Jump to content

Ошкинток

Координаты : 20 ° 33'37 "N 89 ° 57'14" W  /  20,5603416667 ° N 89,95385 ° W  / 20,5603416667; -89,95385
Карта северо-запада Юкатана с указанием основных экологических зон и местонахождения Ошкинтока.
Цат Тун Цат или «древний лабиринт».

Ошкинток археологический памятник доколумбовой эпохи майя в регионе Пуук штата Юкатан на юго-востоке Мексики.

География и климат

[ редактировать ]

Участок Ошкинток расположен на северо-западной оконечности полуострова Юкатан и расположен нетипично (для региона) рядом с двумя другими участками. Ошкинток расположен в шести километрах к юго-востоку от Макскану , в 46 километрах к северо-востоку от Ушмаля и в 50 километрах к югу от нынешней столицы штата Мериды . Он расположен в регионе Пуук; puuc на языке майя означает «холм». Холмы Пуук простираются от южного Юкатана до Кампече на севере и Кинтана-Роо на западе. Это пределы карстовых холмов на равнинном ландшафте Юкатана.

Юкатан представляет собой обширный равнинный регион, богатый известняком, в котором преобладает карстовый рельеф и геология. Важное значение имеет карстовый ландшафт, поскольку поверхностных вод здесь нет. Это означает, что на севере Юкатана нет крупных речных систем и почти нет озер, поскольку литология известняка стекает под землю. Любая оставшаяся поверхностная вода непригодна для потребления и встречается в очень небольших количествах. Подземный дренаж приводит к тому, что северный Юкатан покрыт пещерами и воронками, называемыми сенотами , которые впоследствии используются жителями для доступа к питьевой грунтовой воде. Любой рельеф в регионе Пуук обусловлен неодинаковыми скоростями растворения в известняковой породе и никогда не достигает высоты 400 метров над уровнем моря.

Северный Юкатан — это дождливые тропики с сильными летними дождями, в большинстве районов количество осадков превышает 1000 мм с сезоном дождей и засух. 80% осадков выпадает в период с мая по октябрь, и только умеренные осадки с ноября по март. На археологическом объекте Ошкинток выпадает значительное количество осадков - около 700 мм. Температуры на полуострове особенно однородны: в среднем 25°C, с более высокими температурами к побережью и постоянным похолоданием к центру.

Этимология

На языке юкатекских майя имя «Окскинток» можно проанализировать как «Ох» (три) и «Кин» (день/солнце), но существует несколько вариантов «Ток» (если последняя буква — мягкая /К). / тогда это может означать «вырвать / защитить, наклониться, упасть или сжечь», но если последняя буква действительно голосовая / К ' /, тогда это может означать «проколоть, пустить кровь или кремень / кремень / твердый камень» ). В литературе встречаются разные переводы, основанные на различных значениях слова «Ток». [ нужна ссылка ]

История исследований

[ редактировать ]

Место Ошкинток было впервые описано в 16 веке братом Антонио де Сьюдад-Реаль, который отметил близость этого места к горному хребту Пуук и большие разрушенные сооружения. Он также был первым, кто обратил внимание на Сатунсат, «место, куда бросали тех, кто совершил тяжкие преступления, чтобы они могли там умереть» (Torecilla, 1998). Впоследствии это место больше не упоминалось до 19 века, когда его посетил Дж. Л. Стивенс (Torecilla, 1998). В 1842 году Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд исследовали Окскинток, включая Лабиринт. В начале 20 века в рамках проекта Карнеги Эдвин М. Шук провел на этом месте короткое время. Первые настоящие раскопки были профинансированы Пенсильванским университетом под руководством Его Превосходительства Мерсера в феврале 1895 года. Эти первые исследования были сосредоточены на архитектурной группе Сатунсат. Между 1932 и 1940 годами Вашингтонский институт Карнеги профинансировал крупный проект по сбору данных о многих участках полуострова Юкатан (Torecilla, 1998). Окскинток изучался Х.Э.Д. Поллоком, Э.М. Шуком и Г.В. Брейнердом, уделяя особое внимание архитектуре и керамике в 1940-х годах, но крупномасштабных раскопок не проводилось.С 1980-х годов в рамках долгосрочного проекта под руководством Мигеля Риверы Дорадо (Мадрид, Испания) было получено огромное количество данных об Окскинтоке. Совсем недавно мексиканская компания INAH инвестировала в раскопки и реконструкцию этого места (под руководством Рикардо Веласкеса Валадеса).

