Холмы
![]() Руины Серроса | |
Расположение | Коросаль , Белиз |
---|---|
Координаты | 18 ° 21'30 "с.ш. 88 ° 21'07" з.д. / 18,35833 ° с.ш. 88,35194 ° з.д. |
История | |
Периоды | Поздний доклассический период – постклассический период |
Культуры | цивилизация майя |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Серрос — это восточной низменности майя археологический памятник на севере Белиза , который функционировал с позднего доклассического до постклассического периода. Это место достигло своего апогея во время Мезоамерики позднего доклассического периода , и на пике своего развития здесь проживало около 1089 человек. [1] Участок стратегически расположен на полуострове в устье реки Нью-Ривер , где она впадает в залив Четумаль на побережье Карибского моря. Таким образом, это место имело доступ и служило промежуточным звеном между прибрежным торговым путем, который огибал полуостров Юкатан , и внутренними населенными пунктами. Жители Серроса построили обширную систему каналов и занимались земледелием на возвышенностях .
Организация сайта
[ редактировать ]Ядро участка сразу примыкает к заливу и состоит из нескольких относительно крупных сооружений и ступенчатых пирамид , комплекса акрополя и двух площадок для игры в мяч . Южную сторону участка ограничивает сеть каналов в форме полумесяца , которая окружает центральную часть участка и окружает несколько приподнятых полей. Жилые постройки продолжаются за пределами канала, обычно расходясь на юго-запад и юго-восток; Возвышенные поля также присутствуют за пределами системы каналов. [2]
История
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
С момента своего основания в позднюю доклассическую эпоху, около 400 г. до н. э., Серрос представлял собой небольшую деревню фермеров, рыбаков и торговцев. [3] Они использовали плодородные почвы и легкий доступ к морю, производя продукцию и продавая ее среди других майя в этом районе. Около 50 г. до н. э., когда их экономика выросла и они начали экспериментировать с идеей королевской власти, жители Серроса инициировали масштабную программу обновления города, захоронив свои дома, чтобы освободить место для группы храмов и площадей.
Первой из новых построек была структура 5С-2nd, ставшая самым известным архитектурным сооружением на этом месте. Выровнен спиной к краю залива Четумаль, [4] он отмечал самую северную точку священной оси территории с севера на юг, которая была дополнена площадкой для игры в мяч (ул. 50), расположенной в самой южной точке. Когда умирали короли, приходили другие, и в их честь строились новые храмы. Последнее из крупных построек на этом месте (ул. 3А-1) произошло около 100 г. н. э., а многие другие постройки, по-видимому, были заброшены до этого времени. Во времена протоклассического периода Серрос перестал функционировать как место элитарной деятельности, но продолжал оставаться местом мирской домашней деятельности. [5] С тех пор любое новое строительство, вероятно, ограничивалось внешними жилыми районами, поскольку население начало резко сокращаться. [6]
Если не считать небольшого поселения в конце позднего классического периода в качестве деревенской общины, Серрос был заброшен с 400 года нашей эры. Это некогда великолепное место было заброшено в руины и оставалось практически незамеченным до тех пор, пока Томас Ганн не упомянул о «смотровых» курганах вдоль побережье в 1900 году, что вызвало интерес к этому месту. [7]
Археологическая структура Серроса
[ редактировать ]Археологические работы на Серросе впервые начались примерно в 1973 году, когда это место было приобретено корпорацией Metroplex в Далласе , которая намеревалась построить туристический курорт вокруг древнего церемониального центра майя и в конечном итоге передать археологический объект в дар правительству Белиза для создания национального парк.
Они связались с Айрой Р. Абрамс, которая преподавала в Далласе на факультете антропологии Южного методистского университета (SMU) и имела большой опыт работы с майя в той части территории, которая тогда была колонией Британского Гондураса (в июне 1973 года и стала независимой страной в 1981 году). Абрамс работал с президентом Metroplex Джоном Лавом и их сотрудником Джоном Фавро и местным меценатом Стэнли Маркусом над созданием Фонда Серро Майя для финансирования раскопок и частичного восстановления этого места.
Для этого Абрамс стал директором проекта Серро Майя и членом правления Фонда Серро Майя и нанял археолога Дэвида Фрейделя для наблюдения за раскопками. Абрамс также заключил первоначальные договоренности с Джозефом Паласио , комиссаром по археологии Британского Гондураса, о разрешении на раскопки и нанял рабочих из соседней деревни Ксаибе для работы на этом месте. Когда позже планы строительства курорта провалились, участок был передан правительству Белиза, как и было обещано.
