Акьем
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
~1,500,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гана (Восточный регион, Центральный регион, регион Ашанти и Аккра) | |
Языки | |
Тви и английский | |
Религия | |
христианство , традиционная религия акием. Преимущественно | |
Родственные этнические группы | |
Воля |
Акиемы — народ акан . Термин Акьем (Акем, Аким или Аки) используется для описания группы из четырех штатов: Асанте Акием, Акием Абуаква , Акием Котоку и Акием Босоме . Эти страны расположены в основном в восточном регионе на юге Ганы . Этот термин также используется для описания общей территории, где концентрируется этническая группа акием. Этническая группа акием составляет от 3 до 4 процентов населения Ганы, в зависимости от того, как определить эту группу, и очень заметна во всех аспектах жизни Ганы. Акиемы — народ по материнской линии. История этой этнической группы — это история отважных воинов, которым удалось создать процветающее, часто влиятельное и относительно независимое государство на территории современной Ганы. [ 1 ] Когда говорят об истории Ганы, часто упоминают «Большую шестерку» . Это были шесть человек, сыгравших большую роль в независимости Ганы. Из большой шестерки большинство составляли люди акымского происхождения.
История и генезис акымских государств
[ редактировать ]Акиемманса — это три традиционных района Акиема в восточном регионе Ганы. Исторически сложилось так, что в устной истории было засвидетельствовано, что народ акием был одним из народа акан, мигрировавшего на юг из Сахеля в территорию, которая стала штатом Боно . Эта территория является местом происхождения современного народа акан. Группа акан , покинувшая Бономан, позже в середине 14 века образовала Королевство Аданси. Аданси были известны своей способностью строить прославленные сооружения в своем королевстве; отсюда и название аданси (строители).
В первой половине 17-го века на территории нынешней Ганы доминировали три государства: Гуаны, Денкьера , Аданси и Акваму . В штате Аданси было три военных поста в западной части Акием Абуаква, Акием Котоку и Акием Босоме. [ 2 ]
Восточный Аданси как образование потерял большую часть своей идентичности из-за конфликтов с соседними государствами, а именно с Денкиирой , и большая часть его была поглощена империей Денкира . Таким образом, во второй половине 17-го века на территории, которая стала Ганой, доминировали три государства: Остатки Аданси (Ашанти), Денкьера , Гуаны, Дагоны, Анлос, Га, Фанте, Акьем и Акваму . [ 3 ]
Восходящее Королевство Ашанти процветало под руководством Отумфуо Нана Осей Туту, и во время своего господства оно ассимилировало некогда могущественную Денкииру в растущую империю в начале 18 века. Расширение Ашанти благодаря его жестокой и умелой военной мощи заставило людей акиема, опасавшихся доминирования Ашанти, бежать через реку Пра в сторону новых поселений. Нана Осей Туту преследовал людей котоку, последний из группы акьем, переправившийся через реку Пра после победы над ними в битве против совета великого священника Асанте Окомфо Анокье, где он погиб от пули снайпера котоку, переправившейся через реку. Это заставило армию Ашанти прекратить преследование и вернуться в столицу Кумаси для похорон короля и назначения нового короля. Это было в четверг; и запомнился как одна из великих клятв ашанти, «Мека Явада» (клянусь четвергом), обет Отумфуо Опоку Варе [(Катакиие, могущественный), данный, чтобы отомстить за смерть своего дяди, покойного короля, Осей Туту. В начале 1717 года британцы в Кейп-Косте сообщили, что «ашанти и акием решили вести войну друг с другом»; В сентябре «вероятно, произойдет решающая битва между ашанти и акьемом, в результате которой будет открыта торговля». В октябре того же года голландский фактор в Апаме сообщил, что «Заай (главный вождь ашанти) мертв и что ашанти потерпели поражение от акиемов». Пять дней спустя это подтвердило еще одно голландское сообщение. [ 3 ] Акьем продал большое количество военнопленных Асанте европейским работорговцам на побережье. [ 3 ] Более поздние битвы между королевствами Акьем и Ашанти были многочисленными с победами и поражениями с обеих сторон, эти битвы часто включали союзы с другими племенами и королевствами.
Завоевание Акваму акьемами в 1730 году также считается одной из самых решающих побед в истории Золотого Берега после конфликта с ними по поводу разногласий с участием королевской семьи Акием. Это событие было описано современниками как величайшая революция, произошедшая в этой части мира. [ 3 ] Сами Акваму были ответственны за разрушение старого королевства Га в конце семнадцатого века, и теперь Акиемы вынудили их бежать со своей родины и переправиться через реку Вольта, где находится нынешняя столица Акваму.