Проект Оккинток

Первые крупномасштабные раскопки в Оккинтоке проводились с 1986 по 1991 год в рамках проекта Оккинток / MAEM (Арквеологическая миссия Испании в Мексике), возглавляемого Мигелем Ривера Дорадо. Цели раскопок были двоякими (Мадрид, 1991 г.).

  • 1) Завершить раскопки на месте, которое дает ключ к разгадке социального порядка доиспанских майя.
  • 2) Оккинток дает ключ к разгадке пробелов в эволюции первых цивилизаций Северного Юкатана.

Это, безусловно, большая часть публикаций, доступных на Oxkintok отдельными членами команды.

Хронология

[ редактировать ]

Это место предоставило свидетельства проживания людей от позднего доклассического до позднего постклассического периодов доисторической эпохи майя. Тем не менее, Ошкинток стал крупным центром между периодами ранней классики и терминальной классикой (включая то, что Кармен Варела называет «средней классикой»). Он хорошо известен как имеющий очень раннюю дату Длинного счета - 475 г. н.э. (на перемычке Строения 6 в группе «Канул»). Последний датированный памятник на этом месте датируется 859 годом нашей эры.Всего в Ошкинтоке собрано около 70 000 черепков горшков и 38 целых сосудов. Хронология во многом основана на типах керамики, возникающих и исчезающих в культуре майя. Однако среди раскопок продолжаются споры о том, как интерпретировать керамику. Хронология, включающая аспекты помимо керамики, включает архитектуру и иконографию.

На основе этой модели [1] было шесть этапов:

  • Сихил, Бут, Ичпа, Нохеб, Укмуль, Нак и Токой.

Хронология этого места начинается примерно с 600 г. до н. э. и продолжается до ~ 1500 г. н. э. Первые две фазы слабо определены, и все не затвердевает до фазы Ичпа, которая совпадает с ранним классическим периодом и, следовательно, является первой согласованной фазой. . Присутствует полихромная керамика, характерная для региона того времени, и иероглифы. Фаза Ноэба совпадает со средней классикой, и в этот период полихромная керамика исчезает вместе с любыми каменными надписями, и начинается строительство больших пирамид. На этапе Укмуль вновь появляются иероглифы и появляется изобилие богатой подробной иконографии. Фаза Нака является кульминацией строительства самой «гламурной» архитектуры, и появляется дописарранская керамика, характеризующаяся поддерживающими коническими ножками, но в остальном демонстрирующая широкое разнообразие дизайна. Наконец, фаза Токой определяется исчезновением всех свидетельств человеческой деятельности, за исключением керамики с ухудшением материалов и постоянством техники, которая полностью исчезает к 1500 году нашей эры.

Нет никаких доказательств того, что война или голод стали причиной оставления Ошкинтока. Также нет свидетельств оккупации после того, как он был заброшен около 1500 г. н.э.

Архитектура

[ редактировать ]

Стиль архитектуры представляет собой интересное сочетание техник раннего, позднего и терминального классицизма. Некоторые из построек имеют плитчато-сводчатую кладку (показательную для раннего классического и раннего позднеклассического периодов), в то время как многие четырехугольники содержат конструкции с облицовочной кладкой (появившейся в конце поздней классики и разработанной в период терминальной классики). Это место используется как пример перехода от традиционной архитектуры классического периода к каменной кладке из шпона Пуук Джорджа Ф. Эндрюса. Оккинток также демонстрирует тип архитектуры « талуд-таблеро », чаще всего связанный с центральными мексиканскими памятниками, такими как Теотиуакан , Монте-Альбан и Чолула (но его также можно найти среди некоторых памятников майя, таких как Тикаль , Каминальджую и соседний Чунчучмиль , во времена Средняя классика).

