Jump to content

Акьем

Акьем
Общая численность населения
~1,500,000
Регионы со значительной численностью населения
Гана (Восточный регион, Центральный регион, регион Ашанти и Аккра)
Языки
Тви и английский
Религия
христианство , традиционная религия акием. Преимущественно
Родственные этнические группы
Воля

Акиемы народ акан . Термин Акьем (Акем, Аким или Аки) используется для описания группы из четырех штатов: Асанте Акием, Акием Абуаква , Акием Котоку и Акием Босоме . Эти страны расположены в основном в восточном регионе на юге Ганы . Этот термин также используется для описания общей территории, где концентрируется этническая группа акием. Этническая группа акием составляет от 3 до 4 процентов населения Ганы, в зависимости от того, как определить эту группу, и очень заметна во всех аспектах жизни Ганы. Акиемы — народ по материнской линии. История этой этнической группы — это история отважных воинов, которым удалось создать процветающее, часто влиятельное и относительно независимое государство на территории современной Ганы. [ 1 ] Когда говорят об истории Ганы, часто упоминают «Большую шестерку» . Это были шесть человек, сыгравших большую роль в независимости Ганы. Из большой шестерки большинство составляли люди акымского происхождения.

История и генезис акымских государств

[ редактировать ]

Акиемманса — это три традиционных района Акиема в восточном регионе Ганы. Исторически сложилось так, что в устной истории было засвидетельствовано, что народ акием был одним из народа акан, мигрировавшего на юг из Сахеля в территорию, которая стала штатом Боно . Эта территория является местом происхождения современного народа акан. Группа акан , покинувшая Бономан, позже в середине 14 века образовала Королевство Аданси. Аданси были известны своей способностью строить прославленные сооружения в своем королевстве; отсюда и название аданси (строители).

В первой половине 17-го века на территории нынешней Ганы доминировали три государства: Гуаны, Денкьера , Аданси и Акваму . В штате Аданси было три военных поста в западной части Акием Абуаква, Акием Котоку и Акием Босоме. [ 2 ]

Восточный Аданси как образование потерял большую часть своей идентичности из-за конфликтов с соседними государствами, а именно с Денкиирой , и большая часть его была поглощена империей Денкира . Таким образом, во второй половине 17-го века на территории, которая стала Ганой, доминировали три государства: Остатки Аданси (Ашанти), Денкьера , Гуаны, Дагоны, Анлос, Га, Фанте, Акьем и Акваму . [ 3 ]

Восходящее Королевство Ашанти процветало под руководством Отумфуо Нана Осей Туту, и во время своего господства оно ассимилировало некогда могущественную Денкииру в растущую империю в начале 18 века. Расширение Ашанти благодаря его жестокой и умелой военной мощи заставило людей акиема, опасавшихся доминирования Ашанти, бежать через реку Пра в сторону новых поселений. Нана Осей Туту преследовал людей котоку, последний из группы акьем, переправившийся через реку Пра после победы над ними в битве против совета великого священника Асанте Окомфо Анокье, где он погиб от пули снайпера котоку, переправившейся через реку. Это заставило армию Ашанти прекратить преследование и вернуться в столицу Кумаси для похорон короля и назначения нового короля. Это было в четверг; и запомнился как одна из великих клятв ашанти, «Мека Явада» (клянусь четвергом), обет Отумфуо Опоку Варе [(Катакиие, могущественный), данный, чтобы отомстить за смерть своего дяди, покойного короля, Осей Туту. В начале 1717 года британцы в Кейп-Косте сообщили, что «ашанти и акием решили вести войну друг с другом»; В сентябре «вероятно, произойдет решающая битва между ашанти и акьемом, в результате которой будет открыта торговля». В октябре того же года голландский фактор в Апаме сообщил, что «Заай (главный вождь ашанти) мертв и что ашанти потерпели поражение от акиемов». Пять дней спустя это подтвердило еще одно голландское сообщение. [ 3 ] Акьем продал большое количество военнопленных Асанте европейским работорговцам на побережье. [ 3 ] Более поздние битвы между королевствами Акьем и Ашанти были многочисленными с победами и поражениями с обеих сторон, эти битвы часто включали союзы с другими племенами и королевствами.

Завоевание Акваму акьемами в 1730 году также считается одной из самых решающих побед в истории Золотого Берега после конфликта с ними по поводу разногласий с участием королевской семьи Акием. Это событие было описано современниками как величайшая революция, произошедшая в этой части мира. [ 3 ] Сами Акваму были ответственны за разрушение старого королевства Га в конце семнадцатого века, и теперь Акиемы вынудили их бежать со своей родины и переправиться через реку Вольта, где находится нынешняя столица Акваму.

