Иммануил Великовский
Иммануил Великовский | |
---|---|
![]() Иммануил Великовский на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки 1974 года в Сан-Франциско. | |
Рожденный | |
Умер | 17 ноября 1979 г. Принстон, Нью-Джерси , США | (84 года)
Альма-матер | Московский Государственный Университет |
Immanuel Velikovsky ( / ˌ v ɛ l i ˈ k ɒ f s k i / ; Russian: Иммануи́л Велико́вский , IPA: [ɪmənʊˈil vʲɪlʲɪˈkofskʲɪj] ; 10 июня [ OS 29 мая] 1895 — 17 ноября 1979) — русско-американский психоаналитик , писатель и катастрофист . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он является автором нескольких книг, предлагающих псевдоисторические интерпретации древней истории , в том числе американского бестселлера «Миры в столкновении», опубликованного в 1950 году. [ 4 ] Работу Великовского часто называют каноническим примером лженауки и используют в качестве примера проблемы демаркации . [ 5 ]
В его книгах используется сравнительная мифология и древние литературные источники (включая Ветхий Завет ), чтобы доказать, что Земля пострадала от катастрофических тесных контактов с другими планетами (главным образом Венерой и Марсом ) в древней истории. Помещая Великовского среди катастрофистов , включая Ганса Беллами , Игнатиуса Доннелли и Иоганна Готлиба Радлофа , [ 6 ] британские астрономы Виктор Клуб и Билл Нэпьер отметили: «...Великовский не столько первый из новых катастрофистов...; он последний в ряду традиционных катастрофистов, восходящих к средневековым временам и, вероятно, более ранним». [ 7 ] Великовский утверждал, что электромагнитные эффекты играют важную роль в небесной механике . Он также предложил пересмотренную хронологию древнего Египта , Греции , Израиля и других культур древнего Ближнего Востока . Пересмотренная хронология была направлена на объяснение так называемого « темного века » восточного Средиземноморья ( ок. 1100–750 гг. до н.э.) и согласование библейских свидетельств с общепринятой археологией и египетской хронологией .
В целом теории Великовского были проигнорированы или решительно отвергнуты академическим сообществом. [ 8 ] Тем не менее, его книги часто хорошо продавались и получали восторженную поддержку в светских кругах, часто подпитываемую заявлениями о несправедливом обращении с Великовским со стороны ортодоксальных научных кругов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Споры вокруг его работ и их восприятия часто называют «делом Великовского». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Детство и раннее образование
[ редактировать ]Иммануил Великовский родился в 1895 году в зажиточной еврейской семье в Витебске ( Российской империи ныне в Белоруссии ). Сын Шимона (Симона Иехиэля) Великовского (1859–1937) и Бейлы Гроденской, он в детстве выучил несколько языков и был отправлен учиться в гимназию Медведникова в Москве , где он хорошо успевал по русскому языку и математике. Он получил высшее образование с золотой медалью в 1913 году. Затем Великовский путешествовал по Европе и посетил Палестину, а затем некоторое время изучал медицину в Монпелье во Франции и прошел курсы домедицинской подготовки в Эдинбургском университете . Он вернулся в Россию до начала Первой мировой войны, поступил в Московский университет и в 1921 году получил степень доктора медицины.
Редакционная работа и брак
[ редактировать ]Получив медицинскую степень, Великовский уехал из России в Берлин. При финансовой поддержке отца Великовский отредактировал и опубликовал два тома научных трудов, переведенных на иврит. Тома назывались Scripta Universitatis Atque Bibliothecae Hierosolymitanarum («Сочинения Иерусалимского университета и библиотеки»). Он поручил Альберту Эйнштейну подготовить книгу по математике и физике. [ 16 ]
В 1923 году Великовский женился на Элишевой Крамер, молодой скрипачке.
Карьера психиатра
[ редактировать ]Великовский жил на территории тогдашней Палестины под британским мандатом с 1924 по 1939 год, практикуя медицину в области общей практики , психиатрии и психоанализа , которые он изучал у ученика Зигмунда Фрейда Вильгельма Штекеля в Вене. За это время им было опубликовано около дюжины статей в медицинских и психоаналитических журналах. Фрейда» Он также был опубликован в «Имаго , включая ранний анализ собственных снов Фрейда. [ 17 ]
Эмиграция в США и карьера писателя
[ редактировать ]В 1939 году, когда надвигалась перспектива войны, Великовский отправился со своей семьей в Нью-Йорк, намереваясь провести годичный творческий отпуск, исследуя свою книгу «Эдип и Эхнатон». Книга была вдохновлена книгой Фрейда «Моисей и монотеизм» и исследовала возможность того, что фараон Эхнатон был легендарным Эдипом . Фрейд утверждал, что Эхнатон, предположительно монотеистический египетский фараон, был источником религиозных принципов, которым Моисей учил народ Израиля в пустыне. Утверждение Фрейда (и других до него) было частично основано на сходстве Псалма 104 в Библии с Великим Гимном Атону , египетским гимном, обнаруженным на стене гробницы придворного Эхнатона Ай в городе Эхнатона. из Ахетатона . Чтобы опровергнуть утверждение Фрейда и доказать Исход как таковой, Великовский искал доказательства Исхода в египетских документах. Одним из таких документов был Папирус Ипувера , в котором, по его мнению, сообщалось о событиях, похожих на некоторые библейские казни. Поскольку традиционная египтология датирует папирус Ипувера намного раньше, чем библейская дата Исхода ( в. 1500—1450 гг. до н. э.) или даты Исхода, принятой многими из тех, кто принимал общепринятую хронологию Египта ( ок. 1250 г. до н. э. ), Великовскому пришлось пересмотреть общепринятую хронологию.
Через несколько недель после его прибытия в Соединенные Штаты началась Вторая мировая война. Отойдя от своего первоначального книжного проекта, Великовский начал развивать радикальную катастроф космологию и теории пересмотренной хронологии, благодаря которым он стал известен. До конца Второй мировой войны, теперь уже будучи постоянным жителем Нью-Йорка, он продолжал исследовать и писать о своих идеях, ища способы распространения их среди научных кругов и общественности. он частным образом опубликовал две небольшие брошюры Scripta Academica, В 1945 году обобщающие его теории ( «Тезисы по реконструкции древней истории» и «Космос без гравитации »). В 1947 году он разослал копии последней академическим библиотекам и ученым, в том числе гарвардскому астроному Харлоу Шепли .