Архитектуру лучше всего понять, и она почти всегда разбивается на четыре группы, а затем рассматривается, как архитектура изменилась или не изменилась внутри этих групп. Четыре группы: Май, Сатунсат и Ах Джанул/Канул и Дзиб. Эти группы составляют центр города и представляют собой почти исключительно монументальную архитектуру. Они были определены командой раскопок и, по сути, представляют собой просто группу зданий или здание (Мадрид, 1991 г.). Это гораздо больше, чем просто эти четыре группы; остальное просто не было раскопано, так как большое внимание уделялось раскопкам монументальной архитектуры. Большая часть того, что было раскопано в Ошкинтоке, — это храмы, дворцы и многокомнатные постройки. Чтобы проследить изменения в архитектуре сайта, была составлена ​​приведенная выше диаграмма (рис. 7). Это компиляция данных из трех источников, перечисленных ниже на рисунке 7. Очевидно, что между этими тремя периодами произошло много серьезных изменений, и в целом это переход от нерегулярного дизайна к более сложному, очень спланированному геометрическому дизайну с декором и декором. сложная лепнина и каменный декор. Единственное, что остается неизменным – это использование куполов и арок для входов и открытых пространств. Что касается отдельных групп, то существует концентрация Прото Пуук в группе Ах-Канул и Раннего Оккинтока в майской группе, которая позже была модифицирована в фазе Прото Пуук, но ни одна группа не ограничивается одной фазой.

Сатунсат

Самым популярным сооружением на этом месте является цат тун цат (иногда пишется Сатунсат, но чаще всего его называют «Лабиринт»). Группа Satunsat является исключением. Это отдельное здание, своего рода лабиринт или лабиринт, построенный по образцу пещерного комплекса. Нет никаких догадок относительно того, для чего он был построен, хотя недавно было обнаружено, что большинство вентиляционных шахт совпадают с определенными положениями солнца, поэтому некоторые думают, что это был лабиринт, используемый для посвящения и практики религии, но нет ничего убедительный. Так что немного сложно отнести Сатунсат к какой-либо одной фазе, но источники постоянно указывают на вероятность того, что эта структура была построена на ранней стадии Окскинтока.

В VI веке одна из комнат нижнего этажа была переоборудована в погребальную камеру с уменьшенной площадью лабиринта. Также была перекрыта лестница на третий этаж с северной стороны, заменена роспись северного, восточного и южного фасадов и пристроена лестница с восточной стороны. По словам Мигеля Риверы Дорадо, это преобразование ознаменовало превращение особого полуподземного дворца-лабиринта в обычный дворец. [2]

Скульптура
Резная колонна из Ошкинтока, Юкатан.

Ошкинток известен своими антропоморфными колоннами. Эти колонны от позднего до терминального классического периода были созданы для изображения элиты, воинов и божеств – потенциальных предшественников «колонн воинов» Чичен-Ицы и Маяпана . Заметки о некоторых из этих колонок были включены в новаторскую работу Татьяны Проскуряковой (см. Ссылки ниже).

Гробницы

[ редактировать ]

Из-за разграбления Оккинтока в настоящее время осталось только 11 (хотя количество неповрежденных гробниц в литературе варьируется от 11 (дорадо) до 5 (торесилла)) нетронутых гробниц, почти все из которых были очень похожи.

Гробницы 1, 2, 3, 4, 5 датируются средней классикой, 6,7 — переходной между поздней и средней классикой, 8, 9 и 10 относятся к поздней классике, а 11 предварительно датируются последней классикой. Иностранных захоронений нет, и единственные захоронения, не принадлежащие мужчинам, имеют неопределенный пол. Однако похоже, что эти захоронения принадлежали только людям с высоким статусом.

