Jump to content

Скажи люди

Скажи люди
Жертва
сказать
Открытый рынок Уроми
Общая численность населения
в. 5 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
 Нигерия 6,000,000 [1]
[2]
Языки
Эсан и английский
Религия
Родственные этнические группы
Бенин , Афемаи , Урхобо , Исоко

Народ Эсан , или Эсаны , — это эдоидно-говорящая этническая группа , имеющая общую культуру и язык Эсан . Эсан традиционно известны как земледельцы, практикующие врачи наемники охотники и , . Они выращивают пальмы , Irvingia gabonensis (erhonhiele), вишню (Otien), болгарский перец (ако) , кокос , бетель , орех кола , черную грушу, авокадо , ямс , , кокоям , маниоку , кукурузу , рис , фасоль арахис грушу , бананы. , апельсины , бананы , сахарный тростник , помидоры , картофель , бамия , ананас , папайя и различные овощи. [3]

Считается, что современная нация Эсан возникла в 15 веке, когда граждане, в основном дворяне и принцессы, покинули соседнюю Бенинскую империю и направились на северо-восток; там они образовали общины и королевства, называемые эгуарес среди аборигенов, с которыми они там встретились. [4] В Эсанланде 35 установленных королевств , в том числе Амахор, Эбель , Егоро, Эвохими , Экехенлен, Экпома , Экпон , Эму, Эву , Эвато, Эвоса, Идоа , [5] Ифуку, , Илуши, Иниелен, Ируа , Огва , Охордуа , Окало, Охуэсан, Оноголо, Оподзи, Ория, Орова, , Убиджа Игебен Урхохи , Угун , Уджиогба , Узеа и Ухун. [6]

Королевства Эсан часто воевали друг с другом. Несмотря на войну , эсаны сохранили однородную культуру , на которую главным образом повлияла Бенинская империя. Однако эти королевства были колонизированы вместе с Бенинской империей Британской империей в сентябре 1897 года и получили независимость только 63 года спустя, в 1960 году, когда Нигерия стала независимой от британского колониального правления. [7] [8] После обретения независимости народ Эсан пострадал от гражданской войны , бедности и отсутствия инфраструктуры. [9]

Эсаны в основном говорят на языке Эсан , эдоидном языке, родственном Эдо , Урхобо , Ованскому языку, Исоко , Аниоме и Эцако. [10] он считается регионально важным языком В Нигерии , его преподают в начальных школах, а также транслируют по радио и телевидению. Язык Эсан также признан в переписи населения Соединенного Королевства . [11] [12]

По оценкам, народ Эсан, проживающий в Эсанланде , насчитывает от одного до 1,5 миллиона граждан Нигерии. [13] и существует сильная эсанская диаспора. [14]

Термин Эсан применялся к народу Эсан на протяжении сотен лет и использовался до контакта с европейцами . Многие историки полагают, что название «Эсан» (первоначально «Э сан фиа») обязано своим происхождением Бенину (что означает «они бежали» или «они отпрыгнули»). [15] «Ишан» — это англизированная форма слова «Эсан», возникшая в результате неспособности колониальной Британии правильно произносить название этой этнической группы. Считается, что подобное искажение затронуло такие имена Эсан, как ubhẹkhẹ (теперь дерево «обече»), улоко (теперь дерево «ироко»), Абхулимун (ныне «Абуриме») и т. д. Однако были предприняты попытки вернуться к статус-кво. анте. [15]

В академических целях Эсан означает:

  1. Этническая группа, населяющая центральную часть штата Эдо;
  2. ( множественное число без изменений) Человек или народ в совокупности из этой этнической группы;
  3. Язык этих людей, который с лингвистической точки зрения относится к подразделению ква нигерско-конголезского языка. [16] семья;
  4. [17] Что-то от Эсана, связанное с ним или имеющее его происхождение, например, уро Эсан (= язык Эсан), автомобиль Эсан (= земля Эсан), река Эсан (= банан Эсан).

