Скажи люди
сказать | |
---|---|
![]() Открытый рынок Уроми | |
Общая численность населения | |
в. 5 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 6,000,000 [1] |
[2] | |
Языки | |
Эсан и английский | |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
Бенин , Афемаи , Урхобо , Исоко |
Народ Эсан , или Эсаны , — это эдоидно-говорящая этническая группа , имеющая общую культуру и язык Эсан . Эсан традиционно известны как земледельцы, практикующие врачи наемники охотники и , . Они выращивают пальмы , Irvingia gabonensis (erhonhiele), вишню (Otien), болгарский перец (ако) , кокос , бетель , орех кола , черную грушу, авокадо , ямс , , кокоям , маниоку , кукурузу , рис , фасоль арахис грушу , бананы. , апельсины , бананы , сахарный тростник , помидоры , картофель , бамия , ананас , папайя и различные овощи. [3]
Считается, что современная нация Эсан возникла в 15 веке, когда граждане, в основном дворяне и принцессы, покинули соседнюю Бенинскую империю и направились на северо-восток; там они образовали общины и королевства, называемые эгуарес среди аборигенов, с которыми они там встретились. [4] В Эсанланде 35 установленных королевств , в том числе Амахор, Эбель , Егоро, Эвохими , Экехенлен, Экпома , Экпон , Эму, Эву , Эвато, Эвоса, Идоа , [5] Ифуку, , Илуши, Иниелен, Ируа , Огва , Охордуа , Окало, Охуэсан, Оноголо, Оподзи, Ория, Орова, , Убиджа Игебен Урхохи , Угун , Уджиогба , Узеа и Ухун. [6]
Королевства Эсан часто воевали друг с другом. Несмотря на войну , эсаны сохранили однородную культуру , на которую главным образом повлияла Бенинская империя. Однако эти королевства были колонизированы вместе с Бенинской империей Британской империей в сентябре 1897 года и получили независимость только 63 года спустя, в 1960 году, когда Нигерия стала независимой от британского колониального правления. [7] [8] После обретения независимости народ Эсан пострадал от гражданской войны , бедности и отсутствия инфраструктуры. [9]
Эсаны в основном говорят на языке Эсан , эдоидном языке, родственном Эдо , Урхобо , Ованскому языку, Исоко , Аниоме и Эцако. [10] он считается регионально важным языком В Нигерии , его преподают в начальных школах, а также транслируют по радио и телевидению. Язык Эсан также признан в переписи населения Соединенного Королевства . [11] [12]
По оценкам, народ Эсан, проживающий в Эсанланде , насчитывает от одного до 1,5 миллиона граждан Нигерии. [13] и существует сильная эсанская диаспора. [14]
Этимология и идентичность
[ редактировать ]Термин Эсан применялся к народу Эсан на протяжении сотен лет и использовался до контакта с европейцами . Многие историки полагают, что название «Эсан» (первоначально «Э сан фиа») обязано своим происхождением Бенину (что означает «они бежали» или «они отпрыгнули»). [15] «Ишан» — это англизированная форма слова «Эсан», возникшая в результате неспособности колониальной Британии правильно произносить название этой этнической группы. Считается, что подобное искажение затронуло такие имена Эсан, как ubhẹkhẹ (теперь дерево «обече»), улоко (теперь дерево «ироко»), Абхулимун (ныне «Абуриме») и т. д. Однако были предприняты попытки вернуться к статус-кво. анте. [15]
В академических целях Эсан означает:
- Этническая группа, населяющая центральную часть штата Эдо;
- ( множественное число без изменений) Человек или народ в совокупности из этой этнической группы;
- Язык этих людей, который с лингвистической точки зрения относится к подразделению ква нигерско-конголезского языка. [16] семья;
- [17] Что-то от Эсана, связанное с ним или имеющее его происхождение, например, уро Эсан (= язык Эсан), автомобиль Эсан (= земля Эсан), река Эсан (= банан Эсан).
