Jump to content

Пакатнаму

Координаты : 7 ° 19'7 "ю.ш., 79 ° 34'56" з.д.  / 7,31861 ° ю.ш., 79,58222 ° з.д.  / -7,31861; -79,58222
Археологический памятник Пакатнаму, Перу.

Пакатнаму Пакатнаму ( Мочика : Пакатнаму , испанский: ) расположен в устье долины Жекетепеке на северном побережье Перу . Скалистые утесы защищают две его стороны, а третью защищает рукотворная стена. В этой части Перу нет тропической среды; здесь выпадает очень мало осадков и климат мягкий, который иногда может стать очень влажным.

История раскопок

[ редактировать ]
Пейзаж Пакатнаму.

Исследователи упоминали это место Пакатнаму с конца 1800-х годов, но это место не изучалось подробно до 1925 года. Кребер сделал несколько зарисовок основных архитектурных особенностей этого места, но только одной его части. Археологические раскопки впервые начались в 1937–39 годах немецким археологом Генрихом Уббелоде-Дерингом. Он провел дополнительные раскопки в 1952–53 и снова в 1962–63 годах. Результатом его работы стали раскопки новых комплексов пирамид.

Вольфганг и Гизела Хеккер присоединились к Уббелоде-Дерингу на его раскопках 1962–63 годов. Они составили общую карту объекта в целом, а также несколько подробных карт архитектурных особенностей. Ричард Китинг провел обширное исследование поверхности в 1974 году и опубликовал несколько кратких отчетов о своих выводах. В 1983 году Национальный институт культуры в Лиме одобрил запрос Музея истории культуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе на получение пятилетнего разрешения на раскопки в Пакатанаму. Эти раскопки были чрезвычайно успешными, и в результате их исследований были обнаружены сотни артефактов и создана хронология заселения этого места. [ 1 ]

Хронология

[ редактировать ]

На этом месте можно выделить два периода заселения: ранний период, когда использовалась керамика Моче , и более поздний период, характеризующийся использованием керамики Чиму . Зубцы кирпича, используемые при строительстве, позволяют нам увидеть хронологию оккупации в каждый из этих периодов оккупации. Пакатнаму не был занят до конца Моче IV или начала Моче V (около 600 г. н. э.). В этот период Моче была построена церемониальная архитектура. В это время оккупации в керамике явно прослеживается некоторое влияние Уари , но текстиль явно принадлежит Моче. Кроме того, захоронения этого времени просто отражают стиль моче. Ближе к концу оккупации Моче (около 900 г. н.э.) появилась новая керамическая форма, которая ознаменовала конец оккупации Моче. Примерно в 1050 году нашей эры произошел разрыв между оккупацией Моче и оккупацией Чиму.

Этот период совпадает с обширным наводнением в этой области и резким изменением почти всех типов артефактов. Примерно в 1100–1150 годах нашей эры в Пакатнаму проживало еще одно большое население с новым стилем керамики, текстиля и кирпича, а также новыми архитектурными формами, которые помогают нам датировать периоды заселения этого места. Второй период заселения известен как оккупация Чиму. В это время были построены основные стены из-за необходимости защиты. На севере есть кусочек недостроенной стены, что позволяет предположить, что они пытались расшириться ближе к концу своей оккупации. О том, почему закончилась оккупация Чиму, известно немногое, но это произошло где-то около 1370 года нашей эры. Вполне возможно, что после 1370 года Пакатнаму заняло больше населения, но к тому времени, когда инки завоевали Северное побережье, это место было в основном в руинах.

Сельское хозяйство и экономика

[ редактировать ]

Доказательства использования животных

[ редактировать ]

Лама оказалась важным животным в Пакатнаму как для повседневного использования, так и для ритуальных целей. Их кости найдены во многих захоронениях по всей территории. Черный стервятник также был важным животным религиозной жизни Пакатнаму; его кости часто находят в массовых захоронениях, связанных с ритуальными убийствами.