В 1974 году Фрейдель и его команда обнаружили доказательства того, что это место относилось к позднему доклассическому периоду. В 1975 году, когда в Структуре 6 был обнаружен тайник с пожертвованиями, были предоставлены дополнительные доказательства того, что Серрос действительно был местом позднего доклассического периода. [7] На протяжении 1970-х годов исследованиям было разрешено продолжаться при финансовой поддержке Национального научного фонда . Первоначальная команда завершила раскопки в 1981 году.
В 1990-х годах Дебра Уокер и группа археологов начали серию новых раскопок, чтобы расследовать упадок этого места в конце поздней доклассической эры. В дополнение к исследованиям, проведенным на этом месте, команда Уокера также провела радиоуглеродное датирование недавно найденных артефактов. Они также перекалибровали несколько дат из первоначального исследования, чтобы установить более точную хронологическую последовательность.
Архитектура
[ редактировать ]Монументальная архитектура
[ редактировать ]Структура 5С-2-я
[ редактировать ]Самый северный структурный комплекс, расположенный на краю залива Четумаль, называется Строением 5C-2nd и содержит храм скромных размеров. По оценкам, двухъярусная пирамида-платформа, обращенная на юг, была построена примерно в 50 году до н. Расположение всего поселения на юге позволило всей общине стать свидетелем ритуалов на лестнице. [4] В космологии майя север связан с направлением неба, где господствуют небесные боги, а юг — с направлением подземного мира. Такое размещение связывало главный храм как физически, так и символически с небесной сферой. [8]
Важными являются четыре огромных раскрашенных гипсовых рельефа с масками, расположенные на ступенчатых стенах платформы по обе стороны от лестницы и изображающие силы космоса. [6] Линда Шеле и Дэвид Фрейдель идентифицировали две нижние маски как изображения Героев-близнецов Пополь -Вух . [9]
Четыре маски интерпретировались следующим образом: [10]
- Основная маска на нижней правой панели представляет собой изображение восходящего солнца и Шбаланке, которого можно узнать по глифу «кин» (солнце) на щеках. По бокам от него расположены его предметы, включая шлем, полоску на подбородке и вспышки для ушей. Он также идентифицирован по значку на украшении вокруг его левого уха как «якс» (первый). Кроме того:
- Нижняя маска слева также представляет собой Шбаланке, но в положении заходящего солнца, уравновешивая изображение восходящего солнца. [6]
- Верхняя маска справа представляет собой изображение Хун-Акпу, также известного как Венера или Утренняя звезда.
- Верхняя маска слева — тоже Хун-Ахпу, но в позиции Вечерней звезды.
Их положения предназначены для обозначения пути, по которому следуют Солнце и Венера по небу. [10] В 2005 году в своей статье « Горы творения: структура 5C-2nd и позднее доклассическое царствование» Дэвид Фрейдель предлагает еще одну интерпретацию масок. Теперь он чувствует, что нижние панели представляют собой связанные кости и погребальные маски Бога кукурузы и его брата-близнеца. Также в этой новой интерпретации верхние маски символизируют богов Ицамнааджа , Бога Творения, и Чаака , Бога человеческих жертвоприношений. Вместе они убили и уничтожили Кукурузного Бога. Именно этих богов изображал король, выступая на вершине сооружения. [11]
В сооружении также есть четыре больших столба, которые когда-то использовались для размещения священных деревьев, называемых мировыми деревьями. Король использовал заднюю часть храма для проведения частных церемоний, таких как пост, кровопускание и перфорация гениталий. [12]
Структура 6
