Jump to content

Пачакути

Пачакути
Пачакути, картина середины XVIII века, анонимно.
Сапа Инка Империи Инков
Царствование 1438–1471 ( Роу )
Предшественник Виракоча
Преемник Тупак Инка Юпанки
Рожденный Куси Инка Юпанки,
1418 [1] ( Двуязычный обзор )
Дворец Кусиканча, Куско , Империя инков , современное Перу.
Умер 1471 ( Роу )
Дворец Паталлакта, Куско, Империя инков, современное Перу.
Супруга Мама Анавархи или Куя Анавархи
Проблема Тупак Юпанки , Амару Топа Инка, Мама Окло Койя
Имена
Пачакути Инка Юпанки
кечуа Пачакутий Инка Юпанки
испанский Пачакутек/Пачакути Инка Юпанки
Родословная (сезонная) Иньяка Панака, позже Великая Семья
Династия Высокий Куску, часть
Отец Виракоча Инка
Мать Мама Рунту
Изображение Пачакути, поклоняющегося Инти (богу Солнца) в Кориканче , во вторых хрониках Мартина де Муруа 17 века .
Часть руин дворца Пачакути в Куско .

Пачакути Инка Юпанки , также известный как Пачакутек ( кечуа : Pachakutiy Inka Yupanki ), был девятым сапа-инка вождества Куско , которое он преобразовал в Империю инков ( кечуа : Тавантинсуйу ). Большинство археологов теперь полагают, что знаменитое место инков Мачу-Пикчу было построено как поместье Пачакути. [2]

На языке кечуа космогоническое понятие Пачакути означает «поворот мира». [3] а Юпанки могло означать «благородный господин». [4] Во время его правления Куско превратился из деревушки в империю, которая могла конкурировать и в конечном итоге обогнать империю Чиму на северном побережье. Он положил начало эпохе завоеваний, которая за три поколения расширила владения инков от долины Куско до значительной части западной части Южной Америки. По словам летописца инков Гарсиласо де ла Вега , Пачакути создал Инти Райми для празднования нового года в Андах Южного полушария. [5] Пачакути часто связывают с возникновением и распространением культа Солнца Инти . [6] [7]

Придя к власти после войны инков и чанка , Пачакути завоевал территории вокруг озер Титикака и Поопо на юге, части восточных склонов Анд возле тропических лесов Амазонки на востоке, земли до бассейна Кито на севере и земли от Тумбеса до, возможно, прибрежных регионов от Наски и Каманы до Тарапаки . [8] Эти завоевания были достигнуты с помощью многих военачальников, и они положили начало имперской экспансии инков в Андах.

Некоторые антропологи считают Пачакути первым историческим императором инков. [9] а другие считают, что это мифологическое и космологическое представление начала эпохи имперской экспансии инков. [10]

Соединение Пачакути отсылает к древней андской космологической концепции, представляющей катастрофическое изменение эпох-миров. Антропоним появился в виде <Пачакути> или <Пачакуте > в ранних колониальных хрониках и документах 16 века . Эту письменную форму можно реконструировать на языке кечуа как Пача Кутий . Форма <Pachacútec> (современное написание на языке кечуа: Pachakutiq ) была введена писателем Инкой Гарсиласо де ла Вега в его «Commentarios Reales de los Incas», опубликованном в 1609 году. [11] До коронации Пачакути называли Ингой Юпанги, а испанский мореплаватель Педро Сармьенто де Гамбоа дополнительно утверждал, что имя Пачакути было «Куси». [12]

