Доколумбовая эпоха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Part of a series on |
Human history |
---|
↑ Prehistory (Stone Age) (Pleistocene epoch) |
↓ Future |
В истории Америки доколумбовая эра , также известная как эпоха до контакта , охватывает период от первоначального заселения Америки в верхнем палеолите до европейской колонизации , которая началась с Христофора Колумба путешествием в 1492 году. Обычно Эта эпоха охватывает историю культур коренных народов до значительного влияния европейцев. Для некоторых культур это могло произойти через десятилетия или даже столетия после Колумба.
Многие доколумбовые цивилизации были отмечены постоянными поселениями, городами, сельским хозяйством , гражданской и монументальной архитектурой , крупными земляными работами и сложной социальной иерархией . Некоторые из этих цивилизаций уже давно исчезли ко времени появления первых постоянных европейских колоний ( ок. конец 16 – начало 17 веков). [1] и известны только благодаря археологическим исследованиям и устной истории . Другие цивилизации были современниками колониального периода и были описаны в европейских исторических отчетах того времени. Некоторые из них, такие как цивилизация майя , сохранили письменные записи, но из-за того, что многие европейцы-христиане того времени считали такие тексты языческими , такие люди, как Диего де Ланда, сожгли их, даже стремясь сохранить местную историю. Лишь несколько скрытых документов сохранились на языках оригинала, тогда как другие были расшифрованы или продиктованы на испанском языке, что дает современным историкам представление о древней культуре и знаниях.
Historiography[edit]
Before the development of archaeology in the 19th century, historians of the pre-Columbian period mainly interpreted the records of the European conquerors and the accounts of early European travelers and antiquaries. It was not until the nineteenth century that the work of people such as John Lloyd Stephens, Eduard Seler, and Alfred Maudslay, and institutions such as the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology of Harvard University, led to the reconsideration and criticism of the early European sources. Now, the scholarly study of pre-Columbian cultures is most often based on scientific and multidisciplinary methodologies.[2]
Genetics[edit]

The haplogroup most commonly associated with Indigenous genetics is Haplogroup Q1a3a (Y-DNA).[3] Researchers have found genetic evidence that the Q1a3a haplogroup has been in South America since at least 18,000 BCE.[4] Y-DNA, like mtDNA, differs from other nuclear chromosomes in that the majority of the Y chromosome is unique and does not recombine during meiosis. This has the effect that the historical pattern of mutations can easily be studied.[5] The pattern indicates Indigenous peoples experienced two very distinctive genetic episodes: first with the initial peopling of the Americas and second with European colonization of the Americas.[6][7] The former is the determinant factor for the number of gene lineages and founding haplotypes present in today's Indigenous populations.[7]
Human settlement of the Americas occurred in stages from the Bering Sea coastline, with an initial 20,000-year layover on Beringia for the founding population.[8][9] The micro-satellite diversity and distributions of the Y lineage specific to South America indicate that certain Amerindian populations have been isolated since the initial colonization of the region.[10] The Na-Dené, Inuit, and Indigenous Alaskan populations exhibit haplogroup Q-M242 (Y-DNA) mutations, however, and are distinct from other Indigenous peoples with various mtDNA mutations.[11][12][13] This suggests that the earliest migrants into the northern extremes of North America and Greenland derived from later populations.[14]
Settlement of the Americas[edit]
Asian nomadic Paleo-Indians are thought to have entered the Americas via the Bering Land Bridge (Beringia), now the Bering Strait, and possibly along the coast. Genetic evidence found in Indigenous peoples' maternally inherited mitochondrial DNA (mtDNA) supports the theory of multiple genetic populations migrating from Asia.[15][16][17] After crossing the land bridge, they moved southward along the Pacific coast[18] and through an interior ice-free corridor.[19] Throughout millennia, Paleo-Indians spread throughout the rest of North and South America.
Exactly when the first people migrated into the Americas is the subject of much debate.[20] One of the earliest identifiable cultures was the Clovis culture, with sites dating from some 13,000 years ago. [21]However, older sites dating back to 20,000 years ago have been claimed. Some genetic studies estimate the colonization of the Americas dates from between 40,000 and 13,000 years ago.[22] The chronology of migration models is currently divided into two general approaches. The first is the short chronology theory with the first movement beyond Alaska into the Americas occurring no earlier than 14,000–17,000 years ago, followed by successive waves of immigrants.[23][24][25][26] The second belief is the long chronology theory, which proposes that the first group of people entered the hemisphere at a much earlier date, possibly 50,000–40,000 years ago or earlier.[27][28][29][30]
Artifacts have been found in both North and South America which have been dated to 14,000 years ago,[31] and accordingly humans have been proposed to have reached Cape Horn at the southern tip of South America by this time. In that case, the Inuit would have arrived separately and at a much later date, probably no more than 2,000 years ago, moving across the ice from Siberia into Alaska.
North America[edit]
Lithic and Archaic periods[edit]

The North American climate was unstable as the ice age receded during the Lithic stage. It finally stabilized about 10,000 years ago; climatic conditions were then very similar to today's.[32] Within this time frame, roughly about the Archaic Period, numerous archaeological cultures have been identified.
Lithic stage and early Archaic period[edit]
The unstable climate led to widespread migration, with early Paleo-Indians soon spreading throughout the Americas, diversifying into many hundreds of culturally distinct tribes.[33] The Paleo-Indians were hunter-gatherers, likely characterized by small, mobile bands consisting of approximately 20 to 50 members of an extended family. These groups moved from place to place as preferred resources were depleted and new supplies were sought.[34] During much of the Paleo-Indian period, bands are thought to have subsisted primarily through hunting now-extinct giant land animals such as mastodon and ancient bison.[35] Paleo-Indian groups carried a variety of tools, including distinctive projectile points and knives, as well as less distinctive butchering and hide-scraping implements.
The vastness of the North American continent, and the variety of its climates, ecology, vegetation, fauna, and landforms, led ancient peoples to coalesce into many distinct linguistic and cultural groups.[36] This is reflected in the oral histories of the indigenous peoples, described by a wide range of traditional creation stories which often say that a given people have been living in a certain territory since the creation of the world.
Throughout thousands of years, paleo-Indian people domesticated, bred, and cultivated many plant species, including crops that now constitute 50–60% of worldwide agriculture.[37] In general, Arctic, Subarctic, and coastal peoples continued to live as hunters and gatherers, while agriculture was adopted in more temperate and sheltered regions, permitting a dramatic rise in population.[32]
Middle Archaic period[edit]

After the migration or migrations, it was several thousand years before the first complex societies arose, the earliest emerging about seven to eight thousand years ago.[citation needed] As early as 5500 BCE, people in the Lower Mississippi Valley at Monte Sano and other sites in present-day Louisiana, Mississippi, and Florida were building complex earthwork mounds, probably for religious purposes. Beginning in the late twentieth century, archeologists have studied, analyzed, and dated these sites, realizing that the earliest complexes were built by hunter-gatherer societies, whose people occupied the sites on a seasonal basis.[38] Watson Brake, a large complex of eleven platform mounds, was constructed beginning in 3400 BCE and added to over 500 years. This has changed earlier assumptions that complex construction arose only after societies had adopted agriculture, and become sedentary, with stratified hierarchy and usually ceramics. These ancient people had organized to build complex mound projects under a different social structure.
Late Archaic period[edit]

Until the accurate dating of Watson Brake and similar sites, the oldest mound complex was thought to be Poverty Point, also located in the Lower Mississippi Valley. Built about 1500 BCE, it is the centerpiece of a culture extending over 100 sites on both sides of the Mississippi. The Poverty Point site has earthworks in the form of six concentric half-circles, divided by radial aisles, together with some mounds. The entire complex is nearly a mile across.
Mound building was continued by succeeding cultures, who built numerous sites in the middle Mississippi and Ohio River valleys as well, adding effigy mounds, conical and ridge mounds, and other shapes.
Woodland period[edit]

