Jump to content

Катастрофизм

Открытия различных слоев окаменелостей, например тех, которые содержат палеотерий и аноплотерий (на фото), Жоржем Кювье заставили его поверить в то, что серия катастрофических событий уничтожила миры, предшествовавшие современному.

В геологии . катастрофизм — это теория, согласно которой Земля в значительной степени сформировалась в результате внезапных, кратковременных и жестоких событий, возможно, мирового масштаба [1] Это контрастирует с униформизмом (иногда называемым градуализмом ), согласно которому медленные постепенные изменения, такие как эрозия особенностей Земли , привели к возникновению всех геологических . Сторонники униформизма считали, что настоящее было «ключом к прошлому» и что все геологические процессы (например, эрозия ) в прошлом напоминали те, которые можно наблюдать сегодня. После споров XIX века между катастрофистами и униформистами сложился более инклюзивный и комплексный взгляд на геологические события, в котором научный консенсус признает, что некоторые катастрофические события произошли в геологическом прошлом, но считает их столь же объяснимыми, как крайние примеры природных процессов. что может произойти.

Сторонники катастрофизма предположили, что каждая геологическая эпоха заканчивалась жестокими и внезапными природными катастрофами, такими как крупные наводнения и быстрое образование крупных горных цепей . Растения и животные, обитавшие в тех частях мира, где произошли такие события , вымерли и были внезапно заменены новыми формами, чьи окаменелости определили геологические слои. Некоторые катастрофисты пытались связать хотя бы одно такое изменение с библейским рассказом о Ноевом потопе .

Французский ученый Жорж Кювье (1769–1832) популяризировал концепцию катастрофизма в начале 19 века; он предположил, что новые формы жизни пришли из других областей после местных наводнений, и избегал религиозных или метафизических спекуляций в своих научных трудах. [2] [3]

История [ править ]

и библейские верования Геология

На заре развития геологии западном обществе предпринимались попытки в преимущественно христианском согласовать библейские повествования о творении и вселенском потопе с новыми представлениями о процессах, которые сформировали Землю. Открытие других древних мифов о потопе было воспринято как объяснение того, почему история о потопе «с удивительной частотой излагалась среди греков научными методами », примером может служить Плутарха рассказ об Огигийском потопе . [4]

естественные Кювье теологи и

Ведущим научным сторонником катастрофизма в начале девятнадцатого века был французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье . Его мотивацией было объяснить закономерности вымирания и преемственности фауны , которые он и другие наблюдали в летописи окаменелостей . Хотя он и предположил, что катастрофа, ответственная за недавние вымирания в Евразии, могла быть результатом затопления низменных территорий у моря, он не упомянул о Ноевом потопе . [2] Он также никогда не упоминал о божественном творении как о механизме, с помощью которого произошло повторное заселение после вымирания. Фактически Кювье, находясь под влиянием идей Просвещения и интеллектуального климата Французской революции , избегал религиозных или метафизических спекуляций в своих научных трудах. [3] Кювье также считал, что стратиграфические записи указывают на то, что было несколько таких революций, которые он рассматривал как повторяющиеся природные события на фоне длительных периодов стабильности в истории жизни на Земле. Это заставило его поверить, что Земле несколько миллионов лет. [5]

Напротив, в Великобритании, где естественная теология имела влияние в начале девятнадцатого века, группа геологов, включая Уильяма Бакленда и Роберта Джеймсона, интерпретировала работу Кювье по-другому. Кювье написал введение к сборнику своих статей об ископаемых четвероногих, в котором обсуждал свои идеи о катастрофическом вымирании. Джеймсон перевел введение Кювье на английский язык и опубликовал его под названием «Теория Земли» . Он добавил к переводу обширные редакционные примечания, явно связывая последнюю революцию Кювье с библейским потопом. Полученное эссе имело огромное влияние в англоязычном мире. [6] Большую часть своей ранней карьеры Бакленд посвятил попыткам продемонстрировать реальность библейского потопа, используя геологические доказательства. Он часто цитировал работу Кювье, хотя Кювье предлагал наводнение ограниченной географической протяженности и продолжительности, тогда как Бакленд, чтобы соответствовать библейскому повествованию, выступал за всеобщее наводнение кратковременной продолжительности. [7] В конце концов, Бакленд отказался от геологии наводнений в пользу теории оледенения , которую отстаивал Луи Агассис , после посещения Альп, где Агассис продемонстрировал последствия оледенения на собственном опыте. В результате влияния Джеймсона, Бакленда и других сторонников естественного богословия дебаты о катастрофизме в XIX веке приобрели в Британии гораздо более сильный религиозный подтекст, чем где-либо еще в Европе. [8]

