Бунду (штаты)
Бунду | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1690–1858 | |||||||||
![]() Бунду вроде. 1850 г. | |||||||||
Капитал | Кусан, Булибани | ||||||||
Общие языки | Уродливый | ||||||||
Религия | ислам | ||||||||
Правительство | Теократия | ||||||||
Алмами , Элайджа | |||||||||
• 1690-1699 | Малик Дауда Си | ||||||||
• 1699-1718 | Бубу Малик | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний современный период | ||||||||
• Учредил | 1690 | ||||||||
• Упразднено | 1858 | ||||||||
|
Бунду (также Бонду , Бонду и Бунду ) — государство в Западной Африке, существовавшее с конца 17 века, пока не стало французским протекторатом, зависимым от колонии Сенегал . Он лежал между рекой Фалеме и верхним течением реки Гамбия , то есть между 13 и 15 северной широтой и 12 и 13 западной долготой.
Описание
[ редактировать ]Страна представляет собой возвышенное плато с холмами в южной и центральной частях. Они, как правило, непродуктивны и покрыты чахлой древесиной; но нижняя земля плодородна и густо покрыта баобабами , тамариндами и различными ценными фруктовыми деревьями. Через Бонду протекают потоки, которые быстро текут во время дождей, но пусты в засушливый сезон. [ 1 ] Имя «Бунду» означает « колодец » на языке Пулаара . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Бунду в 17 веке был малонаселенной частью королевства Гаджаага, населенной в основном общинами пулааров , но с меньшинствами джаханке , сонинке и других народов. [ 3 ] [ 4 ]
Малик Сай
[ редактировать ]В 1690 году священнослужитель Фула Тородбе Малик Си. [ 5 ] приехал в этот регион из своего дома недалеко от Подора в Фута Торо . Он и его последователи, возможно, бежали от преследований после войны в Чар-Бубе или просто искали место, где Сай мог бы применить свою интерпретацию законов шариата . Тунка Гаджааги передал Си контроль сначала над одной деревней, а затем над большей территорией, границей которой Си выгодно манипулировал, обманывая договор с королем. Рост Бунду станет прецедентом для последующих джихадистов Фула в Западной Африке . [ 6 ] Си заселил эти земли родственниками из своего родного города Фута Торо и мусульманскими иммигрантами с запада, вплоть до Королевства Джолоф , и с дальнего востока, до Ниоро-дю-Сахель . [ 7 ] [ 8 ] : 26
При Си Бунду стал убежищем для мусульман и исламских ученых, преследуемых традиционными правителями других королевств. В конечном итоге он расширился на восток, захватив территорию Бамбука . [ 9 ] Си был убит в 1699 году, попав в засаду армии Гаджааги . [ 10 ]
После Малика Си
[ редактировать ]Си сменил его сын Бубу Малик Сай, который расширил королевство на юг за счет местных королевств мандинка. К 1716 году Бунду был самым могущественным государством в верхнем Сенегале. [ 11 ] Когда он, в свою очередь, умер между 1718 и 1727 годами, последовало междуцарствие, которое поставило под угрозу контроль Сисибе (потомков Малика Си) над государством и целостность его центральной власти. Однако между 1731 и 1735 годами он был восстановлен сыном Бубу Мака Джибой. [ 8 ] : 28
С 1720-х по 1760-е годы Бунду подвергался набегам марокканских и мавританских рабов, как и соседние штаты Гаджаага, Бамбук и Фута Торо . [ 12 ] Мака Джиба умер в 1764 году, и ему наследовал его сын Амади Гай, который принял титул алмами и ввел правовую систему, основанную на шариате . Разделение между ветвями семьи Булибани и Кусан, которое стало источником многих споров о наследовании. зародился в это время. [ 13 ]
Мунго Парк , первый европейский путешественник, посетивший страну, проезжал через Бонду в 1795 году и был вынужден подчиняться множеству поборов со стороны правящего монарха. Королевская резиденция тогда находилась в Фаттеконде ; [ 14 ] но когда майор Уильям Грей, британский офицер, который пытался решить проблему Нигера , посетил Бонду в 1818 году, он был перенесен в Булибани (Булибани), деревню с населением 1500–1800 человек, окруженную прочной глиняной стеной. [ 15 ]
19 век
[ редактировать ]Французы основали форт в Бакеле в Гаджааге в 1820 году, после чего последовало краткое присутствие в Сансандинге в самом Бунду. Алмами Саада Амади Айссата Си, пытаясь развивать торговлю, согласился разрешить строительство постоянного форта в Сенудебоу в 1845 году, хотя это стало источником разногласий внутри правящего класса Сисибе. [ 16 ] Он также надеялся заручиться поддержкой Франции для союза, который он строил с имаматом Фута Торо и Бамбука против Каарты , единственного штата в верхнем Сенегале, который мог в то время соперничать с Бунду. Но европейцы, хотя и были рады унижению Каарты, также не хотели гегемонии Бундунке. [ 17 ]
