Якша
Расположение | Флорес |
---|---|
Область | Департамент Петен , Гватемала |
Координаты | 17 ° 4'39 "N 89 ° 24'9" W / 17,07750 ° N 89,40250 ° W |
История | |
Основан | Средний доклассический период |
Заброшенный | Терминал Классический |
Периоды | Доклассический и классический периоды |
Культуры | Майя |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1970-е годы и далее |
Археологи | Бернар ГермесТикальский национальный проект |
Архитектура | |
Архитектурные стили | Доклассические и классические майя |
Ответственный орган: IDAEH |
Якша (или Якша в испанской орфографии) — мезоамериканский археологический памятник на северо-востоке бассейна Петен в современной Гватемале . Являясь церемониальным центром доколумбовой цивилизации майя , Якша был третьим по величине городом в регионе и испытал максимальную мощь в раннеклассический период (ок. 250–600 гг. н.э.).
Город располагался на хребте, выходящем на озеро Яджа. Название города происходит от слова майя, означающего «сине-зеленая вода»; это заметное переживание топонима классического периода в наши дни. По оценкам, королевство Якша занимало площадь в 237 квадратных километров (92 квадратных миль), а пиковая численность населения составляла 42 000 человек в позднеклассический период мезоамериканской хронологии . [1]
Якша имел долгую историю оккупации: первое поселение было основано где-то в среднем доклассическом периоде (ок. 1000–350 до н.э.). Он превратился в крупнейший город в восточном регионе озер Петен во время позднего доклассического периода (ок. 350 г. до н.э. - 250 г. н.э.) и расширился до огромного города во время ранней классики (ок. 250–600 гг. н.э.). В настоящее время, как и другие места в Петене, он демонстрирует сильное влияние далекого мегаполиса Теотиуакана в Мексиканской долине . Во времена поздней классики (ок. 600–900 гг. н. э.) его затмил соседний Наранхо , но он никогда не доминировал полностью. Город хорошо сохранился до терминальной классики (ок. 800–900), но был заброшен в постклассический период (ок. 900–1525).
О руинах города впервые сообщил Теоберто Малер , посетивший их в 1904 году. Это место было нанесено на карту в 1930-х, а затем снова в 1970-х, а работы по стабилизации начались в конце 1980-х. Руины включают в себя остатки более чем 500 сооружений с рядом крупных археологических групп, соединенных дамбами . около 40 стел майя На этом месте было обнаружено , около половины из которых представляют собой скульптуры.
Этимология
[ редактировать ]Название Якша происходит от майяского слова «якса» , что означает «сине-зеленая вода». [2] Яджа примечателен сохранившимся топонимом классического периода, когда это был процветающий город. [3] Дэвид Стюарт первым предложил, чтобы символ-эмблема этого места читался как Яш-ха, и что название города (и озера) имеет древнее происхождение. [2]
Расположение
[ редактировать ]Расположен в современном департаменте Петен , на севере Гватемалы , примерно в 30 километрах (19 миль) к юго-востоку от Тикаля ; [4] Якша расположен на северном берегу озера Якша ; [3] руины простираются примерно на 3 километра (1,9 мили) вдоль вершины холма, параллельного берегу озера. [5] Руины находятся в границах национального парка Якша-Накум-Наранхо . [6] который занимает площадь 37 160 гектаров (143,5 квадратных миль) и включает в себя руины четырех древних городов майя: Якша, Топоксте , Накум и Наранхо , а также 10 промежуточных объектов и более 280 небольших поселений. [7]
Известные правители
[ редактировать ]Все даты нашей эры
Имя | Правило |
---|---|
Кинич Лакамтуун | ок.799 [8] |
История
[ редактировать ]Доклассический
[ редактировать ]Якша уже играл значительную роль в позднем доклассическом периоде (ок. 350 г. до н.э. - 250 г. н.э.) и был крупным памятником еще в среднем доклассическом периоде (ок. 1000–350 гг. до н.э.). [9] Археологические исследования показывают, что самое раннее, среднедоклассическое поселение находилось в том месте, где развились южный и западный секторы города. В позднем доклассическом периоде город стал крупнейшим поселением в бассейне Якша-Сакнаб с заметным ростом населения и строительной деятельности. [10]
Ранняя классика
[ редактировать ]Город достиг пика своего могущества в раннеклассический период мезоамериканской хронологии (ок. 250–600 гг. Н.э.), в этот период город значительно расширился. [11] Раннеклассические памятники города плохо сохранились, а это означает, что история периода его максимального могущества плохо изучена. [4] Влияние далекого мегаполиса Теотиуакана в Мексиканской долине очевидно в раннеклассических изображениях после решающей интервенции Теотиуакана в Тикаль в 378 году нашей эры. [12] В конце ранней классики сейсмическая активность вызвала движение разлома Якша, что привело к повреждению зданий в Восточном Акрополе. Похоже, что то же землетрясение нанесло ущерб всему городу и соседнему Накуму . [13] Землетрясение могло привести к временному запустению Восточного Акрополя. [14]
