Jump to content

Открытие человеческой древности

Открытие древности человека стало крупным достижением науки середины XIX века и основой научной палеоантропологии . Древность человека , человеческая древность или, проще говоря, возраст человеческой расы — это названия, данные серии научных дискуссий, связанных с ней, которые с изменениями продолжаются и в 21 веке. Эти дебаты прояснили и предоставили научные доказательства из ряда дисциплин для решения основного вопроса о датировке первого человека .

Споры в этой области были очень активными в некоторых частях XIX века, а также в некоторые периоды затишья. Ключевой датой стала переоценка археологических свидетельств в 1859 году, которые были опубликованы 12 годами ранее Буше де Пертесом . Тогда это было широко принято как подтверждение предположения о том, что человек был намного старше, чем считалось ранее, например, чем 6000 лет, подразумеваемые некоторыми традиционными хронологиями.

В 1863 году Т.Х. Хаксли утверждал, что человек представляет собой развитый вид; а в 1864 году Альфред Рассел Уоллес объединил естественный отбор с проблемой древности. Научные аргументы в пользу того, что тогда называлось «великой древностью человека», в течение следующего десятилетия стали убедительными для большинства учёных. Отдельные дебаты о древности человека, по сути, слились с более широкими дискуссиями по эволюции, являясь просто хронологическим аспектом. Однако это не закончилось дискуссией, поскольку современная наука о древности человечества все еще находится в процессе развития.

Современные рецептуры

[ редактировать ]

Современная наука не имеет однозначного ответа на вопрос, сколько лет человечеству. То, что теперь означает этот вопрос, действительно зависит от выбора рода или вида в требуемом ответе. Считается, что род человека существует в десять раз дольше, чем наш вид. В настоящее время все еще обнаруживаются свежие примеры (вымерших) видов рода Homo , поэтому однозначных ответов нет. Общепринятое мнение состоит в том, что люди представляют собой один вид, единственный существующий вид этого рода. При отрицании полигенизма происхождения человека утверждается, что этот вид имел в прошлом определенное и единое происхождение. (Однако это утверждение оставляет в стороне вопрос о том, принадлежит ли имелось в виду происхождение нынешнего вида. Мультирегиональная гипотеза допускает иное происхождение.) Гипотеза недавнего африканского происхождения современных людей в настоящее время широко принята и утверждает, что анатомически современные люди имел единственное происхождение – в Африке.

По оценкам, возраст рода Homo составляет от 2,3 до 2,4 миллиона лет, с появлением H. habilis ; [1] это означает, что существование всех типов людей происходило в четвертичном периоде .

Распространение Homo sapiens из красной области за последние 100 000 лет представлено географическими областями обитания неандертальцев (охра) и ранних гоминидов (желтый). H. sapiens заменил другие виды рода Homo . в течение длительного периода времени

Как только вопрос будет переформулирован как датировка перехода эволюции H. sapiens от вида-предшественника, его можно будет уточнить до двух дополнительных вопросов. Это: анализ и датировка эволюции архаического Homo sapiens , а также эволюции от «архаичных» форм вида H. sapiens sapiens . На второй вопрос ответ дается в двух частях: считается, что анатомически современному человеку около 300 000 лет, [2] с поведенческой современностью, датируемой 40 000 [3] или 50 000 лет назад. Первый вопрос до сих пор является предметом дискуссий по поводу его определения.

Исторические дебаты

[ редактировать ]

Определение возраста первого человека — это один из аспектов антропогенеза , изучения происхождения человека, а также термин, датированный Оксфордским словарем английского языка 1839 годом и Медицинским словарем Роберта Хупера . Учитывая историю эволюционной мысли и историю палеонтологии , примерно в этот период стало вполне естественным задаться вопросом о древности человека. Это ни в коем случае не был новый вопрос, но он задавался в новом контексте знаний, особенно в сравнительной анатомии и палеонтологии . Развитие относительного датирования как принципиального метода позволило вывести хронологию событий, связанных с окаменелостями и пластами . Однако это означало, что проблема древности человека неотделима от других дискуссий того периода по геологии и основам научной археологии.

