Jump to content

Чан Чан

Координаты : 8 ° 6'21 "ю.ш. 79 ° 4'28" з.д.  / 8,10583 ° ю.ш. 79,07444 ° з.д.  / -8,10583; -79.07444

Чан Чан
Вид на Чан-тян, столица Чимора
Стена Чан Чан
Стена Чан Чан
Детали Adobe в Чан-Чан
Чан Чан
Панель Чан Чан
Сверху: вид на Чан-Чан, стены, детали самана, панель с изображением воинов.
Карта с указанием местоположения в Перу
Карта с указанием местоположения в Перу
Показано в Перу
Расположение Регион Ла-Либертад , Перу
Координаты 8 ° 6'21 "ю.ш. 79 ° 4'28" з.д.  / 8,10583 ° ю.ш. 79,07444 ° з.д.  / -8,10583; -79.07444
История
Основан 850
Культуры Культура Чиму
Официальное название Археологическая зона Чан-Чан
Тип Культурный
Критерии я, iii
Назначен 1986 г. (10-я сессия )
Справочный номер. 366
Область Латинская Америка и Карибский бассейн
Находящийся под угрозой исчезновения 1986 – настоящее время

Чан-Чан (испанское произношение: [tʃaɲ.'tʃaŋ] ), иногда называемый Чимором , был столицей королевства Чимор . Это был крупнейший город доколумбовой эпохи в Южной Америке . [1] Сейчас это археологический объект в департаменте Ла-Либертад в пяти километрах (3,1 мили) к западу от Трухильо, Перу . [2]

Чан-Чан расположен в устье долины Моче. [3] и был столицей исторической империи Чимор с 900 по 1470 год. [4] когда они были побеждены и включены в состав Империи инков . [5] Чимор, государство-завоеватель, [3] возник на основе культуры Чиму , которая утвердилась на перуанском побережье около 900 г. н.э. [6]

Чан-Чан находится в особенно засушливой части прибрежной пустыни на севере Перу. [7] Из-за отсутствия дождей в этой области основным источником несоленой воды для Чан-Чана являются реки, несущие поверхностный сток из Анд . [4] Этот сток позволяет контролировать землю и воду через ирригационные системы .

Город Чан-Чан занимал площадь 20 квадратных километров (7,7 квадратных миль) и имел плотный городской центр площадью шесть квадратных километров (2,3 квадратных мили), в котором находились экстравагантные цитадели . [3] Сьюдадели представляли собой большие архитектурные шедевры, в которых располагались площади, кладовые и погребальные платформы для членов королевской семьи. [8] Великолепие этих городов предполагает их связь с королевским классом. [8] Жилье для низших классов иерархического общества Чан-Чан известно как небольшие склеенные комнаты неправильной формы (SIAR). [8] Поскольку низшие классы часто были ремесленниками, роль которых в империи заключалась в производстве ремесел, многие из этих СИАРов использовались в качестве мастерских. [8]

Этимология

[ редактировать ]

Первоначальное значение и язык происхождения топонима Чан Чан остаются нерешенными вопросами среди специалистов. среди прочих, такие учёные, как Эрнст Миддендорф Этим вопросом занимались, , Хорхе Зеваллос Киньонес, Родольфо Серрон-Паломино и Маттиас Урбан. Загадка осложняется беспорядочным характером письменных записей в колониальных документах и ​​языковой ситуацией на доиспанском побережье Северного Перу. Как известно, регион Трухильо представлен языками мочика , кингнам , кулли и кечуа , среди прочих, из которых достаточно документированы только мочика и кечуа. Что касается изменений в письменных источниках, топоним впервые появляется в документации, записанной как «Кашан» в учредительном акте городского совета Трухильо 1536 года. [9] Также было высказано предположение, что имя «Канда», предложенное Гонсало Фернандесом де Овьедо для обозначения Трухильо, является еще одним письменным вариантом современного Чан Чан . [10] Форма «Чанчан» стабильно появляется в документации только с середины 17 века.

