Jump to content

Венецианский Ренессанс

Джорджоне , Спящая Венера (ок. 1510), Gemäldegalerie Alte Meister , Дрезден , Германия.

Венецианский Ренессанс имел особый характер по сравнению с общим итальянским Ренессансом в других местах. топографически Венецианская республика отличалась от остальных городов-государств Италии эпохи Возрождения из-за своего географического положения, которое изолировало город политически, экономически и культурно, позволяя городу проводить досуг, наслаждаясь искусством. Влияние венецианского искусства не прекратилось и в конце периода Возрождения . Его практика сохранялась благодаря работам искусствоведов и художников, распространяя свою известность по Европе до 19 века. [1]

Тинторетто , Чудо раба , 1548 г.

Хотя длительный упадок политической и экономической мощи республики начался до 1500 года, Венеция на тот момент оставалась «самым богатым, самым могущественным и самым густонаселенным итальянским городом». [2] и контролировал значительные территории на материке, известные как терраферма , включавшие несколько небольших городов, внесших художников в венецианскую школу, в частности Падую , Брешию и Верону . Территории республики также включали Истрию , Далмацию и острова, которые сейчас находятся у побережья Хорватии , которые также внесли свой вклад. Действительно, «крупнейшие венецианские художники шестнадцатого века редко были уроженцами самого города», [3] а некоторые в основном работали на других территориях Республики или за ее пределами. [4] Примерно то же самое можно сказать и о венецианских архитекторах.

Хотя Венеция и не была важным центром гуманизма эпохи Возрождения , она была несомненным центром книгопечатания в Италии, и очень важным в этом отношении; Венецианские издания распространялись по всей Европе. Альд Мануций был самым важным печатником/издателем, но ни в коем случае не единственным.

Рисование

[ редактировать ]
Праздник богов , начавшийся ок. 1514 г. Джованни Беллини и завершен Тицианом в 1529 г.; холст, масло; Национальная галерея искусств , Вашингтон [5]

Венецианская живопись была главной силой в живописи итальянского Возрождения и за его пределами. Начиная с творчества Джованни Беллини (ок. 1430–1516) и его брата Джентиле Беллини (ок. 1429–1507) и их мастерских, среди крупнейших художников венецианской школы были Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (ок. 1489–1576), Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Бассано (1510–1592) и его сыновья. Считается, что цвет имеет приоритет над линией. [6] традиция венецианской школы контрастировала с маньеризмом, распространенным в остальной части Италии. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи . [7]

Гармоничное согласие, стабильность и жесткий государственный контроль Венеции отразились в ее картинах. [8] Венеция была широко известна и почитаема за сохранение репутации «незапятнанной свободы, непоколебимой религиозности, социальной гармонии и неизменных мирных намерений». [9] Венецианская республика была ведущим городом, поддержавшим использование художественного меценатства как «руки правительства» в реализации потенциала искусства как политического актива. [10]

Остальная часть Италии имела тенденцию игнорировать или недооценивать венецианскую живопись; Джорджо Вазари Пренебрежение школой в первом издании его «Жизнеописаний самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» в 1550 году было настолько заметным, что он понял, что ему необходимо посетить Венецию для получения дополнительных материалов для второго издания 1568 года. [11] Напротив, иностранцы, для которых Венеция часто была первым крупным итальянским городом, который он посетил, всегда очень ценили ее, и после самой Венеции лучшие коллекции теперь находятся в крупных европейских музеях, а не в других итальянских городах. На высшем, княжеском уровне, венецианские художники, начиная с Тициана, были наиболее востребованы для зарубежных заказов, а в 18 веке большинство лучших художников проводили значительные периоды времени за границей, как правило, с большим успехом. [12]

Традиционные методы византийского стиля сохранялись даже среди живописцев примерно до 1400 года, прежде чем доминирующий стиль начал смещаться в сторону международной готики и итальянского Возрождения, впервые привезенных в Венецию Падуаном Гуариенто ди Арпо , Джентиле да Фабриано и Пизанелло, когда им было поручено украшать фрески Дворца Дожей . [13]

Символом Венеции, как известно, является Дева или богиня Венера , но Лев Святого Марка является старейшим и наиболее универсальным символом Республики. Лев — это фигура , которая приветствует посторонних в городе, поскольку он стоит на вершине колонны на площади Пьяццетта вместе с другими общественными сооружениями, такими как городские ворота и дворцы. Изображения львов на картинах отражали значение святого как покровителя города Венеции.

