Венецианская Святая Инквизиция
Венецианская инквизиция , формально Священная канцелярия ( лат . Sanctum Officium ), была трибуналом, созданным совместно венецианским правительством и католической церковью для подавления ереси на всей территории Венецианской республики . Инквизиция также вмешивалась в дела о святотатстве, вероотступничестве, запрещенных книгах, суевериях и колдовстве. Он был основан в 16 веке и упразднен в 1797 году. [1]
История
[ редактировать ]Ранние инквизиции
[ редактировать ]В Венецианской республике дож , как высшая судебная власть, отвечал за подавление ереси , которая рассматривалась как угроза хорошему порядку в обществе. Тем не менее, ересь, хотя и считается одним из самых отвратительных преступлений, не указана в качестве преступления в promissio Maleficiorum 1232 года, документе, пересмотренном дожем Якопо Тьеполо, в котором четко сформулированы наказуемые преступления. [2] [3] Конкретные магистраты, расследующие еретиков и помогающие дожу в случаях ереси, впервые упоминаются в коронационной клятве, герцогском обещании , дожа Марино Морозини , датированного 13 июня 1249 года. [4] [примечание 1] Эти магистраты были мирянами, лично выбранными дожем за их религиозную преданность и честность. Хотя им были даны полномочия преследовать по суду дела о ереси, фактический допрос подозреваемых лиц проводился патриархом Градо , епископом Оливоло и другими венецианскими епископами, которые, как ординарии, обладали юрисдикцией в силу своих должностей. Дож совместно с Большим советом и Малым советом сохранял за собой судебную власть в отношении вынесения приговоров, включая сожжение на костре . [5] [примечание 2]
12 августа 1289 года под давлением Папы Николая IV Великий Совет проголосовал за допуск папской инквизиции на территории Венеции. [4] Постановление совета с соответствующими положениями было включено в папскую буллу от 28 августа 1289 года, официально учредившую Святую канцелярию в Венеции. Однако венецианское правительство оставило за собой определенную степень контроля, чтобы гарантировать свой суверенитет и юрисдикцию во всех вопросах, касающихся государства. В частности, дож сохранял за собой право вмешиваться в дела инквизиции, а инквизитор, назначаемый непосредственно папой , должен был принести клятву верности республике в руках дожа, с формальным обещанием ничего не скрывать. от правительства. Государство также осуществляло финансовый контроль посредством фонда, управляемого правительством, который получал имущество, конфискованное у еретиков, и, в свою очередь, покрывал расходы Святой Канцелярии. [6]
Инквизиционная деятельность в Венеции носила спорадический характер после 1423 года, когда правительство приостановило выплату стипендии инквизитору, но она усилилась, начиная с 1530-х годов, в основном в ответ на протестантскую Реформацию . Возобновление инквизиторской деятельности также соответствовало более широким усилиям по морализации общества и завоеванию благосклонности Бога после поражения венецианцев в битве при Аньяделло в 1509 году, поражения, которое было истолковано как божественное наказание за моральное разложение венецианцев. [7]
Римская инквизиция
[ редактировать ]
В 1542 году папа Павел III учредил римскую инквизицию в рамках усилий католической церкви по подавлению протестантизма в период Контрреформации . В отличие от более ранних инквизиций, которые поручали светским властям наказывать еретиков, новый институт напрямую зависел от Святого Престола и имел все полномочия на всей территории итальянского полуострова выявлять и допрашивать еретиков и выносить приговоры, включая смертную казнь. Целью было устранить религиозное инакомыслие и обеспечить единообразие доктрины. [8] Светских правителей папа предупреждал о рисках, связанных с ересью: социальных беспорядках, подрыве власти и даже гневе Божием на те правительства, которые терпят грех. [9] [10]
