Jump to content

Тив люди

Защита
Общая численность населения
Прибл. 5 миллионов [1]
Регионы со значительной численностью населения
Нигерия , Камерун
Языки
Тив , тивоидные языки , английский, французский
Религия
Преимущественно христианская , тивская традиционная религия.
Родственные этнические группы
Другие тивоидные народы
Тив, жених и невеста
Культурный танец Тив, кошачий танец
Группа вождей Тив на мероприятии
Взаимный союз тивов (МУТА)
Некоторые пасторы и член НКСТ
Тив и европейские католические священники в местных тивских нарядах.
Маска-штучка 1960-х годов.
Тивский индиец на похоронах
Бронзовая табакерка Тиви, ок. 1932 г. (© Попечители Британского музея)
Тив наряд

Тив (или Тийв ) [2] являются тивоидной этнической группой . Они составляют примерно 2,4% от Нигерии . общей численности населения [3] и насчитывают более 5 миллионов человек по всей Нигерии и Камеруну . [4] На языке тив говорят более 4 миллионов человек в Нигерии , несколько человек говорят в Камеруне. Большинство носителей нигерийского языка проживают в Бенуэ , Тарабе , Насараве , Плато , Кросс-Риверс , Адамаве , Кадуне и федеральной столичной территории Абуджа . Язык является ветвью бенуэ-конголезского и, в конечном итоге, нигерско-конголезского типа. В доколониальные времена этническая группа фулани называла тив «Мунчи» (также иногда пишется как Мунши, например, Дагган 1932), термин, не принятый народом тив.

Нигерия в XIX веке с изображением земель Тив.

Тив полагают, что они пришли на свое нынешнее место с юго-востока. Это утверждается [5] что тив кочевали по южной, юго-центральной и западно-центральной Африке, прежде чем прибыли в саванны Западноафриканского Судана через реку Конго и горы Камеруна и поселились в Свемкарагбе, регионе, граничащем с Камеруном и Нигерией, в начале 1500 года нашей эры. [5] «Спустившись», как они выражались, они встретили фулани , с которым до сих пор признают шутливую связь. Миграция происходила партиями: некоторые двигались на юг через горы Обуду , другие двигались на север, распространяясь по районам Мдема и Вака, а третьи перемещались в центральную часть долины Бенуэ (ныне центральная Нигерия). Это расселение произошло в начале 1500–1600 годов н. э., с течением времени, когда начались социальные взаимодействия и в Нигерию пришли новые мигранты. Народ Тив был свободным народом без короля; следовательно, каждым кланом или родством управлял старший человек по имени «Ория». Они были одними из первых жителей долины Бенуэ, согласно записям Марка Картрайта о миграции банту , прежде чем другие племена наконец мигрировали, чтобы присоединиться к ним, из-за их мирного нрава и рассредоточенного характера. живя, не имея ни центрального правительства, ни короля, они не представляли угрозы для новых мигрантов в регионе, которые сожительствовали с ними до прихода европейцев. Первый контакт европейцев с Тивом произошел в 18 веке. Обратите внимание, что время встречи с европейцами не означает время их миграции, их позднее признание было связано с отсутствием королевской власти, что стало большим недостатком для тивов в Нигерии, поскольку колониальные хозяева предпочитали работать с королями, поэтому, когда тивы были найден на берегу р. реки Бенуэ Было обнаружено, что они отличаются от других этнических меньшинств и являются основными обитателями долины . Именно тогда европейцы в Бенуэ 1940-х годов позже привнесли родство к народу Тив. [ нужна ссылка ] [6] В 1879 году их оккупация берегов реки была примерно такой же, как и в 1950 году. Британские войска вошли в Тивланд с востока в 1906 году, когда возникла напряженность между Тивом и другими меньшинствами в долине Бенуэ. В 1950 году Тив заявили, что они разгромили эти британские силы, а затем позже пригласили британцев на переговоры. Южный район был проникнут с юга; то, что южный Тив называет «извержением» британцев, произошло там в 1911 году. [ нужна ссылка ]

Тив вступил в контакт с европейской культурой в колониальный период . В период с ноября 1907 по весну 1908 года экспедиция полка Южной Нигерии под руководством подполковника Хью Тренчарда вступила в контакт с тив. Тренчард принес подарки вождям племен. Впоследствии были построены дороги и установлены торговые связи между европейцами и тивом. [7] Но до начала строительства дорог миссионерка по имени Мэри Слессор объездила весь регион, заботясь о нуждах людей.