В доколониальную эпоху Эсаны носили племенной шрам в виде гусиной лапки под глазами. [18]

Доисторический/классический период

[ редактировать ]

Согласно археологическим и лингвистическим данным, люди проживали в экотоне саванн и лесов в Эсанланде по крайней мере 3000 лет назад. [19] [20] [21]

Начиная с 500 г. н. э. по 750 г. н. э., эти охотники-собиратели начали колонизировать экосистему саванно-лесных земель Эсанланда и лесную экосистему Бенинской империи . [22] Они создали общество до Эсан и до Эдо, которое построило передовые структуры, такие как рвы и стены вокруг семейных владений. Эти ограждения имели максимальный диаметр от трех до пяти километров и разграничивали жилые и сельскохозяйственные территории. Эти владения расширились и превратились в деревни, а к 800 году нашей эры эти деревни объединились и образовали королевства с иерархией. [23] Современные раскопки в этом регионе показали, что эти стены располагались на востоке Бенинской империи и севере Эсанланда. Поселения располагались вблизи постоянных источников на северном плато, но никогда рядом с прерывистыми источниками. [24]

[25] На культуру, язык и рост Эсанланда большое влияние оказал массовый исход на территорию Эсанда из всех соседних государств. [26] Сообщества на южной и восточной окраинах Эсанланда (Эвохими, Эватто, Экпон, Амахор) были густо населены игбо и игалас (до Уро); [27] с севера пришли Эмаи в Ухун, Идоа, а Амахор и Эцако в Ируа); [27] а с юга пришли Ицекири (в Экпон) и Урхобо (в Уджиогбу). [27]

[28] Наибольшее влияние на Эсанланд оказал Эдо, основатель Бенинской империи. В 1460 году Оба Эвуаре издал законы о трауре, запрещавшие половые сношения, купание, игру на барабанах, танцы и приготовление пищи. Эти законы оказались слишком строгими для многих граждан, и эти граждане бежали из королевства в Эсанланд. Этот исход сформировал современную культурную самобытность Эсанланда и породил термин «Эсан», или «беженец». Устная традиция активно поддерживает эту теорию. Выдающиеся историки Эсан и Эдо собрали истории об этой миграции. [29] [27]

До колонизации

[ редактировать ]

Королевства Эсан имели различную степень автономии, но в конечном итоге находились под контролем Бенинской империи. Оба одобрил энизие Эсанланда, и королевства Эсан платили дань Бенину. Тем не менее, было зафиксировано несколько войн между королевствами Эсан и Бенином. Это произошло из-за того, что Оба при восхождении на трон послал Эсанам белый мел в знак дружбы. Если бы мел был отвергнут, Оба попытались бы вторгнуться в Эсанланд. Различная политическая стабильность в Бенине и королевствах Эсан также привела к войнам. Такая война была настолько распространена, что не существует зарегистрированной истории мира между всеми королевствами Эсан и Бенином. [30] [31]

Эсанланд активно участвовал в мировой торговле. Суверенитет Бенина над Эсанландом позволял ему отправлять торговцев на большие расстояния, или эхен. Эхен закупал ткань, слоновую кость, перец и рабов для европейских купцов в Йорубаленде , Эсанланде и Афенмае . . [32]

[33] В 16 веке произошла Узейская война. Эта война велась между Королевством Уроми и Королевством Бенин. [34] Война длилась с 1502 по 1503 год и стала результатом отказа от дружбы Оба Озолуа из Бенина со стороны Оноджи Агбы из Уроми. Война закончилась у города Узеа, когда оба лидера были убиты. Однако в мирные времена королевства Эсан одалживали солдат Королевству Бенин, как, например, во время войны Ида 1515–1516 годов и разграбления Акуре в 1823 году. [35]

[20] В течение девятнадцатого века северный Эсанланд постоянно подвергался нападениям и разграблениям со стороны мусульманского народа нупе в охоте за рабами и обращенными в ислам, ранее захватившими земли народа кукуруку . [36] Многие королевства Эсан с юга помогли в битве отбиться от нупесов. Сражения пошли на пользу Эсанам; несколько воинов Нупе и Эцако были приведены в города Эсан, где их потомки проживают сегодня. Девятнадцатый век принес растущее влияние Европы на Эсанланд , поскольку англичане требовали пальмовых продуктов. [37]

Эсанская война и колонизация

[ редактировать ]
Принц Окодзи и его окружение

В 1897 году британцы начали Бенинскую экспедицию 1897 года , которая оставила Эсан независимым от Королевства Бенин . В 1899 году британцы возглавили вторжение в королевства Эсан, которое длилось семь лет. Эсанланд оказалось труднее завоевать, чем Королевство Бенин , из-за его сильной автономии: королевства предпочитали продолжать борьбу с британцами, даже если их соседи капитулировали. Побежденные вожди Бенина, такие как Ологбосере и Эбохон, все еще сопротивлялись британскому правлению, непреднамеренно охраняли землю Эсана с запада, создавая военные аванпосты и блокируя дороги. [38] Это продолжалось с 1897 года по 22 апреля 1899 года, когда Ологбосере сдался в приграничной деревне Окемуэ. [39]