За создание римской инквизиции решительно выступал кардинал Джан Пьетро Карафа, впоследствии Папа Павел IV , во многом на основе его личного опыта в Венеции. Он укрылся в городе в 1527 году после разграбления Рима и оставался там до 1536 года. В послании Папе Клименту VII в 1532 году Караффа сетовал на распространение ереси в Венеции и на ее территориях, особо отмечая присутствие странствующих отступников. , особенно монастырские францисканцы . Он предложил, что инквизиция будет лучшим средством восстановления чести Святого Престола и наказания еретиков, которые вводят верующих в заблуждение. [11]
Со своей стороны, венецианское правительство сопротивлялось созданию инквизиционного трибунала, подчинявшегося непосредственно Риму. Хотя она разделяла цель Церкви по поддержанию упорядоченного общества с иерархической структурой и общими ценностями, ее торговые интересы требовали определенной степени терпимости, которая позволяла торговцам других вероисповеданий, кроме католицизма, беспрепятственно вести дела в городе. [12] [13] Правительство также стремилось защитить свою автономию в отправлении правосудия. [14] [15] Сопротивление также возникло из-за давней венецианской концепции государства как священной сущности, уполномоченной Богом, и, как следствие, из-за утверждения правительства управлять местными церковными делами. [16]
Задача достижения компромисса между Церковью и республикой выпала на долю Джованни делла Каса , архиепископа Беневенто , который был назначен папским нунцием в Венеции в 1544 году. Он должен был учредить новый трибунал и организовать первые судебные процессы над протестантскими реформаторами. [15] Делла Каса разумно выбирал свои дела и сосредоточился на преследовании тех еретиков, которые представляли большую угрозу общественному порядку и безопасности государства, в попытке привлечь на свою сторону венецианское правительство. Изменение международного баланса сил также способствовало его делу. Смерти подряд короля Генриха VIII английского и короля Франции Франциска I укрепили позиции главного союзника церкви, императора Священной Римской империи Карла V , который перешел в наступление против Шмалькальдского союза протестантских принцев. В этой новой реальности предыдущие попытки Венеции противостоять влиянию Священной Римской империи путем развития отношений с Англией , Францией и Лигой больше не были практически осуществимыми. Благоразумие требовало большей поддержки империи и церкви. [17] [18]
Переговоры между делла Касой и венецианским правительством о создании римской инквизиции в Венеции продолжались. На предложение венецианцев о том, чтобы юрисдикция принадлежала венецианским епископам как ординариям, Павел III возразил, что ординариев недостаточно и что время имеет решающее значение. Было также предложено, чтобы Церковь могла рассматривать дела только по ереси, но что все другие связанные с этим правонарушения будут переданы на рассмотрение государства. Выходом из тупика стало создание Малым советом трёх сави аллересия (мудрецов ереси) 22 апреля 1547 года. [4] Эти венецианские чиновники, которых описывали как «честных, благоразумных и католиков» ( «probi, Discreti e cattolici uomini» ), должны были помогать церковному трибуналу и контролировать его с целью защиты суверенитета республики и ее юрисдикции над своими подданными. . [19] Они должны были блокировать любые действия Святой Канцелярии, которые могли нарушать венецианские законы и обычаи или иметь последствия для экономических, социальных и дипломатических интересов государства. Без их участия разбирательство инквизиции было бы недействительным ipso iure . [5] [20] Хотя Святая канцелярия в Риме стремилась к усилению клерикального контроля, делла Каса заверил свое начальство, что три дворянина, выбранные в качестве первых сави аллересий, намерены подавлять ересь. [21] Сам дож Франческо Дона заявил, что «нет ничего более подходящего христианскому принцу, чем религиозное рвение и защита католической веры». [22]
Состав
[ редактировать ]Венецианская Святая канцелярия состояла из шести членов, трех священнослужителей и трех мирян, а также сотрудников.