Согласно обзору предшественников, предложенному Урбаном, ранее было три этимологических предложения для топонима, два из которых можно считать совершенно фантастическими и немотивированными. Этимологии Х. Баумана как «города змей», который немотивированно апеллирует к мезоамериканским языкам, и этимологии Дж. Киммиха как «города луны», который немотивированно апеллирует к карибанскому слову «луна», заслуживают последней оговорки. . Третью этимологическую гипотезу выдвинул немецкий ученый Эрнст Миддендорф, который предложил Mochica существительное xllang «солнце» в качестве этимума и обнаружил в топониме повторение этого корня. [11] Не будучи убежден ни одним из этих предыдущих предложений, Урбан склонен к предварительному отнесению топонима к вымершему языку кингнам, уже предложенному Зеваллосом Киньонесом в XX веке. По мнению этих авторов, хотя невозможно предложить ни этим, ни основное значение этого географического названия, атрибуция кингнама оправдана тем фактом, что это был язык царства Чимор , и сходством его видимой структуры с языком царства Чимор. другие региональные топонимы и антропонимы, по-видимому, также образовались путем повторения двух односложных корней. [12] Урбан приходит к выводу, что

[...] на данный момент нет другого решения, кроме как закончить словами Зеваллоса Киньонеса ([1995] 2010, стр. 11): «Пока нет никаких грамматических данных о собственном языке Чимо, Кингнам, ни в одном американском или Европейский архив, содержащий проповеди, словари и т. д., мы останемся без знания термина Чан Чан, поскольку нет никакой возможной научной помощи».

- Городской (2017, стр. 135).

Совсем недавно лингвист Родольфо Серрон-Паломино предложил этимологию этого топонима на языке кечуа. Согласно его гипотезе, как форма «Чанчан», так и варианты «Кашан» и «Канда» вполне могут быть объяснены этимимом кечуа kanĉa «загон, забор, огороженное место» и кечумарской топонимической морфемой *-n (вероятного аймарского языка). этимология). Таким образом, нынешнее произношение было бы продуктом «орфографической ловушки», поскольку изначально <ch> использовался для обозначения звука глухой велярной остановки [k] в начале слова. Первоначально топоним должен был быть * kanĉa-n(i) '(место), где изобилуют заборами/загонами'. Согласно этому предложению, топоним не будет ни Мочика, ни Кингнам, и не будет таким древним во времени. [13] Однако Урбан отверг гипотезу Серрона-Паломино как неправдоподобную и подтвердил свои предыдущие выводы. [14]

Считается, что Чан-Чан был построен Чиму около 850 года нашей эры . [15] Это была столица империи Чимор с населением 40 000–60 000 человек. [8]

После того, как инки завоевали Чиму около 1470 года нашей эры, Чан-Чан пришел в упадок. [8] Инки использовали систему, называемую «системой этнического рассеяния Митма», которая разделяла мирное население чиму на места, уже недавно завоеванные инками. Чуть более 60 лет спустя, в 1535 году нашей эры, Франсиско Писарро основал испанский город Трухильо, который еще больше отодвинул Чан-Чан в тень. [8] Хотя Чан-Чан больше не был многонаселенной столицей, он все еще был хорошо известен своими огромными богатствами и, следовательно, был разграблен испанцами. [8] Свидетельством огромного богатства Чиму является список предметов шестнадцатого века, украденных из погребальной гробницы в Чан-Чане; было обнаружено сокровище, эквивалентное 80 000 песо золота (почти 5 000 000 долларов США в золоте ). [8]

В 1969 году Майкл Мозли и Кэрол Дж. Макки начали раскопки Чан-Чана; сегодня эти раскопки продолжаются под руководством Перуанского национального института культуры. [15]

План сохранения

[ редактировать ]

разработал «Генеральный план по сохранению и управлению археологическим комплексом Чан-Чан» В 1998 году Институт национальной культуры Перу при участии Фонда всемирного наследия – WHR, ICCROM и GCI – . План был одобрен правительством Перу. [16] Методы консервации включают усиление и стабилизацию конструкций основных зданий и вокруг дворца Чуди с использованием сочетания традиционных и современных инженерных технологий. [17] У Чан-Чана на данный момент 46 очков критического урона, хотя общий урон объекта намного превышает эти очки. Региональное правительство Ла-Либертад финансирует усилия по сохранению этих точек.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

[ редактировать ]
Имеется инфраструктура для защиты руин в археологической зоне Чан-Чан.