[ редактировать ]Второй храм, известный как Строение 6, больше по размеру и расположен перед Строением 5C-2nd на западной стороне оси север-юг. Как и Строение 5C-2nd, Строение 6 обращено на юг, однако, хотя первый храм стоял отдельно, второй храм является частью триадного узора, за которым последовали его преемники на Серросе. Этот триадный узор возвышался на большой платформе и состоял из главного храма, окруженного двумя зданиями поменьше. [6] Строительство этого сооружения началось где-то около 50 г. до н.э., а все дополнительные модификации были завершены где-то между 50 и 60 годами. [13] позже. Его высота, составлявшая 16 метров над уровнем окружающей поверхности, давала королю больше уединения для проведения церемоний, увидеть которые могли только избранные. Шеле и Фрейдель [14] постулируют, что существование такой пирамиды с ее дифференцированными обзорными пространствами указывает на высокую степень социального расслоения среди жителей Серроса. Этот триадный план был отличительной чертой крупных доклассических центров, и похоже, что, подражая этому архитектурному плану, правители Серроса использовали дополнительные средства укрепления основного космологического принципа, лежащего в основе их власти. [15]
Этот храм, вероятно, был построен после прихода на престол нового короля. Эта теория подтверждается раскопками погребального тайника под строением 6B, в котором хранились предметы, предположительно принадлежавшие бывшему правителю, включая его Бога-шута диадему . [16]
Структура 4
[ редактировать ]Приняв свой нынешний вид где-то около 1 года нашей эры, Строение 4 было построено тем же правителем, что и Строение 6, и располагалось напротив второго храма на восточной стороне недавно созданной оси восток-запад на Серросе. Этот храм должен был стать самым большим на Серросе. Изменение ориентации этого нового храма, обращенного на восток, сигнализировало о дополнительной связи между храмом и правителем, возрожденным восходящим солнцем. Это сооружение также должно было стать погребальной святыней короля, однако оно никогда не использовалось по неизвестным причинам, поскольку во время раскопок помещение оказалось пустым. [6] [13]
Структура 29С
[ редактировать ]Этот великий храм знаменует собой еще одно изменение, поскольку он обращен на запад и был построен к югу от первоначального северного участка. Это триадная структура с тремя отдельными храмовыми платформами на вершине большей пирамиды, которая считается одним из самых ярких выражений доклассического триадного плана на Серросе. [6] Небольшая центральная платформа, обращенная на запад, украшена резными головами ягуаров. По бокам двух оставшихся храмов изображены длиннорылые маски. По мнению Шеле и Фрейделя, Строение 29C, вероятно, предназначалось как военный памятник и явно ассоциировалось с северной (ул. 61) и южной (ул. 50) площадками для игры в мяч. [17]
Структура 3А
[ редактировать ]Это сооружение, возведенное около 100 г. н. э., считается последним храмом на месте Серроса и, вероятно, последним из крупных сооружений. Это сооружение было построено непосредственно к югу от Строения 4, возвращаясь к первоначальной священной оси север-юг и более ранней ориентации на юг. [6] Этот храм был построен небрежно и не содержал погребального тайника, свидетельствующего об упадке власти правителей Серроса. Структура 3А, скорее всего, была построена по заказу последнего из правителей Серроса в позднем доклассическом периоде. [13]
Площадки для игры в мяч
[ редактировать ]Структура 61
[ редактировать ]Строение 61 считается открытой площадкой для игры в мяч с приподнятой аллеей, окруженной двумя параллельными зданиями (Строение 61B, обращенное на запад, и Строение 61C, обращенное на восток). Оба здания имеют широкие, низкие, наклонные скамейки, выходящие на приподнятое игровое поле и опирающиеся на невысокий фундамент (ул. 61А). В отличие от большинства площадок для игры в мяч, ни в одном из зданий нет верхней игровой стенки, поэтому вполне вероятно, что зона скамейки запасных считалась находящейся в пределах честной игры. Наклонные вертикальные поверхности скамеек побуждали мяч отскакивать от них вверх. [18]
Структура 50
[ редактировать ]Площадка для игры в мяч Структуры 50 считается идентичной Структуре 61, за некоторыми исключениями: [18]
- Игровая площадка Строения 50 представляет собой затонувшую площадку прямоугольной формы с определенными игровыми зонами, в отличие от открытой конструкции Строения 61.
- Оба боковых здания, Структуры 50C и 50E, имеют верхние платформы на вершине, которые, вероятно, были включены в игровое поле.
- Конструкции 50А и 50В представляют собой два больших здания в конечной зоне, которые, скорее всего, находятся далеко за пределами игрового поля и, вероятно, служили трибунами для просмотра игры.
