Джаханке
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Западная Африка | |
Языки | |
Джаханка , Мандинка , Французский | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Народы манде , особенно: сонинке Вангара , народ мандинка , народ ялунка , народ дьюла , народ бамбара , народ бозо |
Джаханке Джаханка также пишется Джаханке , , - [ 1 ] Джаханке , Джаонке , Диаканке , Диаханга , Диаханго , Дьяканке , Диаханке , Диаканке или Диаханкесаре — мандин -язычная этническая группа в регионе Сенегамбии , часто классифицируемая как подгруппа более крупного Сонинке . [ 2 ] Джаханке исторически представляли собой специализированную касту профессиональных мусульманских священнослужителей ( улемов ) и педагогов. [ 3 ] Они сосредоточены на одной более крупной группе в Гвинее, с меньшим населением в восточном регионе Гамбии, Сенегале и в Мали недалеко от границы с Гвинеей. Хотя их язык обычно считается ветвью сонинке (также известного как серахуле, серахулле или сараколле), их язык ближе к языкам западного мандинга, таким как мандинка . [ 4 ]
С пятнадцатого века клерикальные общины Джаханке составляли неотъемлемую часть региона и оказывали высокий уровень экономического и религиозного влияния на Сонинке, а также на родственные общины, говорящие на языке мандинг (такие как Дьюла и Мандинка ) на территории современного Мали. , Гвинея , Сенегал и Гамбия . [ 3 ]
Эндогамные священнослужители Джаханке сыграли важную роль в распространении ислама среди народа мандин в Западной Африке. [ 5 ] [ 6 ] Первоначально джаханке принадлежали к религиозной касте Сараколле, но позже они способствовали транссахарским торговым путям в качестве торговцев, например, прибрежным рисом и рабами. [ 7 ] от побережий Гвинеи и Гамбии до внутренних районов, по крайней мере, с 17 века. [ 8 ] Таким образом, их часто сравнивают с Дьюла , которые сформировали торговую диаспору от центра Малийской империи до побережья того, что сегодня является Кот-д'Ивуаром . [ 9 ]
Историческая справка
[ редактировать ]По словам Левциона, « мусульманские торговцы, говорящие на манде , с которыми португальцы вели переговоры по Гамбии, были диаханке. Кланы диаханке имеют происхождение сонинке , и их традиции восходят к Динга, предку правящей династии древнего королевства Вагаду. Они помнят Диа в Массине как город своего предка Суваре, великого марабу и святого». Позже они основали Дьякка-ба в Бамбуке . [ 10 ]
Культурный дух Джаханке лучше всего характеризуется стойкой приверженностью исламу, исторической достоверностью, отказом от джихада, неучастием в политических делах и религиозным обучением молодежи. Формирование их региональной исламской идентичности началось вскоре после контакта с мусульманскими торговцами- альморавидами из Северной Африки в 1065 году, когда дворяне Сонинке в Такруре (вдоль реки Сенегал на территории современного Сенегала) приняли ислам, став одной из первых этнических групп к югу от Сахары, последовавших за ними. учение Мухаммеда .
В Сенегамбии джаханке населяли разрозненные города и деревни в Фута-Джаллоне , Фута-Бунду , Дентилии , Бамбуке и других местах. К 1725 году по крайней мере пятнадцать деревень Джаханке располагались на территории, которая впоследствии стала Бунду. [ 11 ] Они утверждают, что родом из Джа на реке Нигер и Джахабы на реке Бафинг, откуда они перебрались в Бунду, Фута-Джаллон и Гамбию. Джаханке были в первую очередь не купцами, а земледельцами, которых поддерживал рабский труд. Различные деревни Джаханке были независимы друг от друга и от местных вождей. Джаханке были привержены мирному сосуществованию и отказывались участвовать в политике или войне. Когда им угрожали, они просто перемещали свои деревни на более безопасную территорию. Часто их деревни пользовались привилегиями убежища, судебной независимости и свободы от военной службы.