  • В основном мужские захоронения, только три захоронения неизвестного пола.
  • Все индивидуальные захоронения, кроме одного смешанного захоронения.
  • Вторичные захоронения с двумя первичными
  • Погребальные камеры/могилы в монументальной архитектуре майя
  • Предложения мало различались. Почти всегда включали украшения и фрагменты ракушек, нефритовую маску и/или фрагменты подвесок, несколько обсидиановых инструментов и разновидность керамики-треножника.
Кости

На территории расположено множество останков скелетов, которые не включены в захоронения и либо были частью подношений, либо были захоронены намеренно. Некоторые из них животные, но большинство — люди. Многие кости имеют признаки разрушения вследствие артрита, остеомиелтиза (заболевания костного мозга, приводящего к ухудшению состояния пораженных костей), а эмаль многих зубов сильно изношена.

Религия и идеология

[ редактировать ]

В Окскинтоке религия, правительство и архитектура были тесно связаны друг с другом, как и в случае с религией майя в большинстве городов. Во-первых, очевидно, что северная половина городского центра имела меньшую важность, чем южная, из-за отсутствия иконографии и наличия площадки для игры в мяч в южной половине. Из трех архитектурных групп этой южной половины группа Ах-Канул считается центром власти с тремя монументальными пирамидами и туннелями, соединяющими другие группы. Группа Дзиб была специализированной, обладая площадкой для игры в мяч, что делало ее чрезвычайно важной для выражения социального порядка, соотношения сил и легитимизации монархии (дорадо, 1996). Также описаны сложные отношения между монархией майя и богом Солнца. Принято считать, что планировка Ошкинтока тесно связана с движениями и узорами солнца. Судя по ориентации зданий, таких как фасады Сатунсата, обращенные на восток и запад, они специально подготовлены для наблюдения солнечного равноденствия и улавливания солнечного света внутри лабиринта (Дорадо, 1996). Ориентация площадки для игры в мяч также важна, поскольку она обращена с севера на юг, чтобы «мяч мог имитировать ежегодный маршрут солнца в его приходах и уходах» (Дорадо). Наконец, Дорадо (1996) отмечает, что «у нас нет достаточно полных карт многих городов, грабежи и стихия уничтожили самые ясные останки», но позже приходит к выводу, что сам город был задуман как изображение небес. Рельефы содержат эмблему неба, которая, как полагают, связана с богом солнца, который появляется по всему городу в произведениях короля. В группе Ах-Канул все еще можно увидеть изображения солнца и луны, а также изображения «правящей семьи», называемой Валас, что еще больше связывает эти два аспекта культуры майя в Окскинтоке.

Идеология строительства

Дорадо (1996) выдвигает идею о том, что непрерывное строительство, имевшее место в Ошкинтоке и других стоянках майя, связано с символизацией родственных связей и культом предков. Каждый последующий правитель устанавливал связи с «отцами-основателями» через каменные работы. Строительство есть утверждение и выражение родственных связей и законов стратификации, поэтому каждое здание вновь подтверждает родословную, память о своем существовании и оправдание своей власти.

Лидерство и неравенство

Обсуждение вопросов лидерства и неравенства вращается вокруг архитектуры этого места, поскольку многие раскопки Окскинтока были сосредоточены на проектировании городского центра и его развитии в древности (Dorado, 1997). Все захоронения были относительно хорошо оснащены неизменным набором погребального инвентаря и хорошо спроектированными конструкциями, что также позволяет предположить, что все захоронения принадлежали лицам с более высоким статусом. Существует захоронение с измененным черепом, что позволяет предположить, что существовала статусная дифференциация, если предположить, что Окскинток следовал традиционной статусной практике майя по деформации черепа.

