Римский Ренессанс
Ренессанс Микеланджело в Риме занял период с середины 15 до середины 16 веков, период, породивший таких мастеров, как и Рафаэль , оставивших неизгладимый след в западном изобразительном искусстве. Город был магнитом для художников, желающих изучить его классические руины с начала 15 века. Возрождение интереса к классике привело к первому археологическому исследованию римских останков архитектором Филиппо Брунеллески и скульптором Донателло . Это вдохновило соответствующий классицизм в живописи и скульптуре, который проявился в картинах Мазаччо и Уччелло . Пизанелло и его помощники также часто черпали вдохновение из древних останков, но их подход, по сути, сводился к каталогизации и приобретению репертуара моделей, которые можно было использовать позже. [1]
В 1420 году папа Мартин V перенес папскую резиденцию обратно в Рим, положив конец его долгому « вавилонскому плену », а также после папского раскола , когда на этот пост одновременно претендовали несколько «пап». Он сразу же приступил к работе по наведению порядка и восстановлению ветхих церквей, дворцов, мостов и других общественных сооружений. Для этой реконструкции он привлек некоторых известных мастеров тосканской школы и тем самым заложил основу римского Возрождения. [2] [3]
Историческая справка
[ редактировать ]XIV век в Риме, с отсутствием пап во время Авиньонского папства , был веком пренебрежения и страданий. Население Рима упало до самого низкого уровня, а те, кто остался, голодали и были несчастны. Прежде чем возвращение папства, неоднократно откладываемое из-за плохих условий в городе и отсутствия контроля и безопасности, сначала необходимо было укрепить политические и доктринальные аспекты деятельности понтифика. Когда в 1377 году Григорий XI вернулся в Рим, он нашел свою власть скорее формальной, чем реальной. В этом городе царила анархия из-за борьбы между дворянством и народной фракцией. За этим последовали четыре десятилетия нестабильности, характеризующиеся на местном уровне борьбой за власть между коммуной и папством, а на международном уровне - великим западным расколом . Наконец, Мартину V из семьи Колонна удалось навести порядок в городе, заложив основы его возрождения. [4]
Martin V (1417–1431)
[ редактировать ]Папа Мартин V родился в Дженаццано в 1368 году. Он учился в Университете Перуджи , стал протонотарием-апостольцем при папе Урбане VI , а также папским аудитором и нунцием при различных итальянских дворах при папе Бонифацие IX . 12 июня 1402 года он был назначен кардиналом-дьяконом Сан-Джорджо-ин-Велабро. На Констанцском соборе он был единогласно избран папой 11 ноября 1417 года и принял имя Мартин V в честь Мартина Турского , праздник которого пришелся на день его избрания. Король Германии Сигизмунд пытался убедить Мартина V остаться в Германии, в то время как Франция умоляла его приехать в Авиньон, но, отклонив все предложения, он отправился в Рим 16 мая 1418 года. После многих обходных путей, прежде всего для того, чтобы укрепить отношения с королевой Германии. Неаполь, Бракко ди Монтоне и другие города он прибыл 28 сентября 1420 года. [5]
Первые работы начались над архбазиликой Святого Иоанна Латеранского , которая была сильно повреждена в 1413 году. В 1421 году церковь была дополнена новым полом в косматесском стиле и отремонтирован потолок, а Джентиле да Фабриано получил заказ на создание нового цикла фрески в правом приделе. Они были завершены Пизанелло после его смерти в 1427 году. Базилика также получила новый монастырь, закрепленный за бенедиктинцами. Тротуар базилики и колонны были спроектированы как визитная карточка семьи Колонна . [3] [6]
Когда Козимо Медичи был изгнан из Флоренции, Донателло вернулся в Рим, где оставался до 1433 года. О его присутствии в этом городе свидетельствуют две работы: гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария-ин-Арачели и киворий в базилике Святого Петра. , несут на себе сильную печать классического влияния. Брунеллески также несколько раз возвращался, чтобы найти вдохновение для искусства эпохи Возрождения . [7] Находясь во Флоренции, Мазаччо , первый великий итальянский живописец кватроченто , подружился с Брунеллески и Донателло и по их подсказке в 1423 году отправился в Рим вместе со своим наставником Мазолино . С этого момента он был освобожден от всякого готического и византийского влияния, как это можно видеть на его алтаре кармелитской церкви в Пизе . Следы влияния древнеримского и греческого искусства, присутствующие в некоторых работах Мазаччо, также должны были возникнуть в результате этой поездки. К сожалению, любые дальнейшие инновации были ограничены преждевременной смертью Мазаччо в возрасте 27 лет. [3] [8]
