Королевство Крови
Королевство Крови Где находится «Манса Банк» | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Статус | Королевство | ||||||||||
Капитал | Городская шерсть | ||||||||||
Общие языки | Мандинка | ||||||||||
Религия | Африканские традиционные религии , ислам | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Манса | |||||||||||
• 13 век | Добро пожаловать в Райс | ||||||||||
• 1904-1936 | О, Сара Вали | ||||||||||
История | |||||||||||
• Тирамахана Траоре Миграция | что. 1235 | ||||||||||
• Вассал Бунду | 1867 | ||||||||||
1889 | |||||||||||
Валюта | ткань , соль , золото | ||||||||||
|
Вули было королевством мандинка, расположенным на северном берегу реки Гамбия, на территории нынешней восточной части Гамбии и региона Тамбакунда в Сенегале . Управляемая как независимое государство семьей Вали с начала 16 века до европейского колониализма в конце 19 века, она контролировала важный перекресток торговых путей, связывающих долину верхней реки Нигер с побережьем.
История
[ редактировать ]Пре-Мандинка
[ редактировать ]До прихода мандинка территория, которая стала Вули, была населена народом коньягуи , байнуками и несколькими волофами . [ 1 ] [ 2 ] Первые иммигранты мандинка, предположительно торговцы джула , прибыли еще до основания Малийской империи. [ 3 ]
Основание государства
[ редактировать ]Согласно устной традиции, первая крупномасштабная мандинка миграция произошла из Мали в 14 веке под руководством Тирамахана Траоре , одного из . высших генералов Сундиаты Первым вулимансом был Мбари Каджо Вали, который пришел вместе с Траоре, научился магии у джола из нижней Гамбии и использовал свою власть для установления господства над землей в качестве вассала мансы Мали . [ 4 ] Он и другие ранние мансы являются квазилегендарными фигурами и базировались к востоку от того, что стало самим Вули, вокруг Диалакото . [ 5 ] [ 2 ]
Современные историки предполагают, что элита мандинка Вули на самом деле не иммигрировала в массовом порядке из региона Мандин, а, возможно, пришла гораздо раньше, из Бамбука и верхней долины реки Сенегал . [ 6 ] История миграции Траоре может быть просто историей, призванной драматизировать то, что на самом деле представляло собой постепенный процесс перемен в условиях культурной и политической гегемонии Малийской империи . [ 7 ]
По мере того как Мали приходила в упадок, Вули попал под гегемонию империи Джолоф и платил дань буурба , как и их соседние государства на северном берегу Гамбии — Ниуми , Бадибу и Ньяни . [ 8 ] [ 9 ]
Независимая власть
[ редактировать ]Джалали Вали (начало 16 века) был первым манса, о котором история сохранила подробности. Он основал свою столицу Джалаликунду на севере Вули после победы над местным королем Коньягуи. [ 10 ] [ 2 ] В течение 1520-х годов под его руководством Вули стал независимым от империи Джолофа и отбил вторжение со стороны Фута Торо , возможно, возглавляемого Коли Тенгуэллой . [ 11 ] [ 12 ] Он набрал новых жителей, в том числе семью Джатта из Гаджааги , поселившуюся в Тамбакунде , семью Баро, основавшую Барроу Кунду , и джабайцев (среди прочих) в Сутукобе . [ 13 ] Манса Джалали в конце концов погиб в бою против Королевства Ниани , но оставил после себя королевство, которое было самым могущественным государством на северном берегу Гамбии. [ 14 ]
За смертью Джалали последовал период замешательства. Его младший сын Копе обманом заставил умирающего отца передать ему секреты правления и королевские амулеты, но старшие братья выгнали его в изгнание и изо всех сил пытались установить контроль над Вули. В конце концов Копе вернулся с марабутом из Каабу , который помог ему взять под контроль страну со своей базы в Мадина-Ули . [ 15 ] Его ветвь семьи Вали правила до падения государства в конце 19 века и претендовала на королевский сан вплоть до 20 века.
В конце 18-го и начале 19-го веков наблюдался значительный приток тородбе- мусульманских беженцев из Фута Торо , которые помогли популяризировать ислам в Вули, хотя правящий класс сохранял многие традиционные верования. [ 16 ] Манса Джатта Вали правил Вули во второй половине 18 века и вел несколько войн против Ниани, а также участвовал в вооруженном споре с богатым торговцем Джула. [ 17 ] Его сменил Манса Фаринг, который ревностно защищал торговые интересы Вули от британцев в первые годы XIX века. [ 18 ]
Европейский контакт
[ редактировать ]Примерно на рубеже XIX века шотландский исследователь Мунго Парк проходил через Вули во время обоих своих путешествий по реке Нигер.
