Jump to content

Белый, Петен

Координаты : 16 ° 54'13 "N 89 ° 26'32" W  /  16,90361 ° N 89,44222 ° W  / 16,90361; -89,44222
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Белый
Южная группа в Ла Бланке
Ла Бланка, Петен расположен в Мезоамерике.
Белый, Петен
Местоположение сайта
Расположение Мельчор-де-Менкос , департамент Петен , Гватемала
Координаты 16 ° 54'13 "N 89 ° 26'32" W  /  16,90361 ° N 89,44222 ° W  / 16,90361; -89,44222
История
Периоды От поздней классики до ранней постклассики
Культуры цивилизация майя
Примечания к сайту
Археологи Кристина Видаль Лоренцо, Гаспар Муньос Косме
Архитектура
Архитектурные стили Классическая Майя
Ответственный орган : IDAEH

Ла Бланка — это майя мезоамериканский археологический памятник доколумбовой эпохи в муниципалитете Мельчор - де-Менкос в северном департаменте Петен в Гватемале . [1] Его заселение датируется преимущественно средним доклассическим периодом (900–600 до н. э.) мезоамериканской хронологии. Это место принадлежит к более позднему периоду культуры Мокая. Участок расположен в нижнем течении долины реки Мопан и представляет собой большой комплекс акрополей. [2] Деятельность на этом месте датируется еще ранним классическим периодом (250–600 гг. н.э.), при этом основное заселение этого места произошло в позднеклассический период (600–900 гг. н.э.). [3] хотя некоторый уровень оккупации сохранялся и в ранний постклассический период (900–1200 гг. н. э.). [4]

Ла Бланка занимала пограничную зону между северо-восточным и юго-восточным регионами Петен, и на этом месте доминирует акрополь, особенно хорошо построенный дворцовый комплекс. [5] Город, судя по всему, был административным центром, в котором религиозной и церемониальной деятельности уделялось сравнительно мало внимания. [6] Вполне вероятно, что Ла Бланка была филиалом крупного города майя, такого как Якша или Наранхо , учитывая полное отсутствие иероглифических текстов и скульптурных памятников. [6] археологи предполагают, что Ла Бланка служила пограничной заставой или торговым центром . [6]

Во времена поздней классики доступ к акрополю был более широким; поскольку угроза войны возросла во время Терминальной Классики (800-900 гг. н.э.), доступ стал гораздо более ограниченным. Окончание формальной оккупации города в «Терминальной классике», похоже, было насильственным, и свидетельства битвы . во время раскопок акрополя были обнаружены [7] Судя по всему, беженцы заняли центр города сразу после распада официального поселения в Ла-Бланке, но они навсегда покинули город в 11 веке, после чего он больше никогда не был оккупирован.

Здания акрополя содержат граффити с надписями , относящимися к последней фазе оккупации раннего постклассического периода, включая фигуры людей и животных, божеств, храмы и придворные сцены. Колониальные граффити также очевидны во время посещения руин капитаном Педро Монтаньесом в середине 18 века.

Расположение

[ редактировать ]
Ранчо Саванны окружает место археологических раскопок.

К Ла-Бланке ведет грунтовая дорога, ведущая в 17 км (11 миль) к шоссе, соединяющему Флорес с Мельчор-де-Менкос; грунтовая дорога соединяется с шоссе в Ла-Полворе. [5] В другом направлении эта дорога ведет примерно на 3 километра (1,9 мили) к деревне, также называемой Ла Бланка; [5] эта современная деревня простирается вдоль берега небольшого озера. [5] Археологический объект расположен к югу от гряды холмов, максимальная высота которых составляет 490 метров (1610 футов). [8]

Участок занимает небольшой участок леса среди обширного участка расчищенных сельскохозяйственных угодий. [9] Ближайшие к руинам сельскохозяйственные угодья в основном предназначены для выпаса скота, особенно крупного рогатого скота и лошадей. [9] Ла-Бланка расположена недалеко от реки Мопан и ее притока Салсипуэдес . [9] Часть земель между руинами и реками часто подвергается наводнениям, и этот фактор, должно быть, оказал определенное влияние на жителей города. [9] На пике своего развития это было одно из крупнейших известных мезоамериканских памятников той эпохи. Он расположен на западном побережье Тихого океана, где стал крупным региональным центром после упадка более раннего государства в Охо-де-Агуа, штат Чьяпас. Региональное господство Ла-Бланки, судя по всему, длилось около трех столетий, пока его не затмил Ухуксте, расположенный в 13 км к востоку. Этот 300-летний период определяется как принадлежащий фазе Кончас. На пике своего развития это место занимало более 200 га и могло похвастаться одними из самых ранних монументальных архитектурных сооружений в Мезоамерике.