Первые убедительные научные аргументы в пользу того, что древность человека сильно отличается от принятой библейской хронологии, безусловно, также были сильно опровергнуты. Можно было ожидать, что те, кто нашел этот вывод неприемлемым, проверят всю цепочку рассуждений на наличие слабых мест. Это можно увидеть, например, в «Систематической теологии» Чарльза Ходжа (1871–1873). [4]

В течение определенного периода, когда в XIX веке стали ясны масштабы геологического времени , «древность человека» выступала за теорию, противоположную «современному происхождению человека», в защиту которой выдвигались аргументы другого рода. Выбор был логически независимым от моногенизма или полигенизма; но моногенизм современного происхождения подразумевал временные рамки, основанные на географическом распространении, физических различиях и культурном разнообразии людей. Выбор также был логически независим от идеи трансмутации видов , но считался медленным процессом.

Уильям Бенджамин Карпентер писал в 1872 году о твердом убеждении в «современном происхождении» как единственной причине сопротивления созданию человеком кремневых орудий . [5] Генри Уильямсон Хейнс, писавший в 1880 году, мог назвать древность человека «установленным фактом». [6]

Богословские дебаты

[ редактировать ]

Библейский рассказ включал

  • история Эдемского сада и происхождения людей от одной пары;
  • история всемирного библейского потопа , после которого все люди произошли от Ноя и его жены, а все животные — от спасшихся в ковчеге;
  • генеалогии, теоретически обеспечивающие способ датировки событий Ветхого Завета (см. Генеалогию Библии ).

Эти моменты обсуждались как учеными, так и богословами. Библейский буквализм не был данностью в период средневековья и раннего Нового времени ни для христиан, ни для евреев.

Споры о происхождении человека и «всемирном потопе»

[ редактировать ]

Потоп мог бы объяснить вымирание видов в тот день, исходя из гипотезы, что в Ковчеге содержались не все виды животных. С другой стороны, Потоп, который не был всеобщим, имел значение для библейской теории рас и сыновей Ноя. Теорию катастрофизма , которая была столь же светской, как и теологической по своему подходу, можно было использовать аналогичным образом.

Ноев ковчег , витраж начала 17 века, церковь Сент-Этьен-дю-Мон в Париже.

Таким образом, существовал интерес к вопросам, возникающим в результате модификации библейского повествования, и он подпитывался новым знанием мира в Европе раннего Нового времени , а затем ростом наук. Одна из гипотез заключалась в том, что люди не произошли от Адама. Эта гипотеза полигенизма (отсутствия уникального происхождения людей) ничего не подразумевала о древности человека, но этот вопрос был связан с контраргументами в пользу моногенизма.

Ла Пейрер и полнота библейского повествования

[ редактировать ]

Исаак Ла Пейрер, формулируя свою преадамитскую теорию полигенизма, обратился к еврейской традиции; оно должно было быть совместимо с библейским созданием человека . Оно было отвергнуто многими современными богословами. [7] [8] Эта идея о людях до Адама была распространена среди более ранних христианских ученых, а также среди ученых неортодоксальных и еретических верований; Значение Ла Пейера заключалось в его синтезе инакомыслия. [9] Влиятельно он возродил классическую идею Марка Теренция Варрона , сохраненную в Цензорине , о тройном разделении исторического времени на «неопределенное» (до всемирного потопа), «мифическое» и «историческое» (с определенной хронологией). [10]

Дебаты о расе

[ редактировать ]

Библейское повествование имело значение для этнологии (разделение на хамитских , иафетических и семитских народов ) и имело своих защитников, а также тех, кто считал, что в нем допущены существенные упущения. Мэтью Хейл написал свое «Первобытное происхождение человечества» (1677) против Ла Пейера, как было предложено, чтобы защитить положения о молодой человеческой расе и всемирном Потопе, а также о коренных американцах как потомках Ноя. [11] Энтони Джон Маас в Католической энциклопедии 1913 года отметил, что настроения в поддержку рабства косвенно поддерживают теории преадамитов середины XIX века. [8] Древность человека нашла поддержку в противоположных теориях моногенизма того времени, которые оправдывали аболиционизм, дискредитируя научный расизм .