Жилые конструкции
[ редактировать ]К 1991 году на территории были раскопаны различные участки и курганы; однако многие еще не сделали этого. Количество раскопанных жилых массивов внутри ядра составило 18, а количество курганов - 20. Количество раскопок за пределами ядра было меньше: всего 6 участков и 12 курганов. Всего внутри и за пределами ядра находилось 157 предполагаемых территорий и курганов, которые остались нетронутыми. [19]
Пропитание на Серросе
[ редактировать ]Сельское хозяйство и использование диких растений
[ редактировать ]У Серроса есть доказательства инвестиций в управление водными ресурсами, включая окружающий канал, где майя использовали несколько поднятых и направленных полей вокруг этого участка. Считается, что эти каналы использовались для хранения воды и орошения близлежащих полевых систем в засушливый сезон. [20] Одно из таких полей находится к западу от площадки для игры в мяч Структуры 50 и находилось прямо на границе главного канала, окружавшего поселок. Жители использовали главный канал, построенный во время фазы Ко (200-50 гг. до н. э.), для орошения сельскохозяйственных культур круглый год. В засушливый сезон канал и его ответвления, скорее всего, заполнялись прудом и использовались для орошения. В сезон дождей их использовали вместе с дренажными канавами для орошения посевов. [21] Неясно, была ли мотивация строительства и использования каналов вызвана коммунальным предпринимательством, трудом, управляемым элитой, или и тем, и другим. [22] На участке выращивалась «типичная триада» сельскохозяйственных культур (кукуруза, фасоль и тыква). По словам Крэйна, купулы и/или зерна кукурузы присутствовали примерно в 75% образцов, взятых на месте. Также обнаружено небольшое количество остатков фасоли и пыльцы кабачков. [23]
Лесоводство было еще одной важной частью диеты майя. Семена дерева Нанса ( Byrsonima crassifolia ) были обнаружены примерно в 40% взятых проб. семена плодов кокойоловой пальмы ( Acrocomia mexicana ), семена цирикота ( Cordia dodecandra ) и хуано ( Sabal spp.). Также были распространены [23]
Фаунистические останки
[ редактировать ]На территории участка было обнаружено значительное количество остатков фауны, включая различные виды морских обитателей, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих (как диких, так и домашних). Расположение костей этих животных указывает на социальное расслоение, существовавшее среди обитателей стоянки. В районах, которые считались местами проживания простолюдинов, остатков фауны было немного, и почти всегда они представляли собой более мелких животных. И наоборот, количество и размер останков животных в районах, отнесенных к элите, сильно различались. Мясо было более доступно элите Серроса. [24]
На территории и вокруг нее проводились различные формы заготовки животных. Добыча морской фауны, скорее всего, была основным направлением деятельности и осуществлялась в различных средах обитания. Собак разводили ради мяса, и их, вероятно, употребляли в пищу во время зимних «нортов» и в те месяцы, когда выполнялось большое количество сельскохозяйственных работ. Охотились также на оленей и других животных, таких как пекари, пумы, ягуары и более мелкие млекопитающие. [24]
Торговля
[ редактировать ]В период позднего доклассического периода существовали торговые контакты на дальние расстояния с вулканическими районами, о чем свидетельствуют обнаруженные многочисленные куски нефрита и кристаллического гематита, а также видимые в монументальном искусстве Серроса. [25] Для сырья, легко доступного на севере Белиза, Серрос мог функционировать как перераспределительный пункт, а также как перевалочный пункт для продукции, которая должна была быть отправлена вглубь страны по реке Нью-Ривер. [5] С прекращением строительства на Серросе и отсутствием там каких-либо новых построек, относящихся к классическому периоду, население начало резко сокращаться, и ни в одном из месторождений классического периода, обнаруженных на Серросе, не было обнаружено никаких артефактов из нефрита или кристаллического гематита. [5]
Захоронения и тайники
[ редактировать ]В ходе раскопок погребальных групп на этом участке в 1979 году было обнаружено 26 человек в 20 погребениях. Археологи обнаружили, что были представлены оба пола и что возраст людей варьировался от младенчества до зрелого возраста. В этих погребениях также были обнаружены глиняные сосуды, фрагменты метата и кремнистые орудия. [26]