Первым королевством, подвергшимся нападению британцев, было Королевство Экпон . 22 апреля Экпон начал ожесточенное сопротивление британскому вторжению, что привело к многомесячным стычкам. [40] После первоначального британского вторжения в Королевство Экпон королевство увязло, и 29 апреля королевство Экпон устроило засаду на британский лагерь в Окуме. Это заставило британские войска отступить, консолидировать свою власть, а также победить и убить Ологбосере в мае. Последующие попытки британцев также потерпели неудачу: например, завоевание Ируа привело к принятию стратегии партизанской войны с последующим отступлением; этот метод оказался настолько успешным, что его переняли и другие королевства Эсан, и британцы не вторгались в Эсанланд до 1901 года. [30]

16 марта 1901 года королевство Уроми , возглавляемое старым, но умным Онодзие Около, подверглось нападению британцев. Ответ Уроми, возглавляемый принцем Окодзи , был быстрым и включал партизанскую войну. Через короткое время британские войска захватили село Амедохян, где дислоцировался Около, и убили его. Это разозлило принца Окодзи. [41] настолько сильно, что он убил капитана британских войск до того, как было введено подкрепление. Затем британцы поняли, что Уроми почти непроницаем без помощи местных жителей, и связались с местными сочувствующими, такими как Онокпогуа, Эдзомо Уроми. [42] Ему удалось похитить принца Окодзи из леса и отправить его в британский офис в Калабаре. [43]

Этот процесс был продублирован в большинстве королевств, воевавших с Британией; Эсаны чрезмерно использовали партизанскую войну, что привело к увеличению времени боя, несмотря на плохое вооружение, и к подкреплению из Бенин-Сити для британцев. Даже когда деревни были захвачены, внутреннее сопротивление было ожесточенным; Продолжающаяся партизанская война в Уроми вынудила британцев освободить принца Окодзи. Британцы ответили разрушением нескольких захваченных ими деревень. Наконец, в 1906 году Эсанланд подчинился британскому правлению, и тридцать четыре королевства стали Ишанской дивизией в британской колонии Нигерия . [30]

Логотип Ассоциации Esan Voice.
Традиционный колокол агого . Агого — очень важный инструмент в Эсанланде. Он используется для поддержания ритма различных танцев региона, а перевод часа на Эсане уже давно.

Исполнительское искусство/музыка

[ редактировать ]

В танце Эсан преобладает Игбабонелимхин , акробатический танец, исполняемый в основном молодыми мужчинами. Игбабонелимхин включает в себя вращение и сальто в такт. Режим работы варьируется в зависимости от деревни Эсан. Это небольшое столкновение можно увидеть в определенные дни выступлений. В обычных обстоятельствах Игбабонелимхин проводится каждые две недели календаря Эсан и в рыночные дни в различных деревнях и городах, составляющих Эсан. Игбабонелимхин можно было танцевать ежегодно, чтобы отметить празднование конца года, фестивали нового ямса и организованные социальные мероприятия, такие как церемонии захоронения. Сегодня танец повсюду воспринимается как уникальный символ Эсанса. [44]

Известные Эсаны в Нигерии

[ редактировать ]

Религия и фольклор

[ редактировать ]

Эсанские сказки и фольклор, такие как игбабонлимхин и ахуу , служат формами обучения и развлечения . У Эсан есть выдающиеся традиционные правители, которые поддерживают порядок в обществе, где красота и манеры переплетаются. Несмотря на долгосрочное влияние христианства, эсаны в основном традиционны, и многие из них исповедуют традиционные верования в форме поклонения духам предков и другим богам. Большой процент Эсан - христиане, в основном католики, а в последнее время и представители других конфессий. В Эсане есть различные диалекты, каждый из которых происходит от бини Эсан и Бенином до сих пор существует близкое родство , и между народами , что привело к распространению поговорки «Эсан ii gbi Ẹdo», означающей: Эсан не причиняет вреда Ẹdo (т. е. Бини). Был и другой перевод этого высказывания: «Эсан гбе Эдо», что означает «Эсан завоевал Бини». [60]

