Фунджский султанат
Фунджский султанат Голубой султанат (на арабском языке) Ас-Салтана аз-Зарка | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1504–1821 | |||||||||
Funj Торговая марка ( аль-васм ) | |||||||||
Статус | Конфедерация Сеннара. султанатов и зависимых племенных эмиратов под сюзеренитетом [1] | ||||||||
Капитал | Сеннар | ||||||||
Общие языки | Арабский (официальный язык, лингва-франка и язык ислама , все более распространенный язык) [2] Нубийские языки (родной язык, все чаще заменяемый арабским) [3] | ||||||||
Религия | суннитский ислам , [4] Коптское христианство | ||||||||
Правительство | Исламская монархия | ||||||||
Султан | |||||||||
• 1504–1533/4 | Амара Дункас (первая) | ||||||||
• 1805–1821 | Бади VII (последний) | ||||||||
Законодательная власть | Великий Совет Шура [5] | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний современный период | ||||||||
• Учредил | 1504 | ||||||||
14 июня 1821 г. | |||||||||
• Присоединён к провинции Египет Османской империи. [а] | 13 февраля 1841 г. | ||||||||
Валюта | бартер [с] | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Судан Эритрея Эфиопия | ||||||||
^ а. Мухаммед Али из Египта получил ненаследственное губернаторство Судана от османского фирмана 1841 года . [6] ^ б. Оценка всей площади современного Судана. [7] ^ с. Фундж в основном не чеканил монеты, и рынки редко использовали чеканку монет в качестве формы обмена. [8] Чеканка монет не получила широкого распространения в городах до 18 века. Французский хирург Ж. К. Понсе, посетивший Сеннар в 1699 году, упоминает об использовании иностранных монет, таких как испанские реалы . [9] |
Султанат Фундж , также известный как Фунджистан , Султанат Сеннар (по названию его столицы Сеннар ) или Голубой султанат (из-за традиционной суданской традиции называть чернокожих людей синими) [10] ( арабский : Султанат Зарка , латинизированный : аль-Султана аз-Зарка ), [11] была монархией на территории современного Судана , северо-западной Эритреи и западной Эфиопии . Основанный в 1504 году народом Фундж , он быстро принял ислам , хотя это обращение было лишь номинальным. До тех пор, пока в XVIII веке не утвердилась более ортодоксальная форма ислама, государство оставалось «африканской империей с мусульманским фасадом ». [12] Он достиг своего пика в конце 17 века, но пришел в упадок и в конечном итоге распался в 18 и 19 веках. В 1821 году последний султан сдался османскому вторжению Египта . , власть которого значительно уменьшилась, без боя [13]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Христианская Нубия , представленная двумя средневековыми королевствами Макурией и Алодией , начала приходить в упадок с 12 века. [14] К 1365 году Мукурия практически рухнула и превратилась в осколок государства, ограниченного Нижней Нубией , пока окончательно не исчезла ок. 150 лет спустя. [15] Судьба Алодии менее ясна. [14] Было высказано предположение, что он рухнул еще в 12 веке или вскоре после этого, поскольку археология предполагает, что в этот период Соба перестала использоваться в качестве столицы. [16] К 13 веку центральный Судан, казалось, распался на различные мелкие государства. [17] Между 14 и 15 веками Судан был захвачен бедуинскими племенами. [18] Сообщается , что в 15 веке один из этих бедуинов, которого суданские традиции называют Абдаллах Джамма , создал племенную федерацию и впоследствии уничтожил то, что осталось от Алодии. В начале 16 века федерация Абдаллы подверглась нападению со стороны захватчика с юга, Фунджа . [19]
Этническая принадлежность Фунджа до сих пор остается спорной. Первая и вторая из трех наиболее известных теорий предполагают, что они были либо нубийцами, либо шиллуками, тогда как, согласно третьей теории, фунджи были не этнической группой, а социальным классом. [ нужна ссылка ]
В 14 веке мусульманский торговец-фундж по имени аль-Хадж Фарадж аль-Фуни участвовал в торговле на Красном море . [20] Согласно устным традициям, динка , мигрировавшие вверх по течению Белого и Голубого Нила после распада Алодии в 13 веке, вступили в конфликт с фунджами, которых динка победили. [21] В конце 15-го - начале 16-го века шиллуки прибыли на слияние Собата и Белого Нила, где они столкнулись с оседлым народом, которого шиллуки в традициях называют Апфуни , Обвонго и/или Донго , народом, который теперь приравнивается к Фунджу. Говорят, что они более искушены, чем шиллуки, но потерпели поражение в серии жестоких войн. [22] и либо ассимилировались, либо были вытеснены на север. [23] Антифунджская пропаганда позднего периода существования королевства называла фунджей «язычниками из Белого Нила» и «варварами», пришедшими из «примитивных южных болот». [24]
В 1504 году Фундж победил Абдаллу Джамму и основал султанат Фундж. [25]
Османская угроза и восстание Аджиба
[ редактировать ]В 1523 году королевство посетил еврейский путешественник Давид Рубени , переодевшийся Шарифом . [26] Султан Амара Дункас , писал Рубени, постоянно путешествовал по своему королевству. Тот, кто «правил черными и белыми людьми» [27] между регионом к югу от впадения Нила и на север до Донголы, [26] владел большими стадами различных видов животных и командовал многими военачальниками на конях. [27] Два года спустя османский адмирал Сельман Рейс упомянул Амару Дункаса и его королевство, назвав его слабым и легко завоеванным. ежегодную дань в размере 9000 верблюдов Он также заявил, что Амара платила Эфиопской империи . [28] Год спустя османы оккупировали Савакин . [29] который раньше был связан с Сеннаром. [30] Похоже, что для противодействия османской экспансии в регионе Красного моря Фундж заключил союз с Эфиопией. Известно, что помимо верблюдов Фунджи экспортировали в Эфиопию лошадей, которые затем использовались в войне против султаната Адал . [31] Границы Фунджа подверглись набегу Ахмеда Гурея во время войны, забрав много рабов, прежде чем остановиться возле горного хребта Така недалеко от современной Кассалы . [32] [33]