униформизма геологии Рост в

Униформистские объяснения образования осадочных пород и понимание огромного интервала геологического времени , или, как стала называться концепция глубокого времени , были найдены в трудах Джеймса Хаттона , иногда называемого отцом геологии, в конце 18 век. Геолог Чарльз Лайель опирался на идеи Хаттона в первой половине XIX века и собрал наблюдения в поддержку униформистской идеи о том, что особенности Земли были сформированы теми же геологическими процессами, которые можно наблюдать в настоящее время, действующими постепенно в течение огромного периода времени. . Лайель представил свои идеи во влиятельном трехтомном труде « Принципы геологии» , опубликованном в 1830-х годах, который бросил вызов теориям о геологических катаклизмах, предложенным сторонниками катастрофизма, такими как Кювье и Бакленд. [9] Одно из ключевых различий между катастрофизмом и униформизмом заключается в том, что униформизм учитывает существование обширных временных рамок, тогда как катастрофизм этого не делает. Сегодня большинство геологов сочетают катастрофистскую и униформистскую точки зрения, принимая во внимание, что история Земли — это медленная, постепенная история, перемежающаяся случайными природными катастрофическими событиями, которые повлияли на Землю и ее жителей. [10]

Примерно с 1850 по 1980 год большинство геологов поддерживали униформизм («Настоящее — ключ к прошлому») и градуализм ( геологические изменения происходят медленно в течение длительных периодов времени ) и отвергали идею о том, что катастрофические события, такие как землетрясения , извержения вулканов или наводнения значительно большей мощности, чем наблюдаемые в настоящее время, сыграли сколько-нибудь существенную роль в формировании земной поверхности. Вместо этого они считали, что Земля сформировалась в результате долгосрочного действия таких сил, как вулканизм, землетрясения, эрозия и седиментация, действие которых можно наблюдать и сегодня. Отчасти неприятие геологов было вызвано их впечатлением о том, что катастрофисты начала девятнадцатого века верили, что Бог непосредственно участвовал в определении истории Земли. Некоторые теории катастрофизма в девятнадцатом и начале двадцатого веков были связаны с религией , и катастрофическое происхождение иногда считалось чудесным, а не естественным событием. [11]

Рост униформизма очень затруднил внедрение новой теории катастроф. В 1923 году Дж. Харлен Бретц опубликовал статью о канализированных чешуйках, образованных ледниковым озером Миссула в штате Вашингтон, США. Бретц столкнулся с сопротивлением своим теориям со стороны геологического истеблишмента того времени, положив начало ожесточенным 40-летним дебатам. Наконец, в 1979 году Бретц получил медаль Пенроуза ; Геологического общества Америки . высшая награда [12]

Взгляды Иммануила Великовского [ править ]

В 1950-х годах Иммануил Великовский пропагандировал катастрофизм в нескольких популярных книгах. Он предположил, что планета Венера - это бывшая « комета », которая была выброшена из Юпитера , а затем 3500 лет назад совершила два катастрофических близких пролета мимо Земли с интервалом в 52 года, а затем взаимодействовала с Марсом, который затем совершил серию близких столкновений с Землей. который закончился в 687 году до нашей эры, прежде чем перейти на свою нынешнюю орбиту . Великовский использовал это, чтобы объяснить библейские эпидемии в Египте , библейскую ссылку на «Солнце, стоящее на месте» в течение дня (Иисус Навин 10:12 и 13, объясненные изменениями во вращении Земли) и затопление Атлантиды . Ученые решительно отвергли догадки Великовского. [13]

Текущее приложение [ править ]

Неокатастрофизм - это объяснение внезапных вымираний в палеонтологических летописях событиями высокой магнитуды и низкой частоты (такими как удары астероидов, извержения супервулканов, гамма-всплески сверхновых и т. д.), в отличие от более распространенной геоморфологической мысли, которая подчеркивает низкую магнитуду. , высокочастотные события. [14]

Луиса Альвареса о события Гипотеза воздействии

В 1980 году Уолтер и Луис Альварес опубликовали статью, в которой предположили, что астероид длиной 10 километров (6,2 мили) столкнулся с Землей 66 миллионов лет назад в конце мелового периода. В результате удара было уничтожено около 70% всех видов, включая нептичьих динозавров , оставив после себя границу мела и палеогена (граница K – T). был обнаружен потенциальный кратер длиной 180 километров (110 миль), обозначающий место удара В 1990 году в Чиксулубе на полуострове Юкатан в Мексике . Эти события вызвали широкое признание научно обоснованного катастрофизма в отношении некоторых событий далекого прошлого.