В 1950 году, после того как восемь издательств отвергли рукопись «Миры в столкновении» , [ 18 ] в конце концов он был опубликован издательством Macmillan , которое имело большое присутствие на рынке академических учебников. Еще до своего появления книга была окутана яростной полемикой, когда журнал Harper's Magazine опубликовал о ней весьма положительную статью, как и Reader's Digest , с тем, что сегодня назвали бы креационистским уклоном. Это привлекло внимание Шепли, который выступил против публикации работы, поскольку был ознакомлен с утверждениями Великовского из брошюры, которую Великовский дал ему. Шепли пригрозил организовать бойкот учебников «Макмиллана» за публикацию « Миров в столкновении» , и в течение двух месяцев книга была передана в Doubleday . К тому времени это был бестселлер в Соединенных Штатах. В 1952 году Doubleday опубликовал первую часть пересмотренной хронологии Великовского « Века в хаосе» , за которой в 1955 году последовала « Земля в перевороте » (геологическая книга). В ноябре 1952 года Великовский переехал из Манхэттена в Принстон, штат Нью-Джерси.
На протяжении большей части 1950-х и начала 1960-х Великовский был персоной нон грата в колледжах и университетах. По истечении этого периода он стал получать больше просьб выступить. Он читал лекции, часто собирая огромное количество людей, в университетах Северной Америки . В 1972 году Канадская радиовещательная корпорация показала часовой телевизионный специальный выпуск, посвященный Великовскому и его работам, а в 1973 году за ним последовал тридцатиминутный документальный фильм BBC .
В течение оставшейся части 1970-х Великовский посвятил много своего времени и энергии опровержению своих критиков в академических кругах и продолжал совершать поездки по Северной Америке и Европе, читая лекции о своих идеях. К тому времени у пожилого Великовского был диабет и периодическая депрессия , которая, по словам его дочери, могла усугубляться продолжающимся неприятием его работы научным сообществом. [ 19 ] [ нужен сторонний источник ] Он умер в 1979 году.
Посмертное управление литературным наследием
[ редактировать ]На протяжении многих лет имением Великовского управляли две его дочери, Шуламит Великовский Коган (1925 г.р.) и Рут Рухама Великовский Шарон (1926 г.р.), [ 20 ] который вообще сопротивлялся публикации каких-либо дальнейших материалов. [ нужна ссылка ] (Исключения составляют биография ABA — Слава и муки: Жизнь доктора Иммануила Великовского , вышедшая в 1995 году и встреченная довольно сомнительными рецензиями; [ 21 ] [ 22 ] [ ненадежный источник? ] [ 23 ] и перевод на иврит другого тома «Века в хаосе », «Темный век Греции» , который был опубликован в Израиле.) Том дискуссий и переписки Великовского с Альбертом Эйнштейном появился на иврите в Израиле, переведенный и отредактированный его дочерью Шуламит Великовский Коган. В конце 1990-х годов большая часть неопубликованных рукописей книг, очерков и переписки Великовского стала доступна на сайте Великовского архива. [ 24 ] В 2005 году дочь Великовского Рут Шэрон передала весь его архив библиотеке Принстонского университета . [ 25 ]
Идеи
[ редактировать ]В 1920-е и 1930-е годы Великовский публиковал свои концепции в медицинских и психоаналитических журналах. [ 26 ] Однако наиболее известен он благодаря исследованиям, проведенным в 1940-х годах, когда он жил в Нью-Йорке. Его основные идеи в этой области были резюмированы в письменных показаниях от ноября 1942 г. [ 27 ] и две частные опубликованные Scripta Academica брошюры : «Тезисы по реконструкции древней истории» (1945 г.) и «Космос без гравитации» (1946 г.). [ 28 ]
Вместо того, чтобы полностью отвергнуть его идеи из-за потенциальных недостатков в какой-либо одной области, Великовский решил опубликовать их в виде серии томов книг, ориентированных на непрофессиональную аудиторию, в которых отдельно рассматриваются его предложения по древней истории и области, более актуальные для физические науки. Великовский был страстным сионистом , [ 29 ] [ 30 ] и это действительно определило фокус его работы, хотя ее масштабы были значительно более обширными. Можно сказать, что весь объем работы возник в результате попытки решить следующую проблему: Великовскому казалось, что в письменных или археологических записях отсутствует недостаточная корреляция между библейской историей и тем, что было известно об истории местности, в частности , Египет. [ 31 ]
Великовский искал общие упоминания о событиях в литературных записях и в папирусе Ипувера, по его мнению, нашел современное египетское описание египетских казней . Более того, он интерпретировал оба сообщения как описания великой природной катастрофы. Великовский попытался исследовать физическую причину этих событий и экстраполировал историю вперед и назад с этой точки, перекрестно сравнивая письменные и мифические записи культур на всех обитаемых континентах, используя их для попытки синхронизировать исторические записи, давая то, что он считал Это будут дальнейшие периодические природные катастрофы, которые могут иметь глобальные масштабы. [ нужна ссылка ]
Он пришел к ряду радикальных междисциплинарных идей, которые можно резюмировать следующим образом: [ нужна ссылка ]
- Планета Земля подвергалась природным катастрофам глобального масштаба как до, так и во время письменной истории человечества.
- Свидетельства этих катастроф есть в геологических записях (здесь Великовский отстаивал идеи катастрофистов в отличие от преобладающих униформистских представлений) и археологических данных. Вымирание многих видов произошло катастрофически, а не постепенным дарвиновским путем.
- Катастрофы, произошедшие на памяти человечества, зафиксированы в мифах, легендах и письменной истории всех древних культур и цивилизаций. Великовский указал на предполагаемое совпадение в описаниях многих культур и предположил, что они относятся к одним и тем же реальным событиям. Например, воспоминания о потопе записаны в еврейской Библии, в греческой легенде о Девкалионе и в Ману индийской легенде о . Великовский выдвинул психоаналитическую идею «культурной амнезии» как механизма, посредством которого эти буквальные записи стали рассматриваться как простые мифы и легенды.