Лес, покрывающий место археологических раскопок, достигает средней высоты 22 метра (72 фута). [8] Здесь произрастает около 60 видов деревьев. [8] среди которых наиболее примечательны хлебные деревья ( Brosimum alicastrum ) и пальмы корозо ( Orbignya cohune ). [9]

Самое раннее заселение Ла-Бланки было сосредоточено в Южной группе и относится к раннему классическому периоду. [10] Однако основное заселение этого места, по-видимому, началось в позднеклассический период. [11] первая архитектура . Общественные места были покрыты белой штукатуркой, и на этом месте была возведена [12] Базальная платформа акрополя, судя по всему, была построена до того, как была заложена Великая Северная площадь. [12]

В эпоху поздней классики, похоже, был более широкий доступ публики к акрополю: лестницы сообщались между различными террасами, ведущими на южный хребет. [13] Во время Терминала Классик эти лестницы были засыпаны, как и многие дверные проемы в сам акрополь, а некоторые здания были полностью запечатаны. [13] Закрытие публичного доступа ко дворцу отражает большую политическую нестабильность, охватившую в это время весь регион Петен. [13] Комплекс акрополя был заброшен городской элитой во времена Терминала Классик, когда большая часть центра города также была покинута его жителями. [11] На южных террасах акрополя было обнаружено множество кремневых снарядов, что в сочетании с останками двух человек, находящихся очень близко к поверхности, указывает на то, что примерно в то время, когда город был покинут, произошло ожесточенное противостояние. [7]

Вскоре после этого, на заре постклассического периода, сразу после распада классических майя , акрополь был вновь заселен беженцами с периферии города. [11] Эти последние обитатели, судя по всему, покинули город где-то в 11 веке нашей эры, после чего он больше никогда не был заселен. [6]

Современная история

[ редактировать ]
Граффити XVIII века в акрополе

В 18 веке Педро Монтаньес прошел через это место и оставил граффити со своим именем и годом 1752. [14] Архивы показали, что это был испанский капитан, посетивший это место 14 августа того же года. [15] Ла Бланка была впервые задокументирована в первые годы 20 века. [1] В 1905 году исследователь Теоберто Малер обнаружил на этом месте видимую архитектуру и отметил ее на карте региона как Эль-Кастиллито. [1] Рэймонд Э. Мервин посетил Ла-Бланку в 1913 году от имени Музея Пибоди Гарвардского университета . [1] Он сфотографировал это место и переименовал его в Чак-Ха. [1] В то время это место, судя по всему, было покрыто густой растительностью, что затрудняло исследование руин и привело лишь к краткому описанию акрополя. [14]

Ян Грэм опубликовал план этого места в 1980 году, основанный на исследованиях предыдущих лет. [14] Дальнейшие исследования проводились по поручению Атласа археологии Гватемалы и проекта Якша-Накум-Наранхо. [14] Проект Якша-Накум-Наранхо начал работы на этом месте в 1994 году, предварительные работы заключались в картировании и фотографировании руин. [9] В 1995 году руины были очищены от подлеска, а в 1996 году Unidad de Arquelogía Regional de Guatemala (Региональное археологическое подразделение Гватемалы) обследовало руины, зафиксировало повреждения, нанесенные грабителями, и затопило испытательные ямы, и все это под руководством Вильмы Фиалко. [9] архитектура, находившаяся под угрозой обрушения С 1997 по 1998 год был устранен ущерб, нанесенный мародерством, и была укреплена . [9] В 1999 году в результате ущерба, нанесенного землетрясением, были предприняты дальнейшие работы по укреплению фундамента, а в 2000 году были составлены подробные планы архитектуры. [9] Атлас Аркеологии Гватемалы включил Ла Бланку в исследование трех памятников в нижней части долины Мопан в 2001 году. [9] Совсем недавно расследование финансировалось Министерством культуры Испании совместно с Университетом Валенсии и Политехническим университетом Валенсии . [14] В 2004 году раскопки продолжались как в центре города, так и в Южной группе, где были зафиксированы и устранены повреждения, причиненные мародерством. [9]