The Woodland period of North American pre-Columbian cultures lasted from roughly 1000 BCE to 1000 CE. The term was coined in the 1930s and refers to prehistoric sites between the Archaic period and the Mississippian cultures. The Adena culture and the ensuing Hopewell tradition during this period built monumental earthwork architecture and established continent-spanning trade and exchange networks.
This period is considered a developmental stage without any massive changes in a short period but instead has a continuous development in stone and bone tools, leatherworking, textile manufacture, tool production, cultivation, and shelter construction. Some Woodland people continued to use spears and atlatls until the end of the period when they were replaced by bows and arrows.
Mississippian culture[edit]
The Mississippian culture was spread across the Southeast and Midwest of what is today the United States, from the Atlantic coast to the edge of the plains, from the Gulf of Mexico to the Upper Midwest, although most intensively in the area along the Mississippi River and Ohio River. One of the distinguishing features of this culture was the construction of complexes of large earthen mounds and grand plazas, continuing the mound-building traditions of earlier cultures. They grew maize and other crops intensively, participated in an extensive trade network, and had a complex stratified society. The Mississippians first appeared around 1000 CE, following and developing out of the less agriculturally intensive and less centralized Woodland period. The largest urban site of these people, Cahokia—located near modern East St. Louis, Illinois—may have reached a population of over 20,000. Other chiefdoms were constructed throughout the Southeast, and its trade networks reached to the Great Lakes and the Gulf of Mexico. At its peak, between the 12th and 13th centuries, Cahokia was the most populous city in North America. (Larger cities did exist in Mesoamerica and the Andes.) Monks Mound, the major ceremonial center of Cahokia, remains the largest earthen construction of the prehistoric Americas. The culture reached its peak in about 1200–1400 CE, and in most places, it seems to have been in decline before the arrival of Europeans.[citation needed]
Many Mississippian peoples were encountered by the expedition of Hernando de Soto in the 1540s, mostly with disastrous results for both sides. Unlike the Spanish expeditions in Mesoamerica, which conquered vast empires with relatively few men, the de Soto expedition wandered the American Southeast for four years, becoming more bedraggled, losing more men and equipment, and eventually arriving in Mexico as a fraction of its original size. The local people fared much worse though, as the fatalities of diseases introduced by the expedition devastated the populations and produced much social disruption. By the time Europeans returned a hundred years later, nearly all of the Mississippian groups had vanished, and vast swaths of their territory were virtually uninhabited.[39]
- Monks Mound of Cahokia (UNESCO World Heritage Site) in summer. The concrete staircase follows the approximate course of the ancient wooden stairs.
- An artistic recreation of The Kincaid site from the prehistoric Mississippian culture as it may have looked at its peak 1050–1400 CE
- Engraved stone palette from Moundville, illustrating two horned rattlesnakes, perhaps referring to The Great Serpent of the Southeastern Ceremonial Complex
- A human head effigy pot from the Nodena site
Ancestral Puebloans[edit]
The Ancestral Puebloans thrived in what is now the Four Corners region in the United States. It is commonly suggested that the culture of the Ancestral Puebloans emerged during the Early Basketmaker II Era during the 12th century BCE. The Ancestral Puebloans were a complex Oasisamerican society that constructed kivas, multi-story houses, and apartment blocks made from stone and adobe, such as the Cliff Palace of Mesa Verde National Park in Colorado and the Great Houses in Chaco Canyon, New Mexico. The Puebloans also constructed a road system that stretched from Chaco Canyon to Kutz Canyon in the San Juan Basin.[40] The Ancestral Puebloans are also known as "Anasazi", though the term is controversial, as the present-day Pueblo peoples consider the term to be derogatory, due to the word tracing its origins to a Navajo word meaning "ancestor enemies".[41]
Hohokam[edit]
The Hohokam thrived in the Sonoran desert in what is now the U.S. state of Arizona and the Mexican state of Sonora. The Hohokam were responsible for the construction of a series of irrigation canals that led to the successful establishment of Phoenix, Arizona via the Salt River Project. The Hohokam also established complex settlements such as Snaketown, which served as an important commercial trading center. After 1375 CE, Hohokam society collapsed and the people abandoned their settlements, likely due to drought.
Mogollon[edit]
The Mogollon resided in the present-day states of Arizona, New Mexico, and Texas as well as Sonora and Chihuahua. Like most other cultures in Oasisamerica, the Mogollon constructed sophisticated kivas and cliff dwellings. In the village of Paquimé, the Mogollon are revealed to have housed pens for scarlet macaws, which were introduced from Mesoamerica through trade.[42]
Sinagua[edit]
The Sinagua were hunter-gatherers and agriculturalists who lived in central Arizona. Like the Hohokam, they constructed kivas and great houses as well as ballcourts. Several of the Sinagua ruins include Montezuma Castle, Wupatki, and Tuzigoot.
Salado[edit]
The Salado resided in the Tonto Basin in southeastern Arizona from 1150 CE to the 15th century. Archaeological evidence suggests that they traded with far-away cultures, as evidenced by the presence of seashells from the Gulf of California and macaw feathers from Mexico. Most of the cliff dwellings constructed by the Salado are primarily located in Tonto National Monument.
Iroquois[edit]
The Iroquois League of Nations or "People of the Long House" was a politically advanced, democratic society, which is thought by some historians to have influenced the United States Constitution,[43][44] with the Senate passing a resolution to this effect in 1988.[45] Other historians have contested this interpretation and believe the impact was minimal or did not exist, pointing to numerous differences between the two systems and the ample precedents for the constitution in European political thought.[46][47][48]
Calusa[edit]
The Calusa were a complex paramountcy/kingdom that resided in southern Florida. Instead of agriculture, the Calusa economy relied on abundant fishing. According to Spanish sources, the "king's house" at Mound Key was large enough to house 2,000 people.[49] The Calusa ultimately collapsed into extinction at around 1750 after succumbing to diseases introduced by the Spanish colonists.
Wichita[edit]
The Wichita people were a loose confederation that consisted of sedentary agriculturalists and hunter-gatherers who resided in the eastern Great Plains. They lived in permanent settlements and even established a city called Etzanoa, which had a population of 20,000 people. The city was eventually abandoned around the 18th century after it was encountered by Spanish conquistadors Jusepe Gutierrez and Juan de Oñate.
Historic tribes[edit]
When the Europeans arrived, Indigenous peoples of North America had a wide range of lifeways from sedentary, agrarian societies to semi-nomadic hunter-gatherer societies. Many formed new tribes or confederations in response to European colonization. These are often classified by cultural regions, loosely based on geography. These can include the following:
- Arctic, including Aleut, Inuit, and Yupik peoples
- Subarctic
- Northeastern Woodlands
- Southeastern Woodlands
- Great Plains
- Great Basin
- Northwest Plateau
- Northwest Coast
- California
- Southwest
Numerous pre-Columbian societies were sedentary, such as the Tlingit, Haida, Chumash, Mandan, Hidatsa, and others, and some established large settlements, even cities, such as Cahokia, in what is now Illinois.
Mesoamerica[edit]

Mesoamerica is the region extending from central Mexico south to the northwestern border of Costa Rica that gave rise to a group of stratified, culturally related agrarian civilizations spanning an approximately 3,000-year period before the visits to the Caribbean by Christopher Columbus. Mesoamerican is the adjective generally used to refer to that group of pre-Columbian cultures. This refers to an environmental area occupied by an assortment of ancient cultures that shared religious beliefs, art, architecture, and technology in the Americas for more than three thousand years. Between 2000 and 300 BCE, complex cultures began to form in Mesoamerica. Some matured into advanced pre-Columbian Mesoamerican civilizations such as the Olmec, Teotihuacan, Mayas, Zapotecs, Mixtecs, Huastecs, Purepecha, Toltecs, and Mexica/Aztecs. The Mexica civilization is also known as the Aztec Triple Alliance since they were three smaller kingdoms loosely united together.[50]