28 ноября 1986 года ЮНЕСКО включила Чан-Чан в список Всемирного наследия . [18] и поместил его в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Первоначальные рекомендации Комитета всемирного наследия включали принятие соответствующих мер по сохранению, реставрации и управлению; прекращение любых раскопок, не сопровождавшихся сопутствующими мерами по сохранению; и смягчение последствий грабежей. Панамериканский курс по сохранению и управлению земляным архитектурным и археологическим наследием финансировался многими институтами, объединившимися, включая ИККРОМ, Институт консервации Гетти и правительство Перу. [17] Археологи пытались защитить этот город разными способами. Над зданиями пытаются создать навесы от дождя, чтобы защитить их от дождя и спасти глинобитные постройки, которые приходят в упадок. Они также пытались создать новые дренажные системы для более быстрого отвода дождевой воды. [19] Чан-Чан находится в списке опасностей всемирного наследия с 1986 года. С 2000 года они приняли меры безопасности, которые включают документирование всего, государственное управление и план действий в чрезвычайных ситуациях и на случай стихийных бедствий. [20]

Археологический памятник

[ редактировать ]
Стены комплекса, изображенного выше, построены из сырцового кирпича и отделаны глиной. Часто чиму погружали животных или другие предметы в грязь, прежде чем она высохла.

Археологический объект занимает площадь около 20 квадратных километров и считается крупнейшим глинобитным городом в Америке и вторым в мире.

Обнесенные стеной комплексы (дворцы), составляющие мегаполис, представлены в следующей таблице. Недавно археологи дали таким соединениям имена Мочика , несмотря на то, что Чимор говорил на другом языке, чем Мочика . Это подверглось критике как отрицание местной истории. [21]

Старое имя Текущее имя Предполагаемое значение
Чайуак Чайхуак Ан или Квиксмик Ан Дом Чайуак или Начальный дом
Уле Xllangchic Ан Восточный дом или Дом восхода солнца
Лабиринт Фечеч Ан Западный дом или Дом заката
Великий Чиму Утж Ан Большой Дом
Сквайр Фошич Ан Северный дом
Веларде Нинг Ан Морской Дом
Банделье Нэйн Ан Дом птиц
Чуди Ник Ан Центр Хаус
Река Чол Ан Новый дом или последний дом
Телло Цуц Ан Маленький Дом

Обнесенный стеной комплекс Чуди

[ редактировать ]

Обнесенный стеной комплекс «Чуди» является величайшей иллюстрацией важности воды, особенно моря, и окружавшего ее культа в культуре Чиму . Горельефы стен изображают рыб, направленных на север и юг (что можно интерпретировать как изображение двух течений, отмечающих перуанское побережье: холодного течения Гумбольдта , приходящего с юга, и течения Эль-Ниньо). , жаркий, приходящий с севера), волны, ромбито (рыболовные сети), а также пеликаны и анзумито (смесь морского льва и выдры).

Это прибрежное общество управлялось могущественным Чимукапаком и было объединено силой социального контроля, возникшего из необходимости строгого управления водой, а также из-за внешних угроз. Комплекс «Чуди» имел один вход и высокие стены высотой до двенадцати метров для лучшей защиты и был шире у оснований (пять метров), чем на вершинах (один метр), в преддверии возможных землетрясений на сейсмическом побережье.