На этот состав не влияют другие языки, такие как аймара или пукина , и он считается чисто кечуа. Оно состоит из существительного пача , которое означает «земля, регион, время, мир» и представляет собой андскую концепцию, связывающую время с физическим миром , и глагола кути — «изменять, поворачивать, возвращаться в исходную точку». Очевидное отсутствие знака номинализации объясняется неспособностью испанских колониальных писцов распознать наличие номинализатора действия -y. Следовательно, кути-й означает «изменение, поворот, возвращение». Колониальный летописец Хуан де Бетансос перевел антропоним Пача Кутий как «поворот времени», а перуанский лингвист Родольфо Серрон Паломино перевел это соединение как «поворот мира». [3] Форма, которую Пачакутек использовал в сочинениях Гарсиласо де ла Вега, вероятно, была вызвана тем, что инки хранили номинализатор агента -q вместо номинализатора действия -y. На языке кечуа наличие увулярного согласного, такого как /q/, приводит к тому, что гласная /ɪ/ произносится как /e/ в испанском языке . Однако реституция Гарсиласо противоречила ранней колониальной документации и была грамматически неправдоподобной, поскольку глагол kuti- является непереходным глаголом , а предполагаемое значение летописца слова «тот, кто ходит по миру» требовало дополнительной морфемы, изменяющей глагольную валентность . Форма <Пачакутек> (*pacha kuti-q), реконструированная Гарсиласо, была грамматической на языке кечуа, и вместо этого для значения «тот, кто ходит вокруг света» потребовалось бы выражение, подобное *pacha kuti-chi-q. [11]

Согласно устной традиции имперского рода Пачакути, это имя было приобретено после войны против чанка , согласно версии летописца Хуана де Бетансоса, вместе с именами или эпитетами Капак и Индичури. [13]

Историчность

[ редактировать ]

Пачакути часто считают первым историческим императором инков. [9] несмотря на различные мифологические элементы. [10] Различные историки связывали Пачакути с переписыванием правил правления предыдущих правителей инков, чтобы оправдать имперскую экспансию инков. [14] Характер рассказа Пачакути, космологические концепции и значения, которые можно из него расшифровать, а также отсутствие физических изображений, а также археологических свидетельств, иногда опровергающих историю его правления, представленную колониальными источниками, противоречили его историческому образу и заставили некоторых ученых прийти к выводу, что Пачакути был идеологической и космологической концепцией инков. [15] [10]

Лингвисты, антропологи, археологи, этнологи и историки Мартти Парсинен, [8] Катрин Жюльен, Родольфо Серрон Паломино , [9] Альфред Метро , [16] Брайан С. Бауэр, [9] Джон Хауленд Роу , Франк Саломон, [9] Вальдемар Эспиноза Сориано, Хосе Антонио дель Бусто Дутурбуру , Гэри Уртон , [15] и Мария Ростворовски [17] считают Пачакути историческим, тогда как другие, например Пьер Дювиольс , [10] Хуан Оссио Акунья , [18] Райнер Том Зуйдема , Франк Гарсия, [10] и Кармен Бернанд считают Пачакути мифологическим или мифоисторическим. По мнению археолога Франка Гарсиа, история правления Пачакути была в основном символической и служила для установления философских принципов, а история инков имела структурные элементы мифа. [10] Джон Хоуленд Роу проанализировал и сравнил различные колониальные источники и пришел к выводу, что существует санкционированная государством «стандартная история», полагая, что победа Пачакути над народом чанка стала причиной имперской экспансии. [19] В 1953 году Мария Ростворовски опубликовала свою биографию Пачакути, первую современную биографию исключительно доколумбового деятеля, и поддержала вывод Роу о поздней имперской экспансии при Пачакути. Голландский антрополог- структуралист Райнер Том Зуйдема раскритиковал Роу и Ростворовского за методологические практики и изучил символическую космологическую территориальную организацию администрации, Куско и его окрестностей. [20] Исследуя дуалистическую философию Анд ( янантин ) , Зуйдема и Пьер Дювиольс пришли к выводу, что Империя инков представляла собой двоевластие , Пачакути правил, по их мнению, совместно с воинственным вождем Майтой Капаком (четвертым правителем Куско в традиционной традиции). список), а Мартти Персинен, исследуя андские трехсторонние традиции, пришел к выводу, что внутренняя организация столицы Куско имела трех правителей, соправителями Пачакути были Капак Юпанки и Майта Капак, а общегосударственная имперская администрация был только один. [8] В 1945 году Роу разработал имперскую хронологию, заявив, что Пачакути правил с 1438 по 1471 год, а археологические данные показывают, что начало правления Пачакути приходится на начало 15 века. [19] Бывший министр культуры Хуан Оссио Акунья поддержал позицию Зуидемы, который постулировал, что правители инков до Топа Инка Юпанки , включая Пачакути, были не историческими правителями, а скорее социальными группами или фракциями. [18]