- Причинами этих природных катастроф были тесные столкновения Земли с другими телами Солнечной системы — не в последнюю очередь с теми, которые сейчас являются планетами Сатурн, Юпитер, Венера и Марс, причем эти тела двигались по разным орбитам на человеческой памяти.
- Чтобы объяснить тот факт, что эти изменения конфигурации Солнечной системы нарушают несколько хорошо понятных законов физики, Великовский придумал роль электромагнитных сил в противодействии гравитации и орбитальной механике .
Некоторые из конкретных постулируемых Великовским катастроф включали: [ нужна ссылка ]
- Предварительное предположение, что Земля когда-то была спутником тела «прото- Сатурна », до своей нынешней солнечной орбиты.
- Что Потоп (Ноев Потоп) был вызван тем, что прото-Сатурн вошел в состояние новой звезды и выбросил большую часть своей массы в космос.
- Высказано предположение, что планета Меркурий была причастна к катастрофе Вавилонской башни .
- Юпитер был главной движущей силой катастрофы, которая привела к разрушению Содома и Гоморры .
- Периодические тесные контакты с « кометой Венерой » (которая была выброшена из Юпитера) вызвали события Исхода ( ок. 1500 г. до н. э. ) и Иисуса Навина (Иисус Навин 10: 12–13). последующий инцидент с «остановкой солнца»
- Периодические тесные контакты с Марсом вызывали хаос в VIII и VII веках до нашей эры.
Как отмечалось выше, Великовский задумал широко распространить этот материал к началу 1940-х годов. Однако при жизни, продолжая исследовать, расширять и читать лекции по деталям своих идей, он опубликовал для публики лишь избранные части своей работы в виде книги: [ нужна ссылка ]
- «Миры в столкновении» (1950) обсуждали литературные и мифические записи катастроф «Венеры» и «Марса».
- Части его «Пересмотренной хронологии» были опубликованы в книгах «Века в хаосе» (1952), моря» (1977) и Рамсес II и его время» ). « 1978 « Народы ( для греческого мифического персонажа Эдипа .)
- Книга «Земля в перевороте» (1955) посвящена геологическим свидетельствам глобальных природных катастроф.
Идеи Великовского о его более ранних событиях Сатурна/Меркурия/Юпитера никогда не публиковались, а имеющиеся архивные рукописи гораздо менее развиты. [ нужна ссылка ]
Из всех направлений своих работ Великовский меньше всего публиковал информацию о своей вере в то, что электромагнетизм играет роль в орбитальной механике. Хотя он, похоже, отступил от положений своей монографии « Космос без гравитации» такого отступления не наблюдается 1946 года, в «Звездочетах» и «Могильщиках» . [ 32 ] «Космос без гравитации» , который Великовский разместил в университетских библиотеках и разослал учёным, является вероятным катализатором враждебной реакции астрономов и физиков на его более поздние заявления об астрономии. [ 33 ] Однако другие великовские энтузиасты, такие как Ральф Юргенс (декабрь), Эрл Милтон (декабрь), Уол Торнхилл и Дональд Э. Скотт, утверждали, что звезды питаются не внутренним ядерным синтезом, а электрическими разрядными токами галактического масштаба. Подобные идеи не находят поддержки в традиционной литературе и отвергаются как лженаука . научным сообществом [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Пересмотренная хронология
[ редактировать ]Великовский утверждал, что традиционная хронология Ближнего Востока и классического мира, основанная на египетских сотических датировках и списках царей Манефона , полностью ошибочна. Это было причиной очевидного отсутствия корреляции между библейскими повествованиями и повествованиями соседних культур, а также причиной загадочных « темных веков » в Греции и других странах. Великовский перенес несколько хронологий и династий из египетского Древнего царства в времена Птолемея на столетия (схема, которую он назвал « Пересмотренной хронологией» ), поместив «Исход» современником падения Среднего царства Египта . Он предложил множество других синхронизмов, относящихся ко временам Александра Великого . Он утверждал, что они устраняют призрачные «темные века» и подтверждают библейские повествования об истории, а также те, которые записаны Геродотом .
Эти идеи были впервые кратко изложены в его «Тезисах по реконструкции древней истории» , но «Века в хаосе» были его первой полноценной работой на эту тему. За этим последовали «Эдип и Эхнатон» , «Народы моря» и «Рамзес II и его время» , а также еще две работы, которые не были опубликованы на момент его смерти, но теперь доступны в Интернете в Великовском архиве: «Ассирийское завоевание » и «Темные века». Греции .
Хотя эти идеи отвергаются основными историками, эти идеи были развиты другими историками, такими как Дэвид Рол и Питер Джеймс , которые также попытались создать собственную пересмотренную хронологию.
Прием
[ редактировать ]Великовщина
[ редактировать ]
Великовский вдохновил многочисленных последователей в 1960-х и 1970-х годах. Альфред де Грация посвятил Великовскому выпуск своего журнала American Behavioral Scientist за 1963 год, который был опубликован в расширенной версии в виде книги « Дело Великовского — сциентизм против науки » в 1966 году. The Skeptical Inquirer в рецензии на более позднюю книгу де Грации «Космические еретики» (1984) предполагает, что усилия де Грации могут быть ответственны за сохраняющуюся известность Великовского в 1970-е годы. [ 37 ]
Общество междисциплинарных исследований (SIS) было «сформировано в 1974 году в ответ на растущий интерес к работам современных катастрофистов, особенно к весьма противоречивому доктору Иммануилу Великовскому». Институт изучения междисциплинарных наук (ISIS) — это дочерняя компания SIS, основанная в 1985 году под руководством Дэвида Рола , который пришел отвергнуть «Пересмотренную хронологию» Великовского в пользу своей собственной « Новой хронологии ».