These Indigenous civilizations are credited with many inventions: building pyramid temples, mathematics, astronomy, medicine, writing, highly accurate calendars, fine arts, intensive agriculture, engineering, an abacus calculator, and complex theology. They also invented the wheel, but it was used solely as a toy. In addition, they used native copper, silver, and gold for metalworking.
Archaic inscriptions on rocks and rock walls all over northern Mexico (especially in the state of Nuevo León) demonstrate an early propensity for counting. Their number system was base 20 and included zero. These early count markings were associated with astronomical events and underscore the influence that astronomical activities had upon Mesoamerican people before the arrival of Europeans. Many of the later Mesoamerican civilizations carefully built their cities and ceremonial centers according to specific astronomical events.
The biggest Mesoamerican cities, such as Teotihuacan, Tenochtitlan, and Cholula, were among the largest in the world. These cities grew as centers of commerce, ideas, ceremonies, and theology, and they radiated influence outwards onto neighboring cultures in central Mexico.
While many city-states, kingdoms, and empires competed with one another for power and prestige, Mesoamerica can be said to have had five major civilizations: the Olmecs, Teotihuacan, the Toltecs, the Mexica, and the Mayas. These civilizations (except for the politically fragmented Maya) extended their reach across Mesoamerica—and beyond—like no others. They consolidated power and distributed influence in matters of trade, art, politics, technology, and theology. Other regional power players made economic and political alliances with these civilizations over 4,000 years. Many made war with them, but almost all peoples found themselves within one of their spheres of influence.
Regional communications in ancient Mesoamerica have been the subject of considerable research. There is evidence of trade routes starting as far north as the Mexico Central Plateau, and going down to the Pacific coast. These trade routes and cultural contacts then went on as far as Central America. These networks operated with various interruptions from pre-Olmec times and up to the Late Classical Period (600–900 CE).
Olmec civilization[edit]
The earliest known civilization in Mesoamerica is the Olmec. This civilization established the cultural blueprint by which all succeeding indigenous civilizations would follow in Mexico. Pre-Olmec civilization began with the production of pottery in abundance, around 2300 BCE in the Grijalva River delta. Between 1600 and 1500 BCE, the Olmec civilization had begun, with the consolidation of power at their capital, a site today known as San Lorenzo Tenochtitlán near the coast in southeast Veracruz.[51] The Olmec influence extended across Mexico, into Central America, and along the Gulf of Mexico. They transformed many peoples' thinking toward a new way of government, pyramid temples, writing, astronomy, art, mathematics, economics, and religion. Their achievements paved the way for the Maya civilization and the civilizations in central Mexico.
Teotihuacan civilization[edit]
Упадок ольмеков привел к вакууму власти в Мексике. Из этого вакуума возник Теотиуакан, впервые заселенный в 300 г. до н.э. К 150 году нашей эры Теотиуакан стал первым настоящим мегаполисом того, что сейчас называется Северной Америкой. Теотиуакан установил новый экономический и политический порядок, никогда ранее не существовавший в Мексике. Его влияние распространилось через Мексику и в Центральную Америку, основав новые династии в городах майя Тикаль , Копан и Каминальджую . Влияние Теотиуакана на цивилизацию майя невозможно переоценить: он изменил политическую власть, художественные изображения и природу экономики. В городе Теотиуакан проживало разнообразное и космополитичное население. В городе были представлены большинство региональных этнических групп Мексики, например, сапотеки из региона Оахака. Они жили в многоквартирных домах, занимались своим делом и вносили свой вклад в экономическое и культурное развитие города. Экономическое притяжение Теотиуакана затронуло и районы северной Мексики. Это был город, чья монументальная архитектура отражала монументальную новую эпоху в мексиканской цивилизации, политическая власть которой пришла в упадок около 650 г. н.э., но культурное влияние сохранялось на протяжении большей части тысячелетия, примерно до 950 г. н.э.

Цивилизация майя [ править ]
Величие современного Теотиуакана было величием цивилизации майя. Период между 250 и 650 годами нашей эры был временем интенсивного расцвета цивилизованных достижений майя. Хотя многие города-государства майя так и не достигли политического единства по образцу центральных мексиканских цивилизаций, они оказали огромное интеллектуальное влияние на Мексику и Центральную Америку. Майя построили одни из самых сложных городов на континенте и внесли новшества в математику, астрономию и календари. Майя также разработали единственную настоящую систему письменности. [ нужна ссылка ] уроженцы Америки, используют пиктограммы и слоговые элементы в виде текстов и кодексов, начертанных на камне, глиняной посуде, дереве или скоропортящихся книгах, сделанных из коры бумаги.
Цивилизация уастеков [ править ]
Уастеки — этническая группа майя , мигрировавшая на север, к побережью Мексиканского залива. [52] Считается, что уастеки отличаются от цивилизации майя, поскольку они отделились от основной ветви майя примерно в 2000 году до нашей эры и не владели письменностью майя . [53] [54] Другие источники также предполагают, что уастеки мигрировали в результате краха классических майя примерно в 900 году нашей эры.
Сапотекская цивилизация [ править ]
Сапотеки были цивилизацией, которая процветала в долине Оахака с конца VI века до нашей эры до своего падения от рук испанских конкистадоров. Город Монте-Альбан был важным религиозным центром сапотеков и служил столицей империи с 700 г. до н.э. по 700 г. н.э. Сапотеки сопротивлялись экспансии ацтеков, пока не были порабощены в 1502 году императором ацтеков Ауисотлем . После испанского завоевания Империи ацтеков сапотеки сопротивлялись испанскому правлению, пока король Косихопи I не сдался в 1563 году.
Миктекская цивилизация [ править ]
Как и сапотеки, микстеки процветали в долине Оахаки. Микстеки состояли из отдельных независимых королевств и городов-государств, а не из единой империи. Микстеки в конечном итоге были завоеваны ацтеками до испанского завоевания. Микстеки увидели в испанском завоевании возможность освобождения и заключили соглашения с конкистадорами, которые позволили им сохранить свои культурные традиции, хотя относительно немногие слои населения сопротивлялись испанскому правлению.
Цивилизация тотонаков [ править ]

Цивилизация тотонаков была сосредоточена на территории современных штатов Веракрус и Пуэбла . Тотонаки были ответственны за создание таких городов, как Эль-Тахин , как важных коммерческих торговых центров. Позже тотонаки помогли испанскому завоеванию Империи ацтеков , предоставив возможность освободиться от ацтекского военного империализма.
Цивилизация толтеков [ править ]
Цивилизация тольтеков возникла в VIII веке нашей эры. Империя тольтеков расширила свои политические границы до полуострова Юкатан , включая город майя Чичен-Ица . Толтеки установили обширные торговые отношения с другими мезоамериканскими цивилизациями в Центральной Америке и с пуэблоанцами на территории современного Нью-Мексико . В постклассическую эпоху тольтеки пережили последующий крах в начале 12 века из-за голода и гражданской войны. [55] Цивилизация тольтеков была настолько влиятельной, что многие группы, такие как ацтеки, утверждали, что произошли от них. [56] [57]
ацтеков/мексиканцев/ Цивилизация союза тройного