Прежде чем османы закрепились в Эфиопии, в 1555 году Оздемир-паша был назначен бейлербеем (еще не завоеванного) Хабеша Эялета . Он попытался двинуться вверх по течению Нила, чтобы завоевать Фундж, но его войска восстали, когда подошли к первому порогу Нила . [34] Однако до 1570 года османы обосновались в Каср-Ибриме в Нижней Нубии , что, скорее всего, было превентивным шагом по защите Верхнего Египта от агрессии Фунджа. [35] Четырнадцать лет спустя они продвинулись на юг до третьего порога Нила и впоследствии попытались завоевать Донголу , но в 1585 году были разгромлены Фунджем в битве при Ханнике . [36] После этого поле битвы, расположенное к югу от третьего порога Нила, стало границей между двумя королевствами. [37] В конце 16 века Фундж двинулся к Хабеш Эялету, завоевав северо-западную Эритрею . [38] Не сумев добиться прогресса как против султаната Фундж, так и против Эфиопии, османы отказались от политики экспансии. [39] Таким образом, начиная с 1590-х годов османская угроза исчезла, что сделало союз Фундж-Эфиопии ненужным, и отношения между двумя государствами были готовы перерасти в открытую враждебность. [40] Однако даже в 1597 году отношения все еще описывались как дружеские, торговля процветала. [41]
Тем временем во время правления султана Дакина (1568–1585) к власти пришел Аджиб , второстепенный король северной Нубии. Когда Дакин вернулся после неудачной кампании на эфиопско-суданском приграничье, Аджиб приобрел достаточно власти, чтобы потребовать и получить большую политическую автономию. Несколько лет спустя он заставил султана Тайиба жениться на его дочери, фактически сделав Тайиба, его потомков и преемника Унсу своими вассалами. В конечном итоге Унса был свергнут в 1603/1604 году Абд аль-Кадиром II , что побудило Аджиба вторгнуться в центр Фунджа. Его армии оттеснили короля Фунджа на юго-восток. Таким образом, Аджиб фактически правил империей, простирающейся от Донголы до Эфиопии. Абд эль-Кадир II, свергнутый в конце концов в декабре 1606 года, бежал в Эфиопию и подчинился императору Сусениосу . [42] предоставление Сусеньосу возможности вмешиваться в дела султаната. [43] Однако новому султану Фунджа Адлану I удалось переломить ход войны против Аджиба. [44] в конечном итоге убив его в 1611 или 1612 году. [45] Преследуя остатки армии Аджиба на север, сам Адлан II был свергнут, и ему наследовал сын бывшего султана Абд аль-Кадира II Бади I. Он заключил мирный договор с сыновьями Аджиба, согласившись фактически разделить государство Фундж. Преемники Аджиба, Абдаллаб , получат все к северу от слияния Голубого и Белого Нила, которым они будут править как вассальные короли Сеннара. Таким образом, Фунджи потеряли прямой контроль над большей частью своего королевства. [46]
В 1618-1619 годах Бахр Негаш Гебре Мариам, правитель Медри Бахри, помогал императору Суснейосу в военной кампании против Сеннарского султаната. Император Сунейос послал Бахра Гебре атаковать Мандару, чья королева Фатима контролировала стратегическую караванную дорогу из Суакина . Бахр Негашу удалось захватить царицу Фатиму, которую он отправил обратно во дворец императора Сусеньоса в Данказе ( Горгора ), и она возобновила подчинение Эфиопской империи . [47]
Пик 17 века
[ редактировать ]Подчинение Абд аль-Кадира II эфиопскому императору и возможность последующего вторжения оставались проблемой для султанов Фунджа. Адлан I, очевидно, был слишком слаб, чтобы что-то предпринять в этой ситуации, но Бади I смог взять дело в свои руки. [49] На богатый подарок Сусениоса, который он, возможно, послал в надежде, что преемники Абд аль-Кадира II почтит покорность последнего, был грубо ответил двумя хромыми лошадьми и первыми набегами на эфиопские посты. [43] Сусеньос, оккупированный в другом месте, не отреагировал на этот акт агрессии до 1617 года, когда он совершил набег на несколько провинций Фунджа. Эти взаимные набеги в конечном итоге переросли в полноценную войну в 1618 и 1619 годах, приведшую к опустошению многих восточных провинций Фунджа. [50] Также произошла решительная битва, которая, как утверждают эфиопские источники, была победой, хотя это сомнительно из-за того, что эфиопские войска сразу же после этого отступили. После войны две страны оставались в мире более века. [51]
Султан Фунджа, правивший во время войны, Рабат I , был первым в череде трёх монархов, при котором султанат вступил в период процветания, расширения и расширения контактов с внешним миром, но также столкнулся с рядом новых проблем. [52]
В 17 веке шиллуки и сеннары были вынуждены заключить непростой союз для борьбы с растущей мощью динка . После того, как союз добился своего, в 1650 году султан Бади II оккупировал северную половину королевства Шиллук . [53] Под его правлением Фундж разбил королевство Такали на западе и сделал его правителя своим вассалом. [ нужна ссылка ]
Отклонить
[ редактировать ]Этот раздел , по-видимому, противоречит статье « Завоевание Судана египтянами (1820–1824 гг.)» . ( июнь 2021 г. ) |
Сеннар достиг своего пика в конце 17 века, но в 18 веке он начал приходить в упадок, поскольку власть монархии была подорвана. Самым большим вызовом авторитету короля были финансируемые торговцами улемы , которые настаивали на том, что вершить правосудие - их по праву обязанность. [ нужна ссылка ]
Примерно в 1718 году предыдущая династия Унсаб была свергнута в результате переворота и заменена Нулом , который, хотя и был родственником предыдущего султана, фактически основал династию самостоятельно. [54]
В 1741 и 1743 годах молодой эфиопский император Иясу II совершал набеги на запад, пытаясь быстро завоевать военную славу. В марте 1744 г. он собрал армию численностью 30–100 000 человек для новой экспедиции, которая изначально задумывалась как очередной рейд, но вскоре превратилась в завоевательную войну. [55] На берегах реки Диндер между двумя государствами произошла решительная битва , которая закончилась в пользу Сеннара. [56] Путешественник Джеймс Брюс отметил, что Иясу II грабил свой путь обратно в Эфиопию, что позволило ему продемонстрировать свою кампанию как успешную. [57] Между тем, отражение Бади IV эфиопского вторжения сделало его национальным героем. [54] Военные действия между двумя государствами продолжались до конца правления Иясу II в 1755 году, напряженность, вызванная этой войной, фиксировалась еще в 1773 году. [58] Однако вскоре после конфликта торговля возобновилась, хотя и в меньших масштабах. [59]