Кронос: Журнал междисциплинарного синтеза был основан в 1975 году специально «для изучения работ Великовского». С 1972 по 1975 год вышло десять выпусков журнала Pensée: «Пересмотренный Иммануил Великовский» . Споры вокруг Великовского достигли пика в середине 1970-х годов, а общественный интерес снизился в 1980-х годах, и к 1984 году бывший великовский сторонник К. Лерой Элленбергер стал ярым критиком великовского катастрофизма. Некоторые великовские публикации и авторы, такие как Дэвид Тэлботт, остаются активными до 2000-х годов.
Критика
[ редактировать ]Идеи Великовского были отвергнуты ведущими научными кругами (часто громко), а его работа обычно считается ошибочной во всех ее подробных выводах. Более того, ученые рассматривают его неортодоксальную методологию (например, использование сравнительной мифологии для построения сценариев в небесной механике) как неприемлемый способ прийти к выводам. Стивен Джей Гулд [ 38 ] предложил краткий обзор основного ответа Великовскому, написав: «Великовский не чудак и не шарлатан - хотя, выражая мое мнение и цитируя одного из моих коллег, он, по крайней мере, великолепно ошибается ... Великовский восстановит науку о небесных явлениях. механика, чтобы сохранить буквальную точность древних легенд».
Самая продаваемая и, как следствие, наиболее критикуемая книга Великовского — «Миры в столкновении» . Астроном Харлоу Шепли , наряду с другими, такими как Сесилия Пейн-Гапошкин , резко критиковали решение Макмиллана опубликовать работу. Основная критика этой книги со стороны астрономического сообщества заключалась в том, что ее небесная механика физически невозможна и требует планетарных орбит, которые не соответствуют законам сохранения энергии и сохранения углового момента . [ нужна ссылка ]
Великовский рассказывает в своей книге «Звездочеты и могильщики», как он пытался защитить себя от критики своей небесной механики, удалив оригинальное приложение по этому вопросу из « Миров в столкновении» , надеясь, что достоинства его идей будут оценены на основе его сравнительной мифологии. и использование только литературных источников. Однако эта стратегия его не защитила: приложение представляло собой расширенную версию монографии «Космос без гравитации» , которую он уже разослал Шепли и другим в конце 1940-х годов, и они сочли содержащуюся в ней физику абсурдной. [ нужна ссылка ]
К 1974 году споры вокруг работы Великовского проникли в американское общество до такой степени, что Американская ассоциация содействия развитию науки почувствовала себя обязанной разобраться в ситуации, как они это сделали ранее в отношении НЛО , и посвятила Великовскому научную сессию с участием ( среди прочих) сам Великовский и профессор Карл Саган . Саган дал критику идей Великовского (книжная версия критики Сагана гораздо длиннее, чем представленная в докладе; см. ниже ). Его критика доступна в журнале «Учёные противостоят Великовскому». [ 39 ] и как исправленная и переработанная версия в книге « Мозг Брока: размышления о романтике науки» . [ 40 ]
Лишь в 1980-х годах была сделана очень подробная критика « Миров в столкновении» с точки зрения использования мифических и литературных источников, когда Боб Форрест опубликовал их весьма критическое исследование (см. Ниже ). Ранее в 1974 году Джеймс Фиттон опубликовал краткую критику интерпретации мифа Великовским (проигнорированную Великовским и его защитниками), обвинение которой начиналось так: «По крайней мере, по трем важным причинам использование Великовским мифологии необоснованно. все мифы имеют самостоятельную ценность; второе — это тенденция рассматривать только тот материал, который соответствует его тезису, а третье — его весьма бессистемный метод». [ 41 ] Краткий анализ положения аргументов в конце 20-го века дан бывшим соратником доктора Великовского и «Кронос» редактором журнала К. Лероем Элленбергером в его «Уроке Великовского» . [ 42 ]
Совсем недавно отсутствие подтверждающего материала в исследованиях ледяных кернов (таких как керны Greenland Dye-3 и Vostok ) устранило любые основания для предположения о глобальной катастрофе предполагаемого размера в период позднего голоцена . Тем не менее, эксперт по древесным кольцам Майк Бэйли отдал должное Великовскому после того, как он отверг невозможные аспекты « Миров в столкновении »: «Однако я не мог бы не согласиться со всеми аспектами работы Великовского. Великовский почти наверняка был прав в своем утверждении, что древние тексты содержат подсказки. к катастрофическим событиям сравнительно недавнего прошлого, на протяжении существования человеческой цивилизации, которые связаны с воздействием комет, метеоритов и кометной пыли... Но принципиально Великовский ничего не понимал в кометы... Он не знал об опасности, которую представляют сравнительно небольшие объекты... Эта неспособность признать силу комет и астероидов означает, что разумно вернуться к Великовскому и удалить весь физически невозможный текст о Венере и Марсе проходя близко к Земле... Другими словами, мы можем перейти к его основному тезису, который заключается в том, что Земля испытала драматические события со стороны небесных тел особенно во втором тысячелетии до нашей эры». [ 43 ]
Пересмотренная хронология Великовского была отвергнута почти всеми ведущими историками и египтологами . Утверждалось, начиная с первых рецензентов, что Великовский использует материал для доказательства часто очень избирательно. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] В 1965 году ведущий клинописец Абрахам Сакс на форуме в Университете Брауна дискредитировал использование Великовским месопотамских клинописных источников. [ 47 ] Великовский так и не смог опровергнуть нападки Сакса. [ 48 ] В 1978 году, после долго отложенной публикации дальнейших томов серии Великовского « Века в хаосе» , базирующееся в Соединенном Королевстве Общество междисциплинарных исследований организовало конференцию в Глазго специально для обсуждения пересмотренной хронологии. [ 49 ] Окончательный вывод этой работы, сделанный такими учеными, как Питер Джеймс , Джон Бимсон, Джеффри Гаммонн и Дэвид Рол , заключался в том, что пересмотренная хронология несостоятельна. [ 50 ] SIS продолжает публиковать обновленную информацию об этой продолжающейся дискуссии, в частности работы историка Эммета Суини.