Уже в XVIII веке полигенизм применялся как теория расы (см. Научный расизм#Блюменбах и Бюффон ). Вариант расистского предамизма был представлен, в частности, Реджинальдом Стюартом Пулом ( «Происхождение Земли и человека» , Лондон, 1860 г.) и Домиником Маккослендом Адам и адамиты, или Гармония Священного Писания и этнологии» , Лондон, 1864 г.). . Они следовали взглядам Сэмюэля Джорджа Мортона , Джозайи К. Нотта , Джорджа Глиддона и Луи Агассиса ; и утверждал, что Адам был прародителем европеоидной расы , в то время как другие расы произошли от предамитов. [8]

Джеймс Коулз Причард, английский квакерский этнолог и защитник библейского моногенизма.

Джеймс Коулз Причард выступал против полигенизма, желая поддержать версию, взятую из Книги Бытия, о едином человеческом происхождении. В частности, он утверждал, что люди представляют собой один вид, используя интерфертильности критерий гибридности . [12] Используя форму естественного отбора в качестве аргумента в пользу изменения цвета кожи человека как исторического процесса, он также подразумевал временную шкалу, достаточную для того, чтобы такой процесс привел к наблюдаемым различиям. [13]

Несовместимые взгляды на хронологию

[ редактировать ]

Ранняя христианская церковь оспаривала утверждения о том, что языческие традиции старше библейских. Феофил Антиохийский и Августин Гиппонский оба выступали против египетских взглядов на то, что миру было по крайней мере 100 000 лет. Эта цифра была слишком высокой, чтобы соответствовать библейской хронологии. [14] Одно из предположений Ла Пейера о том, что Китаю было по крайней мере 10 000 лет, получило более широкое распространение; [15] Мартино Мартини пришел к выводу, предоставил подробную информацию о традиционной китайской хронологии, из которой Исаак Воссиус что Ноев потоп был локальным, а не универсальным. [16]

Одним из соображений, обнаруженных в «Ла Пейре» Отто Цёклером, была забота об антиподах и их народе: были ли они преадамитами или действительно существовал второй «Адам из антиподов»? [17] В продолжении XIX века Альфред Рассел Уоллес в рецензии на книгу 1867 года указал на жителей островов Тихого океана как на проблему для тех, кто придерживается как моногенизма, так и недавней даты происхождения человека. Другими словами, он взял миграцию из первоначального места на отдаленные острова, которые сейчас заселены, что подразумевает длительный временной масштаб. [18] Важным следствием признания древности человека стало расширение возможностей для предположительной истории , в частности для всех аспектов диффузионизма и социального эволюционизма . [19]

Сотворение человека в неготовом мире

[ редактировать ]

Хотя вымирание видов произошло с развитием геологии и получило широкое признание в начале 19 века, на теологических основаниях существовало сопротивление вымиранию после сотворения человека. Утверждалось, особенно в 1820-х и 1830-х годах, что человек не будет создан в «несовершенном» мире в том, что касается дизайна его коллекции видов. Это рассуждение пошло вразрез с тем, что было решающим для науки о древности человека поколением позже. [20]

Археологический контекст

[ редактировать ]

Конец 18 века был периодом исследования французских и немецких пещер и взятия для изучения останков: [21] спелеология была в моде, если спелеология только зарождалась, и пещеры Святого Беата , например, привлекали множество посетителей. Пещеры также были темой искусства того времени. [22]

Водопад из пещеры в Золотурне , Швейцария; гравюра конца XVIII века.