Было высказано предположение, что именно победа Бади над эфиопами укрепила его власть; [60] Известно, что в 1743/1744 году он казнил своего визиря и взял бразды правления в свои руки. [61] Он попытался создать новую базу власти, очистив предыдущий правящий клан, лишив знать их земель и вместо этого предоставив полномочия клиентам с западной и южной периферии своего королевства. Одним из этих клиентов был Мухаммад Абу Ликайик , хамадж (общий суданский термин, применяемый к дофунджскому, неарабскому или полуарабизированному населению Гезиры и эфиопско-суданских приграничных территорий). [62] с востока от Фазугли, которому в 1747/1748 году была пожалована земля непосредственно к югу от Сеннара. [63] Он был командиром кавалерии, которому было поручено усмирить Кордофан , который стал полем битвы между Фундж и Мусаббат, беженцами из Султаната Дарфур . [64] Фур одерживал верх до 1755 года, когда Абу Ликайику наконец удалось захватить Кордофан и превратить его в свою новую опору. [65] Тем временем султан Бади становился все более непопулярным из-за своих репрессивных мер. В конце концов, недовольные дворяне Фунджа, многие из которых проживали в Кордофане, убедили Абу Ликайика пойти на столицу. В 1760/1761 году он достиг Алая на Белом Ниле, где состоялся совет, на котором Бади был формально низложен. [66] После этого он осадил Сеннар, куда вошел 27 марта 1762 года. [67] Бади бежал в Эфиопию, но был убит в 1763 году. [68] Так началось Регентство Хамаджа , когда монархи Фунджа стали марионетками Хамаджа. [69]
Абу Ликайик назначил другого члена королевской семьи своим марионеточным султаном и правил регентом. Это положило начало длительному конфликту между султанами Фунджа, пытавшимися восстановить свою независимость и власть, и регентами Хамаджа, пытавшимися сохранить контроль над истинной властью государства. Эти внутренние разногласия значительно ослабили государство, и в конце 18 века Мек Адлан II , сын Мека Тайфары, пришел к власти в неспокойное время, когда в королевстве Фундж устанавливалось турецкое присутствие. Турецкий правитель Аль-Тахир-ага женился на Хадидже, дочери Мека Адлана II. Это подготовило почву для ассимиляции Фунджей в состав Османской империи. [ нужна ссылка ]
В конце 18 века произошел быстрый распад государства Фундж. В 1785/1786 году султанат Фур завоевал Кордофан, который ему удавалось удерживать до египетского вторжения в 1821 году. [70] Во второй половине XVIII века Сеннар уступил Тигре на территории нынешней Эритреи в пользу восходящего наиба («наместника») Массауа . [71] а после 1791 года Така вокруг суданской реки Мареб стала независимой. [72] Шукрия стала новой доминирующей силой в Бутане. [ нужна ссылка ] Давно изолированная провинция Донгола наконец перешла к Шайкии примерно в 1782 году, который установил лояльную марионеточную династию. [73] [74] После 1802 года власть султаната навсегда ограничилась Гезирой. [75] В первые годы 19 века королевство страдало от чрезмерных гражданских войн. Регент Мухаммад Адлан, пришедший к власти в 1808 году и чей отец был убит военачальником того периода, смог положить конец этим войнам и сумел стабилизировать королевство еще на 13 лет. [76]
В 1820 году Исмаил бин Мухаммед Али , генерал и сын номинально османского вассала Мухаммеда Али-паши , начал завоевание Судана. Понимая, что турки собираются завоевать его владения, Мухаммад Адлан приготовился к сопротивлению и приказал собрать армию у впадения Нила, но попал в заговор близ Сеннара в начале 1821 года. Один из убийц, человек по имени Даф'Аллах , поехал обратно в столицу, чтобы подготовить церемонию подчинения султана Бади VII туркам. [77] Турки достигли места впадения Нила в мае 1821 года. После этого они двинулись вверх по течению Голубого Нила, пока не достигли Сеннара. [78] Они были разочарованы, узнав, что Сеннар, когда-то пользовавшийся репутацией богатого и великолепного человека, теперь превратился в груду руин. [79] 14 июня они получили официальное представление Бади VII. [13]
Правительство
[ редактировать ]Администрация
[ редактировать ]Султаны Сеннара были могущественны, но не абсолютно , поскольку совет из 20 старейшин также имел право голоса в государственных решениях. Ниже короля стояли главный министр, амин , и джунди , которые контролировали рынок и действовали как командующие государственной полицией и разведывательной службой. Другим чиновником высокого суда был Сид аль-Кум , королевский телохранитель и палач. Только ему было позволено проливать королевскую кровь, так как ему было поручено убить всех братьев только что избранного короля, чтобы предотвратить гражданские войны. [80]
Государство было разделено на несколько провинций, управляемых манджилом . Каждая из этих провинций снова была разделена на субпровинции, управляемые макком , каждая из которых подчинялась соответствующему манджилу . Самым важным манджилом был манджиль Абдаллабов, за ним следовали алайцы на Белом Ниле, цари региона Голубого Нила и, наконец, остальные. Король Сеннара пользовался своим влиянием среди манджилов, заставляя их жениться на женщине из королевского клана, которая выступала в роли королевских шпионов. Член королевского клана также всегда сидел рядом с ними, наблюдая за их поведением. Более того, манджилам приходилось каждый год ездить в Сеннар, чтобы отдать дань и отчитаться за свои деяния. [81]
Именно при короле Бади II Сеннар стал основной столицей государства и появились письменные документы по административным вопросам, самый старый из которых датируется 1654 годом. [82]
Военный
[ редактировать ]Армия Сеннара была феодальной. Каждый благородный дом мог выставить воинскую часть, мощность которой измерялась всадниками. Подданных, хотя они обычно были вооружены, на войну призывали лишь в редких случаях, в случаях крайней необходимости. Большинство воинов Фунджа были рабами, которых традиционно захватывали в ходе ежегодных набегов рабов, называемых салатия . [83] нацелены на немусульман без гражданства в Нубийских горах, уничижительно называемых Фартит . [84] Армия была разделена на пехоту, представленную чиновником по имени мукаддам аль-кававид , и кавалерию, представленную мукаддамом аль-Хайлом . [85] Султан редко водил армии в бой и вместо этого назначал командующего на время кампании по имени Амин Джайш аль-Султан . [86] У воинов-кочевников, сражавшихся на стороне Фунджа, был назначенный лидер — акид или каид . [87]