Хотя Джеймс хвалит Великовского за то, что он «указал путь к решению, бросив вызов египетской хронологии», он резко раскритиковал содержание хронологии Великовского как «катастрофически экстремальное», создав «ряд новых проблем, гораздо более серьезных, чем те, которые он надеялся решить». решить» и утверждая, что «Великовский мало что понимал в археологии и ничего в стратиграфии». [ 51 ]
Бауэр обвиняет Великовского в догматическом утверждении интерпретаций, которые в лучшем случае возможны, и приводит несколько примеров из «Веков в хаосе» . [ 52 ]
«Дело Великовского»
[ редактировать ]Враждебность, направленная против Великовского с некоторых сторон (особенно первоначальная кампания, возглавляемая Харлоу Шепли ), была настолько велика, что некоторые комментаторы провели анализ самого конфликта. Среди них было исследование журнала American Behavioral Scientist , которое в конечном итоге было опубликовано в виде книги под названием «Дело Великовского — сциентизм против науки». [ 53 ] Это сформировало дискуссию с точки зрения того, как академические дисциплины реагировали на идеи работников, не входящих в их область, утверждая, что существует академическое неприятие разрешения людям пересекать междисциплинарные границы. Совсем недавно Джеймс Гилберт, профессор истории в Университете Мэриленда, бросил вызов этой традиционной версии, опубликовав отчет, в котором основное внимание уделялось интеллектуальному соперничеству между союзником Великовского Горацием Калленом и Харлоу Шепли . [ 54 ] Ранее Генри Бауэр оспорил мнение о том, что «Дело Великовского» иллюстрирует сопротивление ученых новым идеям, указав, что «природа и обоснованность утверждений Великовского должны быть рассмотрены, прежде чем решить, что «Дело Великовского» может пролить свет на восприятие новых идей в науке. .." [ 55 ] и на том же основании Кейт Диксон утверждал, что трактовка этого случая социологами является примером более широкой нездоровой тенденции в социологии объяснять все мнения как идеологически мотивированные без учета их возможной рациональной основы. [ 56 ]
Научная пресса в целом лишила Великовского возможности опровергнуть его критику. Великовский утверждал, что это сделало его «подавленным гением», и сравнил себя с монахом-еретиком XVI века Джордано Бруно , который был сожжен на костре за свои убеждения. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Споры, вызванные публикациями Великовского, возможно, помогли возродить катастрофистское движение во второй половине 20 века; однако некоторые специалисты в этой области также считают, что прогресс фактически был замедлен негативными аспектами так называемого «дела Великовского». [ 60 ] [ 61 ]
Работает
[ редактировать ]Заголовок | Год | Издатель | ISBN | Примечания |
---|---|---|---|---|
Миры в столкновении | 1950 | Макмиллан | 978-1-906833-11-4 | оригинальное издание |
1950 | Даблдэй | 978-1-906833-11-4 | передан новому издателю | |
2009 | Парадигма | 978-1-906833-11-4 | переиздан | |
Возраст в хаосе : От Исхода до царя Эхнатона |
1952 | Даблдэй | 978-1-906833-13-8 | первое издание |
2009 | Парадигма | 978-1-906833-51-0 | переиздан | |
Земля в перевороте | 1955 | Даблдэй | 978-1-906833-12-1 | первое издание |
2009 | Парадигма | 978-1-906833-52-7 | переиздан | |
Эдип и Эхнатон | 1960 | Даблдэй | 978-1-906833-18-3 | первое издание |
2018 | Парадигма | 978-1-906833-58-9 | переиздан | |
Народы моря ( Века в хаосе ) |
1977 | Даблдэй | 978-1-906833-15-2 | первое издание |
2011 | Парадигма | 978-1-906833-55-8 | переиздан | |
Рамзес II и его время ( Века в хаосе ) |
1978 | Даблдэй | 978-1-906833-14-5 | первое издание |
2010 | Парадигма | 978-1-906833-54-1 | переиздан | |
Человечество в амнезии | 1982 | Даблдэй | 978-1-906833-16-9 | первое издание |
2010 | Парадигма | 978-1-906833-56-5 | переиздан | |
Звездочеты и могильщики | 1983 | Уильям Морроу | 978-1-906833-17-6 | первое издание |
2012 | Парадигма | 978-1-906833-57-2 | переиздан | |
В начале | 2020 | Парадигма | 978-1-906833-50-3 | также имеется в архиве Великовского |
Темный век Греции ( Века в хаосе ) |
2023 | Парадигма | 978-1-906833-59-6 | также имеется в архиве Великовского |
Ассирийское завоевание ( Века в хаосе ) |
посмертный | неопубликованный | рукопись | имеется в архиве Великовского |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Иммануил Великовский в Британской энциклопедии
- ^ Гудман, Джордж (18 ноября 1979 г.). «Иммануил Великовский, написавший «Столкновение миров», умер в 84 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бадер, Кристофер Д. (1 августа 2014 г.). «Псевдонаучные войны: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала» . Нова Религио . 18 (1): 123–125. дои : 10.1525/номер.2014.18.1.123 .
- ^ «Доктор Иммануил Великовский — учёный» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. (цитата по сайту Рут Великовски Шэрон).
- ^ Гордин, Майкл Д. (2012). Войны лженауки: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала . Чикаго, Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-30442-7 .
- ^ «Иоганн Готлиб Радлоф — Великовская энциклопедия» . Великовский.инфо . Проверено 3 июня 2010 г.
- ^ Клуб, СВМ и Билл Напье 1984. Великовчане в столкновении. Квадрант (Сидней). Январь-февраль, стр. 33–34; перепечатано в Kronos vol. IX, нет. 3, 1984. стр. 44–49.
- ^ Тревор Палмер, Опасная планета Земля: катастрофы и катастрофизм на протяжении веков , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-81928-8 . стр. 116–119.
- ^ Моррисон, Дэвид (2001). Великовскому пятьдесят лет: столкновение культур на задворках науки. Скептик , 9 (1), 62–76; перепечатано в книге Шермер, Майкл (редактор) (2002). Скептическая энциклопедия лженауки , Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 1-57607-653-9 . 473–488.
- ^ Коэн, Дэниел (1967). Мифы космической эры, Додд Мид. LCCN 67-25108. Глава. VIII, Иммануил Великовский — человек, бросивший вызов миру, стр. 172–94.
