Отменить
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Гана | |
Языки | |
Эве , английский , французский | |
Религия | |
Преимущественно водан , иудаизм, христианство. | |
Родственные этнические группы | |
Анло Эве — подгруппа народа Эве , Авенор Эве . |
Анло -эве — подгруппа народа эве , насчитывающая около 6 миллионов человек, населяющая юг Того , южный Бенин , юго-запад Нигерии и юго-восточные части региона Вольта в Гане ; между тем, большая часть овец проживает на всей южной половине Того и юго-западе Бенина. Это патрилинейное общество, управляемое иерархической централизованной властью. [1] Их язык (самоназвание Анлогбе ) — диалект языка эве , входящего в состав языкового кластера Гбе . [1] Религия эве сосредоточена на Верховном Боге Маву и нескольких промежуточных божествах. [2] [3] Христианство было принято во всех частях земли Анло Эве, при этом меньшинство людей все еще исповедует традиционные водын верования . Религия воды постепенно становится прежней религией среди овцев Анло, и сегодня молодежь общины гораздо больше исповедует христианство. Однако те, кто до сих пор исповедуют религию Воду, также считают, что их традиция является фактором, поддерживающим целостность и добропорядочность, в то время как христианство готово проложить путь к честности и неподкупности, которые будут смыты с течением времени. Именно по этой причине некоторые люди Анло Эве отказываются от христианства, когда дело доходит до вопросов ответственности.
Этимология
[ редактировать ]Говорят, что имя Ŋlɔ (nlo) ( от Aŋlɔ или Anlo ) происходит от овечьего термина ŋlɔ или «nlo», что означает сворачивание или складывание в себя. Это также можно интерпретировать как сморщенную или сморщенную кожу. Считалось, что Торгбуи Ацу Венья, основатель государства Анло, произнес слова «мэнло» на языке эве из-за своего нежелания мигрировать дальше, когда его родственники побудили его сделать это. Венья отделилась от других групп в соседней Уете и направилась на берег моря. [4]
История
[ редактировать ]Считается, что они мигрировали в свой нынешний дом из Нотси , Того , где-то во второй половине семнадцатого века. Говорят, что этот шаг является скорее бегством, чем миграцией от смены режима в городе. По прибытии в Нотси нынешний король Адела Атогбле принял их хорошо, но после его смерти преемник Тогбе Агорколи начал угнетать ганских овец. Он приказал убить всех старейшин. Король Агорколи очень плохо относился к людям. Город Нотси был окружен большой священной стеной , которая стала преградой для овец, планировавших побег. Посоветовавшись со скрытым старейшиной Тегли, овца придумала экстравагантный план побега. Люди очень хорошо спланировали побег. В течение нескольких дней женщины из группы увлажняли стену в одном месте во время повседневной стирки одежды. Когда стена стала достаточно слабой, план завершился сбором всех овец, Тегли вытащил «Меч освобождения», призывая богов, и пронзил стену, провозгласив: «О Мавуга Китиката, ʋuʋɔ на ми не миадого, азɔ адзо (О великий Бог Китиката, открой нам дверь, чтобы мы прошли). Когда они убегали, они отступили и разделились, чтобы их король, король Агорколи, не выследил и не нашел их.
Большинство групп поселились в деревнях в прибрежных районах Того, Бенин, а некоторые поселились в юго-восточных частях региона Вольта в Гане. [1] многие из которых связаны с работорговлей, от которой пострадала популяция овец. Авенорские овцы поселились к северу от Анло и теперь их можно найти в Южном округе Акаци и Северном округе Акаци . Миграция на север была результатом частых набегов рабов и распространила народ эве по всему южному Того , южному Бенину и юго-западной Нигерии . Мелководье и множество островов Бенинской бухты служили убежищем всем, кроме самых агрессивных работорговцев.
Политическая система
[ редактировать ]Нынешняя политическая система проистекает из необходимости военной организации для разрешения конфликтов 17 и 18 веков. По прибытии во французский Тоголенд народ эве разделился на более мелкие подплемена или вождества. Каждый был автономен, но признавал, что все они — единый народ. Анло — одно из этих племен. [5]
Анло переняли методы военной организации Акваму , включая их систему крыльев. Народ Анло был разделен по географическому положению и образовал три крыла. Лашиби, пришедшие с запада, защищали левый фланг, Адотри — центр, а Горе с востока — правый фланг. [6] Все они находились под властью свободно управляющей «центральной» власти, короля по имени Авоамефия. [1]
Исторически сложилось так, что к власти центральной власти прибегают редко; только во время войны или при необходимости серьезной юридической консультации. Король выбирается из одного из двух королевских кланов: Адзовии или Бате; отбор не соответствует традиционному монархическому правилу первородства. Кланы меняют назначение королей, не позволяя одному клану сохранить власть. Отбор производится старейшинами рода из нескольких кандидатов, представленных различными частями рода. Избранный король занимает положение божества, живущего в уединении и общающегося только с тремя старшими вождями, отвечающими за географические регионы.
