стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.295.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шеле и Мэтьюз 1999, стр.296.
- ^ Jump up to: а б Гиймен 1967, стр.23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.24.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр. 39-40. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр.70.
- ^ Jump up to: а б Гийемин 1965, стр.12.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 298, 310, 386n19.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 299, 386n20.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298. Лутц 1997, стр. 10, 258. Ортис Флорес 2008.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гийемин 1965, стр.14.
- ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр. 195–196.
- ^ Келли 1996, стр.196. Гийемин 1965, стр.5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ранний уход 2007, стр. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и Ранний уход 2007, стр. 48.
- ↑ BBC News, 12 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций, 2009 г.
- ^ Ресинос 1998, стр.81.
- ^ Jump up to: а б с д Шелле и Мэтьюз 1999, стр.292.
- ^ Келли 1996, стр. 192, 195-196.
- ^ Jump up to: а б с Гийемин 1965, стр.9.
- ^ Ранний уход 2007, стр.44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Келли 1996, стр.192.
- ^ Келли 1996, стр.192. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299. Гиймен 1967, стр.23.
- ^ Jump up to: а б с д Поло Сифонтес 1986, стр.40.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300. Поло Сифонтес 1986, стр.39. Социл также имеет варианты написания Зоцил и Цоциль . Их не следует путать с цоциль-майя из штата Чьяпас, Мексика.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 299–300.
- ^ Jump up to: а б с д и Шеле и Мэтьюз 1999, стр.300.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр. 39-40.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр.41.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр.39.
- ^ Schele & Mathews 1999, стр. 296-297, 307. Polo Sifontes 1986, стр.94.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 296-297. Гиймен 1967, стр.34. Поло Сифонтес 1986, стр.94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.30.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 293-294.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.294-295.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.296. Гийемин 1965, стр.11.
- ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.25.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 296-297.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Это событие произошло в 10-й день календаря Какчикель.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Поло Сифонтес 1986, стр.70.
- ^ Ресинос 1998, стр.95.
- ^ Гиймен 1967, стр.35.
- ^ Поло Сифонтес 1986, стр.94.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 626, 765.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Гийемин 1965, стр.9. Ресинос относит все эти даты на два дня раньше (например, прибытие испанцев в Иксимче 12 апреля, а не 14 апреля), основываясь на неопределенных датировках в первичных испанских записях. Шеле и Фасен рассчитали все даты на основе более точно датированных анналов Какчикеля, где эквивалентные даты часто приводятся как в Какчикельском, так и в испанском календарях. В этом разделе используются даты Шеле и Фазена. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.386.n15.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.297. Ресинос 1998, стр.101. Гийемин 1965, стр.10.
- ^ Jump up to: а б с д и Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 298, 310, 386n19. Ресинос 1998, стр. 19. дает шестьдесят дезертиров.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.298. Ресинос 1998, стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299.
- ^ Лутц 1997, стр. 10, 258. Ортис Флорес 2008.
- ^ Jump up to: а б Ресинос 1998, стр.20.
- ^ Гийемин 1965, стр.15. Келли 1996, стр.195.
- ^ Jump up to: а б с д Келли 1996, стр.196.
- ^ Гийемин 1965, стр.5.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.299. Гийемин 1965, стр.5.
- ^ Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций, 2007 г.
- ^ Ранний уход 2007, стр.49.
- ^ Гийемин 1965, стр. 27-28. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.311.
- ^ Jump up to: а б Арройо 2001, стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.29.
- ^ Гиймен 1965, стр. 25-26.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.309. Гиймен 1967, стр.32.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.309.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шеле и Мэтьюз 1999, стр.310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеле и Мэтьюз 1999, стр.311.
- ^ Jump up to: а б с Гийемин 1965, стр.15.
- ^ Гийемин 1965, стр.31.
- ^ Jump up to: а б с д Гийемин 1965, стр.33.
- ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр.192. Гиймен 1967, стр.29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеле и Мэтьюз 1999, стр.301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гийемин 1965, стр.27.
- ^ Келли 1996, стр.192. Гиймен 1967, стр.31.
- ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.22.
- ^ Гийемин 1965, стр.24. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.307.
- ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.307.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 307-308.
- ^ Jump up to: а б Нэнс 1998, стр.200.
- ^ Нэнси 1998, стр. 200, 206.
- ^ Нэнси 1998, стр.210.
- ^ Нэнси 1998, стр. 210-211.
- ^ Нэнси 1998, стр.212.
- ^ Jump up to: а б с д Гийемин 1965, стр.28. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гийемин 1965, стр.28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гийемин 1965, стр.29.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 302–303.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 303, 387n24.
- ^ Jump up to: а б с Гиймен 1967, стр.33.
- ^ Келли 1996, стр.192. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.303.
- ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.303.
- ^ Jump up to: а б Шеле и Мэтьюз 1999, стр.304.
- ^ Келли 1996, стр.195.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гиймен 1967, стр.32.
- ^ Келли 1996, стр. 192, 195. Гиймен 1967, стр. 32.
- ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.27.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.310. Гиймен 1967, стр.32.