- ^ Гордон, Теодор Дж. (1966). Идеи в конфликте, St. Martin's Press. LCCN 66-23261. Глава. 2, Чудеса Исхода, стр. 18–48.
- ^ Ярмарка, Чарльз (1974). Новая чепуха: конец рационального консенсуса, Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21822-0 . Глава. viii, Говоря о летающих объектах..., стр. 139–86.
- ^ Бауэр, Генри Х. (1992). Дело Великовского Эон , 2 (6), 75–84. Homestead.com Эта статья, представляющая собой подробный обзор, впервые появилась в декабре 1988 года в журнале La Recherche, стр. 1448–55.
- ^ Бауэр, Генри Х. (1996). Великовский, Иммануил, у Гордона Штейна (редактор), Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN 1-57392-021-5 . стр. 781–788.
- ^ Гроув, JW (1989). В защиту науки: наука, технологии и политика в современном обществе, University of Toronto Press. ISBN 0-8020-2634-6 . Глава. 5, Псевдонаука, стр. 120–50; адаптировано из Grove, JW (1985). Рациональность под угрозой: наука против лженауки. Минерва , 23 (2), 216–40.
- ^ Карпель, Далия (2013). «Тель-Авивский психиатр, ставший культурным героем в Америке» . Гаарец .
- ^ Великовский, И. «Сны, которые видел Фрейд», Психоаналитический обзор, том. 28 стр. 487–511 (октябрь 1941 г.), Varchive.org.
- ^ Великовский, Иммануил (1983). Звездочеты и могильщики , Уильям Морроу и компания. ISBN 0-688-01545-X . стр. 63.
- ^ Шэрон, Рут Великовский: «Аба: слава и мучения. Жизнь доктора Иммануила Великовского» МакГроу Хилл, 1995
- ^ Дуэйн Ворхис, «Ранние годы: Часть вторая», Aeon III:1 (ноябрь 1992 г.). См. также веб-сайт Рут Великовски Шэрон , заархивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ворхис, Дуэйн (1996). Эон , 4 (2), 107–11.
- ^ Элленбергер, Лерой (1996). Журнал научных исследований , 10 (4), 561-9., UGA.edu
- ^ Мур, Брайан (1997). Обзор хронологии и катастрофизмов 1997 (2), 51.
- ^ Архив Иммануила Великовского.
- ↑ Библиотека Принстонского университета. Архивировано 12 мая 2006 г. в Wayback Machine. Текущий список (менее подробно): Документы Иммануила Великовского.
- ^ Список Varchive.org. см. на
- ^ Великовский, Иммануил (1942). Аффидевит от 23 ноября .
- ^ Собрано на Varchive.com.
- ↑ Великовский вел еженедельную политическую колонку под прозвищем «Обозреватель» в New York Post 25 ноября 1947 г. - 23 июня 1949 г., Varchive.org.
- ^ «Великовский и его герои», Сифф, М. Обзор Общества междисциплинарных исследований том. В, выпуск 4 (1984)
- ^ Ворхис, Дуэйн. (1990). «Еврейская наука» Иммануила Великовского: культура и биография как идеологические детерминанты. Диссертация, Государственный университет Боулинг-Грин.
- ^ Великовский, Иммануил 1983. Звездочеты и могильщики . Уильям Морроу и компания. ISBN 0-688-01545-X . Сноска, с. 165, указывает на отсутствие отступления и утверждает: «Гравитация — это электромагнитное явление».
- ^ Бауэр, Генри Х. 1984. За пределами Великовского: история общественной полемики . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-01104-X . стр. 233 .
- ^ Элленбергер, К. Лерой, 1985. сек. «Электрические звезды» в «Все еще сталкиваются со многими проблемами (Часть II)», Кронос X (3), стр. 15–23.
- ^ Томпсон, Тим 2001. «О гипотезе «Электрического Солнца»» . Томпсон — физик, вышедший на пенсию из Лаборатории реактивного движения.
- ^ Бриджмен, WT 2008. «Электрическое небо, короткое замыкание». Архивировано 19 сентября 2009 г. в Wayback Machine . Бриджмен — астрофизик в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд.
- ^ Бауэр, Генри Х. (1985), «Внутри дела Великовского» (PDF) , Skeptical Inquirer , 9 (3): 284–288.
- ^ Гулд, Стивен Джей , Великовский в столкновении
- ^ Саган, Карл (1977). Анализ столкновений миров , Голдсмит, Дональд (редактор) (1977). Ученые противостоят Великовскому . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-0961-6 . стр. 41–104.
- ↑ Вот пример переработки текста между 1977 и 1979 годами: «Моя собственная позиция состоит в том, что даже если двадцать процентов легендарных конкордансов, которые производит Великовский, реальны, есть что-то важное, что нужно объяснить... Аналогично, мы должны не удивляйтесь, если некоторые элементы нескольких легенд случайно совпадают. Но я не верю, что все согласования, которые выдвигает Великовский, могут быть объяснены таким образом» (1977, с. 48–50), по сравнению с «Моя собственная позиция состоит в том, что если даже 20 процентов легендарных конкордансов, которые создает Великовский, реальны, есть что-то важное, что нужно объяснить... Точно так же мы не должны удивляться, если несколько элементов немногие легенды случайно совпадают. Но я считаю, что все совпадения, которые производит Великовский, можно объяснить именно таким образом» (1979, с. 86–88).
- ^ Фиттон, Джеймс (1974). Великовский Мифисторик. Хирон , I (1 и 2), 29–36; выдержки на UGA.edu
- ^ Урок Великовского
- ^ Бэйли, Майк (1999). Исход к Артуру: катастрофические встречи с кометами , BT Batsford Ltd.; Лондон. ISBN 0-7134-8352-0 . Глава. 12, Возвращение к Великовскому, с. 166–180 (170–172).
- ^ Олбрайт, Уильям 1952. Рецензия на книгу New York Herald Tribune, 20 апреля. Пересказ древней истории Ближнего Востока. п. 6.
- ^ Кемпферт, Вальдемар , «Соломон, царица Савская и Египет Исхода» (аннотация с доступом подписчиков к полному PDF-файлу) , New York Times Book Review, стр. 23, 20 апреля 1952 г. Цифровая ссылка получена 18 июля 2015 г.