Структура правительства

[ редактировать ]

В архитектуре Окскинтока есть явные свидетельства неравенства и источников власти. Однако трудно отделить правительственную структуру от того, что известно о религии в Оккинтоке: «Планировка города, по-видимому, была связана с движением солнца и политической властью лидера (Manzanilla, 1997)». Религию, правительство и, в некоторой степени, неравенство лучше всего понимать и часто обсуждать одновременно через призму архитектуры.

Правящая группа, получившая название «Валас», была предварительно исследована на месте, о них в частности мало что известно, но они часто встречаются в сохранившейся иконографии.

Война и насилие

[ редактировать ]

Любые войны, которые действительно происходили, и любые браки, если уж на то пошло, происходили между участками, находящимися в среднем на расстоянии 38 км (Manzanilla, 1997). Это наводит на мысль, что на этом месте имело место насилие. Мансанилья (1997) также заявляет, что Дорадо подчеркивает сложность поддержания широкого территориального контроля в тропических лесах и что сила основана на родственных связях. Однако для каких-либо дальнейших выводов не хватает нескольких ключевых доказательств. Архитектура не предполагает никакой подготовки к войне из-за отсутствия стен и других укреплений. На основании описанных выше погребений сделать какие-либо выводы сложно из-за полного отсутствия набора данных. Более того, нет никаких письменных свидетельств о насилии в Ошкинтоке, а также нет свидетельств получения/выплаты дани или завоеваний. Из-за отсутствия такого большого количества показателей насилия и войн вполне разумно заключить, что Окскинток не часто участвовал в крупномасштабном насилии.

Письменность и символика

[ редактировать ]

Большая часть информации о письменности в Ошкинтоке исходит от архитектурной группы Дзиб. Группа включает в себя ранее упомянутую площадку для игры в мяч, две лестницы и 18 стел, каждая из которых содержит ту или иную иконографию. Стелы на этом месте неразборчивы и не поддаются интерпретации из-за сильной эрозии и разрушения, но по другим характеристикам они без сомнения могут быть отнесены к позднему классическому периоду (Dorado, 1996). Первая лестница не была полностью интерпретирована, но предполагается, что она совпадает со второй лестницей и, следовательно, аналогична по значению. Вторая ступенька лестницы упоминает правительство Валаса и, похоже, посвящена ему. Также присутствует колесо календаря, которое не было полностью интерпретировано, но, похоже, связано с кольцом площадки для игры в мяч, поскольку они начинаются в одну и ту же дату. На кольце площадки для игры в мяч указана дата его предположительного строительства — 713–714 гг. н.э. Вполне возможно, что большая часть письменности/иконографии не сохранилась из-за естественной склонности строительного материала (карстового известняка и песчаника) к быстрому выветриванию по сравнению с другими строительными материалами. Также важно отметить, что в Окскинтоке произошел заметный «перерыв» в письменной форме во время бума архитектурного сжатия на этом месте, 550-650 гг. н. э. (Dorado, 1996). Интерпретация этого перерыва не представлена.

Современный сайт и туризм

[ редактировать ]

Сайт Ошкинток представляет собой охраняемую « зону », открытую для посетителей за плату за вход. До него можно добраться из соседнего города Макскану , примерно в 62 км (38,5 миль) к югу от Мериды по федеральной автомагистрали 180 . На территории нет удобств, но ее посещают гиды. Среди близлежащих достопримечательностей — пещеры Кальчеток .