Описание сайта

[ редактировать ]

Это место занимает площадь около 26 гектаров (64 акра), и археологи обнаружили очень много построек. [16] Основная архитектура относится к периоду поздней классики. [3] Планировка города несколько необычна: ось север-юг ориентирована на 12 ° к западу от севера, тогда как у большинства городов майя главная ось расположена на таком же расстоянии к востоку от севера. [3] Политические и административные функции были сосредоточены в восточной части города, к которой относят Южную группу, о чем свидетельствует превосходное архитектурное качество этих районов. [12]

Великая Северная площадь — это большая площадь квадратного плана размером 70 на 70 метров (230 на 230 футов). [3] Площадь была выровнена путем заполнения ее грязью на основе глины. Эта работа проводилась в позднеклассический период, основываясь на свидетельствах керамических и кремневых артефактов, обнаруженных в ходе исследований. [17] Эту глинистую грязь, содержащую аттапульгит , вероятно, привезли в город из близлежащих болот. [17] Раскопки на площади и рядом с акрополем выявили наличие подпорной стены, вероятно, связанной со строительством огромной платформы, поддерживающей сам акрополь. [17]

шириной 30 метров (98 футов) Дорога проходит к югу от площади, к западу от акрополя и параллельно ему. [3] Эта дамба идет на юг примерно на 300 метров (980 футов) к Южной группе. [8] Территория к западу от дамбы содержит большое количество небольших курганов и платформ и считается обширным жилым районом. [3] Этот жилой район включает в себя три большие площади, северная из которых отделена от Великой Северной площади рядом построек. [18] Лестница, возможно, вела отсюда на юг к Центрально-Западной площади, которая находится на противоположной стороне дамбы от Акрополя. [18] Южная сторона Central West Plaza граничит с конструкцией длиной 30 метров (98 футов), которая отделяет ее от South West Plaza. [18] Область меньших курганов простирается дальше на запад и, как полагают, представляет собой меньшие жилые районы города. [18]

Территория к востоку от города быстро сокращается и не имеет обширных остатков поселений, возможно, из-за периодических наводнений реками Мопан и Салсипуедес, препятствующих оккупации восточной зоны. [18]

Акрополь

[ редактировать ]
Внешняя западная сторона акрополя

Важнейшим архитектурным комплексом является Акрополь , дворец с закрытым двором, расположенный на Большой Северной площади. [3] Акрополь также известен как Четырехугольник из-за его планировки. [9] Ряд террас ведут вниз от акрополя к резервуару площадью 1500 квадратных метров (16 000 квадратных футов) на юге, который, по-видимому, был частным источником воды для дворца. [19] Сам водоем сейчас высох. [8] Доступ к акрополю осуществлялся по широкой лестнице с Большой Северной площади. [3] Форма площади и акрополя необычны, хотя подобные комплексы были обнаружены в Таясале , Ишлу и Кинале . [3]

Раскопки в акрополе выявили наличие как минимум двух наложенных друг на друга платформ, построенных из тщательно обработанных каменных блоков и покрытых качественным лепным полом. [20] Позднее площадки и двор были покрыты необработанными камнями, скрепленными раствором, и покрыты еще одним оштукатуренным полом. [20] Обе платформы были построены в «Поздней классике» и, похоже, были затронуты в «Терминальной классике». [20]

Внутренний двор размером примерно 36 метров (118 футов) с каждой стороны был полностью окружен дворцом, создавая внутри очень приватное пространство. [21] Здания на северной, западной и южной сторонах выходили наружу, в сторону от частного двора, и открывались в него только через центральный дверной проем в каждом строении. [21] Восточная постройка была построена позднее, имеет два боковых дверных проема и была единственной стороной, выходившей прямо во двор; Вполне возможно, что это была резиденция правителя города. [21] Вход во двор осуществляется снаружи акрополя через центральные дверные проемы на северной, южной и западной сторонах. [22] Из этих трех входов северный вход, по-видимому, был главным входом в комплекс акрополя. [22] Южный вход был более частным входом, который выходил из акрополя на террасы, ведущие в этом направлении к источнику воды. [22] Западный вход ведет на террасу на высоте 5 метров (16 футов) над дамбой, откуда открывается прекрасный вид на город. [22]

