Jump to content

Тимуридский ренессанс

Сверху вниз и слева направо: Портрет Джамшида Аль Каши. Теорема, Зидж, Скульптуры Улугбека , Аль-Каши , Али Кушджи и некоторых других ученых, шахматы Тамерлана , Руины обсерватории Улугбека , Вид на Регистан и три его исламских объекта. школы , руины Белого дворца, руины дворца Ак Сарай и медресе Улуг-бея.
Тимуридский ренессанс
Дата 14 век - 16 век
Расположение Империя Тимуридов (Средняя Азия и Персия)
Участники Династия Тимуридов

Пороховые империи :

Тимуридское Возрождение — исторический период в азиатской и исламской истории, охватывающий конец 14, 15 и начало 16 веков. После постепенного упадка Золотого века ислама , Империя Тимуридов , базирующаяся в Центральной Азии и управляемая династией Тимуридов , стала свидетелем возрождения искусств и наук . Ее движение распространилось по всему мусульманскому миру . [3] Французское слово «ренессанс » означает «возрождение» и определяет период как период культурного возрождения. Использование этого термина для описания этого периода вызвало сомнения среди ученых, некоторые из которых считают его лебединой песней культуры Тимуридов. [3] [4]

Тимуридское Возрождение ознаменовалось несколько раньше, чем движение Возрождения в Европе . [5] [6] Некоторые описывают его как равное по славе итальянскому Кватроченто . [4] Тимуридское Возрождение достигло своего пика в 15 веке, после окончания периода монгольских нашествий и завоеваний .

Основываясь на исламских идеалах, [7] основы Тимуридского Возрождения включают восстановление Самарканда и изобретение шахмат Тамерлана Тимуром , правление Шахрукха и его супруги Гаухар Шад в Герате (городе, который соперничал с Флоренцией итальянского Возрождения как центр культурного возрождения) , [8] [9] период астронома и математика Улугбека (наряду с известными эрудитами и исламскими учеными ), а также строительство дополнительных учебных центров меценатом Султаном Хусейном Байкарой . [10] Во время правления Тимура возродился интерес к классическому персидскому искусству . Были предприняты масштабные строительные проекты, в ходе которых были созданы мавзолеи , медресе и китабхане — средневековые исламские книжные мастерские. Оживились математические и астрономические исследования, а в начале 16 века освоение огнестрельного оружия было достигнуто .

Основными проектами при жизни Тимура были Летний дворец в Шахрисабзе , мечеть Биби-Ханым и строительство Регистана . [11] В это время город Герат стал важным центром интеллектуальной и художественной жизни мусульманского мира. [11] Самарканд , центр научных исследований, который ранее был разрушен во время монгольского завоевания Хорезмии , стал центром Возрождения и исламской цивилизации в целом благодаря реконструкции, проведенной в этот период. [12]

Ренессанс Тимуридов отличался от предыдущей династии Буидов культурного и художественного развития тем, что это было не прямое возрождение классических моделей, а, скорее, расширение их культурной привлекательности за счет включения большего количества разговорных стилей на персидском языке . Тимуридское Возрождение было унаследовано Индией Великих Моголов. [13] [14] [15] и имел значительное влияние на другие государства эпохи исламских порохов ( Османскую Турцию и Сефевидский Иран ). [16]

Иллюстрация из Джами «Розового сада благочестивых» , датированная 1553 годом.

Империя Тимуридов была основана Амиром Тамерланом в 1370 году после завоевания нескольких государств-преемников Ильханата . После завоевания города Тимуриды обычно сохраняли жизнь местным ремесленникам и депортировали их в столицу Тимуридов Самарканд .

После того, как Тимуриды завоевали Персию в начале 15 века, многие исламские художественные черты стали переплетаться с существующим монгольским искусством . Установление Тимуром исламского шариата законов в более позднем возрасте сделало Самарканд одним из центров исламского искусства . [17]

В середине 15 века империя перенесла свою столицу в Герат , который стал центром искусства Тимуридов. Как и в случае с Самаркандом, ремесленники и интеллектуалы различных этнических групп вскоре превратили Герат в центр искусства и культуры. Вскоре многие проявления культуры Тимуридов смешались с проявлениями других традиций. [18]

Искусство

[ редактировать ]
Султан Хусейн Байкара , покровитель искусства, построил несколько центров обучения.