Ранняя жизнь и отцовство

[ редактировать ]

Настоящее имя Пачакути было Куси Юпанки, и он происходил из женской линии Иньяка Панака из фракции ( Ханан Куско «высокое Куско»), в дополнительной оппозиции к фракции Хурин Куско («низкое Куско»). По сообщениям испанских хронистов, он был сыном восьмого правителя Куско, Инки Виракоча , родословной которого ( панака ), однако, был Суксу Панака . Анализируя колониальные записи, историк и антрополог Мария Ростворовски пришла к выводу, что, основываясь на андских традициях преемственности, которые позволяли «наиболее способным» прийти к власти, Пачакути не был сыном Инки Виракоча, что делало его нелегитимным в глазах Испанцы, верившие в европейские концепции первородства .

Куси Юпанки родился в Куско , во дворце Кусиканча, граничащем с храмом Интиканча . Его наставник Микуймана научил его истории, законам и языку, а также обращению с кипу . С юных лет им восхищалась знать инков, потому что он обладал храбростью, умом и зрелостью, которых не хватало его брату, Инке Урко , назначенному соправителю и наследнику престола. Точно так же он продемонстрировал способности к управлению и завоеваниям, которых также не хватало его брату. Генералы Виракочи начали разжигать заговоры с целью свержения и замены Инки Урко. [21] [22]

Прийти к власти

[ редактировать ]
Сцена из войны инков и чанка на Великой исторической фреске Куско

В начале 15 века конфедерация Куско , простирающаяся на 40 километров вокруг города Куско, столкнулась с вторжением чанка , традиционных племенных заклятых врагов инков. Существует несколько версий этой встречи, наиболее распространенная из которых поддерживается большинством надежных испанских источников. [19] [23]

Правитель Инка Виракоча и его соправитель Урко скрылись с места происшествия, а Куси Юпанки собрал армию в сопровождении четырех генералов Виракочы и подготовил защиту города. Во время последующего штурма Куско чанки были отброшены настолько сильно, что, согласно легенде, даже камни поднялись, чтобы сражаться на стороне Юпанки. В битве при Яуар-Пампе армия инков одержала решающую победу над чанкас и утвердила свое господство. Куси Юпанки захватил многих лидеров чанка, которых он подарил своему отцу Виракоче, чтобы тот вытер ноги об их тела - традиционный ритуал победы. Виракоча сказал Юпанки, что честь проведения ритуала принадлежит назначенному наследнику Урко. Юпанки возразил и заявил, что он не одержал победу, чтобы его братья наступили на пленников Чанка. Последовал жаркий спор, и Виракоча попытался убить генерала. Однако Пачакути был проинформирован о заговоре, и убийство провалилось. Виракоча ушел в изгнание, а Инка Юпанки с триумфом вернулся в Куско и после короткой гражданской войны, во время которой умер соправитель Урко, был коронован. Сапа Инка из Куско и переименовал себя в «Пачакути» (что означает «Сотрясатель Земли»). [24] [25]

Царствование

[ редактировать ]

Будучи правителем, Пачакути женился на маме Анаварки из айлуса Чоко и Качона, скорее всего, чтобы наградить вождя, принадлежащего к одному из этих айлусов, который защищал Куско во время вторжения чанка, и оставил свой первоначальный семейный клан ( панака ), чтобы сформировать имперская линия Хатуна Айлу, провалившая попытку объединить две фракции. Чтобы записать историю предыдущих правителей Куско инков, Пачакути приказал создать расписные деревянные панели, которые по отношению к устным текстам часто имели форму мнемонических песен, исполняемых на важных торжествах, и кипу , содержащих простую и стереотипную информацию. Согласно цвету , порядку и номеру , расшифровываемому Кипукамайоком , они представляли официальную и санкционированную государством доимперскую историю. [14]

Дворец Пачакути в Виткосе .

