Люди Бариба
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1,4 миллиона [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 687,300 (2010) [1] |
![]() | 400,000 (2016) [ нужна ссылка ] |
Языки | |
| |
Религия | |
Преимущественно исламское меньшинство Традиционное | |
Родственные этнические группы | |
Гур : Дагомба , Гурма , Гурунси , Мосси , Сомба. , Йоруба , Нупе , Денди и другие |
Народ бариба , самоназвание Баатону (множественное число Баатомбу), является основными жителями департаментов Боргу и Алибори в Бенине и соучредителями королевства Боргу на территории нынешнего северо-восточного Бенина и западно-центральной Нигерии . В Нигерии они распространены между западной частью штата Квара и частью Боргу в штате Нигер . Бариба насчитывает около миллиона человек, 70% из них проживают в Бенине, где они являются четвертой по величине этнической группой и составляют примерно 1/11 населения (9,2%). [2]
Бариба сконцентрированы преимущественно на северо-востоке страны, особенно вокруг города Никки , который считается традиционной столицей Бариба. [3] В конце 18 века (1782 г.) они стали независимыми от йоруба Ойо и образовали несколько королевств в регионе Боргу. [4] Колонизация Бенина (тогда Дагомеи) французами в конце XIX века и установление англо-французской искусственной границы положили конец торговле Барибы в регионе.
Один из их известных фестивалей - ежегодный фестиваль Гани, важным элементом которого является верховая езда. [3]
Народ Бариба занимает важное место в истории страны. В конце 19 века Бариба [ нужны разъяснения ] было известно, что они образуют независимые государства [ нужны разъяснения ] и доминировать с королевствами [ нужны разъяснения ] в таких городах, как Никки и Канди на северо-востоке страны. В городе Пехунько на 365 000 жителей проживает около 200 000 человек бариба. [5]
Сельское хозяйство является основным занятием бариба. Они выращивают кукурузу , сорго , рис , хлопок , маниоку (тапиоку), ямс , фасоль , пальмовое масло , арахис , а также птицу и домашний скот. [6] Религия играет важную роль в племени Бариба, и они в основном исламские . Однако у ряда общин Бариба есть свои собственные верования. [6]
Язык
[ редактировать ]народ бариба в Бенине и Нигерии. Они также известны Народ как бариба в Бенине и Нигерии — это народ бариба в Бенине и Нигерии. Это был язык государства . Боргу
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По некоторым версиям своей истории, васангари впервые поселились в районе Никки-Вену около 1480 года, а с 1350 года его занимали туземцы Баатону. Придя с Востока , они первоначально поселились в Буссе на территории нынешней Нигерии , где Кисра , легендарный всадник Васангари из Персии, заключил союз с Мансой. Доро покинул Буссу ради Никки-Вену со своим женихом Серо, сыном Кисры , доверившим Мансе Доро с образованием Серо. Прежде чем снова покинуть регион и присоединиться к Кисре , Манса Доро назначил своим протеже Серо новым вождем. Одетый в охотничий наряд, жених был провозглашен населением Никки-Вену Суноном Серо, королем Никки . [ нужна ссылка ]
Симе Добидия, отец династии
[ редактировать ]Саби Симе, младший сын Сунона Серо, позже стал Симе Добидиа и посредством браков с местными кланами Баатону, Боко и Хауса основал династии Империи Никки. Его сыновья, наделенные королевскими эмблемами в виде труб и белых шпор, взяли под свой контроль деревни своих матерей. Эти родительские связи легли в основу политической структуры, созданной Васангари.
Королевские династии основаны:
- Серо Багири, родоначальник династии Караве
- Кпе Гунон Каба Вуко, родоначальник династии Гбасси
- Серо Кпера I, родоначальник династии Макарару.
- Кпе Лафия Гамабру, родоначальник династии Лафиару
- Серо Кора Бакаро, родоначальник династии Кораку.

Общество
[ редактировать ]Кастовая система
[ редактировать ]В обществе Бариба присутствуют кастовые разделения, типичные для региона Западной Африки. Есть кастовое разделение .
- Вассангари — первая часть населения. Это аристократия наездников родом из Буссы . Это каста дворян. В эту касту входят император или Синабоко, а также Гнон Когуи, Королева-мать. Клан Вассангари обладал политической властью на большей части территории Империи, а различные династии Империи Никки находились под властью одного из субкланов Васангари.