Примером может служить темпера на холсте Витторе Карпаччо « Лев Святого Марка», 1516 год. Мощный образ льва, изображенный с божественными знаками нимба и крыльев, указывает на раскрытую книгу с надписями «Мир тебе, Марк, мой евангелист», прямо заявляя о своей защите и благословении города. [14] Очертание передних лап льва над землей, в то время как задние лапы стоят над морем, намекает на доминирование правления Венеции над обеими территориями как исполнение обещания Святого Марка. [14]

Архитектура

[ редактировать ]
Палаццо Дарио , 1480-е годы, с характерными венецианскими дымоходами.

По сравнению с архитектурой других итальянских городов эпохи Возрождения , в Венеции наблюдалась определенная степень консерватизма, особенно в сохранении общей формы зданий, которые в городе обычно представляли собой замены на ограниченном пространстве, а также в окнах с арочными или круглыми вершинами, иногда с классической версией узора венецианской готической архитектуры , он оставался гораздо более широко используемым, чем в других городах. [16] Дворец дожей сильно перестраивался после пожаров, но в основном с готическим фасадом.

Венецианская элита имела коллективное убеждение в важности архитектуры для укрепления доверия к республике , и в резолюции Сената 1535 года отмечалось, что это «самый красивый и прославленный город, который в настоящее время существует в мире». [17] В то же время открытая конкуренция между семьями патрициев не поощрялась в пользу «гармоничного равенства», которое распространялось как на здания, так и на другие области. [18] и к новизне как таковой или ради возвращения славы древности относились с подозрением. [19] Хотя посетители восхищались богатыми ансамблями, венецианская архитектура не имела большого влияния за пределами собственных владений республики до Андреа Палладио (1508–1580), чей стиль палладианской архитектуры стал чрезвычайно влиятельным через некоторое время после его смерти, не в последнюю очередь в англоязычном мире. .

Мауро Кодусси , Ка' Вендрамин Калерджи , с 1481 г.

Искусство и архитектура использовались как мощный метод демонстрации величия Венеции. Архитектуры и сооружения, такие как базилика Святого Марка , площадь Сан-Марко и Дворец дожей , и это лишь некоторые из них, были «видимым выражением идеи Венеции». [20] Венеции удалось продлить свое состояние свободы более чем на тысячу лет и занять более высокое положение, чем у Рима. [21] Жители Венеции считали себя благочестивой нацией из-за отсутствия связи с язычеством в прошлом и утверждали, что город был основан в День Благовещения . Поэтому венецианцы использовали помпезные и замысловатые архитектурные проекты, чтобы продемонстрировать «чистое, законное и непорочное» христианство города. [22] Искусство Венеции в период Возрождения продолжало испытывать сильное влияние стилей Византийской империи . [23]

Мауро Кодусси (1440–1504) из Ломбардии был одним из первых архитекторов, работавших в стиле ренессанса в Венеции, а его сын Доменико помогал ему и продолжал его практику после его смерти. Его работы уважают и отсылают ко многим элементам венецианской готики и хорошо с ней гармонируют. [24] Среди других архитекторов, работавших в период раннего Возрождения, - Джорджио Спавенто (работал с 1489 года или ранее, ум. 1509), [25] и Антонио Аббонди , часто известный как Скарпаньино (умер в 1549 г.), который действовал по крайней мере с 1505 г. Сан-Себастьяно, Венеция , начатая в 1506 г., является ранней работой. Оба они имели множество правительственных заказов.

Якопо Сансовино , Библиотека Марчианы , начало 1537 г.