Пещерные останки оказались имеющими большое значение для науки о древности человека. Образование сталагмитов было четким механизмом образования окаменелостей, и его стратиграфию можно было понять. Другие важные участки были связаны с аллювиальными отложениями гравия и глины или торфа . Ранний образец ручного топора Gray's Inn Lane был сделан из гравия в русле притока Темзы , но оставался изолированным около столетия.

Палеолитический метатель копья с колючей дубинкой из пещеры Кесслерлох, Тейнген , Швейцария.

Трехвозрастная система действовала примерно с 1820 года в той форме, которую придал ей Кристиан Юргенсен Томсен в своей работе над коллекциями, которые стали Национальным музеем Дании . Свои идеи он опубликовал в 1836 году. [13] Постулирование культурных изменений само по себе и без объяснения скорости изменений не привело к пересмотру традиционной хронологии. [23] Но концепция артефактов каменного века стала актуальной. Книга Томсена на датском языке Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed была переведена на немецкий язык ( Leitfaden zur Nordischen Alterthumskunde , 1837) и английский язык ( Guide to Northern Archaeology , 1848). [24] [25]

Джоном Фрером Открытие в 1797 году ручного топора Хоксне [26] помог начать дебаты XIX века, [27] но всерьез это началось примерно в 1810 году. [28] Затем произошел ряд фальстартов, касающихся различных европейских сайтов. Уильям Бакленд неправильно оценил то, что он нашел в 1823 году с ошибочно названной Красной Леди Павиленда , и объяснил, что останки мамонта вместе с находкой. [29] Он также пренебрежительно отнесся к в Кентской пещере, находкам Джона МакЭнери сделанным в конце 1820-х годов. В 1829 году Филипп-Шарль Шмерлинг обнаружил ископаемый череп неандертальца Энжи ). Однако на тот момент его значение не было признано, и Рудольф Вирхов последовательно выступал против теории, согласно которой он был очень старым. Книга Antiquités Celtiques et Antediluviennes» Буше де Пертеса « 1847 года о Сен-Ашеле была сочтена неубедительной в своем изложении, пока примерно десять лет спустя она не была пересмотрена.

Страница с изображением кремневых орудий из «Путеводителя по северной археологии» (1848 г.), английского перевода Фрэнсиса Эгертона, 1-го графа Элсмира , из датского Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed (1836 г.) Кристиана Юргенсена Томсена .

Дискуссия продолжалась только в контексте

  • Найдены еще каменные орудия , которые, как было признано, были изготовлены человеком каменного века.
  • на участках, где стратиграфию можно считать четкой и ненарушенной, с
  • останки животных, которые (по мнению палеонтологов) ныне вымерли.

Именно эта комбинация «остатки вымершей фауны» + «человеческие артефакты» предоставила доказательства, которые стали считаться решающими. Внезапное ускорение исследований наблюдалось с середины 1858 года, когда Геологическое общество учредило «пещерный комитет». Помимо Хью Фалконера , который настаивал на этом, в комитет входили Чарльз Лайель , Ричард Оуэн , Уильям Пенджелли , Джозеф Прествич и Эндрю Рамзи . [30]

Дебаты о единообразии и изменениях

[ редактировать ]

С одной стороны, отсутствие единообразия в доисторической эпохе — это то, что дало науке импульс к вопросу о древности человека; и, с другой стороны, в то время существовали теории, которые имели тенденцию исключать определенные типы отсутствия регулярности. Джон Лаббок в 1890 году обрисовал, как в его время была установлена ​​древность человека как результат изменений в предыстории: фауны , географии и климата . [31] Гипотезы, необходимые для установления того, что эти изменения были фактами доисторической эпохи, сами по себе находились в противоречии с униформизмом , которого придерживались некоторые ученые; поэтому изменчивая концепция «униформизма» была скорректирована с учетом прошлых изменений, которые могли произойти.

