Jump to content

Холмы

Холмы
Руины Серроса
Серрос расположен в Мезоамерике.
Холмы
Местоположение сайта
Расположение Коросаль , Белиз
Координаты 18 ° 21'30 "с.ш. 88 ° 21'07" з.д.  /  18,35833 ° с.ш. 88,35194 ° з.д.  / 18,35833; -88,35194
История
Периоды Поздний доклассический период – постклассический период
Культуры цивилизация майя
Примечания к сайту
Состояние В руинах

Серрос — это восточной низменности майя археологический памятник на севере Белиза , который функционировал с позднего доклассического до постклассического периода. Это место достигло своего апогея во время Мезоамерики позднего доклассического периода , и на пике своего развития здесь проживало около 1089 человек. [1] Участок стратегически расположен на полуострове в устье реки Нью-Ривер , где она впадает в залив Четумаль на побережье Карибского моря. Таким образом, это место имело доступ и служило промежуточным звеном между прибрежным торговым путем, который огибал полуостров Юкатан , и внутренними населенными пунктами. Жители Серроса построили обширную систему каналов и занимались земледелием на возвышенностях .

Организация сайта

[ редактировать ]

Ядро участка сразу примыкает к заливу и состоит из нескольких относительно крупных сооружений и ступенчатых пирамид , комплекса акрополя и двух площадок для игры в мяч . Южную сторону участка ограничивает сеть каналов в форме полумесяца , которая окружает центральную часть участка и окружает несколько приподнятых полей. Жилые постройки продолжаются за пределами канала, обычно расходясь на юго-запад и юго-восток; Возвышенные поля также присутствуют за пределами системы каналов. [2]

С момента своего основания в позднюю доклассическую эпоху, около 400 г. до н. э., Серрос представлял собой небольшую деревню фермеров, рыбаков и торговцев. [3] Они использовали плодородные почвы и легкий доступ к морю, производя продукцию и продавая ее среди других майя в этом районе. Около 50 г. до н. э., когда их экономика выросла и они начали экспериментировать с идеей королевской власти, жители Серроса инициировали масштабную программу обновления города, захоронив свои дома, чтобы освободить место для группы храмов и площадей.

Первой из новых построек была структура 5С-2nd, ставшая самым известным архитектурным сооружением на этом месте. Выровнен спиной к краю залива Четумаль, [4] он отмечал самую северную точку священной оси территории с севера на юг, которая была дополнена площадкой для игры в мяч (ул. 50), расположенной в самой южной точке. Когда умирали короли, приходили другие, и в их честь строились новые храмы. Последнее из крупных построек на этом месте (ул. 3А-1) произошло около 100 г. н. э., а многие другие постройки, по-видимому, были заброшены до этого времени. Во времена протоклассического периода Серрос перестал функционировать как место элитарной деятельности, но продолжал оставаться местом мирской домашней деятельности. [5] С тех пор любое новое строительство, вероятно, ограничивалось внешними жилыми районами, поскольку население начало резко сокращаться. [6]

Если не считать небольшого поселения в конце позднего классического периода в качестве деревенской общины, Серрос был заброшен с 400 года нашей эры. Это некогда великолепное место было заброшено в руины и оставалось практически незамеченным до тех пор, пока Томас Ганн не упомянул о «смотровых» курганах вдоль побережье в 1900 году, что вызвало интерес к этому месту. [7]

Археологическая структура Серроса

[ редактировать ]

Археологические работы на Серросе впервые начались примерно в 1973 году, когда это место было приобретено корпорацией Metroplex в Далласе , которая намеревалась построить туристический курорт вокруг древнего церемониального центра майя и в конечном итоге передать археологический объект в дар правительству Белиза для создания национального парк.

Они связались с Айрой Р. Абрамс, которая преподавала в Далласе на факультете антропологии Южного методистского университета (SMU) и имела большой опыт работы с майя в той части территории, которая тогда была колонией Британского Гондураса (в июне 1973 года и стала независимой страной в 1981 году). Абрамс работал с президентом Metroplex Джоном Лавом и их сотрудником Джоном Фавро и местным меценатом Стэнли Маркусом над созданием Фонда Серро Майя для финансирования раскопок и частичного восстановления этого места.

Для этого Абрамс стал директором проекта Серро Майя и членом правления Фонда Серро Майя и нанял археолога Дэвида Фрейделя для наблюдения за раскопками. Абрамс также заключил первоначальные договоренности с Джозефом Паласио , комиссаром по археологии Британского Гондураса, о разрешении на раскопки и нанял рабочих из соседней деревни Ксаибе для работы на этом месте. Когда позже планы строительства курорта провалились, участок был передан правительству Белиза, как и было обещано.