- ^ Штибинг-младший, Уильям Х. 1984. Космический катастрофизм, гл. III, в «Древних астронавтах», «Книгах Прометея о космических столкновениях». ISBN 0-87975-260-2 . стр. 57–80.
- ^ Стенограмма в Aeon 1992, Vol.3 No.1, стр. 103–5. Также «Выступление Авраама Сакса в Университете Брауна, 15 марта 1965 г.» ; предоставлено Лероем Элленбергером через abob.libs.uga.edu . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Элленбергер, Лерой 1992. Эон 3 (1), раздел «Золотое дно от Брауна» в «Об уроках, наследии и лакмусовых бумажках: Великовское попурри (Часть первая)», стр. 88–90. «Великовский столкнулся с группой из четырех профессоров [в Университете Брауна 15 марта 1965 года]: Леона Н. Купера (физика), Бруно Дж. Джилетти (геология), Чарльза Смайли (астрономия) и Абрахама Дж. Сакса (история математики) [ который заменял Отто Нойгебауэра ], модератором которого выступил Генри Кучера (лингвистика). В данном случае Великовский ловко обсудил первые три вопроса. Он был ошеломлен Саксом, чье выступление было одновременно риторическим и содержательным опровержением Великовского. Сакс выдвинул так много обвинений в своей филиппике , что я затрудняюсь ответить, но я приглашаю доктора Сакса провести завтра полтора часа на собрании [в Дайман-Хаусе], а также каждого из вас. и шаг за шагом каждое из его утверждений будет опровергнуто». К сожалению, на следующий день Сакс не явился, а Великовский даже не упомянул о Саксе [согласно магнитофонной записи заседания, находящейся в распоряжении Уорнер Б. Сайзмор , который одолжил его Элленбергеру 31 марта 1979 г.]. Любопытно, что досье Великовского о поездке Брауна содержит напечатанные опровержения всем участникам дискуссии, кроме Сакса, для которого существуют лишь частичные карандашные пометки - но позже в том же году Великовский ответит Ким Дж. Мастерс, второкурснице Принстона, в течение недели в The Daily. Принстонский институт (15 ноября 1965 г.) по поводу критики Эдипа и Эхнатона . Опровержение Великовского Мастерсу было резким и охватывало весь диапазон: от споров о деталях до ad hominems .
- ^ «Века в хаосе?» - Материалы конференции по выходным в жилых домах, Глазго, 7–9 апреля 1978 г.», Обзор Общества междисциплинарных исследований, том. VI, выпуск 1/2/3, 84 стр. (1982)
- ^ Бимсон, «В поисках границ хронологического пересмотра» в «Материалах конференции SIS: века все еще в хаосе», Обзор хронологии и катастрофизмов , 2003 г.
- ↑ Джеймс, Питер , Предисловие к книге «Столетия тьмы»
- ↑ Bauer Beyond Великовский, страницы 158–60.
- ^ Альфред де Грация (ред.). «Дело Великовского: сциентизм против науки» (PDF) . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Гилберт, Джеймс (1997). Искупительная культура: американская религия в эпоху науки, University of Chicago Press. ISBN 0-226-29320-3 . Глава. 8, Два человека науки, стр. 170–97 .
- ^ Бауэр, Генри (1984). «Великовский и социальные исследования науки». Обзор 4S . 2 (4). Sage Publications, Inc .: 2–8. ISSN 0738-0526 . JSTOR 690283 .
- ^ Диксон, Кейт (1980). Социология веры: заблуждение и обоснование . Рутледж и Кеган Пол, Лондон. стр. 73–76. ISBN 0-7100-0445-1
- ^ Великовский, И. Принятие правильных идей в науке , Varchive.org.
- ^ Великовский, «Я бросаю вызов традиционным взглядам на науку» , представлено на конференции AAAS 1974 года, Varchive.org
- ^ Великовский, Я Клод Шеффер , Varchive.org
- ^ Сталь, Дункан (1995). Необычные астероиды и кометы Судного дня , Джон Уайли и сыновья. ISBN 0-471-30824-2 . стр. 155.
- ^ Моррисон, Дэвид (2001). Великовскому пятьдесят лет: столкновение культур на задворках науки. Скептик , 9 (1), 62–76; перепечатано в книге Шермер, Майкл (редактор) (2002). Скептическая энциклопедия лженауки , Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 1-57607-653-9 . 473–488. Моррисон цитирует нескольких ученых, придерживающихся последней точки зрения, в том числе Уолтера Альвареса , Дэвида Раупа , Ричарда Мюллера , Джея Мелоша, Питера Уорда и Дона Йоманс. Этот опрос подтверждает догадку, высказанную Моррисоном и Кларком Р. Чепменами. [ нужны разъяснения ] в главе 13 «Катастрофизм вышел из-под контроля: случай Иммануила Великовского» в журнале «Космические катастрофы » (1989), стр. 183–96.
Источники
[ редактировать ]- Абелл, Джордж О. (1981). Ученые и Великовский, в книге «Паранормальные границы науки » под редакцией Кендрика Фрейзера , Prometheus Books .
- Аллан, Д.С. и Дж. Б. Делар (1995). Когда Земля почти умерла . Gateway Books, Великобритания. опубликовано в США под названием Cataclysm издательством Bear & Co в 1997 году. Краткое описание здесь. ( Когда Земля почти умерла Knowledge.co.uk)
- Бауэр, Генри Х. (1980). Страсти и цели: перспектива, скептический исследователь , том 5, № 1, осень 1980 г., стр. 28–31. Перепечатано в Paranormal Borderlands of Science под редакцией Кендрика Фрейзера , Prometheus Books .
- Бауэр, Генри Х. (1984, издание в мягкой обложке, 1999 г.). За Великовским. История публичного спора . Университет Иллинойса, Урбана.
- Бауэр, Генри Х. (1995). Место Великовского в истории науки: урок о сильных и слабых сторонах науки. Скептик 3 (4), 52–56. Homestead.com
- Кэрролл, Роберт Тодд (2003). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений , Джон Уайли и сыновья , ISBN 0-471-27242-6 . Страницы 396–401.