Священнослужители
[ редактировать ]
Инквизитор, как судья-делегат папы, отвечал за проведение процесса и выявление ереси. В идеале он был богословом не моложе 40 лет, и желательно, чтобы он также имел квалификацию в области канонического права . В разбирательствах ему помогал комиссар , исполнявший обязанности его заместителя. [23] Хотя инквизитор назначался Папой, формальный грант Полной коллегии , исполнительного комитета Сената . для того, чтобы вновь назначенный инквизитор мог приступить к службе, требовался Более того, он в основном служил в интересах венецианского правительства, которое могло потребовать его замены: в 1560 году правительство потребовало смещения Филиппо Перетти, позже Папы Сикста V , за его непримиримость. инквизитор, с 1289 года францисканец назначался С этого дня от ордена доминиканцев . [24] [25]
В состав Венецианской Святой Канцелярии также входил папский нунций. Как дипломатический представитель папства, он мог напрямую вмешиваться в дела венецианского правительства, защищая интересы церкви и инквизиции, особенно в спорных случаях. Его участие гарантировало, что инквизиция в Венеции оставалась подчиненной Священной канцелярии в Риме и действовала с полной властью Папы. Он пользовался судебной властью легата по церковным вопросам и отвечал за все инквизиторские трибуналы на подвластных Венеции территориях. Часто папского нунция заменял генеральный аудитор, который был штатным сотрудником и обеспечивал необходимую преемственность от одного нунция к другому. [26] [27]
Как обычно, патриарх Венеции (ранее патриарх Градо) или его генеральный викарий обладал юрисдикцией в делах о ереси в силу своей должности. Соответственно, он был членом Священной инквизиции, представляющей интересы местной церкви. [21] [28]
Сави к ереси
[ редактировать ]Представляя интересы государства и защищая права и привилегии Венеции, были три сави аллересии . Все миряне, первоначально они были выбраны Малым советом, состоящим из дожа и шести советников. Но закон от 5 июня 1554 г. оставил выборы только за советниками, при этом дож сохранил право предложения. Реформа, датированная 7 июня 1556 года, предоставила Полной коллегии полномочия на выборы, которые после 8 апреля 1595 года стали прерогативой всего Сената. Срок был установлен в два года с возможностью продления. [9] Отныне savi all'eresia стали magistratura senatoriale (сенаторская магистратура), постоянным подкомитетом Сената. Их выбирали из числа сенаторов, обычно людей, бывших членами Совета десяти , ответственных за государственную безопасность, или бывших послов республики в Риме. [4] Исключались так называемые папалисти , члены тех патрицианских семей, которые поддерживали тесные связи с папским двором и часто пользовались церковными преимуществами в виде должностей и бенефиций . [29] присутствие хотя бы одного из сави аллересий Для созыва инквизиции было необходимо разрешение savi all'eresia . . Они санкционировали ордер на арест, и хотя приговор был вынесен только тремя священнослужителями, для его исполнения было необходимо [26] [25]
Слушания
[ редактировать ]Венецианская Святая канцелярия регулярно собиралась по вторникам, четвергам и субботам в церкви Святого Теодора, примыкающей к церкви Святого Марка , герцогской капелле. [26] Примерно треть разбирательств касалась вопросов, непосредственно связанных с Венецией. Трибунал дополнительно функционировал как окружной суд для всей Венецианской республики, включая инквизиторские суды в Падуе , Тревизо , Вероне , Ровиго , Виченце , Удине и Брешии , а также на заморских территориях . [примечание 3] Хотя он не всегда выполнял функции апелляционного суда, он мог вызывать находящиеся в его распоряжении дела для дальнейшего расследования и повторно рассматривать любое дело, находящееся в пределах его юрисдикции. [30] Венецианская Святая канцелярия также поддерживала обычную переписку со Священной канцелярией в Риме, от которой получала директивы. Он направлял все приговоры в Рим на утверждение и мог передать стенограммы всего дела, если возникли особые трудности. [31] [32]
Хотя инквизиция могла действовать по собственной инициативе всякий раз, когда возникало подозрение в ереси или венецианская светская магистратура могла уведомить религиозный трибунал о доказательствах, обнаруженных в уголовном процессе, чаще всего расследование начиналось после получения официального доноса, подписанного или анонимного. [33] [34] Некоторые из доносов касались лиц, выступавших против почитания святых , необходимости исповеди у священника, веры в реальное присутствие Христа в Святых Дарах или ценности добрых дел для спасения . Другие сигнализировали лишь о подозрительном поведении: отказе проявить преданность священным образам, несоблюдении поста и воздержании от мяса или отказе от причастия . [35] Посредством прокламаций на площадях и проповедей в церквях население поощрялось осуждать людей, подозреваемых в ереси. В частности, в случае секретности исповеди кающихся призывали сотрудничать и выявлять людей, чьи заявленные убеждения или религиозные обряды противоречили католическим учениям. Приходским священникам и школьным учителям также было рекомендовано сообщать о любых подозрениях в ереси. [36]