Якопо Сансовино (1486–1570), также известный скульптор, был флорентийцем и сделал успешную карьеру во Флоренции , а затем в Риме. Он бежал в Венецию после катастрофического разграбления Рима в 1527 году , а в 1529 году был назначен главным архитектором и управляющим имуществом (Протомаэстро или Прото ) при прокураторах Сан-Марко . [26] Вскоре он нашел стиль, который удовлетворил венецианских покровителей и стал «определяющим для всей последующей истории венецианской архитектуры». [27] Он создал внешний вид большей части территории вокруг площади Сан-Марко за пределами самой базилики Сан-Марко , спроектировав Библиотеку Марчиана (1537 г.) и монетный двор или «Зекка» на площади Сан-Марко . Его дворцы включают Палаццо Корнер делла Ка'Гранде (с 1532 г.) и Палаццо Дельфин Манин с 1536 г. [28]

Библиотека Марчиана считается его «несомненным шедевром» и ключевым произведением в архитектуре венецианского Возрождения. описал его Палладио, который видел, как его строили, назвал его «вероятно, самым богатым из когда-либо построенных со времен древних до наших дней», а Фредерик Хартт как «безусловно, одно из самых приятных сооружений в истории итальянской архитектуры». [29] Он имеет чрезвычайно заметное место: длинный фасад обращен к Дворцу дожей через площадь Сан-Марко , а более короткие стороны обращены к лагуне и площади Сан-Марко.

Микеле Санмикели (1484–1559) из Вероны в терраферме , прошел обучение южнее и по возвращении в Верону в 1527 году был принят на работу государством в качестве военного архитектора. Большая часть его работ заключалась в строительстве укреплений и военных или военно-морских зданий на венецианских территориях, особенно в Вероне, но он также построил ряд очень оригинальных дворцов, перенесших венецианскую архитектуру в маньеризм . Его работы в Вероне представляют собой группу зданий, определяющих город, подобно работам Палладио в Виченце. Палаццо Бевилаква в Вероне (начат в 1529 году) — самый известный из них. [30]

Палладио , Вилла Бадоер , 1556 год, одна из его вилл на терраферме.

Главным архитектором позднего венецианского Возрождения был Андреа Палладио (1508–1580), который также был ключевой фигурой в архитектуре позднего итальянского Возрождения и самым важным писателем по архитектуре. Но, за исключением двух больших церквей Сан-Джорджо-Маджоре (1566 г.) и Иль-Реденторе (1577 г.), в самом городе он спроектировал относительно мало по ряду причин. Он спроектировал множество вилл в Венето , Виченце и ряд знаменитых загородных домов, относительно небольших по сравнению с некоторыми южными домами, для венецианской элиты. Палладио позже получил развитие в палладианской архитектуре Великобритании Стиль и американских колоний. [31] а его венецианское окно с центральной арочной верхушкой привнесло в мир очень венецианский элемент. Объект Всемирного наследия города Виченца и палладианских вилл Венето включает 23 здания в городе и 24 загородные виллы. [32]

Винченцо Скамоцци (1548–1616) из Виченцы переехал в Венецию только в 1581 году, через год после смерти Палладио. Он спроектировал Procuratie Nuove на площади Сан-Марко и завершил многие проекты, которые Палладио оставил незавершенными. [33] Его ученик Бальдассаре Лонгена полноценную архитектуру барокко (1598–1682), который родился в городе, в свою очередь, завершил проекты Скамоцци, и, хотя он представил Венеции , многие здания, особенно дворцы, продолжали развиваться в стиле барокко. форма венецианского ренессанса. [34]

Архитектурное издательство

[ редактировать ]

Венеция была крупным европейским центром книгопечатания и крупным центром архитектурного издательства. Витрувий — единственный сохранившийся значительный писатель-классик по архитектуре, и его работа «Об архитектуре» внимательно изучалась всеми архитекторами эпохи Возрождения. Хотя латинский текст печатался и раньше, первое издание, иллюстрированное гравюрами на дереве, было выпущено Фра Джованни Джокондо в Венеции в 1511 году; [35] он спроектировал Фондако деи Тедески в 1505–08 годах.

