Jump to content

Джордано Бруно

Джордано Бруно
Портрет из оперы Джордано Бруно , опубликованный в 1830 году.
Рожденный
Филиппо Бруно

Январь или февраль 1548 г.
Умер 17 февраля 1600 г. (51–52 года)
Причина смерти Казнь через сожжение на костре
Эра Ренессанс
Школа Гуманизм эпохи Возрождения
Неопифагореизм
Основные интересы
Космология
Известные идеи
Космический плюрализм

Джордано Бруно ( / ɔːr ˈ d ɑː n ˈ b r n / ; Итальянский: [dʒorˈdaːno ˈbruːno] ; Латынь : Iordanus Brunus Nolanus ; , январь или февраль 1548 — 17 февраля 1600) — Филиппо Бруно итальянский философ , поэт , алхимик , астроном , космологический теоретик и эзотерик . [1] Он известен своими космологическими теориями, которые концептуально расширились и включили тогдашнюю новую модель Коперника . Он практиковал герметизм и придерживался мистической позиции в исследовании Вселенной. Он предположил, что звезды — это далекие солнца, окруженные собственными планетами ( экзопланетами ), и высказал предположение, что эти планеты могут способствовать развитию собственной жизни — космологическая позиция, известная как космический плюрализм . Он также настаивал на том, что Вселенная бесконечна и не может иметь центра.

судила Бруно за ересь Римская инквизиция по обвинению в отрицании нескольких основных католических доктрин, включая вечное проклятие , Троицу , божественность Христа , девственность Марии и пресуществление . Бруно Пантеизм не был воспринят церковью легкомысленно. [2] не было и его учения метемпсихозе относительно реинкарнации души о . Инквизиция в 1600 году. После смерти он приобрел значительную известность, особенно прославляемую комментаторами XIX признала его виновным, и он был сожжен заживо на костре в Риме Кампо деи Фьори и начала XX веков, которые считали его мучеником. для науки. Некоторые историки полагают, что суд над ним по делу о ереси был не ответом на его космологические взгляды, а, скорее, ответом на его религиозные взгляды и взгляды на загробную жизнь . [3] [4] [5] [6] [7] в то время как другие считают, что главной причиной смерти Бруно действительно были его космологические взгляды. [8] [9] [10] Случай Бруно до сих пор считается вехой в истории свободной мысли и новых наук. [11] [12]

Помимо космологии, Бруно также много писал об искусстве памяти — свободно организованной группе мнемонических техник и принципов. Историк Фрэнсис Йейтс утверждает, что на Бруно глубоко повлияли досократический Эмпедокл , неоплатонизм , ренессансный герметизм и легенды, подобные Книге Бытия, окружающие эллинистическую концепцию Гермеса Трисмегиста . [13] Другие исследования Бруно были сосредоточены на его качественном подходе к математике и применении пространственных концепций геометрии к языку. [14] [15]

Ранние годы, 1548–1576 гг.

[ редактировать ]

Филиппо Бруно родился в Ноле ( коммуна в современной провинции Неаполь , в южно-итальянском регионе Кампания , тогда входившем в состав Неаполитанского королевства ) в 1548 году, он был сыном Джованни Бруно (1517- ок. 1592). , солдат, и фраулисса Саволино (1520-?). В юности его отправили в Неаполь для получения образования. Он получил частное обучение в монастыре августинцев и посещал публичные лекции в Studium Generale . [16] В возрасте 17 лет он вступил в доминиканский орден в монастыре Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, взяв имя Джордано в честь Джордано Криспо, своего наставника по метафизике. Он продолжил там свое обучение, завершив послушничество , и рукоположил в в священники 1572 году в возрасте 24 лет. Во время своего пребывания в Неаполе он стал известен своим мастерством в искусстве памяти и однажды отправился в Рим, чтобы продемонстрировать свою мнемоническую систему перед Папа Пий V и кардинал Ребиба . Папа принял посвящение ему утраченной работы « О Ноевом ковчеге» . В более поздние годы своей жизни Бруно утверждал, что в это время [17]

Хотя Бруно отличался выдающимися способностями, его склонность к свободомыслию и запрещенным книгам вскоре вызвала у него трудности. Учитывая противоречия, которые он вызвал в дальнейшей жизни, удивительно, что он смог оставаться в монашеской системе в течение одиннадцати лет. В своих показаниях венецианским инквизиторам во время суда много лет спустя он говорит, что против него дважды возбуждались дела за то, что он выбросил изображения святых, оставив только распятие , и за то, что он рекомендовал послушнику спорные тексты. [18] На такое поведение, возможно, можно было бы не обращать внимания, но положение Бруно стало гораздо более серьезным, когда сообщалось, что он защищал арианскую ересь была обнаружена спрятанная копия запрещенных сочинений Эразма , аннотированная им , и когда в монастырском туалете . Когда он узнал, что обвинительное заключение против него готовят отказавшись от своей религиозной привычки . в Неаполе, он бежал, по крайней мере на время [19]

Первые годы странствий, 1576–1583 гг.

[ редактировать ]

Бруно сначала отправился в генуэзский порт Ноли , затем в Савону , Турин и, наконец, в Венецию , где опубликовал свой утраченный труд «О знамениях времени» с разрешения (так он утверждал на суде) доминиканца Ремиджио Наннини Фиорентино . Из Венеции он отправился в Падую , где встретил других доминиканцев, которые убедили его снова надеть религиозную одежду . Из Падуи он отправился в Бергамо , а затем через Альпы в Шамбери и Лион . Его движения после этого времени неясны. [20]

Самым ранним изображением Бруно является гравюра, опубликованная в 1715 году в Германии и предположительно основанная на утерянном современном портрете. [21]

В 1579 году Бруно прибыл в Женеву . Во время венецианского суда он рассказал инквизиторам, что, находясь в Женеве, он сказал неаполитанскому маркизу де Вико, который был известен своей помощью итальянским беженцам в Женеве: «Я не собирался принимать религию города. Я хотел остаться там только чтобы я мог жить на свободе и в безопасности». [22] Бруно заказал себе пару штанов, а маркиз и другие, по-видимому, подарили Бруно меч, шляпу, плащ и другие предметы первой необходимости, чтобы одеться; в такой одежде в Бруно уже нельзя было узнать священника. Судя по всему, дела Бруно какое-то время шли хорошо, поскольку в мае 1579 года он вписал свое имя в книгу ректора Женевского университета . [23] Но в соответствии со своей личностью он не мог долго молчать. В августе он опубликовал нападки на работу Антуана де Ла Фэя [ фр ] , выдающегося профессора. Бруно и печатник Жан Бержон были немедленно арестованы. [24] Вместо того чтобы извиниться, Бруно настоял на продолжении защиты своей публикации. Ему было отказано в праве причаститься . [25] Хотя это право вскоре было восстановлено, он покинул Женеву. [26]

Он отправился во Францию, прибыв сначала в Лион , а затем поселившись на некоторое время (1580–1581) в Тулузе , где получил докторскую степень по теологии и был избран студентами для чтения лекций по философии. [27] В это время он также пытался вернуться в католицизм, но священник-иезуит, к которому он обратился, отказал ему в отпущении грехов. [28] Когда летом 1581 года вспыхнули религиозные распри, он переехал в Париж. [29] Там он прочел цикл из тридцати лекций на богословские темы, а также начал приобретать известность благодаря своей потрясающей памяти. [30] Его таланты привлекли благосклонное внимание короля Генриха III ; Впоследствии Бруно сообщил:

«Я получил такое имя, что однажды король Генрих III вызвал меня, чтобы узнать, является ли память, которой я обладаю, естественной или приобретена с помощью магического искусства. Я убедил его, что она возникла не в результате колдовства, а в результате организованного знания; и после этого я напечатал книгу о памяти под названием « Тени идей» , которую я посвятил Его Величеству. Он немедленно назначил мне должность экстраординарного лектора с жалованьем». [31]

В Париже Бруно пользовался защитой своих могущественных французских покровителей. В этот период он опубликовал несколько работ по мнемонике, в том числе De umbris idearum ( «О тенях идей» , 1582), Ars memoriae [ it ] ( «Искусство памяти» , 1582) и Cantus circaeus ( «Песнь Цирцеи» , 1582; ​​описано в Цирцея в искусстве § Разумные звери ). Все они были основаны на его мнемонических моделях организованных знаний и опыта, в отличие от упрощенных, основанных на логике мнемонических техник Петруса Рамуса, которые тогда становились популярными. [ нужна ссылка ] Бруно также опубликовал комедию, обобщающую некоторые из его философских позиций, под названием Il Candelaio ( «Свечник» , 1582). В XVI веке посвящения, как правило, утверждались заранее и, следовательно, были способом поставить произведение под охрану человека. Учитывая, что Бруно посвятил различные произведения таким людям, как король Генрих III, сэр Филипп Сидней , Мишель де Кастельно (посол Франции в Англии) и, возможно, папа Пий V , очевидно, что этот странник резко поднялся в статусе и вращался во влиятельных кругах. . [ нужна ссылка ]

Англия, 1583–1585 гг.