Специализация

[ редактировать ]

Многие здания демонстрируют детальную специализацию, особенно там, где необходимо было специализироваться на производстве кирпича. Текстиль очень важен для этого общества; они часто демонстрируют большую специализацию из-за разнообразия узоров и символов плетения (Hyer 1981). Почти на каждом захоронении найдены ткани. Кроме того, во многих зданиях на территории комплекса используется текстиль или имеются свидетельства того, что текстиль изготавливался в самом здании. В Пакатнаму находится самое большое количество найденных на сегодняшний день тканей моче. (Доннан и Кок, 1986). Существуют также свидетельства специализации по бисеру и меди. В текстильном бизнесе полностью доминировали элитные семьи, которые в той или иной степени специализировались на текстильном производстве. [ 2 ]

Обычно народы, которые были опытными рыбаками, были специалистами лишь частично, потому что их хозяйства обычно находились за пределами городских стен, а их кучи мусора демонстрируют равномерную разницу между моллюсками и другими морскими обитателями и дико собранными растениями. Это говорит о том, что эти люди проводили одинаковое время на полях и у воды, работая над обеспечением продовольствием высших классов, но также пытаясь собрать еду для себя. [ 3 ]

Артефакты и сельское хозяйство

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]

Ученые расходятся во мнениях относительно того, какой архитектурный стиль наиболее представлен в Пакатнаму. Народы моче и чиму чаще всего ассоциируются с этим местом, но в последнее время ламбайеке с Пакатнаму стали ассоциировать группу . Большинство археологов, работающих в Пакатнаму, изучают обширную систему стен и множество уака , усеченных пирамид с насыпными вершинами. Самая большая Уака - это комплекс Уака 1, расположенный в центральной части памятника. На сайте есть много различий между правым и левым входами.

По-видимому, эта дихотомия правых и левых встречается на многих сайтах Чиму. Правые входы в Пакатнаму более сложны и легко доступны, в то время как левый обычно завален мусором и более закрыт, что приводит к большему количеству жилых построек, в которых были обнаружены следы приготовления пищи. Правая сторона тогда больше ассоциировалась с церемониальным использованием и/или административными целями. Архитектура больше связана с визуальным восприятием и движением, а не с функцией, что также заставляет ученых полагать, что это место было религиозным центром, а не предназначенным для нормальных условий жизни.

  • Уака 1
70×70м высотой 10м. Территория вокруг этого комплекса включает в себя внутренние дворы, двухуровневую насыпь под названием Восточная пирамида и большое ограждение, наполненное впечатляющей архитектурой, известное как Большой четырехугольник . И Уака 1, и Четырехугольник связаны с начальной фазой Чиму.
  • Большой четырехугольник
Стены размером 175 × 170 м изначально имели высоту 5 м. Из этой части выходят три основных коридора: правый зал более сложен по архитектуре и хорошо организован. Обломков видно немного, тогда как левый вход меньше и менее сложен. Ученые считают, что это свидетельство прошлого Пакатнаму как места паломничества. Правое предназначалось больше для церемоний и/или административных целей, а левое — для повседневного использования или приготовления пищи. Хотя большая часть этой структуры происходит из начальной фазы Чиму, она также демонстрирует большую часть построек из конечной фазы Чиму.
  • Комплекс А
Комплекс А находится за пределами Западного коридора Большого четырехугольника. Он примечателен своей аудиторией и фрагментом ткани, изображающим происходящую церемонию.
  • Аудитория
Содержит три нарушенные погребальные камеры, удивительную коллекцию миниатюрной керамики и 93 миниатюрных текстиля, пончо , набедренные повязки и корону.
  • Комплекс Е
Находится на выходе из центрального прохода к входным воротам объекта. Археологи обнаружили слои штукатурки, которые предполагают наличие хранилища церемониальных деревянных артефактов, что еще больше свидетельствует о том, что это был в первую очередь религиозный центр.
  • Погребальный курган (H1M1?)
Расположен в юго-западном углу Большого четырехугольника. Он был построен с использованием каркасно-насыпной конструкции и имеет диаметр около 30 метров и высоту 2,5 метра.
  • Уака 31 и связанные с ним постройки
Строительство этих построек охватывает всю историю оккупации, но они выполнены из классических кирпичей Моче (плоских прямоугольных) *N. Стена построена, в некоторой степени, из кирпичей фазы Терминал Чиму (овоидная форма с плоским дном). [ 4 ]

Лидерство и неравенство

[ редактировать ]

Структуру руководства Пакатнаму трудно определить, поскольку многие археологи полагают, что это было строго церемониальное место или место паломничества, однако Гумерман упоминает, что некоторые из ее исследований показывают, что элита Пакатнаму считалась административными и ритуальными специалистами, которые были отстранены от натурального производства. Это означает, что дворянство имело место в правительственной/ритуальной власти над другими. Некоторые архитектурные особенности этого места показывают, что люди более высокого ранга в всеобъемлющей культуре Чиму или Моче приходили сюда для церемоний, поэтому для них есть специальное место, но нет названий доступных документов, подтверждающих прямое руководство на месте Пакатнаму. . В целом архитектура этого места является показателем богатства и различий во власти; более могущественные получили более величественные стили монументальной архитектуры, в то время как у простолюдинов был очень распространенный простой стиль архитектуры.