Несмотря на престиж Пачакути после победы над чанкас, у него было «мало эффективной власти и скудная рабочая сила для развития Куско». Установив для утверждения своей власти систему взаимности (социально-экономический принцип, регулирующий отношения, основанный на обязательной и институциональной взаимной помощи, «давать и брать», помощи), Пачакути созвал в Куско окрестных кураков (вождей) и устроил «роскошные пиры». и церемонии», тактически демонстрируя большую щедрость и делясь подарками, в том числе добычей войны против чанка, прежде чем сформулировать постепенно растущие требования, такие как строительство складов , заготовка продуктов, создание армии и улучшение инфраструктуры. . [26] Используя средства взаимности, Пачакути перестроил большую часть Куско, спроектировав его так, чтобы он служил потребностям имперского города и представлял собой представительство империи. [26] У каждого сую был свой сектор города, сосредоточенный на дороге, ведущей в эту провинцию; дворяне и иммигранты жили в секторе, соответствующем их происхождению. Каждый сектор был далее разделен на области для ханан (верхнего) и хурина (нижнего) фрагментов . Многие из самых известных памятников Куско, такие как великий храм Солнца Куриканча (ранее Интиканча ), были перестроены во время правления Пачакути. [27]

В начале правления Пачакути культ андского божества-создателя Виракоча , жрецы которого поддерживали предыдущего правителя Виракоча Инку, возможно, был заменен культом Инти Солнца. [6] [7] Первые месяцы его правления были потрачены на подавление восстаний окружающих вождей в долине Куско и консолидацию территориальной базы государства, противостоя айярмака , ольянтайтамбо , уакара и тогуаро. [28] Пачакути завоевал земли вдоль долины Урубамба , где он основал знаменитый город Мачу-Пикчу . [2]

Расширение королевства

[ редактировать ]

Местные кураки (лорды) были интегрированы с использованием принципа взаимности и «системы привязанности», при которой император инков поддерживал личные отношения с союзными местными общественно-политическими структурами, а также «подарков» в виде пиров, женщин или материалов. были обменены в обмен на подчинение, сокращение суверенитета, союзничество и строительство хатунканчи (административных центров). [8] [26] Пачакути время от времени возводил лиц из класса янакуна , вышедших из системы родственных групп ( айлусов и панаков ) и не обязанных и не имеющих права на обязательства и права взаимного обмена, до правителей местных вождеств, восставших или отказавшихся от господства инков. . [26]

Его первая военная кампания, возглавляемая императором и его генералом Апо Майтой, была направлена ​​против союзников и конфедератов чанка, а также вождеств, окружающих Куско. Пачакути завоевал Сорас и Руканас, Вилкас, Луканас, Чалкас и Котабамбас. [29] [30] Завоевание вождества Чинча и соседней долины Писко на южно-центральном побережье также произошло во время правления Пачакути. Генерал и, возможно, «сокороль» или уауке (букв. «брат» на языке кечуа ) Капак Юпанки повел армию в Чинчу, добившись признания и подчинения местных королей с помощью «взаимных подарков», в обмен для чего чинча разрешили строительство административных центров, использование земли, обрабатываемой Аклой (женщинами, работающими на государство) и служащими янакуна , и признали превосходство Пачакути. [31] [32] Однако в 1945 году историк Джон Хоуленд Роу приписал завоевание более поздним правителям, утверждая, что первоначальная кампания была рейдом . [19] [31]

Пачакути начал практику принудительной миграции , отправляя митимаэ (колонистов) из лояльных территорий в нестабильные провинции или, альтернативно, размещая лояльные народы на стратегических позициях в Империи. В рамках своего видения государственного деятеля и воина-вождя он завоевал множество этнических групп и государств, подчеркнув свое завоевание Коллао, которое повысило престиж инков Пачакути. Из-за значительного расширения их владений его считали исключительным лидером, оживляющим славные эпические истории и гимны в честь его достижений. Многочисленные кураки, не колеблясь, признают его способности и называют его «Сыном Солнца». [ нужна ссылка ] По мнению различных историков и антропологов, Пачакути инициировал «Pax Incaica» или «мир инков», в частности, навязав мир региональным вождествам, которые составляли альянс структур, объединенных вокруг фигуры императора инков, под названием Тавантинсуйу, или Империя инков.