[ редактировать ]
Деревянная иллюстрация одного из менее сложных мнемонических приемов Джордано Бруно.

В апреле 1583 года Бруно отправился в Англию с рекомендательными письмами от Генриха III в качестве гостя французского посла Мишеля де Кастельно . Бруно жил при французском посольстве у лексикографа Джона Флорио . Там он познакомился с поэтом Филипом Сиднеем (которому он посвятил две книги) и другими членами герметического кружка вокруг Джона Ди , хотя нет никаких свидетельств того, что Бруно когда-либо встречался с самим Ди. Он также читал лекции в Оксфорде и безуспешно искал там преподавательскую должность. Его взгляды были противоречивыми, особенно с Джоном Андерхиллом , ректором Линкольн-колледжа и впоследствии епископом Оксфорда, и Джорджем Эбботом , который позже стал архиепископом Кентерберийским . Эббот высмеивал Бруно за поддержку «мнения Коперника о том, что земля действительно вращается, а небеса стоят на месте; тогда как на самом деле это его собственная голова скорее бегала, а его мозги не стояли на месте». [32] и обнаружил, что Бруно одновременно использовал плагиат и исказил работу Фичино , что заставило Бруно вернуться на континент. [33]

Тем не менее его пребывание в Англии было плодотворным. За это время Бруно завершил и опубликовал некоторые из своих наиболее важных работ, шесть «Итальянских диалогов», в том числе космологические трактаты La cena de le ceneri ( «Ужин в Пепельную среду» , 1584 г.), De la causa, principio et uno О причине», Принцип и Единство , 1584), De l’infinito, universo et mondi ( «О бесконечности, Вселенной и мирах» , 1584), а также Lo spaccio de la bestia trionfante ( «Изгнание торжествующего зверя» , 1584) и De gli eroici Furori [ это ] ( «О героических безумствах» , 1585). Некоторые из них были напечатаны Джоном Чарльзвудом . Некоторые из работ, опубликованных Бруно в Лондоне, в частности «Ужин в Пепельную среду », похоже, вызвали оскорбление. Спорные взгляды и бестактные высказывания Бруно снова лишили его поддержки друзей. Джон Босси выдвинул теорию о том, что, находясь во французском посольстве в Лондоне, Бруно также шпионил за католическими заговорщиками под псевдонимом «Генри Фагот» в пользу сэра Фрэнсиса Уолсингема. , королевы Елизаветы . государственный секретарь [34]

Бруно иногда называют первым, кто предположил, что Вселенная бесконечна, что он и сделал во время своего пребывания в Англии, но английский ученый выдвинул Томас Диггес эту идею в опубликованной работе в 1576 году, примерно на восемь лет раньше, чем Бруно. . [35] Бесконечная Вселенная и возможность инопланетной жизни также были ранее предложены немецким католическим кардиналом Николаем Кузанским в книге «Об ученом невежестве», опубликованной в 1440 году, и Бруно приписывал свое понимание множественных миров этому более раннему ученому, которого он называл «божественным Кузанцем». ". [36]

Последние годы странствий, 1585–1592 гг.

[ редактировать ]

В октябре 1585 года Кастельно был отозван во Францию, и Бруно поехал с ним. [37] В Париже Бруно обнаружил напряженную политическую ситуацию. Более того, его 120 тезисов против аристотелевского естествознания вскоре поставили его в невыгодном положении. В 1586 году после ожесточенной ссоры по поводу этих тезисов он уехал из Франции в Германию. [38]

Гравюра на дереве из «Статьи сто шестьдесят против математиков и философов нашего времени», Прага , 1588 г.

В Германии ему не удалось получить должность преподавателя в Марбурге , но было разрешено преподавать в Виттенберге , где он в течение двух лет читал лекции по Аристотелю . [39] Однако с изменением тамошнего интеллектуального климата его больше не приветствовали, и в 1588 году он отправился в Прагу , где получил 300 талеров от Рудольфа II , но не преподавательской должности. [40] Некоторое время он работал профессором в Хельмштедте , но был вынужден снова бежать в 1590 году, когда его от церкви отлучили лютеране . [41]

В этот период он написал несколько латинских работ, продиктованных своему другу и секретарю Джироламо Беслеру, в том числе «De Magia» ( « О магии» ), «Theses De Magia» ( «Тезисы о магии» ) и «De Vinculis in Genere » ( «Общий отчет о связях» ). Все это, очевидно, было переписано или записано Беслером (или Бислером) между 1589 и 1590 годами. [42] Он также опубликовал , 1591 год книгу «О составе изображений, знаков и идей» .

В 1591 году он был во Франкфурте , где получил приглашение от венецианского патриция Джованни Мочениго , пожелавшего пройти обучение искусству памяти. [43] а также слышал о вакантной кафедре математики в Падуанском университете . В то время инквизиция, казалось, утратила часть своей строгости, а поскольку Венецианская республика была самым либеральным государством на итальянском полуострове , Бруно был убаюкан, и совершил фатальную ошибку, вернувшись в Италию. [44]

Сначала он поехал в Падую , где некоторое время преподавал, и безуспешно подал заявку на кафедру математики, которую вместо этого отдали Галилео Галилею год спустя . Бруно принял приглашение Мочениго и переехал в Венецию в марте 1592 года. [45] Около двух месяцев он служил штатным наставником Мочениго, которому поделился некоторыми из своих неортодоксальных идей. [46] Мочениго донес на него венецианской инквизиции , которая арестовала Бруно 22 мая 1592 года. [47] Среди многочисленных обвинений в богохульстве и ереси, выдвинутых против него в Венеции на основании доноса Мочениго, была его вера в множественность миров , а также обвинения в личном проступке. [48] Бруно умело защищался, подчеркивая философский характер одних своих позиций, отрицая другие и признавая, что у него были сомнения по некоторым вопросам догмы. Однако римская инквизиция потребовала его перевода в Рим. [49] После нескольких месяцев споров венецианские власти неохотно согласились, и в январе 1593 года Бруно был отправлен в Рим. [50]

Заключение, суд и казнь, 1593–1600 гг.

[ редактировать ]

В течение семи лет суда над ним в Риме Бруно содержался в заключении, наконец, в Башне Нона . Некоторые важные документы о процессе утеряны, но другие сохранились, в том числе краткое изложение процесса, обнаруженное заново в 1940 году. [51] Многочисленные обвинения против Бруно, основанные на некоторых его книгах, а также на показаниях свидетелей, включали богохульство, аморальное поведение и ересь в вопросах догматического богословия и затрагивали некоторые основные доктрины его философии и космологии. Луиджи Фирпо предполагает, что римская инквизиция выдвинула против Бруно следующие обвинения: [52]

Суд над Джордано Бруно римской инквизицией. Бронзовый рельеф работы Этторе Феррари, Кампо де Фьори , Рим.

Бруно защищался, как и в Венеции, настаивая на том, что он принимает догматическое учение Церкви, но стараясь сохранить основу своих космологических взглядов. В частности, он твердо придерживался своей веры в множественность миров, хотя его увещевали отказаться от нее. Его суд надзирал инквизитор кардинал Беллармин , который потребовал полного отречения, от чего Бруно в конце концов отказался. 20 января 1600 года папа Климент VIII объявил Бруно еретиком, и инквизиция вынесла смертный приговор. Согласно переписке Гаспара Шоппа из Бреслау , он, как говорят, сделал угрожающий жест в сторону своих судей и ответил: Maiori forsan cum timore sendentiam in mefertis quam ego accipiam («Возможно, вы произносите этот приговор против меня с большим страхом». чем я это получаю»). [53]

Его передали светским властям. 17 февраля 1600 года на Кампо-де-Фьори (центральная римская рыночная площадь) обнаженный, с «заключенным в тюрьму языком из-за своих злых слов» он был заживо сожжен на костре . [54] [55] Его прах был брошен в реку Тибр .

Все произведения Бруно были внесены в Index Librorum Prohibitorum в 1603 году. Кардиналами инквизиции, судившими Джордано Бруно, были кардинал Беллармино (Беллармин) , кардинал Мадруццо (Мадруцци) , Камилло кардинал Боргезе (впоследствии Папа Павел V ), Доменико кардинал Пинелли, кардинал Помпейо. Арригони, кардинал Сфондрати , кардинал Педро Де Деса Мануэль и кардинал Санторио (архиепископ Санта-Северины, кардинал-епископ Палестрины). [56]

Меры, принятые для того, чтобы помешать Бруно продолжать выступать, привели к тому, что он стал символом свободы мысли и слова в современном Риме, где ежегодная поминальная служба проходит недалеко от места, где он был казнен. [57]

Внешний вид

[ редактировать ]

Самым ранним изображением Бруно является гравюра, опубликованная в 1715 году. [58] и назван Сальвестрини «единственным известным портретом Бруно». Сальвестрини предполагает, что это повторная гравюра, сделанная с ныне утраченного оригинала. [21] Эта гравюра послужила источником для более поздних изображений.