«Семь книг» или Tutte l'opere d'architettura et prospetiva Себастьяно Серлио (1475–1554) также были опубликованы в Венеции в нескольких томах, начиная с 1537 года. Он работал в городе архитектором, но оставил мало следа. Они также были хорошо иллюстрированы и стали обязательным для чтения, их быстро копировали и переводили по всей Европе. [36] Патриций-гуманист, священнослужитель и венецианский дипломат Даниэле Барбаро был покровителем Палладио ( Вилла Барбаро ), и Палладио иллюстрировал свой итальянский перевод Витрувия (1556). Собственная книга Палладио «I quattro libri dell'architettura» (1570 г.), иллюстрированная им самим, снова имела огромное влияние по всей Европе. [37]

Основная книга Винченцо Скамоцци «L'Idea dell'Architettura Universale» была опубликована в 1615 году и, по сути, восходит к Палладио; он оказал влияние на распространение палладианства. [38]

Паоло Веронезе , группа музыкантов, играющих на свадьбе в Кане , 1563 год.

В истории музыки «Венецианская школа» представляла собой объединение композиторов, работавших в Венеции примерно с 1550 по 1610 год, многие из которых работали в венецианском полихоральном стиле . Венецианские полихоральные произведения конца XVI века входили в число самых известных музыкальных произведений Европы, а их влияние на музыкальную практику других стран было огромно. Новшества, внесенные венецианской школой, наряду с современным развитием монодии и оперы во Флоренции , вместе определяют конец музыкального Возрождения и начало музыкального барокко .

Как и в других средствах массовой информации, богатое покровительство Венеции привлекало композиторов из других мест Италии и за ее пределами для работы в городе. Венеция также была европейским лидером в издании новой формы печатных нот.

Несколько основных факторов сошлись вместе, чтобы создать Венецианскую школу. Первый был политическим: после смерти Папы Льва X в 1521 году и разграбления Рима в 1527 году долгое время доминирующее музыкальное учреждение в Риме было затменено: многие музыканты либо переехали в другое место, либо предпочли не ехать в Рим, а Венеция была одним из несколько мест, где есть среда, способствующая творчеству. [39]

Другим фактором, возможно, самым важным, было существование великолепной базилики Сан-Марко-ди-Венеция (широко известной как собор Святого Марка) с ее уникальным интерьером и противоположными хорами. Из-за просторной архитектуры этой базилики возникла необходимость разработать музыкальный стиль, который бы использовал задержку звука с пользой, а не боролся с ней: так был разработан венецианский полихоральный стиль , великий антифонный стиль, в котором группы певцов и инструменты, играемые то встречно, то вместе, объединенные звуком органа. Первым композитором, прославившим этот эффект, был Адриан Виллаерт , который стал маэстро ди капелла собора Святого Марка в 1527 году и оставался на этой должности до своей смерти в 1562 году. Джозеффо Зарлино , один из самых влиятельных музыкальных писателей того времени, назвал Виллаерта «новым Пифагором », и влияние Виллаерта было глубоким не только как композитора, но и как учителя, поскольку большинство последующих венецианцев учились у него.

В 1560-х годах внутри венецианской школы возникли две отдельные группы: прогрессивная группа, возглавляемая Бальдассаре Донато , и консервативная группа, возглавляемая Зарлино, который тогда был маэстро ди капелла . Члены консервативной ветви, как правило, следовали стилю франко-фламандской полифонии, в их число входили Сиприано де Роре , Зарлино и Клаудио Меруло ; членами прогрессивной группы были Донато, Джованни Кроче , а позже Андреа и Джованни Габриэли . Дополнительный предмет разногласий между двумя группами заключался в том, следует ли венецианцам — или, по крайней мере, итальянцам — давать высшую должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка. В конце концов группа, отдающая предпочтение местным талантам, взяла верх, положив конец доминированию иностранных музыкантов в Венеции; в 1603 году на эту должность был назначен Джованни Кроче, а в 1609 году - Джулио Чезаре Мартиненго .