Евгений IV (1431–1447)
[ редактировать ]Евгений IV (Габриелло Кондулмаро, или Кондульмерио) родился в Венеции в 1388 году в богатой семье. Он был племянником папы Григория XII . Его заслуга перед Папой Мартином V была настолько велика, что он был избран на пост папы при первом же рассмотрении. Однако его папству суждено было быть бурным. В 1434 году в Риме вспыхнула революция, разжигаемая врагами папы. Евгений бежал по Тибру в Остию , где дружелюбные флорентийцы были только рады его принять. Он поселился в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла и послал Вителлески , воинственного епископа Реканати, восстановить порядок в Папской области . Флоренция в то время была центром литературной деятельности и явно влияла на гуманистическое движение. Во время пребывания в тосканской столице Евгений освятил Флорентийский собор , только что законченный Брунеллески. [9]
Папа Евгений IV продолжил в том же духе в Риме, поручив флорентийцу Антонио ди Пьетро Аверлино, известному как Филарете (1400–1469), сделать две бронзовые двери ( импосты ) для старой базилики Святого Петра , завершенной в 1445 году. [10] [11]
В 1443–1445 годах Леон Баттиста Альберти , чьи многочисленные таланты поистине олицетворяли « Человека Возрождения », написал Descriptio urbis Romae , где предложил систему геометрического расположения города с центром на Капитолийском холме . Позже он стал советником по архитектуре Папы Николая V и участвовал в ряде проектов Ватикана. Вскоре после прибытия в город Беато Анжелико и француз Жан Фуке начали серию фресок в старой базилике Святого Петра, что свидетельствует о наличии зарождающегося интереса к фламандской живописи и к нордической живописи в целом. [12] Хотя продолжительность понтификата Евгения IV не позволила полностью реализовать его планы, Рим стал плодотворной площадкой встреч художников разных школ. Вскоре это породило общий стиль, который впервые был определен как «римский». [13]
Nicholas V (1447–1455)
[ редактировать ]Сотрудничество Альберти и Папы Николая V породило первые грандиозные строительные проекты Рима эпохи Возрождения. План города сосредоточился в первую очередь на пяти основных моментах: [13]
- восстановить стены
- восстановление или реконструкция сорока церквей города
- перезагрузить район Борго
- расширение Старой базилики Святого Петра
- реставрация Апостольского дворца
Намерение состояло в том, чтобы создать цитадель религии, центром которой был бы Капитолийский холм. Целью проекта было возвеличить власть Церкви, наглядно продемонстрировав преемственность между Имперским и христианским Римом. [13] Именно Николаю V Альберти посвятил в 1452 году монументальный теоретический результат своего длительного изучения Витрувия . Это была его книга «De re aedificatoria» («Об искусстве строительства»), не восстановленный текст Витрувия, а совершенно новый труд. Он стал библией архитектуры эпохи Возрождения , поскольку он включил и усовершенствовал инженерные знания античности, а также обосновал стилистические принципы классического искусства в полностью развитую эстетическую теорию. [14]
Из-за краткости понтификата Папы Николая V все амбициозные проекты не удалось завершить. Однако это сблизило художников, разделявших интерес к древности и очарованию классических руин (особенно тосканских и ломбардских). Это привело к определенной однородности их работы. [13]
Парадигматическим примером стиля, развившегося в тот период в архитектуре, является Палаццо Венеция , построенный в 1455 году и включавший в себя существующие здания. Двор пристроенного Палаццетто составлен из римских элементов, но без филологической строгости. Он включает в себя модель виридрия и вдохновлен Колизеем в перекрывающихся архитектурных ордерах и карнизе с орнаментом в скобках . Однако ширина арок уменьшена и упрощена, поэтому они не будут выглядеть слишком впечатляюще по сравнению с пространством, которое они ограничивают. В самом здании (построенном в 1466 году) произошло более точное возрождение древних моделей, что свидетельствует о постепенном более глубоком понимании. Например, зал когда-то представлял собой лакунар из бетона (взятый из Пантеона или Базилики Максенция ) с перекрывающимися ордерами и частично опирающимся на колонны, как в Колизее или в Театре Марцелла . [13]