В 1974 году Фрейдель и его команда обнаружили доказательства того, что это место относилось к позднему доклассическому периоду. В 1975 году, когда в Структуре 6 был обнаружен тайник с пожертвованиями, были предоставлены дополнительные доказательства того, что Серрос действительно был местом позднего доклассического периода. [7] На протяжении 1970-х годов исследованиям было разрешено продолжаться при финансовой поддержке Национального научного фонда . Первоначальная команда завершила раскопки в 1981 году.

В 1990-х годах Дебра Уокер и группа археологов начали серию новых раскопок, чтобы расследовать упадок этого места в конце поздней доклассической эры. В дополнение к исследованиям, проведенным на этом месте, команда Уокера также провела радиоуглеродное датирование недавно найденных артефактов. Они также перекалибровали несколько дат из первоначального исследования, чтобы установить более точную хронологическую последовательность.

Архитектура

[ редактировать ]

Монументальная архитектура

[ редактировать ]

Структура 5С-2-я

[ редактировать ]

Самый северный структурный комплекс, расположенный на краю залива Четумаль, называется Строением 5C-2nd и содержит храм скромных размеров. По оценкам, двухъярусная пирамида-платформа, обращенная на юг, была построена примерно в 50 году до н. Расположение всего поселения на юге позволило всей общине стать свидетелем ритуалов на лестнице. [4] В космологии майя север связан с направлением неба, где господствуют небесные боги, а юг — с направлением подземного мира. Такое размещение связывало главный храм как физически, так и символически с небесной сферой. [8]

Важными являются четыре огромных раскрашенных гипсовых рельефа с масками, расположенные на ступенчатых стенах платформы по обе стороны от лестницы и изображающие силы космоса. [6] Линда Шеле и Дэвид Фрейдель идентифицировали две нижние маски как изображения Героев-близнецов Пополь -Вух . [9]

Четыре маски интерпретировались следующим образом: [10]

  • Основная маска на нижней правой панели представляет собой изображение восходящего солнца и Шбаланке, которого можно узнать по глифу «кин» (солнце) на щеках. По бокам от него расположены его предметы, включая шлем, полоску на подбородке и вспышки для ушей. Он также идентифицирован по значку на украшении вокруг его левого уха как «якс» (первый). Кроме того:
  • Нижняя маска слева также представляет собой Шбаланке, но в положении заходящего солнца, уравновешивая изображение восходящего солнца. [6]
  • Верхняя маска справа представляет собой изображение Хун-Акпу, также известного как Венера или Утренняя звезда.
  • Верхняя маска слева — тоже Хун-Ахпу, но в позиции Вечерней звезды.

Их положения предназначены для обозначения пути, по которому следуют Солнце и Венера по небу. [10] В 2005 году в своей статье « Горы творения: структура 5C-2nd и позднее доклассическое царствование» Дэвид Фрейдель предлагает еще одну интерпретацию масок. Теперь он чувствует, что нижние панели представляют собой связанные кости и погребальные маски Бога кукурузы и его брата-близнеца. Также в этой новой интерпретации верхние маски символизируют богов Ицамнааджа , Бога Творения, и Чаака , Бога человеческих жертвоприношений. Вместе они убили и уничтожили Кукурузного Бога. Именно этих богов изображал король, выступая на вершине сооружения. [11]

В сооружении также есть четыре больших столба, которые когда-то использовались для размещения священных деревьев, называемых мировыми деревьями. Король использовал заднюю часть храма для проведения частных церемоний, таких как пост, кровопускание и перфорация гениталий. [12]

Структура 6

[ редактировать ]

Второй храм, известный как Строение 6, больше по размеру и расположен перед Строением 5C-2nd на западной стороне оси север-юг. Как и Строение 5C-2nd, Строение 6 обращено на юг, однако, хотя первый храм стоял отдельно, второй храм является частью триадного узора, за которым последовали его преемники на Серросе. Этот триадный узор возвышался на большой платформе и состоял из главного храма, окруженного двумя зданиями поменьше. [6] Строительство этого сооружения началось где-то около 50 г. до н.э., а все дополнительные модификации были завершены где-то между 50 и 60 годами. [13] позже. Его высота, составлявшая 16 метров над уровнем окружающей поверхности, давала королю больше уединения для проведения церемоний, увидеть которые могли только избранные. Шеле и Фрейдель [14] постулируют, что существование такой пирамиды с ее дифференцированными обзорными пространствами указывает на высокую степень социального расслоения среди жителей Серроса. Этот триадный план был отличительной чертой крупных доклассических центров, и похоже, что, подражая этому архитектурному плану, правители Серроса использовали дополнительные средства укрепления основного космологического принципа, лежащего в основе их власти. [15]