С упадком цивилизации тольтеков пришла политическая раздробленность в долине Мехико . В эту новую политическую игру претендентов на трон тольтеков вмешались аутсайдеры: мешики . Они также были народом пустыни, одной из семи групп, которые раньше называли себя «ацтеками» в память об Ацтлане , но изменили свое название после многих лет миграции. Поскольку они были не из Мексиканской долины , их изначально считали грубыми и нерафинированными в духе цивилизации науа . Благодаря политическим маневрам и жестоким военным навыкам им удалось править Мексикой в качестве главы «Тройственного союза», в который входили два других ацтекских города, Текскоко и Тлакопан .
Мексики Позднее прибывшие на центральное плато , мешики, тем не менее, считали себя наследниками цивилизаций, предшествовавших им. Для них искусство, скульптура, архитектура, гравюра, мозаика из перьев и календарь были завещаны от бывших жителей Тулы, тольтеков.
Мексикано-ацтеки правили большей частью центральной Мексики примерно к 1400 году (в то время как яки , кора и апачи управляли значительными регионами северной пустыни), подчинив себе большинство других региональных государств к 1470-м годам. На пике своего развития в позднеацтекский период (1350–1519) в долине Мексики, где господствовала Империя ацтеков, наблюдался рост населения, который включал почти 1 миллион человек. [58]
Их столица, Теночтитлан , является местом современного Мехико . На пике своего развития это был один из крупнейших городов мира с населением 200 000–300 000 человек. [59] Основанный там рынок был самым большим, когда-либо виденным конкистадорами по прибытии.
/ тарасков Цивилизация пурепеча
Первоначально земли, которые когда-нибудь составят земли могущественной Тарасканской Империи, были населены несколькими независимыми общинами. Однако около 1300 года первые казончи, Тариакури, объединили эти общины и превратили их в одну из самых развитых цивилизаций в Мезоамерике. Их столица Цинцунцан была лишь одним из многих городов — под ее контролем находилось еще девяносто. Империя тарасков была одной из крупнейших в Центральной Америке, поэтому неудивительно, что они регулярно вступали в конфликт с соседней империей ацтеков . Из всех цивилизаций на своей территории Империя Тарасканов была самой известной в металлургии, используя медь, серебро и золото для создания таких предметов, как инструменты, украшения и даже оружие и доспехи. Также использовалась бронза. Великие победы тарасков над ацтеками нельзя недооценивать. Почти каждая война, в которой они участвовали, заканчивалась победой тарасков. Поскольку Империя Тарасканов имела мало связей с бывшей Империей Толтеков , они также были весьма независимы в культуре от своих соседей. Ацтеки, Однако тлашкальтеки , ольмеки, миштеки, майя и другие были очень похожи друг на друга. Это потому, что всем им непосредственно предшествовали тольтеки, и поэтому они имели почти идентичную культуру. Однако тараски обладали уникальной религией, а также многим другим. [ нечеткий ]
Республика Тлашкала [ править ]
Тласкала была республикой и конфедерацией науа в центральной Мексике. Тлашкальцы яростно сопротивлялись экспансии ацтеков во время Цветочных войн с тех пор, как ацтеки изгнали их из озера Тескоко . Позже тлашкальцы объединились с испанскими конкистадорами под командованием Эрнана Кортеса , чтобы получить возможность освободить их от ацтеков, и сумели успешно победить ацтеков с помощью конкистадоров. Испанцы вознаградили тлашкальцев за сохранение своей культуры и за помощь в победе над ацтеками. Тлашкальцы снова помогали испанцам во время Микстонской войны и завоевания Гватемалы . [60]
Кускатлан [ править ]
Кускатлан был конфедерацией королевств и городов-государств Пипил , расположенной на территории современного Сальвадора . Согласно легенде, Кускатлан был основан мигрантами-тольтеками во время распада классических майя примерно в 1200 году нашей эры. Во время испанского завоевания Сальвадора Кускатлан был вынужден сдаться конкистадору Педро де Альварадо в 1528 году.
Ленка [ править ]
Народ ленка состоял из нескольких отдельных многоязычных конфедераций и городов-государств на территории современных Сальвадора и Гондураса . Такие города, как Ярумела, были важными торговыми центрами ленка. Во время испанского завоевания несколько лидеров ленка, такие как Лемпира, сопротивлялись обращению в христианство, в то время как другие обратились мирно.
Никарао [ править ]
Ответвление народа пипил из Сальвадора, народ Никарао представлял собой племенную конфедерацию, процветавшую на территории современной Никарагуа . Предполагается, что миграция никарао привела к падению города Теотиуакан и города тольтеков Тула . Цивилизация Никарао была уничтожена во время испанского завоевания Никарагуа в 1522 году.
Никойя [editКоролевство
Королевство Никойя было выборной монархией, которая процветала на полуострове Никойя в Коста-Рике . [61] Он существовал с 800 г. н.э. до прихода испанцев в 16 веке.
Южная Америка [ править ]

К первому тысячелетию обширные тропические леса, горы, равнины и побережья Южной Америки стали домом для миллионов людей. Оценки разнятся, но часто называют 30–50 миллионов, а по некоторым оценкам - 100 миллионов. Некоторые группы образовали постоянные поселения. Среди этих групп были языке чибча народы, говорящие на (« Муиска » или «Муиска»), Вальдивия, Кимбайя , Калима , культура Марахоара и Тайрона . Муиска в в Колумбии , датируемая периодом Эрреры , Вальдивия в Эквадоре аймара . , кечуа и Перу и Боливии были четырьмя наиболее важными оседлыми группами американских индейцев в Южной Америке С 1970-х годов многочисленные геоглифы были обнаружены на вырубленной земле в тропических лесах Амазонки в Бразилии , подтверждающие испанские рассказы о сложных и древних амазонских цивилизациях, таких как Кухикугу . [62] [63] Места в долине Упано на территории современного восточного Эквадора появились раньше всех известных сложных амазонских обществ. [64]
Теория доколумбовых контактов между Южной Америкой и Полинезией через южную часть Тихого океана получила поддержку нескольких доказательств, хотя твердое подтверждение остается неуловимым. Распространение человеческих агентов было предложено для объяснения доколумбового присутствия в Океании нескольких видов культурных растений, произрастающих в Южной Америке, таких как бутылочная тыква ( Lagenaria siceraria ) или сладкий картофель ( Ipomoea batatas ). Прямых археологических свидетельств таких доколумбовых контактов и транспорта не обнаружено. Сходства, отмеченные в названиях съедобных корней в языках маори и эквадора («кумари»), а также в меланезийском и чилийском («гадду»), оказались неубедительными. [65]
В статье 2007 года, опубликованной в PNAS, были представлены ДНК и археологические доказательства того, что одомашненные куры были завезены в Южную Америку через Полинезию в конце доколумбовой эпохи. [66] Эти результаты были оспорены более поздним исследованием, опубликованным в том же журнале, которое поставило под сомнение использованную калибровку датировки и представило альтернативные анализы мтДНК , которые не согласуются с полинезийским генетическим происхождением. [67] Происхождение и датировка остаются открытым вопросом. Независимо от того, происходили ли ранние полинезийско-американские обмены или нет, никакого убедительного человеческого генетического, археологического, культурного или языкового наследия таких контактов не обнаружено.
Цивилизация Норте-Чико [ править ]

На северо-центральном побережье современного Перу , Норте Чико или Карал (как он известен в Перу) была цивилизация, возникшая около 3000 г. до н.э. (одновременно с подъемом урбанизма в Месопотамии ). [50] Здесь существовала группа крупных городских поселений, Священный город Карал одним из крупнейших и наиболее изученных мест которых является в долине Супе. Цивилизация не знала машин и гончарного дела, но ей все же удалось развить торговлю, особенно хлопком и сушеной рыбой. Это было иерархическое общество, которое управляло своими экосистемами и осуществляло межкультурный обмен. Его экономика сильно зависела от сельского хозяйства и рыболовства на близлежащем побережье. [68] Считается одной из колыбелей цивилизации в мире. [50] и Карал — старейшая известная цивилизация в Америке . [69]
Культура Вальдивии [ править ]
Культура Вальдивии была сосредоточена на побережье Эквадора . Их существование было недавно обнаружено археологическими находками. Их культура является одной из старейших в Америке и охватывает период с 3500 по 1800 год до нашей эры. Вальдивия жили в сообществе домов, построенных по кругу или овалу вокруг центральной площади. Это были оседлые люди, которые жили за счет земледелия и рыболовства, хотя иногда и охотились на оленей. По найденным останкам ученые установили, что вальдивцы выращивали кукурузу , фасоль , тыкву , маниоку , перец чили и хлопчатник , последний из которых использовался для изготовления одежды. Вальдивская керамика изначально была грубой и практичной, но со временем она стала эффектной, нежной и большой. Обычно они использовали красный и серый цвета, а полированная темно-красная керамика характерна для периода Вальдивии. В керамике и камне культура Вальдивии демонстрирует прогресс от самых простых к гораздо более сложным произведениям.
каньяри [ править] Народ
Каньяри были коренными жителями сегодняшних эквадорских провинций Каньяр и Асуай . Это была сложная цивилизация с развитой архитектурой и сложными религиозными верованиями. Инки уничтожили и сожгли большую часть их останков. Старый город Каньяри был заменен дважды: сначала городом инков Тумебамба , а затем на том же месте колониальным городом Куэнка . Считалось, что город также является местом Эльдорадо , золотого города из мифологии Колумбии.
Каньяри были наиболее известны тем, что в течение многих лет отражали вторжение инков с ожесточённым сопротивлением, пока не пали перед Тупаком Юпанки . Многие из их потомков до сих пор живут в Каньяре. Большинство из них не смешалось с колонистами и не стало метисами.
Цивилизация Чавин [ править ]