Время и ресурсы были ограничены, и инквизиция не реагировала на все полученные доносы: большинство доносов фактически не были расследованы. Основным критерием начала расследования был предполагаемый вред общему благосостоянию. [37] Как правило, инквизиция не решалась действовать на основе анонимного доноса, за исключением случаев, когда это представляло серьезный интерес, и в этом случае в суд вызывались лица, которые могли подтвердить обвинение. [38] Даже подписанный донос с меньшей вероятностью будет принят к исполнению, если обвинитель имел близкое знакомство с обвиняемым, будь то личное или финансовое, из-за опасений, что обвинение может быть мотивировано мстительностью. [39]
В качестве подписанного доноса обвинитель дал официальные показания. Затем на допрос были вызваны свидетели. Приходского священника также можно было вызвать для дачи показаний относительно религиозной жизни и поведения подозреваемого. Если обвинение признавалось обоснованным, обычно подтверждаемым несколькими свидетелями, от имени инквизиции выдавался ордер на арест обвиняемого, но только с одобрения savi all'eresia . Разбирательство может быть продолжено и заочно . [33] [39] В случае более серьезных обвинений часто требовались дополнительные указания Священной канцелярии в Риме, что значительно продлевало срок содержания под стражей. [40] В случае, если Святая канцелярия в Риме требовала экстрадиции подозреваемого еретика для дальнейшего допроса и наказания, необходимо было разрешение Совета Десяти. Хотя это было с готовностью предоставлено иностранцам, находившимся на территории Венеции, совет более сопротивлялся любым попыткам экстрадиции венецианских подданных, особенно представителей элитных классов.
На основании показаний прокурор-фискал , входящий в состав аппарата инквизиции, сформулировал обвинение и представил дело в суде. Как преступление мысли, ересь было трудно установить. Иногда доказательства были в виде запрещенных книг, писем или документов. [39] Но инквизиция в первую очередь исследовала мнения и идеи, а роль инквизитора заключалась в том, чтобы исследовать интеллект и волю обвиняемого и раскрыть его мотивы и намерения. [41] [42] Главной целью было добиться полного признания. [43] Пытки, в основном страппадо , а также применение огня к ногам, редко применялись Венецианской Святой Канцелярией, только примерно в трех процентах случаев, документация которых сохранилась. В соответствии с директивами, содержащимися в руководстве инквизитора Directorium Inquisitorum , оно ограничивалось ситуациями, в которых обвиняемый противоречил сам себе и уже были обнаружены явные признаки вины. [44] Более важным для получения признания было длительное заключение. [45] [примечание 4]
Хотя обвиняемому не была предоставлена возможность официальной защиты во время допроса, ему было разрешено просмотреть и ответить на показания свидетелей, которые были предоставлены обвиняемому без каких-либо имен, которые могли бы подвергнуть свидетелей мести. [46] Свидетели, давшие ложные показания, были наказаны. [47]
Официальный судебный процесс начался после того, как было собрано достаточно доказательств. Обвиняемый мог выбрать себе защитника или защитника, доктору канонического права предоставлялось право консультировать обвиняемого и формулировать защиту, которая могла проводиться по юридическим, теологическим, историческим или даже медицинским основаниям, чаще всего с заявлением о признании вины. безумия. Некоторые подсудимые просто отдались на милость суда. [48]
Смертная казнь применялась редко: только восемнадцать случаев из 1560 судебных процессов, зарегистрированных в шестнадцатом веке. [49] Несмотря на призывы священнослужителей инквизиции к образцовым и публичным казням на площади Святого Марка с целью просвещения народа и укрепления его связи с Церковью, венецианское правительство согласилось лишь на тайные казни, осуществляемые через утопление. Осужденного на рассвете отвезли в открытое Адриатическое море и в присутствии священника, читавшего молитвы за душу человека, сбросили в море, утяжелив камнем. Тайна казней была призвана сохранить международную репутацию Венеции как толерантного города, открытого для протестантских купцов. [50] [51] [примечание 5]
Юрисдикция
[ редактировать ]Марранизм и иудаизация
[ редактировать ]