Этот храм, вероятно, был построен после прихода на престол нового короля. Эта теория подтверждается раскопками погребального тайника под строением 6B, в котором хранились предметы, предположительно принадлежавшие бывшему правителю, включая его Бога-шута диадему . [16]

Структура 4

[ редактировать ]

Приняв свой нынешний вид где-то около 1 года нашей эры, Строение 4 было построено тем же правителем, что и Строение 6, и располагалось напротив второго храма на восточной стороне недавно созданной оси восток-запад на Серросе. Этот храм должен был стать самым большим на Серросе. Изменение ориентации этого нового храма, обращенного на восток, сигнализировало о дополнительной связи между храмом и правителем, возрожденным восходящим солнцем. Это сооружение также должно было стать погребальной святыней короля, однако оно никогда не использовалось по неизвестным причинам, поскольку во время раскопок помещение оказалось пустым. [6] [13]

Структура 29С

[ редактировать ]

Этот великий храм знаменует собой еще одно изменение, поскольку он обращен на запад и был построен к югу от первоначального северного участка. Это триадная структура с тремя отдельными храмовыми платформами на вершине большей пирамиды, которая считается одним из самых ярких выражений доклассического триадного плана на Серросе. [6] Небольшая центральная платформа, обращенная на запад, украшена резными головами ягуаров. По бокам двух оставшихся храмов изображены длиннорылые маски. По мнению Шеле и Фрейделя, Строение 29C, вероятно, предназначалось как военный памятник и явно ассоциировалось с северной (ул. 61) и южной (ул. 50) площадками для игры в мяч. [17]

Структура 3А

[ редактировать ]

Это сооружение, возведенное около 100 г. н. э., считается последним храмом на месте Серроса и, вероятно, последним из крупных сооружений. Это сооружение было построено непосредственно к югу от Строения 4, возвращаясь к первоначальной священной оси север-юг и более ранней ориентации на юг. [6] Этот храм был построен небрежно и не содержал погребального тайника, свидетельствующего об упадке власти правителей Серроса. Структура 3А, скорее всего, была построена по заказу последнего из правителей Серроса в позднем доклассическом периоде. [13]

Площадки для игры в мяч

[ редактировать ]

Структура 61

[ редактировать ]

Строение 61 считается открытой площадкой для игры в мяч с приподнятой аллеей, окруженной двумя параллельными зданиями (Строение 61B, обращенное на запад, и Строение 61C, обращенное на восток). Оба здания имеют широкие, низкие, наклонные скамейки, выходящие на приподнятое игровое поле и опирающиеся на невысокий фундамент (ул. 61А). В отличие от большинства площадок для игры в мяч, ни в одном из зданий нет верхней игровой стенки, поэтому вполне вероятно, что зона скамейки запасных считалась находящейся в пределах честной игры. Наклонные вертикальные поверхности скамеек побуждали мяч отскакивать от них вверх. [18]

Структура 50

[ редактировать ]

Площадка для игры в мяч Структуры 50 считается идентичной Структуре 61, за некоторыми исключениями: [18]

  • Игровая площадка Строения 50 представляет собой затонувшую площадку прямоугольной формы с определенными игровыми зонами, в отличие от открытой конструкции Строения 61.
  • Оба боковых здания, Структуры 50C и 50E, имеют верхние платформы на вершине, которые, вероятно, были включены в игровое поле.
  • Конструкции 50А и 50В представляют собой два больших здания в конечной зоне, которые, скорее всего, находятся далеко за пределами игрового поля и, вероятно, служили трибунами для просмотра игры.

