Исапа

Исапа — очень крупный доколумбовый археологический памятник расположенный в мексиканском штате Чьяпас , ; он наиболее известен своим заселением в период позднего формирования . Участок расположен на реке Исапа, притоке реки Сучиате , недалеко от подножия вулкана Такана , шестой по высоте горы в Мексике .
История
[ редактировать ]Поселение в Исапе простиралось на 2,4 мили, что делало его крупнейшим участком в штате Чьяпас. Это место достигло своего апогея между 850 и 100 годами до нашей эры; несколько археологов предположили, что Исапа мог быть заселен еще в 1500 году до нашей эры, что делает его таким же старым, как и ольмекские поселения Сан-Лоренцо Теночтитлан и Ла-Вента . [1] [2] Исапа оставался оккупированным в ранний постклассический период, примерно до 1200 г. н.э.
Концепция стиля Исапан
[ редактировать ]Из-за обилия резных стел и памятников майя в Исапе, термин «стиль Исапана» используется для описания аналогично выполненных работ в предгорьях Тихого океана и в высокогорьях за его пределами, включая некоторые из них, найденные в Такалик-Абадже и Каминальджуйу . [3]
Экономика
[ редактировать ]Исапа расположен на влажной и холмистой местности, покрытой вулканической почвой; он по-прежнему плодороден для сельского хозяйства . Погода очень жаркая и очень влажная. Территория вокруг Исапы была основным районом производства какао , известным как регион Соконуско , который использовался ацтеками .
Планировка и архитектура сайта
[ редактировать ]
Исапа представлял собой большой объект с обширными памятниками и архитектурой. Длина всей территории с севера на юг составляет около 1,5 км. В рамках проекта Археологического фонда Нового Света в Исапе на карту был нанесен 161 курган. Ядро периода формирования Исапы (850–100 гг. До н.э.) состоит из шести основных площадей. Группы A, B, C, D, G и H расположены вокруг центральной части участка, на западном берегу реки Изапа. [4] «Основная территория Исапы образована группами от A до E, G и H, которые соответствуют периоду наибольшего апогея этого городища, примерно с 300 г. до н.э. по 50 г. до н.э.» [5] Группа F расположена в северной части участка. В этой группе среди других построек есть площадка для игры в мяч, и она соответствует позднему этапу освоения участка. Группа F включает более позднее заселение и постройку, связанную с терминальным формативом (100 г. до н.э. - 250 г. н.э.), ранней классикой (250–500 г. н.э.), средней классикой (500–700 г. н.э.), поздней классикой (700–900 г. н.э.) и ранним постклассическим периодом. (900–1200 гг. н.э.) периоды. Группы A, B и F сегодня открыты для туризма через Национальный институт антропологии и истории Мексики ( Instituto Nacional de Antropología e Historia ).
Архитектура Исапы в совокупности составляет около 250 000 кубических метров. На территории были пирамиды, скульптурные площади и площади и, возможно, две площадки для игры в мяч . Есть две длинные открытые площадки, напоминающие площадки для игры в мяч, найденные в других местах Мезоамерики, но неясно, использовались ли эти две площадки для игры в мяч. В кургане 30А была построена ступенчатая пирамида. Эта пирамида была около десяти метров в высоту и, вероятно, использовалась в религиозных и церемониальных целях. [ нужна ссылка ]
Исапа расположена к востоку от истинного севера; точное выравнивание составляет 21 градус к востоку от севера. [4] Он расположен на одной линии с вулканом Такана и, кажется, также расположен на горизонте декабрьского солнцестояния.
Исапа и другие мезоамериканские цивилизации
[ редактировать ]
Майкл Коу описывает Исапу как связующее звено между ольмеками и ранними майя . Он подкрепляет свой аргумент большим количеством мотивов Исапана ольмекского стиля, используемых в искусстве , включая мотивы ягуара , опущенные человеческие рты, Андреевский крест, пламенные брови, прокручивающиеся небеса и облака, а также фигурки детских лиц . В поддержку гипотезы Коу также используются элементы культуры майя, которые, как считается, произошли от исапанов, включая сходство в стилях искусства и архитектуры , преемственность между памятниками майя и исапана , а также общие божества .