В 1851 году Саада Амади умер, и началась гражданская война. Эль-Хадж Умар Талл воспользовался преимуществом, первоначально захватив территорию при поддержке как народа, так и аристократии Бунду. Многие фульбе мигрировали на восток, в Ниоро-дю-Сахель , сердце империи Тукулёр Талля . В 1855 году Бокар Саада Си, сын Саады Амади, претендовал на титул альмами при поддержке Франции, но сумел установить реальный контроль над Бунду только после поражения Талля в 1857 году при осаде форта Медина при поддержке французов. В этот период войны и голод опустошили экономику, а призыв Талла к мусульманам эмигрировать на восток, в его владения, резко сократил население, особенно среди фульбе. [ 18 ] [ 19 ]
В 1860-х и 70-х годах Сисибе под предводительством Бокара Саады восстановили свое богатство за счет обширных набегов и торговли рабами и скотом, а также налогообложения людей. К концу 19 века две трети населения было порабощено. [ 20 ] После закрытия форта Сенудебу в 1862 году Саада стал самым влиятельным представителем французских интересов к востоку от Бакеля. Он использовал это положение для постоянных набегов на соседние государства в поисках пленников и добычи, особенно на Королевство Вули . [ 21 ]
Тем не менее, перед лицом народного недовольства, серии голода и вспышек чумы, а также возобновления споров о престолонаследии, государство было хрупким. Популярный джихад Махмаду Ламина в 1885-1887 годах ненадолго лишил Сисибе власти, пока французская военная мощь не победила силы джихадистов и не вернула их на трон. [ 22 ] Таким образом, французский контроль был фактически полным. Последняя альмамия, избранная французами, умерла в 1902 году. [ 23 ]
Колониализм
[ редактировать ]В первые годы французского контроля наблюдался рост населения, поскольку многие бывшие мигранты вернулись. Однако, начиная с 1904 года, условия значительно ухудшились, и крупномасштабный голод вынудил большую часть населения переехать в Бунду или покинуть его. Рабы, в частности, воспользовались возможностью бежать или пересмотреть свое положение, и многие из них присоединились к французской армии во время Первой мировой войны . [ 24 ] С ростом арахисового бассейна и переориентацией торговли на железную дорогу Дакар-Нигер колониальная администрация все больше игнорировала Бунду. Этот район был экономически маргинален, но в нем также наблюдался процветание религиозных общин, сознательно отделявших себя от французов-язычников. [ 25 ]
Правительство и общество
[ редактировать ]Хотя номинально Бунду являлся теократией, он был основан мирным путем, а не в результате религиозных восстаний, подобных тем, которые произошли позже в Фута Торо и Фута Джаллон . Это, а также наличие большого количества жителей не фульбе и/или немусульман означало, что Бунду был более светским, чем другие государства Фула того периода, хотя ислам был источником престижа и легитимности, а также причиной войны. для рабовладельческих набегов и завоеваний. [ 11 ] Со временем возросшая иммиграция фульбе из этих более исламизированных районов увеличила мусульманское население. [ 26 ] Тем не менее, Бунду никогда не пытался распространять ислам за пределы своих границ. [ 27 ]
Бунду закупал оружие как у французов на реке Сенегал, так и у британцев на Гамбии , помогая им стать региональной державой и соперником немусульманской Карты . Однако это оружие также спровоцировало внутренний конфликт по поводу власти между конкурирующими ветвями семьи Сисибе, базирующимися в Кусане и Булибани. [ 26 ]
Экономика
[ редактировать ]Бунду извлекал выгоду из положения наперерез основным торговым путям золота, слоновой кости, орехов кола, соли, тканей, хлопка, гуммиарабика и крупного рогатого скота. Большое количество рабов, захваченных во время набегов на соседние общины, работало на плантациях алмами или продавалось покупателям-мавританцам или волофам. [ 26 ] Посетители конца 18 века описывали процветающую местную сельскохозяйственную промышленность с особенно прекрасными лошадьми и домашним производством благовоний, хлопка и индиго. [ 28 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Аюба Сулейман Диалло (1701–1773), работорговец, порабощенный мандинка.