Эти три вождя, а также его заместители и старосты в своих областях обладают юрисдикцией по расследованию преступлений и разрешению местных споров. [7] Заинтересованные стороны имеют право подать апелляцию королю после вынесения решения в суде низшей инстанции. Авоамефии помогают два совета в принятии решений по апелляциям и в общих вопросах. Один состоит из старейшин каждого клана; другой состоит из трех военачальников. Исторически сложилось так, что совет старейшин имеет большее влияние, поскольку согласно верованиям Анло, власть короля принадлежит народу. «Du menɔa fia me o. Fiae nɔa du me» (Народ не живет с королем. Это король живет с народом). Если король выносил решение, не одобряемое народом, они имели право заменить его. [1]
Система родства
[ редактировать ]Клан
[ редактировать ]Анло-эве — народ по отцовской линии . Каждый член принадлежит к клану, в котором, по их мнению, произошел по мужской линии. В большинстве крупных поселений представлены все кланы, иногда более одной линии. Родословная определяется как ветвь клана, в которой члены мужского и женского пола могут проследить родство до общего предка мужского пола. Род, в отличие от рода, экзогамен. Каждая линия имеет свои символы, родовое святилище, общее имущество и главу линии. Голова обычно является самым старым из выживших членов рода. За ним остается последнее слово в большинстве решений и споров, и он регулирует все отношения с интересами рода, включая распределение земель. Помимо светской деятельности, глава линии также является главным жрецом. Он возглавляет многие церемонии и служит связующим звеном между живыми и мертвыми, когда ему преподносятся все религиозные подношения. [1]
Самая маленькая единица в роду — хижина; это либо жена и ее незамужние дети, либо то же самое и с мужем. Существует практика многоженства , хотя небольшой процент мужчин на самом деле имеет более одной жены. Мужчина является главой семьи или дома и может действовать без вмешательства, кроме как со стороны своего отца. Существует большое уважение к старшим, и пока отец рядом, ожидается, что сын будет выполнять любые его требования. [1]
Список кланов
[ редактировать ]- Там
- Амлед
- Адзова
- Бэйт
- Лайкей
- Бэмэ
- Клив
- Пока
- Циаме
- Агава
- Amɛ
- Конечно
- Дорога
- -
- Блу
Терминология родства
[ редактировать ]Ребенок (оба пола) | Мы |
Брат/сестра (оба пола) | Двоюродный брат |
Женский брат | И |
Брат и сестра мужского пола | Братан |
Мать | Мать или Мать |
Отец | Отец или Отец |
Старшая сестра матери | Дага или Нга |
Младшая сестра матери | Дадхия или Ноди |
Брат матери | Дядя |
сестра отца | Эфир золото Таси |
Старший брат отца | Тага |
Младший брат отца | Сегодня |
Дедушка | Племя или дедушка |
Бабушка | Мама |
Религия
[ редактировать ]Традиционно у анло-эве есть один Верховный Бог Мавуга Китиката или просто Маву . Маву является синонимом христианского Всемогущего Бога и считается всемогущим и вездесущим одновременно. Из-за этой вездесущей веры здесь нет святынь или религиозных церемоний, и вместо этого люди практикуют религию через божеств более низкого уровня. [8] К ним относятся Йеве, Афа, Эда, Нана и Мами Вата . Первые два являются наиболее популярными, в каждом из них предусмотрен процесс посвящения в членство в богослужении. [2]
Йеве — бог грома и молнии. Когда члены проходят инициацию под руководством Йиве, имя Йве дается на выпускной церемонии. Старое имя человека теперь становится табу, и, если оно будет использовано, говорящего могут предстать перед советом священников и приговорить к уплате крупного штрафа.