Венеция экономически опиралась на еврейскую общину. Германо-итальянские евреи, в основном итальянцы, но немецкого происхождения, управляли банками в гетто , которые предоставляли кредиты под низкие проценты бедным, тогда как евреи-сефарды , как временные, так и постоянные, поддерживали важные коммерческие контакты по всему Средиземноморью, особенно в составе Османской империи . [52] Обладая большими объемами ликвидного капитала, евреи также вносили финансовый вклад в виде налогов и принудительных займов правительству. [53] В результате только пять процентов дел, рассмотренных Венецианской Святой Канцелярией в шестнадцатом и семнадцатом веках, касались еврейской общины, в основном евреев-марранов и иудействующих , христиан, принявших еврейские обычаи. [54]
С христианской точки зрения евреи, насильственно обращенные в христианство на Пиренейском полуострове, но позже вернувшиеся в иудаизм, были отступниками и еретиками. [55] Но, несмотря на то, что время от времени из гетто вывозили из гетто крещеных еврейских детей, венецианская Священная канцелярия не проявляла большого интереса к взрослым евреям, которые были крещены до прибытия в Венецию и решили жить в гетто как евреи. . [56] Хотя отдельные доносы поступали, любой инквизиционный процесс зависел бы от способности проверить события, произошедшие в Испании и Португалии. [57] Кроме того, в 1589 году Сенат проголосовал за предоставление охранной грамоты « понентийским » евреям (из Испании, Португалии и Габсбургских Нидерландов ), что позволило им легально поселиться в гетто и вести международную торговлю без расследования их религиозного прошлого. . [58] Вызывали беспокойство криптоевреи , которые якобы жили в общине как христиане, но тайно исповедовали свою еврейскую веру. Доносы, полученные Венецианской Святой Канцелярией, были аналогичны тем, которые сигнализировали о плохом христианине, в частности, о неспособности проявлять почтение к христианским святым образам, публично молиться Аве Мария , а также посещать мессу и причащаться. Но они включали и более конкретные обвинения, такие как ношение еврейской одежды, соблюдение еврейских диетических законов и воздержание от работы в субботу . [59]
Колдовство
[ редактировать ]Колдовство, колдовство и суеверия составляли примерно одну восьмую случаев в шестнадцатом веке. В семнадцатом веке пятьдесят процентов случаев касались колдовства. [54]
Цензура
[ редактировать ]В шестнадцатом веке Венеция была крупнейшим полиграфическим центром Италии: с 1550 по 1599 год было выпущено 8150 наименований. [60] Таким образом, любая цензура имела потенциальные последствия для важного сектора экономики. Тем не менее, примерно десять процентов дел, рассмотренных Венецианской Святой Канцелярией в шестнадцатом веке, касались производства, распространения или хранения запрещенных книг, тогда как на цензуру в семнадцатом веке приходилось только четыре процента дел. [54]
На территории Венеции за цензуру нес административную ответственность под руководством Совета Десяти riformatori dello studio di Padova , образовательный комитет Сената, созданный в 1517 году. Как представители государства, они были в основном озабочены контролем над политическими текстами, а также над теми моральными текстами, которые могли подорвать общественные нравы и, как следствие, поставить под угрозу правильные отношения внутри общества. В первые десятилетия протестантской Реформации религиозным сочинениям уделялось мало внимания, несмотря на растущее давление со стороны папства с требованием уничтожить книги, критикующие католическое учение. [61] Ограниченный контроль начался в 1527 году, когда Сенат постановил, что защита прав как издателя, так и автора отныне будет зависеть от выдачи разрешения — лицензии, необходимой для законного печатания любой книги. Штрафы, назначаемые esecutori contro la bestemmia (исполнителями против богохульства), были разрешены в 1543 году специально для любого типографа или книготорговца, который торговал книгами, противоречащими католической вере. Однако подобных штрафов не существовало за ввозимые книги с еретическими доктринами; поэтому протестантские книги, привезенные в город немецкими купцами, распространялись свободно. [62] Заметное усиление цензуры, направленное на устранение спорных религиозных сочинений, неизбежно последовало за учреждением римской инквизиции и созданием savi all'eresia в 1547 году. Уже в июле 1548 года около 1400 книг были публично сожжены, в основном на площади Сан-Марко. [63]