Нет никаких источников, указывающих на то, что на месте Пакатнаму существовало централизованное правительство или система руководства, поэтому многие археологи считают, что Пакатнаму был частью более великой цивилизации. В более поздние периоды оккупации видны оборонительные стены жилого здания, но более поздние исследования этих стен показывают, что, хотя одной из основных причин их строительства является защита, это не единственная причина. У стен много функций, но для их строительства требовалось много рук, поэтому их строительство могло быть связано с тем, что лорд или король попросил их построить и послал крестьян выполнять эту работу.

Строительство на этом месте множества стен предполагает, что существовала реальная необходимость в защите или тот, кто контролировал это место, чувствовал угрозу, в любом случае должна быть армия, которая поможет защитить город в случае нападения. Хотя нет никаких документов о реальной армии или битве, происходящей в Пакатнаму, стены предполагают, что высокий человек просил их, потому что они могли это сделать с их статусом, и, следовательно, должна была также существовать армия, которая помогала защитить эти стены.

Архитектура этого места была тщательно изучена, и многие из больших дворов на территории имеют структуру, ориентированную вправо-влево. В Пакатнаму более грандиозные здания с большим количеством церемониальных артефактов находятся в коридорах справа, а в коридорах с левой стороны мы находим больше обломков, а не монументальных сооружений. Эти левые коридоры обычно ведут в помещения, которые использовались для хранения или приготовления пищи. Главная монументальная пирамида, Уака 1, окружена высокими стенами, которые полностью закрывают вид на курган. Предполагается, что эти стены удерживают тех, кому не разрешалось знать о церемониях или участвовать в них, поэтому это создает иерархия тех, кто может участвовать и знать, что происходит, и тех, кто не может. Разнообразие артефактов на территории указывает на то, что у людей более высокого ранга были более специализированные и уникальные предметы, а у простолюдинов были немонументальные конструкции и менее тонкие бусины и ткани.

Многие из изученных захоронений в Пакатнаму содержат множество погребального инвентаря, такого как текстиль, керамика, жертвоприношения, медь и многое другое. Между захоронениями нет большой разницы с точки зрения того, что в них найдено, но некоторые люди похоронены ближе к церемониальным зданиям, таким как Уака 1, а некоторые люди фактически похоронены внутри самой пирамиды, что отличает их от других людей. Во всех захоронениях в Пакатнаму есть текстиль, который был очень важен для этой культуры, керамика и медь. Жертвоприношения лам имели важное значение для церемоний и редко встречаются в захоронениях, но тому есть свидетельства. Текстиль поразил своей сохранностью и общим качеством изделия. Наиболее впечатляющие ткани ассоциируются с людьми с более высоким статусом, но в захоронениях нет ничего другого, что могло бы указать нам на личность человека.

Многие захоронения в Пакатнаму были разграблены, поэтому многие скелеты сильно повреждены. Во многих подобных случаях определяется возраст человека, а не его пол. Около входа в Уаку 1 обнаружено массовое захоронение изувеченных молодых людей. Есть три отдельных захоронения, расположенные друг на друге; каждое захоронение совершалось в разное время. Все 14 найденных тел принадлежат мужчинам в возрасте около 14 лет, многие из них умерли от множественных ножевых ранений в область груди и спины, и предполагается, что ножевые ранения нанесли несколько человек. Трудно определить, почему именно эти люди встретили такой конец, но, возможно, это было частью церемонии, поскольку очевидно, что эти люди были выбраны не случайно. Согласно этноисторическим данным, мы знаем, что некоторые люди, обвиняемые в восстании в культуре инков, подвергались множеству различных наказаний, и многие из этих людей разделяют эти травмы.