В этот период город зарекомендовал себя как важный центр на торговых путях , пересекающих регион озер Петен. [14]
Поздняя классика
[ редактировать ]В эпоху поздней классики (ок. 600–900 гг. н. э.) город развивался, и в центре города велись крупные строительные проекты. [15] особенно в 8 веке; Комплекс близнецов-пирамид является примером одного из крупных строительных проектов, реализованных в то время. [14] В это время город стал важным торговым центром к юго-востоку от великого города Тикаль. [16] Во времена поздней классики город вел несколько войн против соседнего города Наранхо , который затмил власть Якши, но так и не смог полностью доминировать над ним. [11] В 710 году король Наранхо Как' Тилив Чан Чаак разграбил Якшу, захватил его короля и принес его в жертву . [17]
Во второй половине VIII века король Как Укала Чан Чаак из Наранхо взял в жены принцессу Якша; Леди Шелл Стар предоставила королю наследника. [18] Этот наследник не смог поддерживать мир между городами, и Ицамнаадж Кавиил из Наранхо начал войну против Якши и его союзников в 799 году нашей эры, начав нападения на город своей матери в июле и сентябре того же года, через несколько месяцев после победы над рядом городов. Спутники Якши. [19] Ему удалось захватить Кинича Лакамтууна, короля Якши. [8]
Терминал Классический
[ редактировать ]В Терминальной классической эпохе (ок. 800–900 гг. н.э.) нет свидетельств быстрого краха государства Якша, как это произошло в других соседних городах. Вместо этого есть свидетельства возобновления и широкомасштабной строительной деятельности. Очевидно, что местная элита прилагала все усилия для продолжения позднеклассической политической системы города. Некоторые меры контроля въезда в город были сняты, чтобы стимулировать приток посетителей в Якшу из прилегающих районов, которые в большей степени пострадали от краха классических майя . [16]
Постклассика
[ редактировать ]В постклассический период (ок. 900–1525 гг.) есть некоторые свидетельства активности на месте, связанном с обитаемыми островами озера Якша, но они никоим образом не были связаны с оккупацией самого города, а скорее состояли из кусков керамики и продуктов питания. мусор, оставленный в городе островитянами. [20]
Современная история
[ редактировать ]Теоберто Малер впервые сообщил о существовании Якши после посещения руин в 1904 году. Институт Карнеги в Вашингтоне нанес на карту руины в 1930-х годах, а это место снова было нанесено на карту в начале 1970-х годов, когда были проведены пробные раскопки. [4] Proyecto Nacional Tikal («Национальный проект Тикаль») провел обследование архитектурных повреждений в Якше в 1987 году, а в 1988 году были проведены первые работы по стабилизации некоторых построек. [5] Археологические раскопки продолжались и в 21 веке; [21] Южный Акрополь раскапывали с 2005 по 2007 год. [6] Раскопки Якши в начале XXI века стали частью Программы устойчивого развития Петена (Programa de Desarrollo Sostenible de Petén ), финансируемой Banco Interamericano de Desarollo ( Межамериканским банком развития ). [22]
Описание сайта
[ редактировать ]Якша — третьи по величине руины в Гватемале, только Тикаль и Эль-Мирадор . крупнее [11] Центр города состоял из ряда площадей и архитектурных групп, с отдаленными группами и берегом озера, соединенными дамбами . [4] Основными архитектурными группами являются группа Малера на севере, соединенная с центральной частью дорогой Блома; Южный (или главный) Акрополь, Западная группа, Северо-Восточный Акрополь, Восточный Акрополь, а также ряд площадей и меньших групп составляют ядро сайта. Город был связан с берегом озера Якша мостовой через озеро. Плаза А представляет собой комплекс-близнец-пирамиду . [23] В городе выявлено десять основных маршрутов сообщения, четыре из которых были классифицированы археологами как дамбы, а остальные - как «переходы». [5] Якша был заселен более плотно, чем большинство других городов майя. [24]
На сайте более 500 структур, [24] в том числе около 40 стел , [24] 13 алтарей, 9 храмовых пирамид, 2 мезоамериканских площадки для игры в мяч и сеть сакбеоб (мостов), соединяющих центральный, северный (Малер) и восточный «акрополи», а также дамбу у озера, которая в прошлом была главным входом. С вершины Храма 216 (восстановленного) открывается вид на два озера с одной стороны и джунгли и ступенчатые пирамиды с другой.