Стены акрополя из тесаного камня очень высокого качества, построены из больших, мелко нарезанных блоков, иногда образующих стены толщиной почти 2 метра (6,6 футов), заполненные щебнем и раствором. [21] Наружные поверхности стен тщательно отделаны, а внутри - качественные сводчатые потолки. [21] Хотя такие высококачественные работы можно найти в некоторых частях крупных городов, таких как Тикаль , археологи считают их присутствие на меньшем участке, таком как Ла-Бланка, удивительным. [21] Особенно хорошо сохранились стены, выходящие во внутренний двор. [21] Во время исследовательских работ в акрополе археологи обнаружили кремневый нож длиной 13,5 см (5,3 дюйма), намеренно вставленный во внутреннюю часть северной стены. Он весил 225 граммов (7,9 унции). [23] Нож был вделан в раствор заполнения лезвием наружу, с тремя врезанными украшениями возле кончика. [23] Археологи полагают, что клинок был заложен во время ритуалов, связанных со строительством здания. [23]

Западная (внутренняя) сторона восточного хребта акрополя, предположительно являющаяся королевскими покоями.

Особенно хорошо сохранилась внешняя восточная стена акрополя, включая карниз на высоте 3,8 метра (12 футов) над уровнем пола здания, что составляет от 4 до 5 метров (от 13 до 16 футов) над полом площади. [24] Стена продолжалась над карнизом еще на 3 метра (9,8 фута), и эта часть, вероятно, поддерживала лепной фриз. [25] Вся восточная сторона здания имела длину 32 метра (105 футов) и находилась на высоте от 12 до 13 метров (от 39 до 43 футов) над уровнем Великой Северной площади. [25] Эта стена была совершенно пустой, без каких-либо дверных проемов или других отверстий. [23]

Постройки на других сторонах двора, выходящие наружу, состояли из ряда комнат разного размера. [23] Высота комнат от пола дворца до вершины свода обычно составляла около 6 метров (20 футов) по всему дворцу. [26] Внутренние стены изначально были окрашены в красный и черный цвета, о чем свидетельствуют сохранившиеся следы пигмента. [27] Наружные фасады построек изначально были украшены резными каменными фризами, изображающими сверхъестественных существ, фрагменты которых были найдены среди обрушившихся обломков. [27]

Сводчатые потолки дворца были искусно построены, со сторонами одинаковой длины, в отличие от других мест в регионе Петен , где стороны сводчатых потолков часто были разной длины. [23] Свод имеет исключительную высоту, достигая 4 метров (13 футов). [23]

Южный диапазон

[ редактировать ]
Южная сторона южного хребта акрополя с прилегающей структурой слева.

Южный хребет имеет длину 42 метра (138 футов) и отделяет двор от ряда террас на юге. [28] В комнатах южного ряда есть широкие скамейки во всю ширину, они имеют высоту 0,75 метра (2,5 фута) и до сих пор сохраняют свое первоначальное лепное покрытие. [29] К скамейке в комнате 1 ведет небольшая ступенька. [29] Стены комнат сравнительно плохо сохранились, хотя в некоторых частях еще сохранились лепнина и следы пигмента, а также надписи-граффити. [29] Перемычки над дверями были изготовлены из древесины саподиллы . [30] Некоторые из номеров, выходящих на юг, имеют двойные, симметрично расположенные дверные проемы, что является архитектурным стилем, который очень необычен для постройки в регионе Петен. [30] Примеры известны из второстепенных построек в Тикале, но наиболее близкая соответствующая архитектура происходит из региона Пуук на севере полуострова Юкатан , в таких городах, как Какабхнук , Челеми , Шкорральче и Шкалачецимин , хотя они отличаются другими деталями, такими как своды. [30]

В ходе раскопок непосредственно к югу от южного хребта была обнаружена часть основания, состоящего из хорошо сохранившейся оштукатуренной стены и лестницы, которые, как полагают, являются остатками террасной платформы. [29] Также была обнаружена часть стены осыпи второй террасы . [29]

Западная группа

[ редактировать ]

Исследования Западной группы выявили оккупацию, начавшуюся в позднем классическом периоде и достигшую своего максимального распространения в терминальном классическом периоде. [11] Методы строительства, использованные в Западной группе, уступали методам строительства акрополя: они состояли из мелко нарезанных известняковых блоков, скрепленных земляным раствором, а не известковым раствором, использованным в дворцовом комплексе. [31] Платформы Западной группы, судя по всему, поддерживали скоропортящиеся надстройки, и некоторые из этих зданий могли быть предназначены для ремесленного производства. [32]

На трех основных площадях Западной группы, судя по всему, не было лепнины на полу, и вместо этого они были покрыты каменной крошкой. [32]

Курган 1

На этом месте находилась самая высокая пирамида в Тихоокеанской низменности высотой 25 метров (Курган 1). Он был построен ок. 900 г. до н. э., и был одним из первых пирамидальных храмов в Мезоамерике размером 150 х 90 м в основании.