Религия и идеология

[ редактировать ]

«Пакатнаму предлагает «лабораторные условия» для изучения искусства, архитектуры и населения крупного религиозного центра, сформированного динамикой местного развития и иностранными завоеваниями». - Кристофер Б. Доннан

На протяжении всей истории Пакатнаму многие археологи считали его крупным церемониальным и паломническим центром долины Жекетепеке в целом, но новые данные свидетельствуют о том, что Пакатнаму, вероятно, использовался только для церемоний, а также для политических и административных целей, а не для паломничества из-за отсутствие керамики из более крупной долины Жекетепеке и захоронения в Пакатнаму позволяют предположить только непосредственных жителей, а не большую популяцию людей. Письменных свидетельств Пакатнаму нет даже после испанской колониальной экспансии. К тому времени, когда инки контролировали большую часть Перу, это место уже лежало в руинах. Большая часть его конкретной истории до сих пор остается для нас загадкой.

В целом общая архитектура периода Моче позволяет нам предположить, что это был церемониальный или административный центр. Монументальная архитектура свидетельствует о том, что это было место многих ритуалов и церемоний. Единственными свидетельствами ритуалов и церемоний являются помещение для жертвоприношений и ритуальное захоронение возле одной из оборонительных стен, упомянутое ранее. Комната для жертвоприношений смутила археологов, когда она была впервые обнаружена в 1984 году. Она была обнаружена в комплексе Уака 1. К нему были соединены еще две комнаты, но обе они были совершенно пусты, за исключением комнаты 3, фактического места проведения ритуала. Комната была полна артефактов, включая керамику, кости (человеческие и верблюжьи ), металл, ткань, ракушки и органические остатки. Вся комната имела следы сожжения после того, как все артефакты были помещены внутрь. До этого открытия археологи никогда не сталкивались с этим ритуалом, но в 1995 году на месте Дос-Кабесас была найдена похожая комната с почти точно такими же предметами внутри.

В Перу уже существует традиция сжигания жертвоприношений, чтобы отдать их богам, а не хранить на земле. Инки часто сжигали ткани каждое утро, чтобы начать день, осчастливив богов.

В Пакатнаму нет достаточных доказательств, чтобы назвать или идентифицировать людей более высокого ранга, таких как короли или священники, но к северу от Уаки 31 есть несколько могил, на которых есть свидетельства людей с высоким статусом. У нас нет свидетельств о конкретных богах, в которых верили жители Пакатнаму.

Лечение тела

[ редактировать ]

Захоронения в Пакатнаму не демонстрируют больших различий между полами, но есть небольшая степень различий, когда дело касается детских захоронений. У нас нет достаточных доказательств, чтобы точно сказать, соответствуют ли народы Пакатнаму традиционным методам захоронения древних перуанцев, но испанцы отметили, что, когда умирал житель деревни, его оплакивали в течение пяти дней, затем мыли и готовили. для захоронения. Тела в Пакатнаму хорошо сохранились, но у нас нет свидетельств такой практики в Пакатнаму. Женщины и девушки обычно заплетают волосы, но в целом у большинства людей руки и ноги обернуты пряжей.

Их лица не всегда, но обычно покрыты тканью; одежда также обычно присутствует, но этот материал не всегда сохраняется, поэтому мы не можем сказать, были ли похоронены с одеждой только некоторые люди или все они. Текстиль является постоянным атрибутом всех захоронений в Пакатнаму. Доннан и Кок упомянули, что единственное захоронение элитного класса находится к северу от Уаки 31, в остальном все остальные могилы имеют признаки могил простых людей. (Доннан и Кок, 1986) Элитные народы были похоронены сериями вокруг Уаки 31 в течение позднего промежуточного периода, в то время как в тот же период времени большое количество общих захоронений было обнаружено в других местах на этом месте, но соотношение элиты и простолюдинов больше пользу простолюдинов. Их могилы встречаются чаще всего. [ 5 ] Существует пять различных способов заключения тела в оболочку:

  • Покровная накидка
  • Шина усиленная
  • Тростниковая рама
  • Тростниковая трубка
  • Тростниковый гроб

Погребальные принадлежности

[ редактировать ]

Керамика

[ редактировать ]

Были обнаружены как в мужских, так и в женских захоронениях взрослых. Керамика является постоянным погребальным инвентарем и артефактом на всей территории. Тыквы: Тыквы использовались для хранения органических продуктов, таких как кукурузные початки и другие сельскохозяйственные культуры, хотя жители Пакатнаму ели морскую жизнь, их погребальными предметами обычно были сельскохозяйственные культуры, такие как кукуруза и киноа . Тыквы встречаются в погребениях чаще, чем керамика.