Другие археологи утверждают, что еще недостаточно известно, чтобы поддержать Коу, и что термин «стиль Исапана» следует использовать только при описании искусства Исапы. Вирджиния Смит утверждает, что искусство Исапана слишком уникально и отличается по стилю, чтобы быть результатом влияния ольмеков или предшественником искусства майя. Смит говорит, что искусство Исапана очень специфично для конкретного места и не распространилось далеко за его пределы. Искусство Исапана, скорее всего, действительно косвенно повлияло на искусство майя, хотя это было лишь одно из многих влияний на майя.
Исапа также включен в дискуссию о происхождении 260-дневного календаря . Первоначально считалось, что календарь был изобретением майя, но недавно была выдвинута гипотеза, что календарь возник в Исапе. [6] Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что Исапа лучше соответствует геологическим и историческим условиям, чем предыдущее место, которое считалось местом происхождения.
Исапанское монументальное искусство
[ редактировать ]
Исапа приобрел известность благодаря своему художественному стилю. Искусство, найденное на этом месте, включает скульптуры стел, а также алтари, похожие на лягушек. Стелы и алтари-лягушки обычно шли вместе, жабы символизировали дождь. Есть общие черты искусства Исапана, такие как крылатые предметы, длинногубые боги, очень похожие на Чаака майя, [7] Вращающееся небо и облака в стиле ольмеков, кошачья пасть в качестве рамки, изображения животных (крокодил, ягуар, лягушка, рыба, птицы), перекрытие и отсутствие дат.
Огромное количество скульптур превышает количество любого современного памятника. Гарт Норман насчитал в Исапе 89 стел, 61 алтарь, 3 трона и . 68 различных памятников включает мифологические и религиозные сюжеты и носит церемониальный и часто повествовательный характер. [8]
Кроме того, в отличие от эпи-ольмекских и более поздних стел майя, памятники Исапы редко содержат глифы . Хотя это может означать, что культуре Исапы не хватало какой-либо системы письма , Джулия Гернси, автор исчерпывающего труда о скульптуре Исапы, вместо этого предполагает, что памятники были намеренно лишены языка и что «положение Исапы на стыке двух языковых регионов [ то есть Миксе-Соке и Майя , возможно, способствовали склонности к невербальным коммуникативным стратегиям». [9] Тимоти Лотон, британский исследователь, представил образы и повествовательные изображения как единое мифологическое целое, связывая мифологию с распределением памятников на этом месте. [ нужна ссылка ]
Среди возможных символов Исапы, обсуждаемых учеными, есть такие, которые известны как «U-образная форма», «Пограничная панель» (небесная полоса) и «Перекрещенная полоса». Эти глифы имеют параллели с известными символами ольмеков. [10]
Известные памятники
[ редактировать ]На стеле Исапы 1 изображено длинногубое божество, которое Коу описывает как раннюю версию майяского бога молний и дождя Чаака . В Стеле I бог идет по воде, собирая рыбу в корзину, а также носит корзину с водой на спине.
Исапа Стела 2 , как и Стела 25, была связана с битвой близнецов-героев майя против Вукуб Какикс , могущественной правящей птицы-демона подземного мира майя, также известной как Семь Ара .

На стеле Исапа 3 изображено божество, владеющее дубинкой. Нога этого божества превращается в змею, обвивающуюся вокруг его тела. Это могла быть ранняя форма бога майя К, который носил посох.
Стела Исапа 4 изображает танец птиц, в котором король превращается в птицу. Сцена, скорее всего, связана с Главным Птичьим Божеством. Эта трансформация могла символизировать шаманизм и экстаз, то есть шаман-правитель использовал галлюциногены для путешествия в другой мир. Тип политической системы, существовавшей в Исапе, до сих пор неизвестен, хотя Стела 4 позволяет предположить, что у руля стоял шаман. Этот шаман-правитель выполнял роль как политического, так и религиозного лидера.
Стела Исапы 5 представляет собой, пожалуй, самый сложный рельеф Исапы. Центральным элементом изображения является большое дерево, окруженное примерно дюжиной человеческих фигур и множеством других изображений. Сложность изображений побудила некоторых исследователей, особенно мормонов и теоретиков «из Африки», рассматривать Стелу 5 как подтверждение своих теорий.
