Катепан

Катепан (произносится [kʼatepan] ), также известный как Йолчонаб (произносится [joltʃonaɓ] ), — археологический памятник древней цивилизации майя, расположенный в 1 километре (0,62 мили) к востоку от современного города Сан-Матео-Икстатан , в Уэуэтенанго. Департамент Гватемалы . [ 1 ] Название Катепан переводится как «старая церковь», а альтернативное название Йолчонаб означает «в деревне». [ 2 ] Это место представляет собой небольшую храмовую площадь перед двумя большими террасами, расположенными на склоне горы, куда ведет широкая лестница. [ 2 ] Это место было впервые описано гватемальским историком Адрианом Ресиносом в 1913 году. Ресинос считал Катепан самым важным церемониальным местом в северных горах Сьерра-де-лос-Кучуматанес . [ 2 ] Предварительная карта Катепана была составлена в 2007 году. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]
В Катепане 19 построек, сгруппированных в шесть архитектурных групп. [ 4 ] Главный храм имеет размеры 8 на 13,5 на 2,5 метра (26,2 на 44,3 на 8,2 фута) и стоит в центре небольшой площади. Хотя он расположен на открытом склоне горы, он относительно хорошо сохранился. [ 2 ] Судя по всему, он не сильно пострадал в результате разграбления, хотя на северо-восточной стороне есть несколько небольших дыр. [ 5 ] В последнее время храм несколько пострадал из-за того, что корни растений проникли в каменную кладку. [ 2 ] Значительная часть юго-восточного угла храма обрушилась, обнажив основание с мелко высеченной каменной кладкой, возможно, принадлежащее лестнице. Храм был покрыт различными слоями штукатурки ; внешний слой остается нетронутым на большей части внешней части храма. Когда Ресинос опубликовал свое описание в начале 20 века, на фотографиях был виден храм в гораздо лучшем состоянии, со стоящими стенами храмовой святыни на его вершине. [ 6 ]
Храм выполнен в стиле, типичном для постклассического периода (около 950–1539 гг. Н.э.) в Гватемальском нагорье . К северо-восточной стороне храма можно было попасть по двойной лестнице, с каждой из других сторон было по одной лестнице. Прямо напротив двойной лестницы еще одна двойная лестница поднимается на нижнюю площадку двух террас. На юго-восточной стороне единственная лестница соответствует единственной лестнице на платформе напротив. Храм и платформа не идеально выровнены, но, похоже, была предпринята попытка создать общую симметрию. [ 6 ]
Обследованная архитектура, состоящая из храмовой площади и связанных с ней платформ, по-видимому, является ядром более крупной группы зданий. Дальше по склону горы следователи выделили заросшие постройки, размеры которых позволяют предположить наличие еще одного храма, похожего по размеру и дизайну на центральный храм. Небольшая платформа расположена вверх по склону на юго-востоке, рядом с дорогой, и, вероятно, там есть еще неописанные останки. [ 6 ]
Архитектурный стиль храма Катепан очень похож на руины доколумбового храма в Тицаме , близлежащих соляных источниках в долине внизу, [ 7 ] и эти два места тесно связаны местными традициями. [ 8 ]
Фольклор
[ редактировать ]Согласно местной традиции, это место связано с майя Тохолабал и, как говорят, принадлежало древнему лорду. [ 6 ] Традиция гласит, что Катепан был домом народа цапалута. [ 9 ] местное название Тохолабала, [ 6 ] и прежнее название Ла Тринитария в Чьяпасе , в соседней Мексике . [ 10 ] Сан-Матео-Икстатан обычно не считают его священным Современные жители майя чудж . Сообщается, что тохолабалские майя были изгнаны из этого района чуджами после войны из-за местных соляных источников. Тохолабаль сейчас проживают в Чьяпасе, и существует традиция, согласно которой они родом из региона Сан-Матео-Икстатан; они ежегодно совершают паломничество в Сан-Матео, чтобы помолиться о дожде. Первоначально эти паломничества совершались в Катепан, но в последнее время фокус сместился через долину к Сан-Матео, соседним руинам Вайшакладуна и местным соляным источникам. [ 6 ] К 2013 году организацию этих традиционных паломничеств осуществляли цельтал-майя из Ла-Тринитарии, но в них по-прежнему входили этнические тохолабалы. [ 11 ] У участников Цельталя нет традиций относительно Катепана. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр. 86–87. Риффи 2013, с. 257 н24.
- ^ Jump up to: а б с д и Вёлфель и ранний уход 2008, с. 89.
- ^ Wölfel and Early Care 2008, с. 91.
- ^ Страффи 2013, с. 257. н24.
- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вёлфель и ранний уход 2008, с. 90.
- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр. 87, 92.
- ^ Wölfel and Early Care 2008, с. 92.
- ^ MINEDUC 2001, с. 18
- ^ Куадриелло Оливос и Мегчун Ривера 2006, с. 31.
- ^ Пенальти 2013, с. 257.
- ^ Страффи 2013, стр. 261–262.
Ссылки
[ редактировать ]- Куадриелло Оливос, Хэдлин; и Родриго Мегчун Ривера. Тохолабалес . Коренные народы современной Мексики (на испанском языке). Мехико, Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN 970-753-051-0 . OCLC 137295493 . Архивировано из оригинала 28 января 2015 г. (на испанском языке)
- МИНЕДУК (2001). Элеутерио Кауек дель Валье, изд. История и воспоминания чуйской этнической общины (PDF) II (Школьная версия под ред.). Гватемала: Университет Рафаэля Ландивара/ЮНИСЕФ/ФОДИГУА. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2009 г. (на испанском языке)
- Страффи, Энрико (2013) Интерпретации археологических памятников майя: анализ (на испанском языке) В Каире Кару, Эриберто; Кабесас Гонсалес, Альмудена; Малло Гутьеррес, Томас; Кампо Гарсиа, Эстер дель; Карпио Мартин, Хосе. XV Встреча испанских латиноамериканистов, ноябрь 2012 г., Мадрид, Испания: Редакционный сюжет; ЦЭИБ, стр. 252–271, 2013. <halshs-00873762> (на испанском языке)
- Вёльфель, Ульрих; и Ларс Фрюсорге (август 2008 г.) Археологические памятники возле Сан-Матео-Икстатана: намеки на этническое плюрализм мексиканцев. (Мексика) 30 (4): 86–93. JSTOR 23759262 . (требуется подписка)
15 ° 50'07 "с.ш. 91 ° 28'07" з.д. / 15,835341 ° с.ш. 91,468562 ° з.д.