Согласно некоторым оценкам и археологическим находкам, Чавин, перуанская дописьменная цивилизация, создала торговую сеть и развила сельское хозяйство к 900 г. до н.э. Артефакты были найдены на месте под названием Чавин в современном Перу на высоте 3177 метров (10 423 фута). Цивилизация Чавин существовала с 900 по 300 год до нашей эры.
Muisca confederation Муиска editКонфедерация
Сообщества , говорящие на языке чибча, были самыми многочисленными, наиболее территориально обширными и наиболее социально-экономически развитыми среди доиспаноязычных колумбийцев. К 8 веку коренные жители основали свою цивилизацию в северных Андах . В какой-то момент чибчи оккупировали часть территории нынешней Панамы и высокие равнины Восточной Сьерры Колумбии .
Территориями, которые они занимали в Колумбии, были современные департаменты Сантандер (Северный и Южный), Бояка и Кундинамарка . Здесь возникли первые фермы и промышленность. Здесь также зародилось движение за независимость. В настоящее время это самые богатые районы Колумбии. Чибча образовала самую густонаселенную зону между регионом майя и империей инков . Рядом с кечуа в Перу и аймара в Боливии , чибча восточного и северо-восточного нагорья Колумбии развила наиболее заметную культуру среди оседлых коренных народов Южной Америки.
В Колумбийских Андах чибча состояла из нескольких племен, говоривших на сходных языках (чибча). В их число входили следующие: Муиска , Гуане , Лаче , Кофан и Читарерос .
Конфедерация Тайрона

Цивилизация Тайрона процветала в горном массиве Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии . Исследования показывают, что цивилизация процветала с I века нашей эры до прибытия испанцев в 16 веке. Потомки тайронов, такие как коги, были одной из немногих групп коренных народов Америки, избежавших полного колониального завоевания и сохранивших большую часть своей местной культуры.
Цивилизация моче [ править ]
Моче процветала на северном побережье Перу примерно со 100 по 800 год нашей эры. Наследие моче проявляется в их тщательно продуманных захоронениях. Некоторые из них были недавно раскопаны Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе из Кристофером Б. Доннаном совместно с Национальным географическим обществом .
Будучи искусными ремесленниками, моче были технологически развитым народом. Они торговали с далекими народами, такими как майя. Все, что было известно о моче, основано на изучении их керамической посуды; резные фигурки раскрывают подробности их повседневной жизни. Музей Ларко в Лиме , Перу, имеет обширную коллекцию такой керамики. Они показывают, что люди практиковали человеческие жертвоприношения , имели ритуалы питья крови и что их религия включала в себя непродуктивные сексуальные практики (такие как фелляция ).
Империя Вари [ править ]
Империя Вари располагалась в западной части Перу и существовала с VI по XI век. Вари , как называлась бывшая столица, расположена в 11 км (6,8 миль) к северо-востоку от города Аякучо . Этот город был центром цивилизации, которая охватывала большую часть высокогорья и побережья Перу. Наиболее хорошо сохранившимися остатками, помимо руин Вари , являются недавно обнаруженные руины Северной Вари недалеко от города Чиклайо и Серро Баул в Мокегуа . Также хорошо известны руины Вари Пикиллакта («Блошиный город»), расположенные недалеко к юго-востоку от Куско по пути к озеру Титикака .
Империя Тиуанако [ править ]

Империя Тиуанако базировалась в западной Боливии и простиралась до современных Перу и Чили с 300 по 1000 год нашей эры. Андские ученые признают Тиуанако одной из самых важных южноамериканских цивилизаций до зарождения Империи инков в Перу; это была ритуальная и административная столица крупной государственной власти на протяжении примерно пятисот лет. Руины древнего города-государства находятся недалеко от юго-восточного берега озера Титикака в муниципалитете Тиуанако , провинция Ингави , департамент Ла-Пас , примерно в 72 километрах (45 миль) к западу от Ла-Паса .
Империя инков [ править ]
Со своей столицей в большом в Перу, имеющем форму пумы городе Куско , цивилизация инков доминировала в регионе Анд с 1438 по 1533 год. Известная как Тавантинсую , или «земля четырех регионов», на языке кечуа , цивилизация инков была весьма своеобразной. и развито. Правление инков распространялось на почти сотню языковых или этнических общин, от 9 до 14 миллионов человек, связанных между собой системой дорог протяженностью 40 000 километров . Города были построены с использованием точной каменной кладки на многих уровнях горной местности. Террасное земледелие было полезной формой сельского хозяйства. Есть свидетельства превосходной обработки металлов и даже успешных операций на головном мозге в цивилизации инков.
Королевства аймара [ править ]
Королевства аймара представляли собой конфедерацию отдельных диархий, просуществовавшую с 1151 года после падения Тиуанако до 1477 года, когда они были завоеваны Империей инков. Королевства аймара в основном располагались на Альтиплано в Боливии, а также в некоторых частях Перу и Чили .
Араваки и карибы [ править ]
Археологи обнаружили свидетельства существования самых ранних известных обитателей венесуэльской территории в виде листовидных орудий , чешуйчатых орудий , а также рубящих и плоско - выпуклых скребковых обнаруженных на высоких прибрежных террасах реки Педрегал в западной Венесуэле . [70] позднего плейстоцена Охотничьи артефакты , в том числе наконечники копий , происходят из аналогичного места на северо-западе Венесуэлы, известного как Эль-Джобо . Согласно радиоуглеродному датированию , они датируются периодом от 13 000 до 7 000 лет до нашей эры. [71]
Тайма-Тайма , желтый Муако и Эль-Хобо в Фальконе — вот некоторые из мест, где собран археологический материал того времени. [72] Эти группы сосуществовали с мегафауной, такой как мегатерий , глиптодонты и токсодонты .

Неизвестно, сколько людей жило в Венесуэле до испанского завоевания ; возможно, это было около миллиона человек, [73] Помимо сегодняшних народов входили такие группы, как араваки , карибы и тимото-куикас . После завоевания их число значительно сократилось, главным образом из-за распространения новых болезней из Европы. [73] Существовали две основные оси доколумбового населения с севера на юг: выращивание кукурузы на западе и маниока на востоке. [73] Большая часть равнин Льяноса возделывалась путем сочетания подсечно-огневого земледелия и постоянного оседлого земледелия, в основном кукурузы и табака. [73] Коренные народы Венесуэлы уже сталкивались с сырой нефтью и асфальтами, которые просачивались сквозь землю на поверхность. Известная местным жителям как менэ , густая черная жидкость в основном использовалась в лечебных целях, как источник освещения и для конопачения каноэ. [74]
В 16 веке, когда испанская колонизация началась на территории Венесуэлы, население нескольких коренных народов, таких как мариши (потомки карибов ) , сократилось.
Конфедерация Диагита