Вооружение воинов Фунджа состояло из колющих копий , метательных ножей , копий , шкурных щитов и, самое главное, длинных палашей , которыми можно было владеть двумя руками. Бронежилет состоял из кожи или лоскутных одеял и дополнительно кольчуги, а руки защищались кожаными перчатками. На головах носили железные или медные шлемы. Лошади также были в доспехах, с толстыми одеялами , медными головными уборами и нагрудниками . Хотя броня также производилась на месте, иногда ее импортировали. [88] В конце 17 века султан Бади III попытался модернизировать армию, импортируя огнестрельное оружие и даже пушки , но после его смерти на них быстро игнорировали не только потому, что импорт был дорогим и ненадежным, но и потому, что традиционно вооруженная элита опасалась за свою власть. [89] В начале 1770-х годов Джеймс Брюс заметил, что у султана «не было ни одного мушкета во всей его армии». [90] 40 лет спустя Иоганн Людвиг Буркхардт отметил, что Мек Нимр , ныне независимый лорд Шенди , содержал небольшой отряд рабов, вооруженных мушкетами, купленными или украденными у египетских купцов. Хотя они были в плохой форме, одного их проявления было достаточно, чтобы посеять ужас среди врагов Нимра. [91] Говорят, что в 1820 году у шайкиев было несколько пистолетов и ружей, хотя подавляющее большинство все еще использовало традиционное оружие. [92]
Фундж использовал наемников шиллуков и динка . [93]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Ко времени визита Давида Рубени в 1523 году фунджи, первоначально язычники или синкретические христиане, обратились в ислам. Вероятно, они приняли ислам, чтобы облегчить свое правление над своими мусульманскими подданными и облегчить торговлю с соседними странами, такими как Египет. [94] Их принятие ислама было лишь номинальным, и фактически Фунджи фактически даже задержали исламизацию Нубии, поскольку вместо этого они временно укрепили африканские сакральные традиции. [12] Установленная ими монархия была божественной , как и во многих других африканских государствах: [95] У Фундж-султана были сотни жен. [96] и провел большую часть своего правления во дворце, в изоляции от своих подданных. [97] и поддерживает контакты лишь с горсткой чиновников. [98] Ему не разрешили увидеть, как он ест. В тех редких случаях, когда он появлялся на публике, он делал это только под чадрой и в сопровождении большой помпы. [99] Султана регулярно судили, и, если бы его признали виновным, он мог быть казнен. [100] Считалось, что все Фунджи, особенно султан, были способны обнаруживать колдовство. Считалось, что исламские талисманы, написанные на языке Сеннара, обладают особой силой из-за близости к султану. [101] Среди населения не были широко известны даже основы исламской веры. [102] Свинина и пиво были основными продуктами питания на большей части территории королевства. [95] смерть важного человека оплакивалась «совместными танцами, членовредительством и катанием в пепле праздничного костра». [103] По крайней мере, в некоторых регионах пожилые люди, калеки и другие люди, которые считались обузой для своих родственников и друзей, должны были просить, чтобы их похоронили заживо или избавились иным образом. [100] Еще в конце 17 века Султанат Фундж все еще был зарегистрирован как не соблюдающий «законы турок » , то есть ислам. [104] Таким образом, до XVIII века ислам был не более чем фасадом. [12]
Несмотря на это, Фунджи с самого начала выступали спонсорами ислама, поощряя поселение мусульманских святых в своих владениях. В более поздний период гражданские войны вынудили крестьян искать защиты у святых; султаны уступили крестьянское население улемам . [ нужна ссылка ]
христианство
[ редактировать ]Крах христианских нубийских государств шел рука об руку с крахом христианских институтов. [106] Однако христианская вера продолжала существовать, хотя и постепенно приходила в упадок. [а] К шестнадцатому веку значительная часть населения Нубии все еще была христианином. Донгола, бывшая столица и христианский центр Мукурийского царства. [110] было зафиксировано, что к началу XVI века в значительной степени исламизировались, [б] хотя письмо францисканцев подтверждает существование общины непосредственно к югу от Донголы, исповедующей «испорченное христианство» еще в 1742 году. [113] Согласно сообщению Понсе 1699 года, мусульмане реагировали на встречу с христианами на улицах Сеннара чтением Шахады . [114] Регион Фазугли, по-видимому, был христианским, по крайней мере, в течение одного поколения после его завоевания в 1685 году; христианское княжество было упомянуто в этом регионе еще в 1773 году. [115] Тигре . на северо-западе Эритреи, входившие в конфедерацию Бени Амер [116] оставались христианами до 19 века. [117] Ритуалы, происходящие из христианских традиций, пережили обращение в ислам. [118] и практиковались вплоть до 20 века. [с]
С 17 века в Сеннаре присутствовали иностранные христианские группы, в основном купцы, в том числе копты , эфиопы , греки , армяне и португальцы . [124] Султанат также служил перевалочным пунктом для эфиопских христиан, направлявшихся в Египет и Святую Землю , а также для европейских миссионеров, направлявшихся в Эфиопию. [125]
Языки
[ редактировать ]В период христианский на нубийских языках говорили на территории от Асуана на севере до неопределенной точки к югу от места слияния Голубого и Белого Нила. [126] Они оставались важными в период Фунджа, но постепенно были вытеснены арабским языком. [3] Этот процесс в основном завершился в центральном Судане к XIX веку. [127] хотя даже тогда были ограниченные сообщения о том, что на нубийском языке все еще говорят даже на юге, вплоть до 5-го порога, если не до Шенди. [128]