Искусство Тимуридов впитало и усовершенствовало традиционную персидскую концепцию «Искусства книги». Новые произведения искусства, вдохновленные Тимуридами, представляли собой иллюстрированные бумажные (в отличие от пергаментных ) рукописи, созданные художниками империи. Эти иллюстрации отличались насыщенными цветами и продуманным дизайном. [19] Благодаря качеству миниатюрных картин, найденных в этих рукописях, археолог и историк искусства Сьюзан Ялман из Метрополитен-музея [20] отмечал, что «гератскую школу [рукописной живописи] часто считают апогеем персидской живописи. [21]

Сталь Тимуридов, инкрустированная серебром , часто считается особенно высококачественной. Живопись не ограничивалась рукописями. Многие тимуридские художники также создавали замысловатые настенные росписи . Многие из этих настенных росписей изображали пейзажи, заимствованные как из персидской, так и из китайской художественной традиции. [22] Хотя сюжет этих картин был заимствован из других культур, настенные росписи Тимуридов со временем приобрели свой собственный, уникальный стиль. [23]

Монгольские художественные традиции не были полностью уничтожены, поскольку сильно стилизованные изображения человеческих фигур, встречающиеся в искусстве Тимуридов 15 века, произошли от этой культуры. [24]

Во время правления султана Хусейна Байкары произошло дальнейшее развитие искусства. Он был известен как благотворитель и покровитель образования в своем королевстве. [25] Султан Хусейн построил множество построек, включая знаменитую школу. Его описывают как «типичного правителя Тимуридов позднего периода в Трансоксиане ». Его изысканный двор и щедрое художественное покровительство были источником восхищения, особенно со стороны его двоюродного брата Бабура из Индии Великих Моголов .

Тимуридская архитектура

[ редактировать ]

Архитектура Тимуридов опиралась на аспекты архитектуры Сельджуков . Фасады зданий украшала бирюзовая и голубая плитка, образующая замысловатые линейные и геометрические узоры. Иногда подобным образом оформлялись и интерьеры зданий, а роспись и лепной рельеф еще больше усиливали эффект. [26]

Архитектура Тимуридов была вершиной исламского искусства в Центральной Азии . Тамерлан и его преемники построили впечатляющие и величественные здания в Самарканде и Герате . Эти монументальные произведения помогли распространить влияние школы искусства Ильханидов вплоть до Индии , где она дала начало знаменитой могольской (или монгольской ) школе архитектуры .

Архитектура Тимуридов началась со святилища Ахмеда Ясави на территории современного Казахстана и завершилась мавзолеем Тимура Гур-э-Амир в Самарканде . Тимура Гур-И Мир , мавзолей завоевателя XIV века, покрыт «бирюзовыми персидскими плитками». [27] Рядом, в центре древнего города, находится «медресе в персидском стиле» (религиозная школа). [27] и «мечеть в персидском стиле». [27] Тимурида Султана Улугбека . Мавзолеи принцев Тимуридов с их бирюзовыми и голубыми черепичными куполами остаются одними из самых изысканных и изысканных образцов персидской архитектуры . [28]

Осевая симметрия является характеристикой всех основных структур Тимуридов, особенно Шах-э-Зенды в Самарканде , комплекса Мусаллаха в Герате и мечети Гаухар Шад в Мешхеде . Множество двойных куполов различной формы, украшенных снаружи яркими цветами. Господство Тимура в регионе усилило влияние его столицы и персидской архитектуры на Индийский субконтинент . [29]

Металлообработка, керамика и резьба

[ редактировать ]

Империя Тимуридов также производила качественные изделия из металла. сталь , железо , латунь и бронза . В качестве медиумов обычно использовались [21] Тимуридскую сталь, инкрустированную серебром , часто называют особенно высококачественной. [30] После распада Империи Тимуридов несколько иранских и месопотамских культур переняли изделия из металла Тимуридов. [21]

в китайском стиле Керамика производилась ремесленниками Тимуридов. Резьба по нефриту также присутствовала в искусстве Тимуридов. [22]

Улугбек и Али Кушджи в обсерватории .
Обсерватория Улугбека и ее медресе были важным центром астрономических исследований в Центральной Азии.
Теорема Аль-Каши

Джамшид аль-Каши был одним из самых влиятельных исследователей в области математики и астрономии. Он получил огромную поддержку как со стороны императора Шахрукха , так и со стороны королевы Гохаршад , которые очень интересовались наукой и поощряли свой двор к глубокому изучению различных областей. Следовательно, период их правления стал одним из многих научных достижений.

При правлении султана Улугбека наблюдался научный расцвет империи. Во время своего правления аль-Каши составил синусов таблицы с точностью до четырех шестидесятеричных цифр (что соответствует восьми десятичным знакам) точности для каждого градуса и включал разности для каждой минуты. Он также создал таблицы, касающиеся преобразований между системами координат на небесной сфере , таких как преобразование из эклиптической системы координат в экваториальную систему координат . [31] Была написана «Суллам ас-Сама» , обеспечившая разрешение трудностей, с которыми встречались предшественники при определении расстояний и размеров таких небесных тел, как Земля , Луна , Солнце и Звезды . Был также написан «Трактат об астрономических наблюдательных инструментах» , в котором описывалось множество различных инструментов, в том числе трехгранник и армиллярная сфера , равноденственный армиллярий и солнцестояния армиллярий Моайедуддина Урди , синусоидальный и версинический инструмент Урди, секстант аль -Худжанди. , секстант Фахри в Самаркандской обсерватории, изобретенный им двухквадрантный азимутальный инструмент для измерения высоты и небольшую армиллярную сферу, включающую альхидаду . изобретенную им [32]