В Чан-Чане много разных типов зданий, многие из которых были разрушены. Многие из построек включали храмы, дома, водоёмы и даже погребальные платформы. Многие здания состояли из океанских конструкций, таких как рыбы, птицы, волны и многое другое. То, как Чиму использовали это пространство, просто поразительно. Строят здания преимущественно прямоугольной или квадратной формы в ограниченном пространстве. [22]

Город также состоял из 10 цитаделей, но удалось восстановить только 4. Это означает, что в городе Чан-Чан было 10 правителей, Чиму были очень непреклонны в отношении «Великого Лорда наверху». Культура жила в классовом обществе, где на вершине стояли правители и боги, а затем все опускалось до слуг. Комплекс цитаделей обычно имеет высоту 40 футов и имеет только один вход. Это было место дворцового типа с красивыми украшениями, построенное для «бога или правителя». [23]

Рабочие и люди

[ редактировать ]
Артефакты из Чан-Чана, которые сейчас находятся в музее Ларко.

В Чан-Чане было много разных рабочих и людей. Они жили в классовом обществе, где правители и боги были на первом месте, а слуги на последнем. Город состоял из дворян, фермеров, рыбаков, торговцев, слуг и многих других. В городе было много мастеров, которые создавали красивые ткани, горшки и керамику. [24]

Мирные жители чиму верили, что солнце создало три яйца: золото для правителя и элиты, серебро для жен правителей и медь для всех, кто не входит в эти две категории. Элитой были те, кто жил в цитаделях. Остальные мирные жители жили в небольших домах, которые одновременно служили их мастерскими. [25]

Несмотря на то, что это был аграрный город, жители Чиму отлично выполняли свою работу по изготовлению керамики и текстиля, и именно этим они больше всего известны. Они создали множество прекрасных произведений искусства, некоторые из которых сохранились до сих пор. [25]

Религия и культура

[ редактировать ]
Чуди был местом поклонения. Чиму в основном поклонялись океану и морю, поэтому подобные фигурки и узоры присутствовали во многих местах по всему городу.

У Чиму 10 цитаделей, но Чуди — единственная, куда пускают туристов. Считается, что Чуди был построен в честь морского бога Чиму, имя которого в Кингнаме неизвестно. Считается, что в этом здании находится множество фигур, связанных с океаном. В середине здания находился пруд, который использовался для религиозных церемоний, плодородия и даже поклонения воде. Жители Чиму очень поклоняются океану, они находятся прямо рядом с Тихим океаном и получают большую часть еды через него. Они также во многом полагались на свою ирригационную систему, поэтому считают, что поклонение богам, связанным с океаном, важно. [23]

Мирные жители Чан-Чана предположительно говорили на языке « кунгнам ». Когда инки захватили власть, этот язык был полностью уничтожен и в настоящее время является вымершим языком. очень мало документально подтверждено О языке кингнам . к сожалению, у нас нет возможности подтвердить, как мог звучать этот язык. У жителей Чиму не было письменности, позволяющей документировать свой язык.

У них не только не было документированной системы письма для своего языка, но также не было письменной системы для написания чертежей или записи измерений. Если вы посмотрите на фотографию Чан-Чана, вы заметите, что все здания построены в четком порядке с пространством между ними. Хотя документации не было, вполне возможно, что они вели записи, называемые хипу, во многом подобно инкам. Хипу — это подробные записи, представляющие собой системы с завязанными шнурами. Хипус также можно использовать в ситуациях для передачи информации. [26]

Архитектура

[ редактировать ]
Музей Чан Чан

В городе есть десять обнесенных стенами цитадел, в которых располагались церемониальные комнаты, погребальные камеры, храмы, резервуары и резиденции королей Чиму. [8] Помимо сьюдадел , в Чан-Чане присутствуют и другие комплексы, включая суды или аудиенсии . [27] небольшие, неправильной формы агглютинированные комнаты (SIAR) и холмики, называемые huacas . [8] Доказательства значения этих структур можно увидеть во многих погребальных керамических изделиях, найденных в Чан-Чане. [27] На многих изображениях изображены структуры, очень похожие на аудитории. [27] что указывает на культурную важность архитектуры для народа чиму Чан-Чана. Кроме того, строительство этих огромных архитектурных шедевров указывает на то, что в Чан-Чане была большая рабочая сила. [27] Это также подтверждает наличие иерархической структуры общества в Чан-Чане, поскольку вполне вероятно, что строительство этой архитектуры было выполнено рабочим классом. [27]