Усилия по ограничению производства и распространения еретических книг поначалу препятствовали отсутствию каких-либо общепринятых критериев для выявления нежелательных текстов. До обнародования Папой Павлом IV в 1559 году Index Librorum Prohibitorum ( Списка запрещенных книг ) в Венеции не существовало составленного списка запрещенных книг: венецианская инквизиция издавала указы против отдельных произведений. [64] Первая попытка Совета Десяти составить список запрещенных титулов в 1549 году не увенчалась успехом: венецианские печатники утверждали, что в то время даже в Риме не существовало подобного указателя. [63] Благодаря папскому индексу цензура стала более эффективной. В 1569 году, после принятия венецианцами постановлений Тридентского собора и нового Тридентского указателя (1564 года), правительство ужесточило процедуры получения лицензии на публикацию. представителя инквизиции Контроль за ввозимыми книгами ужесточался при санкционированном присутствии на таможне . Кроме того, инквизиции было разрешено посылать инспекторов в книжные магазины и типографии для конфискации несанкционированных книг. [65]
В целом дела, связанные с запрещенными книгами, быстро разрешались; доказательства были осязаемы, а типографы и книготорговцы предпочитали признаться в преступлении, связанном с незаконным оборотом запрещенных текстов, и заплатить штраф, чем подвергаться расследованию своих частных убеждений и объединений и рисковать быть обвиненными в ереси. [40] [63]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В своей истории венецианской инквизиции, «Рассуждения о происхождении, форме, законах и использовании службы инквизиции в городе и владениях Венеции» (1638 г.), Паоло Сарпи утверждает, что назначение мировых судей в 1249 г. для расследования случаев ересь и формализация судебного процесса стали результатом опасений за общественный порядок, когда иммигранты -гибеллины из Марша Тревизо и Романьи , симпатизировавшие Священной Римской империи и враждебные папе , искали убежища в Венеции. Сарпи пишет, что благоразумие венецианского правительства заключалось в том, чтобы избежать фракционной борьбы, которая потрясла города на материковой части Италии, путем создания магистратов для определения того, является ли какое-либо мнение беженцев ересью. См. Паоло Сарпи, «Рассуждения о происхождении, форме, законах и использовании службы инквизиции в городе и владениях Венеции» ([Венеция]: [pub no.], 1638), с. 32–33 и Альбанезе, Религиозная инквизиция в Венецианской республике … , с. 51
- ↑ Указ Папы Луция III от 1184 года и последующие комментарии установили, что в случаях ереси сожжение является наиболее подходящим наказанием; однако казнь должна была быть передана светской власти. Точно так же в 1216 году Четвертый Латеранский собор рекомендовал публичные сожжения, но запретил духовенству приводить в исполнение смертный приговор. См. Калимани, L'inquisizione a Venezia... , стр. 6–7.
- ↑ Местные инквизиции обычно состояли из епархиального епископа, комиссара , обычно францисканского или доминиканского монаха, который выполнял функции инквизитора, и подеста в качестве администратора венецианского правительства. См. Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , стр. 6–7 и 27.
- ↑ Венецианская Святая канцелярия первоначально использовала тюрьму должников для сестьере (района) Кастелло , недалеко от Сан-Джованни-ин-Брагора . Камеры под непосредственным контролем инквизиции были построены недалеко от площади Сан-Марко в 1580-х годах и впоследствии включены в состав Новых тюрем. См. Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , стр. 135–136.
- ↑ Джон Мартин предполагает, что тайные казни также были призваны вызвать страх у населения: «С точки зрения венецианской общественности человек, вызванный в инквизицию, особенно во второй раз, мог, казалось бы, раствориться в воздухе. никакого публичного отчета, а если человека казнили, то друзья и родственники жертвы, должно быть, полагались на ужасные слухи, обладающие мощной способностью запугивать других». См. Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 69
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Инквизиция – Европа раннего Нового времени» .
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 7
- ^ Альбанезе, Религиозная инквизиция в Венецианской республике ... , с. 51
- ^ Jump up to: а б с д Тьеполо, «Венеция» , с. 1004
- ^ Jump up to: а б Да Мосто, Государственный архив Венеции... , с. 181
- ^ Амело де ла Уссэ, История правительства Венеции… , с. 228
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , стр. 57 и 60–61.
- ^ Питталис, Инквизиция в Венеции , с. 23
- ^ Jump up to: а б Питталис, «Инквизиция в Венеции» , с. 58
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 65
- ^ Сантарелли, «Ересь, реформа и инквизиция...» , стр. 80–81
- ^ Питталис, Инквизиция в Венеции , с. 59
- ^ Сантарелли, «Ересь, реформа и инквизиция...» , стр. 85
- ^ Дель Кол, Андреа, «Римская инквизиция...» , стр. 230
- ^ Jump up to: а б Питталис, «Инквизиция в Венеции» , с. 54
- ^ Сантарелли, «Ересь, реформа и инквизиция...» , стр. 86–87
- ^ Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , стр. 50
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , стр. 52–55.