В доколониальную эпоху Эсаны носили племенной шрам в виде гусиной лапки под глазами. [18]
История
[ редактировать ]Доисторический/классический период
[ редактировать ]Согласно археологическим и лингвистическим данным, люди проживали в экотоне саванн и лесов в Эсанланде по крайней мере 3000 лет назад. [19] [20] [21]
Начиная с 500 г. н. э. по 750 г. н. э., эти охотники-собиратели начали колонизировать экосистему саванно-лесных земель Эсанланда и лесную экосистему Бенинской империи . [22] Они создали общество до Эсан и до Эдо, которое построило передовые структуры, такие как рвы и стены вокруг семейных владений. Эти ограждения имели максимальный диаметр от трех до пяти километров и разграничивали жилые и сельскохозяйственные территории. Эти владения расширились и превратились в деревни, а к 800 году нашей эры эти деревни объединились и образовали королевства с иерархией. [23] Современные раскопки в этом регионе показали, что эти стены располагались на востоке Бенинской империи и севере Эсанланда. Поселения располагались вблизи постоянных источников на северном плато, но никогда рядом с прерывистыми источниками. [24]
[25] На культуру, язык и рост Эсанланда большое влияние оказал массовый исход на территорию Эсанда из всех соседних государств. [26] Сообщества на южной и восточной окраинах Эсанланда (Эвохими, Эватто, Экпон, Амахор) были густо населены игбо и игалас (до Уро); [27] с севера пришли Эмаи в Ухун, Идоа, а Амахор и Эцако в Ируа); [27] а с юга пришли Ицекири (в Экпон) и Урхобо (в Уджиогбу). [27]
[28] Наибольшее влияние на Эсанланд оказал Эдо, основатель Бенинской империи. В 1460 году Оба Эвуаре издал законы о трауре, запрещавшие половые сношения, купание, игру на барабанах, танцы и приготовление пищи. Эти законы оказались слишком строгими для многих граждан, и эти граждане бежали из королевства в Эсанланд. Этот исход сформировал современную культурную самобытность Эсанланда и породил термин «Эсан», или «беженец». Устная традиция активно поддерживает эту теорию. Выдающиеся историки Эсан и Эдо собрали истории об этой миграции. [29] [27]
До колонизации
[ редактировать ]Королевства Эсан имели различную степень автономии, но в конечном итоге находились под контролем Бенинской империи. Оба одобрил энизие Эсанланда, и королевства Эсан платили дань Бенину. Тем не менее, было зафиксировано несколько войн между королевствами Эсан и Бенином. Это произошло из-за того, что Оба при восхождении на трон послал Эсанам белый мел в знак дружбы. Если бы мел был отвергнут, Оба попытались бы вторгнуться в Эсанланд. Различная политическая стабильность в Бенине и королевствах Эсан также привела к войнам. Такая война была настолько распространена, что не существует зарегистрированной истории мира между всеми королевствами Эсан и Бенином. [30] [31]
Эсанланд активно участвовал в мировой торговле. Суверенитет Бенина над Эсанландом позволял ему отправлять торговцев на большие расстояния, или эхен. Эхен закупал ткань, слоновую кость, перец и рабов для европейских купцов в Йорубаленде , Эсанланде и Афенмае . . [32]
[33] В 16 веке произошла Узейская война. Эта война велась между Королевством Уроми и Королевством Бенин. [34] Война длилась с 1502 по 1503 год и стала результатом отказа от дружбы Оба Озолуа из Бенина со стороны Оноджи Агбы из Уроми. Война закончилась у города Узеа, когда оба лидера были убиты. Однако в мирные времена королевства Эсан одалживали солдат Королевству Бенин, как, например, во время войны Ида 1515–1516 годов и разграбления Акуре в 1823 году. [35]
[20] В течение девятнадцатого века северный Эсанланд постоянно подвергался нападениям и разграблениям со стороны мусульманского народа нупе в охоте за рабами и обращенными в ислам, ранее захватившими земли народа кукуруку . [36] Многие королевства Эсан с юга помогли в битве отбиться от нупесов. Сражения пошли на пользу Эсанам; несколько воинов Нупе и Эцако были приведены в города Эсан, где их потомки проживают сегодня. Девятнадцатый век принес растущее влияние Европы на Эсанланд , поскольку англичане требовали пальмовых продуктов. [37]
Эсанская война и колонизация