Растения

[ редактировать ]

На открытом воздухе растительная жизнь встречается редко, большая часть обнаруженных археологами данных получена из тыкв.

Животные

[ редактировать ]

Кости животных встречаются в большинстве захоронений взрослых мужчин и женщин, но обычно только части животного, есть только одно захоронение, в котором имеется полный скелет ламы. Другие животные, которые были найдены, включают: рыбу, морских свинок и птиц.

Медь встречается во всех погребениях, независимо от размера и пола.

Декоративные элементы

[ редактировать ]
  • Ушные украшения

Встречаются только в захоронениях взрослых женщин.

  • Бусы

Встречаются почти во всех погребениях всех возрастов и независимо от пола.

  • Пернатый головной убор

Только один из них был найден в Пакатнаму. В других памятниках Моче появились головные уборы с перьями, которые обычно ассоциируются с высокопоставленными жрецами, но в этом случае археологи полагают, что это не относится к головным уборам Пакатнаму, потому что вместо того, чтобы быть сделанным из меди, он сделан из кости и худшего качества. так что, вероятно, это обычная попытка создать артефакт такого типа.

  • Текстиль

Это самый распространенный погребальный инвентарь; они встречаются во всех могилах, но у мужчин их обычно больше, чем у женщин.

  • Веретенообразные мутовки

Встречаются только в могилах взрослых женщин.

  • Чистые прокладки

Их можно найти только в могилах взрослых мужчин и они имеют важное значение для рыболовной практики.

Болезнь и травма

[ редактировать ]

Дегенеративное заболевание суставов ( остеоартрит )

[ редактировать ]

Чаще всего встречается у пожилых людей в бедрах, коленях, плечах и локтях. Обычно связано с регулярными жизненными нагрузками на организм. Когда они обнаруживаются в плечах и локтях, это предполагает сильную нагрузку на верхнюю часть тела, а когда они обнаруживаются в спине, коленях и бедрах, это предполагает значительный подъем нижней части тела и стояние на коленях.

Обнаружить его труднее, чем обычный артрит, но археологи уверены, что нашли минимальные скелетные доказательства этого заболевания.

Чаще всего люди, с которыми сталкиваются, обычно страдают от потери зубов и заболеваний. Это причиняло самую большую ежедневную боль жителям Пакатнаму. Обычно это связывают с рационом жителей Пакатнаму, при этом он был питательным и хорошо сбалансированным; это было очень вредно для их зубов.

Переломы и вывихи были очень редки в Пакатнаму, но археологи нашли два примера ранее заживших переломов, один случай множественных незаживающих переломов и один случай тяжелой травмы позвоночника. Это был скелет, принадлежавший женщине средних лет, у которой сломался позвоночник в Под углом 90 градусов они стабилизировали перелом и держали ее под этим углом до конца жизни. На ее коленях наблюдались некоторые признаки напряжения, и археологи сходятся во мнении, что после травмы она продолжала передвигаться и функционировать. Был также один случай обширной травмы левого глаза взрослого мужчины; вполне вероятно, что он потерял способность пользоваться этим глазом в результате травмы или инфекции. (Доннан и Кок, 1986) Археологи обнаружили два случая опухолей, скорее всего, доброкачественных и хрящевых по своей природе. молодого мужчины, Первый экземпляр был обнаружен в бедренной кости второй случай был обнаружен в большом пальце левой руки мужчины, он рос в стержне кости, это известно как хондрома .

Аномалии развития

[ редактировать ]
  1. Головка левой лучевой кости у взрослой женщины: суставная поверхность кости была скорее выпуклой, чем вогнутой, окружающие ее кости деформировались сами, чтобы освободить место для деформации.
  2. Правая плечевая кость взрослого мужчины была значительно короче левой, а голова сильно деформирована. Левая сторона его лица в затылочной области была намного больше правой стороны черепа.
  3. «бабочка» Деформация позвоночника у женщин, известная как позвоночное животное .