Южная группа

[ редактировать ]
Пирамида в Южной группе

Южная группа - самая дальняя от центра группа, обладающая монументальной архитектурой. [33] Южная группа — старейшая архитектурная группа Ла-Бланки, заселенная еще в эпоху ранней классики. [34] Он имеет несколько иную ориентацию, чем остальная часть памятника, видимо, из-за более раннего строительства. [10] Он состоит из ряда курганов средних размеров, сильно поврежденных мародерами. [33] Более крупные из курганов представляют собой пирамиды , а также ряд других построек. [8] Один из курганов имеет высоту около 9 метров (30 футов) и был почти разрезан пополам траншеей мародеров. [33] В ходе спасательных операций были обнаружены керамические останки эпохи поздней классики, в том числе предмет с фрагментом иероглифического текста. [33]

Раскопки 2008 года показали, что один из этих курганов представлял собой храмовую пирамиду с хорошо сохранившейся центральной лестницей. [35]

Памятник 3

Скульптура четырехлистника в форме бассейна в Ла-Бланке (Памятник 3). Диаметр 2,1м

Памятник 3 был обнаружен в кургане Ла-Бланка 9, в жилом районе, который считается в значительной степени или полностью элитным. Раскопки кургана изначально выявили бытовые особенности, такие как полы, погребения.

Памятник 3 уникален в мезоамериканской археологии. Найденный на западном склоне кургана, он представляет собой скульптуру в форме четырехлистника. Его формировали из утрамбованной земли или супеси. Затем утрамбованную землю обмазывали темно-коричневой (почти черной) глиной. Внутренний край скульптуры был окрашен гематитовым красным. Памятник имеет диаметр 2,1 метра.

Четырехлистник Ла Бланки имеет канал по краю, который, вероятно, доставлял воду во внутренний бассейн. Первоначальная гипотеза состоит в том, что скульптура служила местом ритуала, в котором использовались вода или идеи плодородия. Такая идея согласуется с формой четырехлистника, который в иконографии классического периода символизирует водный портал в сверхъестественное царство. Скульптура Ла Бланка, датируемая примерно 850 годом до нашей эры, по-видимому, является самым ранним примером четырехлистника, известным в Мезоамерике.Наклон внешних колец, наличие канала, а также вогнутость бассейна позволяют предположить, что Памятник 3 должен был содержать жидкость. Жидкость будет течь в центр бассейна. Использование наполненных водой бассейнов в Оахаке доклассического периода представляет собой полезную параллель, поскольку такие ритуалы использовались в обрядах гадания.

Граффити

[ редактировать ]
Граффито флейтиста
Граффито оленя [36]

Акрополь также отличается большим количеством граффити, нанесенных на лепные внутренние стены его помещений, некоторые из которых демонстрируют значительный уровень художественного мастерства. [21] Считается, что граффити относятся к последнему этапу заселения акрополя, во времена раннего постклассического периода, и включают в себя местную фауну и человеческие фигуры, некоторые из которых играют на музыкальных инструментах. [37] Среди животных, изображенных на граффити, — олень, черепаха и лягушка. [32] Две человеческие фигуры изображены играющими на флейте. [32] в то время как другие сюжеты включают храмы-пирамиды, придворные сцены, вульвы и сверхъестественные существа. [27]

Анализ следов пигментов с южного хребта акрополя, проведенный Политехническим университетом Валенсии, выявил предпочтение минеральных и растительных пигментов местного происхождения, возможно, собранных с близлежащего холма Эль-Камалоте. [29]

Артефакты

[ редактировать ]