Исламская практика
[ редактировать ]Джаханке были известными исламскими учеными. [ 6 ] Они прослеживают свое духовное происхождение от сахабов Пророка, которые пришли распространять послание ислама и вступать в браки с народами Северной Африки. Шейх Аль-Хадж Салим Сувари (ум. 1525), мусульманский ученый, живший в конце пятнадцатого века, Карамба Туба Диаби, Каранг Фоде, Махмуду Джайлани Джайте и многие другие. Они придерживаются маликитского фикха , хотя и терпимы к традиционным обычаям. Первостепенное значение уделялось подчинению муршиду , или суфийскому учителю, а также стадиям посвящения в учение общины. Обученные батину ( тайным) наукам, священнослужители Джаханке толковали сны и дарили амулеты для защиты, которые по-прежнему высоко ценятся. Они отмечают праздники мавлид ан-наби (день рождения Пророка) и иду ль-фитр ( عيد الفطر ) в конце Рамадана и других мусульманских праздников.
Торговля и распространение ислама
[ редактировать ]
Люди Джаханке унаследовали свои священнослужители, а некоторые занимались исламской наукой в качестве улемов или марабутов . Со временем они переросли в торговлю, в которой их роли священнослужителей и торговцев переплелись. В последующие века их торговля включала рис, соль, ткани, золото и рабов, сначала через транссахарские караванные пути, а затем и на трансатлантический рынок. [ 7 ] [ 12 ] В некоторых регионах Джаханке монополизировали свои региональные торговые сети, как это сделали священнослужители Завая на других рынках. [ 13 ]
Доисламские торговые сети Западной Африки с Северной Африкой и Ближним Востоком выросли с приходом мусульманских торговцев после 8 века. Эти торговцы сформировали взаимоподдерживающие сообщества в виде сетей, которые африканский историк Филип Кертин назвал « торговой диаспорой ». Хорошим примером такой торговой диаспоры является племя Джаханке из Верхней Гвинеи . По мнению историков Джаханке, эти торговцы начинали свою деятельность в городе Джакха (на реке Бафинг, притоке Сенегала) и, развивая свой бизнес, распространились на другие места. Были основаны новые города Джаханке под покровительством местных правителей, которые часто допускали самоуправление и автономию. Европейцы шестнадцатого века встречали торговцев Джаханке в прибрежных точках, вплоть до Гамбии и Золотого Берега ; следовательно, они представляли себе, что город под названием «Джага» (Джакха) был великим мегаполисом, контролирующим торговлю во всей Западной Африке. Торговые группы, такие как Дюла и Джаханке, действительно доминировали в торговле Верхней Гвинеи, занимаясь не только перемещением товаров, но и производством товаров на плантациях, на которых работали их рабы. [ 14 ]
Каста и система образования
[ редактировать ]Джаханке были кастой исламских священнослужителей системы социальной стратификации Сонинке . [ 5 ] Социальная иерархия Сонинке объединяет людей в эндогамные слои. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Высший уровень занимают фооро (свободные люди), в том числе тункалемму (князья), лидеры, назначенные для осуществления власти. За ними следуют мангу (княжеские советники), группа, связанная с классом куралемме (воинов), которые действовали как защитники и посредники. Третье место в иерархии фооро занимают модину (священники, джаканке), представляющие влияние ислама на общество сонинке. пользующиеся большим уважением за свои религиозные знания, Модину, отвечают за установление справедливости, обеспечение исламского образования и защиту населения молитвами. Ниже слоя фуро располагались презираемые касты наямалы (зависимых мужчин). В их число входили таго (кузнецы), сакко (плотники), джару (певцы), гаранко (сапожники) и другие. Слой ниже хору (свободных людей) и наямалы (зависимых мужчин) представлял собой эндогамные комо ( рабы ). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Учебная программа Джаханке
[ редактировать ]Духовная традиция Джаханке уважаема во всем мусульманском мире за то, что она выпускает эрудированных и выдающихся исламских ученых. Их биографические данные считаются отличным качеством, они воспитывают молодежь в духе мусульманских ценностей и одновременно поощряют интеллектуальные занятия в их естественной среде. Стандартная программа Маджалиса, предлагаемая для исламских наук, начинается с формального введения в правила, регулирующие чтение ( таджвид ) и запоминание Корана. Чтение должно производиться в соответствии с правилами произношения, интонации и цезур, установленными Мухаммедом, хотя впервые они были записаны в 8 веке. Существует семь школ таджвида , самой популярной из которых является школа Хафса, по мнению Асима.