Чан-Чан имеет треугольную форму и окружен стенами высотой 50–60 футов (15–18 м). [28] Здесь нет ограждений, выходящих на север, потому что стены, выходящие на север, подвергаются наибольшему воздействию солнечного света, защищая от ветра и поглощая солнечный свет там, где часто бывает туман. [15] Самые высокие стены защищают от юго-западных ветров с побережья. Стены - саманный кирпич [8] покрыты гладкой поверхностью, на которой вырезаны замысловатые узоры. Два стиля резьбы включают в себя реалистичное изображение таких предметов, как птицы, рыбы и мелкие млекопитающие, а также более графическое, стилизованное изображение тех же предметов. Резные фигурки в Чан-Чане изображают крабов, черепах и сети для ловли морских существ (таких как Spondylus) . Чан-Чан, в отличие от большинства прибрежных руин в Перу , находится очень близко к Тихому океану . [29]

Орошение

[ редактировать ]
Заповедник воды в Чан-Чан

Первоначально в городе использовались колодцы глубиной около 15 метров. [29] Для увеличения сельскохозяйственных угодий вокруг города была создана обширная сеть каналов, отводящих воду из реки Моче. [30] Как только эти каналы были построены, у города появился потенциал существенного роста. Многие каналы на севере были разрушены катастрофическим наводнением около 1100 г. н.э., что стало ключевым мотивом для чиму переориентировать свою экономику на экономику, основанную на иностранных ресурсах, а не на натуральном сельском хозяйстве. [29] Ирригационные системы Чан-Чана были одной из главных причин, по которой они были завоеваны инками. Поскольку каналы могли простираться на 20 миль вниз по горе реки Моче-Валли до Чан-Чана, инки в конечном итоге отрезали свою ирригационную систему, что привело к гибели урожая из-за нехватки воды.

Древним сооружениям Чан-Чана угрожает эрозия из-за изменений погодных условий — проливных дождей, наводнений и сильных ветров. [31] [32] В частности, городу серьезно угрожают штормы Эль-Ниньо , вызывающие увеличение количества осадков и наводнения на перуанском побережье. [7] Чан-Чан — крупнейший глиняный город в мире, и его хрупкий материал вызывает беспокойство. Сильные дожди Эль- Ниньо повредили основание построек Чан-Чана. Увеличение количества дождей также приводит к повышению влажности, а по мере того, как влажность скапливается в основаниях этих построек, может произойти загрязнение солями и рост растительности, что еще больше повредит целостность фундамента Чан-Чана. Глобальное потепление только усилит эти негативные последствия, поскольку некоторые модели предполагают, что изменение климата способствует увеличению количества осадков. [33]

Чан Чан, столица королевства Чиму.

Недавние археологические исследования

[ редактировать ]
Обзор модели Чан Чан

Археологический объект в Чан-Чане находится под постоянной и серьезной угрозой разрушения из-за выветривания. Несколько археологов, защитников природы и ряд учреждений работают над исследованием существующей там архитектуры. Могут использоваться различные методы исследования, но любая методология должна быть достаточно быстрой, чтобы обеспечить максимальный доступ к существующим физическим материалам, и достаточно точной, чтобы эффективно документировать участок. [34] Для удовлетворения этих требований используются беспилотные летательные аппараты. Текущее состояние технологии БПЛА таково, что можно использовать летательные аппараты, состоящие из относительно небольших компонентов в сочетании с легкой технологией формирования изображений. Возможные продукты визуализации включают цифровые модели рельефа, ортофотоснимки и трехмерные виртуальные модели. [34] Защитные покрытия на площадке, предназначенные для предотвращения ущерба глинобитным конструкциям от атмосферных воздействий, могут стать проблемой для использования БПЛА. Эти методы не способствуют распаду физического материала. Эти методы также позволят археологам получить доступ к виртуальным репродукциям в будущем, а ожидаемые технологические инновации, скорее всего, добавят возможностей для анализа этого места.