Многие из артефактов, раскопанных в акрополе, датируются переходом от терминального классического периода к раннему постклассическому периоду, когда окружающее население, по-видимому, заняло заброшенный дворец. [11] Раскопки южного хребта акрополя обнаружили большое количество керамических черепков (около 11 000), относящихся к терминальному классическому периоду, и около 150 предметов, относящихся к раннему постклассическому периоду. [4] В том же здании было раскопано 150 каменных изделий и сотни обломков мусора. [4] Также было найдено пятнадцать неполных керамических фигурок, в том числе зооморфные фигурки и элитные человеческие фигурки в сложных головных уборах. [4] Одной из таких фигурок был свисток в форме совы, идентичный другой, найденной в раскопанной свалке во дворе акрополя. [4] Оба этих свистка в форме совы очень похожи на более крупный свисток, найденный в Якше . [4] На пороге комнаты 3 южного хребта был обнаружен ряд артефактов, в том числе полный классический керамический сосуд, кремневый нож, несколько фрагментов сломанной статуэтки и несколько каменных фрагментов. [4] В районе порога комнаты 4 на южном хребте была обнаружена полная треножная пластина раннего постклассического периода. [4] В самой комнате 4 были найдены еще 70 обломков керамики Терминальной классической эпохи и 232 предмета, датированных ранним постклассическим периодом, а также топор из зеленого камня среди других находок. [38] Многие из постклассических фрагментов были взяты из кувшина-треножника с опорами для зооморфов, которые археологам в значительной степени удалось реконструировать. [39] Кроме того, при исследовании террас непосредственно к югу от акрополя было обнаружено 798 фрагментов керамики Терминал Классик, а также каменная крошка и куски костей животных. [29]

В ямах, вырытых во дворе акрополя, было обнаружено 5425 керамических фрагментов, 22 фрагмента зооморфных фигурок, а также артефакты из камня и ракушек, кости животных и кремневые обломки, все они датированы Терминальной классикой. [17]

Анализ артефактов из Ла-Бланки выявил необычное и почти полное отсутствие обсидиана , при этом особенно распространен кремень различных цветов (включая красный, розовый, оранжевый, коричневый, кремовый и серый). [17]

Захоронения

[ редактировать ]

Человеческое захоронение было обнаружено в комнате 3 южного хребта Акрополя. [11] Останки были найдены лежащими на правом боку, лицом на запад, с согнутыми руками. [11] Предварительное расследование предполагает, что это останки молодого взрослого мужчины ростом примерно 1,6 метра (5,2 фута). [11] Левая сторона черепа деформирована, возможно, в результате оксицефалии или плагиоцефалии . [11]