В записях о заключении Бруно венецианской инквизицией в мае 1592 года он описывается как человек «среднего роста, с ореховой бородой и на вид около сорока лет». С другой стороны, отрывок из работы Джорджа Эббота указывает на то, что Бруно был миниатюрного роста: «Когда тот итальянский Дидаппер, который называл себя Philotheus Iordanus Brunus Nolanus, magis elaboratae Theologiae Doctor и т. д. с именем длиннее, чем его тело...» . [59]

Космология

[ редактировать ]

Современные космологические верования

[ редактировать ]
Иллюминированная иллюстрация геоцентрической концепции Вселенной Птолемея. Самый внешний текст гласит: «Царство Небесное, жилище Бога и всех избранных».

В первой половине XV века Николай Кузанский бросил вызов широко распространенной в то время философии аристотелизма , представив вместо этого бесконечную Вселенную, центр которой был повсюду, а окружность — нигде, и, кроме того, изобилующую бесчисленными звездами. [60] Он также предсказал, что ни орбиты вращения не являются круглыми, ни их движения не являются однородными. [61]

Во второй половине XVI века теории Коперника (1473–1543) начали распространяться по Европе. Коперник сохранил идею планет, прикрепленных к твердым сферам, но считал видимое движение звезд иллюзией, вызванной вращением Земли вокруг своей оси; он также сохранил представление о неподвижном центре, но это было Солнце, а не Земля. Коперник также утверждал, что Земля — это планета, вращающаяся вокруг Солнца один раз в год. Однако он поддерживал гипотезу Птолемея о том, что орбиты планет состоят из идеальных кругов — деферентов и эпициклов — и что звезды закреплены на неподвижной внешней сфере. [62]

Несмотря на широкую публикацию работы Коперника De Revolutionibus orbium Coelestium , во времена Бруно наиболее образованные католики придерживались аристотелевской геоцентрической точки зрения, согласно которой Земля является центром Вселенной и что все небесные тела вращаются вокруг нее. [63] Конечным пределом вселенной был primum mobile , суточное вращение которого было даровано ей трансцендентным Богом, а не частью вселенной (хотя, как Царство Небесное , примыкающее к ней [64] ), неподвижный перводвигатель и первопричина . Неподвижные звезды были частью этой небесной сферы, все они находились на одинаковом фиксированном расстоянии от неподвижной Земли в центре сферы. Птолемей насчитал их 1022, сгруппированных в 48 созвездий . Каждая планета была прикреплена к прозрачной сфере. [65]

Лишь немногие астрономы времен Бруно принимали гелиоцентрическую модель Коперника . Среди тех, кто это сделал, были немцы Михаэль Мэстлин (1550–1631), Кристоф Ротманн , Иоганн Кеплер (1571–1630); англичанин Томас Диггес (ок. 1546–1595), автор «Подробного описания небесных светил» ; и итальянец Галилео Галилей (1564–1642).

Космологические утверждения

[ редактировать ]

В 1584 году Бруно опубликовал два важных философских диалога ( La Cena de le Ceneri и De l'infinito universo et mondi ), в которых он выступал против планетарных сфер ( Кристоф Ротман сделал то же самое в 1586 году, как и Тихо Браге в 1587 году) и подтвердил Коперниканский принцип.

В частности, чтобы поддержать точку зрения Коперника и опровергнуть возражение, согласно которому движение Земли можно было бы воспринимать посредством движения ветров, облаков и т. д., в «Сене небес» Бруно предвосхищает некоторые аргументы Галилея о принцип относительности. [66] Обратите внимание, что он также использует пример, ныне известный как корабль Галилея .

Теофил - [...] воздух, по которому движутся облака и ветры, есть части Земли, [...] понимать под именем Земли всю машину и всю одушевленную часть, состоящую из разнородных частей; так что реки, скалы, моря, весь паристый и бурный воздух, заключенный в пределах самых высоких гор, должен принадлежать Земле как ее члены, так же, как воздух [принадлежит] в легких и в других полостях тела. животные, с помощью которых они дышат, расширяют свои артерии и другие подобные эффекты, необходимые для жизни. Облака тоже движутся посредством случайностей в теле Земли и находятся в ее недрах, как и воды. [...] Вместе с Землей перемещаются [...] все вещи, которые есть на Земле. Следовательно, если бы из точки вне Земли что-то было брошено на Землю, оно потеряло бы из-за движения последней свою прямолинейность, как это было бы видно на корабле [...], движущемся по реке, если бы кто-то на точке С берега реки нужно было бросить камень по прямой линии и увидеть, как камень не попал в цель из-за скорости движения корабля. Но если бы кого-нибудь посадили высоко на мачту этого корабля, как бы быстро он ни двигался, он совершенно не промахнулся бы в цель, так что брошенный вниз камень или какой-нибудь другой тяжелый предмет не прошел бы по прямой линии от точки E, которая находится наверху мачты или клетки, до точки D, которая находится внизу мачты, или в какой-то точке в недрах и корпусе корабля. Таким образом, если из точки D в точку E кто-то, находящийся внутри корабля, бросит камень прямо вверх, он вернется на дно по той же линии, как бы далеко ни двигался корабль, при условии, что он не подвержен никакой качке и крену. ." [67]

Бесконечная вселенная Бруно была наполнена субстанцией — «чистым воздухом», эфиром или спиритусом — которая не оказывала сопротивления небесным телам, которые, по мнению Бруно, вместо того, чтобы быть фиксированными, двигались под собственным импульсом (импульсом). Самое драматичное то, что он полностью отказался от идеи иерархической вселенной.

Вселенная тогда едина, бесконечна, неподвижна... Она не способна к постижению и, следовательно, бесконечна и безгранична, и постольку бесконечна и неопределима, а следовательно, неподвижна. [68]

Космология Бруно проводит различие между «солнцами», которые производят собственный свет и тепло, и вокруг которых движутся другие тела; и «земли», которые движутся вокруг солнц и получают от них свет и тепло. [69] Бруно предположил, что некоторые, если не все, объекты, классически известные как неподвижные звезды, на самом деле являются солнцами. [69] По словам астрофизика Стивена Сотера , он был первым человеком, который понял, что «звезды — это другие солнца со своими планетами». [70]

Бруно писал, что другие миры «обладают не меньшими достоинствами и природой, отличной от природы нашей Земли» и, как и Земля, «содержат животных и жителей». [71]

В конце 16-го и на протяжении 17-го века идеи Бруно вызывали насмешки, споры или вдохновение. Маргарет Кавендиш , например, написала целую серию стихотворений против «атомов» и «бесконечных миров» в «Стихах и фантазиях » в 1664 году. Истинное, хотя и частичное, оправдание Бруно должно будет дождаться последствий и влияния ньютоновской космологии.

Общий вклад Бруно в рождение современной науки до сих пор остается спорным. Некоторые ученые вслед за Фрэнсис Йейтс подчеркивают важность идей Бруно о бесконечности Вселенной и отсутствии геоцентрической структуры как решающей точки пересечения между старым и новым. Другие видят в идее Бруно множественных миров воплощение бесконечных возможностей изначального, неделимого Единого. [72] предшественник Эверетта . многомировой интерпретации квантовой механики [73]

Хотя многие ученые отмечают богословскую позицию Бруно как пантеизм , некоторые описывают ее как пандеизм , а некоторые также как панентеизм . [74] [75] Физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн в своей работе Welt- und Lebensansschauungen, Hervorgegangen aus Religion, Philosophie und Naturerkenntnis («Взгляды на мир и жизнь, возникающие из религии, философии и природы») писал, что теологическая модель пандизма была сильно выражена в учениях. Бруно, особенно в отношении видения божества, для которого «понятие Бога не отделено от понятия вселенной». [76] Однако Отто Керн возражает против того, что он считает чрезмерными утверждениями Вайнштейна о том, что Бруно, а также другие исторические философы, такие как Иоанн Скот Эриугена , Николай Кузанский , Мендельсон и Лессинг , были пандистами или склонялись к пандеизму. [77] Discover Редактор Кори С. Пауэлл Бруно также охарактеризовал космологию как пандеистическую, написав, что это «инструмент для продвижения анимистической или пандеистской теологии». [78] и с этой оценкой Бруно как пандеиста согласился научный писатель Майкл Ньютон Кес, [79] и писатель The Daily Beast Дэвид Сешнс. [80]

Ретроспективные взгляды

[ редактировать ]
Памятник Бруно на месте его казни, Кампо деи Фьори в Риме.
Памятник Джордано Бруно на Потсдамской площади в Берлине, Германия, намекает на его сожжение на костре, когда он был связан вверх ногами.