- После вассангари идут туземцы Бариба или Баатону, которые составляют чистый народ. Они также фермеры и ремесленники, они происходят от ранее существовавшего населения. Они по-прежнему представлены «вождями земель», наиболее известные из которых, Министры и Синадунвиру, занимают высокие посты. Они являются членами Совета министров, а второй назначается на регентство после смерти короля. гриоты всадников , несколько , кузнецы , музыканты и другие барибы. В состав этой касты входят
- По обычаю бариба, ребенок, рожденный ненормально или выходящий за плечо, или за ногу или еще что-нибудь, или ребенок, у которого выталкиваются зубы сверху, – ребенок несчастья. Если он останется в семье, она по своей вине натерпится достаточно страданий. Вместо того, чтобы убить этого ребенка, его будут поручить фульбе , который будет отвечать за его воспитание, пока он не вырастет. Ни в коем случае он не вернется в свою семью, будь он княжеским сыном или крестьянским сыном. И именно все эти дети составляют третий компонент населения, а именно Гандо. Гандо собираются в окрестностях города, и им не обязательно жениться на Барибе. Браки заключаются между Гандо, за исключением особых обстоятельств, которые мы объясним позже. Гандо отвечают за снабжение Королевского Зернового двора. Гандо — это Барибас, говорящие на фульфульде.
- Четвертая каста — каста фульбе. Бариба — отличные фермеры и тесно связаны с фульбе, которые выращивают скот на своей территории. Боргу , регион лесистых саванн, чередующихся с обширными равнинами , орошаемыми реками, является идеальным местом для интенсивного животноводства, осуществляемого фульбе, полукочевой популяцией фула . Баатону разрешают фульбе использовать пастбища, особенно залежи или недавно убранные земли, и часто доверяют им собственный скот в обмен на оплату мясом и молоком фульбе; таким образом, популяции сосуществуют в гармоничном соучастии. Посещая деревню, фульбе, которых хозяева прозвали Пулло, являются гостями Баатону. Фульбе также представлены при дворе вождей Баатону, которые гарантируют им защиту от грабежа скота. Фульбе вносят свой вклад в экономику Гаани, поставляя скот и молоко своему императору.
- Наконец, есть иностранцы, которые обычно являются мусульманами . родом из северной являются Хауса Нигерии и денди торговцами и купцами.
Культура
[ редактировать ]Истоки Гаани
[ редактировать ]Ежегодный фестиваль Гаани, проводимый под председательством императора Никки или, в его отсутствие, вождей провинций Буай, Кика и Сандиро, собирает всех провинциальных вождей и их население, которые приезжают, чтобы возобновить верность императору и получить его благословение. Более 150 000 человек приезжают в Никки со всего мира, чтобы принять участие в зрелищной церемонии, во время которой прославляется жизнеспособность культуры Баатону и укрепляются родительские и братские связи между династиями. Каждый приносит подарки, какими бы скромными они ни были, чтобы сделать праздник еще более пышным. Гаани — второй фестиваль в календаре Баатону после фестиваля огня или Донконру, который проводится в Новый год. Гаани ассоциируется с понятием насара, вызывающим радость, победу и свободу, и является временем экстаза и общения. Оживляя и сохраняя объединяющие их воспоминания, он питает и обновляет солидарность и братство внутри народа Баатону, поддерживая их ценности приветствия и взаимопомощи. Анимистическая племенная церемония, позже она была включена в Мусульманский календарь и, таким образом, совпадает с Маулидом отмечают , который мусульмане в ознаменование рождения Пророка . Фестиваль организован по лунному календарю и всегда проводится во вторник, четверг, субботу или воскресенье; он не может быть проведен в любой другой день недели.*
Фантазия . , традиционное конное шоу, имитирует военные атаки Фантазия, первоначально практиковавшаяся в странах Магриба, где она также была известна как «игра с порошком» или «игра на лошадях», представляет собой арабо - турецко - берберскую традицию конного искусства. Записанный с 16 века, он был официально признан в 18 веке и стал популярной темой для художников от Делакруа до художников-востоковедов, таких как Эжен Фромантен и Мария Фортуни. Всадники верхом на богато запряженных скакунах и с ружьями, заряженными черным порохом, имитируют кавалерийскую атаку, кульминацией которой является одновременная стрельба из огнестрельного оружия. В некоторых регионах вместо лошадей используются верблюды, а в других атака осуществляется пешком. Баатону . представляли фантазии Гаани со времен Симе Добидиа, а также по случаю важных событий, таких как свадьбы, дни рождения и религиозные праздники В связи с растущим интересом для посетителей также могут быть организованы демонстрации или парады конных традиций.