В тайниках по всему объекту были обнаружены различные артефакты. В строении 6B находился тайник-посвящение с большим количеством подношений, в том числе 28 нефритовых артефактов, несколько керамических сосудов, раковины спондилов , фрагменты зеркал из зеркального гематита и разнообразные диски из белых ракушек. Различные предложения по завершению работ также были обнаружены в структурах 2A и 5C-2nd. [27]
Современные условия
[ редактировать ]Большая часть объекта остается нераскопанной. Теперь можно добраться до Серроса по гравийной дороге из города Коросаль . На месте работает сотрудник археологической информации. Доступ к коллекции, раскопанной в 1970-х годах, возможен через цифровой каталог, составленный Музеем естественной истории Флориды при финансовой поддержке Национального фонда гуманитарных наук. [28]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Скарборо 1991: 176
- ^ Sharer 1994: 118-122.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990:98
- ^ Jump up to: а б с Гарбер 1985:14
- ^ Jump up to: а б Фрейдель 1986:xv
- ^ Sharer & Traxler 2005: 266-67
- ^ Фрейдель и Шеле 1988: 550
- ^ Jump up to: а б Фрейдель и Шеле 1988:552
- ^ Fields, Virginia M., Dorie Reents-Budet et al. 2005:52
- ^ Шеле и Фрейдель 1990:110
- ^ Jump up to: а б с Уокер 2005.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990:118
- ^ Шарер и Трэкслер 2005: 267.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990:121
- ^ Шеле и Фрейдель 1990:125
- ^ Jump up to: а б Скарборо, Митчам и др.:27
- ^ Скарборо 1991: 148
- ^ Sharer & Traxler 2005: 278-79
- ^ Скарборо 1983:725
- ^ Шарер и Трэкслер 2005: 279
- ^ Jump up to: а б Крейн 1986:148
- ^ Jump up to: а б Карр 1985:129
- ^ Гарбер 1985:13
- ^ Фрейдель 1979:41
- ^ Гарбер 1983: 802.
- ^ «Интернет-каталог исследований Серроса» .
Ссылки
[ редактировать ]- Карр, Хелен С. (1985) Образ жизни и церемонии: использование фауны в позднем доклассическом сообществе в Серросе, Белиз. Документы Музея археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет , 77 (117), стр. 115–132.
- Филдс, Вирджиния М.; Дори Реенц-Буде; и др. (2005). Повелители творения: истоки священного царства майя . Лос-Анджелес: Издательство Scala . ISBN 1-85759-386-3 .
- Фрейдель, Дэвид А. (1979) Области культуры и сферы взаимодействия: контрастирующие подходы к возникновению цивилизации в низменностях майя. Американская древность , 44 (1), стр. 36–54.
- Фрейдель, Дэвид А. и Линда Шеле (1988) Царство в низменностях позднего доклассического периода майя: инструменты и места ритуальной силы. Американский антрополог , 90 (3), стр. 547–567.
- Гарбер, Джеймс Ф. (1983) Модели потребления и утилизации нефрита в Серросе, Северный Белиз. Американская древность , 48 (4), стр. 800–807.
- Гарбер, Джеймс Ф. (1985). «Торговля на большие расстояния и региональный обмен в сообществе майя Серрос в Северном Белизе». Мексиканец . JSTOR 23758985 . стр. 13–16
- Робертсон, Робин А.; Дэвид А. Фрейдель; и др. (1986). Археология на Серросе, Белиз, Центральная Америка, Том I, Промежуточный отчет . Даллас, Техас: Издательство Южного методистского университета . ISBN 0-87074-214-0 .
- Скарборо, Вернон Л. (1983) Доклассическая водная система майя. Американская древность , 48 (4), стр. 720–744.
- Скарборо, Вернон Л. и др. (1982) Две площадки для игры в мяч позднего доклассического периода в центре низменных майя на Серросе, Северный Белиз. Журнал полевой археологии , 9 (1), стр. 21–34.
- Скарборо, Вернон Л.; Дэвид А. Фрейдель; и др. (1991). Археология на Серросе Белиз, Центральная Америка Том. III, Система расселения в позднедоклассической системе позднедоклассического сообщества майя . Том. 3. Даллас, Техас: Издательство Южного методистского университета . ISBN 0-87074-307-4 .
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Уильям Морроу . ISBN 0-688-07456-1 . OCLC 21295769 .
- Шарер, Роберт Дж.; Лоа П. Тракслер (2005). Древние майя, 6-е издание . Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4816-0 .
- Уокер, Дебра С. (2005) Выборка гибели Серроса: радиометрическая проверка неуловимого протоклассика . ФАМСИ.