Итальянская миссия в Перу работает вместе с местными археологами и экскаваторами на раскопках Чан-Чан с 2002 года. [34] Роберто Пьердикка из Политехнического университета делле Марке провел миссии по визуализации и собрал ряд результатов, чтобы сделать выводы о масштабах этого места в 2017 году. Новейшая карта этого места до этого времени была создана Гарвардским университетом в 1974 году. Миссия Пьердикки нанесла на карту часть территории, известная как Дворец Чуди. [34] Его работа была представлена ​​в восьмом томе журнала «Цифровые приложения в археологии и культурном наследии» в 2018 году. [34] В миссии использовался дрон Da-Jiang Innovations, оснащенный камерой Sony Alpha NEX-7 с разрешением 6000 x 3376 пикселей. [34] Оборудование позволяло получать как изображения в надире (вертикально вниз), так и косые (под углом) изображения. Было получено 1856 изображений, 1268 из них были использованы для создания 15-полосной фотограмметрической модели. Для построения трехмерной модели было использовано 105 изображений, снятых с уровня земли камерой Sony SLT-A77V. Обработка Multi View Stereo использовалась для объединения изображений сверху с изображениями с земли и формирования 3D-модели. Эта модель была проверена археологами и считается соответствующей как Севильским принципам, так и Лондонской хартии. [34] Эти модели формируют основу для будущих комбинаций аэрофотосъемки с наземными съемками на других объектах. Археологический подход важен для сохранения памятников, поскольку он позволяет данным сохраняться в будущем, даже если происходят грабежи и выветривание.

В период с 2016 по 2022 год на этом объекте осуществлялся международный проект между Consiglio Nazionale delle Ricerche (CNR) и Национальным советом по науке, технологиям и технологическим инновациям (CONCYTEC). [35] Целью работы было создание 3D-информационной модели здания наследия (HBIM) Уака Арко Ирис, крупнейшего глинобитного монументального комплекса в Южной Америке. Уака расположена в хронологическом порядке рядом с первыми постройками, построенными в Чан-Чане. Сроки строительства объекта были ближе к концу Среднего горизонта в Центральных Андах. Считается, что основной функцией уаки была церемониальная погребальная платформа. В 1963 году Патрона де Аркеологии Трухильо осуществила проект по восстановлению большей части стен на этом месте. Эта инициатива воздерживалась от добавления каких-либо новых художественных замыслов. [35] Эта работа вносит вклад в Генеральный план сохранения и управления археологическим комплексом Чан-Чан, план сохранения архитектуры, требуемый ЮНЕСКО, созданный Национальным институтом культуры Перу. [35] Создание 3D-моделей Huaca Arco Iris — одна из крупных инициатив итальянской миссии в Перу. Базовой методологией работы стала система данных-информации-знаний. [35] Сбор данных первоначально проводился с использованием сферической фотограмметрии. Инспекция уаки была проведена в 2018 году итальянской миссией. Они обнаружили дополнительные слои кирпича на внешней стороне юго-восточной стены. С помощью камеры Sony Alpha 77 было сделано 43 изображения. С помощью программного обеспечения Metashape команда создала 3D-модель стены с текстурированной сеткой. [35] В сочетании с 3D-сетками знаменитых барельефов других глинобитных и кирпичных стен эта модель была помещена в программное обеспечение Rhinoceros для создания 3D-моделей архитектурных компонентов стены. [35] Колози и др. пришли к ряду выводов в своей работе. Один из выводов заключается в том, что последовательный мониторинг уака и Чан-Чана в целом необходим для ограничения антропогенного ущерба. Основной вывод заключается в том, что информационные модели зданий наследия, основанные на онтологии, необходимы для долговечности физических структур и коллективной памяти о Чан Чане. [35]