Фигурки Ла Бланки

В Ла-Бланке было найдено множество керамических фигурок ручной работы. Серия фигурок из Ла Бланки несет в себе пухлые черты лица, связанные с традицией скульптуры Пузатых, а также с массивными головами культуры Монте-Альто. Черты лица некоторых фигурок напоминают головы и пузики Монте-Альто, в том числе закрытые глаза с опухшими веками и опухшими щеками.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Муньос Косме 2006, стр.340.
  2. ^ Муньос Косме 2006, стр. 340-341.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Муньос Косме 2006, стр.343.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Видаль Лоренцо и др. 2007, с.563.
  5. ^ Jump up to: а б с д Видаль Лоренцо 2006, стр.790.
  6. ^ Jump up to: а б с д Видаль Лоренцо и др. 2007, с.575.
  7. ^ Jump up to: а б Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр.49.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр.45.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Видаль Лоренцо 2006, стр.791.
  10. ^ Jump up to: а б Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр.48.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Видаль Лоренцо и др. 2007, с.571.
  12. ^ Jump up to: а б с Видаль Лоренцо 2006, стр.800.
  13. ^ Jump up to: а б с Видаль Лоренцо и др. 2007, с.574.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Муньос Косме 2006, стр.341.
  15. ^ Кинтана Самайоа 1998, стр.107.
  16. ^ Муньос Косме 2006, стр.342. Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр.45».
  17. ^ Jump up to: а б с д и Видаль Лоренцо 2006, стр.792.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Муньос Косме 2006, стр.344.
  19. ^ Муньос Косме 2006, стр.343. Видаль Лоренцо 2006, стр.797.
  20. ^ Jump up to: а б с Видаль Лоренцо 2006, стр.795.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Муньос Косме 2006, стр.345.
  22. ^ Jump up to: а б с д Муньос Косме 2006, стр.349.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г Муньос Косме 2006, стр.346.
  24. ^ Муньос Косме 2006, стр. 346-347.
  25. ^ Jump up to: а б Муньос Косме 2006, стр.347.
  26. ^ Муньос Косме 2006, стр.348.
  27. ^ Jump up to: а б с Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр.47.
  28. ^ Муньос Косме и Видаль Лоренцо 2007, стр.659.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г Видаль Лоренцо и др. 2007, стр. 564.
  30. ^ Jump up to: а б с Муньос Косме и Видаль Лоренцо 2007, стр.663.
  31. ^ Видаль Лоренцо 2006, стр.796.
  32. ^ Jump up to: а б с д Видаль Лоренцо 2006, стр.797.
  33. ^ Jump up to: а б с д Видаль Лоренцо 2006, стр.799.
  34. ^ Видаль Лоренцо и Муньос Косме 2007, стр. 47-48.
  35. ^ Видаль Лоренцо и Муньос Косме ок. 2009, стр.6.
  36. ^ Видаль Лоренцо 2006, стр.798.
  37. ^ Муньос Косме 2006, стр.348. Видаль Лоренцо 2006, стр.800.
  38. ^ Видаль Лоренцо и др. 2007, стр. 570-571.
  39. ^ Видаль Лоренцо и др. 2007, стр.570.
  • Муньос Косме, Гаспар (2006). «Городская структура и архитектура в Ла-Бланке, Петен» (PDF) . XIX Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2005 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта , Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 340–351. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 23 октября 2010 г.
  • Муньос Косме, Гаспар; Кристина Видаль Лоренцо (2007). «Дворцовая типология Акрополя Ла-Бланка, Петен» (PDF) . XX Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2006 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 659–666. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 25 октября 2010 г.
  • Кинтана Самайоа, «Оскар» (1998). «Программа спасения: десять лет работы на северо-востоке Петена, прогресс в Ла-Бланке, Поса-Майя и Сан-Клементе» (PDF) . XI Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 1997 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта и Х. Эскобедо) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 104–117. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 4 сентября 2011 г. Проверено 28 октября 2010 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина (2006). «Археологические исследования в Ла-Бланке, Петен: сезон 2004 г.» (PDF) . XIX Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2005 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 790–802. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 26 октября 2010 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Гаспар Муньос Косме (ок. 2009 г.). «Проект Ла Бланка (Гватемала). Археологические исследования в полевом сезоне 2008 г.» (PDF) (на испанском языке). Министерство культуры Испании. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 28 сентября 2011 г. Проверено 28 октября 2010 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Гаспар Муньос Косме (2007). «Гватемала: город майя Ла-Бланка» (PDF) (на испанском языке). Мадрид, Испания: Национальный музей искусств королевы Софии . стр. 45–50. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 2 ноября 2014 г. Проверено 29 октября 2010 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Хуан Антонио Вальдес; Гаспар Муньос Косме (2007). «Терминальная классика и заброшенность дворцов Ла-Бланки, Петен» (PDF) . XX Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2006 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 561–576. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 25 октября 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Муньос Косме, Гаспар; Кристина Видаль Лоренцо (2008). «Городское планирование Ла-Бланки, Петен» (PDF) . XXI симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2007 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 686–695. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 18 июня 2011 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Гаспар Муньос Косме; Хуан Антонио Вальдес; Мария Луиза Васкес де Агредос; Рикардо Торрес Манзо (2008). «Ла Бланка, Петен: Новый вклад в археологические исследования Акрополя и Северной площади» (PDF) . XXI симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2007 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 501–524. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 18 июня 2011 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Гаспар Муньос Косме; Мария Луиза Васкес де Агредос Паскуаль (2010). «Ла Бланка, Петен: результаты археологических исследований полевого сезона 2008 года» (PDF) . XXIII Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2009 г. (под редакцией Б. Арройо, А. Линареса и Л. Паиса) (на испанском языке). Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. стр. 545–555. Архивировано из оригинала (онлайн-публикация в формате PDF) 2 ноября 2014 г. Проверено 27 июня 2012 г.
  • Видаль Лоренцо, Кристина; Гаспар Муньос Косме; Патрисия Оркахада Кампос; Мануэль Мэй Кастильо (2012). Б. Поток; Л. Пайз; Х. Мехиа (ред.). «Результаты исследований, проведенных в полевом сезоне 2010 года в Ла-Бланке и Эль-Чилонче (Петен)» (PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XXV (2011). Город Гватемала, Гватемала: Министерство культуры и спорта, Институт антропологии и истории и Ассоциация Тикаля: 207–216. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2014 г. Проверено 6 августа 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5c0ff5caa419cb2ca8211324e68feb1__1641656160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/b1/b5c0ff5caa419cb2ca8211324e68feb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La Blanca, Peten - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)