Война Акьем-Акваму XVIII века
[ редактировать ]Акиемы, особенно элитные силы, известные как Абуаквас, а также Котоку, сражались с Аквамусами и вышли победителями. Победив Акваму, Акием получил контроль над оккупированной Акваму землей, принадлежавшей нации Га , а народу Га было предоставлено больше автономии на своих исторических землях. Аккра перешла под власть Акиема, поскольку это были районы Акваму. Фримпонг Мансо из Котоку и Бакванте из Абуаквы разделяли власть над Аккрой и районом Адангбе. Овусу Акьем, сын сестры Окьенхене, стал администратором района Адангбе. Историк Дж. К. Финн пишет следующее: [ 3 ]
Завоевание Акваму акьемом в 1730 году стало одной из самых решающих побед в истории Золотого Берега. Это событие было описано современниками как величайшая революция, произошедшая в этой части мира. Поскольку сами Акваму разрушили старое Королевство Га в конце семнадцатого века.
После войны Акием Абуаква сделали свои временные столицы в нескольких бывших районах Акваму, включая Прасо , пока они, наконец, не обосновались в Паменге . Однако именно во время правления Наны Офори Панина столица Акиема Абуаквы была наконец перенесена в «Кьебирие» (названный в честь черной шляпы, которую использовал охотник, использовавший этот район в качестве своих охотничьих угодий). Сейчас он известен как Кьеби.
Победа открыла торговлю между акиемами – страной, обладающей одними из крупнейших месторождений золота – и европейцами на побережье.
Возникновение государства Акуапем Акьем
[ редактировать ]Акием Абуаква создал штат Акуапем на территории большей половины западной части бывшего штата Акваму, в который вошли районы Абури, Берекусо, Абирив, Апиреде и Ларте. Офори Дуа, брат Офори Панина, стал оманхеном государства Акуапем. Традиционный район Акием Абуаква теперь обычно называют Окьеман . [ 4 ]
Во время правления великого царя-воина (Адонтехене) акиемов Нана Овусу Акием Тентен , который был также известен как «Кваэ-Бибиримхене» (король густого леса), этническая группа гуань и этническая группа дау обратились к ему за помощь в изгнании Аквамус из их местности, чтобы они могли наслаждаться миром.
В тот период акиемы были наемниками и были известны тем, что помогали соседним государствам бороться с посредниками в работорговле и соседними государствами в других битвах, которые отвечали интересам конечной цели государств акиемов - оставаться сильными и независимыми. Нана Овусу Акьем Тентен (Король густого леса) согласился послать своего племянника уважаемого солдата Одехии Сафори с армией. В этих битвах они снова одержали победу над Акваму и создали государства Акропонг и Аманокром. Сафори преследовал Аквамус через реку Вольта, где они и поселились до сегодняшнего дня со столицей в Аквамуфие.
К 1740 году власть на побережье была следующей: акиемы твердо контролировали большую часть восточной части прибрежной территории; а Фанте, Асанте и Аханта контролируют остальных.
Пост 1740
[ редактировать ]После 1740 года контроль акымов над побережьем был временным, и разногласия между государствами акымов ослабили их. Примерно в это же время за ключевые районы побережья постоянно велись битвы с ашанти до 1816 года, когда ашанти прочно обосновались в восточной половине того, что стало Золотым берегом в бывшем штате Акваму, который акием завоевал почти столетие. ранее. В основном это произошло из-за битвы на истощение, в которой акиемы были в меньшинстве. В конце концов, Ашанти унаследовали некоторые земли, отвоеванные у Акваму, включая доступ к прибрежным землям, что, по сути, сделало империю Асанте самым могущественным государством в регионе, которое контролировало всю торговлю от внутренних районов до побережья. Аким вернулся на свои исторические земли на территории нынешнего восточного региона Ганы. В заключение отметим, что акиемы наиболее известны из-за государств акан, существовавших до возникновения империи Ашанти, государства акьема оставались наиболее независимыми и наиболее важными.
Дж. К. Финн пишет: [ 3 ]
Однако претензия Асанте на верховенство встретила яростное сопротивление со стороны старых государств Акан, короли которых отказались принять притязания и притязания того, что они считали династией-выскочкой. Из этих государств Акан сопротивление акиема политическому господству Асанте было не только упорным, но и почти самым успешным.
