Jump to content

Римский Ренессанс

Идеализированное изображение Рима из Нюрнбергской хроники 1493 года.

Ренессанс Микеланджело в Риме занял период с середины 15 до середины 16 веков, период, породивший таких мастеров, как и Рафаэль , оставивших неизгладимый след в западном изобразительном искусстве. Город был магнитом для художников, желающих изучить его классические руины с начала 15 века. Возрождение интереса к классике привело к первому археологическому исследованию римских останков архитектором Филиппо Брунеллески и скульптором Донателло . Это вдохновило соответствующий классицизм в живописи и скульптуре, который проявился в картинах Мазаччо и Уччелло . Пизанелло и его помощники также часто черпали вдохновение из древних останков, но их подход, по сути, сводился к каталогизации и приобретению репертуара моделей, которые можно было использовать позже. [1]

В 1420 году папа Мартин V перенес папскую резиденцию обратно в Рим, положив конец его долгому « вавилонскому плену », а также после папского раскола , когда на этот пост одновременно претендовали несколько «пап». Он сразу же приступил к работе по наведению порядка и восстановлению ветхих церквей, дворцов, мостов и других общественных сооружений. Для этой реконструкции он привлек некоторых известных мастеров тосканской школы и тем самым заложил основу римского Возрождения. [2] [3]

Историческая справка

[ редактировать ]

XIV век в Риме, с отсутствием пап во время Авиньонского папства , был веком пренебрежения и страданий. Население Рима упало до самого низкого уровня, а те, кто остался, голодали и были несчастны. Прежде чем возвращение папства, неоднократно откладываемое из-за плохих условий в городе и отсутствия контроля и безопасности, сначала необходимо было укрепить политические и доктринальные аспекты деятельности понтифика. Когда в 1377 году Григорий XI вернулся в Рим, он нашел свою власть скорее формальной, чем реальной. В этом городе царила анархия из-за борьбы между дворянством и народной фракцией. За этим последовали четыре десятилетия нестабильности, характеризующиеся на местном уровне борьбой за власть между коммуной и папством, а на международном уровне - великим западным расколом . Наконец, Мартину V из семьи Колонна удалось навести порядок в городе, заложив основы его возрождения. [4]

Martin V (1417–1431)

[ редактировать ]
Голова принцессы, описанная в цикле Архибазилики Святого Иоанна Латеранского Пизанелло и Джентиле, Музей дворца Венеции , Рим.

Папа Мартин V родился в Дженаццано в 1368 году. Он учился в Университете Перуджи , стал протонотарием-апостольцем при папе Урбане VI , а также папским аудитором и нунцием при различных итальянских дворах при папе Бонифацие IX . 12 июня 1402 года он был назначен кардиналом-дьяконом Сан-Джорджо-ин-Велабро. На Констанцском соборе он был единогласно избран папой 11 ноября 1417 года и принял имя Мартин V в честь Мартина Турского , праздник которого пришелся на день его избрания. Король Германии Сигизмунд пытался убедить Мартина V остаться в Германии, в то время как Франция умоляла его приехать в Авиньон, но, отклонив все предложения, он отправился в Рим 16 мая 1418 года. После многих обходных путей, прежде всего для того, чтобы укрепить отношения с королевой Германии. Неаполь, Бракко ди Монтоне и другие города он прибыл 28 сентября 1420 года. [5]

Первые работы начались над архбазиликой Святого Иоанна Латеранского , которая была сильно повреждена в 1413 году. В 1421 году церковь была дополнена новым полом в косматесском стиле и отремонтирован потолок, а Джентиле да Фабриано получил заказ на создание нового цикла фрески в правом приделе. Они были завершены Пизанелло после его смерти в 1427 году. Базилика также получила новый монастырь, закрепленный за бенедиктинцами. Тротуар базилики и колонны были спроектированы как визитная карточка семьи Колонна . [3] [6]

Когда Козимо Медичи был изгнан из Флоренции, Донателло вернулся в Рим, где оставался до 1433 года. О его присутствии в этом городе свидетельствуют две работы: гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария-ин-Арачели и киворий в базилике Святого Петра. , несут на себе сильную печать классического влияния. Брунеллески также несколько раз возвращался, чтобы найти вдохновение для искусства эпохи Возрождения . [7] Находясь во Флоренции, Мазаччо , первый великий итальянский живописец кватроченто , подружился с Брунеллески и Донателло и по их подсказке в 1423 году отправился в Рим вместе со своим наставником Мазолино . С этого момента он был освобожден от всякого готического и византийского влияния, как это можно видеть на его алтаре кармелитской церкви в Пизе . Следы влияния древнеримского и греческого искусства, присутствующие в некоторых работах Мазаччо, также должны были возникнуть в результате этой поездки. К сожалению, любые дальнейшие инновации были ограничены преждевременной смертью Мазаччо в возрасте 27 лет. [3] [8]