Зоологическое единообразие на Земле обсуждалось уже в начале восемнадцатого века. Джордж Беркли утверждал в «Алцифроне» , что отсутствие человеческих артефактов при более глубоких раскопках предполагает недавнее происхождение человека. [32] Доказательства отсутствия , конечно, считались проблематичными. Готфрид Лейбниц в своей «Протогее» привел аргументы против идентификации вида по морфологии без доказательств происхождения (имея в виду характеристику людей по обладанию разумом ); и против дискретности видов и их исчезновения. [33]

Униформизм противостоял конкурирующим теориям нептунизма и катастрофизма , которые были частью романтической науки и теологической космогонии; он зарекомендовал себя как преемник плутонизма и стал основой современной геологии. Соответственно, его принципы твердо соблюдались. Чарльз Лайель в какой-то момент выдвинул взгляды на то, что называлось «единством вида» и «единством степени», которые были несовместимы с тем, что утверждалось позже. Теория Лайеля, по сути, представляла собой геологию «устойчивого состояния», которую он вывел из своих принципов. Это зашло слишком далеко, ограничивая реальные геологические процессы предсказуемой закрытой системой , если это исключало ледниковые периоды (см. Ледниковые периоды # Причины ледниковых периодов ), что стало яснее вскоре после появления «Принципов геологии» Лайеля (1830–1833). [34] [35] Из трех типов изменений Лаббока географические включали теорию миграции по сухопутным мостам в биогеографии , которая в целом действовала как объяснительная временная мера, а не в большинстве случаев поддерживалась наукой. Изменения уровня моря было легче оправдать.

Ледниковые условия

[ редактировать ]
Ледник Гриндельвальд в Швейцарии, 1774 год, картина Каспара Вольфа .

Идентификация ледниковых периодов была важным контекстом для древности человека, поскольку считалось, что некоторые млекопитающие вымерли во время последнего из ледниковых периодов, которые были четко отмечены в геологических летописях. В книге Жоржа Кювье « Исследование окаменелостей четвероногих» (1812 г.) были признаны факты вымирания млекопитающих, которые должны были иметь отношение к древности человечества. Концепция ледникового периода была предложена в 1837 году Луи Агассисом и открыла путь к изучению ледниковой истории четвертичного периода. Уильям Бакленд приехал, чтобы увидеть следы ледников в том, что он принял за остатки библейского Потопа. Казалось, достаточно доказано, что шерстистый мамонт и шерстистый носорог были млекопитающими ледниковых периодов и прекратили свое существование вместе с ледниковыми периодами: они населяли Европу, когда она была тундрой , а не позже. Фактически, такие вымершие млекопитающие обычно обитали в делювии, как его тогда называли (характерный гравий или валунная глина ).

Ледниковые и межледниковые циклы, представленные атмосферным CO 2 , измеренные по образцам ледяных кернов возрастом 800 000 лет.

Учитывая, что животные были связаны с этими слоями, определение даты слоев могло быть основано на геологических аргументах, основанных на единообразии стратиграфии; и таким образом было датировано вымирание животных. Вымирание по-прежнему можно строго датировать только на основании предположений, как свидетельства отсутствия; однако для конкретного участка аргументом может быть локальное вымирание .

Ни Агассис, ни Бакленд не приняли новых взглядов на древность человека.

Принятие связи человека с вымершими видами животных

[ редактировать ]

Буше де Пертес описал открытия в долине Соммы в 1847 году. Джозеф Прествич и Джон Эванс в апреле 1859 года, а также Чарльз Лайель и другие в 1859 году совершили поездки на эти места и вернулись убежденными, что люди сосуществовали с вымершими млекопитающими . В общем и качественном плане Лайель считал, что эти доказательства подтверждают «древность человека»: люди были намного старше, чем предполагали традиционные предположения. [36] Его выводы были поддержаны Королевским обществом и другими британскими научными учреждениями, а также во Франции. Именно признание ранней датировки ашельских топоров впервые установило научную достоверность глубокой древности человека. [37]

Кремневые орудия были найдены в 1861/2 году в Ориньяке во французских Пиренеях Эдуардом Ларте .