Лошадь, центральный элемент традиции Баатону, является преобладающим символом Империи, и ее присутствие значительно усиливает праздники. Величественные конские упряжи и яркие костюмы всадников тщательно готовятся за несколько месяцев. Всадники, преимущественно из сословия сановников, состязаются в ловкости и смелости, мощно демонстрируя силу и мастерство своими дерзкими трюками и ослепительными шествиями. Конная традиция началась, когда Сунон Серо, житель Никки-Вену, поехал в Никки верхом на лошади, чтобы навестить своего сына Симе Добидию во время Гаани. Симе Добидия основал традицию и превратил Гаани в конную демонстрацию, собрав всадников со всей империи.
Трубы и барабаны, атрибуты власти
[ редактировать ]
Священные барабаны и королевские трубы символизируют мощь Империи и являются воплощением ее памяти и преемственности. Плотный, беспечный звук барабанов и учтивый тембр труб, а также мифы, увековечиваемые инструментами, сопровождают праздники Гаани и звучат в сердцах верующих на протяжении всего года. Маршировать под прославленные барабаны — привилегия, дарованная кланом. Двумя заслуживающими внимания священными инструментами являются внушительные мужские и женские священные барабаны Барабакару и Барапиибу высотой от 125 до 127 сантиметров, изготовленные из дерева баобаба и говяжьей шкуры. На них играют посвященные при входе Императора и используют их во время Гаани, а также для других событий в течение года: интронизации, пятничных молитв и т. д. Еще один барабан, Бара Каару, который до сих пор хранится в небольшом храме на Баро Кпира. на ферме в регионе Баникуара, роль играет Бара Його, член древней семьи гриотов .
завезены в страну Баатону васангари под влиянием хауса Нигерии Как и шпоры, трубы были . Инструмент, неизвестный уроженцам Баатону, родом из Индии и был завезен в Африку караванными путешественниками. Священная труба напрямую связана с властью и используется народом Баатону при королевских дворах Атакоры , Донги и Боргу . Поскольку все священные инструменты являются собственностью короля, лишь немногие короли и вожди имеют привилегию владеть ими. Его производство и использование доступны только посвященным членам королевского двора. Предок трубачей Канканги сам был членом королевской семьи. Труба Канканги состоит из двух частей, которые соединяются вместе. Мужские трубы длиннее женских (171 см против 158 см в среднем). На трубах играют во славу Императора или для сопровождения его путешествий, а также для объявления святого дня пятницы и во время великих церемоний (Гаани или Бритье принцев). Несмотря на свой священный статус, эти трубы теперь воспроизводятся в несколько анархической манере.
Одеваться
[ редактировать ]Мужские костюмы разнообразны и указывают на их социальный статус. Их повседневная одежда, «Туру», представляет собой тунику длиной до щиколотки и, как правило, без рукавов, сделанную из плотной хлопчатобумажной ткани цвета экрю. Дансиги или рубашку длиной до колена иногда используют в качестве нижнего белья. Сокото или зауженные брюки с широкой талией имеют соответствующий тканевый ремень. Демберу в стиле бермуда изготавливается из ткани для васангари или шкур животных для охотников и земледельцев. Роскошный наряд для важных дней представляет собой более элегантное тако со вкусом подобранных цветов. Тако-гонна того же цвета, что и цесарка, может стоить три быка. Вообще говоря, баатону предпочитают окрашенные набедренные повязки, в отличие от фульбе , которым больше нравится носить белые набедренные повязки, иногда с яркими полосками. [ нужна ссылка ]
Тканевые шляпы, цвета экрю или ярких цветов, являются исконными для мужчин; действительно, ношение шляп в общественных местах раньше было обязательным. Белую Фурогомбу и черно-белую Фурогону носят принцы и сановники. Шапки Давани, завернутые в длинные белые или красные тюрбаны, носят вожди Баатону и мусульмане. Шляпы Фуробакуро носят обычные граждане, тогда как деревенские вожди и всадники имеют привилегию носить кэсэру с полями чашеобразной или конусообразной формы. Тонкости ношения шляп составляют отдельный язык. Шляпа, сложенная спереди, напоминает принца, стремящегося к более высокому статусу. Хвастун носит конную шляпу. Шапка, сидящая на затылке, свидетельствует о браваде: этот человек не боится ничего и никого! Обычно шляпа располагалась справа или слева. [ нужна ссылка ]