Война Акьем-Акваму XVIII века

[ редактировать ]

Акиемы, особенно элитные силы, известные как Абуаквас, а также Котоку, сражались с Аквамусами и вышли победителями. Победив Акваму, Акием получил контроль над оккупированной Акваму землей, принадлежавшей нации Га , а народу Га было предоставлено больше автономии на своих исторических землях. Аккра перешла под власть Акиема, поскольку это были районы Акваму. Фримпонг Мансо из Котоку и Бакванте из Абуаквы разделяли власть над Аккрой и районом Адангбе. Овусу Акьем, сын сестры Окьенхене, стал администратором района Адангбе. Историк Дж. К. Финн пишет следующее: [ 3 ]

Завоевание Акваму акьемом в 1730 году стало одной из самых решающих побед в истории Золотого Берега. Это событие было описано современниками как величайшая революция, произошедшая в этой части мира. Поскольку сами Акваму разрушили старое Королевство Га в конце семнадцатого века.

После войны Акием Абуаква сделали свои временные столицы в нескольких бывших районах Акваму, включая Прасо , пока они, наконец, не обосновались в Паменге . Однако именно во время правления Наны Офори Панина столица Акиема Абуаквы была наконец перенесена в «Кьебирие» (названный в честь черной шляпы, которую использовал охотник, использовавший этот район в качестве своих охотничьих угодий). Сейчас он известен как Кьеби.

Победа открыла торговлю между акиемами – страной, обладающей одними из крупнейших месторождений золота – и европейцами на побережье.

Возникновение государства Акуапем Акьем

[ редактировать ]

Акием Абуаква создал штат Акуапем на территории большей половины западной части бывшего штата Акваму, в который вошли районы Абури, Берекусо, Абирив, Апиреде и Ларте. Офори Дуа, брат Офори Панина, стал оманхеном государства Акуапем. Традиционный район Акием Абуаква теперь обычно называют Окьеман . [ 4 ]

Во время правления великого царя-воина (Адонтехене) акиемов Нана Овусу Акием Тентен , который был также известен как «Кваэ-Бибиримхене» (король густого леса), этническая группа гуань и этническая группа дау обратились к ему за помощь в изгнании Аквамус из их местности, чтобы они могли наслаждаться миром.

В тот период акиемы были наемниками и были известны тем, что помогали соседним государствам бороться с посредниками в работорговле и соседними государствами в других битвах, которые отвечали интересам конечной цели государств акиемов - оставаться сильными и независимыми. Нана Овусу Акьем Тентен (Король густого леса) согласился послать своего племянника уважаемого солдата Одехии Сафори с армией. В этих битвах они снова одержали победу над Акваму и создали государства Акропонг и Аманокром. Сафори преследовал Аквамус через реку Вольта, где они и поселились до сегодняшнего дня со столицей в Аквамуфие.

К 1740 году власть на побережье была следующей: акиемы твердо контролировали большую часть восточной части прибрежной территории; а Фанте, Асанте и Аханта контролируют остальных.

После 1740 года контроль акымов над побережьем был временным, и разногласия между государствами акымов ослабили их. Примерно в это же время за ключевые районы побережья постоянно велись битвы с ашанти до 1816 года, когда ашанти прочно обосновались в восточной половине того, что стало Золотым берегом в бывшем штате Акваму, который акием завоевал почти столетие. ранее. В основном это произошло из-за битвы на истощение, в которой акиемы были в меньшинстве. В конце концов, Ашанти унаследовали некоторые земли, отвоеванные у Акваму, включая доступ к прибрежным землям, что, по сути, сделало империю Асанте самым могущественным государством в регионе, которое контролировало всю торговлю от внутренних районов до побережья. Аким вернулся на свои исторические земли на территории нынешнего восточного региона Ганы. В заключение отметим, что акиемы наиболее известны из-за государств акан, существовавших до возникновения империи Ашанти, государства акьема оставались наиболее независимыми и наиболее важными.

Дж. К. Финн пишет: [ 3 ]

Однако претензия Асанте на верховенство встретила яростное сопротивление со стороны старых государств Акан, короли которых отказались принять притязания и притязания того, что они считали династией-выскочкой. Из этих государств Акан сопротивление акиема политическому господству Асанте было не только упорным, но и почти самым успешным.