Якша владеет одним из очень немногих комплексов близнецов-пирамид за пределами Тикаля; Тот факт, что на этом месте находится комплекс из двух пирамид, дает наглядное представление о политических союзах, которые в конечном итоге повлияли на архитектурный стиль города на его пике, [11] хотя похоже, что комплекс в Якше остался незавершенным. [3]
Архитектурные группы
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Плаза А — комплекс близнецов-пирамид к северу от Восточного Акрополя. [25] Он был построен в 8 веке нашей эры. [14]
Площадь Б находится на западной стороне Восточного Акрополя. [26]
Площадь C — астрономический комплекс группы E, расположенный к юго-востоку от ядра объекта. [27] соединен с центром города дорогой Линклольн. На восточной стороне площади были воздвигнуты три раннеклассические стелы. [24]
Площадь D находится в центре объекта, на северо-западном конце Дороги Линкольна и непосредственно к северу от Южного Акрополя. На севере он граничит с Северо-восточным Акрополем. [28]
Площадь E расположена в центре объекта, на северной стороне Южного Акрополя, и связана с ней лестницей, поднимающейся с площади. [29]
Восточный Акрополь находится на восточной стороне центра города, к югу от комплекса пирамид-близнецов. [26] Он занимает самую высокую часть города и окружен площадями A, B и C. Территория, которая должна была стать занятой Восточным Акрополем, была впервые выровнена из известняковой породы в среднем доклассическом периоде. [25] В доклассическом периоде Восточный Акрополь представлял собой комплекс триадных пирамид , но в раннюю классику он был радикально изменен. [30] В своем окончательном виде Восточный Акрополь представлял собой закрытый комплекс из двенадцати построек общей площадью 8 100 квадратных метров (87 000 квадратных футов). Основными постройками Восточного Акрополя были Строение 216 — храм-пирамида и Строение 218 — дворец. [21] На площади Восточного Акрополя была монументальная лестница, обращенная на запад, построенная в позднем доклассическом периоде и реконструированная в позднем классическом периоде. [13] Первая версия храма была построена в позднем доклассическом периоде, а самая ранняя версия дворца относится к ранней классике. [31] Восточный Акрополь, по-видимому, был временно заброшен в конце ранней классической эпохи из-за разрушений, вызванных землетрясением. [14] но был вновь заселен и развит в период поздней классики. Во время терминальной классической эпохи (9 век нашей эры) в Восточном Акрополе было отложено большое количество пепла и домашней керамики. [32] В это время против Строения 219 была построена небольшая платформа, которая перекрыла доступ к юго-западной террасе комплекса. [33]
Северо -восточный Акрополь восходит к позднему доклассическому периоду и включает в себя триадную пирамиду , являющуюся частью группы E. астрономического комплекса [34]
Южный Акрополь , иногда называемый Главным Акрополем , был построен на высоком карстовом холме. У него долгая история: строительство началось в конце среднего доклассического периода и продолжалось до конечной классики. [35] Акрополь представляет собой комплекс, состоящий из шести групп патио на искусственной платформе и включающий мезоамериканскую площадку для игры в мяч (Ballcourt 1). [6] Внутренние дворики разделены сводчатыми конструкциями, которые, вероятно, были элитными резиденциями; Исключением является Строение 363, которое представляет собой храм между Патио 5 и Патио 6. [36] Южный Акрополь расположен в южной части ядра территории, недалеко от пересечения различных дамб и переходов. Акрополь граничит с северной стороны с футбольной площадкой и площадями D и E. С западной стороны он граничит с улицей Via 5, а с южной стороны с улицей Via 6. В своей окончательной форме во время Terminal Classic базальная платформа образовала неправильную форму. прямоугольник размером 200 метров (660 футов) с востока на запад и от 100 до 120 метров (от 330 до 390 футов) с севера на юг. Платформа имела ступенчатые уровни и закругленные углы; [6] Основным доступом, по-видимому, была лестница в западной половине северной стороны, которая соединяла площадь E с патио 5 и 6 акрополя. [36] Раскопки акрополя проводились в 1996 и 2006 годах; экскаваторы обнаружили доказательства более ранних археологических раскопок, которые не были зафиксированы, и предположили, что профессиональное расследование было проведено в 1970-х годах. [37]