Пик развития венецианской школы пришелся на 1580-е годы, когда Андреа и Джованни Габриэли сочинили огромные произведения для множества хоров, групп духовых и струнных инструментов, а также органа. Эти работы являются первыми, включающими динамику , и одними из первых, включающими конкретные инструкции по ансамблевой инструментовке . В то же время работали органисты Клаудио Меруло и Джироламо Дирута ; они начали определять инструментальный стиль и технику, которые в последующих поколениях распространились на Северную Европу, достигнув кульминации в произведениях Свелинка , Букстехуде и, в конечном итоге, И.С. Баха .

Венецианские гильдии

[ редактировать ]

Венецианская община в эпоху Возрождения была построена на упоре на отношения между соседями, ритуальными братьями и родственниками, живущими вместе в равноправии, принадлежащими к высшему и низшему социальному классу . [40] Многие ученые полагают, что стабильность, процветание и политическая безопасность во многом были обусловлены их идеей совместной работы и совместных действий. Петрарка в середине четырнадцатого века описывал Венецию как «прочно построенную на мраморе, но более прочно стоящую на фундаменте гражданского согласия». [41] Стабильность Венеции укреплялась за счет системы гильдий . Деннис Романо писал в своей книге «Патриции и пополаны»: «Нигде в венецианском обществе акцент на общность и солидарность не был более выражен, чем в гильдиях». [42] К середине четырнадцатого века в Венеции было основано более пятидесяти гильдий, что помогло добиться сотрудничества как членов правительства, так и гильдии. [43] Правительство проницательно применяло справедливое правосудие в равной степени ко всем социальным уровням, что предотвращало беспорядки или политические протесты. [44] В зависимости от профессии и специальности ремесленника отдельные лица присоединялись к соответствующей цеховой группе под присягой на верность дожу . [45] Существовало множество типов гильдий, таких как каменщики , резчики по дереву , стеклодувы , скорняки и шерстяные предприятия.