[ редактировать ]В 1897 году британцы начали Бенинскую экспедицию 1897 года , которая оставила Эсан независимым от Королевства Бенин . В 1899 году британцы возглавили вторжение в королевства Эсан, которое длилось семь лет. Эсанланд оказалось труднее завоевать, чем Королевство Бенин , из-за его сильной автономии: королевства предпочитали продолжать борьбу с британцами, даже если их соседи капитулировали. Побежденные вожди Бенина, такие как Ологбосере и Эбохон, все еще сопротивлялись британскому правлению, непреднамеренно охраняли землю Эсана с запада, создавая военные аванпосты и блокируя дороги. [38] Это продолжалось с 1897 года по 22 апреля 1899 года, когда Ологбосере сдался в приграничной деревне Окемуэ. [39]
Первым королевством, подвергшимся нападению британцев, было Королевство Экпон . 22 апреля Экпон начал ожесточенное сопротивление британскому вторжению, что привело к многомесячным стычкам. [40] После первоначального британского вторжения в Королевство Экпон королевство увязло, и 29 апреля королевство Экпон устроило засаду на британский лагерь в Окуме. Это заставило британские войска отступить, консолидировать свою власть, а также победить и убить Ологбосере в мае. Последующие попытки британцев также потерпели неудачу: например, завоевание Ируа привело к принятию стратегии партизанской войны с последующим отступлением; этот метод оказался настолько успешным, что его переняли и другие королевства Эсан, и британцы не вторгались в Эсанланд до 1901 года. [30]
16 марта 1901 года королевство Уроми , возглавляемое старым, но умным Онодзие Около, подверглось нападению британцев. Ответ Уроми, возглавляемый принцем Окодзи , был быстрым и включал партизанскую войну. Через короткое время британские войска захватили село Амедохян, где дислоцировался Около, и убили его. Это разозлило принца Окодзи. [41] настолько сильно, что он убил капитана британских войск до того, как было введено подкрепление. Затем британцы поняли, что Уроми почти непроницаем без помощи местных жителей, и связались с местными сочувствующими, такими как Онокпогуа, Эдзомо Уроми. [42] Ему удалось похитить принца Окодзи из леса и отправить его в британский офис в Калабаре. [43]
Этот процесс был продублирован в большинстве королевств, воевавших с Британией; Эсаны чрезмерно использовали партизанскую войну, что привело к увеличению времени боя, несмотря на плохое вооружение, и к подкреплению из Бенин-Сити для британцев. Даже когда деревни были захвачены, внутреннее сопротивление было ожесточенным; Продолжающаяся партизанская война в Уроми вынудила британцев освободить принца Окодзи. Британцы ответили разрушением нескольких захваченных ими деревень. Наконец, в 1906 году Эсанланд подчинился британскому правлению, и тридцать четыре королевства стали Ишанской дивизией в британской колонии Нигерия . [30]

Исполнительское искусство/музыка
[ редактировать ]В танце Эсан преобладает Игбабонелимхин , акробатический танец, исполняемый в основном молодыми мужчинами. Игбабонелимхин включает в себя вращение и сальто в такт. Режим работы варьируется в зависимости от деревни Эсан. Это небольшое столкновение можно увидеть в определенные дни выступлений. В обычных обстоятельствах Игбабонелимхин проводится каждые две недели календаря Эсан и в рыночные дни в различных деревнях и городах, составляющих Эсан. Игбабонелимхин можно было танцевать ежегодно, чтобы отметить празднование конца года, фестивали нового ямса и организованные социальные мероприятия, такие как церемонии захоронения. Сегодня танец повсюду воспринимается как уникальный символ Эсанса. [44]
Известные Эсаны в Нигерии
[ редактировать ]- Огастес Айхому , адмирал военно-морского флота и бывший военный вице-президент Нигерии [45]
- Амброуз Фолоруншо Алли , профессор медицины, губернатор штата Бендель и основатель государственного университета Бенделя, позже посмертно переименованного в Университет Амброуза Алли. [46]
- Энтони Анених , офицер полиции, политик, бывший председатель Социал-демократической партии , бывший председатель попечительского совета НДП и бывший министр труда и жилищного строительства. [47]
- Виктор Эихаменор , художник, писатель и фотограф. [48]
- Энтони Энахоро , журналист, политик, бывший федеральный комиссар, бывший председатель НАДЕКО , поднял предложение о независимости Нигерии в 1953 году в возрасте 30 лет. [49]
