Кассена
Кассена | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Королевство Дагбон , Гана и Буркина-Фасо | |
Языки | |
Касем , французский , английский | |
Религия | |
Кассена Религия Ислам и христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы гурунси |

Народ Кассена — этническая группа , проживающая вдоль северной границы Ганы и Буркина-Фасо . Они говорят на касемском языке . Их король живет в городе Тьебеле . Касенна тесно связаны с народом Нанкани и в 1936 году были объединены в административный район Кассена-Нанкана. [ 1 ] По состоянию на 2008 год территория ( Кассена-Нанкана ) состоит из двух районов: Западная Кассена-Нанкана и Восточная Кассена-Нанкана . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Народ Кассена представляет собой подмножество метаэтнической группы Гурунси , термина, используемого для описания набора этнических групп, населяющих северную Гану и южную часть Буркина-Фасо , а также Того . Народ Гурунси на самом деле не тесно связан друг с другом, и их классификация как Гурунси происходит от термина, который использовал лидер джихадистов Джермы по имени Баба Ато Зато для описания группы солдат, набранных из нескольких различных этнических групп в одном и том же регионе. По словам доктора Салифа Титамбы Ланкоанде, в Noms de famille (Отчества) в Буркина-Фасо , имя Гурунси происходит от джермского языка Нигера , слова «Гуру-си», что означает «железо не проникает». Говорят, что во время вторжений Джермы на земли Гурунси в конце 19 века Баба Ато Зато (более известный под искажением своего имени на языке хауса : Бабату) набрал в свою армию батальон коренных жителей, которые после употребления традиционных лекарств Говорят, что они неуязвимы для железа. С тех пор этот термин прижился для обозначения этих людей, но они представляют собой совершенно отдельные в культурном и языковом отношении этнические группы.
Народ Кассена образует дугу городов, в основном организованных как оборонительные опорные пункты от Уагадугу до северо-востока Ганы. Исторически эти города были подданными империи Мосси. В конце 1890-х годов этот район стал частью трехстороннего соревнования между колониальными силами Франции, Великобритании и Германии, пытавшимися подчинить военачальников Джермы, а также сражаться с воинственными местными войсками. население, которое яростно сопротивлялось сохранению своей автономии, одновременно стремясь оккупировать как можно большую территорию за счет конкурирующих колониальных держав. Каждая из трех претендовала на часть территории, оккупированной Кассеной, но конкуренция между колониальными державами не разрешилась до последнего года XIX века. После установления протекторатов Ятенга (1895 г.) и Уагадугу (1896 г.) французы аннексировали земли Кассены в 1897 году. В конце концов немцы отошли в Тоголенд (современные Гана и Того), и англо-французское соглашение 1898 года официально установило границу с Золотой Побережье (ныне Гана). Этот раздел разделил народы кассена между французской и британской административными системами: некоторые кассены проживали на юге Буркина-Фасо, особенно в провинции Наухри и городах Тиебеле и По, а некоторые проживали в Гане, особенно в административном районе Кассена-Нанкана, Навронго. , и в городе Пага.
Религиозные верования
[ редактировать ]Кассена исторически являются монотеистическим народом-анимистом, поклоняющимся Богу-Творцу «Мы» и почитающему предков. Именно этот слог «Мы» можно найти во многих именах Кассена, таких как «Вебеду», «Веттельне» и «Вепули». В традиционном обществе Кассена умерших хоронят во дворе их предков.
Политические системы
[ редактировать ]Традиционного правителя в городе Кассена называют «Пе». В каждом городе есть свой город «Пе», самым могущественным правителем которого является Тьебеле Пе.
Искусство
[ редактировать ]Жители Кассены известны своими деревянными масками, глиняными скульптурами и деревянными украшениями, а также своей музыкой. Джонгон — это название традиционного танцевального фестиваля Кассена, на котором собиратели танцуют танец Джонго или нагила .
Общество
[ редактировать ]Традиционное общество Кассена сгруппировано в вождества, шесть из которых являются преобладающими: Навронго, Пага, Чиана, Кайоро, Катиу и Након. [ 1 ]
Домашний звонок
[ редактировать ]Бельгийский антрополог Энн Кассиман провела подробные этнографические отчеты о Кассене. В своей книге «Волчающаяся жизнь: пути и места женщин среди касен Северной Ганы» [ 4 ] она подробно рассказывает о материальной культуре, ритуалах и социальных практиках сельской деревни Кассена. Это исследование также привело к созданию музейной выставки под названием «Вызов домой», размещенной в Музее Ан де Стром (MAS) в Антверпене , Бельгия. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Остин, Деннис (1976). Гана наблюдалась: очерки политики западноафриканской республики . Издательство Манчестерского университета. стр. 72 . ISBN 9780841902787 .
- ^ Корам, Квадво А.; Ахорлу, Коллинз К. (2014). На пути к эффективному контролю заболеваний в Гане: последствия исследований и политики: том 2 «Другие инфекционные заболевания и системы здравоохранения» . Издательства стран к югу от Сахары. п. 264. ИСБН 9789988647629 .
- ^ Аведоба, АК (2010). Этнографическое исследование конфликтов в Северной Гане: на пути к устойчивому миру: ключевые аспекты прошлых, настоящих и предстоящих конфликтов в Северной Гане и механизмы их разрешения . Коллектив африканской книги. п. 289.
- ^ Волнующая жизнь Северная культурная антропология . амазонка.com .
- ^ Вызов на дом . kuleuven.be .