По сравнению с богатством мужской одежды женские наряды могут выглядеть более скромными, состоящими просто из набедренной повязки, юбки и платка. Одежда соответствует возрасту: молодые девушки носят длинные набедренные повязки или короткие юбки, а замужние женщины — две набедренные повязки и головной платок. Их относительно простые наряды дополняются многочисленными украшениями, приобретенными с развитием караванной торговли: серьги, серебряные браслеты, ожерелья с резными фарфоровыми или стеклянными подвесками и зеркалами, придающими женскому стилю и соблазнительности. [ нужна ссылка ]
Песни и танцы
[ редактировать ]Пение чрезвычайно важно для Баатону, и их репертуар охватывает все аспекты повседневной жизни Империи. Песни вуру повествуют о жизни охотников и повседневных сценах, но иногда могут переходить на более эротическую тематику. Песни Теке прославляют типичные ценности гуманизма Баатону и часто используют противоположности для иллюстрации своих посланий – щедрость и жадность, храбрость и трусость, верность и неверность и т. д. – чтобы поощрять добродетельное поведение; таким образом, некоторые песни направлены на привитие молодежи, особенно девушкам, ответственного отношения к сексуальности. Другие подчеркивают смелость и настойчивость перед лицом врага. [ нужна ссылка ]
Танец Вуру, который раньше исполнялся во время похоронных церемоний коренных семей Баатону, остается престижным ритуальным танцем, который также исполняется на народных праздниках. Костюмы танцоров, сшитые из шкур животных и местных тканей, покрытые несколькими рядами раковин каури и амулетов, производят на собравшихся сильное впечатление, иногда даже пугая. Быстрый темп танца задается грохотом их аксессуаров: тыквы, наполненной гравием, в одной руке и куска шкуры животного в другой. [ нужна ссылка ]

Популярный танец Теке, не имеющий сакральной функции, исполняется зрелыми мужчинами с использованием 40-сантиметровых цилиндрических палок. В этом танце соперничающие группы или деревни соревнуются друг с другом. Теке танцуют парами, и обычно на полу противостоят друг другу шесть-восемь пар. Множество различных ритмов связаны с конкретными танцевальными шагами. Танец Синсенну исполняют молодые мужчины. Его название относится к цепочкам шариков, сделанных из листьев побегов пальмы Пальмира, украшенных маленькими камнями, которые танцоры обматывают вокруг своих икр, издавая звук, похожий на звук кастаньет . Флейта . , говорящий тамтам и барабан способствуют звучанию Синсенну, создавая особую гармонию, свойственную танцу [ нужна ссылка ]
Гбангба, которую танцуют молодые Васангари в возрасте от 18 до 25 лет, отличается торжественным, скорбным ритмом. Раньше его использовали, чтобы объявить о смерти короля и сопровождать подготовку к погребальным церемониям. Военный танец, он также объявляет о начале конфликта. Фульбе . исполняют синну, имитирующую бичевание, и гесегесере [ нужна ссылка ]
Продукты питания
[ редактировать ]Ямс – королева культур в гастрономии Баатону. Их традиционное блюдо — сокуру, приготовленное из батата и подаваемое с разными видами соуса: баклажаном , биссапом , гвинейским щавелем , вьющимися листьями, говядиной , бараниной или курицей . Ямс также едят в пюре (Переку) или молотом и сушеном (Йенну). Традиционное блюдо из пшенной пасты теперь иногда заменяют кукурузной пастой, смешанной с маниоком. Маниок также используется для приготовления гари. Хотя баатону в повседневной жизни регулярно потребляют блюда на основе кукурузы и фасоли, они обычно продают только ваакье (смесь риса и бобов). [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Воин Бариба, 1900 год.
- Ору, 20-летний Бариба из штата Никки, 1920 год.
- Церемониальный глиняный светильник Бариба.
- Группа Бариба
- Васангари мужчина
- Всадник Бариба
Известные люди Бариба
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] «Национальный статистический институт Бенина: 7,9% прогнозируемого на 2017 год населения Бенинуа в 8,7 миллиона человек принадлежат к группам, говорящим на языке бариба» (оценка 2010 года)
- ^ Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Батлер, Стюарт (2006). Бенин . Путеводители Брэдта , The Globe Pequot Press, Гилфорд, Коннектикут . п. 21.
- ^ Хунгникпо, Матурин К.; Декало, Сэмюэл (2013). Исторический словарь Бенина . Роуман и Литтлфилд. п. 74. ИСБН 978-0-8108-7171-7 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии МУДРЕЦ. п. 107. ИСБН 978-1-4129-3636-1 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сарджент, Кэролин Фишел (1982). Культурный контекст терапевтического выбора . Издательская компания Д. Рейделя, Нидерланды .