Война и насилие

[ редактировать ]

Хотя в более поздние периоды оккупации народ чиму построил обширную систему стен, утверждалось, что основная цель этих стен на самом деле не заключалась в защите из-за множества дверей, встроенных в стены. Очевидно, что Чиму расширяли Пакатнаму. Никаких свидетельств конкретно боевых действий нет, но массовое захоронение молодых людей может быть признаком того, что произошла небольшая битва или массовое захоронение проводилось в строго религиозных целях. У Пакатнаму нет письменных документов, на которых можно было бы составить историческую хронологию, даже когда испанцы прибыли, они никогда не упоминали Пакатнаму, вероятно, потому, что, когда они прибыли, это место уже было в руинах и заброшено.

Система письма, искусство и символика

[ редактировать ]

В Пакатнаму не существовало письменности, поэтому у нас нет документов или письменных записей для исследования, но текстиль был чрезвычайно важной особенностью культур Перу и Южной Америки. На многих из этих тканей изображены важные ритуалы и церемонии, поэтому их можно интерпретировать почти как письменный документ в более художественной форме.

Животные играли очень важную роль в культуре Пакатнаму: черный стервятник и ламы часто встречаются в текстиле. Очевидно, они не только оказали важное влияние на повседневную жизнь, трудом и едой, но и оба обладали значительными религиозными свойствами. Обычно на тканях, изображающих религиозную церемонию, присутствует один человек, который кажется более изысканным, возможно, тот, кто руководит церемонией, но нет никаких указаний на то, кто этот человек на самом деле.

Хайер подробно описывает различия между множеством различных типов переплетения, которые можно использовать для плетения определенного текстиля. Некоторые обозначали более тонкий кусок материала. В одной из гробниц, найденных во время Моче IV, хранятся останки взрослой женщины, которая, возможно, была жрицей. Ее поместили в тростниковый саркофаг или в тростниковый гроб, упомянутый выше. Вместе с ней были похоронены несколько молодых верблюдов, помещенных вокруг головы и ног других молодых верблюдов вместе с другими подношениями. Есть много захоронений, в которых в качестве подношений используются кости верблюдов, что ясно показывает, что ламы действительно были очень важной частью ритуального аспекта общества моче.

  • полотняное переплетение
  • Гобеленовое переплетение
  • Попеременное флоат-плетение
  • Марля
  • Ажур
  • Саржа
  • Дополнительный уток
  • Дополнительная основа и уток

Шерстяная пряжа чаще всего используется для ткачества и обычно является лучшим материалом. Для погребального текстиля их обычно выполняли с использованием хлопкового и шерстяного утка, дополнительного уточного узора и полотняного переплетения. Эти узоры также встречаются во всех прибрежных регионах Перу.

Конец оккупации

[ редактировать ]

Датой окончания основного периода оккупации Пакатнаму обычно называют около 1370 года нашей эры. Доннан и Кок предполагают, что, вероятно, существовала небольшая группа людей, которая продолжала жить там, но она была не очень обширной. Большая часть населения, вероятно, уехала в ответ на завоевание чиму нижней части долины Жекетепеке, столица которой находилась в Чан-Чан . Хотя в этот период в Пакатнаму проживала небольшая группа людей, к тому времени, когда инки завоевали северное побережье (1470 г. н.э.), место Пакатнаму было пусто.

Нет никаких указаний на то, почему люди в конце концов решили уйти навсегда, но это место по-прежнему имело значение для посторонних, есть некоторые свидетельства того, что люди возвращались и проводили там небольшие церемонии, но, вероятно, это были всего несколько семей и ни в коем случае не это был центр паломничества. Подношения все еще появляются в начале колониального периода, но после этого это место теряет свое значение, поскольку ни в каких колониальных документах не указывается его местоположение или значение.

  1. ^ Доннан, Кристофер Б.; Кок, Гильермо А. (1986). Документы Пакатнаму, том первый и второй .
  2. ^ * Хайер, Салли (1981). Текстиль от Пакатнаму в Жекетепеке
  3. ^ Гумерман, Джордж (1994). Специалисты по кормлению: влияние специализации на разнообразие прожиточного минимума .
  4. ^ Мур, Джерри (1996). Архитектура и власть в древних Андах: археология общественных зданий .
  5. ^ Боулер, Маргарет (2008). Фауна и ритуалы в местах моче в Эль-Брухо и Пакатнаму, Перу

7 ° 19'7 "ю.ш., 79 ° 34'56" з.д.  / 7,31861 ° ю.ш., 79,58222 ° з.д.  / -7,31861; -79,58222

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bee05621be690bff3df70c58bcaca2a__1694480760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/2a/2bee05621be690bff3df70c58bcaca2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pacatnamu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)