Евгений IV (1431–1447)

[ редактировать ]

Евгений IV (Габриелло Кондулмаро, или Кондульмерио) родился в Венеции в 1388 году в богатой семье. Он был племянником папы Григория XII . Его заслуга перед Папой Мартином V была настолько велика, что он был избран на пост папы при первом же рассмотрении. Однако его папству суждено было быть бурным. В 1434 году в Риме вспыхнула революция, разжигаемая врагами папы. Евгений бежал по Тибру в Остию , где дружелюбные флорентийцы были только рады его принять. Он поселился в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла и послал Вителлески , воинственного епископа Реканати, восстановить порядок в Папской области . Флоренция в то время была центром литературной деятельности и явно влияла на гуманистическое движение. Во время пребывания в тосканской столице Евгений освятил Флорентийский собор , только что законченный Брунеллески. [9]

Мученичество Святого Петра , бронзовая дверь Филарета для старой базилики Святого Петра в Риме

Папа Евгений IV продолжил в том же духе в Риме, поручив флорентийцу Антонио ди Пьетро Аверлино, известному как Филарете (1400–1469), сделать две бронзовые двери ( импосты ) для старой базилики Святого Петра , завершенной в 1445 году. [10] [11]

В 1443–1445 годах Леон Баттиста Альберти , чьи многочисленные таланты поистине олицетворяли « Человека Возрождения », написал Descriptio urbis Romae , где предложил систему геометрического расположения города с центром на Капитолийском холме . Позже он стал советником по архитектуре Папы Николая V и участвовал в ряде проектов Ватикана. Вскоре после прибытия в город Беато Анжелико и француз Жан Фуке начали серию фресок в старой базилике Святого Петра, что свидетельствует о наличии зарождающегося интереса к фламандской живописи и к нордической живописи в целом. [12] Хотя продолжительность понтификата Евгения IV не позволила полностью реализовать его планы, Рим стал плодотворной площадкой встреч художников разных школ. Вскоре это породило общий стиль, который впервые был определен как «римский». [13]

Nicholas V (1447–1455)

[ редактировать ]

Сотрудничество Альберти и Папы Николая V породило первые грандиозные строительные проекты Рима эпохи Возрождения. План города сосредоточился в первую очередь на пяти основных моментах: [13]

Намерение состояло в том, чтобы создать цитадель религии, центром которой был бы Капитолийский холм. Целью проекта было возвеличить власть Церкви, наглядно продемонстрировав преемственность между Имперским и христианским Римом. [13] Именно Николаю V Альберти посвятил в 1452 году монументальный теоретический результат своего длительного изучения Витрувия . Это была его книга «De re aedificatoria» («Об искусстве строительства»), не восстановленный текст Витрувия, а совершенно новый труд. Он стал библией архитектуры эпохи Возрождения , поскольку он включил и усовершенствовал инженерные знания античности, а также обосновал стилистические принципы классического искусства в полностью развитую эстетическую теорию. [14]

Из-за краткости понтификата Папы Николая V все амбициозные проекты не удалось завершить. Однако это сблизило художников, разделявших интерес к древности и очарованию классических руин (особенно тосканских и ломбардских). Это привело к определенной однородности их работы. [13]

Палаццо Венеция , внутренний двор Палаццетто.

Парадигматическим примером стиля, развившегося в тот период в архитектуре, является Палаццо Венеция , построенный в 1455 году и включавший в себя существующие здания. Двор пристроенного Палаццетто составлен из римских элементов, но без филологической строгости. Он включает в себя модель виридрия и вдохновлен Колизеем в перекрывающихся архитектурных ордерах и карнизе с орнаментом в скобках . Однако ширина арок уменьшена и упрощена, поэтому они не будут выглядеть слишком впечатляюще по сравнению с пространством, которое они ограничивают. В самом здании (построенном в 1466 году) произошло более точное возрождение древних моделей, что свидетельствует о постепенном более глубоком понимании. Например, зал когда-то представлял собой лакунар из бетона (взятый из Пантеона или Базилики Максенция ) с перекрывающимися ордерами и частично опирающимся на колонны, как в Колизее или в Театре Марцелла . [13]

Обновление константинской Старой базилики Святого Петра было поручено Бернардо Росселлино . Корпус был расширен пятью нефами и продольными поперечными сводами на колоннах, которые должны были включать в себя старые колонны. Апсида была перестроена с расширением трансепта , добавлен хор, который был логическим продолжением нефа, а также купольное помещение на пересечении трансепта и хора. Эта конфигурация повлияла на следующий план Браманте по капитальному ремонту здания, в котором сохранилось уже построенное. [15] Работы начались около 1450 года, но после смерти Папы не получили дальнейшего развития и застопорились до тех пор, пока Юлий II не решил провести полную реконструкцию. [16]