В марте 1823 года британская экспедиция под руководством майора Александра Гранта прибыла вверх по реке в Вули из Батерста в поисках более тесных коммерческих отношений и, возможно, для создания торгового поста. Манса Фаринг отказался предоставить британцам какие-либо торговые уступки. [ 19 ] : 620–21 Однако Манса Нкой (также известный как Койо) пришел к власти в 1827 году и был гораздо более дружелюбен к европейской торговле. [ 20 ] В 1829 году он уступил Фаттатенду британскому администратору Уильяму Хаттону за 2000 долларов авансом и ежегодную выплату в 200 долларов. [ 19 ] : 627 Позднее соглашение было аннулировано британским правительством, и Хаттон был уволен. [ 21 ] Тем не менее, Манса Нкой защитил положение Вули как самого восточного центра торговли в Гамбии, ограничив их доступ к Тенде и Бунду на востоке. [ 20 ]
Сонинке-Марабутские войны
[ редактировать ]К 1830-м годам Вули, как и большая часть региона, был разделен между мусульманским населением (марабут) и более крупной группой анимистов (сонинке). Королевство регулярно подвергалось набегам со стороны близлежащих штатов марабу . [ 22 ]
Вулиманса . во второй половине XIX века, Ньянамади, был мягким, но неэффективным правителем, которого затмевал его брат Фенда Мамади [ 23 ] В 1863, 64 и 65 годах альмами Бокар Саада из Бунду возглавил союз Фута Торо , Хассо и других держав для неоднократного нападения на важный торговый центр Ули Тамбакунда . В 1865 году 12-тысячная армия Бунду сожгла британский торговый пост Фаттатенда, поскольку алмами стремился уничтожить все перевалочные пункты, которые он не мог контролировать. [ 24 ] К 1867 году Ньянамади сдался и заплатил дань Сааде, хотя набеги рабов на Бунду продолжались. [ 25 ] В 1860-х и 70-х годах Альфа Моллох , король Фуладу , в свою очередь, пытался завоевать Вули, но был отбит. [ 26 ] В этот период потрясений Вали покинули Мадина-Ули и двинулись на юг, в город Сине, расположенный недалеко от сегодняшней границы Сенегала и Гамбии. [ 27 ]
Будучи сателлитом Бунду, который был в союзе с французами, Вули стал целью марабута Сарахолле Ламин Махмаду Драме в 1887 году, когда он разграбил Неттебулу и казнил вулимансу . Драме основал базу в Тубакуте в Ниани, где он был убит французскими войсками. [ 28 ]
Колониализм
[ редактировать ]В 1888 году Вули стал протекторатом Франции. [ 29 ] Когда в 1890-х годах Франция и Великобритания установили колониальную границу между Гамбией и Сенегалом, Вули был разделен на две части. Это разделение , в сочетании с ростом железнодорожного транспорта за счет речной торговли, привело к экономической маргинализации большей части территории. [ 30 ]
В 1895 году французы создали округ Ули со столицей в Сине, но два года спустя перенесли администрацию в Макаколибантанг . [ 31 ] В 1919 году резиденция администрации снова переехала в Тамбакунда. [ 32 ] Последний король Вули, Яка Сара Вали, умер в [ 33 ]
Экономика
[ редактировать ]Вули, особенно важный коммерческий и религиозный центр Сутукобы , был центром торговли рабами, солью, золотом, кожей, моллюсками, пчелиным воском, европейскими изделиями и другими товарами, связывая Атлантическое побережье, реку Сенегал и центральную часть провинции Мандин. в бассейне реки Нигер . [ 34 ] [ 35 ] Экономическая и политическая власть торговцев Джулы сыграла важную роль в основании и росте государства. [ 36 ]
В 19 веке Вули развил местную промышленность по производству пороха под названием «тимбертио» . [ 37 ]
Общество и правительство
[ редактировать ]Общество и управление были разделены на уровни: государство ( банко ), большая семья или группа интересов ( кабило ), деревня ( сатео ) и поселение ( суо ). Каждое подразделение выполняло все свои судебные, законодательные и исполнительные функции. Манса отвечала за общий закон и порядок, включая охрану дорог, войну и отношения с другими государствами, а также предотвращение или преследование серьезных преступлений. Кабилос регулировал семейные дела, браки, наследование, развод, землю и т. д. Деревни занимались соответствующими общественными работами и сельскохозяйственными вопросами. [ 38 ] Официальных подразделений Ули не было — каждая деревня была независима от других и подчинялась непосредственно Мансе. [ 39 ] Однако великие и влиятельные люди могли и действительно стали контролировать большие сети людей и ресурсов. В их число входили Ниманги Патиаба, преемник престола и хранитель северо-западной марши возле Кусанара , а также могущественный и относительно независимый клан сигнатов Неттебулу . [ 40 ] [ 41 ]
Рабство было неотъемлемой частью общества и основой власти элиты. Королевские рабы Мансаджонга , базирующиеся при дворе, представляли собой наследственный класс, который служил солдатами, сборщиками налогов и исполнительной ветвью власти. Манса управляла через государственный совет Манса Бенго , в состав которого входили главы наиболее важных семей, деревень и групп интересов. [ 42 ] Правительство Мансы финансировалось за счет налогов, которые обычно выплачивались в натуральной форме один раз в год. Он также мог взимать пошлины с джул или европейских торговцев и других путешественников. [ 43 ] Скотоводы фула платили налоги в любое время и в количестве, определяемом правителем, произвольно, но стараясь не подталкивать их к эмиграции. [ 44 ]