Завоевание Святой Земли

[ редактировать ]
Королевства аймара и пукина разделенные по воображаемой линии, представленной озером Титикака и рекой Десагуадеро на две части Урко , сую и Ума сую , слева направо , . Каждое вождество было разделено на два поместья или вождества, ума и урко , одно из которых управляло государством.

и Вождества Колла вождества Лупака на озере Титикака в Альтиплано (называемом «Коллао») были одними из первых целей Пачакути. [33] После строительства Куриканчи, «золотого храма», посвященного Солнцу, Пачакути послал армию недалеко от границы с вождеством Колла, а вскоре после этого присоединился к своим силам. Король Колла, или Колла Капак, узнав об этом, собрал свои силы и стал ждать инков в городе Аявири. В ходе завязавшейся битвы инки вынудили армию Колла отступить, взяв в плен короля Колла Капака. После победы Пачакути занял главный город Хатункуллу и оттуда получил подчинение Лупак, Пакаса и Азангаро (ранее входивших в состав вождества Коллас). [34] Джон Хоуленд Роу подсчитал, что империя инков под властью Пачакути достигла реки Десагуадеро возле озера Титикака, которое отмечало границу между завоеванным вождеством Лупака и вождеством Пакаса. Однако в 1992 году финский этноистор Мартти Персинен , указывая на местные источники на территории королевств Аймара , поддержал версию о территориальной экспансии генералов Пачакути до нации Чаркас, недалеко от озера Поопо . [35] [2] Различные летописцы относят к этим завоеваниям рождение Топа Инки Юпанки , сына королевы Мама Анарвахи. [34] [36]

Пачакути также потенциально завоевал части Кунтисую , где многие анклавы аймара были присоединены к горным королевствам, включая регионы Арекипа , Камана и Тарапака . [34] Завоевание этих регионов также приписывается Инке Амару Топа во время последующего восстания вождеств вокруг озера Титикака. [37]

Во время военных экспедиций в восточные низменности (« монтанья ») и тропические леса Амазонки Колла, Лупака и Азангаро подняли восстание под предводительством одного из сыновей предыдущего правителя Коллы. [38] По словам Сармьенто де Гамбоа , для его подавления была собрана армия численностью около 200 000 человек под командованием Амару Топа Инки, Тупака Айяра Манко и Апу Паукара Усну. [39] Подавив восстание, армия инков продолжила проход через территорию инков и завоевала народы Сора, Каранга, Каракарас-Кильяква, Чарка, Чуи и Чича, вблизи и вокруг озера Поопо , возможно, объединившись в межпровинциальную более широкую конфедерацию крупных государств. (которые сами состояли из конфедеративных «маленьких вождеств», в свою очередь состоявших из различных айллусов ) или Хатун апоказго . [40] [35] [23]

Экспедиции в Чинчайсую

[ редактировать ]

Пачакути лично завоевал народы, окружавшие королевство Куско , уйдя в отставку, чтобы сосредоточиться на административной реформе и украшении Куско, и оставил военное командование последующими кампаниями своим генералам. [41] [29]

Военачальник Капак Юпанки был отправлен вместе с капитанами Уайна Юпанки и Ямки Юпанки в северные районы Чинчайсую в сопровождении чанкийского контингента во главе с военачальником или синчи Анко Хуаллу . Армии инков заняли крепость Уркоколлак, продвинулись через различные территории центральных Анд, включая территории Уанка , Яуйо и Атавиллос. [41] В Уайласе Капак Юпанки основал военный центр Марайкалье, откуда силы инков завоевали конфедеративные вождества Уайлас, Пископампас, Пинкос, Уарис и Кончукос. [42] Армии инков, преследуя сбежавших сил чанка, в конце концов прибыли к вождеству Кахамарка . [41] чьей столицей и верховным подвластием был Гузманго во Ханансайя («высшая половина/фракция») фратрии . [43] Капак Юпанки, вторгшись в вождество Кахамарка, начал напряженные отношения с прибрежным союзником вождества Кахамарка, Империей Чиму . [41] который распространился от Тумбеса на севере до Карабайльо на юге. По словам Джона Х. Роу, территории, присоединенные к Империи, доходили до Чинчайкочи , недалеко от центра Бомбона , остальная часть кампании просто совершала набеги на территории до вождества Кахамарка. [19] [29] Другие историки утверждают, что государство Кахамарка, чья более поздняя столица инков была административным центром инков Кахамарка , было завоевано, как и территории вокруг Куско, оставив большой разрыв между остальной территорией инков и Кахамаркой. [44] и создание невыгодных путей снабжения.