Жилые конструкции

[ редактировать ]

К 1991 году на территории были раскопаны различные участки и курганы; однако многие еще не сделали этого. Количество раскопанных жилых массивов внутри ядра составило 18, а количество курганов - 20. Количество раскопок за пределами ядра было меньше: всего 6 участков и 12 курганов. Всего внутри и за пределами ядра находилось 157 предполагаемых территорий и курганов, которые остались нетронутыми. [19]

Пропитание на Серросе

[ редактировать ]

Сельское хозяйство и использование диких растений

[ редактировать ]

У Серроса есть доказательства инвестиций в управление водными ресурсами, включая окружающий канал, где майя использовали несколько поднятых и направленных полей вокруг этого участка. Считается, что эти каналы использовались для хранения воды и орошения близлежащих полевых систем в засушливый сезон. [20] Одно из таких полей находится к западу от площадки для игры в мяч Структуры 50 и находилось прямо на границе главного канала, окружавшего поселок. Жители использовали главный канал, построенный во время фазы Ко (200-50 гг. до н. э.), для орошения сельскохозяйственных культур круглый год. В засушливый сезон канал и его ответвления, скорее всего, заполнялись прудом и использовались для орошения. В сезон дождей их использовали вместе с дренажными канавами для орошения посевов. [21] Неясно, была ли мотивация строительства и использования каналов вызвана коммунальным предпринимательством, трудом, управляемым элитой, или и тем, и другим. [22] На участке выращивалась «типичная триада» сельскохозяйственных культур (кукуруза, фасоль и тыква). По словам Крэйна, купулы и/или зерна кукурузы присутствовали примерно в 75% образцов, взятых на месте. Также обнаружено небольшое количество остатков фасоли и пыльцы кабачков. [23]

Лесоводство было еще одной важной частью диеты майя. Семена дерева Нанса ( Byrsonima crassifolia ) были обнаружены примерно в 40% взятых проб. семена плодов кокойоловой пальмы ( Acrocomia mexicana ), семена цирикота ( Cordia dodecandra ) и хуано ( Sabal spp.). Также были распространены [23]

Фаунистические останки

[ редактировать ]

На территории участка было обнаружено значительное количество остатков фауны, включая различные виды морских обитателей, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих (как диких, так и домашних). Расположение костей этих животных указывает на социальное расслоение, существовавшее среди обитателей стоянки. В районах, которые считались местами проживания простолюдинов, остатков фауны было немного, и почти всегда они представляли собой более мелких животных. И наоборот, количество и размер останков животных в районах, отнесенных к элите, сильно различались. Мясо было более доступно элите Серроса. [24]

На территории и вокруг нее проводились различные формы заготовки животных. Добыча морской фауны, скорее всего, была основным направлением деятельности и осуществлялась в различных средах обитания. Собак разводили ради мяса, и их, вероятно, употребляли в пищу во время зимних «нортов» и в те месяцы, когда выполнялось большое количество сельскохозяйственных работ. Охотились также на оленей и других животных, таких как пекари, пумы, ягуары и более мелкие млекопитающие. [24]

Торговля

[ редактировать ]

В период позднего доклассического периода существовали торговые контакты на дальние расстояния с вулканическими районами, о чем свидетельствуют обнаруженные многочисленные куски нефрита и кристаллического гематита, а также видимые в монументальном искусстве Серроса. [25] Для сырья, легко доступного на севере Белиза, Серрос мог функционировать как перераспределительный пункт, а также как перевалочный пункт для продукции, которая должна была быть отправлена ​​​​вглубь страны по реке Нью-Ривер. [5] С прекращением строительства на Серросе и отсутствием там каких-либо новых построек, относящихся к классическому периоду, население начало резко сокращаться, и ни в одном из месторождений классического периода, обнаруженных на Серросе, не было обнаружено никаких артефактов из нефрита или кристаллического гематита. [5]

Захоронения и тайники

[ редактировать ]

В ходе раскопок погребальных групп на этом участке в 1979 году было обнаружено 26 человек в 20 погребениях. Археологи обнаружили, что были представлены оба пола и что возраст людей варьировался от младенчества до зрелого возраста. В этих погребениях также были обнаружены глиняные сосуды, фрагменты метата и кремнистые орудия. [26]

В тайниках по всему объекту были обнаружены различные артефакты. В строении 6B находился тайник-посвящение с большим количеством подношений, в том числе 28 нефритовых артефактов, несколько керамических сосудов, раковины спондилов , фрагменты зеркал из зеркального гематита и разнообразные диски из белых ракушек. Различные предложения по завершению работ также были обнаружены в структурах 2A и 5C-2nd. [27]

Современные условия

[ редактировать ]