Стела Исапы 8 изображает правителя, сидящего на троне, расположенном внутри четырехлистника . Сцену, показанную на Стеле 8, часто сравнивают с Троном 1, который находился у центрального столба Исапы. На Стеле 8 может быть изображен правитель, восседающий на Троне 1.
«Когда образ Трона 1 и Стелы 8 рассматривается как концептуальная единица, он напрямую связывает политическую власть правителя, символизируемую троном, с его сверхъестественными способностями, символизируемыми порталом четырехлистника (Гернси, 2006). Между этими образами существует поразительная параллель. памятника Чалькацинго 1 и стелы Исапа 8, на обеих из которых изображены элитные личности, восседающие на тронах в четырехлистнике». [11]
Исапа Стела 21 — редкое изображение насилия с участием божеств. На стеле изображен воин, держащий голову обезглавленного бога.
Стела Исапа 25, возможно, содержит сцену из Пополь Вух . Изображение, изображенное на Стеле 25, скорее всего, представляет собой близнецов-героев майя, стреляющих в сидящего на нем Главного Птичьего Божества из духового пистолета. Эта сцена также показана на горшке майя под названием «Горшок для духового стрелка». Также предполагается, что Стелу 25 можно рассматривать как карту ночного неба, которая использовалась для рассказа истории о героях-близнецах, стрелявших в птичьего божества.
Археологические исследования в Исапе
[ редактировать ]Ранние расследования
[ редактировать ]К исследованию Исапы первых исследователей привлекли большие курганы и множество резных памятников. Рисунки памятников в Исапе были впервые опубликованы в брошюре мексиканского профессора Карлоса А. Кулебро. [12] Карл Рупперт посетил это место в 1938 году, когда работал с Институтом Карнеги. [13] В 1941 году Мэтью Стирлинг, работавший от имени National Geographic и Смитсоновского института, провел неделю раскопок в Исапе, чтобы лучше раскрыть некоторые из резных памятников. [13] В 1947 году Филип Друкер расширил работу Стирлинга, проведя дополнительную серию небольших пробных раскопок. [14] Заметки и фотографии экспедиции Друкера хранятся в Национальном антропологическом архиве .
Раскопки Археологического фонда Нового Света
[ редактировать ]С 1961 по 1965 год Гарет Лоу руководил четырьмя сезонами раскопок в Исапе от имени Археологического фонда Нового Света (организации, созданной на базе Университета Бригама Янга ). [15] Раскопки NWAF подчеркнули открытие памятников и понимание истории строительства центральных площадей Исапы. В рамках этого проекта Эдуардо Мартинес также разработал первую подробную карту этого места. [15]
Лоу и его коллеги датировали большинство памятников Исапы эпохой Гильена, примерно с 300 по 50 год до нашей эры, на основе керамических и радиоуглеродных дат, связывая их с периодом наибольшей скульптурной и строительной деятельности Исапы. Самый ранний курган Исапы, Курган 30, входящий в число областей, наиболее тщательно изученных NWAF, был впервые построен во время фазы среднего формирования Дуэнде, ок. 900–850 гг. до н.э. [16] [15]
Раскопки Эрнандо Гомеса Руэды
[ редактировать ]После 25-летнего перерыва раскопки в Исапе возобновились под руководством Эрнандо Гомеса Руэды, работающего в Мексиканском национальном институте антропологии и истории (INAH). Гомес Руэда провел четыре сезона в Исапе с 1992 по 1996 год с основной целью документировать гидравлическую систему и памятники Исапы. Гомес Руэда предложил несколько возможных функций гидравлической системы Исапы, включая распределение воды по территории, бассейны для выращивания съедобных водных видов и гибридное церемониально-функциональное использование. [17]
Проект регионального поселения Исапа
[ редактировать ]Начиная с 2011 года, Проект регионального поселения Исапа (IRSP) [18] стал первым проектом по исследованию Исапы с точки зрения региональных поселений. В течение четырех сезонов исследований с 2011 по 2015 год директор Роберт Розенсвиг , профессор Университета Олбани , и его команда использовали лидар (обнаружение света и определение дальности) для картографирования участков и сбора поверхностной керамики, чтобы документировать изменяющиеся тенденции численности населения в Исапе и близлежащих районах. [19] [20] Отчеты, полученные в результате этого перекартирования, позволяют предположить, что центр Исапы в период формирования на самом деле был вдвое больше, чем предполагалось на предыдущей карте, и что оккупация классического периода была почти в три раза больше, чем было указано на исходной карте NWAF. [19] [21] Лидарная карта дополнительно проиллюстрировала архитектурное выравнивание и террасы E-Group в центре объекта, которые не были видны на более ранней карте NWAF. [19]
Проект домашней археологии Исапы
[ редактировать ]В 2014 году Ребекка Мендельсон руководила новой серией раскопок на южной окраине участка. Проект Мендельсона, Проект домашней археологии Исапы , был направлен на документирование повседневной жизни жителей Исапы. Этот проект предоставил первые систематические экономические данные об этом месте. Исследования Мендельсона сосредоточены на периоде между 100 г. до н. э. – 400 г. н. э., когда производство памятников пришло в упадок, а на этом месте были зафиксированы серьезные изменения в строительной деятельности, практике захоронения и ритуальной деятельности. [22]
- Копия надгробия из Исапы, штат Чьяпас , расположенная в метро Bellas Artes в Мехико . Сопровождающие мемориальные доски переводятся как «Надгробие Исапы – культура майя – Доклассический период – Описание: Барельеф из Исапы, изображающий человека, загружающего что-то».