Диагита состояла из нескольких отдельных вождеств на северо-западе Аргентины . Культура Диагита возникла около 1000 г. н.э. после замены комплекса Лас-Анимас . [75] Диагита сопротивлялись испанскому колониализму во время войн Кальчаки , пока в 1667 году они не были вынуждены сдаться и подчиниться испанскому правлению. [76]
Taíno[editТайно
Народ таино был разделен на многочисленные вождества на Больших Антильских островах , Лукайском архипелаге и северных Малых Антильских островах . Таино были первыми людьми доколумбовой эпохи, встретившими Христофора Колумба во время его путешествия в 1492 году. [77] Позже таино подверглись рабству со стороны испанских колонистов в рамках системы энкомьенды , пока в 1565 году они не были признаны практически вымершими.
Королевства Уэтар [ править ]
Народ уэтар — крупная этническая группа, проживавшая в Коста-Рике. Уэтар состоял из нескольких независимых королевств, таких как западное королевство, которым правил Гарабито , и восточное королевство, которым управляли Эль Гуарко и Корреке . После присоединения к испанской администрации потомки уэтара в настоящее время проживают в Китирриси заповеднике .
Культура Марахоара
Культура Марахоара процветала на острове Маражо в устье реки Амазонки на севере Бразилии между 800 и 1400 годами нашей эры. Марахоара представляла собой сложное общество, которое строило курганы и строило сложные поселения. Коренные жители этого района переняли методы крупномасштабного сельского хозяйства за счет использования terra preta , которая поддерживала сложные вождества. Исследования показывают, что в этой цивилизации проживало около 100 000 жителей.
Ссылка [ править ]
Расположенный в парке коренных народов Шингу в Бразилии, Кухикугу представлял собой городской комплекс, в котором проживало около 50 000 жителей и 20 поселений. Цивилизация, вероятно, была основана предками народа Куйкуро . Люди также строили дороги, мосты и траншеи в оборонительных целях и считались фермерами, о чем свидетельствуют поля маниоки и использование terra preta . Как и большинство других амазонских цивилизаций, исчезновение Кухикугу во многом было связано с болезнями Старого Света, занесенными европейскими колонистами. [78]
Камбеба [ править ]
Камбеба, также известная как Омагуа, Умана и Камбеба, является коренным народом бразильского бассейна Амазонки . Камбеба были густонаселенным организованным обществом в конце доколумбовой эпохи, население которого резко сократилось в первые годы Колумбийского обмена . Испанский исследователь Франсиско де Орельяна пересек реку Амазонку в 16 веке и сообщил о густонаселенных регионах, простирающихся вдоль реки на сотни километров. Это население не оставило прочных памятников, возможно, потому, что в качестве строительного материала они использовали местную древесину, поскольку камня на месте не было. Хотя возможно, что Орельяна преувеличил уровень развития амазонок, их полукочевые потомки имеют странное отличие от племенных коренных обществ наследственной, но безземельной аристократии . Археологические данные показали продолжающееся присутствие полуодомашненных садов, а также обширных территорий, обогащенных terra preta . Оба этих открытия, а также керамика Камбеба, обнаруженная на тех же археологических уровнях, позволяют предположить, что в этом районе существовала крупная и организованная цивилизация. [79]
долины Упано Культуры
В долине реки Упано на востоке Эквадора около 500 г. до н. э. культуры Упано и Киламопе основали несколько городов. [80] [81] Города в долине Упано состояли из сельскохозяйственных обществ, которые выращивали такие культуры, как кукуруза , маниок и сладкий картофель . Города пришли в упадок около 600 г. н.э. [82]
развитие Сельскохозяйственное
Ранние жители Америки развили сельское хозяйство, выращивая и разводя дикую кукурузу (кукурузу) от початков длиной 2–5 см (0,8–2,0 дюйма) до нынешнего размера, который знаком сегодня. Картофель , маниока , помидоры , томатилло (зеленый помидор без шелухи), тыква , перец чили , тыква , фасоль , ананас , сладкий картофель , зерна киноа и амаранта , какао-бобы , ваниль , лук , арахис , клубника , малина , черника , ежевика , папайя и авокадо были среди других растений, выращиваемых туземцами. Более двух третей всех видов продовольственных культур, выращиваемых в мире, произрастают в Америке. [ нужна ссылка ]
Ранние коренные народы начали широко использовать огонь. Преднамеренное сжигание растительности было предпринято, чтобы имитировать последствия природных пожаров, которые имели тенденцию вырубать лесной подлесок, тем самым облегчая путешествия и способствуя росту трав и ягодных растений, которые были важны как для продуктов питания, так и для лекарств. Это создало доколумбовые саванны Северной Америки . [83]
Коренные американцы, хотя и не так широко распространены, как в Афро-Евразии , все же имели домашний скот . Одомашненные индейки были распространены в Мезоамерике и некоторых регионах Северной Америки; их ценили за мясо, перья и, возможно, яйца. Есть документальные свидетельства того, что мезоамериканцы использовали голых собак, особенно породы Ксолоитцкуинтли , в качестве мяса. В андских обществах ламы и альпаки использовались для производства мяса и шерсти, а также в качестве вьючных животных . морских свинок разводили ради мяса В Андах . Игуаны и ряд диких животных, таких как олени и пекари , были еще одним источником мяса в Мексике, Центральной и северной части Южной Америки.
К 15 веку кукуруза была завезена из Мексики и выращивалась в заливе Миссисипи , вплоть до восточного побережья Соединенных Штатов и на севере до южной Канады. Инки использовали картофель, а шоколад ацтеки - .
См. также [ править ]
- 1491: Новые открытия Америки до Колумба , Чарльз К. Манн
- До революции , книга Дэниела К. Рихтера, 2013 г.
- Список доколумбовых культур
- Металлургия в доколумбовой Америке
- Периодизация доколумбового Перу
- История населения коренных народов Америки
- Доколумбовые теории трансокеанских контактов
- Доколумбовая история Бразилии
Ссылки [ править ]
- ^ «Ранние европейские поселения в Северной Америке» . Триплайн . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Бернал, Зажигание (1980). История мексиканской археологии: исчезнувшие цивилизации Средней Америки . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-5007-8008-4 .
- ^ Бортолини, Мария-Катира; Сальзано, Франсиско М.; Томас, Марк Г.; и др. (сентябрь 2003 г.). «Свидетельства Y-хромосомы о различиях в древней демографической истории Америки» . Американский журнал генетики человека . 73 (3): 524–539. дои : 10.1086/377588 . ПМК 1180678 . ПМИД 12900798 .
- ^ Сепульведа, Пас; и др. (2022). «Последовательности Y-хромосомы человека из гаплогруппы Q свидетельствуют о поселении в Южной Америке до 18 000 лет назад и о глубоком геномном воздействии во время позднего дриаса» . ПЛОС ОДИН . 17 (8): e0271971. Бибкод : 2022PLoSO..1771971P . дои : 10.1371/journal.pone.0271971 . ПМЦ 9385064 . ПМИД 35976870 .
- ^ Оргел, Лесли Э. (2004). «Пребиотическая химия и происхождение мира РНК» (PDF) . Критические обзоры по биохимии и молекулярной биологии . 39 (2): 99–123. CiteSeerX 10.1.1.537.7679 . дои : 10.1080/10409230490460765 . ПМИД 15217990 . S2CID 4939632 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Уэллс, Спенсер (2002). Путешествие человека: генетическая одиссея . Случайный дом. ISBN 978-0-8129-7146-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тымчук, Венди (2008). «Узнайте о гаплогруппе Y-ДНК Q-M242» . Системы генной базы. Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года.