Группа Малер расположена к северу от ядра объекта и связана с ним дорогой Блома. [26]
Структуры
[ редактировать ]Строение 216 — это большая пирамида на восточной стороне площади А на Восточном Акрополе. Остатки храмовой святыни до сих пор стоят на пирамидальном основании, а общая высота сооружения составляет более 30 метров (100 футов), что делает его самым высоким сооружением в Якше. [38] Самым ранним сооружением на этом месте была плоская платформа, воздвигнутая в позднем доклассическом периоде, которая состояла из пятиступенчатой платформы с осыпными стенами и вставленной монументальной лестницей шириной 17,5 метров (57 футов), обращенной на запад, состоящей из 32 ступеней, каждая с проступью 0,45 метра (1,5 фута) и подступенком 0,35 метра (1,1 фута). Эта поздняя доклассическая фаза имела высоту около 11 метров (36 футов). [31] В ранней классике была построена новая версия сооружения (Строение 216 под1). Это была ступенчатая платформа, как и ее предшественница, хотя лестница в новой версии выступала на запад и, возможно, была окружена балюстрадами по бокам. Максимальная высота на этом этапе строительства составляла 22,75 метра (74,6 фута). [39] В 8 веке нашей эры была построена новая версия Строения 216, высота которой составила 23,25 метра (76,3 фута). Основание пирамиды имело восемь ступенчатых уровней с закругленными углами и выступающую лестницу. Святилище на вершине имело три дверных проема и две внутренние комнаты. Стела 41 была возведена у подножия лестницы. [14] В насыпи под первой камерой храма было найдено подношение, состоящее из семи чудаков , пять из них изготовлены из обсидиана , два из кремня, и куска перламутра . [33]
Строение 217 — это строение дворцового типа в северной части Строения 218 в Восточном Акрополе. Первый этап строительства относится к эпохе ранней классики. [39] В VIII веке строение было перепроектировано. Он стоял на платформе со слегка наклоненными стенами. В сооружении было две сводчатые камеры, и в него можно было попасть по лестнице, выходящей на восток. [14] В 9 веке основание сооружения было обложено каменной кладкой. [33]
Строение 218 — это строение дворцового типа в Восточном Акрополе. [21] Самая ранняя версия здания относится к периоду ранней классики (строение 218, абзац 1А) и имела длинную комнату со сводчатой крышей. В здании было несколько дверных проемов, выходящих на восток, возможно, пять, и два узких дверных проема в центре западного фасада. На карнизе сохранились следы красного пигмента. Местоположение и характеристики этой раннеклассической фазы позволяют археологам полагать, что она была построена немного позже раннеклассической фазы Строения 216 (подпункт 1). В эпоху ранней классики здание несколько раз перестраивалось. Этап 1Б заключался в разделении помещения на три камеры, добавлении скамейки внутри северной камеры и добавлении небольших зооморфных масок к утопленным панелям карниза. Этап 1C заключался в добавлении небольшой платформы к западному фасаду. Раннеклассическое основание претерпело проседание на южном конце из-за движения геологического разлома . [39] Этап 2А относится к поздней классике, в 8 веке нашей эры. Западный фасад стал главным фасадом, высота кокошника была уменьшена и прежнее сооружение было заполнено. Конструкция 218 Sub 2A имела длину 36,5 метра (120 футов) и была поднята на платформу высотой 1,85 метра (6,1 фута). Как и в более ранней версии, здесь была длинная комната со сводчатым потолком; стены имели толщину 1 метр (3,3 фута), а внутренний свод - 2,6 метра (8,5 фута) в высоту. В здании были украшены карнизы. Общая высота здания, измеренная от пола площади, могла составлять более 6,5 метров (21 фут). Задняя, восточная