За этим следует углубленное исследование классических исследований Улум аль-хадис (Наука хадисов), Усул аль-фикх (исламская юриспруденция), Нахв араби или Каваиду 'л-лугати 'л'Арабия (Стандартная арабская грамматика). : и овладение языком , которое изучает процессы овладения языком учащимся. Программа завершается после курсов продвинутого уровня по толкованию Корана ( тафсир ). В общей сложности необходимо освоить 28 книг, прежде чем студент сможет получить право на получение сиязы или санада (лицензии на преподавание) от университета. Чтобы получить высшее образование, студенты должны полностью скопировать эти 28 отдельных книг вручную. В случае одобрения шейха ученику официально предоставляется разрешение начать исламское обучение в собственной Каранте (школе).
Известные люди Джаханке
[ редактировать ]- Фоде Каба Думбуя — марабут XIX века.
- Кани Дамбакате , гвинейский музыкант
- Папе Диакате — футболист Сенегала.
- Серу Гираси — французский футболист.
- Ахмед Тидиан Суаре , гвинейский политик
- Мохамед Силла , французский рэпер
- Ибрагима Силла , сенегальский продюсер
- Бинету Силла , директор Syllart Records
- Мамаду Силла , гвинейский политик
- Сидья Туре , гвинейский политик
- Ибрагим Диаките — футболист Гвинеи.
- Мамаду Сако — французский футболист.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эмили Линн Осборн (2011). Наши новые мужья здесь: домашние хозяйства, гендер и политика в западноафриканском государстве от работорговли до колониального правления . Издательство Университета Огайо. стр. 206, сноска 56. ISBN. 978-0-8214-4397-2 .
- ^ Мухаммад Зухди Якан. Альманах африканских народов и наций . Издательство транзакций, 1999 г. ISBN 978-1-56000-433-2 стр. 280
- ^ Jump up to: а б Ламин О. Санне. Джаханке: История исламского клерикального народа Сенегамбии . Лондон (1979) ISBN 978-0-85302-059-2
- ^ Санне, Ламин. «Фута Джаллон и духовная традиция Джаханке. Часть I: Историческая обстановка». Журнал религии в Африке, том. 12, нет. 1, 1981, стр. 38–64. JSTOR, www.jstor.org/stable/1581013. По состоянию на 2 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Санне, Ламин (1976). «Истоки клерикализма в западноафриканском исламе». Журнал африканской истории . 17 (1). Издательство Кембриджского университета: 49–72. дои : 10.1017/s0021853700014766 . S2CID 161649213 .
- ^ Jump up to: а б Джон О. Ханвик; Р. Рекс С. О'Фэи (2003). Арабская литература Африки, Том 4 . БРИЛЛ Академик. стр. 524–526. ISBN 90-04-12444-6 .
- ^ Jump up to: а б Ричард Робертс (1987). Воины, торговцы и рабы: государство и экономика в долине Среднего Нигера, 1700–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 115. ИСБН 978-0-8047-6613-5 . , Цитата: "Из Кита рабы направлялись к покупателям сонинке в Каарте и в Верхнем Сенегале, к Футанке в Бунду и Фута Торо, а также к маврам западной пустыни. К западу от Кита джаханке активными торговцами вели сонинке и гаджаага. В коммерческой зоне, истощенной Средним Нигером, наиболее важные невольничьи рынки периода Умара находились в Баравели, Сегу (...)».
- ^ Филип Д. Кертин. «Джихад в Западной Африке: ранние фазы и взаимоотношения в Мавритании и Сенегале». Журнал африканской истории (1971), 12:11-24.