Поздняя позиция Ватикана

[ редактировать ]

Ватикан опубликовал несколько официальных заявлений по поводу суда и казни Бруно. В 1942 году кардинал Джованни Меркати , обнаруживший ряд утерянных документов, касающихся суда над Бруно, заявил, что Церковь совершенно обоснованно осудила его. [ нужна ссылка ] В 2000 году, к 400-летию со дня смерти Бруно, кардинал Анджело Содано назвал смерть Бруно «печальным эпизодом», но, несмотря на свое сожаление, он защищал обвинителей Бруно, утверждая, что инквизиторы «имели желание служить свободе и способствовать общему делу». добрый и сделал все возможное, чтобы спасти ему жизнь». [81] В том же году Папа Иоанн Павел II принес общие извинения за «применение насилия, которое некоторые совершили во имя истины». [82]

Мученик науки

[ редактировать ]

Некоторые авторы характеризуют Бруно как «мученика науки», предлагая параллели с делом Галилея , которое началось около 1610 года. [83] «Не следует предполагать, — пишет А. М. Патерсон о Бруно и его «гелиоцентрической солнечной системе», — что он «пришел к своим выводам посредством какого-то мистического откровения... Его работа является существенной частью научных и философских разработок, которые он инициировал». ." [84] Патерсон вторит Гегелю , написав, что Бруно «вводит современную теорию познания, которая понимает, что все естественные вещи во вселенной должны быть познаны человеческим разумом через диалектическую структуру разума». [85]

Индженьо пишет, что Бруно воспринял философию Лукреция , «направленную на освобождение человека от страха смерти и богов». [86] Персонажи книги Бруно « Дело, принцип и единство» желают «улучшить спекулятивную науку и знание естественных вещей» и достичь философии, «которая наиболее легко и в высшей степени обеспечивает совершенство человеческого интеллекта и наиболее точно соответствует истине природы». ." [87]

Другие ученые выступают против таких взглядов и утверждают, что мученическая смерть Бруно перед наукой преувеличена или совершенно ложна. По мнению Йейтса, в то время как «либералы девятнадцатого века» были введены «в экстаз» по поводу коперниканизма Бруно, «Бруно отодвигает научную работу Коперника обратно на донаучную стадию, обратно в герметизм, интерпретируя диаграмму Коперника как иероглиф божественных тайн». [88]

По словам историка Мордехая Файнгольда, «как поклонники, так и критики Джордано Бруно в основном согласны с тем, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил свое мнение и проявлял мало терпения ко всем, кто хотя бы слегка с ним не соглашался». Обсуждая опыт отказа Бруно во время его посещения Оксфордского университета, Фейнгольд предполагает, что «возможно, обиду вызвали манеры Бруно, его язык и его самоутверждение, а не его идеи». [89]

Богословская ересь

[ редактировать ]

В своих «Лекциях по истории философии » Гегель пишет, что жизнь Бруно представляла собой «смелый отказ от всех католических верований, опирающихся на простой авторитет». [90]

Альфонсо Индженьо утверждает, что философия Бруно «бросает вызов развитию Реформации, ставит под сомнение истинность всего христианства и утверждает, что Христос обманул человечество... Бруно предполагает, что теперь мы можем признать универсальный закон, который контролирует вечное становление всех вещей в бесконечной вселенной». [91] А. М. Патерсон говорит, что, хотя у нас больше нет копии официального папского осуждения Бруно, его ереси включали «учение о бесконечной вселенной и бесчисленных мирах» и его убеждения «о движении Земли». [92]

Майкл Уайт отмечает, что инквизиция, возможно, преследовала Бруно в начале его жизни на основании его оппозиции Аристотелю , интереса к арианству , чтения Эразма и владения запрещенными текстами. [93] Уайт считает, что более поздняя ересь Бруно была «многогранной» и, возможно, основывалась на его концепции бесконечных миров. «Возможно, это была самая опасная идея из всех… Если существовали другие миры, в которых жили разумные существа, посещали ли они их тоже? Идея была совершенно немыслимой». [93]

Фрэнсис Йейтс отвергает то, что она называет «легендой о том, что Бруно подвергся судебному преследованию как философский мыслитель и был сожжен за свои смелые взгляды на бесчисленные миры или на движение Земли». Йейтс, однако, пишет, что «Церковь была... совершенно в своем праве, если она включала философские моменты в свое осуждение ересей Бруно», потому что «философские моменты были совершенно неотделимы от ересей». [94]

Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , «в 1600 году не было официальной католической позиции в отношении системы Коперника, и это определенно не было ересью. Когда [...] Бруно [...] был сожжен на костре как еретик , это не имело ничего общего с его работами в поддержку космологии Коперника». [95]

На сайте Апостольского архива Ватикана , где обсуждается краткое изложение судебного разбирательства против Бруно в Риме, говорится:

В тех же комнатах, где допрашивали Джордано Бруно, по тем же самым важным причинам взаимоотношений между наукой и верой, на заре новой астрономии и на упадке философии Аристотеля, шестнадцать лет спустя, кардинал Беллармино , который тогда оспаривал еретические утверждения Бруно. тезисы, вызвал Галилео Галилей, которому также предстоял знаменитый инквизиторский процесс, который, к счастью для него, закончился простым отречением. [96]

В искусстве и литературе

[ редактировать ]

Художественные изображения

[ редактировать ]

После захвата Рима в 1870 году вновь созданным Королевством Италия церкви и прекращения временной власти над городом стало возможным возведение памятника Бруно на месте его казни. Памятник встретил резкое сопротивление со стороны клерикальной партии, но в конце концов был установлен муниципалитетом Рима и открыт в 1889 году. [97]

Статуя вытянутой человеческой фигуры, стоящей на голове, спроектированная Александром Ползиным и изображающая смерть Бруно на костре, была установлена ​​на Потсдамская площадь вокзале в Берлине 2 марта 2008 года. [98] [99]

Ретроспективная иконография Бруно показывает его в доминиканском клобуке , но без пострижения . Эдвард Госселин предположил, что, вероятно, Бруно сохранял постриг как минимум до 1579 года, и возможно, что после этого он снова носил его. [100]

Идеализированная анимационная версия Бруно появляется в первом эпизоде ​​телесериала 2014 года « Космос: Пространственно-временная одиссея» . На этом изображении Бруно изображен в более современном виде, без пострига, в церковных одеждах и без капюшона. Космос представляет Бруно как обедневшего философа, который в конечном итоге был казнен из-за его отказа отречься от своей веры в другие миры, изображение, которое некоторые критиковали как упрощенное или исторически неточное. [101] [102] [103] Кори С. Пауэлл из журнала Discover говорит о Бруно: «Основная причина, по которой он так много переезжал, заключалась в том, что он был склонен к спорам, саркастичен и склонен к спорам... Он был блестящим, сложным и трудным человеком. [101]

Ссылки в поэзии

[ редактировать ]

Стихи, относящиеся к Бруно, включают:

  • «Памятник Джордано Бруно» (1889 г.) Алджернона Чарльза Суинберна , написанный, когда в Риме была построена статуя Бруно. [104]
  • «Campo Dei Fiori» (1943) Чеслава Милоша , в котором проводятся параллели между безразличием к судьбе Бруно и безразличием к жертвам продолжавшейся тогда оккупации Польши . [105]
  • «Освободители» (1958) Рэндалла Джаррелла , в котором Бруно, наряду с Галилеем и Ньютоном, рассматривается как создатель современного научно-промышленного мира. [106]
  • «Что он думал» (1994) Хизер МакХью , стихотворение (возможно, автобиографическое) о группе американских поэтов, которые посещают Италию и читают лекции о Бруно и природе поэзии местным администратором искусств. Стихотворение опубликовано в сборнике Hinge & Sign , номинированном на Национальную книжную премию . [107]

Появления в художественной литературе

[ редактировать ]

Бруно и его теория «совпадения противоположностей» ( coindentia oppositorum ) играют важную роль в романе Джеймса Джойса 1939 года «Поминки по Финнегану» . Джойс написал в письме своей покровительнице Гарриет Шоу Уивер : «Его философия представляет собой своего рода дуализм: каждая сила в природе должна развить противоположность, чтобы реализовать себя, а противостояние приводит к воссоединению». [108] Среди своих многочисленных намеков на Бруно в романе, включая суд над ним и пытки, Джойс играет на идее Бруно « совпадение противоположностей» , применяя его имя к словесным играм слов, таким как «Браун и Нолан» (название дублинских типографов) и «браунсберроу в Ноландленд». [109]

биографическая драма «Джордано Бруно» В 1973 году вышла , итальянско-французский фильм режиссера Джулиано Монтальдо в главной роли с Джан Марией Волонте в роли Бруно. [110]

Бруно — главный персонаж четырех романов «Египет» (1987–2007) Джона Кроули . В романах вымышлены исторические эпизоды из жизни Бруно, а его философские идеи являются ключевыми в тематике романов. [111]

«Последнее признание» (2000) Морриса Уэста — это незаконченная, посмертно опубликованная художественная автобиография Бруно, якобы написанная незадолго до казни Бруно. [112]

Бруно фигурирует как герой серии исторических криминальных романов Джордано Бруно (2010–2023) С. Дж. Пэрриса (псевдоним Стефани Мерритт ). [113]