Традиционная религия Эсан имеет много общего с традиционной религией Эдо из-за миграции Эсан на северо-восток в 15 веке из Бенинской империи . В религии Эсан много божеств: [61]

  • Осанобуа , главный бог Эдо-Эсан. Это имя Бога было перенесено в христианство и его миссионеров, поэтому в Эсанланде слово «Бог» переводится как Осанобуа .
  • Господин
  • Эшу , ошибочно отнесенный к категории богов-обманщиков Эсана. Этот бог связан с мифами йоруба и Эдо. Имя Èṣù использовалось как перевод слова «Сатана» христианскими миссионерами . Это тоже очень неверно и ложно. Ёшу – это не Сатана и не Дьявол.
  • Осун , бог медицины Эсан. Отсюда и пошла фамилия Окосун, или сын медицины.

Районы местного самоуправления Эсан в штате Эдо

[ редактировать ]

Автономные кланы / королевства на земле Эсан в настоящее время административно организованы следующим образом в рамках нынешних пяти территорий местного самоуправления:

  1. Эсан-Северо-Восток LGA, Уроми: Уроми и Узеа
  2. Центральный Эсан LGA, Ируа : Ируа, Угбегун, Оподжи, Эву , Эбудин
  3. Эсан Вест ЛГА, Экпома : Экпома , Ируекпен, Ихумудуму, Идумебо, Иллех, Идоа, Огва , Урохи, Ухун, Егоро и Уджиогба.
  4. Эсан Юго-Восточная LGA, Убиаджа :, Убиаджа, Эвохими, Эму, Охордуа, Кватто, Охуэсан, Орова, Угбоха, Ория, Иллюши, Оноголо, Иньенлен
  5. Игебен LGA, Игебен: Игебен, Эбель , Амахо, Сосса, Удо, Экпон, Угун, Окало, [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ролле, Николас. [1] , Калифорнийский университет в Беркли , Беркли, 17 октября 2012 г. Проверено 1 ноября 2014 г.
  2. ^ [2] Национальная ассоциация развития языка в учебной программе , Лондон, 2011 г. Проверено 11 февраля 2015 г.
  3. ^ «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЭСАН» . Проверено 17 мая 2021 г.
  4. ^ Алувонг, Иеремия (4 августа 2019 г.). «Этнические группы в Нигерии: народ Эсан» . Подключите Нигерию . Проверено 24 января 2023 г.
  5. ^ идоаски. «Идоа: Сообщество: Эсан: Запад: Эдо: Штат: Нигерия» . Сообщество Идоа, штат Эдо . Проверено 31 декабря 2018 г.
  6. ^ «Этнические группы в Нигерии: народ Эсан • Соедините Нигерию» . Подключите Нигерию . 4 августа 2019 г. Проверено 16 августа 2022 г.
  7. ^ Аджайи, Дэвид Олайинка (30 июня 2022 г.). «Британская колониальная политика и проблема национального единства в Нигерии, 1914-2014» . Южный журнал современной истории . 47 (1): 27–50. дои : 10.38140/sjch.v47i1.6168 . ISSN   2415-0509 .
  8. ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Эсан» . www.101lasttribes.com . Проверено 16 июня 2024 г.
  9. ^ Голден, Энуди (8 апреля 2021 г.). «Племена с самым сильным джуджу в Нигерии - история» . goldnewsng.com . Проверено 10 июля 2021 г.
  10. ^ Неизвестен и в ограниченной степени язык фулани [3] , Центр Всемирной миссии США , Пасадена, 2014 г. Проверено 1 ноября 2014 г.
  11. ^ Неизвестно. [4] , Министерство образования , Лондон, 2014 г. Проверено 30 мая 2015 г.
  12. ^ Далби, Эндрю (1998). Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 162–163 . ISBN  978-0-231-11568-1 . Проверено 15 ноября 2015 г.
  13. ^ Ролле, Николас, [5] , Калифорнийский университет в Беркли , Беркли, 17 октября 2012 г. Вышеупомянутые данные о населении являются спорными, поскольку не было какого-либо приемлемого подсчета населения племен в Нигерии. Проверено 1 ноября 2014 г.
  14. ^ «Группа «Эсан» в диаспоре поддерживает кандидата от АПК в Сенат» . Новости Авангарда . 21 августа 2018 года . Проверено 10 июля 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «ЭСАН ПИПЛ» . Проверено 10 июля 2021 г.
  16. ^ Бендор-Самуэль, Джон (1989). Языки Нигер-Конго: классификация и описание крупнейшей языковой семьи Африки . унив. Пр. Америки. ISBN  0-8191-7375-4 . OCLC   246526136 .