Обновление Апостольского дворца было первым шагом в украшении частной часовни Папы, Николинской капеллы , Фра Анджелико и его помощником Беноццо Гоццоли . В украшение включены истории Св. Лаврентия и Св. Стефана , которые были интерпретированы Фра Анджелико в богатом деталями, эрудированном стиле и где его «христианский гуманизм» выражен в своих вершинах. Сцены разворачиваются в величественной архитектуре, рожденной на основе идей Древнего Рима и раннехристианских времен, но не рабской, возможно, с учетом проектов, циркулировавших тогда при папском дворе по восстановлению Святого Петра. Фигуры солидные, спокойные и торжественные, тон в целом более величавый, олицетворяющий медитативного художника. [17]

Празднование юбилея 1475 года принесло доход, который вдохновил ряд проектов и позволил Папе собрать вместе большое количество художников. Были различные виды сотрудничества между такими художниками, как Виварини , Бартоломео ди Томмазо , Бенедетто Бонфигли , Андреа дель Кастаньо , Пьеро делла Франческа и, возможно, Рогир ван дер Вейден . Это богатство идей подготовило почву для синтеза к концу века и привело к созданию собственно «римского» языка. [17]

Сикст IV (1471–1484)

[ редактировать ]
Мелоццо да Форли , Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки (1477 г.).

Папа Сикст IV создал Ватиканскую библиотеку и доверил ее гуманисту Мелоццо да Форли , папскому художнику. Он написал фреску на одной из эмблем римской гуманистической культуры того времени: «Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки» (1477 г.), на которой папа изображен среди своих родственников в роскошной классической архитектуре. Несколько лет спустя, при Джулиано делла Ровере , Мелоццо расписал апсиду базилики Санти Апостоли с «Вознесением апостолов между играющими ангелами », считающимся первым примером вида «снизу вверх».

Сикстинская капелла получила свое название в честь папы Сикста IV, который восстановил старую капеллу Великую капеллу между 1477 и 1480 годами. Первоначально ее должны были украсить художники из Умбрии и Марке. [3] Но благодаря заступничеству Лоренцо Медичи поручение по украшению стен было поручено лучшим флорентийским художникам того времени: Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино , Пинтуриккьо , Доменико Гирландайо и Козимо Розелли . Они создали серию фресок, изображающих Жизнь Моисея и Жизнь Христа, дополненную папскими портретами вверху и драпировкой в ​​стиле тромпель внизу. Работа над фресками началась в 1481 году и завершилась в 1482 году. Это же дата работ из мрамора: ширмы, хоров и папского герба над входной дверью. [18] 15 августа 1483 года Сикст IV отслужил первую мессу, когда часовня была освящена и посвящена Деве Марии. Сикстинская капелла, которая теперь является местом проведения самых важных церемоний папства, стала точкой отсчета для искусства эпохи Возрождения, установив веху в развитии характера конца 15 века. [3]

Александр VI (1492–1503)

[ редактировать ]

В последней половине этого столетия доминировала фигура Папы Александра VI из испанской семьи Борджиа . Сначала он обратил свое внимание на защиту Вечного города. Он превратил Мавзолей Адриана в крепость, а также Торре ди Нона, чтобы защитить город от морских атак. Его улица Виа Алессандрина, ныне называемая Виа делла Согласие , по сей день остается величественным подъездом к собору Святого Петра. Хотя он был скандальным папой, он был покровителем искусств и наук, и в его дни с приходом Браманте в Риме началась новая архитектурная эра . Рафаэль , Микеланджело и Пинтуриккьо . Он поручил Пинтуриккьо щедро расписать анфиладу комнат Апостольского дворца в Ватикане, которые сегодня известны как апартаменты Борджиа . [3]

Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио, Донато Браманте

Помимо возведенных им самим сооружений, его память связана со многими другими, построенными по его наущению монархами и кардиналами. Во время своего правления Браманте спроектировал для Фердинанда II Арагонского Темпьетто ди Сан Пьетро в Монторио , на традиционном месте мученичества Святого Петра. Браманте построил для кардинала Рафаэле Риарио Палаццо делла Канчеллерия . В 1500 году посол императора Максимилиана заложил краеугольный камень национальной церкви немцев Санта-Мария-дель-Анима , французский кардинал Брисонне воздвиг Тринита-деи-Монти , а испанцы Санта-Марию-ин-Монсеррато-дельи-Спаньоли . Александру мы обязаны прекрасным потолком Санта-Мария-Маджоре , для украшения которого он использовал первое золото, привезенное из Америки Колумбом. [19]

Юлий II (1503–1513)