Появления в музыке

[ редактировать ]

Ханс Вернер Хенце поставил свою масштабную кантату для оркестра, хора и четырех солистов Novae de infinito laudes на итальянские тексты Бруно, записанную в 1972 году на Зальцбургском фестивале и переизданную на компакт-диске Orfeo C609 031B. [114]

Итальянский композитор Франческо Филидей написал оперу на либретто Стефано Бузеллато под названием «Джордано Бруно» . Премьера состоялась 12 сентября 2015 года в Casa da Música в Порту, Португалия. [115] [116] [117] [118]

Песня 2016 года «Roman Sky» хэви-метал группы Avenged Sevenfold посвящена смерти Бруно. [119]

Бруно — центральный персонаж Роджера Дойла ( электронной оперы «Ересь» 2017). [120]

Наследие

[ редактировать ]

Фонд Джордано Бруно

[ редактировать ]

Фонд Джордано Бруно (нем. Giordano-Bruno-Stiftung) — это некоммерческий фонд, базирующийся в Германии, который занимается «поддержкой эволюционного гуманизма ». Фонд был основан предпринимателем Гербертом Штеффеном в 2004 году. Фонд Джордано Бруно критикует религиозный фундаментализм и национализм. [121]

Премия памяти Джордано Бруно

[ редактировать ]

Лига SETI ежегодно вручает награду в память Джордано Бруно заслуженному человеку или лицам, внесшим значительный вклад в практику SETI (поиска внеземного разума). Премия была предложена социологом Дональдом Тартером в 1995 году, к 395-летию со дня смерти Бруно. Представленный трофей называется Бруно. [122]

Астрономические объекты имени Бруно

[ редактировать ]

В его честь назван 22-километровый ударный кратер Джордано Бруно на обратной стороне Луны, а также астероиды главного пояса 5148 Джордано и 13223 Ченасенери ; последний назван в честь его философского диалога La Cena de le Ceneri («Ужин Пепельной среды») (см. Выше). [ нужна ссылка ]

Работает

[ редактировать ]
  • , Париж «В тенях идей» , 1582 г.
  • Cantus circaeus ( Заклинание Цирцеи или Песня Цирцеи , Париж, 1582 г.) [123]
  • Ars memoriae [ ит ] ( Искусство памяти , Париж, 1582 г.)
  • Сборник архитектуры и 1582 г. искусства Луллия , [124]
  • Канделайо ( «Факелоносец или Свеченосец» , 1582; ​​пьеса)
  • Ars reminiscendi ( Искусство памяти , 1583 г.)
  • ( Объяснение Тридцати печатей 1583 г.) [125]
  • Sigillus sigillorum ( «Печать тюленей» , 1583 г.) [126]
  • La cena de le ceneri ( Ужин Пепельной среды , 1584 г.)
  • и единстве 1584 г. О причине, принципе ,
  • De l' infinito Universo et ordini [ it ] ( О бесконечной Вселенной и мирах , 1584)
  • Spaccio de la bestia trionfante ( «Изгнание торжествующего зверя» , Лондон, 1584 г.)
  • Кабал коня-пегаса ( Cabal of the Horse Pegasus , 1585)
  • De gli eroici Furori ( Героическое безумие , 1585) [127]
  • Цифры , из физики Аристотеля 1585 г.
  • Два диалога Фабриция Мордентиса Салернитани ( Два диалога Фабриция Мордентиса Салернитани , 1586)
  • идиот ( Торжествующий 1586)
  • Сонник 1586 ( ) [128]
  • , Поправки к Фонарю Луллия 1586 г. [128]
  • ( 1586 г. Фонарь тридцати статуй ) [129]
  • двадцать статей о природе и мире против перипатетиков ( Сто 1586 г.) [130]
  • De Lampade combinatoria Lulliana ( «Лампа комбинаций по Луллию» , 1587 г.) [131]
  • лампа логических методов ( Прогресс и охотничья 1587 г.) [132]
  • Прощальная речь 1588 г. ( ) [133]
  • Camoeracensis Acrotismus ( Удовольствие от спора , 1588 г.) [134]
  • Об исследовании видов (1588 г.)
  • шестьдесят тезисов против математиков и философов ( Сто 1588 г.) [135]
  • речь ( Утешительная 1589) [135]
  • Об облигациях ( вообще 1591) [136]
  • ( 1591 О тройном минимуме и мере ) [137]
  • De monade numero et figura ( «О монаде, числе и фигуре» , Франкфурт, 1591 г.) [138]
  • De innumerabilibus, immenso, et infigurabili ( «О бесчисленных вещах, необъятности и непредставимом» , 1591)
  • составе образов, знаков и идей ( О 1591 г.)
  • , Справочник метафизических терминов 1595 г. [139] [140]
  • ( 1612 Искусство общения )