Акиемы в течение этого пробного периода между 1750 и 1816 годами все еще продолжали демонстрировать свою способность влиять на дела и действовать как наемники, помогая тем, кого угнетали более сильные государства. Это было продемонстрировано помощью Ада, угнетаемой Анло, и победой над ними в битве при Нономбе около 1752 года. [ 5 ] [ 6 ]

В 1742 году Опоку Варе I завоевал акьемские государства Абуаква и Котоку . [ 7 ] Примерно в середине 18 века акьем заключил союз с васса , денкира , твифо и фанте , чтобы противодействовать экспансии ашанти в сторону побережья . [ 8 ] Акием получил поддержку Дагомеи и Ойо против ашанти около 1763–1764 годов. [ а ] Это привело к битве между Ашанти, Дагомеей и Ойо, в которой армия Ашанти потерпела поражение при Атакпаме . [ 9 ] [ 8 ] В 1765 году Осей Квадво разгромил Акьема, что позволило вновь открыть восточный торговый путь в Аккру . [ 10 ]

Отношения Ашанти-Акьема после 1816 года продолжали перерастать в отношения взаимного уважения, которые существуют до сих пор. Среди акан распространена поговорка: «Окиенхене нко ара на Осантехене не но ди нсавосо», что буквально означает: «Король Ашанти не обращается ни с кем, кроме короля Акьема, на дружеских условиях». Это связано с тем, что акиемы были сильными и относительно независимыми во время расцвета империи Ашанти по сравнению с соседями. [ 1 ] [ нужна страница ]

После 1816 г.

[ редактировать ]

После 1816 года акиемы жили в относительном мире на своем нынешнем месте, и к началу 20 века все, что стало Ганой, находилось под британским правлением. [ нужна ссылка ] В 1838 году губернатор Маклин писал, что Акием и Акуапем были «по сути провинциями» Ашанти. Он также заявляет, что ими управляли «постоянные лейтенанты короля Ашанти, они платили налоги своему суверену и присоединялись к нему во всех его войнах». Историк Уилкс отмечает, что «по политическим соображениям, а не по незнанию» Маклин датировал эти договоренности 1807 годом. [ 11 ]

Нана Докуа были

[ редактировать ]

Эпоха Нана Докуа была известна как эпоха мира и процветания благодаря ее способу решения проблем. История гласит, что во время правления знаменитого Нана Докуа (Абириэ) как окьехэнэ (короля) и охэмаа (королевы-матери), в то время между ней и Котокухэне возникла ссора. В результате она приказала части Амантомиенсы (солдаты Верховного табурета), Асиаквахене (короля Азиаквы, района Акьема) и Бегорохене (короля Бегоро, района Акиема) удалить котоку из Гьядама. Эта война, известная как «Война Гьядам», вынудила Котоку покинуть Гьядам. Квабенген позволил им безопасно пройти, и когда они прошли через Квабенг, не было произведено ни единого выстрела. Котокуэне получил землю от тогдашнего вождя Ванки Баримы Авира (Осеавуохэне (вождь района Осеауо в Акьем Абуаква) для поселения в месте, известном сейчас как Ода, столице штата Акьем Котоку. [ нужна ссылка ]

Во время правления Нана Докуа часть жуабенов Ашанти восстала против Золотого табурета Ашанти. Повстанцы во главе со своим предводителем Наной Кваку Боатенгом были вынуждены покинуть Джуабен в Ашанти и отправиться на юг. Они нашли поселения в Кьеби, Квабенге, Тафо, Асаманкесе и других частях Акием-Абуаквы. Позже, когда волнения в Хуабене утихли, некоторые из них вернулись в Ашанти, но вернулись снова. В третий раз соглашение путем переговоров от их имени было достигнуто, и с согласия Кукурантумихене (Адонтехи ​​Акьема Абуаквы), Наны Кваку Абранте и Окьехене Нана Докуа жуабены получили землю. Они поселились на нем под руководством и управлением своего вождя Наны Кваку Боатенга, назвав этот район Новым Хуабеном со Кофоридуа столицей . Было решено выплачивать Акиему ежегодную плату, и эта практика продолжалась до тех пор, пока доктор Кваме Нкрума не отменил ее после обретения независимости. [ нужна ссылка ]

Акымские люди сегодня

[ редактировать ]

До и после колониального периода акиемы были активно вовлечены в интеллектуальную и панафриканскую идеологию, которая сделала Гану уникальной среди своих сверстников. Некоторые представители политической и образованной элиты были выходцами из Акиема. Это влияние продолжается и сегодня в современной Гане. Акиемы были ассимилированы в рамках общей ганской идентичности, где этническая принадлежность не играет такой роли, как в других странах. [ 12 ]

Правители Акиема

[ редактировать ]

Список правителей государства Акан Акием Абуаква (1500 – настоящее время)

Список правителей государства Акан Акьем Котоку (1400 – настоящее время)

Список правителей государства Акан Акьем Босуме (1818-настоящее время)

Фестиваль Охум

[ редактировать ]

Традиционную территорию Акиема иногда называют Квабибирим или «Лесом Бирим» из-за ее богатых природных ресурсов. Эта территория находится в тропическом лесу с плодородными речными долинами, глубокой суглинистой почвой и свежей фауной. Землю орошает знаменитая река Бирим. Река Бирим является источником алмазов в Гане. Духовная, физическая и философская поддержка народа акием происходит от реки Бирим. Акымы не поклоняются реке как таковой , они почитают ее как источник вдохновения, дающий им жизнь и силу.