Акиемы в течение этого пробного периода между 1750 и 1816 годами все еще продолжали демонстрировать свою способность влиять на дела и действовать как наемники, помогая тем, кого угнетали более сильные государства. Это было продемонстрировано помощью Ада, угнетаемой Анло, и победой над ними в битве при Нономбе около 1752 года. [ 5 ] [ 6 ]
В 1742 году Опоку Варе I завоевал акьемские государства Абуаква и Котоку . [ 7 ] Примерно в середине 18 века акьем заключил союз с васса , денкира , твифо и фанте , чтобы противодействовать экспансии ашанти в сторону побережья . [ 8 ] Акием получил поддержку Дагомеи и Ойо против ашанти около 1763–1764 годов. [ а ] Это привело к битве между Ашанти, Дагомеей и Ойо, в которой армия Ашанти потерпела поражение при Атакпаме . [ 9 ] [ 8 ] В 1765 году Осей Квадво разгромил Акьема, что позволило вновь открыть восточный торговый путь в Аккру . [ 10 ]
Отношения Ашанти-Акьема после 1816 года продолжали перерастать в отношения взаимного уважения, которые существуют до сих пор. Среди акан распространена поговорка: «Окиенхене нко ара на Осантехене не но ди нсавосо», что буквально означает: «Король Ашанти не обращается ни с кем, кроме короля Акьема, на дружеских условиях». Это связано с тем, что акиемы были сильными и относительно независимыми во время расцвета империи Ашанти по сравнению с соседями. [ 1 ] [ нужна страница ]
После 1816 г.
[ редактировать ]После 1816 года акиемы жили в относительном мире на своем нынешнем месте, и к началу 20 века все, что стало Ганой, находилось под британским правлением. [ нужна ссылка ] В 1838 году губернатор Маклин писал, что Акием и Акуапем были «по сути провинциями» Ашанти. Он также заявляет, что ими управляли «постоянные лейтенанты короля Ашанти, они платили налоги своему суверену и присоединялись к нему во всех его войнах». Историк Уилкс отмечает, что «по политическим соображениям, а не по незнанию» Маклин датировал эти договоренности 1807 годом. [ 11 ]
Нана Докуа были
[ редактировать ]Эпоха Нана Докуа была известна как эпоха мира и процветания благодаря ее способу решения проблем. История гласит, что во время правления знаменитого Нана Докуа (Абириэ) как окьехэнэ (короля) и охэмаа (королевы-матери), в то время между ней и Котокухэне возникла ссора. В результате она приказала части Амантомиенсы (солдаты Верховного табурета), Асиаквахене (короля Азиаквы, района Акьема) и Бегорохене (короля Бегоро, района Акиема) удалить котоку из Гьядама. Эта война, известная как «Война Гьядам», вынудила Котоку покинуть Гьядам. Квабенген позволил им безопасно пройти, и когда они прошли через Квабенг, не было произведено ни единого выстрела. Котокуэне получил землю от тогдашнего вождя Ванки Баримы Авира (Осеавуохэне (вождь района Осеауо в Акьем Абуаква) для поселения в месте, известном сейчас как Ода, столице штата Акьем Котоку. [ нужна ссылка ]
Во время правления Нана Докуа часть жуабенов Ашанти восстала против Золотого табурета Ашанти. Повстанцы во главе со своим предводителем Наной Кваку Боатенгом были вынуждены покинуть Джуабен в Ашанти и отправиться на юг. Они нашли поселения в Кьеби, Квабенге, Тафо, Асаманкесе и других частях Акием-Абуаквы. Позже, когда волнения в Хуабене утихли, некоторые из них вернулись в Ашанти, но вернулись снова. В третий раз соглашение путем переговоров от их имени было достигнуто, и с согласия Кукурантумихене (Адонтехи Акьема Абуаквы), Наны Кваку Абранте и Окьехене Нана Докуа жуабены получили землю. Они поселились на нем под руководством и управлением своего вождя Наны Кваку Боатенга, назвав этот район Новым Хуабеном со Кофоридуа столицей . Было решено выплачивать Акиему ежегодную плату, и эта практика продолжалась до тех пор, пока доктор Кваме Нкрума не отменил ее после обретения независимости. [ нужна ссылка ]
Акымские люди сегодня
[ редактировать ]До и после колониального периода акиемы были активно вовлечены в интеллектуальную и панафриканскую идеологию, которая сделала Гану уникальной среди своих сверстников. Некоторые представители политической и образованной элиты были выходцами из Акиема. Это влияние продолжается и сегодня в современной Гане. Акиемы были ассимилированы в рамках общей ганской идентичности, где этническая принадлежность не играет такой роли, как в других странах. [ 12 ]
Правители Акиема
[ редактировать ]Список правителей государства Акан Акием Абуаква (1500 – настоящее время)
Список правителей государства Акан Акьем Котоку (1400 – настоящее время)
Список правителей государства Акан Акьем Босуме (1818-настоящее время)
Фестиваль Охум
[ редактировать ]Традиционную территорию Акиема иногда называют Квабибирим или «Лесом Бирим» из-за ее богатых природных ресурсов. Эта территория находится в тропическом лесу с плодородными речными долинами, глубокой суглинистой почвой и свежей фауной. Землю орошает знаменитая река Бирим. Река Бирим является источником алмазов в Гане. Духовная, физическая и философская поддержка народа акием происходит от реки Бирим. Акымы не поклоняются реке как таковой , они почитают ее как источник вдохновения, дающий им жизнь и силу.