  17. ^ «Охотники-собиратели». Полная археология Греции : 28–45. 20 апреля 2012 г. doi : 10.1002/9781118255179.ch2 . ISBN  978-1-4051-5418-5 .
  18. ^ Томас, Норткот Уитридж. Антропологический отчет об эдо-говорящих народах Нигерии (1910 г.) . Лондон: Харрисон . Проверено 10 мая 2016 г.
  19. ^ Историческая археология в Нигерии . Асмэра, Трентон: Africa World Press. 1998. С. 178–180 . ISBN  978-0-865-43610-7 . Проверено 7 апреля 2015 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Владимир МАЛЯВИН (31 марта 2021 г.). « Поднебесная Империя» или «Азия»? Утопические предпосылки современной политики в дальневосточном регионе». Дальневосточные дела . 49 (1): 125–140. дои : 10.21557/fea.68007695 . ISSN   0206-149X . S2CID   236752197 .
  21. ^ Семманда, И.; Гелорини, В.; Вершурен, Д. (11 апреля 2014 г.). «Чувствительность лугопастбищно-лесного экотона в редколесной саванне Восточной Африки к историческим изменениям количества осадков» . Климат прошлых дискуссий . doi : 10.5194/cpd-10-1675-2014 . hdl : 1854/LU-4419255 .
  22. ^ Уэслер, Кит В. (1998). Историческая археология в Нигерии . Асмэра, Трентон: Africa World Press. стр. 178–180. ISBN  978-0-865-43610-7 . Проверено 7 апреля 2015 г.
  23. ^ Лейн, Пол; Митчелл, Питер (2013). Оксфордский справочник по африканской археологии . Оксфорд, Великобритания: Оксфордский университет. стр. 861–863. ISBN  978-0-199-56988-5 . Проверено 7 апреля 2015 г.
  24. ^ «ЭСАН ГЕОГРАФИ» . Проверено 10 июля 2021 г.
  25. ^ «И. Оба Эвуаре, или: Первый расцвет Империи». Королевство Бенин . Ольденбургское научное издательство. 2010. стр. 37–51. дои : 10.1524/9783486852981.37 . ISBN  978-3-486-59757-8 .
  26. ^ Ролле, Николас (19 апреля 2013 г.). Лингвистические доказательства гетерогенного происхождения современного эсанского языка и идентичности (PDF) (Диссертация). Калифорнийский университет в Беркли . Проверено 7 апреля 2015 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Роль 2013 .
  28. ^ Брэдбери, RE (2018). «Королевство Бенин». Западноафриканские королевства в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 1–35. дои : 10.4324/9780429491641-1 . ISBN  978-0-429-49164-1 . S2CID   134802041 .
  29. ^ «Добро пожаловать /Обохян на Всемирный конгресс Эсан» . Всемирный конгресс Эсан . Проверено 7 апреля 2015 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с «Люди Эсан – Ассоциация Экпома Великобритании» . Проверено 17 мая 2021 г.
  31. ^ Турунч, Керем (2003). «Демократический щит: как установление верховенства закона защищает страны от военных переворотов». Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1291687 . ISSN   1556-5068 .
  32. ^ «Влияние торговли и коммерческой деятельности на доколониальную экономику Эсан до 1900 года» . Исследовательские ворота . Проверено 10 июля 2021 г.
  33. ^ Монтейт, Шэрон (15 октября 2020 г.). «Ходячие раненые: «Кем мы были и откуда пришли» ». Истории SNCC: Афроамериканское движение за свободу на Юге за гражданские права . Издательство Университета Джорджии. стр. 222–240. дои : 10.2307/j.ctvxkn5hb.15 . ISBN  9780820358031 . JSTOR   j.ctvxkn5hb.15 . S2CID   190744811 .
  34. ^ «УЗЕЙСКАЯ ВОЙНА (1502—1503)» . www.edoworld.net . Проверено 5 июля 2024 г.
  35. ^ Джозеф Инегбенебхо Осаги (2014). «Колониальное завоевание и сопротивление: случай народа Эсан провинции Бенин, Нигерия». Канадская общественная наука . 10 (4). S2CID   55893951 .
  36. ^ Проект, African Docs (6 июня 2022 г.). «История народа эсан в Нигерии» . Африканские документы . Проверено 24 января 2023 г.