- Копия надгробия, расположенная в метро Bellas Artes в Мехико . Сопровождающая табличка переводится как «Надгробие Исапы – Культура майя – Доклассический период – Описание: Оригинал из Исапы, Чьяпас . Представляет собой скелет, сидящий с (неразборчиво)».
- Копия надгробия, расположенная в метро Bellas Artes в Мехико . Сопровождающая мемориальная доска переводится как «Надгробие Исапы – Культура майя – Доклассический период – Описание: Барельеф из Исапы, Чьяпас, изображающий чье-то обезглавливание».
- Стела 50 из Исапы на выставке в Национальном музее антропологии в Мехико.
- Стела 1 из Исапы выставлена в Национальном музее антропологии в Мехико.
- Стела 21 из Исапы на выставке в Национальном музее антропологии в Мехико. Его еще называют «обезглавленным».

Примечания
[ редактировать ]- ^ Мальмстрем (1997) , с. 8
- ^ Кларк (1991) , с. 15
- ^ Пул (2007) , с. 264
- ^ Перейти обратно: а б Райс (2007) , с. 109
- ^ 2007 Mesoweb Izapa (pdf)
- ^ Мальмстрем (1997)
- ^ Пул (2007) , с. 272
- ^ Пул (2007) , с. 272 и Гернси (2006) , с. 60 оба относятся к «нарративному» качеству искусства Исапана.
- ^ Гернси (2006) , с. 15
- ^ Райс (2007) , с. 110
- ^ Любовь и Гернси (2007)
- ^ Кулебро (1939)
- ^ Перейти обратно: а б Стирлинг (1943)
- ^ Друкер (1948) , стр. 151–169.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу, Ли и Мартинес Эспиноза (1982)
- ^ Экхольм (1969)
- ^ Гомес Руэда (1995) , стр. 6–16
- ^ Проект регионального поселения Исапа
- ^ Перейти обратно: а б с Розенсвиг и др. (2013)
- ^ Розенсвиг, Лопес-Торрихос и Антонелли (2015)
- ^ Розенсвиг и Мендельсон (2016)
- ^ Мендельсон (2017)
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Джон Э. (1991). «Начало Мезоамерики: апология раннего формирования Соконуско». У Фаулера, Уильям Р. младший (ред.). Формирование сложного общества на юго-востоке Мезоамерики . Бока-Ратон: CRC Press. ISBN 9780849388316 .
- Коу, Майкл Д. (1962). Мексика . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. OCLC 901034288 .
- Кулебро, Калифорния (1939). Доисторический Чьяпас: его археология. Брошюра №. 1 . Уикстла, Чьяпас.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Друкер, Филип (1948). «Предварительные заметки об археологическом исследовании побережья Чьяпаса». Отчеты исследований Средней Америки : 151–169.
- Экхольм, Сюзанна М. (1969). «Курган 30а и ранняя доклассическая толща Исапы, Чьяпас, Мексика». Документы Археологического фонда Нового Света . 73 . Прово: Университет Бригама Янга.