Во время фестиваля Охум акымы благодарят создателя за то, что он благословил их землю такой великолепной рекой (Бирим). Изделия из земли и реки Акымс являются символами, которые используются в память о предках, которые боролись и упорно сохраняли целостность общества. Во время фестиваля потомки обязуются продолжать традицию, чтобы Окиеман оставался сильным и свободным, в мире и процветании. Затем они присягают на верность своему королю (Окехену), своим заместителям и старейшинам за их руководство и руководство. Эта церемония благодарения творцу – великий праздник акымцев, известный как [ нужны разъяснения ] . Фестиваль Охум отмечается в Акием-Абуакве в две части: Охумкан и Охумкюре. Фестиваль Охум отмечается, когда вождь и жители Акием Тафо посещают храм Гьемпремо, чтобы совершить ритуалы и принести жертвы божеству. Легенда гласит, что любой человек, который споткнется и упадет на обратном пути из святилища Гьемпремо, не доживет до нового года. Во вторник Охум до наступления темноты запрещено издавать какой-либо шум, включая стук фуфу, основного продукта питания народа акан.
Искусство
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Акием исповедуют традиционную религию через своих предков.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б О законах и обычаях .
- ^ Квамина Б. Диксон, Историческая география Ганы , издательство Кембриджского университета, 1969, стр. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дж. К. Финн, «Отношения Асанте и Акьема 1700–1831».
- ^ Овусу, Э.Х. (2012). «Природные ресурсы Окьемана-обзор» . Западноафриканский журнал прикладной экологии . 20 (3): 47–52 – через AJOL.
- ^ Аллан Карпентер, Детская пресса Дженис Фортман, 1977, 95 стр. Знакомит с географией, историей, правительством, экономикой, культурой и людьми этой маленькой страны в Западной Африке.
- ^ Уильям Эрнест Фрэнк Уорд, История Золотого Берега , Г. Аллен и Анвин, 1948; 387 стр.
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки: A – G.. 1 . Тейлор и Фрэнсис . п. 60. ИСБН 9781579582456 .
- ^ Jump up to: а б с Финн, Джон К. (1965). «Царствование и времена Куси Ободума, 1750-64». Труды Исторического общества Ганы . 8 : 24–32. JSTOR 41403567 . S2CID 155465956 .
- ^ Jump up to: а б Фадж, Джей Ди и Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 1600 до ок. 1790, под редакцией Ричарда Грея . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 315. ИСБН 0521204135 .
- ^ Пристли, Маргарет (1961). «Вопрос ашанти и британцы: истоки восемнадцатого века». Журнал африканской истории . 2 (1): 35–59. дои : 10.1017/S0021853700002139 . JSTOR 179582 . S2CID 153355150 .
- ^ Айвор Уилкс (1989). Асанте в девятнадцатом веке: структура и эволюция политического порядка . Архив Кубка. стр. 130–131. ISBN 9780521379946 .
- ^ Уилкс, Айвор (1 января 2003 г.). «Аффрифа, Кофи. - Фактор Акиема в истории Ганы 1700-1875 гг. Аккра, Ghana Universities Press (распространяется African Books Collective Ltd., Оксфорд), 2000, 259 стр., индекс, библ» . Cahiers d'études africaines . 43 (171): 659–660. doi : 10.4000/etudesafricaines.1527 . ISSN 0008-0055 .
- Отдавая должное истории Акиема . Роберт Аддо-Фенинг , Журнал африканской истории , Vol. 43, № 2 (2002), стр. 324–326. Опубликовано издательством Кембриджского университета.