Эти дебаты совпадали с дискуссиями по поводу книги «Происхождение видов» , опубликованной в 1859 году, и, очевидно, были связаны с ней; но это не тот случай, когда Чарльз Дарвин первоначально обнародовал свои взгляды. Укрепление «древности человечества» потребовало большей работы и более строгих методов; и это оказалось возможным в течение следующих двух десятилетий. Таким образом, открытия Буше де Пертеса побудили дальнейшие исследования попытаться повторить и подтвердить результаты на других участках. Важную роль в этом сыграли раскопки Уильяма Пенджелли в пещере Брикшем и систематический подход в пещере Кентс (1865–1880). [38] Еще одним крупным проектом, который привел к более быстрым выводам, был проект Генри Кристи и Эдуарда Ларте . Ларте в 1860 году опубликовал результаты исследования пещеры недалеко от Масса ( Арьеж ), в которых утверждалось, что на костях вымерших млекопитающих были вырезаны каменными орудиями, сделанные, когда кости были свежими. [39]

Список ключевых мест для дебатов XIX века

[ редактировать ]
Сайт Дата(ы) Следователи Выводы и современный взгляд Изображение
Кингсбридж , Лондон, Англия 1671 Джон Коньерс Ручной топор Gray's Inn Lane , зубы мамонта; теории о римских слонах, не принятые Коньерсом
Хоксне , Саффолк , Англия 1797 Джон Фрер Ручные топоры. Опубликовано Обществом антикваров , но кости и раковины остались неопознанными. [26] [40]
Пещера Козья Нора, полуостров Гауэр , Уэльс 1823 Уильям Бакленд « Красная леди Павиленда », останки мамонта
Кентская пещера , Девон , Англия 1824 Томас Нортмор ; Джон МакЭнери ; Уильям Пенгелли
Бизе-Минервуа , Франция 1827 Пол Турнал Поль Турналь (1805–1872), ставший фармацевтом, исследовал пещерные отложения в районе Нарбонны . Он использовал неологизм anté-historique . [41] Он находил человеческие останки рядом с останками вымерших животных, общался с Жоржем Кювье и был встречен непониманием. [42]
Пондр , Гар , Франция 1828 Жюль де Кристол [43] Жюль де Кристол (1802–1861) обнаружил пещеры, заполненные грязью и гравием, в которых находились кости гиен, носорогов и людей. Современное захоронение костей не было принято комиссией под руководством Кювье; а керамика была найдена ниже. [44]
Энжис , Бельгия 1829 Филипп-Шарль Шмерлинг
Сен-Ашель, Амьен , Франция 1847 Мясник из Пертеса Ашельские ручные топоры
Пещера Бриксем , Девон , Англия 1858 Уильям Пенгелли
Ориньяк , Франция 1860 Эдуард Ларте
Долина Везер , Дордонь , Франция. 1863 Эдуард Ларте, Генри Кристи

Дальнейшие вопросы

[ редактировать ]

Древность человека в Новом Свете

[ редактировать ]

Третичный человек

[ редактировать ]

Когда наука считалась достаточно обоснованной относительно существования «четвертичного человека» (людей плейстоцена ) , оставался вопрос о том, существовал ли человек в третичном периоде , ныне устаревший термин, используемый для предшествующего геологического периода. Спор о древности человека нашел отклик в более поздних дебатах по поводу эолитов , которые считались доказательством существования человека в плиоцене (в течение неогена ). В данном случае скептическая точка зрения победила. [45]

Публикации

[ редактировать ]