- Питер Энахоро , журналист, писатель, обозреватель и автор книги «Как быть нигерийцем». [50]
- Том Икими , архитектор, политик, бывший председатель Национального республиканского съезда и бывший министр иностранных дел [51]
- Чарльз Иноджи , актер, писатель
- Фестус Ияи , писатель [52]
- Стелла Обасанджо , первая леди Нигерии с 1999 года до своей смерти. [53]
- Энтони Олубунми Окоги , кардинал и бывший архиепископ Лагоса [54]
- Юлиус Окоджи , бывший исполнительный секретарь Национальной комиссии университетов [55]
- Сонни Окосун , музыкант [56]
- Крис Ояхиломе , евангелист и президент Посольства Христа [57]
- Фиделис Ояхиломе , бывший комиссар полиции штата Лагос и бывший губернатор штата Риверс [58]
- Посол. (Доктор) Мартин Ихогян Ухомоибхи , бывший президент Совета ООН по правам человека [59]
Религия и фольклор
[ редактировать ]Эсанские сказки и фольклор, такие как игбабонлимхин и ахуу , служат формами обучения и развлечения . У Эсан есть выдающиеся традиционные правители, которые поддерживают порядок в обществе, где красота и манеры переплетаются. Несмотря на долгосрочное влияние христианства, эсаны в основном традиционны, и многие из них исповедуют традиционные верования в форме поклонения духам предков и другим богам. Большой процент Эсан - христиане, в основном католики, а в последнее время и представители других конфессий. В Эсане есть различные диалекты, каждый из которых происходит от бини Эсан и Бенином до сих пор существует близкое родство , и между народами , что привело к распространению поговорки «Эсан ii gbi Ẹdo», означающей: Эсан не причиняет вреда Ẹdo (т. е. Бини). Был и другой перевод этого высказывания: «Эсан гбе Эдо», что означает «Эсан завоевал Бини». [60]
Традиционная религия Эсан имеет много общего с традиционной религией Эдо из-за миграции Эсан на северо-восток в 15 веке из Бенинской империи . В религии Эсан много божеств: [61]
- Осанобуа , главный бог Эдо-Эсан. Это имя Бога было перенесено в христианство и его миссионеров, поэтому в Эсанланде слово «Бог» переводится как Осанобуа .
- Господин
- Эшу , ошибочно отнесенный к категории богов-обманщиков Эсана. Этот бог связан с мифами йоруба и Эдо. Имя Èṣù использовалось как перевод слова «Сатана» христианскими миссионерами . Это тоже очень неверно и ложно. Ёшу – это не Сатана и не Дьявол.
- Осун , бог медицины Эсан. Отсюда и пошла фамилия Окосун, или сын медицины.
Районы местного самоуправления Эсан в штате Эдо
[ редактировать ]Автономные кланы / королевства на земле Эсан в настоящее время административно организованы следующим образом в рамках нынешних пяти территорий местного самоуправления:
- Эсан-Северо-Восток LGA, Уроми: Уроми и Узеа
- Центральный Эсан LGA, Ируа : Ируа, Угбегун, Оподжи, Эву , Эбудин
- Эсан Вест ЛГА, Экпома : Экпома , Ируекпен, Ихумудуму, Идумебо, Иллех, Идоа, Огва , Урохи, Ухун, Егоро и Уджиогба.
- Эсан Юго-Восточная LGA, Убиаджа :, Убиаджа, Эвохими, Эму, Охордуа, Кватто, Охуэсан, Орова, Угбоха, Ория, Иллюши, Оноголо, Иньенлен
- Игебен LGA, Игебен: Игебен, Эбель , Амахо, Сосса, Удо, Экпон, Угун, Окало, [43]
См. также
[ редактировать ]- Эсанский язык
- Иборе , древний город
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ролле, Николас. [1] , Калифорнийский университет в Беркли , Беркли, 17 октября 2012 г. Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ [2] Национальная ассоциация развития языка в учебной программе , Лондон, 2011 г. Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЭСАН» . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Алувонг, Иеремия (4 августа 2019 г.). «Этнические группы в Нигерии: народ Эсан» . Подключите Нигерию . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ идоаски. «Идоа: Сообщество: Эсан: Запад: Эдо: Штат: Нигерия» . Сообщество Идоа, штат Эдо . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ «Этнические группы в Нигерии: народ Эсан • Соедините Нигерию» . Подключите Нигерию . 4 августа 2019 г. Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Аджайи, Дэвид Олайинка (30 июня 2022 г.). «Британская колониальная политика и проблема национального единства в Нигерии, 1914-2014» . Южный журнал современной истории . 47 (1): 27–50. дои : 10.38140/sjch.v47i1.6168 . ISSN 2415-0509 .