Во время фестиваля Охум акымы благодарят создателя за то, что он благословил их землю такой великолепной рекой (Бирим). Изделия из земли и реки Акымс являются символами, которые используются в память о предках, которые боролись и упорно сохраняли целостность общества. Во время фестиваля потомки обязуются продолжать традицию, чтобы Окиеман оставался сильным и свободным, в мире и процветании. Затем они присягают на верность своему королю (Окехену), своим заместителям и старейшинам за их руководство и руководство. Эта церемония благодарения творцу – великий праздник акымцев, известный как [ нужны разъяснения ] . Фестиваль Охум отмечается в Акием-Абуакве в две части: Охумкан и Охумкюре. Фестиваль Охум отмечается, когда вождь и жители Акием Тафо посещают храм Гьемпремо, чтобы совершить ритуалы и принести жертвы божеству. Легенда гласит, что любой человек, который споткнется и упадет на обратном пути из святилища Гьемпремо, не доживет до нового года. Во вторник Охум до наступления темноты запрещено издавать какой-либо шум, включая стук фуфу, основного продукта питания народа акан.

Искусство

[ редактировать ]

Акием исповедуют традиционную религию через своих предков.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Фейдж и Оливер называют дату около 1763 года. [ 9 ] в то время как Финн утверждает, что 1764 г. [ 8 ] .
  1. ^ Jump up to: а б О законах и обычаях .
  2. ^ Квамина Б. Диксон, Историческая география Ганы , издательство Кембриджского университета, 1969, стр. 23.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Дж. К. Финн, «Отношения Асанте и Акьема 1700–1831».
  4. ^ Овусу, Э.Х. (2012). «Природные ресурсы Окьемана-обзор» . Западноафриканский журнал прикладной экологии . 20 (3): 47–52 – через AJOL.
  5. ^ Аллан Карпентер, Детская пресса Дженис Фортман, 1977, 95 стр. Знакомит с географией, историей, правительством, экономикой, культурой и людьми этой маленькой страны в Западной Африке.
  6. ^ Уильям Эрнест Фрэнк Уорд, История Золотого Берега , Г. Аллен и Анвин, 1948; 387 стр.
  7. ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки: A – G.. 1 . Тейлор и Фрэнсис . п. 60. ИСБН  9781579582456 .
  8. ^ Jump up to: а б с Финн, Джон К. (1965). «Царствование и времена Куси Ободума, 1750-64». Труды Исторического общества Ганы . 8 : 24–32. JSTOR   41403567 . S2CID   155465956 .
  9. ^ Jump up to: а б Фадж, Джей Ди и Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 1600 до ок. 1790, под редакцией Ричарда Грея . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 315. ИСБН  0521204135 .
  10. ^ Пристли, Маргарет (1961). «Вопрос ашанти и британцы: истоки восемнадцатого века». Журнал африканской истории . 2 (1): 35–59. дои : 10.1017/S0021853700002139 . JSTOR   179582 . S2CID   153355150 .
  11. ^ Айвор Уилкс (1989). Асанте в девятнадцатом веке: структура и эволюция политического порядка . Архив Кубка. стр. 130–131. ISBN  9780521379946 .
  12. ^ Уилкс, Айвор (1 января 2003 г.). «Аффрифа, Кофи. - Фактор Акиема в истории Ганы 1700-1875 гг. Аккра, Ghana Universities Press (распространяется African Books Collective Ltd., Оксфорд), 2000, 259 стр., индекс, библ» . Cahiers d'études africaines . 43 (171): 659–660. doi : 10.4000/etudesafricaines.1527 . ISSN   0008-0055 .
  • Отдавая должное истории Акиема . Роберт Аддо-Фенинг , Журнал африканской истории , Vol. 43, № 2 (2002), стр. 324–326. Опубликовано издательством Кембриджского университета.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a52eb361c000ef9c773395e252017d36__1720475400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/36/a52eb361c000ef9c773395e252017d36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akyem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)