Публикации центральных лет дебатов

[ редактировать ]
  • Эдуард Ларте , Древность человека в Западной Европе (1860)
  • ——, Новые исследования сосуществования человека и великих ископаемых млекопитающих, характерные для последнего геологического периода (1861 г.)
  • Чарльз Лайель, Геологические свидетельства древности человека (1863 г.). Это был крупный синтез, в котором обсуждался вопрос древности человечества параллельно с дальнейшими проблемами ледниковых периодов и эволюции человека , который обещал пролить свет на происхождение человека.
  • Т. Х. Хаксли , Свидетельства о месте человека в природе (1863 г.)
  • Альфред Рассел Уоллес, Происхождение человеческих рас и древность человека, выведенные из теории «естественного отбора» (1864 г.)
  • Джеймс Гейки , Великий ледниковый период и его связь с древностью человечества (1874 г.).

Публикации последних этапов дебатов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и источники

[ редактировать ]
Ссылки
  1. ^ Джеймс К. Кауфман, Роберт Дж. Штернберг, Кембриджский справочник по творчеству (2010), стр. 280; Гугл Книги .
  2. ^ Армитидж, SJ; Джасим, ЮАР; Маркс, А.Э.; Паркер, АГ; Усик, В.И.; Урпманн, HP (2011). «Намеки на более ранний выход человека из Африки» . Наука . 331 (6016). Новости науки: 453–6. дои : 10.1126/science.1199113 . ПМИД   21273486 . S2CID   20296624 . Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 1 мая 2011 г.
  3. ^ «Современное поведение началось 40 000 лет назад в Африке» , Science Daily , июль 1998 г.
  4. ^ Систематическое богословие , том. 2 § 3. Древность человека .
  5. ^ «Человек как интерпретатор природы» в Popular Science Monthly .
  6. ^ «Ископаемый человек» в Popular Science Monthly .
  7. ^ Такие, как католический гебраист Ричард Саймон , кальвинисты Самуэль Марезиус , Йоханнес Хоорнбек и Гисберт Воэций , а также лютеране Авраам Каловиус , Йоханнес Андреас Квенстедт и Давид Холлазиус .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Преадамиты» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  9. ^ Джордано Бруно , Якоб Палеолог , Парацельс , Габриэль де Фуаньи и, возможно, Томас Харриот и Кристофер Марлоу ; с некоторыми Фамилистами , Рэнтерами и Диггерами . Филип К. Алмонд, Адам и Ева в мысли семнадцатого века (1999), стр. 49–52; Гугл Книги .
  10. ^ Уильям Пул, Создатели мира: ученые, занимающиеся восстановлением и поисками происхождения Земли (2009), с. 29; Гугл Книги .
  11. ^ Филип К. Алмонд, Адам и Ева в мысли семнадцатого века (1999), с. 58; Гугл Книги .
  12. ^ Огштейн, HF «Причард, Джеймс Коулз». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/22776 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  13. ^ Перейти обратно: а б Грэм Кларк, Личность человека: глазами археолога (1983), с. 48; Интернет-архив .
  14. ^ Эдвард П. Махони, Философия и гуманизм: эссе эпохи Возрождения в честь Пола Оскара Кристеллера (1976), с. 51; Гугл Книги .
  15. ^ Ричард Генри Попкин , Исаак Ла Пейрер (1596-1676): его жизнь, работа и влияние (1987), с. 85; Гугл Книги .
  16. ^ Ричард Генри Попкин (редактор), Колумбийская история западной философии (2005), стр. 413; Гугл Книги .
  17. ^ Ричард Генри Попкин , Исаак Ла Пейрер (1596-1676): его жизнь, работа и влияние (1987), с. 30; Гугл Книги .
  18. ^ Полинезийцы и их миграции