  37. ^ «Люди Эсан» . Экпома Окпа . Проверено 5 июля 2024 г.
  38. ^ «Британское завоевание Бенина и возвращение Оба | Чикагский институт искусств» . archive.artic.edu . Проверено 16 июня 2024 г.
  39. ^ «Ологбосере» . www.edoworld.net . Проверено 24 января 2023 г.
  40. ^ «9. Kingdom Come», Desert Hell , Harvard University Press, стр. 479–492, 31 декабря 2010 г., doi : 10.4159/harvard.9780674061347.c43 , ISBN  978-0-674-06134-7
  41. ^ Окодзи-Боулдер, Тинуква; Боулдер, Джеймс М.; Окодзи, Мейбл, CPO (2008 г.), «Мультикультурное образование и интеграция технологий», Энциклопедия интеграции учебных программ по информационным технологиям , IGI Global, стр. 599–608, doi : 10.4018/978-1-59904-881-9.ch095 , ISBN  978-1-59904-881-9
  42. ^ Эзомо, Э.О. (23 мая 2006 г.). «Автоматизированный сбор: принципы и практика». Лагосский журнал библиотечного дела и информатики . 1 (2). дои : 10.4314/ljlis.v1i2.35486 . ISSN   1596-9487 .
  43. ^ Перейти обратно: а б «УРОМИ» . Проверено 24 января 2023 г.
  44. ^ Атуэгбе, Крис Омиги (14 ноября 2015 г.). Танец игбабонелимхин: происхождение (PDF) (Диссертация). Университет Амброуза Алли . Проверено 11 ноября 2015 г.
  45. ^ «Нигерийцы реагируют на смерть адмирала Огастеса Айкхому в 72 года» . Новости Авангарда . 17 августа 2011 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  46. ^ « Эмброуз Алли заслуживает президентского помилования » Почему Ежедневное доверие . 27 октября 2018 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  47. ^ «Если вы думаете, что знаете о Тони Анених, то просто умрете» . Пиджин BBC News . Проверено 21 июня 2021 г.
  48. ^ «Виктор Эихаменор / Один из самых инновационных современных художников Африки» . Афрообраз жизни . Проверено 21 июня 2021 г.
  49. ^ «Некролог вождя Энтони Энахоро» . Хранитель . 8 февраля 2011 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  50. ^ « Питер Пэн в 80 лет» . Последние новости Нигерии, нигерийские газеты, политика . 21 января 2015 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  51. ^ «Наконец-то Икими покидает APC» . Кабель . 26 августа 2014 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  52. ^ «Фестус Ияи» . www.wikidata.org . Проверено 24 января 2023 г.
  53. ^ «Нигерийские чиновники хранят молчание по поводу смерти первой леди» . Ирландские Таймс . Проверено 21 июня 2021 г.
  54. ^ «Конференция католических епископов Нигерии (CBCN)» . cbcn-ng.org . Проверено 21 июня 2021 г.
  55. ^ «Окодзи уходит с государственной службы» . Национальная комиссия университетов . Проверено 10 июля 2021 г.
  56. ^ Мартин, Дуглас (25 июня 2008 г.). «Сонни Окосун, 61 год, музыкант с посланием, мертв» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 июня 2021 г.
  57. ^ «Все о пасторе Крисе Ояхиломе: LoveWorld, служение Посольства Христа, семья, жена Анита и частные самолеты» . Пульс Нигерии . 20 июня 2019 г. Проверено 21 июня 2021 г.
  58. ^ Адеолу (6 марта 2017 г.). «ОЯХИЛОМЕ, Фиделис» . Фонд биографического наследия и исследований . Проверено 21 июня 2021 г.
  59. ^ «Посол Нигерии избран главой Совета ООН по правам человека» . Новости ООН . 19 июня 2008 года . Проверено 21 июня 2021 г.
  60. ^ "ЭСАН ПИПЛ - ЭСАН ПИПЛ " Получено 10 июля.
  61. ^ «Уроми: Краткий экскурс в историю, культуру и верования народа Эсан» . Пульс Нигерии . 2 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Общий

Мифология

Искусство

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ecdae43c99ffb3cb0a21a0c5b504bd85__1721926500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/85/ecdae43c99ffb3cb0a21a0c5b504bd85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)