сторона Этапа 2А состояла из трех равнинных ступенчатых уровней. По углам были построены две скамейки, возможно, чтобы замаскировать оседание, произошедшее в результате предыдущего землетрясения. [14] Подношение было положено под центральную камеру; он состоял из 9 серых обсидиановых эксцентриков, 14 кремневых эксцентриков, раковины спондилуса , небольшого фрагмента зеленокамня и остатков углерода вперемешку с неопознанными растительными волокнами. [40] Следующий этап, обозначенный археологами как 2Б, также относится к VIII веку и заключался в объединении Строения 218 с соседними постройками 217 и 219 с созданием нового фасада с девятью дверными проемами. [41] К восточному фасаду были пристроены три сводчатые камеры с промежутками между ними; северная и южная камеры (А и Б) были построены на месте более ранних скамеек. Центральная камера (камера C) имела боковые лестницы. На талудной стене между камерами A и C сохранились остатки гигантской маски, но верхняя часть стены была снесена обитателями города из Терминальной Классики. В интерьере центральной палаты дворца были обнаружены остатки росписи, выполненной с использованием красных, синих, черных и желтых пигментов. Фрески были сильно повреждены, но, очевидно, изображали человеческие фигуры, совершающие действия возле дворца и площадки для игры в мяч . Высокостатусное захоронение позднего классицизма (погребение YX-08) также было обнаружено в Строении 218, захороненном в гробу перед главным входом. [40] Четыре человека были похоронены к югу от этого главного захоронения во время Терминальной Классики. Их не хоронили в гробах и не сопровождали подношениями. Кости принадлежали людям разного возраста и пола. В это время, в 9 веке нашей эры, на верхней площадке сооружения было построено трехкамерное здание с скоропортящейся крышей; камеры были соединены дверными проемами. Единственный доступ к зданию осуществлялся по узкой затонувшей лестнице, построенной прямо над трещиной, образовавшейся после землетрясения. В своем окончательном виде Конструкция 218 имела высоту 38 метров (125 футов), а надстройку поддерживали четыре ступенчатые платформы. В результате окончательной реконструкции здания верх лестницы был перекрыт стеной. [33]
Строение 219 — еще одно строение дворцового типа в южном конце Строения 218 в Восточном Акрополе. Первый этап строительства относится к эпохе ранней классики. [39] В VIII веке Строение 219 было перестроено очень похоже на Строение 217, с двумя сводчатыми камерами на базальной платформе и лестницей, выходящей на восток. [14] В 9 веке, в Терминальной Классике, основание сооружения было отделано каменной кладкой, а к юго-восточной части здания были добавлены две небольшие платформы: одна у северной стороны, а другая у юго-восточного угла. [33]
Строение 363 — это храм, расположенный между Патио 5 и Патио 6 Южного Акрополя. [36] Перед западным фасадом храма был установлен каменный памятник; Размещение такого памятника в комплексе акрополя необычно. [29]
Дороги
[ редактировать ]Дорога к озеру ( Calzada del Lago по-испански) проходит на север от берега озера до центра города, где продолжается как Via 5 . Общая длина дамбы и перехода составляет около 400 метров (1300 футов). Дорога к озеру была спроектирована так, чтобы обеспечить быстрое перемещение товаров и людей между городом и озером, а также легкий доступ к воде. Дорога к озеру, вероятно, возникла на основе пути среднего доклассического периода, который пролегал между берегом и ранним поселением. Самая ранняя версия Дороги к озеру была построена в позднем доклассическом периоде; он был около 10 метров (33 фута) в ширину и был поднят на 0,5 метра (1,6 фута) над естественным уровнем земли. Продолжение Виа 5 не существовало в эпоху позднего доклассического периода, когда более поздний центр города еще не развился. [42] Во времена поздней классики дамба была дополнительно развита и расширена за счет формального строительства улицы Виа 5, проходящей через центральную часть участка. Место, где они встретились, было намеренно