- Ричард Пирпойнт , освобожденный раб, солдат британской армии и фермер в Фергусе, Онтарио , Канада.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бонду ». Британская энциклопедия . Полет. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 200. Здесь цитируется А. Рансон, Ле Бонду: исследование суданской географии и истории с 1681 года до наших дней (Бордо, 1894). Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Кертин 1975 , стр. 195.
- ^ Кертин 1975 , стр. 190.
- ^ Кларк 1996 , стр. 5.
- ↑ Не путать с Маликом Саем , основателем суфийского ордена Тиджания.
- ^ Кертин 1975 , стр. 192.
- ^ «Исламская революция в западном Судане: Первый джихад Фулани». (стр. 10) Британская энциклопедия . 2013. (по состоянию на 6 марта 2013 г.)
- ^ Jump up to: а б Кертин, Филип, изд. (1967). Африка вспомнила; рассказы западноафриканцев эпохи работорговли . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Брукс, Джордж Э. (август 1985 г.). «ОТ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ ДО 1860 ГОДА Н.Э. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СХЕМА, ОСНОВАННАЯ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ» (PDF) . Программа африканских исследований Университета Индианы : 209 . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Кертин 1975 , стр. 191.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1996 , стр. 7.
- ^ Гомес 1987 , стр. 67.
- ^ Гомес 1987 , стр. 71–2.
- ^ Парк 1799 , с. 52 .
- ^ Грей 1825 , стр. 124-125 .
- ^ Гомес 2002 , стр. 112.
- ^ Гомес 2002 , стр. 114.
- ^ Кларк 1996 , стр. 13.
- ^ Гомес 2002 , стр. 131.
- ^ Кларк 1996 , стр. 14.
- ^ Гомес 2002 , стр. 139–40.
- ^ Кларк 1996 , стр. 16.
- ^ Кларк 1996 , стр. 17.
- ^ Кларк 1996 , стр. 19.
- ^ Кларк 1996 , стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1996 , стр. 9.
- ^ Гомес 2002 , стр. 117.
- ^ Гомес 2002 , стр. 77.
Источники
[ редактировать ]- Кларк, Эндрю (1996). «Фульбе Бунду (Сенегамбия): от теократии к секуляризации» . Международный журнал африканских исторических исследований . 29 (1): 1–23. дои : 10.2307/221416 . Проверено 1 июля 2023 г.
- Кертин, Филип Д. (1975). «Использование устной традиции в Сенегамбии: Малик Сии и основание Бунду » Тетради по Африке . 15 (58): 189–202. дои : 10.3406/cea.1975.2592 .
- Гомес, Майкл (1987). «Бунду в восемнадцатом веке» . Международный журнал африканских исторических исследований . 20 (1): 61–73 . Проверено 3 июля 2023 г.
- Гомес, Майкл (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду (2-е изд.). Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521528474 .
- Грей, Уильям (майор) (1825). Путешествие по Западной Африке: в 1818, 19, 20 и 21 годах от реки Гамбия через Вулли, Бонду, Галам, Кассам, Каарту и Фулиду к реке Нигер . Лондон: Джон Мюррей.
- Парк, Мунго (1799). Путешествия по внутренним районам Африки: совершенные под руководством и патронажем Африканской ассоциации в 1795, 1796 и 1797 годах . Лондон: В. Балмер и компания.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рэнсом, Андре (1894). Ле Бонду: исследование суданской географии и истории с 1681 года до наших дней (на французском языке). Бордо: Г. Гунуиу.