Большая часть объекта остается нераскопанной. Теперь можно добраться до Серроса по гравийной дороге из города Коросаль . На месте работает сотрудник археологической информации. Доступ к коллекции, раскопанной в 1970-х годах, возможен через цифровой каталог, составленный Музеем естественной истории Флориды при финансовой поддержке Национального фонда гуманитарных наук. [28]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Скарборо 1991: 176
  2. ^ Sharer 1994: 118-122.
  3. ^ Шеле и Фрейдель 1990:98
  4. ^ Jump up to: а б Шерер и Трэкслер 2005: 265
  5. ^ Jump up to: а б с Гарбер 1985:14
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шерер и Трэкслер 2005: 267
  7. ^ Jump up to: а б Фрейдель 1986:xv
  8. ^ Sharer & Traxler 2005: 266-67
  9. ^ Фрейдель и Шеле 1988: 550
  10. ^ Jump up to: а б Фрейдель и Шеле 1988:552
  11. ^ Fields, Virginia M., Dorie Reents-Budet et al. 2005:52
  12. ^ Шеле и Фрейдель 1990:110
  13. ^ Jump up to: а б с Уокер 2005.
  14. ^ Шеле и Фрейдель 1990:118
  15. ^ Шарер и Трэкслер 2005: 267.
  16. ^ Шеле и Фрейдель 1990:121
  17. ^ Шеле и Фрейдель 1990:125
  18. ^ Jump up to: а б Скарборо, Митчам и др.:27
  19. ^ Скарборо 1991: 148
  20. ^ Sharer & Traxler 2005: 278-79
  21. ^ Скарборо 1983:725
  22. ^ Шарер и Трэкслер 2005: 279
  23. ^ Jump up to: а б Крейн 1986:148
  24. ^ Jump up to: а б Карр 1985:129
  25. ^ Гарбер 1985:13
  26. ^ Фрейдель 1979:41
  27. ^ Гарбер 1983: 802.
  28. ^ «Интернет-каталог исследований Серроса» .
  • Карр, Хелен С. (1985) Образ жизни и церемонии: использование фауны в позднем доклассическом сообществе в Серросе, Белиз. Документы Музея археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет , 77 (117), стр. 115–132.
  • Филдс, Вирджиния М.; Дори Реенц-Буде; и др. (2005). Повелители творения: истоки священного царства майя . Лос-Анджелес: Издательство Scala . ISBN  1-85759-386-3 .
  • Фрейдель, Дэвид А. (1979) Области культуры и сферы взаимодействия: контрастирующие подходы к возникновению цивилизации в низменностях майя. Американская древность , 44 (1), стр. 36–54.
  • Фрейдель, Дэвид А. и Линда Шеле (1988) Царство в низменностях позднего доклассического периода майя: инструменты и места ритуальной силы. Американский антрополог , 90 (3), стр. 547–567.
  • Гарбер, Джеймс Ф. (1983) Модели потребления и утилизации нефрита в Серросе, Северный Белиз. Американская древность , 48 (4), стр. 800–807.
  • Гарбер, Джеймс Ф. (1985). «Торговля на большие расстояния и региональный обмен в сообществе майя Серрос в Северном Белизе». Мексиканец . JSTOR   23758985 . стр. 13–16
  • Робертсон, Робин А.; Дэвид А. Фрейдель; и др. (1986). Археология на Серросе, Белиз, Центральная Америка, Том I, Промежуточный отчет . Даллас, Техас: Издательство Южного методистского университета . ISBN  0-87074-214-0 .
  • Скарборо, Вернон Л. (1983) Доклассическая водная система майя. Американская древность , 48 (4), стр. 720–744.
  • Скарборо, Вернон Л. и др. (1982) Две площадки для игры в мяч позднего доклассического периода в центре низменных майя на Серросе, Северный Белиз. Журнал полевой археологии , 9 (1), стр. 21–34.
  • Скарборо, Вернон Л.; Дэвид А. Фрейдель; и др. (1991). Археология на Серросе Белиз, Центральная Америка Том. III, Система расселения в позднедоклассической системе позднедоклассического сообщества майя . Том. 3. Даллас, Техас: Издательство Южного методистского университета . ISBN  0-87074-307-4 .
  • Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Уильям Морроу . ISBN  0-688-07456-1 . OCLC   21295769 .
  • Шарер, Роберт Дж.; Лоа П. Тракслер (2005). Древние майя, 6-е издание . Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  0-8047-4816-0 .
  • Уокер, Дебра С. (2005) Выборка гибели Серроса: радиометрическая проверка неуловимого протоклассика . ФАМСИ.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 334fc7f078383ef6c0a13def76738176__1716973500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/76/334fc7f078383ef6c0a13def76738176.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cerros - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)