Считается, что архитектура из глины и соломы является старейшим методом строительства на земле. Он чрезвычайно универсален, особенно если учесть, что из кирпичей любого размера можно создать и использовать их для строительства конструкции любого размера. 180 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО построены в некоторой степени из глины. [35] Международная конференция по теме глинобитной архитектуры состоялась в Иране в 1972 году. [35] В 1994 году Центр Гетти учредил курс по глиняной архитектуре и ее сохранению в Музее Ситио в Чан-Чан. [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Картер, Бенджамин (1 января 2008 г.). Технология, общество и перемены: производство артефактов из ракушек среди мантено (800–1532 гг. Н.э.) в прибрежном Эквадоре . ISBN  9780549646341 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Сотрудники Смитсоновского института (март 2010 г.), «10 культурных сокровищ, находящихся под угрозой исчезновения» , Смитсоновский институт , 39 (12): 35, заархивировано из оригинала 22 апреля 2020 г. , получено 17 июля 2020 г. - Чан Чан, Перу, Конец империи Брюс Хэтэуэй
  3. ^ Jump up to: а б с Мозли, Майкл (24 января 1975 г.). «Чан Чан: Андская альтернатива доиндустриальному городу». Наука . 187 (4173): 219–225. Бибкод : 1975Sci...187..219M . дои : 10.1126/science.187.4173.219 . JSTOR   1739056 . ПМИД   17838775 . S2CID   20314792 .
  4. ^ Jump up to: а б Смайлс, Ричард (март 2011 г.). «Строительство Чан-Чана: перспектива управления проектом». Латиноамериканская древность . 22 (1): 37–63. дои : 10.7183/1045-6635.22.1.37 . JSTOR   23072515 . S2CID   164117955 .
  5. ^ Роу, Джон (1948). «Королевство Чимор». Акта Американа .
  6. ^ Д'Алтрой, Теренс (2002). Инки . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 41 . ISBN  978-0-631-17677-0 .
  7. ^ Jump up to: а б Гольштейн, Отто (1927). «Чан-Чан: Столица Великого Чиму». Географическое обозрение . 17 (1): 36–61. дои : 10.2307/208132 . JSTOR   208132 . (требуется подписка)
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мур, Джерри (2002). Энциклопедия предыстории . Область человеческих отношений Files, Inc.
  9. ^ Урбан, М. (2017), Этимологические наблюдения о названии древнего города Чан-Чан и его архитектурных сооружениях. Письма, 88( 128), 126-148, с. 130. https://doi.org/10.30920/letras.88.128.6 .
  10. ^ Хилл-Паломино, Р. (2020). <Чанчан> и его орфографическая ловушка: не мочика и не кингнам, а кечумара. Лексика, 44( 1), 301-316, с. 308. https://doi.org/10.18800/lexis.202001.010 .
  11. ^ Урбан, М. (2017), Этимологические наблюдения о названии древнего города Чан-Чан и его архитектурных сооружениях. Письма, 88( 128), 126-148, стр. 133-5. https://doi.org/10.30920/letras.88.128.6 .
  12. ^ Такие как Конкон, Чичи, Чок Чок, Ллак Ллак, Никенике, Пур Пур, Сак Сак, Син Син, Кон Кон Кон, Кот Кот, Куй Куй, Муй Муй, Ноно, Ноньо, Паспас, Pay Pay, Poc Poc, Qui Куи, Куин Куин, Син Син, Сол Сол, Суй Суй и т. д. См. Урбан, М. (2022). <Чан Чан> и его этимологическая ловушка: ответ Серрону-Паломино. Лексика, 46( 1), 103-123, стр. 116-7. https://doi.org/10.18800/lexis.202201.003 .
  13. ^ Хилл-Паломино, Р. (2020). <Чанчан> и его орфографическая ловушка: не мочика и не кингнам, а кечумара. Лексика, 44( 1), 301-316. https://doi.org/10.18800/lexis.202001.010 .
  14. ^ Урбан, М. (2022). <Чан Чан> и его этимологическая ловушка: ответ Серрону-Паломино. Лексика, 46( 1), 103–123. https://doi.org/10.18800/lexis.202201.003 .
  15. ^ Jump up to: а б с Мюррей, Т. (2001). «Чан Чан» . Энциклопедия археологии: история и открытия . Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 года.
  16. ^ «Юридическая документация правительства Перу, заботящегося о Чан Чане» (.PDF) .