Обновление константинской Старой базилики Святого Петра было поручено Бернардо Росселлино . Корпус был расширен пятью нефами и продольными поперечными сводами на колоннах, которые должны были включать в себя старые колонны. Апсида была перестроена с расширением трансепта , добавлен хор, который был логическим продолжением нефа, а также купольное помещение на пересечении трансепта и хора. Эта конфигурация повлияла на следующий план Браманте по капитальному ремонту здания, в котором сохранилось уже построенное. [15] Работы начались около 1450 года, но после смерти Папы не получили дальнейшего развития и застопорились до тех пор, пока Юлий II не решил провести полную реконструкцию. [16]
Обновление Апостольского дворца было первым шагом в украшении частной часовни Папы, Николинской капеллы , Фра Анджелико и его помощником Беноццо Гоццоли . В украшение включены истории Св. Лаврентия и Св. Стефана , которые были интерпретированы Фра Анджелико в богатом деталями, эрудированном стиле и где его «христианский гуманизм» выражен в своих вершинах. Сцены разворачиваются в величественной архитектуре, рожденной на основе идей Древнего Рима и раннехристианских времен, но не рабской, возможно, с учетом проектов, циркулировавших тогда при папском дворе по восстановлению Святого Петра. Фигуры солидные, спокойные и торжественные, тон в целом более величавый, олицетворяющий медитативного художника. [17]
Празднование юбилея 1475 года принесло доход, который вдохновил ряд проектов и позволил Папе собрать вместе большое количество художников. Были различные виды сотрудничества между такими художниками, как Виварини , Бартоломео ди Томмазо , Бенедетто Бонфигли , Андреа дель Кастаньо , Пьеро делла Франческа и, возможно, Рогир ван дер Вейден . Это богатство идей подготовило почву для синтеза к концу века и привело к созданию собственно «римского» языка. [17]
Сикст IV (1471–1484)
[ редактировать ]Папа Сикст IV создал Ватиканскую библиотеку и доверил ее гуманисту Мелоццо да Форли , папскому художнику. Он написал фреску на одной из эмблем римской гуманистической культуры того времени: «Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки» (1477 г.), на которой папа изображен среди своих родственников в роскошной классической архитектуре. Несколько лет спустя, при Джулиано делла Ровере , Мелоццо расписал апсиду базилики Санти Апостоли с «Вознесением апостолов между играющими ангелами », считающимся первым примером вида «снизу вверх».
Сикстинская капелла получила свое название в честь папы Сикста IV, который восстановил старую капеллу Великую капеллу между 1477 и 1480 годами. Первоначально ее должны были украсить художники из Умбрии и Марке. [3] Но благодаря заступничеству Лоренцо Медичи поручение по украшению стен было поручено лучшим флорентийским художникам того времени: Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино , Пинтуриккьо , Доменико Гирландайо и Козимо Розелли . Они создали серию фресок, изображающих Жизнь Моисея и Жизнь Христа, дополненную папскими портретами вверху и драпировкой в стиле тромпель внизу. Работа над фресками началась в 1481 году и завершилась в 1482 году. Это же дата работ из мрамора: ширмы, хоров и папского герба над входной дверью. [18] 15 августа 1483 года Сикст IV отслужил первую мессу, когда часовня была освящена и посвящена Деве Марии. Сикстинская капелла, которая теперь является местом проведения самых важных церемоний папства, стала точкой отсчета для искусства эпохи Возрождения, установив веху в развитии характера конца 15 века. [3]
Александр VI (1492–1503)
[ редактировать ]В последней половине этого столетия доминировала фигура Папы Александра VI из испанской семьи Борджиа . Сначала он обратил свое внимание на защиту Вечного города. Он превратил Мавзолей Адриана в крепость, а также Торре ди Нона, чтобы защитить город от морских атак. Его улица Виа Алессандрина, ныне называемая Виа делла Согласие , по сей день остается величественным подъездом к собору Святого Петра. Хотя он был скандальным папой, он был покровителем искусств и наук, и в его дни с приходом Браманте в Риме началась новая архитектурная эра . Рафаэль , Микеланджело и Пинтуриккьо . Он поручил Пинтуриккьо щедро расписать анфиладу комнат Апостольского дворца в Ватикане, которые сегодня известны как апартаменты Борджиа . [3]
Помимо возведенных им самим сооружений, его память связана со многими другими, построенными по его наущению монархами и кардиналами. Во время своего правления Браманте спроектировал для Фердинанда II Арагонского Темпьетто ди Сан Пьетро в Монторио , на традиционном месте мученичества Святого Петра. Браманте построил для кардинала Рафаэле Риарио Палаццо делла Канчеллерия . В 1500 году посол императора Максимилиана заложил краеугольный камень национальной церкви немцев Санта-Мария-дель-Анима , французский кардинал Брисонне воздвиг Тринита-деи-Монти , а испанцы Санта-Марию-ин-Монсеррато-дельи-Спаньоли . Александру мы обязаны прекрасным потолком Санта-Мария-Маджоре , для украшения которого он использовал первое золото, привезенное из Америки Колумбом. [19]