  19. ^ Стертевант, Уильям К. (1978). Справочник североамериканских индейцев, Том 4: История отношений между белыми и индейцами . Государственная типография. стр. 541–. ISBN  978-0-16-004583-7 . Проверено 1 марта 2013 г.
  20. ^ А. Боудойн Ван Рипер, Люди среди мамонтов: викторианская наука и открытие предыстории человека (1993), стр. 174; Гугл Книги .
  21. ^ Николас А. Рупке, Пещеры, окаменелости и история Земли , с. 242, Эндрю Каннингем и Николас Джардин, Романтизм и науки (2009).
  22. ^ Теодор Циолковский , Немецкий романтизм и его институты (1992), с. 23; Гугл Книги .
  23. ^ Грэм Кларк, Археология и общество: реконструкция доисторического прошлого (1967), с. 32; Гугл Книги .
  24. ^ Дермот Энтони Нестор, Когнитивные взгляды на израильскую идентичность (2010), стр. 48; Гугл Книги .
  25. ^ Брюс Г. Триггер, История археологической мысли (2000), стр. 78.
  26. ^ Перейти обратно: а б Фрер, Джон, «Отчет о кремневом оружии, обнаруженном в Хоксне в Саффолке» , в Archaeologia , т. 13 (Лондон, 1800 г.): 204–205.
  27. ^ Ричард Б. Ли, Ричард Хейвуд Дейли, Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей (1999), стр. 7; Гугл Книги .
  28. ^ Дональд К. Грейсон, Установление человеческой древности (1983), с. 3.
  29. ^ Джон Г. Эванс, Окружающая среда раннего человека на Британских островах (1975), с. 68; Гугл Книги .
  30. ^ А. Боудойн Ван Рипер, Люди среди мамонтов: викторианская наука и открытие предыстории человека (1993), стр. 82–3; Гугл Книги .
  31. ^ Джон Лаббок , Доисторические времена, как показано в «Древних останках», и «Манеры и обычаи современных дикарей» (1890), стр. 420; Гугл Книги .
  32. ^ Чарльз Лайель , Принципы геологии , Том 2 (перепечатка 1991 г.), стр. 270; Гугл Книги .
  33. ^ Джастин Э. Х. Смит , Божественные машины: Лейбниц и науки о жизни (2011), с. 257; Гугл Книги .
  34. ^ Чарльз Лайель, Принципы геологии , Том 1 (переиздание 1990 г.), стр. xiv; Гугл Книги .
  35. ^ Джо Д. Берчфилд, Лорд Кельвин и возраст Земли (1990), с. 191; Гугл Книги .
  36. ^ Джек Моррелл, Джон Филлипс и бизнес викторианской науки , с. 361; Гугл Книги .
  37. ^ Хенрика Куклик, Новая история антропологии (2009), с. 263; Гугл Книги .
  38. ^ «Пенгелли, Уильям» . Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
  39. ^ Винфрид Хенке, Торольф Хардт, Справочник по палеоантропологии , Том 1 (2007), стр. 20; Гугл Книги .
  40. ^ Брюс Г. Триггер, История археологической мысли (2000), стр. 88–9.
  41. ^ Питер Богуки, Истоки человеческого общества (1999), стр. 3; Гугл Книги .
  42. ^ (на французском языке) Эрик Деллонг, Нарбонна и Нарбонны (2003), стр. 62; Гугл Книги .
  43. ^ Кристол, Жюль де - Учёная Франция 17-20 веков.
  44. ^ Марианна Соммер, Кости и охра: любопытная загробная жизнь Красной леди из Павиленда (2007), стр. 88; Гугл Книги .
  45. ^ Марианна Соммер, Кости и охра: любопытная загробная жизнь Красной леди из Павиленда (2007), стр. 202; Гугл Книги .
  46. ^ Энциклопедия биографии Вирджинии
Источники
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7eae26d7156346cb11c3ab89caca5d42__1716064620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/42/7eae26d7156346cb11c3ab89caca5d42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Discovery of human antiquity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)