  17. ^ Jump up to: а б Коррейя, М. (31 мая 2012 г.), «Какие действия по сохранению земляного архитектурного наследия?», Rammed Earth Conservation , CRC Press, doi : 10.1201/b15164-4 , ISBN  978-0415621250
  18. ^ «Чан Чан, глиняная цитадель, сопротивляющаяся течению времени» . 23 ноября 2012 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
  19. ^ «Краткое руководство по климатическому кризису Чан-Чана» . искусства и культуры .
  20. ^ «ЮНЕСКО» . Археологическая зона Чан Чан . ЮНЕСКО.
  21. ^ И то, что ранее было известно (в течение многих десятилетий) как: Гран Чиму, Сквайер, Веларде, Телло, Банделье, Чуди и т. д., было переименовано (таким образом отрицая квиннамскую идентичность его строителей и к которой они могли бы обратиться), с названиями на еще более северном языке: Утж Ан, Фошик Ан, Нинг Ан, Найн Ан, Цуц Ан и т. д.
    https://es.slideshare.net/slideshows/los-lambayecanos-no-son-mochicas-ni-mocheros/266562265 стр. 19
  22. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологическая зона Чан-Чан» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 декабря 2022 г.
  23. ^ Jump up to: а б Орбегозо, Мануэль (3 апреля 2017 г.). «Добро пожаловать в Чан-Чан, заброшенный город из глинобитного кирпича в Перу» . Культурное путешествие . Проверено 8 декабря 2022 г.
  24. ^ «Каково было жить во время расцвета империи Чиму» . Google Искусство и культура . Проверено 8 декабря 2022 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Тукуна | люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 8 декабря 2022 г.
  26. ^ «Что мы знаем о кипусе?» . Google Искусство и культура . Проверено 8 декабря 2022 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Китинг, Ричард; Дэй, Кент (зима 1973 г.). «Социально-экономическая организация долины Моче, Перу, во время оккупации Чан-Чана чиму». Журнал антропологических исследований . 29 (4): 275–295. дои : 10.1086/jar.29.4.3629879 . JSTOR   3629879 . S2CID   163416043 .
  28. ^ Уэст, Майкл (январь 1970 г.). «Модели поселений сообщества в Чан-Чан, Перу». Американская древность . 35 (1): 74–86. дои : 10.2307/278179 . JSTOR   278179 . S2CID   163958191 .
  29. ^ Jump up to: а б с Мир инков: развитие доколумбового Перу, 1000-1534 гг. н.э. , Лаура Лауренчич Минелли, Сесилия Бакула, Мирей Вотье - Google Книги
  30. ^ «Туры Чан Чан» . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  31. ^ «Место, находящееся под угрозой исчезновения: Чан-Чан, Перу» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 года . Проверено 20 марта 2009 г.
  32. ^ «Изменение климата: места в опасности» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 года . Проверено 20 марта 2009 г.
  33. ^ С., Блау, Т. Азотфиксация (восстановление ацетилена) в отложениях Плюс-см.: с особым вниманием к роли седиментации . OCLC   1016759279 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пьердикка, Роберто (май 2018 г.). «Картирование поселений Чиму в природоохранных целях с использованием БПЛА и фотограмметрии с близкого расстояния. Виртуальная реконструкция Паласио Чуди, Чан-Чан, Перу». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии . 8 (1): 27–34. дои : 10.1016/j.daach.2017.11.004 . ISSN   2212-0548 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колози, Франческа; Малинверни, Ева Савина; Трухильо, Франсиско Джеймс Леон; Пьердикка, Роберто; Орази, Роберто; Ди Стефано, Франческо (август 2022 г.). «Использование HBIM для исторической глинобитной архитектуры: Уака Арко Ирис в Чан-Чан (Перу)» . Наследство . 5 (3): 2062–2082. дои : 10.3390/heritage5030108 . ISSN   2062-2082 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bb336e83deb36e0bf640b04f10fd42e__1722599940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/2e/1bb336e83deb36e0bf640b04f10fd42e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chan Chan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)