Юлий II (1503–1513)
[ редактировать ]В 1503 году Юлий II был избран папой после недолгого правления папы Пия III . В основном он был солдатом, и его слава во многом связана с восстановлением им Папских государств и освобождением Италии от ее подчинения Франции. Но он также приобрел репутацию покровителя искусств. Браманте, Рафаэль и Микеланджело создали в его время некоторые из своих величайших шедевров. Он заложил краеугольный камень базилики Святого Петра 18 апреля 1506 года и объединил Ватиканский дворец с виллой Бельведер, наняв Браманте для реализации проекта . Знаменитые фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и Залы Рафаэля в Апостольском дворце, двор Святого Дамасия с лоджиями, Виа Джулия и Виа делла Лунгара, даже статуя Моисея , украшающая его гробницу в церкви Сан Пьетро в Винколи , являются постоянными свидетелями его великой любви к искусству. [20]
Лев Х
[ редактировать ]Лев X был любителем и покровителем искусств и наук и, вероятно, сделал больше, чем любой папа, для утверждения Рима какцентр европейской культуры. Он приказал построить Сан-Джованни дей Фьорентини на Виа Джулия по проекту Якопо Сансовино и настаивал на реконструкции базилики Святого Петра и Ватикана под руководством Рафаэля и Агостино Киджи .
В частности, он поощрял живопись, и Рафаэль получил огромную пользу под его покровительством.«Все, что касается искусства, папа передает Рафаэлю», — писал посол в 1518 году. [21] Он завершил оформление Станции, начатое при Юлии II, даже ссылаясь в некоторых сценах на Льва X. Он написал карикатуры для гобеленов Сикстинской капеллы, на которых изображены сцены из жизни святых Петра и Павла , самые великолепные из них — чудесный улов рыбы святым Петром и проповедь святого Павла в Афинах . Третьим известным предприятием было украшение лоджии Ватикана, выполненное учениками Рафаэля под его руководством и преимущественно по его эскизам. Самые изысканные из его картин — « Сикстинская Мадонна» и «Преображение» .
При Льве X скульптура не пользовалась таким уважением, как живопись, и хотя Микеланджело работал над мраморным фасадом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, он не закончил его. Самой большой и трудной задачей было продолжение строительства нового собора Святого Петра. Браманте оставался его главным архитектором до своей смерти в 1514 году. Его сменил Рафаэль, но за шесть лет его правления, к его большому сожалению, мало что было сделано из-за нехватки средств.
Лев X потратил все деньги, заботливо накопленные его предшественником Юлием II. Он продавал индульгенции, чтобы оплатить их, и эта ошибка привела к Реформации . [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 13.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Мартин IV» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Зуффи, цит., стр. 200.
- ^ Людовико Гатто, История Рима в средние века , Рим, Ньютон и Комптон, 1999. ISBN 88-8289-273-5
- ^ «Мартин V | Папа» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Барнс, Артур Стэпилтон (1910). Католическая энциклопедия . Том. 9. .
- ^ Елена Капретти, Брунеллески, Giunti Editore, Флоренция, 2003, с. 22–23. ISBN 88-09-03315-9
- ^ Джон Т. Спайк, Мазаччо, иллюстрированные книги Риццоли, Милан, 2002 г. ISBN 88-7423-007-9
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Евгений IV» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Собор Святого Петра – Дверь Филарета» . stpetersbasilica.info . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 64.
- ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Де Векки-Черкьяри, цит., с. 76.
- ^ «Леон Баттиста Альберти | Итальянский архитектор и писатель» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Кристоф Тойнес, Сан-Пьетро и состояние модели XVI века в исследованиях Барнабити , н. 19, 2002.
- ^ Джанфранко Спаньези, Рим: Базилика Святого Петра, деревня и город , 2003, стр. 53–54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Векки-Черкьяри, цит., с. 77.
- ^ «Сикстинская капелла» . mv.vatican.va . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Александр VI» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Юлий II» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Лев X» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Печально известная снисходительность привела к реформации» . Христианство.com . Проверено 23 декабря 2016 г.