Пачакути передал военное командование своему сыну и наследнику Топа Инке Юпанки , который возглавил военную кампанию в северных пределах Империи и закрепил завоевания, сделанные во время кампании Капака Юпанки. Создав Кахамарку в качестве военной базы, он возглавил экспедицию против Империи Чиму с гор, соседних с прибрежными низменностями ( юнгас ), вынудив правителя Чиму, Минчансамана , сдаться, перерезав ирригационные каналы реки Моче , ведущие к столице Чиму. Чан Чан . Другие кампании были проведены против Чачапойя , Киту , Каньяри и различных вождеств в современном Эквадоре . [45] [46] [47] Мартти Парсинен отметил, что территории к северу от Томебамбы и Касьяра были потенциально завоеваны после правления Пачакути, который, по словам мерседарианского монаха и миссионера Мартина де Муруа, отрекся от престола в пользу своего преемника Топа Инки, чьи завоевания в северном бассейне Кито должны были произойти раньше. Смерть Пачакути. [48]

После этих кампаний завоевания Топа Инки были отмечены по его возвращению в Куско. [45]

Реконструкция «великих вождеств» центральных и южных Анд, которые представляли собой высший уровень интеграции в социально-политическом ландшафте Анд.

В андской космологии и мифологии Пачакути, наряду с божеством-создателем Виракоча и мифическим инкой Манко Капаком , был связан с андским поиском непрерывной дифференциации дополнительных противоположных форм, известных как янантин , рассматриваемых скорее как факторы взаимодополняемости, чем соперничества , мира. , производительность, а также расширение прогресса и порядка. Таким образом, роль Пачакути заключалась в том, чтобы служить архетипом идеального правителя инков в соответствии с философскими принципами правящей касты инков , а также распространять инковскую культурную модель и связанный с ней пантеон среди различных этнических групп Анд.

Пачакути построил ирригационные сети, возделывал террасы, дороги и приюты. «Дорога инков» ( Капак Ньян ) простиралась от Кито до Чили. [47] Пачакути также приписывают перемещение сотен тысяч людей в рамках масштабных программ переселения и переселения их для колонизации самых отдаленных уголков своей империи. Эти вынужденные колонисты, называемые митимаэс , занимали самое низкое место в социальной иерархии инков. [49]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]

Несмотря на свои политические и военные таланты, Пачакути не улучшил систему преемственности. Его сын стал следующим Инкой без каких-либо зарегистрированных споров после того, как Пачакути умер в 1471 году из-за неизлечимой болезни, хотя некоторые колониальные источники намекают на отречение Пачакути перед его смертью. [48] Но в будущих поколениях следующий Инка должен был получить контроль над империей, заручившись достаточной поддержкой со стороны апо , духовенства и военных, чтобы выиграть гражданскую войну или запугать кого-либо еще от попыток перехватить контроль над империей.Пачакути был поэтом и автором Священных гимнов церемонии очищения города Ситуа . Педро Сармьенто де Гамбоа приписал Пачакути на смертном одре одну песню: [50] «Я родился как лилия в саду, и, как лилия, я рос с возрастом / Я состарился и должен был умереть, и так я засох и умер». [51]

Первоначально Пачакути назначил своего сына Амару Топа Инку соправителем и наследником престола. Однако из-за отсутствия у совместного принца военного таланта Пачакути изменил свое решение и вместо этого решил назвать своим соправителем и соправителем другого своего сына, Тупака Инку Юпанки , который, в свою очередь, имел репутацию талантливого полководца. преемник. [52] [17] находиться В его последние годы правительство инков могло фактически в руках его «помощника» ( кечуа : янапак ), «компаньона» (кечуа: янанти ) или «брата» (кечуа: хуауке ) в условиях полудиархии . Инки по имени Ямки Юпанки. После смерти Пачакути, вместо того, чтобы подтвердить свою власть, Ямки Юпанки скорее утвердил Тупака Инку Юпанки в качестве преемника своего отца. [17] Некоторые историки, однако, сомневаются, что внутренняя организация Куско , разделенная на общины Ханан Куско и Хурин Куско , каждая из которых потенциально имела двух правителей, была идентична общегосударственной организации Империи на Ханан Сая («высшая половина») и Хурин сая («низшая половина»), в которой, как они сомневаются, было более одного короля. [8]