С тех пор дебаты о вымирании динозавров и других событиях массового вымирания сосредоточились на том, был ли механизм вымирания ударом астероида, широкомасштабным вулканизмом (который произошел примерно в то же время) или каким-то другим механизмом или комбинацией. Большинство предложенных механизмов имеют катастрофический характер.

Наблюдения за столкновением кометы Шумейкера-Леви 9 с Юпитером показали, что катастрофические события происходят как естественные события.

Формирование Луны [ править ]

Земли Современные теории также предполагают, что аномально большая луна образовалась в результате катастрофы. В статье, опубликованной в журнале «Икар» в 1975 году, Уильям К. Хартманн и Дональд Р. Дэвис предположили, что катастрофическое столкновение большого планетезималя на раннем этапе формирования Земли примерно 4,5 миллиарда лет назад привело к выбросу каменных обломков, переплавке Земли и образованию Луны . что объясняет меньшую плотность Луны и отсутствие железного ядра . [15] Теория воздействия действительно имеет некоторые недостатки; некоторые компьютерные симуляции показывают образование кольца или нескольких лун после удара, а элементы на Земле и Луне не совсем одинаковы. [16] [17] [18]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Терни, CSM; Браун, Х. (2007). «Катастрофическое повышение уровня моря в раннем голоцене, миграция людей и переход к неолиту в Европе». Четвертичные научные обзоры . 26 (17–18): 2036–2041. Бибкод : 2007QSRv...26.2036T . doi : 10.1016/j.quascirev.2007.07.003 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макгоуэн, 2001 г. , стр. 3–6.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудвик 1972 , стр. 133–134.
  4. ^ Король 1877 , с. 450
  5. ^ Рудвик 1972 , с. 131
  6. ^ Рудвик 1972 , стр. 133–135.
  7. ^ Рудвик 1972 , с. 135
  8. ^ Рудвик 1972 , стр. 136–138.
  9. ^ Рудвик 1972 , стр. 174–175.
  10. ^ «Униформизм» . Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). Издательство Колумбийского университета . 2007. Архивировано из оригинала 24 июня 2006 г.
  11. ^ Рудвик 1972 , стр. 174–179.
  12. ^ Медаль Пенроуза 1979 года Дж. Харлену Бретцу, Геологическое общество Америки.
  13. ^ Кристек, Ли. «Венера в угловом кармане: спорные теории Иммануила Великовского» . Музей неестественных тайн . Проверено 14 декабря 2007 г.
  14. ^ Гуди, А. Энциклопедия геоморфологии . п. 709.
  15. ^ Бельбруно-младший; Готт III, Дж. Ричард (2005). «Откуда взялась Луна?». Астрономический журнал . 129 (3): 1724–1745. arXiv : astro-ph/0405372 . Бибкод : 2005AJ....129.1724B . дои : 10.1086/427539 . S2CID   12983980 .
  16. ^ «Лунная походка» (PDF) . Геологическое общество Лондона . Сентябрь 2009 года . Проверено 1 марта 2010 г.
  17. ^ Биндер, AB (1974). «О происхождении Луны путем вращательного деления». Луна . 11 (2): 53–76. Бибкод : 1974Луна...11...53Б . дои : 10.1007/BF01877794 . S2CID   122622374 .
  18. ^ Стивенсон, ди-джей (1987). «Происхождение Луны – гипотеза столкновения». Ежегодный обзор наук о Земле и планетах . 15 : 271–315. Бибкод : 1987AREPS..15..271S . дои : 10.1146/annurev.ea.15.050187.001415 .

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Левин, Р.; Сложность , Дент, Лондон, 1993, с. 75
  • Палмер, Т.; Катастрофизм, неокатастрофизм и эволюция . Общество междисциплинарных исследований совместно с Университетом Ноттингем Трент, 1994 г., ISBN   0-9514307-1-8 (СИС) ISBN   0-905488-20-2 (Университет Ноттингем Трент)

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fad3a81a30ae18d3cc59858a0901bfc3__1710772380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/c3/fad3a81a30ae18d3cc59858a0901bfc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catastrophism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)