- ^ Jump up to: а б Гиймен 1967, стр.31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гийемин 1965, стр.32.
- ^ Келли 1996, стр.192. Гийемин 1965, стр.25.
- ^ Jump up to: а б с Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
- ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.73-74.
- ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.74.
- ^ Уиттингтон и Рид 1998, стр.75.
- ^ Jump up to: а б с д Уиттингтон и Рид 1998, стр.76.
- ^ Jump up to: а б с д Уиттингтон и Рид 1998, стр.77.
- ^ Уильям 1965, стр. 21–22, 32. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 306–307.
- ^ Гийемин 1965, стр.32. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
- ^ Гийемин 1965, стр. 32-33. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
- ^ Гийемин 1965, стр.33. Шеле и Мэтьюз 1999, стр.306.
- ^ Гиймен 1965, стр. 21-22.
Ссылки
[ редактировать ]
- Арройо, Барбара (июль – август 2001 г.). «Поздняя постклассика в горах Гватемалы». Мексиканская археология (на испанском языке). IX (50). Мексика: Редакционные статьи: 38–43. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- BBC News (12 марта 2007 г.). «Майя очистят территорию после Буша» . Великобритания. Новости Би-би-си . Проверено 21 августа 2010 г.
- Центр правовых действий – Экологические и социальные вопросы Гватемалы (CALAS). «Указ № 1360: Конгресс Республики Гватемала» (на испанском языке). Национальный совет охраняемых территорий. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2011 г. Проверено 13 сентября 2010 г.
- Фрюзорге, Ларс (апрель 2007 г.). «Археологическое наследие Гватемалы: взгляды коренных народов на руины Иксимче». Археологии: Журнал Всемирного археологического конгресса . 3 (1). Всемирный археологический конгресс: 39–58. дои : 10.1007/s11759-007-9001-4 . S2CID 128961776 .
- Гийемин, Хорхе Ф. (1965). Ишимче: столица древнего королевства Какчикель (на испанском языке). Гватемала: Национальная типография Гватемалы.
- Гиймен, Джордж Ф. (зима 1967 г.). «Древняя столица Какчикель Ишимче» (PDF) . Экспедиция . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета: 22–35. ISSN 0014-4738 . OCLC 1568625 .
- Лухан Муньос, Хорхе; Эрнесто Чиншилла Агилар; Мария Кристина Зильберман де Лухан; Альберто Эррарте; Дж. Дэниел Контрерас Р. (1994). Общая история Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Ассоциация друзей страны, Фонд культуры и развития. ISBN 84-88622-07-4 . OCLC 39909559 .
- Лутц, Кристофер Х. (1997). Сантьяго-де-Гватемала, 1541-1773: Город, каста и колониальный опыт . Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2597-7 . OCLC 29548140 .
- Нэнси, К. Роджер (июнь 1998 г.). «Керамика и дворцы Ишимче: предварительное исследование коллекции Гийемина из столицы Какчикеля». Мезоамерика (на испанском языке). 35 . Антигуа-Гватемала: Центр региональных исследований Мезоамерики совместно с мезоамериканскими исследованиями Пламсока, Южный Вудсток, Вирджиния: 199–215. ISSN 0252-9963 . OCLC 7141215 .
- Ортис Флорес, Уолтер Агустин (2008). «Вторая официальная резиденция города согласно Закону» (на испанском языке). Сьюдад-Вьеха-Сакатепекес, Гватемала: www.miciudadvieja.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- Поло Сифонтес, Фрэнсис (1986). Какчикелы при завоевании Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: СЕНАЛТЕКС.
- Ресинос, Адриан (1998). Мемориал Солалы, Аналес-де-лос-Какчикелес; Титул лордов Тотоникапана (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN 84-8377-006-7 . ОСЛК 25476196 .
- Шеле, Линда ; Питер Мэтьюз (1999). Кодекс королей: язык семи храмов и гробниц майя . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-85209-6 . OCLC 41423034 .
- Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций (2007 г.). «III Континентальный саммит коренных народов и народностей Абья-Ялы» . Проверено 13 сентября 2010 г.
- Секретариат Континентального саммита коренных народов и организаций (2009 г.). «Архив Абья Яла / Архив Абья Яла» . Проверено 13 сентября 2010 г.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Уиттингтон, Стивен Л.; Дэвид Рид (июнь 1998 г.). «Свидетельства диеты и здоровья в скелетах Иксимче». Мезоамерика (на испанском языке). 35 . Антигуа-Гватемала: Центр региональных исследований Мезоамерики совместно с мезоамериканскими исследованиями Пламсока, Южный Вудсток, Вирджиния: 73–82. ISSN 0252-9963 . OCLC 7141215 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ишимче на FAMSI
- История Ишимче и фотографии на сайте Maya-History
- История и фотогалерея
- Священники очищают Ишимче после визита Буша
- Comité de amigos del museo de Iximche (Комитет друзей Иксимче) (на испанском языке)
14 ° 44'8,88 "N 90 ° 59'46,32" W / 14,7358000 ° N 90,9962000 ° W