Коллекции

[ редактировать ]
  • Джордано Бруно Произведения Нолана, написанные латыни на Вителли , Dritter Band (1962) / кураторы Ф. Токко и Х.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гатти 2002 , с. 1.
  2. ^ Биркс 1997 ; Коллиндж 2012 , с. 188 .
  3. ^ Йейтс 1964 , с. 450.
  4. ^ Майкл Дж. Кроу, Дебаты о внеземной жизни 1750–1900 , Издательство Кембриджского университета, 1986, стр. 10: «Источники [Бруно]... кажется, были более многочисленными, чем его последователи, по крайней мере, до возрождения в восемнадцатом и девятнадцатом веках интереса к Бруно как предполагаемому «мученику за науку». Это правда, что он был сожжен на костре в Риме в 1600 году, но церковные власти, виновные в этом деянии, почти наверняка были более огорчены его отрицанием божественности Христа и предполагаемым сатанинством, чем его космологическими доктринами».
  5. ^ Адам Франк (2009). Постоянный огонь: помимо дебатов о науке и религии , University of California Press, стр. 24: «Хотя Бруно, возможно, и был блестящим мыслителем, чьи работы служат мостом между древней и современной мыслью, его преследования нельзя рассматривать исключительно в свете войны между наукой и религией ».
  6. ^ Уайт 2002 , с. 7: «Возможно, это была самая опасная идея из всех... Если бы существовали другие миры, в которых жили разумные существа, посещали ли они их тоже? Идея была совершенно немыслимой».
  7. ^ Шекелфорд, Джоэл (2009). «Миф 7. Джордано Бруно был первым мучеником современной науки». В цифрах, Рональд Л. (ред.). Галилей попадает в тюрьму и другие мифы о науке и религии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 66. «Тем не менее, факт остается фактом: космологические вопросы, особенно множественность миров, всегда вызывали определенную озабоченность и появляются в сводном документе: Бруно неоднократно допрашивался по этим вопросам, и он, по-видимому, отказался отречься от них в конце.14 Итак, Бруно, вероятно, был сожжен заживо за решительное отстаивание ряда ересей, среди которых его учение о множественности миров занимало видное место, но ни в коем случае не было единственным».
  8. ^ Гатти, Хилари (26 октября 2012 г.). «Почему «Спокойная универсальная философия» Джордано Бруно сгорела» . В Лавери, Джонатан; Гроарк, Луи; Свит, Уильям (ред.). Идеи под огнем: исторические исследования философии и науки в невзгодах . Фэрли Дикинсон. стр. 116–118. ISBN  978-1-61147-543-2 . Одним из первых и наиболее примечательных событий стало растущее осознание того, что более ранние комментаторы действительно были правы, считая суд над Бруно тесно связанным с судом над Галилеем (...) Жан Зайденгарт подчеркнул, что на протяжении всего процесса особое внимание уделялось Доктрина Бруно о множественности миров» и «Однако Бруно, столь откровенно признавая свою дистанцию ​​от католической теологии, косвенно ставил под сомнение такую ​​систему права, которая навязывала его совести взгляды, отличные от его собственных. (...) он делал это во имя принципа религиозного плюрализма, который вытекал непосредственно из его космологии.
  9. ^ Мартинес, Альберто А. (2018). Сожженные заживо: Джордано Бруно, Галилей и инквизиция . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-1780238968 .
  10. ^ Койре, Александр (1980). Галилеоведение (на испанском языке). Мексика DF: Siglo XXI Editores. стр. 159–169. ISBN  978-9682310355 .
  11. ^ Gatti 2002 , стр. 18–19: Ибо Бруно утверждал для философа принцип свободы мысли и исследования, который подразумевал совершенно новую концепцию авторитета: концепцию индивидуального интеллекта в его серьезном и постоянном стремлении к автономному исследованию… Это невозможно понять рассматриваемую проблему и справедливо оценить позицию, которую Бруно занял в своей жизни, не принимая во внимание вопрос свободы мысли и свободы выражения. Его настойчивость в том, чтобы поставить этот вопрос в центр как своей работы, так и своей защиты, является причиной того, почему Бруно остается такой значимой фигурой современного мира. Если существует, как утверждают многие, неразрывная связь между наукой и свободой исследования, то Бруно был среди тех, кто гарантировал будущее вновь возникающих наук, а также утверждал в более широком смысле общий принцип свободы мысли и выражения. "
  12. ^ Аквилеккья, Монтано и Бертрандо 2007 : «В Риме Бруно был заключен в тюрьму на семь лет и подвергнут тяжелому суду, в ходе которого подробно анализировались все его философские идеи. Бруно, который в Венеции был готов отказаться от некоторых тезисов, становился все более решительным. и заявил 21 декабря 1599 г., что он «не хотел раскаиваться в том, что у него слишком мало средств для покаяния, и фактически не знал, в чем каяться». Объявленный нераскаявшимся еретиком и отлученный от церкви, он был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме в Пепельную среду, 17 февраля 1600 года. На костре вместе с Бруно сгорели надежды многих, в том числе философов и добросовестных ученых, таких как Галилей, которые думали, что смогут совместить религиозную веру и научные исследования, будучи при этом принадлежащими к церковной организации, провозглашающей себя хранителем абсолютной истины и поддерживающей культурную воинственность, требующую постоянной приверженности и подозрительности».
  13. ^ Основная работа об отношениях между Бруно и герметизмом - Yates 1964 ; альтернативную оценку, уделяющую больше внимания каббале, а не герметизму, см. DeLeon-Jones 1997 ; возвращение к акценту на роли Бруно в развитии науки и критику акцента Йейтса на магических и герметических темах см. Gatti 2002 .
  14. ^ Алессандро Г. Фаринелла и Кэрол Престон, «Джордано Бруно: неоплатонизм и колесо памяти в «De Umbris Idearum»», в Renaissance Quarterly , Vol. 55, № 2 (лето 2002 г.), стр. 596–624.
  15. ^ Сайбер 2005 .
  16. ^ Певица 1968 .
  17. Это записано в дневнике некоего Гийома Котена, библиотекаря аббатства Сен-Виктор, который записал воспоминания о ряде личных бесед, которые он имел с Бруно. Об этом посвящении Бруно упоминает также в Посвящении Каббалы Пегаса ( Cabala del Cavallo Pegaseo , 1585).
  18. ^ Аквилеккья, Монтано и Бертрандо 2007 , с. 11.
  19. Госслен утверждает, что отчет Бруно о том, что он вернулся в доминиканскую одежду в Падуе, предполагает, что он сохранял постриг по крайней мере до своего прибытия в Женеву в 1579 году. Он также предполагает, что вполне вероятно, что Бруно сохранял постриг даже после этого момента, демонстрируя продолжающееся и глубокая религиозная привязанность, противоречащая тому, как Бруно изображают мучеником за современную науку. Вместо этого, утверждает Госслен, Бруно следует понимать в контексте реформистских католических диссидентов. Эдвард А. Госселин, «Голова доминиканца в одежде мирянина? Исправление к научной иконографии Джордано Бруно», в журнале The Sixteenth Century Journal , Vol. 27, № 3 (осень 1996 г.), стр. 673–678.
  20. ^ Певица 1968 , с. [ нужна страница ] : «Следуя северным маршрутом обратно через Брешию, Бруно прибыл в Бергамо, где возобновил монашеский образ жизни. Возможно, он посетил Милан, а затем, покинув Италию, пересек Альпы через перевал Мон-Сени и прибыл в Шамбери. Он описывает свой гостеприимный прием. там у Доминиканского монастыря, но он снова не получил поощрения остаться, и он отправился в Лион. Дальнейшие передвижения Бруно неясны. В 1579 году он достиг Женевы».
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сальвестрини, Виргилио (1958). Библиография Джордано Бруно (на итальянском языке). Флоренция.
  22. ^ Певица 1968 , с. 12.
  23. ^ Боултинг 1914 , с. 42.
  24. ^ Боултинг 1914 , стр. 44–45.
  25. ^ Боултинг 1914 , стр. 46–47.
  26. ^ Боултинг 1914 , с. 48–49.
  27. ^ Боултинг 1914 , стр. 49–52.
  28. ^ Боултинг 1914 , с. 51.
  29. ^ Боултинг 1914 , с. 53.
  30. ^ Боултинг 1914 , стр. 56–57.
  31. ^ Боултинг 1914 , стр. 57–58.
  32. ^ Вайнер, Эндрю Д. (1980). «Изгнание зверя: приключения Бруно в Англии». Современная филология . 78 (1): 1–13. дои : 10.1086/391002 . JSTOR   437245 . S2CID   161642786 .
  33. ^ Ханнэм, Джеймс. Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки . ООО «Икона Букс» , 2009, 312, ISBN   978-1848310704
  34. ^ Босси, Джон (1991). Джордано Бруно и дело посольства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-04993-0 .
  35. ^ Джон Гриббин (2009). В поисках мультивселенной: параллельные миры, скрытые измерения и окончательный поиск границ реальности . ISBN   978-0470613528 . п. 88
  36. ^ Сгарби, Марко (2022). Энциклопедия философии Возрождения . Нью-Йорк: Международное издательство Springer. ISBN  978-3-319-141695 . . п. 255
  37. ^ Боултинг 1914 , стр. 112–113.
  38. ^ Боултинг 1914 , стр. 189–194.
  39. ^ Боултинг 1914 , стр. 196–197.
  40. ^ Боултинг 1914 , стр. 207–213.
  41. ^ Боултинг 1914 , стр. 214–219.
  42. ^ Бруно 1998 , с. xxxvi.
  43. ^ Боултинг 1914 , стр. 224–225.
  44. ^ «Джордано Бруно» . Британская энциклопедия . Проверено 8 мая 2014 г. В то время такой шаг не казался слишком рискованным: Венеция была, безусловно, самым либеральным из итальянских государств; напряжение в Европе временно ослабло после смерти непримиримого папы Сикста V в 1590 году; протестант Генрих Бурбонский теперь находился на троне Франции, и религиозное умиротворение казалось неизбежным.
  45. ^ Боултинг 1914 , с. 249.
  46. ^ Боултинг 1914 , стр. 253–257.