сужено за счет строительства боковых зданий и, вероятно, служило постом охраны, откуда контролировался доступ к ядру объекта. [15] Вероятно, на этом контрольно-пропускном пункте проверялись и облагались налогом путешественники и товары, прибывающие в город. [16] В самом узком месте вход с дамбы на Виа 5 имел ширину всего 2 метра (6,6 фута). По бокам дороги к озеру были возведены парапеты; они имели высоту примерно 1 метр (3,3 фута) и ширину от 2 до 3 метров (от 6,6 до 9,8 футов). Южная оконечность дамбы была изменена за счет строительства покрытой лепниной платформы с каменными стенами, ограничивающими восточную и южную стороны. От южного конца дамбы до пересечения с Виа 5 разница высот составляет около 50 метров (160 футов). Есть некоторые свидетельства того, что ступени были высечены в известняковой скале там, где южная платформа сходилась с мостом к озеру. [15] Во время второго этапа строительства в эпоху поздней классики южная платформа была увеличена до 32 метров (105 футов) с востока на запад и 19 метров (62 фута) с севера на юг. Платформу поддерживали с южной и восточной стороны отремонтированные талудные стены, покрытые штукатуркой. Сама дамба была перепроектирована как длинный съезд, который соединял южную платформу с центром города и перекрестком с Виа 5. В Классическом терминале (ок. 800–900 гг. Н.э.) южный конец Лейк-Козуэй был переделан известняком. наполнять. Ступенчатые стороны южной платформы были засыпаны и покрыты камнем, образуя пандусы. Примерно в это же время на платформе была установлена Стела А – простой памятник. Также в Terminal Classic были сняты ограничения на северном конце дамбы, где она пересекалась с Виа 5; вся территория была выровнена мелкообтесанным камнем и раствором, что оставило доступ свободным на всю ширину дамбы. Керамические останки, извлеченные из озера Козуэй, редки и плохо сохранились из-за сильного потока воды вдоль склона, вызванного сезоном дождей, в результате чего артефакты разрушаются и смываются вниз по склону в сторону озера. [20]
Дорога Блома ( Calzada Blom по-испански) проходит на север от центра города до группы Малер. [43]
( Дорога Галиндо Calzada Galindo на испанском языке) проходит с севера на юг между Восточным Акрополем (на северном конце) и площадью C (на южном конце). [26]
Дорога Линкольна ( Calzada Lincoln по-испански) проходит на юго-восток от центра города до площади C. [26]
Памятники
[ редактировать ]около 40 стел майя , половина из которых представляла собой простые памятники без скульптурных лиц. В Якше было обнаружено [24]
Стела А — это простая стела, которая была воздвигнута на платформе в южном (со стороны озера) конце Лейк-Козуэй во время Терминальной Классики. [20]
Стела 3 — самая северная из трех стел, воздвигнутых на восточной стороне площади C. Она относится к раннему классическому периоду и стилистически связана с исапанской культурой Тихоокеанского побережья. Он плохо сохранился, сохранилась только нижняя панель; она похожа на аналогичную панель на Стеле 4. [24]
Стела 4 — центральная стела на восточной стороне площади C, наиболее хорошо сохранившаяся из трех памятников ранней классики. На нем изображено скульптурное изображение стоящей фигуры с левыми ногами, стоящей на гротескной голове. два иероглифа . Слева от колен фигуры вырезаны [24] Один из символов, сохранившихся на Стеле 4, — это символ-эмблема Якши. [30]
Стела 5 — южная из трех стел на восточной стороне площади C. Она сильно разрушена, но датирована 357 годом нашей эры, что делает ее самым ранним датированным памятником в городе. [24]
Стела 8 находится в группе Малера. Он относится к раннему классическому периоду и плохо сохранился, сохранилась только нижняя часть. [38]
Стела 10 расположена в группе Малер. Он сильно поврежден, уцелела только нижняя часть. Он был датирован ранней классикой. [38]