После обращения Фунджа в ислам арабский язык стал лингва-франка управления и торговли, а также использовался в качестве языка религии. Хотя королевский двор еще какое-то время будет продолжать говорить на своем доарабском языке. [129] по с. В 1700 году языком общения при дворе стал арабский. [130] В 18 веке арабский язык стал письменным языком государственного управления. Даже в 1821 году, когда королевство пало, некоторые провинциальные дворяне все еще не могли говорить по-арабски. [129] Эвлия Челеби (17 век) и Джозеф Рассеггер (середина 19 века) описали доарабский язык в центре Фунджа. [131] Челеби предоставил список цифр, а также стихотворение, написанное арабской вязью; цифры явно канури , а язык, на котором написано стихотворение, остается неизвестным. [132] Рассеггер заявил, что на языке грибов , звучащем похожем на нубийский и впитавшем много арабских слов, говорили даже на севере, вплоть до Хартума, хотя его роль уже отошла на второстепенную роль по сравнению с арабским языком. [133] В Кордофане нубийский язык все еще использовался в качестве основного или, по крайней мере, вторичного языка даже в 1820-х и 1830-х годах. [134]
Торговля
[ редактировать ]Во время правления султана Бади III в конце 17 - начале 18 веков процветающая и космополитичная столица Сеннар описывалась как «почти величайший торговый город» во всей Африке. [135] Богатство и власть султанов долгое время зависели от контроля над экономикой. Все караваны контролировались монархом, как и запасы золота, которое служило основной валютой государства. Важные доходы поступали от таможенных сборов, взимаемых с караванных маршрутов, ведущих в Египет и порты Красного моря, а также с паломнического движения из Западного Судана. В конце 17 века Фундж открыл торговлю с Османской империей. В конце 17 века с введением чеканки монет установилась нерегулируемая рыночная система, и султаны уступили контроль над рынком новому торговому среднему классу. Иностранная валюта стала широко использоваться торговцами, лишив монарха возможности жесткого контроля над экономикой. Процветающая торговля создала богатый класс образованных и грамотных торговцев, которые много читали об исламе и были очень обеспокоены отсутствием ортодоксальности в королевстве. [136] Султанат также сделал все возможное, чтобы монополизировать работорговлю в Египте , в первую очередь посредством ежегодного каравана до тысячи рабов. Эта монополия имела наибольший успех в семнадцатом веке, хотя в некоторой степени она еще работала и в восемнадцатом. [137]
Правители
[ редактировать ]Правители Сеннара носили титул Мек (султан). Число их царствований варьируется от источника к источнику. [138] [139]
- Амара Дункас 1503–1533/1534 (940 г. хиджры)
- Найил 1533/1534 (940 г. хиджры) – 1550/1551 (957 г. хиджры)
- Абд аль-Кадир I 1550/1551 (957 хиджры) – 1557/1558 (965 хиджры)
- Абу Сакикин 1557/1558 (965 г. хиджры) – 1568 г.
- Дакин 1568–1585/1586 (994 г. хиджры)
- Давра 1585/1586 (994 г. хиджры) - 15871588 (996 г. хиджры)
- Разрушение 1587/1588 (996 г. хиджры) – 1591 г.
- Что я 1591–1603/1604 (1012 г. хиджры)
- Абд аль-Кадир II 1603/1604 (1012 г. хиджры) – 1606 г.
- Адлан I 1606–1611/1612 (1020 г. хиджры)
- Бади I 1611/1612 (1020 г. хиджры) – 1616/7 (1025 г. хиджры)
- Рабат I 1616/1617 (1025 хиджры) – 1644/1645
- Бади II 1644/1645 – 1681 гг.
- Что II 1681 – 1692 гг.
- Бади III 1692 – 1716 гг.
- Что III 1719 – 1720 гг.
- Рисовано 1720–1724 гг.
- Бади IV 1724 – 1762 гг.
- Насир 1762–1769 гг.
- Исмаил 1768–1776 гг.
- Адлан II 1776 – 1789 гг.
- Авкал 1787–1788 гг.
- Тайфун II 1788 – 1790 гг.
- Бади V 1790 г.
- Наввар 1790–1791 гг.
- Бади VI 1791 – 1798 гг.
- Ранфи 1798–1804 гг.
- 1804 - 1805 гг.
- Это были VII 1805 – 1821 гг.
Регенты Хамаджа
[ редактировать ]- Мухаммад Абу Ликайик 1769 – 1775/6 гг.
- Бади валад Раджаб 1775/1776 – 1780 гг.
- Раджаб 1780–1786/1787 гг.
- Насир 1786/1787 – 1798 гг.
- Идрис вад Абу Ликайик 1798–1803 гг.
- Адлан Вад Абу Ликайик 1803 г.
- Уорд Раджаб 1804–1806 гг.
Карты
[ редактировать ]- Карта Стефано Бонсиньори (1579 г.). Фундж («Фуинги») расположены наверху.
- Карта Гийома Делиля (1701 г.)
- Карта Жана Батиста Бургиньона д'Анвиля (1749 г.)
- Карта путешественника Джеймса Брюса , путешествовавшего по стране в начале 1770-х годов.
См. также
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]- ^ «Поразительно, как долго христианской вере удавалось сохраняться после краха христианских царств, даже несмотря на то, что она постепенно ослабевала и истощалась». [107] Уже в 1500 году путешественник, посетивший Нубию, заявил, что нубийцы считали себя христианами, но им настолько недоставало христианского наставления, что они не имели никакого знания о вере. [108] В 1520 году нубийские послы прибыли в Эфиопию и обратились к императору с просьбой предоставить священников. Они утверждали, что священники больше не могут добраться до Нубии из-за войн между мусульманами, что привело к упадку христианства на их земле. [109]
- ^ "История эфиопского монаха Такла Альфа, умершего в Донголе в 1596 году (...) ясно показывает, что христиан в Донголе практически не осталось". [111] Теодор Крамп утверждает, что жители Донголы, где он был задержан в феврале 1701 года, рассказали ему, что всего 100 лет назад их предки еще были христианами. [112]
- ^ В 1918 году было зарегистрировано, что несколько практик явно христианского происхождения были «распространены, хотя, конечно, и не универсальны, в Омдурмане, Гезире и Кордофане». Эти практики включали нанесение крестов на лоб новорожденных или на животы больных мальчиков, а также надевание соломенных крестов на миски с молоком. [119] В 1927 году написано, что вдоль Белого Нила на чашах, наполненных пшеницей, были поставлены кресты. [120] В 1930 году было зафиксировано не только, что юношей в Гезире раскрашивали крестами, но и носили монеты с крестами, чтобы оказать помощь от болезней. [121] Очень похожий обычай был известен в Нижней Нубии, где женщины носили такие монеты по особым праздникам. Кажется вероятным, что это была живая память о налоге джизья , которым облагали христиан, отказывавшихся принять ислам. [122] Обычаи христианского происхождения также широко практиковались в регионе Донгола, а также в Нубийских горах. [123]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Офкански, Томас (июнь 1991 г.). Хелен Чапин Мец (ред.). Судан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Фундж. Архивировано из оригинала 9 января 2009 года.
