Мама Окло Койя
Койя искай Мама Окло Койя или просто Мама Окло (Мама Укллу ньикин , фл. 1493), была принцессой и королевой-консортом Койя Империи инков в браке со своим младшим братом Сапа Инка Топа Инка Юпанки (годы правления 1471–1471). 1493). [1]
Жизнь
[ редактировать ]Мама Окло была дочерью Инки Пачакути Инки Юпанки и сестрой Инки Топа Юпанки. Она вышла замуж за своего младшего брата по обычаю и стала его законной супругой и королевой. Она была матерью Уайны Капака и Койи Кусиримая . [2] [3]
Королева
[ редактировать ]Королева Мама Окло описывается как доминирующая фигура, «жаждущая богатства» и помнящаяся своими уловками, с помощью которых она должна была оказывать большое влияние на государственные дела. По легенде , царица помогала своему супругу в завоевании города в Чиморе, которым управляла женщина Капаллана , — возможно, городом был Тумбез . Когда Капаллана отклонил просьбу Инки подчиниться, мама Оклло попросила супруга позволить ей заступиться и пообещала отдать ему город без потери ни одного воина. Ей было отправлено послание женщине-правительнице о том, что ее храбрость спасла ее город и что армия инков позволит этому случиться. Она лишь попросила, чтобы посол инков, принесший эту новость, был отмечен праздником в честь морских богов, который, естественно, происходил бы на лодках. Когда весь город был занят на море, чтобы отпраздновать это событие, армия инков ворвалась и взяла город. Сама Капаллана . стала личной пленницей королевы в знак признания той роли, которую она сыграла в завоевании
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После смерти ее супруга Топа Инки Юпанки в 1493 году ее сын и наследник Уайна Капак был еще несовершеннолетним. Любимая наложница ее покойного супруга, Чики Олько , попыталась посадить на трон своего несовершеннолетнего сына Капака Уари , распространив с помощью родственницы слух, что покойный Инка завещал трон Капаку Уари. Именно вдовствующая королева Мама Окло предотвратила эту попытку государственного переворота, распустив слух о том, что Чики Олько была ведьмой, приказала арестовать ее и ее родственницу (и, вероятно, казнить), сослала Капака Уари в Чинчеру и назначила своего собственного сына следующим Инка. Сообщается, что Уайна Капак никогда не забывал, что своим троном он был обязан своей матери, и посвятил тому, чтобы ее вилла в Пикчу была сделана святой вакой в память.
Сообщается, что мама Окло умерла вскоре после того, как обеспечила трон своему сыну. Регентством во время несовершеннолетия ее сына занимался двоюродный брат ее покойного супруга.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аттард Беллидо, Мария Елена (01.06.2019). «Между богиней Фемидой и Мамой Окло: предложение множественной юридической аргументации из андской межкультурной философии Чаканы» . Диалоги знаний (50): 79–100. doi : 10.18041/0124-0021/dialogos.50.2019.5553 . ISSN 2619-3744 .
- ^ Ковбой, Арирума (5 декабря 2017 г.). «Бег бегущего человека » Американичность: Журнал латиноамериканских исследований (на испанском языке): 157–176. ISSN 2174-0178 .
- ^ «Фелипе Гуаман Пома де Айала» , Латиноамериканские исследования , Oxford University Press, 23 июня 2021 г. , получено 10 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берр Картрайт Брандейдж: Империя инков
- Сьюзен А. Найлс: Форма истории инков: повествование и архитектура Андской империи
- Райнер Том Зуйдема: Система Чеков Куско: социальная организация столицы инков
- Хелен Пью: Бесстрашные парни из Империи инков (2020) ISBN 9781005592318