Стела 11 — хорошо сохранившийся памятник раннего классицизма на восточной стороне площади B. [38] у основания Структуры 218 в Восточном Акрополе. [30] Стела выполнена в стиле Теотиуакана, со скульптурной фигурой воина с атрибутами Тлалока, центрально-мексиканского божества дождя. [45] Фигура имеет характерные кольца на глазах и орнамент в виде бабочки над ртом, а также головной убор с перьями. Воин несет копье и щит. Памятник очень похож на Стелу 32 из Тикаля и связан с вторжением Теотиуакана в регион Петен в раннеклассический период. [30]
Стела 13 представляла собой скульптурный памятник, но она была разбита на фрагменты, хотя большая часть скульптуры сохранилась. Текст на стеле включает дату 793 года, самую позднюю зарегистрированную дату в городе. Стела установлена у подножия Западной пирамиды комплекса пирамид-близнецов. [38] На стеле 13 изображен царь Якши вместе с текстом, описывающим празднование равноденствия . [30]
Стела 30 — самая северная из двух стел, найденных на площади E. Она разбита на две части. Он относится к ранней классике. [38]
Стела 31 расположена на площади Е. Она относится к эпохе поздней классики и изображает богато украшенную фигуру с большим головным убором. Памятник сильно поврежден и разбит на несколько частей. [38]
Стела 36 — сильно разрушенный памятник на западной стороне площади Б. [46]
Стела 41 была воздвигнута у подножия лестницы Храма 216 в 8 веке нашей эры. [14] У памятника отсутствует торец, и он может находиться не на своем первоначальном месте; все четыре стороны выполнены в иконографическом стиле ранней классики. На лицевой стороне стелы изображены две маски, обращенные влево, и антропоморфная фигура с браслетом, который использовался с конца позднего доклассического периода до ранней классики. Иероглифические надписи на северной и южной сторонах стелы разрушены, но включают в себя глиф, который может быть символом-эмблемой Якши. [30]
Захоронения
[ редактировать ]Захоронение YX-08 было раскопано перед главным входом в Строение 218, здание дворцового типа в Восточном Акрополе. Останки были помещены в ящик и, возможно, принадлежали члену городской элиты. Останки принадлежали молодому мужчине лет двадцати с небольшим, похороненному лежа на спине черепом на север. [40] Череп был деформирован, а верхние резцы были искусственно модифицированы нефритовой инкрустацией. [47] Рядом с шеей были найдены два куска скульптурного нефрита, один из них представлял собой квадратную бляшку с надписью антропоморфной фигуры. На обоих нефритовых изделиях были следы красного пигмента. [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 688.
- ^ Jump up to: а б с Райс 2004, с. 145.
- ^ Jump up to: а б с Гермес и др. 1999, с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Гермес 2010, с. 510.
- ^ Акино и Кардона Каравантес 2009, с. 431.
- ^ Эстрада-Белли 2011, стр. 3, 52, 77.
- ^ Гермес и др. 1999, с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д Мартин и Грубе 2000, с. 72.
- ^ Эстрада-Белли 2011, стр. 123-125. Мартин и Грубе 2000, с. 29.
- ^ Jump up to: а б Моралес и Валиенте, 2006, стр. 1012-1013.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Моралес и Валиенте 2006, с. 1013.
- ^ Jump up to: а б с Гермес и др. 1999, с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Гермес и др. 1999, с. 136.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 76-77.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 81.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 82.
- ^ Jump up to: а б с Гермес и др. 1999, с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Моралес и Валиенте 2006, с. 1010.
- ^ Гермес 2010, с. 513.
- ^ Гермес и др. 1999, стр. 110, 113.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Келли 1996, с. 114.
- ^ Jump up to: а б Моралес и Валиенте, 2006, стр. 1010-1011.
- ^ Jump up to: а б с д и Келли 1996, с. 115.
- ^ Моралес и Валиенте 2006, с. 1010. Келли 1996, с. 114.
- ^ Келли 1996, стр. 114-115.
- ^ Jump up to: а б Гермес 2010, с. 512.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моралес и Валиенте 2006, с. 1016.
- ^ Jump up to: а б Моралес и Валиенте, 2006, стр. 1011-1012.
- ^ Моралес и Валиенте 2006, стр. 1013-1015.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моралес и Валиенте 2006, с. 1015.