- Эванс, Сьюзен Тоби (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500284407 .
- Гомес Руэда, Эрнандо (1995). «Исследование гидравлических систем в Исапе» (PDF) . VIII симпозиум археологических исследований в Гватемале, 1994 г. Гватемала. стр. 6–16. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2011 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гернси, Джулия (2006). Ритуал и сила в камне: воплощение правления в искусстве мезоамериканского стиля исапан . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71323-9 .
- Лотон, Тимоти (1997). Скульптура на пороге: иконография Исапы и ее связь с иконографией майя (докторская диссертация). Университет Эссекса.
- Любовь, М.; Гернси, Дж. (2007). «Памятник 3 из Ла-Бланки, Гватемала: глиняная скульптура среднего доклассического периода и ее ритуальные ассоциации» . Античность . 81 (314): 920–932. дои : 10.1017/S0003598X00096009 . S2CID 162442562 .
- Лоу, Гарет; Ли, Томас А. младший; Мартинес Эспиноза, Эдуардо (1982). «Исапа: Знакомство с руинами и памятниками». Документы Археологического фонда Нового Света . 31 . Прово: Университет Бригама Янга.
- Мальмстрем, Винсент Х. (1976). «Исапа: культурный очаг ольмеков?». Труды Ассоциации американских географов : 32–35.
- Мальмстрем, Винсент (1997). Циклы Солнца, Тайны Луны: Календарь мезоамериканской цивилизации . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292751972 .
- Мендельсон, Ребекка Р. (2017). Устойчивость и межрегиональное взаимодействие в раннем мезоамериканском городе Исапа: переход от формирующего к классическому периоду (докторская диссертация). Университет Олбани, SUNY: факультет антропологии.
- Норман, В. Гарт (1973). «Скульптура Исапы, Часть 1: Альбом». Документы Археологического фонда Нового Света . 30 . Прово: Университет Бригама Янга.
- Пул, Кристофер (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Райс, Пруденс М. (2007). Происхождение календаря майя: памятники, мифология и материализация времени . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292774490 .
- Розенсвиг, Роберт Р.; Мендельсон, Ребекка Р. (2016). «Исапа и регион Соконуско, Мексика, в первом тысячелетии нашей эры». Латиноамериканская древность . 27 (3): 357–377. дои : 10.7183/1045 .
- Розенсвиг, Роберт М.; Лопес-Торрихос, Рикардо; Антонелли, Кэролайн Э.; Мендельсон, Ребекка Р. (2013). «Лидарное картографирование и исследование поверхности штата Исапа в тропическом предгорье штата Чьяпас, Мексика». Журнал археологической науки . 40 (3): 1493–1507. Бибкод : 2013JArSc..40.1493R . дои : 10.1016/j.jas.2012.10.034 .
- Розенсвиг, Роберт М.; Лопес-Торрихос, Рикардо; Антонелли, Кэролайн Э. (2015). «Данные лидара и государство Исапа: новые результаты и методологические проблемы тропической Мезоамерики». Антропологические и археологические науки . 7 (4): 487–504. дои : 10.1007/s12520-014-0210-7 . S2CID 128544303 .
- Смит, Вирджиния Г. (1984). Рельефная резьба Исапы: форма, содержание, правила дизайна и роль в истории искусства и археологии Мезоамерики . Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021193 .
- Стирлинг, Мэтью В. (1943). «Каменные памятники в Южной Мексике». Бюллетень Бюро американской этнологии Смитсоновского института . № 138. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конспекты лекций из Университета Канзаса
- Страница Техасского университета с несколькими рисунками
- ДеЛанжи посещают Исапу со множеством фотографий. Архивировано 24 октября 2004 г. в Wayback Machine.
- туризм Тапачула раздел Исапа ,
14 ° 55'23 "с.ш. 92 ° 10'48" з.д. / 14,923 ° с.ш. 92,180 ° з.д.
- Сайты майя
- Места майя в штате Чьяпас
- Доклассический период майя
- Археологические памятники в Чьяпасе
- Бывшие населенные пункты Мексики
- Заведения XVI века до нашей эры
- Постройки XVI века до нашей эры в цивилизации майя
- Туристические достопримечательности штата Чьяпас
- Города майя, пережившие конец классического периода