Афа — астральный бог гадания, также младший брат Йиве. Участники не получают новых имен и сохраняют свои имена при рождении. Выступления занимают центральное место в религиозной деятельности Афы. Члены и нечлены празднуют Афа вместе; однако тот, кто не является членом, должен носить белую одежду и не может танцевать рядом с участником, кроме как на похоронах. Если эти ритуалы не соблюдаются должным образом, лица, не являющиеся членами организации, подвергаются штрафу. [2]
Похороны
[ редактировать ]Поскольку уважение к пожилым людям пользуется большим уважением в обществе эве, похороны традиционно представляют собой экстравагантные мероприятия, включающие множество событий, продолжающихся в течение месяца:
- Амедигбе: Тело, предварительно консервированное травами, хоронят в этот день обычно через два-три дня после смерти.
- Ндинамегбе: на следующий день после похорон принимаются основные скорбящие.
- Нудогбе: день поминок через 4–6 дней после погребения.
- Йофогбе: На следующий день после бодрствования проводятся ритуалы передачи. Члены семьи умершего получают подарки и пожертвования на расходы на похороны.
- Аконтавогбе: Через три дня подсчитываются пожертвования.
- Ксомефевогбе: Через несколько дней после Аконтавогбе рассчитывается окончательная стоимость похорон. Если пожертвования превышают расходы, пожертвования могут быть возвращены; если затраты превышают пожертвования, могут быть собраны дополнительные суммы.
Пожертвования на похороны являются основным направлением церемоний из-за высокой стоимости похорон Anlo. В расходы входят гроб, погребальная одежда, публичные танцы, еда, алкоголь и предоставление жилья для дальних гостей. [1]
В более модернизированном и мобильном обществе похоронные церемонии теперь обычно проводятся в течение одного выходного дня, иногда через несколько недель после смерти, чтобы дать возможность дальним родственникам путешествовать и найти работу или работу.
Похороны анло-эве чаще всего сопровождаются красочными выступлениями танцевальных и барабанных коллективов. Яркие и зрелищные выступления, если покойный был почетным и активным членом общества. Иногда дальние члены семьи могут заказать представление через несколько месяцев после смерти, если они не смогли присутствовать на реальных похоронах. [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Анло известен особенностью своей тональной системы. Как и соседние сорта Ewe, Anlo имеет три уровня тона: высокий (H), средний (M) и низкий (L). Из этих трех уровней два нижних фонематически не контрастны. Однако Анло контрастирует с другим диалектом наличием четвертого уровня тона, сверхвысокого тона (R). Тон R рассматривается как нововведение Anlo, поскольку наиболее экономичный способ обобщить тон R - это применить «правила тона R» к обычным тональным формам для получения тональных форм Anlo. Клементс (1977) утверждает, что тон R представляет собой случай тонального разделения , вызванного «повторным анализом последовательностей пониженных тонов как последовательностей тонов на различных уровнях тонов» (стр. 168).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нукуня, ГК. Родство и брак среди овец анло. Монографии Лондонской школы экономики по социальной антропологии № 37. Нью-Йорк: Humanities Press Inc., 1969.
- ^ Перейти обратно: а б с «Альфред Ладзекпо | Религия» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Африканская игра на барабанах - dancedrummer.com - История Анло-Эве» . www.dancedrummer.com .
- ^ Кэтрин Линн Гертс (1 сентября 2003 г.). «О воплощенном сознании в мирах анло-эве». Этнография . 4 (3). Eth.sagepub.com: 363–395. дои : 10.1177/146613810343004 . S2CID 145295710 .
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку (2001). Между морем и лагуной . Оксфорд: Джеймс Карри. п. 46. ИСБН 0-85255-776-0 .
- ^ Эллис, AB Народы, говорящие на овцах, на невольничьем побережье Западной Африки . Чикаго: Benin Press, Ltd, 1965.
- ^ «Введение в культуру анло-эве» . 17 января 1999 г. Архивировано из оригинала 17 января 1999 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клементс, Джордж Н. (1977) «Четыре тона из трех: сверхвысокий тон в Анло Эве». В Котей и Дер-Хусикян (ред.) Язык и лингвистические проблемы в Африке . Южная Каролина: Hornbeam Press Inc.
- Клементс, Джордж Н. (1985) «Нисходящий поток тонового языка с четырьмя уровнями тонов». В York Papers in Linguistics 15, июль, стр. 33–40.
- Гертс, Кэтрин (2003) Культура и чувства: телесные способы познания в африканском сообществе . Санта-Барбара: Издательство Калифорнийского университета.
- Агбемабизе, Падмор. 2015. Аспекты культуры овец: Введение. Часть первая . Ламберт Академическое издательство, Германия 9783330044555