  47. ^ Боултинг 1914 , стр. 257–258.
  48. ^ Боултинг 1914 , с. 259.
  49. ^ Боултинг 1914 , стр. 287–288.
  50. ^ Боултинг 1914 , с. 292.
  51. ^ «II Краткое изложение суда над Джордано Бруно с приложением документов о ереси и инквизиции в Модене в 16 веке», под редакцией Анджело Меркати, в « Исследованиях и текстах» , том. 101.
  52. ^ Фирпо 1993 .
  53. ^ Певица 1968 , гл. 7: «Злорадный отчет обо всем ритуале дан в письме, написанном в тот самый день юношей по имени Гаспар Шопп из Бреслау, недавно принявшим католицизм, к которому Папа Климент VIII оказал большое расположение, посвятив его рыцарю Св. Петр и граф Священного дворца Шопп обращались к Конраду Риттерсхаузену. Он рассказывает, что из-за своей ереси Бруно был публично сожжен в тот день на площади цветов перед театром Помпея. Он высмеивает веру итальянцев. что каждый еретик является лютеранином. Очевидно, что он присутствовал на допросах, поскольку он подробно рассказывает о жизни Бруно, о делах и доктринах, за которые его привлекли к ответственности, и дает яркое описание последнего появления Бруно. Перед своими судьями 8 февраля мы обязаны знать, как повел себя Бруно во время вынесения приговора. Когда приговор был объявлен, как пишет Шопп, Бруно с угрожающим жестом обратился к своим судьям: «Возможно, вы, выносящие мой приговор, находитесь в большем страхе, чем». Я, получивший его». Таким образом, его отправили в тюрьму, — злорадствует новообращенный, — и дали восемь дней на то, чтобы отречься, но напрасно. Поэтому сегодня его привели к погребальному костру. Когда перед смертью ему был показан образ нашего Спасителя, он с отвращением лица гневно отверг его. Вот так, мой дорогой Риттерсхаузен, у нас принято выступать против таких людей или, вернее, таких чудовищ».
  54. ^ Фицджеральд, Тимоти (2007). Беседа о цивилизованности и варварстве . Издательство Оксфордского университета. п. 239. ИСБН  978-0-19-804103-0 . Проверено 11 мая 2017 г.
  55. ^ «Краткое содержание суда над Джордано Бруно с приложением документов о ереси и инквизиции в Модене в 16 веке», под редакцией Анджело Меркати, в « Исследованиях и текстах» , том. 101; Точная терминология инструмента, используемого для того, чтобы заставить Бруно замолчать перед сожжением, записана как деревянные тиски или «деревянные тиски», а не железный шип, как иногда утверждают другие источники.
  56. ^ Валентинуцци, Макс Э. (4 октября 2019 г.). «Джордано Бруно: расширитель Вселенной Коперника» . IEEE Пульс . 10 (5): 23–27. дои : 10.1109/MPULS.2019.2937244 .
  57. ^ Роуленд 2016 , с. 8 .
  58. ^ Эдвард А. Госслен, «Голова доминиканца в одежде мирянина? Исправление к научной иконографии Джордано Бруно», в The Sixteenth Century Journal , Vol. 27, № 3 (Осень, 1996), с. 674
  59. ^ Роберт МакНалти, «Бруно в Оксфорде», в Renaissance News, 1960 (XIII), стр. 300–305.
  60. ^ Хопкинс, Джаспер (1985). Николай Кузанский об ученом невежестве: перевод и оценка De docta ignorantia (2-е изд.). Миннеаполис: Эй Джей Беннинг Пресс. стр. 89–98. ISBN  978-0938060307 . OCLC   12781538 .
  61. ^ Серто, Мишель Де; Портер, Кэтрин (1987). «Взгляд Николая Кузанского». Диакритика . 17 (3): 15. дои : 10.2307/464833 . ISSN   0300-7162 . JSTOR   464833 .
  62. ^ Койре, Александр (1943). «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК». Вестник Польского института искусств и наук в Америке . 1 : 705–730.
  63. ^ Блэквелл, Ричард (1991). Галилей, Беллармин и Библия . Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам. п. 25. ISBN  978-0268010249 .
  64. ^ См., например, Космографию Питера Апиана, Антверпен, 1539 г. , и ее внешнюю сферу.
  65. ^ Рассел, Генри Норрис (1931). «Наведение порядка в созвездиях». Научный американец . 144 (6): 380–381. Бибкод : 1931SciAm.144..380R . doi : 10.1038/scientificamerican0631-380 . ISSN   0036-8733 .
  66. ^ Алессандро Де Анжелис и Катарина Эспириту Санто (2015), «Вклад Джордано Бруно в принцип относительности» (PDF) , Журнал астрономической истории и наследия , 18 (3): 241–248, arXiv : 1504.01604 , Bibcode : 2015JAHH ...18..241D , doi : 10.3724/SP.J.1440-2807.2015.03.02 , S2CID   118420438 , заархивировано из оригинала (PDF) 26 января 2016 г. , получено 19 января 2016 г.
  67. ^ Джордано Бруно, Теофило, в La Cena de le Ceneri, «Третий диалог», (1584), изд. и транс. С. Л. Яки (1975).
  68. ^ Джордано Бруно, Теофило, в книге «Причина, принцип и единство», «Пятый диалог», (1588), изд. и транс. Джек Линдси (1962).
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруно, Джордано (1584). «Третий диалог» . О бесконечной вселенной и мирах . Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 года.
  70. ^ Сотер, Стивен (13 марта 2014 г.). «Космос Джордано Бруно» . Обнаружить . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 26 июля 2021 г.
  71. ^ «Джордано Бруно: О бесконечной вселенной и мирах (De l'Infinito Universo et Mondi) Вводное послание: Аргумент третьего диалога» . Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  72. ^ Хетерингтон, Норрис С., изд. (2014) [1993]. Энциклопедия космологии (Возрождение Рутледжа): исторические, философские и научные основы современной космологии . Рутледж. п. 419. ИСБН  978-1317677666 . Проверено 29 марта 2015 г. Бруно (из уст своего персонажа Филотея) в своей книге « De l'infinito universo et mondi» (1584) утверждает, что «бесчисленные небесные тела, звезды, земные шары, солнца и земли могут быть нами ощутимо восприняты в них, и бесконечное число их может быть быть выведено нашим собственным разумом».
  73. ^ Макс Тегмарк , Параллельные вселенные , 2003 г.
  74. ^ Бернацкий, Лориляй; Клейтон, Филип (2014). Панентеизм в мировых традициях . ОУП США. ISBN  9780199989898 .
  75. ^ Тилике, Хельмут (ноябрь 1990 г.). Современная вера и мысль . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 120 . ISBN  9780802826725 . Бруно панентеист.
  76. ^ Макс Бернхард Вайнстен, Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и знания о природе («Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы») (1910), стр. 321: «Поэтому, возможно, можно поверить, что вся система представляет собой возвышение физического из его природы в божественное или излучение физического через божественное; и то, и другое — своего рода пандеизм. отличается от неразделенной вселенной; Бог есть природная природа, мировая душа, мировая сила. Поскольку Бруно категорически отказывается учить против религии, такие утверждения следует понимать наоборот: мировая сила, мировая душа, природная природа, вселенная. в Боге, душе мировой, природе природы, единой вселенной Бруно говорит также о нескольких частях вселенского разума, первоспособности и первичной реальности. бесконечен и не имеет начала и конца; в том же смысле всеохватывающ, что и Бог. Но не совсем как Бог, Бог всеобъемлющ во всем и в индивидуальном, но мир во всем, но не в индивидуальном. поскольку оно допускает части внутри себя.
  77. ^ Обзор Welt- und Lebensansschauungen, Emerging from Religion, Philosophy and Nature Knowledge («Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и восприятия природы») в Эмиле Шюрере , Адольфе фон Гарнаке , редакторах, Theological Literature Journal («Богословский литературный журнал» Литературный журнал»), том 35, графа 827 (1910 г.): «Автор, по-видимому, имел в виду классификацию: религиозные, рациональные и научно обоснованные мировоззрения, но затем счел затруднительным осуществить данный материал и заменил ее той; коммуницируется, то есть принцип Классификации можно увидеть лишь смутно. Вероятно, это также связано с неприглядным греко-латинским гибридным словом «пандеизм», которое автор, согласно стр. 228, понимает под ним. «возросший и единый анимизм», в отличие от более метафизического пантеизма, популярного типа религиозной интерпретации мира. Если кто-то заимствует это, то удивляется широкому охвату, который впоследствии придается этому термину. Согласно стр. 284, Скот Эригена — законченный пандеист, а согласно стр. 300, Ансельм Кентерберийский — «полупандеист»; Но своего рода пандеизм обнаруживается также у Николауса Кузанского и Джордано Бруно, даже у Мендельсона и Лессинга (стр. 306, 321, 346)». Перевод : «Автор, очевидно, намеревался разделить религиозную, рациональную и научно обоснованную философию, но обнаружил, что его материал ошеломляет, что привело к попытке, которая может лишь смутно просвечивать принцип классификации. Вероятно, это также является источником неприглядного греческого Латинское сложное слово «пандеизм». На странице 228 он понимает отличие от более метафизического пантеизма, расширенного единого анимизма, который является популярным религиозным мировоззрением. Вспоминая об этом заимствовании, мы были поражены огромным размахом этого термина. Согласно странице 284, Скот Эригена. является одним целым, на стр. 300 Ансельм Кентерберийский является «полупандеистом», но также Николай Кузанский и Джордано Бруно, и даже у Мендельсона и Лессинга обнаруживается своего рода пандеизм (стр. 306 321 346.)».
  78. ^ Пауэлл, Кори С. (13 марта 2014 г.). «Защищая Джордано Бруно: ответ соавтора «Космоса» » . Обнаружить . Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 года. Бруно воображает, что все планеты и звезды имеют душу (часть того, что он подразумевает под тем, что все они имеют одинаковый «состав»), и использует свою космологию как инструмент для продвижения анимистической или пандеистской теологии.