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 64
- ^ Милан, Полити и Вианелло, Путеводитель по судебной системе... , с. 96
- ^ Jump up to: а б Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 55
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 51
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 30
- ^ Питталис, Инквизиция в Венеции , с. 61
- ^ Jump up to: а б Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 68
- ^ Jump up to: а б с Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , с. 51
- ^ Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 27–29.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 35–37.
- ^ Сантарелли, «Ересь, реформа и инквизиция...» , стр. 87
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 7
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 236
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 46
- ^ Jump up to: а б Альбанезе, Религиозная инквизиция в Венецианской республике ... , стр. 77–78
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 93
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 237
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 66
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 92
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 95
- ^ Jump up to: а б с Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 94
- ^ Jump up to: а б Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 69
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 21
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 117
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 132
- ^ Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 133–134.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 133
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 113
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , стр. 68–69
- ^ Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 109–110.
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 70
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 70
- ^ Мартин, Скрытые враги Венеции... , с. 69
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , стр. 4, 145–147 и 149.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 148
- ^ Jump up to: а б с Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 9–10.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 151
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 154
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , стр. 122–123.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и венецианская инквизиция... , стр. 187–188.
- ^ Пуллан, Евреи Европы и инквизиция Венеции... , с. 123
- ^ Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , стр. 48–50.
- ^ Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , стр. 55
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 72
- ^ Jump up to: а б с Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , с. 52
- ^ Калимани, Инквизиция в Венеции... , с. 76
- ^ Грендлер, «Римская инквизиция и венецианская пресса...» , стр. 57
Библиография
[ редактировать ]- Альбанезе, Франческо, Религиозная инквизиция в Венецианской республике: исторические исследования и сравнения (Венеция: Наратович, 1875).
- Амело де Ла Уссэ, Абрахам-Николя, История правительства Венеции: в которой полностью связаны политика, советы, магистраты и законы этого государства, а также точно описано использование урны для голосования: написано в 1675 году ( Лондон: Джон Старки, 1677 г.)
- Калимани, Риккардо, Инквизиция в Венеции: еретики и судебные процессы 1548–1674 (Милан: Мондадори, 2002) ISBN 8804511443
- Да Мосто, Андреа, Государственный архив Венеции, общий, исторический, описательный и аналитический указатель (Рим: Biblioteca d'Arte editrice, 1937)
- Дель Коль, Андреа, «Римская инквизиция и политическая власть в Венецианской республике (1540–1560)», Историческая критика , XXVIII, 2 (1991), 189–250.
- Дель Кол, Андреа, «Организация, состав и юрисдикция судов римской инквизиции в Венецианской республике (1500–1550)», Историческая критика , XXV (1988), 244–294.
- Грендлер, Пол, «Римская инквизиция и венецианская пресса, 1540–1605», Журнал современной истории , Vol. 47, № 1 (март 1975 г.), 48-65 ISSN 0022-2801
- Мартин, Джон , Скрытые враги Венеции: итальянские еретики в городе эпохи Возрождения (Беркли: University of California Press, 1993) ISBN 0520077431
- Мартин, Рут, Уиткрафт и инквизиция в Венеции 1550–1650 (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1989) ISBN 063116118X
- Милан, Катия, Антонио Полити и Бруно Вианелло, Руководство для судебных органов: элементы понимания Венецианской республики (Sommacampagna: Cierre, 2003) ISBN 8883142047
- Питталис, Джан Никола, Инквизиция в Венеции (Кастельфранко Венето: Biblioteca dei Leoni, 2017) ISBN 9788885460096
- Пуллан, Брайан , Евреи Европы и венецианская инквизиция 1550–1670 (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1983) ISBN 0631129790
- Сантарелли, Даниэле, «Ересь, реформа и инквизиция в Венецианской республике в шестнадцатом веке», Studi Storici Luigi Simeoni (2007), 73–105.
- Тьеполо, Мария Франческа, «Венеция», в Общем руководстве государственных архивов , IV (Рим: Министерство культурного и экологического наследия, Центральное управление архивного наследия, 1994), стр. 857–1014, 1062–1070, 1076–1140 ISBN 9788871250809