«Arte dei depentori» — это гильдия художников, старейшая из известных гильдий, основанная в 1271 году. В эту группу входят не только художники, но и позолотчики, по текстилю дизайнеры , вышивальщицы , с золотой отделкой мастера по коже , изготовители игральных карт, производители масок. и художники-подписчики. [46] Расслоение цехов делилось на мастеров и рабочих или подмастерьев. Мастера руководили производственными процессами [47] в то время как в зависимости от их компетентности и навыков рабочие участвовали в производстве товаров или брали на себя такие тривиальные работы, как подметание пола или измельчение пигментов. [48] Функции гильдий были как политическими, так и культурными, они делились своими талантами во время особых праздников и церемоний. Во время особых мероприятий, таких как Праздник Святого Марка , члены каждой гильдии участвовали в этих мероприятиях для торговли дорогими предметами, такими как картины, мебель, ковры, предметы из стекла, золота и текстиля. [49]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Денис Саттон, «Венецианская живопись Золотого века». Аполлон (Архив: 1925–2005) 110, вып. 213 (1 ноября 1979 г.): 374.
  2. ^ Фридберг, 123
  3. ^ Фридберг, 123
  4. ^ В 16 веке Лоренцо Лотто, Карло Кривелли и другие; В XVIII веке большинство крупных венецианских художников подолгу проводили за границей (см. Ниже).
  5. ^ «Праздник богов» . Нга.gov. 9 января 1942 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 26 января 2013 г.
  6. ^ Стир, 7–10; Мартино, 38–39, 41–43.
  7. ^ Гарднер, с. 679.
  8. ^ Эдвард Мьюир, «Образы власти: искусство и зрелищность в Венеции эпохи Возрождения», The American Historical Review 84, вып. 1 (1979): 16.
  9. ^ Мьюир, Образы силы , 16.
  10. ^ Мьюир, Образы власти , 18.
  11. ^ Мартино, 38–39.
  12. ^ Мартино, 47–48.
  13. ^ Мишель П. Браун, «Лев-спутник христианского искусства» (Оксфорд: Lion Hudson, 2008): 260.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 81.
  15. ^ Стир, 114-116.
  16. ^ Уолтерс и Хьюз, 21–23, иногда сохраняются и другие особенности.
  17. ^ Бернс, 28 лет.
  18. ^ Тафури, 3–4; Уолтерс и Хаус, 15 лет
  19. ^ Тафури, 5–13
  20. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 65.
  21. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 71.
  22. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 71.
  23. ^ Ховард, Архитектурная история Венеции , 104.
  24. ^ Харт, 423–424; Уолтерс и Хьюз, 26–33.
  25. ^ УЛАН , «Джорджо Спавенто»
  26. ^ Хартт, 632–634; Бернс, 26 лет
  27. ^ Хартт, 632
  28. ^ Хартт, 632–634; Бернс, 26 лет
  29. ^ Хартт, 632–633, цитирование 633.
  30. ^ Хартт, 631–632; Бернс, 25 лет
  31. ^ Отдел европейской живописи (октябрь 2002 г.). «Архитектура Италии эпохи Возрождения» . Метрополитен-музей. Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
  32. ^ «Объект всемирного наследия ЮНЕСКО № 712» . Whc.unesco.org. 3 января 2007 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
  33. ^ Бернс, 28 лет.
  34. ^ Виттковер, 290–300.
  35. ^ Бернс, 25 лет; Саммерсон, 10
  36. ^ Саммерсон, 10–12 и см. Указатель.
  37. ^ Бернс, 25 лет; Хартт, 634 года; Саммерсон, 43–45 и см. указатель.
  38. ^ Виттковер, 115
  39. ^ Гангвере, с. 246.
  40. ^ Дебора Ховард, «Архитектурная история Венеции» (Лондон: BT Batsford, 1980): 17.
  41. ^ Романо, Патриции и Пополани, 4.
  42. ^ Романо, Патриции и Пополани, 66.
  43. ^ Романо, Патриции и Пополани, 8.
  44. ^ Романо, Патриции и Пополани, 8.
  45. ^ Патрисия Фортини Браун, «Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения» (Река Аппер-Седл: Нью-Джерси Пирсон, 2005): 42
  46. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 42.
  47. ^ Романо, Патриции и Пополани, 67.
  48. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 44.
  49. ^ Браун, Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения, 43.
  • Бернс, Ховард, «Архитектура», в книге Джейн Мартино (редактор), «Гений Венеции, 1500–1600» , 1983, Королевская академия художеств, Лондон.
  • Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3-е изд. 1993, Йель, ISBN   0300055870
  • Гарднер: Искусство сквозь века - международное издание , Брейс Харкорт Йованович, 9-е издание, 1991 г.
  • Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN   0500235104
  • Ховард, Дебора (2004), Архитектурная история Венеции (2-е изд.), Йельский университет, ISBN   0300090293
  • Путеводитель по Прадо , ред. Мария Долорес Хименес-Бланко, Национальный музей Прадо, 2-е исправленное издание на английском языке, 2009 г.
  • Романо, Деннис, «Патриции и пополаны: социальные основы венецианского государства Возрождения» (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1987).
  • Стир, Джон , Венецианская живопись: краткая история , 1970, Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN   0500201013
  • Саммерсон, Джон , Классический язык архитектуры , издание 1980 года, Темзы и Гудзона» , «Мир искусства серия ISBN   0500201773
  • Виттковер, Рудольф , Искусство и архитектура в Италии, 1600–1750 , Пингвин / Йельская история искусства, 3-е издание, 1973, ISBN   0-14-056116-1
  • Уолтерс, Вольфганг и Хьюз, Норберт, Искусство Венеции эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись, 1460–1590 , 1993, University of Chicago Press
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a04fcc972f5d9d379a8b685c705418ad__1690139100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/ad/a04fcc972f5d9d379a8b685c705418ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venetian Renaissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)