- ^ Джульетта Э. К. Уокер. «Торговые рынки в доколониальной Западной и Центральной Африке...» в книге Томаса Д. Бостона (ред.) «Другой взгляд: раса и государственная политика» . Том 2 серии «Афроамериканская экономическая мысль»: Routledge, 1997 г. ISBN 978-0-415-09591-4 стр. 206-253, стр. 217
- ^ Левцион, Неемия (1973). Древняя Гана и Мали . Нью-Йорк: Methuen & Co Ltd., стр. 168–169. ISBN 0841904316 .
- ^ Майкл А. Гомес, Прагматизм в эпоху джихада
- ^ Джон С. Тримингем (1962), История ислама в Западной Африке , Oxford University Press, ISBN 978-0192850386 , страницы 31–33.
- ^ Бубакар Бэрри (1998). Сенегамбия и атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–14, 32–33. ISBN 978-0-521-59226-0 .
- ^ Уилкс, Айвор , «Юула и распространение ислама в лес», в Н. Левционе и Рэндалле Л. Пауэлсе (ред.), История ислама в Африке , Афины: Ohio University Press, 2000
- ^ Хадди Тункара-Бах (2016). «Социокультурные факторы, влияющие на рождаемость среди сонинке». Африканский Ренессанс . 13 (1–2): 31–44. , Цитата: «Общество Сонинке в Гамбии представляет собой преимущественно сельскую культуру с высокой степенью гендерной стратификации. (...) В социальной организации Сонинке каждый занимает свое место».
- ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 .
- ^ Моника Белла (1987), ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ: ИЗУЧЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ОРОШАЕМЫХ ПЕРИМЕТРОВ БАКЕЛЯ , Университет Висконсин-Мэдисон, Агентство США по международному развитию, Цитата: «Общество Сонинке не эгалитарно, а, скорее, На вершине находится каста дворян, или хоров. Хоры состоят из дебоумме, ньинваумме и марабутов, или религиозных лидеров. Власть марабутов меньше, чем у других дворян. няхамала...";
Эдуард Франсуа Маншюэль (1987). Предыстория эмиграции чернокожих африканцев во Францию: трудовая миграция сонинке, 1848–1987 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 50–52. - ^ Майкл Гомес (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. п. 24. ISBN 978-0-521-52847-4 .
- ^ Шон Ханретта (2009). Ислам и социальные изменения во Французской Западной Африке: история эмансипаторского сообщества . Издательство Кембриджского университета. стр. 37 со сноской 23. ISBN. 978-0-521-89971-0 .
- ^ Мамаду Ламин Диавара (1990), Семя Слова: социальное и политическое измерение устных традиций королевства Джаара (Мали) с 15 по середину 19 века, том 92, Franz Steiner Verlag Wiesbaden GmbH, страницы 35-37, 41-45
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Институт ПАНОС, Гвинея. Этнический симбиоз: диаханке, эти двоюродные братья фулани . Информация о Паносе. Том 1. Беженцы в Западной Африке, 2002 г.
- Ламин Усман Санне, История народа джаханке в Сенегамбии. Исследование клерикальной традиции в западноафриканском исламе , Лондон, SOAS, 1974, 474 стр. (Докторская диссертация)
- Силла, Шейх (Махали Суюти) «От Суваре до Карамохобы: Благословенная история Джаханке» Ютуб
- Шейх Силла (Махали Суюти) «Черный человек не гость в исламе: Благословенная сага о Карамохобе Тубе». Ютуб
- Ламин Усман Санне, «Джаханке», Международный журнал африканских исторических исследований , том. 14, № 4, 1981, с. 738-741
- Пьер Смит, «Диаканке. История рассеяния», Cahiers du Centre de recherche антропологии , № 4, 1965, стр. 231-262
- Пьер Смит, «Заметки о социальной организации диаканке. Особенности региона Кедугу», Cahiers du Centre de recherche антропологии , № 4, 1965, стр. 263-302
- Пьер Смит, «Сеть деревень Диаханке», Предметы и миры , Том XII, выпуск 4, зима 1972 г., с. 411-414
Абду Кадер Таслиманка Силла, Бани Исраэль из Сенегала или Ахл Диаха, люди диаспоры, Éditions Publibook, Париж, 448 стр. ( ISBN 9782748388626 )