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Эсан» . www.101lasttribes.com . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Голден, Энуди (8 апреля 2021 г.). «Племена с самым сильным джуджу в Нигерии - история» . goldnewsng.com . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Неизвестен и в ограниченной степени язык фулани [3] , Центр Всемирной миссии США , Пасадена, 2014 г. Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Неизвестно. [4] , Министерство образования , Лондон, 2014 г. Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Далби, Эндрю (1998). Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 162–163 . ISBN 978-0-231-11568-1 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Ролле, Николас, [5] , Калифорнийский университет в Беркли , Беркли, 17 октября 2012 г. Вышеупомянутые данные о населении являются спорными, поскольку не было какого-либо приемлемого подсчета населения племен в Нигерии. Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «Группа «Эсан» в диаспоре поддерживает кандидата от АПК в Сенат» . Новости Авангарда . 21 августа 2018 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЭСАН ПИПЛ» . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Бендор-Самуэль, Джон (1989). Языки Нигер-Конго: классификация и описание крупнейшей языковой семьи Африки . унив. Пр. Америки. ISBN 0-8191-7375-4 . OCLC 246526136 .
- ^ «Охотники-собиратели». Полная археология Греции : 28–45. 20 апреля 2012 г. doi : 10.1002/9781118255179.ch2 . ISBN 978-1-4051-5418-5 .
- ^ Томас, Норткот Уитридж. Антропологический отчет об эдо-говорящих народах Нигерии (1910 г.) . Лондон: Харрисон . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ Историческая археология в Нигерии . Асмэра, Трентон: Africa World Press. 1998. С. 178–180 . ISBN 978-0-865-43610-7 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Владимир МАЛЯВИН (31 марта 2021 г.). « Поднебесная Империя» или «Азия»? Утопические предпосылки современной политики в дальневосточном регионе». Дальневосточные дела . 49 (1): 125–140. дои : 10.21557/fea.68007695 . ISSN 0206-149X . S2CID 236752197 .
- ^ Семманда, И.; Гелорини, В.; Вершурен, Д. (11 апреля 2014 г.). «Чувствительность лугопастбищно-лесного экотона в редколесной саванне Восточной Африки к историческим изменениям количества осадков» . Климат прошлых дискуссий . doi : 10.5194/cpd-10-1675-2014 . hdl : 1854/LU-4419255 .
- ^ Уэслер, Кит В. (1998). Историческая археология в Нигерии . Асмэра, Трентон: Africa World Press. стр. 178–180. ISBN 978-0-865-43610-7 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Лейн, Пол; Митчелл, Питер (2013). Оксфордский справочник по африканской археологии . Оксфорд, Великобритания: Оксфордский университет. стр. 861–863. ISBN 978-0-199-56988-5 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ «ЭСАН ГЕОГРАФИ» . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «И. Оба Эвуаре, или: Первый расцвет Империи». Королевство Бенин . Ольденбургское научное издательство. 2010. стр. 37–51. дои : 10.1524/9783486852981.37 . ISBN 978-3-486-59757-8 .
- ^ Ролле, Николас (19 апреля 2013 г.). Лингвистические доказательства гетерогенного происхождения современного эсанского языка и идентичности (PDF) (Диссертация). Калифорнийский университет в Беркли . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роль 2013 .
- ^ Брэдбери, RE (2018). «Королевство Бенин». Западноафриканские королевства в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 1–35. дои : 10.4324/9780429491641-1 . ISBN 978-0-429-49164-1 . S2CID 134802041 .
- ^ «Добро пожаловать /Обохян на Всемирный конгресс Эсан» . Всемирный конгресс Эсан . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Люди Эсан – Ассоциация Экпома Великобритании» . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Турунч, Керем (2003). «Демократический щит: как установление верховенства закона защищает страны от военных переворотов». Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1291687 . ISSN 1556-5068 .
- ^ «Влияние торговли и коммерческой деятельности на доколониальную экономику Эсан до 1900 года» . Исследовательские ворота . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Монтейт, Шэрон (15 октября 2020 г.). «Ходячие раненые: «Кем мы были и откуда пришли» ». Истории SNCC: Афроамериканское движение за свободу на Юге за гражданские права . Издательство Университета Джорджии. стр. 222–240. дои : 10.2307/j.ctvxkn5hb.15 . ISBN 9780820358031 . JSTOR j.ctvxkn5hb.15 . S2CID 190744811 .
- ^ «УЗЕЙСКАЯ ВОЙНА (1502—1503)» . www.edoworld.net . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Джозеф Инегбенебхо Осаги (2014). «Колониальное завоевание и сопротивление: случай народа Эсан провинции Бенин, Нигерия». Канадская общественная наука . 10 (4). S2CID 55893951 .