Было замечено изобретение Плиты Соединений, аналогового вычислительного инструмента, используемого для определения времени суток, в которое соединения планет . произойдут [33] и для выполнения линейной интерполяции . [34] Был также изобретен механический планетарный компьютер который он назвал «Плита зон», который мог графически решать ряд планетарных задач, включая предсказание истинного положения по долготе Солнца , и Луны . [34] и планеты по эллиптическим орбитам ; [35] широты ; Солнца, Луны и планет и эклиптика Солнца. Инструмент также включал в себя альхидаду и линейку . [36]

Улугбек основал в Самарканде институт, который вскоре стал известным университетом. Студенты со всей Центральной Азии и за ее пределами стекались в эту академию в столице его султаната. Следовательно, Улугбек собрал много великих математиков и ученых, в том числе Али Кушджи .Али сделал значительное развитие астрономической физики независимой от натуральной философии и предоставил эмпирические доказательства вращения Земли в своем трактате «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . Помимо своего вклада в знаменитый труд Улугбека « Зидж-и-Султани» и в основание медресе Сахн-и Семан , одного из первых центров изучения различных традиционных исламских наук в Османском халифате, Али Кушку был также автором ряда научных работ и учебников по астрономии. [37] Самая важная астрономическая работа Кушджи — «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . Под влиянием исламских богословов, выступавших против вмешательства аристотелизма в астрономию, Кушджи отверг аристотелевскую физику и полностью отделил натурфилософию от исламской астрономии , позволив астрономии стать чисто эмпирической и математической наукой. Это позволило ему изучить альтернативы аристотелевскому понятию неподвижной Земли, поскольку вместо этого он исследовал идею движущейся Земли (хотя Эмили Сэвидж-Смит утверждает, что ни один исламский астроном не предлагал гелиоцентрическую вселенную). [38] ). Он также нашел эмпирические доказательства вращения Земли посредством своих наблюдений за кометами и пришел к выводу, на основе эмпирических данных, а не спекулятивной философии, что теория движущейся Земли с такой же вероятностью верна, как и теория неподвижной Земли. [39] [40] [41]

Наследие

[ редактировать ]