Мумия Пачакути была перевезена по его собственному желанию во дворец Паталлакта , но позже была найдена в Тококаче . [17]

Родословная

[ редактировать ]

Пачакути, считавшийся сыном Инки Виракочи и Мамы Рунту, был, согласно большинству традиционных списков правителей Инков, четвертым правителем линии Хананской фратрии Куско , чьи правители вместе называются династией Ханан . У него было несколько сыновей, среди которых Тупак Аяр Манко, Апу Паукар, Амару Топа или Амару Юпанки, Ямки Юпанки, Ауки Юпанки, Тилка Юпанки и Тупак Инка Юпанки . [53]

Пачакути приказал убить двух своих братьев, Капака Юпанки и Уайна Юпанки, после военной кампании против региона Чинчай-Сую. Он также убил своих сыновей Тильку Юпанки и Ауки Юпанки. [54] Однако некоторые этноисторики полагают, что Капак Юпанки был соправителем или Уауке (буквально «брат») Пачакути. [17]

Амару Топа изначально был выбран соправителем и возможным преемником. Позже Пачакути выбрал Тупака Инку, потому что Амару не был компетентен в военном деле. Он был первым правителем инков, отрекшимся от престола. [55]

Его родословной или панакой по рождению была Иньяка Панка, общим предком которой была Мама Вако, жена Манко Капака , которую он оставил, чтобы основать свою собственную линию под названием Хатун Айллу. Он женился на маме Анаварки или Анарваки (Койя Анауарк) из айлуса Чоко и Качона, скорее всего, чтобы наградить вождя, принадлежащего одному из этих айлусов, который защищал Куско во время вторжения Чанка. [56]