[ редактировать ]
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

В 1503 году Юлий II был избран папой после недолгого правления папы Пия III . В основном он был солдатом, и его слава во многом связана с восстановлением им Папских государств и освобождением Италии от ее подчинения Франции. Но он также приобрел репутацию покровителя искусств. Браманте, Рафаэль и Микеланджело создали в его время некоторые из своих величайших шедевров. Он заложил краеугольный камень базилики Святого Петра 18 апреля 1506 года и объединил Ватиканский дворец с виллой Бельведер, наняв Браманте для реализации проекта . Знаменитые фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и Залы Рафаэля в Апостольском дворце, двор Святого Дамасия с лоджиями, Виа Джулия и Виа делла Лунгара, даже статуя Моисея , украшающая его гробницу в церкви Сан Пьетро в Винколи , являются постоянными свидетелями его великой любви к искусству. [20]

Лев X был любителем и покровителем искусств и наук и, вероятно, сделал больше, чем любой папа, для утверждения Рима какцентр европейской культуры. Он приказал построить Сан-Джованни дей Фьорентини на Виа Джулия по проекту Якопо Сансовино и настаивал на реконструкции базилики Святого Петра и Ватикана под руководством Рафаэля и Агостино Киджи .

: Карикатуры Рафаэля Чудесный улов рыбы

В частности, он поощрял живопись, и Рафаэль получил огромную пользу под его покровительством.«Все, что касается искусства, папа передает Рафаэлю», — писал посол в 1518 году. [21] Он завершил оформление Станции, начатое при Юлии II, даже ссылаясь в некоторых сценах на Льва X. Он написал карикатуры для гобеленов Сикстинской капеллы, на которых изображены сцены из жизни святых Петра и Павла , самые великолепные из них — чудесный улов рыбы святым Петром и проповедь святого Павла в Афинах . Третьим известным предприятием было украшение лоджии Ватикана, выполненное учениками Рафаэля под его руководством и преимущественно по его эскизам. Самые изысканные из его картин — « Сикстинская Мадонна» и «Преображение» .

При Льве X скульптура не пользовалась таким уважением, как живопись, и хотя Микеланджело работал над мраморным фасадом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, он не закончил его. Самой большой и трудной задачей было продолжение строительства нового собора Святого Петра. Браманте оставался его главным архитектором до своей смерти в 1514 году. Его сменил Рафаэль, но за шесть лет его правления, к его большому сожалению, мало что было сделано из-за нехватки средств.

Лев X потратил все деньги, заботливо накопленные его предшественником Юлием II. Он продавал индульгенции, чтобы оплатить их, и эта ошибка привела к Реформации . [22]

  1. ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 13.
  2. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Мартин IV» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 21 декабря 2016 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Зуффи, цит., стр. 200.
  4. ^ Людовико Гатто, История Рима в средние века , Рим, Ньютон и Комптон, 1999. ISBN   88-8289-273-5
  5. ^ «Мартин V | Папа» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2016 г.
  6. ^ Барнс, Артур Стэпилтон (1910). «Святой Иоанн Латеранский» . Католическая энциклопедия . Том. 9.
  7. ^ Елена Капретти, Брунеллески, Giunti Editore, Флоренция, 2003, с. 22–23. ISBN   88-09-03315-9
  8. ^ Джон Т. Спайк, Мазаччо, иллюстрированные книги Риццоли, Милан, 2002 г. ISBN   88-7423-007-9
  9. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Евгений IV» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 21 декабря 2016 г.
  10. ^ «Собор Святого Петра – Дверь Филарета» . stpetersbasilica.info . Проверено 21 декабря 2016 г.
  11. ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 64.
  12. ^ Де Векки-Черкьяри, цит., стр. 67.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Де Векки-Черкьяри, цит., с. 76.
  14. ^ «Леон Баттиста Альберти | Итальянский архитектор и писатель» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2016 г.
  15. ^ Кристоф Тойнес, Сан-Пьетро и состояние модели XVI века в исследованиях Барнабити , н. 19, 2002.
  16. ^ Джанфранко Спаньези, Рим: Базилика Святого Петра, деревня и город , 2003, стр. 53–54.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Векки-Черкьяри, цит., с. 77.
  18. ^ «Сикстинская капелла» . mv.vatican.va . Проверено 22 декабря 2016 г.
  19. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Александр VI» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 22 декабря 2016 г.
  20. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Юлий II» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 22 декабря 2016 г.
  21. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Лев X» . newadvent.org . 1910 год . Проверено 23 декабря 2016 г.
  22. ^ «Печально известная снисходительность привела к реформации» . Христианство.com . Проверено 23 декабря 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2a70b5f9feac357b291050bf8c04664__1707615180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/64/d2a70b5f9feac357b291050bf8c04664.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman Renaissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)