- ^ МакХью 1994 , с. 9: «Распространение арабского языка произошло не только из-за расселения арабов, но и из-за объединения Нила правительством, султанатом Фундж, которое использовало арабский язык в качестве официального средства общения, а также из-за использования арабского языка в качестве торгового языка. ."
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс 2008 , стр. 68–69.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (1996). «Ислам в Африке к югу от Сахары до XIX века» . Последние великие мусульманские империи . История мусульманского мира, 3. Сокращенно и адаптировано FRC Бэгли (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Маркуса Винера. п. 167 . ISBN 978-1-55876-112-4 .
Дата, когда правители Фунджа приняли ислам, неизвестна, но, должно быть, это произошло вскоре после основания Сеннара, поскольку тогда они вступили в отношения с мусульманскими группами на обширной территории.
- ^ Уэлч, Гэлбрейт (1949). Североафриканская прелюдия: первые семь тысяч лет (фрагмент) . Нью-Йорк: У. Морроу. п. 463. ОСЛК 413248 . Проверено 12 августа 2010 г.
Правительство было полуреспубликанским; когда султан умирал, великий совет выбирал преемника из числа королевских детей. Затем — предположительно для того, чтобы сохранить мир — они убили всех остальных.
- ^ «Просмотр текста» Указ Султана Мухаммеду Али о имитации им правления Судана без права наследования [Султанский Фирман Мухаммеду Али, назначающему его правителем Судана без наследственных прав] (на арабском языке). Александрийская библиотека: Цифровой архив памяти современного Египта . Проверено 12 августа 2010 г.
- ^ Аваков, Александр В. (2010). Две тысячи лет экономической статистики: население мира, ВВП и ППС . Нью-Йорк: Издательство Алгора. п. 18. ISBN 978-0-87586-750-2 .
- ^ Андерсон, Джули Р. (2008). «Мамлюкская монета из Кулубнарти, Судан» (PDF) . Британские музейные исследования в Древнем Египте и Судане (10): 68 . Проверено 12 августа 2010 г.
Гораздо южнее, султанат Фундж, базирующийся в Сеннаре (1504/5–1820), редко чеканил монеты, и рынки обычно не использовали чеканку монет в качестве формы обмена. Иностранные монеты сами по себе были товаром и часто хранились для ювелирных украшений. Единицы таких предметов, как золото, зерно, железо, ткань и соль, имели определенную ценность и использовались для торговли, особенно на местном уровне.
- ^ Пинкертон, Джон (1814). «Путешествие Понсе в Абиссинию» . Общий сборник лучших и интереснейших путешествий и путешествий по всем частям света . Том. 15. Лондон: Лонгман, Херст, Рис и Орм. п. 71. ОСЛК 1397394 .
- ^ Бендер, М. Лайонел (1983). «Кодировка цветовых терминов в специальной лексической области: цвета кожи суданского арабского языка» . Антропологическая лингвистика . 25 (1): 19–27. JSTOR 30027653 . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Огот 1999 , с. 91
- ^ Перейти обратно: а б с Лоймайер 2013 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Алан Мурхед, Голубой Нил , исправленное издание (Нью-Йорк: Harper and Row, 1972), стр. 215
- ^ Перейти обратно: а б Граецкий 2009 , с. 117.
- ^ Вернер 2013 , стр. 143–146.
- ^ Граецкий 2009 , с. 123.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 19.
- ^ Хасан 1967 , с. 176.
- ^ Лоймайер 2013 , стр. 140–141.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 22.
- ^ Бесвик 2004 , стр. 32–33.
- ^ Бесвик 2014 , стр. 108–110.
- ^ Бесвик 2004 , с. 33.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 210.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 1951 , с. 136.
- ^ Павлин 2012 , с. 91.
- ^ Павлин 2012 , с. 98.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 26.
- ^ Павлин 2012 , стр. 98–101.
- ^ Бертон, Ричард. Первые шаги в Восточной Африке . п. 179.
- ^ Пал Рухела, Сатья; Фарах Айдид, Мохаммед (1994). Сомали: от зари цивилизации до наших дней . Викас Паб. Дом. ISBN 9780706980042 .
- ^ Домашнее хозяйство 1988 , стр. 143–144.
- ^ Домашнее хозяйство 1988 , стр. 145–146.
- ^ Павлин 2012 , стр. 96–97.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 35.
- ^ Смидт 2010 , стр. 665.
- ^ Павлин 2012 , с. 97.
- ^ Павлин 2012 , стр. 101–102.
- ^ Арегей и Селассие 1971 , с. 64.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 36–38.
- ^ Перейти обратно: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 60.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 38.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 36.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 38–40.
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила , том. 2.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 361.
- ^ Арегей и Селассие 1971 , с. 65.
- ^ Арегей и Селассие 1971 , стр. 65–66.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 61.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 57.
- ^ Бесвик 2014 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Сполдинг 1985 , с. 213.
- ^ Кропп 1996 , стр. 116–118, примечание 21.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 91.
- ^ Тело 1996 , стр. 125.
- ^ Арегей и Селассие 1971 , с. 68.
- ^ Панкхерст 1997 , стр. 371–372.
- ^ МакХью 1994 , с. 53.
- ^ МакХью 1994 , с. 54.
- ^ Этефа 2006 , стр. 101-1. 17–18.
- ^ МакХью 1994 , стр. 53–54.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 93.
- ^ Сполдинг 1998 , стр. 53–54.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 94.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 313.
- ^ Тело 1996 , стр. 128.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 94–95.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 391–392.