Гаплогруппы определяются уникальными мутациями, такими как однонуклеотидные полиморфизмы или SNP. Эти SNP отмечают ветвь гаплогруппы и указывают на то, что все потомки этой гаплогруппы когда-то имели общего предка. Мутации SNP Y-ДНК передавались от отца к сыну на протяжении тысячелетий. Со временем в гаплогруппе появляются дополнительные SNP, что приводит к появлению новых линий. Эти новые линии считаются субкладами гаплогруппы. Каждый раз, когда происходит новая мутация, в гаплогруппе появляется новая ветвь и, следовательно, новый субклад. Гаплогруппа Q, возможно, самая молодая из 20 гаплогрупп Y-хромосомы, возникла в результате мутации SNP M242 у человека из гаплогруппы P, который, вероятно, жил в Сибири примерно за 15 000–20 000 лет до настоящего времени.
- ^ Вьегас, Дженнифер. «Первые американцы пережили 20 000-летний перерыв» . Новости Дискавери . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года.
Археологические данные фактически подтверждают, что люди начали покидать Берингию и направляться в Новый Свет около 40 000 лет назад, но быстрая экспансия в Северную Америку произошла только примерно 15 000 лет назад, когда лед буквально сломался
- ^ Тан, Кер (2008). «Поселенцы Нового Света сделали пит-стоп на 20 000 лет» . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 19 февраля 2008 года.
Со временем потомки развили уникальную культуру, которая отличалась от образа жизни первоначальных мигрантов в Азии, но содержала семена новых культур, которые в конечном итоге появятся по всей Америке.
- ^ «Сводка знаний о субкладах гаплогруппы Q» . Системы генной базы. 2009. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Рулен, М. (ноябрь 1998 г.). «Происхождение На-Дэне» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (23): 13994–13996. Бибкод : 1998PNAS...9513994R . дои : 10.1073/pnas.95.23.13994 . ПМК 25007 . ПМИД 9811914 .
- ^ Зегура, Стивен Л.; Карафет Татьяна М.; Животовский Лев А.; Хаммер, Майкл Ф. (январь 2004 г.). «SNP высокого разрешения и микросателлитные гаплотипы указывают на единственное недавнее проникновение Y-хромосом коренных американцев в Америку» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (1): 164–175. дои : 10.1093/molbev/msh009 . ПМИД 14595095 .
- ^ Сайяр, Джульетта; Форстер, Питер; Линнеруп, Нильс; Бандельт, Ханс-Юрген; Норби, Сёрен (сентябрь 2000 г.). «Вариации мтДНК среди гренландских эскимосов: край берингийской экспансии» . Американский журнал генетики человека . 67 (3): 718–726. дои : 10.1086/303038 . ПМЦ 1287530 . ПМИД 10924403 .
Относительно более низкое время слияния всей гаплогруппы А2, включая общие субарктические ветви А2b (сибиряки и инуиты) и А2а (эскимосы и на-дене), вероятно, связано с вторичной экспансией гаплогруппы А2 из района Берингии, которая в среднем составляла общая внутренняя вариация гаплогруппы А2 в Северной Америке.
- ^ Торрони, Антонио; Шурр, Теодор Г.; Ян, Чи-Чуань; и др. (январь 1992 г.). «Анализ митохондриальной ДНК коренных американцев показывает, что популяции америндов и наденов были основаны в результате двух независимых миграций» . Генетика . 130 (1): 153–162. дои : 10.1093/генетика/130.1.153 . ПМК 1204788 . ПМИД 1346260 .
Время дивергенции наденовой части линии HaeIII np 663 составляло около 6 000–10 000 лет. Следовательно, предки Надена мигрировали из Азии независимо и значительно позже, чем прародители америндов.
- ^ Стиннесбек, Вольфганг; Беккер, Джулия; Геринг, Фабио; Фрей, Эберхард; Гонсалес, Артуро Гонсалес; Фольмейстер, Йенс; Стиннесбек, Сара; Фрэнк, Норберт; Террасас Мата, Алехандро; Бенавенте, Марта Елена; Авилес Ольгин, Херонимо; Асевес Нуньес, Эухенио; Зелл, Патрик; Дейнингер, Майкл (30 августа 2017 г.). «Самые ранние поселенцы Мезоамерики относятся к позднему плейстоцену» . ПЛОС ОДИН . 12 (8): e0183345. Бибкод : 2017PLoSO..1283345S . дои : 10.1371/journal.pone.0183345 . ISSN 1932-6203 . ПМК 5576649 . ПМИД 28854194 .
- ^ «Исследование подтверждает, что Беринговский сухопутный мост затоплен позже, чем считалось ранее» . Кибервест . 31 июля 1996 г.
- ^ «Национальный заповедник Берингов мост» . Система национальных парков.
- ^ Фладмарк, КР (январь 1979 г.). «Маршруты: альтернативные миграционные коридоры для древних людей в Северной Америке» . Американская древность . 44 (1): 55–69. дои : 10.2307/279189 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 279189 . S2CID 162243347 .
- ^ Мельцер, Дэвид Дж. (2009). Первые народы в новом мире: колонизация Америки ледникового периода . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-94315-5 . OCLC 609850106 .
- ^ Стиннесбек, Вольфганг; Беккер, Джулия; Геринг, Фабио; Фрей, Эберхард; Гонсалес, Артуро Гонсалес; Фольмейстер, Йенс; Стиннесбек, Сара; Фрэнк, Норберт; Террасас Мата, Алехандро; Бенавенте, Марта Елена; Авилес Ольгин, Херонимо; Асевес Нуньес, Эухенио; Зелл, Патрик; Дейнингер, Майкл (30 августа 2017 г.). «Самые ранние поселенцы Мезоамерики относятся к позднему плейстоцену» . ПЛОС ОДИН . 12 (8): e0183345. Бибкод : 2017PLoSO..1283345S . дои : 10.1371/journal.pone.0183345 . ISSN 1932-6203 . ПМК 5576649 . ПМИД 28854194 .
- ^ Диллехей, Том Д. (21 марта 2011 г.). «Ранние потоки населения в Западном полушарии» . В Холлоуэе, Томас Х. (ред.). Спутник истории Латинской Америки . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-9164-0 .
- ^ Уэллс, Спенсер; Прочтите, Марк (2002). Путешествие человека – генетическая одиссея . Случайный дом. стр. 138–140. ISBN 0-8129-7146-9 .
- ^ Ловгрен, Стефан (13 марта 2008 г.). «Америка заселена 15 000 лет назад, говорится в исследовании» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года.
- ^ Мельцер, Дэвид Дж. «Первые американцы» . Интернет-энциклопедия Encarta . Майкрософт. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г.
- ^ Фагундес, Нельсон-младший; Каниц, Рикардо; Эккерт, Роберта; и др. (2008). «Геномика митохондриальных популяций подтверждает единое происхождение до Кловиса с прибрежным маршрутом заселения Америки» . Американский журнал генетики человека . 82 (3): 583–592. дои : 10.1016/j.ajhg.2007.11.013 . ПМЦ 2427228 . ПМИД 18313026 .
- ^ Магочи, Пол Роберт, изд. (1999). «Начало 1500 г. н.э.» . Энциклопедия народов Канады . Общество мультикультурной истории Онтарио. ISBN 978-0-8020-2938-6 . Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 г.
- ^ «Атлас человеческого пути» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 1 мая 2011 г.
- ^ Мардер, Уильям (2005). Индейцы в Америке: нерассказанная история . Книжное дерево. п. 11. ISBN 978-1-58509-104-1 .
- ^ «Путешествие человечества» . Фонд БрэдШоу .
- ^ Брайант, Вон М. младший (1998). «До Кловиса» . В Гиббоне, Гай Э. (ред.). Археология доисторической Америки: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 682–683. ISBN 978-0-8153-0725-9 .
- ^ Уилфорд, Джон Ноубл (4 апреля 2008 г.). «Факты подтверждают более раннюю дату для жителей Северной Америки» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Имбри, Джон; Имбри, Кэтрин Палмер (1979). Ледниковые периоды: разгадка тайны . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-44075-3 .
- ^ Джейкобс (2002). [ нужна полная цитата ]
- ^ Келли, Роберт Л.; Тодд, Лоуренс К. (1988). «Прибытие в страну: ранняя палеоиндийская охота и мобильность». Американская древность . 53 (2): 231–244. дои : 10.2307/281017 . JSTOR 281017 . S2CID 161058784 .
- ^ Брейтбург, Эмануаль; Бростер, Джон Б.; Рисман, Артур Л.; Стернс, Ричард Г. (1996). «Место Коатса-Хайнса: Первая палеоиндийская ассоциация мастодонтов Теннесси». Современные исследования плейстоцена . 13 :6–8.
- ^ Фэган, Брайан; Дуррани, Надя (2016). Люди Земли: Введение в мировую предысторию (четырнадцатое изд.). Рутледж. ISBN 978-1-317-34682-1 . [ нужна страница ]
- ^ «Коренные американцы: первые фермеры» . AgExporter . Allbusiness.com. 1 октября 1999 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Гибсон, Джон Л. «Пупы Земли: оседлость в ранних культурах курганообразования в долине Нижнего Миссисипи». Мировая археология , Vol. 38, № 2 (июнь 2006 г.), стр. 311–329. Стабильный URL: [1] . стр. 311