- ^ Проект, African Docs (6 июня 2022 г.). «История народа эсан в Нигерии» . Африканские документы . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Люди Эсан» . Экпома Окпа . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Британское завоевание Бенина и возвращение Оба | Чикагский институт искусств» . archive.artic.edu . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ «Ологбосере» . www.edoworld.net . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «9. Kingdom Come», Desert Hell , Harvard University Press, стр. 479–492, 31 декабря 2010 г., doi : 10.4159/harvard.9780674061347.c43 , ISBN 978-0-674-06134-7
- ^ Окодзи-Боулдер, Тинуква; Боулдер, Джеймс М.; Окодзи, Мейбл, CPO (2008 г.), «Мультикультурное образование и интеграция технологий», Энциклопедия интеграции учебных программ по информационным технологиям , IGI Global, стр. 599–608, doi : 10.4018/978-1-59904-881-9.ch095 , ISBN 978-1-59904-881-9
- ^ Эзомо, Э.О. (23 мая 2006 г.). «Автоматизированный сбор: принципы и практика». Лагосский журнал библиотечного дела и информатики . 1 (2). дои : 10.4314/ljlis.v1i2.35486 . ISSN 1596-9487 .
- ^ Перейти обратно: а б «УРОМИ» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Атуэгбе, Крис Омиги (14 ноября 2015 г.). Танец игбабонелимхин: происхождение (PDF) (Диссертация). Университет Амброуза Алли . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ «Нигерийцы реагируют на смерть адмирала Огастеса Айкхому в 72 года» . Новости Авангарда . 17 августа 2011 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ « Эмброуз Алли заслуживает президентского помилования » Почему Ежедневное доверие . 27 октября 2018 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Если вы думаете, что знаете о Тони Анених, то просто умрете» . Пиджин BBC News . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Виктор Эихаменор / Один из самых инновационных современных художников Африки» . Афрообраз жизни . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Некролог вождя Энтони Энахоро» . Хранитель . 8 февраля 2011 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ « Питер Пэн в 80 лет» . Последние новости Нигерии, нигерийские газеты, политика . 21 января 2015 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Наконец-то Икими покидает APC» . Кабель . 26 августа 2014 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Фестус Ияи» . www.wikidata.org . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Нигерийские чиновники хранят молчание по поводу смерти первой леди» . Ирландские Таймс . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Конференция католических епископов Нигерии (CBCN)» . cbcn-ng.org . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Окодзи уходит с государственной службы» . Национальная комиссия университетов . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Мартин, Дуглас (25 июня 2008 г.). «Сонни Окосун, 61 год, музыкант с посланием, мертв» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Все о пасторе Крисе Ояхиломе: LoveWorld, служение Посольства Христа, семья, жена Анита и частные самолеты» . Пульс Нигерии . 20 июня 2019 г. Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Адеолу (6 марта 2017 г.). «ОЯХИЛОМЕ, Фиделис» . Фонд биографического наследия и исследований . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Посол Нигерии избран главой Совета ООН по правам человека» . Новости ООН . 19 июня 2008 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ "ЭСАН ПИПЛ - ЭСАН ПИПЛ " Получено 10 июля.
- ^ «Уроми: Краткий экскурс в историю, культуру и верования народа Эсан» . Пульс Нигерии . 2 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общий
- Окодзи, Кристофер Гбелокото; Архуидесе, Дж. Э. (2004). Эсанские законы и обычаи: с этнологическими исследованиями народа Эсан . Илепейу Пресс. ISBN 978-9-781-66338-3 .
- Журнал Эсан (2007). Кто есть кто в Эсанланде . Журнал Эсан. ISBN 978-9-783-51147-7 .
- Окодува, А.И. (2007). Эволюция политики Эсан Издательство She Одежда.
- Брэдбери, RE (2007). Эволюция политики Эсан Издательство She Одежда.
- http://ufdc.ufl.edu/UF00075002/00001/1j
Мифология
- Сидахоме, Джозеф Э. (1964). Истории Бенинской империи . Издательство Оксфордского университета, Лондон.
Искусство
- Профессор Ахианба, Джозеф Эйзилен (2013). Народная архитектура Эсанланда . Вечно благословенные издатели. ISBN 978-978-936-026-0 .
- Лоренц, Кэрол Энн (1995). Скульптура Ишана: нигерийское искусство на перекрестке культур . Колумбийский университет.