Религия
[ редактировать ]Джаланг . (фетиш) семьи Вали известен как Тамба Джалли, и поклонение ему служило, по сути, государственной религией Вули Его форма представляет собой древнее трехлопастное тамба (копье), обернутое белой тканью ручной работы, называемой фатаро. Считалось, что Джалали Вали привез его с собой, когда поселился в Вули. [ 45 ] Манса регулярно приносили жертвы джалангу и пользовались им для гадания; в чрезвычайных обстоятельствах требовались человеческие жертвоприношения, обычно в виде воина, который шел в бой обнаженным и не ожидал возвращения. В 1887 году два принца Ули вызвались умереть, чтобы гарантировать победу над Мамаду Ламином, и добились успеха по обоим пунктам. Джаланг Синтиу до сих пор хранится и почитается в -Малеме . [ 46 ]
Мусульмане были частью самых ранних миграций мандинка в Вули, а марабуты на протяжении веков служили манса писцами и создателями заклинаний. Другие Джаханке ученики Аль-Хаджа Салима Сувари прибыли позже. [ 47 ] Даже во время широкомасштабных религиозных войн середины 19 века марабуты Вули обычно держались подальше от откровенно политической деятельности, а Вали продолжали защищать их и просить у них молитв и чар. [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Траоре 2021 , стр. 287.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 43.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 53–5.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 364.
- ^ Осень, Мамаду (2021). «Исторические терруары и Сонинке-Пуш». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 29–30.
- ^ Райт, Дональд (1985). «Помимо миграции и завоеваний: устные традиции и этническая принадлежность мандинка в Сенегамбии» . История в Африке . 12 : 335–348. дои : 10.2307/3171727 .
- ^ Картрайт, Марк. «Империя Волофов» . Энциклопедия древней истории . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Диуф, Сильвиана (1998). Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощенные в Америке . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 19. ISBN 081472082X .
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 56–7.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 58.
- ^ Зеленый 2020 , стр. 55.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 61–2.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 68.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 73.
- ^ Траоре 2021 , стр. 300.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 83–4.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Мбаейи, премьер-министр «БАРРА-БРИТАНСКАЯ ВОЙНА 1831 ГОДА: ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ». Журнал Исторического общества Нигерии, том. 3, нет. 4, 1967. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/41856904 . По состоянию на 4 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Галлоуэй 1975 , стр. 92.
- ^ Гейли 1987 , стр. 80.
- ^ Зеленый 2020 , стр. 461.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 255–6.
- ^ Гомес 2002 , стр. 139.
- ^ Гомес 2002 , стр. 140.
- ^ Гейли 1987 , стр. 176.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 2.
- ^ Гомес 2002 , стр. 150.
- ^ Траоре 2021 , стр. 307.
- ^ Гейли 1987 , стр. 142.
- ^ Траоре 2021 , стр. 308.
- ^ Траоре 2021 , стр. 309.
- ^ Траоре 2021 , стр. 289.
- ^ ван Ховен, Эд (1996). «Местная традиция или исламская заповедь? Понятие закята в Вули (Восточный Сенегал) (La notion de «zakāt» au Wuli (Sénegal))» . Cahiers d'Etudes Africaines . 36 (144): 703–722. doi : 10.3406/cea.1996.1863 . JSTOR 4392734 . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Джобсон, Ричард (1623 г.). Исон, Джеймс (ред.). Золотая торговля: или Открытие реки Гамбра и золотая торговля эфиопов . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Зеленый 2020 , стр. 77.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 353.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 200–201.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 236.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 240–1.
- ^ Траоре 2021 , стр. 298.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 227–228.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 230–1.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 167.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 270.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 273–5.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 153.
- ^ Галлоуэй 1975 , стр. 158.
Источники
[ редактировать ]- Гейли, Гарри А. (1987). Исторический словарь Гамбии (4-е изд.). Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. ISBN 0810820013 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- Галлоуэй, Уинифред (1975). История Вули с тринадцатого по девятнадцатый век (доктор философии). Университет Индианы.
- Гомес, Майкл (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду (2-е изд.). Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521528474 .
- Грин, Тоби (2020). Горсть ракушек . Великобритания: Книги Пингвинов.
- Траоре, Мамаду (2021). «Королевства Ниани и Вули, от истоков до колониального завоевания». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 284–316.