  79. ^ Майкл Ньютон Кис (2019). Невероятное: 7 мифов об истории и будущем науки и религии . стр. 149–150.
  80. Дэвид Сешнс, « Как «Космос» искажает историю религии и науки », The Daily Beast , 23 марта 2014 г.: «Бруно, например, был «пандеистом», то есть верил, что Бог превратил себя во всю материю. и перестал существовать как отдельная сущность сам по себе».
  81. ^ Сейфе, Чарльз (1 марта 2000 г.). «Ватикан сожалеет о сожжении космолога» . Наука сейчас . Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 24 июня 2012 г.
  82. ^ Робинсон, бакалавр искусств (7 марта 2000 г.), Извинения Папы Иоанна Павла II , Консультанты Онтарио. Проверено 27 декабря 2013 г.
  83. ^ «Джордано Бруно и Галилео Галилей», Ежемесячник популярной науки, приложение, 1878 г.
  84. ^ Антуанетта Манн Патерсон (1970). Бесконечные миры Джордано Бруно . Чарльз К. Томас, Спрингфилд, Иллинойс, 1970, с. 16.
  85. ^ Патерсон, с. 61.
  86. ^ Бруно 1998 , «Введение».
  87. ^ Бруно 1998 , с. 63.
  88. ^ Йейтс 1964 , с. 225.
  89. ^ Фейнгольд, Мордехай; Викерс, Брайан (1984). Оккультные и научные менталитеты в эпоху Возрождения . стр. 73–94. дои : 10.1017/CBO9780511572999.004 . ISBN  978-0511572999 .
  90. ^ Лекции Гегеля по истории философии, переведенные Э. С. Холдейном и Ф. Х. Симсоном, в трех томах. Том III, с. 119. Гуманитарная пресса, 1974, Нью-Йорк.
  91. ^ Бруно 1998 , с. х.
  92. ^ Патерсон, с. 198.
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайт 2002 , с. 7.
  94. ^ Йейтс 1964 , стр. 354–356.
  95. ^ Шейла Рабин, «Николай Коперник» в Стэнфордской энциклопедии философии (онлайн. Проверено 19 ноября 2005 г.).
  96. ^ «Краткое содержание суда над Джордано Бруно: Рим, 1597 год» . Секретные архивы Ватикана. Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
  97. ^ Финдлен, Паула (10 сентября 2008 г.). «Голодный ум: Джордано Бруно, философ и еретик» . Нация . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 19 сентября 2008 г. Кампо деи Фьори была украшена флагами с масонскими символами. Политики, ученые и атеисты произносили пламенные речи о важности увековечивания памяти Бруно как одного из самых оригинальных и угнетаемых вольнодумцев своего времени.
  98. ^ Бхаттачарджи, Юдхиджит (13 марта 2008 г.). «Подумай об этом». Наука . 319 (5869): 1467. doi : 10.1126/science.319.5869.1467b . S2CID   220094639 .
  99. ^ Шмидт-Саломон, Майкл (26 февраля 2008 г.). «Джордано Бруно Денкмаль» .
  100. ^ Госселин, Эдвард А. (1996). «Голова доминиканца в одежде мирянина? Исправление к научной иконографии Джордано Бруно». Журнал шестнадцатого века . 27 (3): 673–678. дои : 10.2307/2544011 . JSTOR   2544011 .
  101. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пауэлл, Кори С. (10 марта 2014 г.). « Космос выбрал не того героя?» . Обнаружить . Издательство Калмбах . Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 16 марта 2014 г.
  102. ^ Розенау, Джош (18 марта 2014 г.). «Почему Космос сосредоточил внимание на Джордано Бруно?» . Национальный центр научного образования . Проверено 14 апреля 2014 г.
  103. ^ Сешнс, Дэвид (3 марта 2014 г.). «Как «Космос» искажает историю религии и науки» . Ежедневный зверь . Проверено 8 мая 2014 г.
  104. ^ Суинберн, Алджернон Чарльз . «Памятник Джордано Бруно» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
  105. ^ Милош, Чеслав . «Кампо Деи Фиори» . Проверено 7 февраля 2017 г.
  106. ^ Мордехай; Маркус, Эрин (1 февраля 1958 г.). «26. Освободители Джаррелла» . Экспликатор . 16 (5): 65–67. дои : 10.1080/00144940.1958.11481973 . ISSN   0014-4940 .
  107. ^ «Эпифаническая структура Тома Ханли в Ars Poetica Хизер МакХью,« Что он думал »» . Поэзия напряжения . 21 февраля 2013 г.
  108. ^ Джеймс Джойс, Письмо Гарриет Шоу Уивер, 27 января 1925 г., Избранные письма , стр. 307
  109. ^ Макхью, Роланд. Аннотации к «Поминкам по Финнегану». Балтимор: Университет Джонса Хопкинса, 1980. Печать, xv.
  110. ^ Бонданелла, Питер Э. (2009). История итальянского кино . Международная издательская группа «Континуум».
  111. ^ «Египет Джона Кроули» . Издательский еженедельник . 1 марта 1987 года . Проверено 4 июля 2024 г.
  112. Маргарет Джонс, «Вейл — упорный еретик», критика « Последней исповеди» , Sydney Morning Herald , Spectrum, 5 августа 2000 г.
  113. ^ О'Коннелл, Джон (13 марта 2010 г.). «Ересь С. Дж. Пэрриса» . Хранитель .
  114. ^ Кон, Рэйчел (15 ноября 2006 г.). «Теософия сегодня» . Дух вещей (Стенограмма) «Пациентка Эрика: Она вступила в контакт с теософией через станцию ​​2ГБ, Станцию ​​2ГБ, когда она принадлежала Теософскому обществу. Рэйчел Кон: ГБ означает Джордано Бруно. Пациентка Эрика: Да. На самом деле мы хотели есть AB для Анни Безант, но оно слишком похоже на ABC, поэтому они сказали, что не будут его иметь». . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 12 января 2009 г.
  115. Джордано Бруно, Opéra de Francesco Filidei, Calendrier , по состоянию на 20 декабря 2023 г.
  116. Джордано Бруно, Opéra de Francesco Filidei, Musique , по состоянию на 20 декабря 2023 г.
  117. Джордано Бруно, Opéra de Francesco Filidei, Livret , по состоянию на 20 декабря 2023 г.
  118. ^ «Избранная аналитическая библиография произведений для саксофона композиторов, связанных с Дармштадтскими международными летними курсами новой музыки: 1946-2021» , Кристофер Марк ДеЛуи, диссертация DMA, Университет Западной Вирджинии, 2021 г., doi : 10.33915/etd.10239 , стр. 105-106.
  119. ^ Нэш, Лиза (5 декабря 2016 г.). «Avenged Sevenfold – The Stage (обзор альбома)» . Загадочный рок . Проверено 23 декабря 2016 г.
  120. ^ Максвелл, Люк. «Рецензия на любопытные произведения Роджера Дойла» . Дублин InQuirer . Проверено 27 марта 2024 г.
  121. ^ Генрих, Даниэль (12 ноября 2018 г.). «Берлинская конференция по правам человека выступает против национализма, религиозного фундаментализма» . Немецкая волна .
  122. ^ Шуч, Х. Пол. «Техническая награда Джордано Бруно от SETI League, Inc.» . setileague.org . Проверено 25 февраля 2017 г. .
  123. ^ «Джордано Бруно: Cantus Circaeus («Заклинание Цирцеи»)» . www.esotericarchives.com
  124. ^ Мертенс, Мануэль (2009). «Взгляд на «Сборную архитектуру и дополнение искусства Луллия» Бруно ». Бруниана и Кампанеллиана 15 (2): 513–525. JSTOR   24336760 .
  125. ^ «Тридцать опасных печатей | Ход мыслей» .
  126. ^ « Значения слова «сжатие» в «Печати печатей» Джордано Бруно - Посох» . 30 марта 2005 г.
  127. ^ «Джордано Бруно: Героическое безумие ('De Gli Eroici Furori')» . www.esotericarchives.com .
  128. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Все о небесах — обратная страница источников» . allaboutheaven.org .
  129. ^ Вассани, Миклош (2010). Anima Mundi: Возникновение теории мировой души в современной немецкой философии . Спрингер. ISBN  978-9048187966 .
  130. ^ Блюм 2012 , с. 73 .
  131. ^ Блюм 2012 , с. 19 .
  132. ^ «Прогресс и охотничья лампа логических методов» . Галилей . 24 июня 2015 г.
  133. ^ Роуленд, Ингрид Д. (сентябрь 2009 г.). Джордано Бруно . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226730240 .
  134. ^ «УДОВОЛЬСТВИЕ СПОРА» - через Интернет-архив.
  135. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блюм 2012 , с. 90 .
  136. ^ Кулиано, Иоан П. (1987). Эрос и магия в эпоху Возрождения . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226123165 .
  137. ^ «Джордано Бруно» . Британская энциклопедия . 19 февраля 2024 г.
  138. ^ «Книга о монаде, числе и фигуре» . энциклопедия Британская
  139. ^ Бруно, Джордано (1609). «Высшие термины метафизики» .
  140. ^ Блюм 2012 , с. 79 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адамсон, Роберт ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). «Бруно, Джордано » энциклопедия Британская Том. 4 (11-е изд.). стр. 100-1 686–687.
  • Блюм, Пол Ричард (1999). Джордано Бруно . Мюнхен: Бек Верлаг. ISBN  978-3-406-41951-5 .
  • Блюм, Пол Ричард (2021). «Джордано Бруно» . Интернет-энциклопедия философии .
  • Бомбассаро, Луис Карлос (2002). В тени Дианы: метафора охоты в творчестве Джордано Бруно (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг Верлаг.
  • Бруно, Джордано (2024). Гатти, Хилари (ред.). Изгнание торжествующего зверя: борьба с торжествующим зверем . Университет Торонто Пресс. ISBN  978-1-4875-5200-8 .
  • Кулиану, Иоан П. (1987). Эрос и магия в эпоху Возрождения . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-12315-8 .
  • Кесслер, Джон (1900). Джордано Бруно: Забытый философ . Рационалистическая ассоциация.
  • Нокс, Дилвин (2019). «Джордано Бруно» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  • Макинтайр, Дж. Льюис (1997). Джордано Бруно . Издательство Кессинджер. ISBN  978-1-56459-141-8 .
  • Мендоса, Рамон Г. (1995). Ацентрический лабиринт. Прелюдия Джордано Бруно к современной космологии . Книги Элементов. ISBN  978-1-85230-640-3 .
  • Мишель, Поль Анри (1973). Космология Джордано Бруно . Перевод REW Мэддисона. Париж: Германн. ISBN  0-8014-0509-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 461cb909eaf27f6fe040f5c95234e351__1721763540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/51/461cb909eaf27f6fe040f5c95234e351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giordano Bruno - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)