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, Джордж Ф. (1999) Пирамиды, дворцы, монстры и маски: золотой век архитектуры майя. Labyrinthos Press, Калверт-Сити.
  • Косме Муньос, Альфонсо. 1989 Лабиринты, пирамиды и дворцы, архитектурные этапы города Ошкинток, Министерство культуры, Главное управление изящных искусств и архивов, 1987–1990 3:99–111.
  • Келли, Джойс (1993) Археологический путеводитель по полуострову Юкатан в Мексике . Университет Оклахомы Пресс, Норман.
  • Проскурякова, Татьяна (1950) Этюд классической скульптуры майя . Публикация Вашингтонского института Карнеги № 593.
  • Ривера Дорадо, Мигель (1994) Заметки об археологии Ошкинтока. В книге « Скрытые среди холмов: археология майя на северо-западе полуострова Юкатан» . Ханнс Дж. Прем, изд. стр. 44–58 Acta Mesoamericana, 7 Verlag von Flemming, Мёкмюль.
  • Ривера Дорадо, Мигель (1999) Возникновение государства майя Окскинток. Маяб 12:71-78 Мадрид.
  • Ривера Дорадо, Мигель (2001) Ошкинток (Юкатан, Мексика). В археологии Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Сьюзан Т. Эванс и Дэвид Л. Вебстер, ред. стр. 561–562. Гарленд, Нью-Йорк
  • Шук, Эдвин М. (1940) (английский) Исследование руин Ошкинтока, Юкатан. Мексиканский журнал антропологических исследований 4:165-171. Мексика
  • Шук, Эдвин М. (1983) (испанский) Исследование руин Ошкинтока, Юкатан. Мексиканский журнал антропологических исследований 29 (1): 203-210. Мексика
  • Стивенс, Джон Л. (1962) Случаи путешествий на Юкатане (2 тома). Университет Оклахомы Пресс, Норман
  • Варела Торресилла, Кармен (1990) Новый комплекс в керамической серии Ошкинток: Средняя классика. Оккинток 3:113-126. Мадрид
  • Варела Торресилья, Кармен (1992) Керамика Ошкинтока. Маяб 8:39-45. Мадрид
  • Варела Торресилья, Кармен и Джеффри Э. Брасвелл (2003) Теотиуакан и Окскинток: новые перспективы Юкатана. В книге «Майя и Теотиуакан: переосмысление раннего классического взаимодействия» , под редакцией Дж. Э. Брасвелла, стр. 249–272. Техасский университет Press, Остин.
  • Дорадо Ривера, Мигель 1996 Майя Окскинтока. Министерство образования и культуры, Главное управление изящных искусств и культурных ценностей, Институт исторического наследия Испании, Испания.
  • Дорадо Ривера, Мигель 1997 Археология и этнография в Ошкинтоке. Испанский журнал американской антропологии 27:113-127.
  • Дорадо Ривера, Мигель 1995 Архитектура, правители и космология: Аннотации по идеологии майя в записных книжках Оксикинтока. Испанский журнал американской антропологии 25:23-40.
  • Дорадо Ривера, Мигель 1998 Городское планирование Ошкитока: проблемы и интерпретации. Испанский журнал американской антропологии 28:39-61.
  • Дорадо Ривера, Мигель 1999 Возникновение государства майя Окскинток. Испанское общество исследований майя 12:71-78.
  • Маркинес, М. Иоланда Ф. и Альфонсо М. Косме, 1993 г. Архитектурные стили и этапы строительства в майской группе, Оккинток, Юкатан. Испанский журнал американской антропологии 23:67-82.
  • Мансанилья, Линда (редактор) 1997 г. Возникновение и изменение в ранних городских обществах. Национальный автономный университет Мексики, Мексика.
  • Торресилла Варе, Кармен 1996 Историческая последовательность Ошкинтока: хронологические и методологические проблемы с точки зрения керамики. Испанский журнал американской антропологии 26:29-55.
  • Торресилья Варе, Кармен 1998 Средняя классика на северо-западе Юкатана: региональная фаза Ошкинтока в Ошкинтоке (Юкатан) как парадигма. Парижские монографии по американской археологии 2
[ редактировать ]

20 ° 33'37 "N 89 ° 57'14" W  /  20,5603416667 ° N 89,95385 ° W  / 20,5603416667; -89,95385

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a58d11b3ca6e7e3b68b68527a50f5774__1717463700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/74/a58d11b3ca6e7e3b68b68527a50f5774.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oxkintok - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)