После упадка Империи Тимуридов в конце 15 века Пороховые империи , которыми были Османы , династия Сефевидов , Индия Великих Моголов и другие империи, поглотили художественные традиции Тимуридов в свои собственные. [42] [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Искусство периода Тимуридов (ок. 1370–1507)» . www.metmuseum.org . Проверено 11 марта 2021 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дейл, Стивен Фредерик (24 сентября 2009 г.). «Наследие Тимуридов» . Журнал Королевского азиатского общества . 8 (1): 43–58. дои : 10.1017/S1356186300016424 . ISSN   1474-0591 . S2CID   154120015 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Субтельный, Мария Ева (ноябрь 1988 г.). «Социально-экономические основы культурного покровительства при Поздних Тимуридах» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 20 (4): 479–505. дои : 10.1017/S0020743800053861 . S2CID   162411014 . Проверено 7 ноября 2016 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руджеро, Гвидо (15 апреля 2008 г.). Спутник миров Возрождения, Гвидо Руджеро . Джон Уайли и сыновья. ISBN  9780470751619 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
  5. ^ Знаток - Том 219 - Страница 128
  6. ^ Европа во втором тысячелетии: достигнута гегемония? - Страница 58
  7. ^ Всемирная история как история фондов, 3000 г. до н.э. - 1500 г. н.э., Майкл Боргольте, стр. 293
  8. ^ Периоды мировой истории: латиноамериканская перспектива - страница 129
  9. Степная империя: История Центральной Азии - стр. 465
  10. ^ «Тимуриды» . Колумбийская энциклопедия (шестое изд.). Нью-Йорк: Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 8 ноября 2006 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Искусство периода Тимуридов (ок. 1370–1507)» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
  12. ^ «Тимуриды» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
  13. ^ Странные параллели: Том 2, Зеркала материка: Европа, Япония, Китай, Южная Азия и острова: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, C.800-1830 Виктора Либермана Страница 712
  14. ^ Имперская идентичность в Империи Великих Моголов, Лиза, стр. 4
  15. ^ Суфизм и общество: Мистические механизмы в мусульманском мире, 1200–1800 гг. Под редакцией Джона Карри, Эрика Оландера, стр. 141
  16. ^ Шелковый путь: очень краткое введение Джеймса А. Миллуорда.
  17. ^ Мароцци, Джастин (2004). Тамерлан: Меч ислама, покоритель мира . ХарперКоллинз.
  18. ^ Б.Ф. Манц; В.М. Такстон; диджей Роксбург; Л. Голомбек; Л. Комаров; RE Дарли-Доран (2007). «Тимуриды». Энциклопедия ислама, интернет-издание. «В период Тимуридов использовались три языка: персидский, турецкий и арабский. Основным языком этого периода был персидский, родной язык таджикской (персидской) части общества и язык обучения, усвоенный всеми грамотными и / или городских турок, персидский язык служил языком управления, истории, художественной литературы и поэзии».
  19. ^ «Ирансага — персидское искусство, Тимуриды» . www.artarena.force9.co.uk . Проверено 16 ноября 2017 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Комарофф, Авторы: Сьюзан Ялман, Линда. «Искусство периода Тимуридов (ок. 1370–1507) | Очерк | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 16 ноября 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с electricpulp.com. «МЕТАЛЛООБРАБОТКИ – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 16 ноября 2017 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тимуриды» Колумбийская энциклопедия (шестое изд.). Нью-Йорк: Колумбийский университет . Проверено 8 ноября 2006 г.
  23. ^ Ленц, В. Томас. Династические образы в ранних тимуридских настенных росписях . Музей искусств Лос-Анджелеса. URL: https://archnet.org/system/publications/contents/4320/original/DPC0599.pdf?1384784647. Архивировано 16 ноября 2017 г. в Wayback Machine.
  24. ^ Блер, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , глава 5, 1995, издательство Йельского университета. Пеликан История искусства, ISBN   0300064659 .
  25. ^ Ремер, Ханс Р. (23 марта 2012 г.). «ХОСАЙН БАЙКАРА» . Энциклопедия Ираника . Энциклопедия Фонда Ираника . Проверено 9 апреля 2019 г.
  26. ^ Британская энциклопедия , « Династия Тимуридов », Online Academic Edition, 2007. «Тюркская династия произошла от завоевателя Тимура (Тамерлана), известного своим блестящим возрождением художественной и интеллектуальной жизни в Иране и Средней Азии. … Торговые и художественные сообщества были перенесены в столицу Герат, где была основана библиотека, и столица стала центром обновленной и блестящей в художественном отношении персидской культуры».
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон Джулиус Норвич, Великая архитектура мира , Da Capo Press, 2001. с. 278.
  28. ^ Хью Кеннеди, Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем , Da Capo Press, 2007. стр. 237
  29. ^ Банистер Флетчер, Дэн Круикшан, История архитектуры сэра Банистера Флетчера , Architectural Press, 1996. стр. 606
  30. ^ Журнал «Каспийское море» ISSN: 1578-7899 Том 10, выпуск 1, Приложение 3 (2016) 127-132 Компиляция одного предмета Тимуридских металлических изделий (12 век) в Национальном музее Ирана с двумя предметами в Национальном музее Еревана -Армения.URL: http://csjonline.org/CSJ/2016/Supp3/127-132.pdf
  31. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Гият ад-Дин Джамшид Масуд аль-Каши» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  32. ^ ( Кеннеди 1951 , стр. 104–107)
  33. ^ ( Кеннеди, 1947 , стр. 56)
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ( Кеннеди, 1950 г. )
  35. ^ ( Кеннеди, 1952 )
  36. ^ ( Кеннеди, 1951 )
  37. ^ Агостон, Габор; Мастерс, Брюс Алан (2009), Энциклопедия Османской империи , Издательство Infobase, стр. 35, ISBN  978-0-8160-6259-1
  38. ^ Эмили Сэвидж-Смит (ноябрь 2008 г.), «Исламское влияние на Коперника» (PDF) , Журнал истории астрономии , 39 (4): 538–541 [541], Бибкод : 2008JHA....39..538S , doi : 10.1177/002182860803900414 , S2CID   125819122 , получено 25 марта 2010 г.
  39. ^ ( Рагеп 2001а )
  40. ^ Ф. Джамиль Рагеп (2001), «Освобождение астрономии от философии: аспект исламского влияния на науку», Осирис , 2-я серия, Vol. 16, Наука в теистическом контексте: когнитивные измерения, стр. 49–64, 66–71.
  41. ^ Эдит Дадли Силла (2003), «Творение и природа», в книге Артура Стивена Макгрейда (редактор), Кембриджский спутник средневековой философии , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 178–179, ISBN  978-0-521-00063-5
  42. ^ «Тимуриды и туркмены - Сборник Давида» . www.davidmus.dk . Проверено 16 ноября 2017 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bf0f0ad45f7881e00b8da5cdaf558c3__1714785060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/c3/8bf0f0ad45f7881e00b8da5cdaf558c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timurid Renaissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)