- ^ Миран 2010 , стр. 47.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 383.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 101.
- ^ Бешка 2020 , с. 320.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 382.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 440–442.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 449–451.
- ^ МакГрегор 2006 , с. 73.
- ^ Оливер и Атмор 2001 , с. 106.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 43–46.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 47–48.
- ^ Сполдинг и Абу Салим 1989 , стр. 2–3.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 71–72.
- ^ Инсолл 2003 , с. 123.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 72–73.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 70.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 54.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 53–54.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 68–69.
- ^ Брюс 1790 , с. 481.
- ^ Буркхардт 1819 , с. 286.
- ^ Уоддингтон и Хэнбери 1822 , с. 98.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 63.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 31–33.
- ^ Перейти обратно: а б Сполдинг 1985 , с. 124.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 29.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 41.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 130.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Сполдинг 1985 , с. 129.
- ^ Сполдинг 1985 , стр. 128–129.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 125.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 189.
- ^ Сполдинг 1985 , xvii.
- ^ Журавски 2012 , с. 24.
- ^ Вернер 2013 , с. 156.
- ^ Вернер 2013 , с. 174.
- ^ Хасан 1967 , стр. 131–132.
- ^ Вернер 2013 , с. 150.
- ^ Журавски 2014 , стр. 83–85.
- ^ Журавски 2014 , с. 84.
- ^ Вернер 2013 , с. 154.
- ^ Журавски 2012 , стр. 68–69.
- ^ Нацулас 2003 , с. 78.
- ^ Сполдинг 1974 , стр. 21–22.
- ^ Connel & Killion 2011 , стр. 121–122.
- ^ Коннел и Киллион 2011 , с. 507.
- ^ Вернер 2013 , с. 177.
- ^ Кроуфут 1918 , стр. 55–56.
- ^ Вернер 2013 , стр. 177–178.
- ^ Чатауэй 1930 , с. 256.
- ^ Вернер 2013 , с. 178.
- ^ Вернер 2013 , стр. 177–184.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 68.
- ^ Арегей и Селассие 1971 , стр. 68–70.
- ^ Вернер 2013 , стр. 28–29.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 260.
- ^ Герхардс 2023 , стр. 140–141.
- ^ Перейти обратно: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 33.
- ^ Лоймайер 2013 , с. 144.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 29.
- ^ Хаммарстрем 2018 , стр. 16.
- ^ Рассеггер 1844 , с. 769.
- ^ Сполдинг 2006 , стр. 395–396.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 4.
- ^ Лапид
- ^ Лавджой, Пол (2012). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 89.
- ^ МакМайкл, ХА (1922). «Приложение I: Хронология королей грибов» . История арабов в Судане и некоторые сведения о людях, которые им предшествовали, и о племенах, населяющих Дарфур . Том. II. Издательство Кембриджского университета. п. 431. OCLC 264942362 .
- ^ Холт, Питер Малкольм (1999). «Генеалогические таблицы и списки царей» . Судан Трех Нилов: Хроники Фунджа 910–1288 / 1504–1871 . Исламская история и цивилизация, 26. Лейден: BRILL. стр. 182–186. ISBN 978-90-04-11256-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Арегей, Мерид Вольде; Селассие, Сержю Хабл (1971). «Судано-эфиопские отношения до XIX века». В Юсуфе Фадле Хасане (ред.). Судан в Африке . Хартумский университет. стр. 62–72. OCLC 248684619 .
- Бесвик, Стефани (2004). Кровавая память Судана . Университет Рочестера. ISBN 978-1580462310 .
- Бешка, Эмануэль (2020). «Лебединая песня в долине Нила. Мамлюкское государство в Донголе (1812–1820)». Африканские и азиатские исследования . 29 (2): 315–329.
- Бесвик, Стефани (2014). «Роль рабства в взлете и падении королевства Шиллук». В Суаде Т. Али; и др. (ред.). Дорога в Два Судана . Кембриджские ученые. стр. 108–142. ISBN 9781443856324 .
- Брюс, Джеймс (1790). Путешествие в поисках истока Нила . Том. IV. Дж. Рутвен.
- Буркхардт, Джон Льюис (1819). Путешествие по Нубии . Джон Мюррей.
- Чатауэй, JDP (1930). «Заметки по истории Фунгов» (PDF) . Суданские заметки и записи . 13 : 247–258.
- Коннел, Дэн; Киллион, Том (2011). Исторический словарь Эритреи . Страшила. ISBN 9780810875050 .
- Кроуфорд, OGS (1951). Королевство Фунг Сеннар . Джон Беллоуз ЛТД. OCLC 253111091 .
- Кроуфут, JW (1918). «Крестное знамение» (PDF) . Суданские заметки и записи . 1 : 55–56, 216.
- Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое: археология Судана . Рутледж. ISBN 978-0-415-36987-9 .
- Этефа, Смех Эндалью (2006). Межэтнические отношения на границе: один (Эфиопия), 1898–1991 гг . Харасовиц. ISBN 978-3-447-05442-3 .
- Герхардс, Габриэль (2023). «Доарабские языки Джаалиина и Абабде в европейской литературе девятнадцатого века» . Древний Судан (на немецком языке). 34 . Суданское археологическое общество в Берлине eV: 135–152.
- Граецки, Вольфрам (2009). «Конец христианских нубийских империй» (PDF) . Вклад Интернета в египтологию и археологию Судана . Х. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2019 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- Хаммарстрем, Харальд (2018). «Обзор африканских языков» Языки и лингвистика Африки Де Грюйтер Мутон. стр. 100-1 1–57. ISBN 9783110421668 .
- Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века . Эдинбургский университет. ОСЛК 33206034 .
- Холт, Питер Малкольм (1975). «Глава 1: Египет, Фундж и Дарфур» . В Фаге, JD ; Оливер, Роланд (ред.). Кембриджская история Африки . Том. 4: от ок. 1600 до ок. 1790. Издательство Кембриджского университета. стр. 14–57 . ISBN 978-0-521-20413-2 .
- Инсолл, Тимоти (2003). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Кембриджский университет. ISBN 978-0521651714 .