Наследие

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Жизнь Пачакути Инки Юпанги». Двуязычное обозрение, Bilingual Review Press, 1 мая 2001 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Роу, Джон, 1990. «Мачу-Пикчу в свете документов XVI века». Historia 16 (1): 139–154, Лима.
  3. ^ Jump up to: а б Серрон-Паломино, Родольфо (2008). Голоса Анд: очерки андской ономастики . Папский католический университет Перу. дои : 10.18800/9789972428562 . ISBN  978-9972-42-856-2 .
  4. ^ Серрон-Паломино, Родольфо (2013), Языки инков: пукина, аймара и кечуа , Питер Ланг, doi : 10.3726/978-3-653-02485-2/1 , получено 1 апреля 2024 г.
  5. ^ «Инти Райми, Праздник Солнца». Откройте для себя Перу, www.discover-peru.org/inti-raymi/.
  6. ^ Jump up to: а б Стил и Аллен 2004 , с. 246.
  7. ^ Jump up to: а б Д'Альтрой 2003 , с. 147.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Симади, Идзуми, изд. (2015). Империя инков: междисциплинарный подход . Издательство Техасского университета . п. 9. ISBN  978-0-292-76079-0 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Гарсия, Франк (2019). Les Incas (на французском языке). Париж : Éditions Ellipses. стр. 145–152. ISBN  978-2-340-03941-4 .
  11. ^ Jump up to: а б Серрон-Паломино, Родольфо (2008). Голоса Анд: Очерки андской ономастики (на испанском языке). Лима: PUCP . п. 298. ИСБН  978-9972-42-856-2 .
  12. ^ Гамбоа Де
  13. ^ Бетансос, Хуан (2015) [1551]. Сумма и повествование инков (на испанском языке). Лима: PUCP . п. 195.
  14. ^ Jump up to: а б Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 26–51. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  15. ^ Jump up to: а б Д'Альтрой 2003 .
  16. ^ Метро, ​​Альфред. Инки (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil .
  17. ^ Jump up to: а б с д и Ростворовский 2001 .
  18. ^ Jump up to: а б Нотариус, Педро. «Хуан Оссио Акунья: «История инков в переводе на европейский стиль» . La República (Перу) .
  19. ^ Jump up to: а б с д и Х. Роу, Джон (январь 1945 г.). «Абсолютная хронология в Андском регионе». Американская древность . 10 (3): 265–284. дои : 10.2307/275130 . JSTOR   275130 .
  20. ^ Том Зуйдема, Райнер (1964). Система Чеков Куско — социальная организация столицы инков . Архив Брилла.
  21. ^ Эспиноза 1997 , с. 77.
  22. ^ Ростворовский 2001 , стр. 92–95.
  23. ^ Jump up to: а б Идзуми, Симади, изд. (2015). Империя инков: междисциплинарный подход . Издательство Техасского университета . п. 272. ИСБН  978-0-292-76079-0 .
  24. ^ Де Гамбоа 2011 , с. [ нужна страница ] .
  25. ^ Манн 2006 , стр. 76 .
  26. ^ Jump up to: а б с д Мир инков: развитие доколумбового Перу, 1000–1534 гг. Нашей эры (2000). Лаура, Лауренчич Минелли (ред.). Мир инков: развитие доколумбового Перу, 1000–1534 гг. н.э. Университет Оклахомы Пресс . стр. 177–178. ISBN  9780806132211 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  27. ^ Де Гамбоа 2011 , с. 66–69,
  28. ^ Ростворовский 2001 , с. 133–135.
  29. ^ Jump up to: а б с Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. п. 85. ИСБН  978-951-8915-62-4 .
  30. ^ Ростворовский 2001 , с. 137–139.
  31. ^ Jump up to: а б Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 87–89. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  32. ^ Ростворовски де Диес Кансеко, Мария (1999). История царства инков . Перевод Б. Исландии, Гарри. Издательство Кембриджского университета .
  33. ^ Д'Алтрой 2001 .
  34. ^ Jump up to: а б с Ростворовский 2001 , с. 155–159.
  35. ^ Jump up to: а б Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 120–135. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  36. ^ Эспиноза 1997 , с. 82.
  37. ^ Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 136–140. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  38. ^ Ростворовский 2001 , с. 190.
  39. ^ Де Гамбоа 2011 , стр. 107-1. 74, 78, 83–85.
  40. ^ Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 261–269. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  41. ^ Jump up to: а б с д Ростворовский 2001 , с. 160–166.
  42. ^ Маркес Соррилья, Сантьяго (1965). Уари и Кончуко (на испанском языке). Кондор Типография. стр. 27–28.
  43. ^ Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 306–320. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  44. ^ Фавр, Анри (2020). Инки (на французском языке) (10-е изд.). Париж: Presss Universitaires de France . стр. 19–25.
  45. ^ Jump up to: а б Ростворовский 2001 , с. 257–267.
  46. ^ Эспиноза 1997 , с. 85.
  47. ^ Jump up to: а б Де Гамбоа 2011 , с. 89, 91–92.
  48. ^ Jump up to: а б Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 91–99. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  49. ^ Де Гамбоа 2011 , с. 70, 72–74, 76–85.
  50. ^ Де Гамбоа 2011 , с. 95.
  51. ^ Бургер 2004 , с. 32.
  52. ^ Эспиноза 1997 , с. 83.
  53. ^ Де Гамбоа 2011 , с. 84.
  54. ^ Де Гамбоа 2011 , стр. 107-1. 80, 94.
  55. ^ Ростворовский, Мария . «Наследие инков». Архивировано 10 октября 2008 года в Wayback Machine – Перуанский культурный центр инков.
  56. ^ Ростворовский, Мария (2008). Великий инка Пачакутек Инка Юпанки . Талландье. ISBN  978-2-84734-462-2 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]

медиафайлы по теме: Пачакутек Викискладе есть

Царственные титулы
Предшественник Сапа Инка
1438 – 1471/1472
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2fc5242e1a8d320a0914cafb9290e3a__1721912760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/3a/d2fc5242e1a8d320a0914cafb9290e3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pachacuti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)