- Альфред де Грация , Ральф Э. Юргенс, Стеккини LC (ред.) (1978). Дело Великовского — сциентизм против науки . 2-е изд., Metron Publications, Принстон, Нью-Джерси. Также онлайн .
- Альфред де Грация, «Космические еретики», 2-е издание (2013 г.), ISBN 978-1-60377-084-2
- Долби, RGA (1975). Чему мы можем с пользой научиться из дела Великовского ? Социальные исследования науки 5 , 165–75; переработано как «О школах мысли», SIS Review, 1976 г.; Я (3), 26–30.
- Форрест, Боб (1981). Источники Великовского . В шести томах с примечаниями и указателем. Частное издание автора, Манчестер.
- Форрест, Роберт (1983). Венера и Великовский: первоисточники, Skeptical Inquirer , Том 8, № 2, зима 1983–1984 гг., 154–164.
- Форрест, Боб (1987). Путеводитель по источникам Великовского . Смотровая площадка Стоунхендж, Санта-Барбара.
- Фрейзер, Кендрик (1980). Искажения продолжаются, Skeptical Inquirer , Том 5, № 1, осень 1980 г., стр. 32–38. Перепечатано в Paranormal Borderlands of Science под редакцией Кендрика Фрейзера , Prometheus Books .
- Гарднер, Мартин (1957). Причуды и заблуждения во имя науки , глава 3, Дувр ISBN 0-486-20394-8
- Голдсмит, Дональд, (ред.) (1977) Ученые противостоят Великовскому . Нортон. Материалы симпозиума на встрече Американской ассоциации содействия развитию науки в 1974 году .
- Гордин, Майкл Д. (2012). Войны лженауки: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала . Чикаго, Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-30442-7 .
- Гринберг, Льюис М. (1986), Ученые противостоят ученым, которые противостоят Великовскому (2-е печатное издание), Глассборо, Нью-Джерси: Kronos Press, ISBN 978-0-917994-06-7 . Это книга «Кронос IV:2» (1978) с другой обложкой. (см. также «Учёные противостоят учёным, противостоящим Великовскому »)
- Марриотт, Дэвид (2004) Наследство Великовского , Vanguard Press, 2006, ISBN 1-84386-121-6 , ISBN 978-1-84386-121-8 .
- Миллер, Алиса (1977). Указатель произведений Иммануила Великовского . Государственный колледж Глассборо, Глассборо. ISBN 0-917994-07-8
- Оберг, Джеймс (1980). Идеи в столкновении, Skeptical Inquirer , Том 5, № 1, осень 1980 г., стр. 20–27. Перепечатано в Paranormal Borderlands of Science под редакцией Кендрика Фрейзера , Prometheus Books .
- Пейн-Гапошкин, Сесилия (1952). Миры в столкновении , в Трудах Американского философского общества , том 96, 15 октября 1952 г.
- Мысль . 1972–1975. Иммануил Великовский Переосмысление. Я – Х. Студенческий академический форум Фридона, Портленд.
- Рэнсом, CJ (1976) Эпоха Великовского . Дельта, Нью-Йорк. ISBN 0-440-50323-X
- Плейт, Филип (2002). Плохая астрономия: раскрыты заблуждения и злоупотребления, от астрологии до «мистификации» высадки на Луну , Джон Уайли и сыновья , ISBN 0-471-40976-6 . Глава 18.
- Рол, Дэвид (1996) Испытание временем . Книги Стрелы. ISBN 0-09-941656-5 , ISBN 978-0-09-941656-2
- Саган, Карл , (1979) Мозг Брока . Случайный дом. Переиздано в 1986 году издательством Ballantine Books. ISBN 0-345-33689-5 . Перепечатано как глава 15 книги « Наука и паранормальные явления: исследование существования сверхъестественного » под редакцией Джорджа О. Абелла и Барри Сингера , Scribners , 1981. Глава 7 в «Мозге Брока» , «Венера и доктор Великовский», представляет собой исправленный и слегка переработанная версия «Анализ столкновений миров », которая первоначально появилась в книге «Учёные противостоят Великовскому» .
- Шадевальд, Роберт (2008). Их собственные миры — Краткая история ошибочных идей: креационизм, плоская Земля, энергетическое мошенничество и дело Великовского , Xlibris , ISBN 978-1-4363-0435-1 , Часть I. [ самостоятельный источник ]
- Шэрон, Рут Великовский (2010): ABA - Слава и мучения: Жизнь доктора. Иммануил Великовский , Парадигма (новое переработанное издание). ISBN 978-1-906833-20-6
- Шэрон, Рут Великовский (2010): Иммануил Великовский - Правда о мучениях , Парадигма (новое исправленное издание). ISBN 978-1-906833-21-3
- Редакция Pensée. (1976) Переосмысленный Великовский . Даблдей, Нью-Йорк. ISBN 0-385-03118-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы Великовского доступны в Интернете.
- Архив Великовского — онлайн-коллекция произведений, включающая неопубликованные рукописи и аудиозаписи лекций.
- Документальный фильм «Великовский: Узы прошлого» , CBC, 22 февраля 1972 г.
- Документальный фильм, Столкновение миров , BBC Horizon, 11 января 1973 г.
- Комментарии Джерри Пурнеля к аргументам Сагана на заседании AAAS
- Великовский в столкновении — Стивен Джей Гулд
- Элленбергер, Лерой (1995), «Противоядие от Великовских заблуждений» , Скептик , 3 (4) , получено 19 июля 2007 г. (Связанная онлайн-копия содержит некоторые дополнения Элленбергера к первоначально опубликованной статье.)
- 1895 рождений
- 1979 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские врачи 20-го века
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американские психиатры
- Американские сионисты
- Белорусские евреи
- Катастрофизм
- Эзотерический антропогенез
- Члены Американской ассоциации содействия развитию науки
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские врачи
- Еврейские ученые
- Выпускники МГУ
- Мифографы
- Жители Сисайд-Хайтс, Нью-Джерси
- Сторонники альтернативной хронологии
- Псевдоисторики
- Российские психиатры