- Джеймс, Венди (2008). «Судан: большинство, меньшинства и языковые взаимодействия». В Эндрю Симпсоне (ред.). Язык и национальная идентичность в Африке . Оксфордский университет. стр. 61–78 . ISBN 978-0199286744 .
- Кропп, Манфред (1996). «Эфиопско-суданские войны в XVIII веке». . Судан в прошлом и настоящем (на немецком языке). Питер Лэнг. стр. 111–131. ISBN 3631480911 .
- Лоймайер, Роман (2013). Мусульманские общества в Африке: историческая антропология . Университет Индианы.
- МакГрегор, Эндрю Джеймс (2006). Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан . Прегер. ISBN 0275986012 .
- Макхью, Нил (1994). Святые люди Голубого Нила: создание арабо-исламской общины в Нилотском Судане . Северо-Западный университет. ISBN 0810110695 .
- Бытовое, В.Л. (1988). «Османцы и Нубия в шестнадцатом веке» . Исламские летописи . 24 . Французский институт восточной археологии в Каире: 137–153.
- Миран, Джонатан (2010). «Построение и деконструкция приграничного пространства Тигре в долгом девятнадцатом веке». В Джанфранческо Лузини (ред.). История и язык тигроязычных народов. Материалы международного семинара, Неаполь, 7-8 февраля 2008 г. Университет Неаполя. стр. 33–50. ISBN 9788895044682 .
- Наср, Ахмед Хамид (2016). «Проект Сеннар, столица исламской культуры 2017. Предварительные результаты археологических исследований в Восточном Сеннаре и Восточной Сабалоке (отдел археологии концессии Университета Аль-Нилейн)» . Судан и Нубия . 20 . Суданское общество археологических исследований: 146–152.
- Нацулас, Теодор (2003). «Путешествие Шарля Понсе в Эфиопию, 1698–1703 годы». В Гленне Джозефе Эймсе; Рональд С. Лав (ред.). Отдаленные земли и разнообразные культуры: французский опыт в Азии, 1600–1700 гг . Прегер. стр. 71–96 . ISBN 0313308640 .
- О'Фэйи, RS; Сполдинг, Дж. Л. (1974). Королевства Судана. Исследования по истории Африки Vol. 9 . Лондон: Метуэн. ISBN 0-416-77450-4 .
- Огот, бакалавр наук , изд. (1999). «Глава 7: Судан, 1500–1800» . Всеобщая история Африки . Том. V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 89–103. ISBN 978-0-520-06700-4 .
- Оливер, Роланд; Атмор, Энтони (2001). Средневековая Африка, 1250-1800 гг . Кембриджский университет. ISBN 978-0-521-79024-6 .
- Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное море. ISBN 0932415199 .
- Павлин, САУ (2012). «Османы и султанат Фундж в шестнадцатом и семнадцатом веках» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 75 (1). Лондонский университет: 87–111. дои : 10.1017/S0041977X11000838 .
- Рассеггер, Джозеф (1844). Путешествие в Египет, Нубию и Восточный Судан . Том 2, Часть 2. Schweizerbart'sche Verlagshandlung.
- Смидт, Вулберт (2010). «Синнар» . В Зигберте Улиге, Алессандро Баузи (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том. 4. Харрасовиц. стр. 665–667. ISBN 9783447062466 .
- Сполдинг, Джей (1972). «Фундж: пересмотр». Журнал африканской истории . 13 (1): 39–53. дои : 10.1017/S0021853700000256 . ISSN 0021-8537 . S2CID 161129633 .
- Сполдинг, Джей (1974). «Судьба Алодии» (PDF) . Мероитский вестник . 15 :12–30. ISSN 1266-1635 .
- Сполдинг, Джей (1985). Героический век в Сеннаре . Красное море. ISBN 978-1569022603 .
- Сполдинг, Джей (1998). «Ранний Кордофан». В Эндре Стиансене и Майкле Кеване (ред.). Вторжение в Кордофан: периферийное объединение в исламской Африке . Брилл. стр. 46–59. ISBN 978-9004110496 .
- Сполдинг, Джей (2006). «Скотоводство, рабство, торговля, культура и судьба нубийцев Северного и Центрального Кордофана под властью Дар-Фура, ок. 1750–1850 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 39 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета. ISSN 0361-7882 .
- Сполдинг, Джей; Абу Салим, Мухаммад Ибрагим (1989). Публичные документы от Sinnar . Мичиганский государственный университет. ISBN 0870132806 .
- Уоддингтон, Джордж; Хэнбери, Барнард (1822). Журнал посещения некоторых частей Эфиопии . Уильям Клоуз.
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви [«Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви»] (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12196-7 .
- Журавский, Богдан (2012). Банганарти на Ниле. Археологический справочник (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2018 года . Проверено 26 января 2019 г.
- Журавский, Богдан (2014). Короли и паломники. Церковь Святого Рафаэля II в Банганарти, середина одиннадцатого — середина восемнадцатого века . ИКСиО. ISBN 978-83-7543-371-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Робинсон, Артур Э. «Некоторые заметки о регалиях фунгских султанов Сеннара» , Журнал Королевского африканского общества , 30 (1931), стр. 361–376.
- Лоббан, Ричард А. (1983). «Генеалогическое и историческое исследование махов «трех городов» Судана» . Международный журнал африканских исторических исследований . 16 (2): 231–262. дои : 10.2307/217787 . JSTOR 217787 .
- Панкхерст, Ричард (1975). «Экономические и культурные связи Эфиопии с Суданом от средневековья до середины девятнадцатого века». Суданские заметки и записи . 56 . Хартумский университет: 53–94. ISSN 0375-2984 .
- Сполдинг, Джей (2018). «Искусство памяти и канцелярии в Синнаре». У Уильяма Х. Вергера; Чарльз Эмблер; Нвандо Ачебе (ред.). Спутник африканской истории . Уайли-Блэквелл. стр. 421–430. ISBN 978-1-119-06350-6 .
- Штаты и территории, основанные в 1504 году.
- Штаты и территории упразднены в 1821 году.
- Страны доколониальной Африки
- История Судана
- Бывшие монархии Африки
- 1504 заведения в Африке
- Застой 1821 года в Африке
- Мусульманские династии
- Бывшие султанаты
- Сахельские королевства
- Бывшие страны
- Списки монархов Африки
- Вассальные государства Османской империи