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца: Эрнандо де Сото и древние вождества Юга . Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-5290-9 .
- ^ Вивиан и Хилперт 2012 , с. 137.
- ^ Корделл, стр. 18–19.
- ^ Ди Песо, Чарльз (1974). Касас Грандес: павший торговый центр Гран Чичимека (т. 1–3) . Флагстафф, Аризона: Northland Press.
- ^ Дейли, Джанет Л. (1997). «Влияние Конституции ирокезов на Конституцию Соединенных Штатов» . Журнал ИПОАА . Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года.
- ^ Вудс, Томас Э. (2007). 33 вопроса об американской истории, которые вам не следует задавать . Коронный форум. п. 62. ИСБН 978-0-307-34668-1 .
- ^ «H. Con. Res. 331» (PDF) . Сенат США. 21 октября 1988 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Шеннон, Тимоти Дж. (2002). Индейцы и колонисты на перепутье империи: Конгресс Олбани 1754 года . Издательство Корнельского университета. стр. 6–8. ISBN 0-8014-8818-4 .
- ^ Клифтон, Джеймс А., изд. (1990). «Конституция США и Лига ирокезов» . Придумал индеец . Издатели транзакций. стр. 107–128. ISBN 978-1-4128-2659-4 .
- ^ Раков, Джек (21 июля 2005 г.). «Действительно ли отцы-основатели получили многие свои идеи свободы от ирокезов?» . Сеть исторических новостей . Колумбийский колледж искусств и наук Университета Джорджа Мейсона .
- ^ Марквардт, WH (2014). Отслеживание Калузы: ретроспектива. Юго-восточная археология, 33 (1), 1–24.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 199–212 . ISBN 1-4000-3205-9 .
- ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 9–25 . ISBN 0-500-28503-9 .
- ^ Фостер 2002, с. 274.
- ^ Рихтер 2010, стр. 2–3.
- ^ Судья 2010, с. 3.
- ^ Дуран, Д. История Индии Новой Испании и островов Тьерра-Фирме [2]
- ^ Леон-Портилья, М. (2002) Латинская Америка в колониальную эпоху . Группа компаний «Планета» [3]
- ^ Леон-Портилья, М. (2016) Тольтекайотль: аспекты культуры науатля . Фонд экономической культуры [4]
- ^ Смит, Майкл Э. (1997). «Жизнь в провинциях империи ацтеков» . Научный американец . 277 (3): 76–83. Бибкод : 1997SciAm.277c..76S . doi : 10.1038/scientificamerican0997-76 . ISSN 0036-8733 . JSTOR 24995914 .
- ^ Леви, Бадди (2008). Конкистадор: Эрнан Кортес, король Монтесума и последний бой ацтеков . Торговля книгами Bantam Books в мягкой обложке. п. 106. ИСБН 978-0553384710 .
- ^ Ресталл и Ассельбергс 2007, стр. 79–81.
- ^ Молина Хименес, Иван (1997). История Коста-Рики: краткая, обновленная и с иллюстрациями (на испанском языке). Редакция Университета Коста-Рики. п. 148. ИСБН 9977674116 . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Ромеро, Саймон (14 января 2012 г.). «Резные рисунки на земле, когда-то скрытые лесом, свидетельствуют о затерянном мире Амазонки» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Персинен, Мартти; Шаан, Дениз; Ранзи, Алсеу (декабрь 2009 г.). «Доколумбовые геометрические земляные работы в верхнем Пурусе: сложное общество в западной Амазонии». Античность . 83 (322): 1084–1095. дои : 10.1017/s0003598x00099373 . S2CID 55741813 .
- ^ «Остатки обширных древних городов найдены в Амазонке» . Нью-Йорк Таймс . 23 января 2024 г. Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Кристиан, ФРВ (1923). «История Кумары» . Журнал Полинезийского общества . 32 (128): 255. Архивировано из оригинала 20 мая 2017 г. Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Стори, Элис А.; Рамирес, Хосе Мигель; Кирос, Дэниел; и др. (июнь 2007 г.). «Радиоуглеродные и ДНК-доказательства завоза полинезийских кур в Чили доколумбовой эпохи» . Труды Национальной академии наук . 104 (25): 10335–10339. Бибкод : 2007PNAS..10410335S . дои : 10.1073/pnas.0703993104 . ЧВК 1965514 . ПМИД 17556540 .
- ^ Гонгора, Хайме; Роуленс, Николас Дж.; Мобеги, Виктор А.; и др. (29 июля 2008 г.). «Индоевропейское и азиатское происхождение чилийских и тихоокеанских кур, выявленное с помощью мтДНК» . Труды Национальной академии наук . 105 (30): 10308–10313. Бибкод : 2008PNAS..10510308G . дои : 10.1073/pnas.0801991105 . ПМЦ 2492461 . ПМИД 18663216 .
- ^ «Карал, колыбель древнейшей цивилизации Америки» . www.peru.travel . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Священный город Карал-Супе» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Кипфер, Барбара Энн (2000). Энциклопедический словарь по археологии . Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum. п. 91. ИСБН 0-306-46158-7 .
- ^ Кипфер 2000, с. 172.
- ^ Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям (ред.) (2008): Справочник по южноамериканской археологии, 1-е изд. 2008. Корр. 2-е издание, XXVI, 1192 г., ISBN 978-0-387-74906-8 . стр. 430, 433–434
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вундер, Свен (2003), Нефтяное богатство и судьба леса: сравнительное исследование восьми тропических стран , Routledge . п. 130.
- ^ Анибал Мартинес (1969). Хронология венесуэльской нефти . Пурнелл и сыновья.
- ^ «Pueblosdiaguitas» , Чилийская память (на испанском языке), Национальная библиотека Чили , получено 30 января 2014 г.
- ^ Лоранди, AM (1988). «Диагуитас и Тавантинсую: гипотеза конфликта». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 197–214.
- ^ «Тайно». Британская энциклопедия . 2018.
- ^ «Древняя Амазония на самом деле была высокоурбанизированной» . Scientificamerican.com . 28 августа 2008 года . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Фореро, Хуан (5 сентября 2010 г.). «Ученые обнаружили доказательства, дискредитирующие теорию, что Amazon был практически непригоден для жизни» . Вашингтон Пост .
- ^ Уэйд, Лиззи (11 января 2024 г.). «Лазерное картографирование выявило древнейшие города Амазонии, построенные 2500 лет назад» . Наука . doi : 10.1126/science.zzti03q . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Раннард, Джорджина (11 января 2024 г.). «Огромный древний затерянный город найден в Амазонке» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «На Амазонке найдена долина затерянных городов, процветавших 2000 лет назад» . Хранитель . 11 января 2024 года. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Оуэн, Уэйн (8 декабря 2013 г.). «Глава 2 (ТЕРРА–2): История местных растительных сообществ Юга» . Итоговый отчет по оценке южных лесных ресурсов . Министерство сельского хозяйства США , Лесная служба США , Южная исследовательская станция.
Библиография [ править ]
- Браун, Майкл Д.; Хоссейни, Сейед Х.; Торрони, Антонио; и др. (декабрь 1998 г.). «Гаплогруппа X мтДНК: древняя связь между Европой/Западной Азией и Северной Америкой?» . Американский журнал генетики человека . 63 (6): 1852–1861. дои : 10.1086/302155 . ПМЦ 1377656 . ПМИД 9837837 .
- Фернандес-Арместо, Фелипе (1987). До Колумба: исследование и колонизация от Средиземноморья до Атлантики: 1229–1492 гг . Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-333-40382-2 .
- Шурр, Теодор Г.; Баллинджер, Скотт В.; Ган, Йик-Юэнь; и др. (март 1990 г.). «Митохондриальные ДНК американских индейцев имеют редкие азиатские мутации с высокой частотой, что позволяет предположить, что они произошли от четырех основных материнских линий» . Американский журнал генетики человека . 46 (3): 613–623. ПМК 1683611 . ПМИД 1968708 .
- Вивиан, Р. Винн; Хилперт, Брюс (2012), Справочник Чако: энциклопедический справочник (2-е изд.), University of Utah Press, ISBN 978-1-60781-195-4
- Райт, Рональд (2005). Украденные континенты: 500 лет завоеваний и сопротивления в Америке . Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-618-49240-4 .
Внешние ссылки [ править ]


- Древние цивилизации могут показать нам, как защитить тропические леса Амазонки, на YouTube, опубликовано 5 июля 2019 г., Кварц
- Коллекция: «Доколумбовая Центральная и Южная Америка» из Художественного музея Мичиганского университета.
- Древнеамериканское искусство в Денверском художественном музее
- Искусство Америки в Художественном музее Кливленда