- ^ Эстрада-Белли 2011, с. 86.
- ^ Гермес 2010, стр. 510-511.
- ^ Jump up to: а б с Гермес 2010, с. 511.
- ^ Гермес 2010, стр. 512-513.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Келли 1996, с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д Моралес и Валиенте 2006, с. 1012.
- ^ Jump up to: а б с Моралес и Валиенте 2006, с. 1014.
- ^ Моралес и Валиенте 2006, стр. 1013-1014.
- ^ Гермес и др. 1999, стр. 111, 113.
- ^ Гермес и др. 1999, с. 113.
- ^ Грофф 2007, с. 46.
- ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр. 117–118.
- ^ Келли 1996, стр. 115, 118.
- ^ Моралес и Валиенте 2006, стр. 1014-1015.
Ссылки
[ редактировать ]- Эстрада-Белли, Франциско (2011). Первая цивилизация майя: ритуалы и власть до классического периода . Абингдон, Оксфордшир и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-42994-8 .
- Грофф, Аманда Тойи (2007). «Появление майя Тлалок: поздняя классическая религиозная икона» ( PDF ) . Орландо, Флорида, США: Университет Центральной Флориды . Проверено 13 октября 2012 г.
- Гермес, Бернар; Паулино И. Моралес; Себастьян Мёллерс (1999). Ж. П. Лапорт Х. Л. Эскобедо (ред.). «Археологические исследования в Якше, Петене: Дорога к озеру и Виа 5 » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XII, 1998. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 110–138 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Гермес, Бернар (2010). Б. Поток; А. Линарес; Л. Пайс (ред.). «Археологические исследования Южного Акрополя Якши » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XXIII, 2009. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 510–529 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Келли, Джойс (1996). Археологический путеводитель по Северной Центральной Америке: Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2858-5 . OCLC 34658843 .
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- Моралес, Паулино И.; Эрвин Франсине Валиенте (2006). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Последовательность строительства и внешний вид Строения 218 в Восточном Акрополе Якши » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XIX, 2005. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 1010–1017 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Райс, Пруденс М. (2004). Политическая наука майя: время, астрономия и космос . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Издательство Техасского университета . ISBN 9780292705692 . OCLC 54753496 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е, полностью переработанное изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акино, Дэниел Э.; Адриана Л. Сегура (2008). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Памятники археологического памятника Якша, Петен: проблема их сохранения » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XXI, 2007. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 1122–1143 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Акино, Дэниел Э.; Карла Кардона Каравантес (2009). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). культурным наследием: профилактические консервационные работы в Якше и Топоксте» «Управление доиспанским ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XXII, 2008. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 431–444 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Кабрера, Таня (2000). Ж. П. Лапорт Х. Эскобедо; Б. Поток; AC Суаснавара (ред.). группе Малера, Якша, Петен» «Предварительные результаты расследований, проведенных в ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XIII, 1999. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 354–373 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Гарсиа, Эдгар Винисио (2001). Ж. П. Лапорт АК Суаснавар; Б. Арройо (ред.). «Investigaciones en la parte norte de Yaxha» [Расследования в северной части Якши] ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XIV, 2000. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 113–130 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Гермес, Бернар; Гонсало Галиндо; Родольфо Верас (1993). Ж. П. Лапорт , Х. Эскобедо и С. Вильягран де Брэди (ред.). «Недавние исследования в Структуре 216 в Якше » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). VI, 1992. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 190–201 . Проверено 15 октября 2012 г.
- Гермес, Бернар; Кармен Рамос (2004). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Эскобедо; Х. Мехиа (ред.). «Археологические исследования дороги Блома , Якша, Петен » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XVII, 2003. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 582–596 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Гермес, Бернар; Густаво Мартинес (2005). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Терминал Эль-Класико в зоне лагуны Якша, Петен» [Классический терминал в районе озера Якша, Петен] ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XVIII, 2004. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 139–146 . Проверено 12 октября 2012 г.
- Моралес, Паулино И. (2001). Ж. П. Лапорт АК Суаснавар; Б. Арройо (ред.). «Архитектурные особенности и ритуальные практики в группе Малер , Якша, Петен » ( PDF ) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XIV, 2000. Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 131–150 . Проверено 12 октября 2012 г.