Социально-политическая организация

[ редактировать ]

У большинства тив очень развито чувство генеалогии , при этом происхождение считается по отцовской линии . Родословная восходит к древнему человеку по имени Тив, у которого было два сына; все тив считают себя членами Ичонго [8] (потомки сына Чонго) или Ипусу [8] (потомки сына Пусу). Ичонго и Ипусу разделены на несколько основных ветвей, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие. Самая маленькая ветвь или минимальная линия — это ipaven . [9] Члены ипавена , как правило, живут вместе, а местное родственное сообщество называют «смол». [10] Эта форма социальной организации, называемая сегментарной линией , встречается в различных частях мира, но особенно хорошо она известна в африканских обществах (Миддлтон и Тейт, 1958). Тив являются самым известным примером общества сегментарного происхождения в Западной Африке , как документально подтверждено Лаурой Боханнан (1952) и Полом и Лаурой Боханнан (1953); в Восточной Африке наиболее известным примером является нуэр , описанный Э.Э. Эванс-Притчардом (1940).

У Тива не было административных единиц, вождей и советов. Лидерство основывалось на возрасте, влиянии и достатке. В функции лидеров входило обеспечение безопасности, разрешение споров внутри своих родов, участие в собраниях и руководство своим народом во всех внешних и внутренних делах. [11]

Эти социально-политические договоренности вызвали большое разочарование в попытках Великобритании включить население в состав колониальной Нигерии и создать администрацию в нижнем Бенуэ. Стратегия непрямого правления , которую британцы считали весьма успешной в отношении управления популяциями хауса и фулани в Северной Нигерии, оказалась неэффективной в таком сегментированном обществе, как тив (Dorward 1969). Колониальные офицеры пробовали различные подходы к управлению, такие как передача Тива под контроль соседнего Джукуна и попытки осуществлять контроль через советы старейшин («Джир Тамен»); они не имели большого успеха. Колониальная администрация в 1934 году разделила тив на кланы, сородичи и семейные группы. Британцы также назначили местных руководителей этих подразделений. [ нужна ссылка ]

Члены группы Tiv находятся во многих регионах мира, например, в США и Великобритании . В этих странах существуют профсоюзы, известные как MUT. [12] (Mzough U Tiv, или Взаимный союз Tiv на английском языке), где члены могут собираться и обсуждать проблемы, касающиеся их людей по всему миру, но особенно в Нигерии. Например, подразделение MUT, обслуживающее Соединенные Штаты Америки, известно как MUTA (Mzough U Tiv ken Amerika, или Взаимный союз тив в Америке).

Общество и культура

[ редактировать ]

Национальная одежда (Ангер)

[ редактировать ]

Национальная одежда тива — черно-белая полосатая злость . [3] Когда несколько столетий назад народ тив прибыл на свое нынешнее место, они обнаружили, что зебра, которую они использовали для охоты ради мяса и кожи, используемой для церемониальной одежды, не была местной для этого региона. Когда они приобрели навыки работы на ткацком станке, они решили почтить свое наследие, соткав ткань с черно-белыми полосами, напоминающими шкуру зебры; тогда это станет предпочтительной одеждой. Первоначально это была простая ткань, которую обматывали вокруг туловища. В наши дни из него изготавливают изысканные одежды, подобные тем, которые носили традиционные правители и старейшины – из Тор-Тива. [ нужны разъяснения ] вниз.

Черно-белый цвет ожерелий, которые носили традиционные правители, был выбран в тон мантиям.

Другая культурная одежда тивов
Ивавтё, Лиши, Гбев-ваа, Годо, Тугуду, Чадо, Деремен, Гбагир, Гнев и др.

Музыка и развлечения

[ редактировать ]

Музыкальные инструменты местного производства традиционно использовались для политического, церемониального общения и развлечений. Далее следуют ключевые инструменты.

Труба
Какаки — королевская труба, используемая во многих западноафриканских группах в Нигерии, Нигере , Чаде и Буркина-Фасо . [13] Это инструмент, используемый для передачи особых сообщений жителям общины, таких как рождение ребенка короля, церемония его наречения, коронация нового короля или сбор людей во время церемонии бракосочетания короля. и церемония бракосочетания королевского сына. [14] Этот инструмент использовался для передачи всех сообщений людям, собравшимся на площади для церемонии. Когда на сообщество нападает враг, раздается предупреждающий звук Какаки, ​​чтобы предупредить тех, кто может защитить общество, и каждого гражданина, чтобы они были начеку. [15]

Вот этот
Легкий деревянный инструмент, он использовался для передачи сообщений жителям деревни, вероятно, для приглашения людей на определенное собрание старейшин в царском дворце или для того, чтобы люди собрались на рыночной площади для сообщения от или королем. До сегодняшнего дня это основной инструмент празднования молодоженов (церемония бракосочетания или Квасе-кухан). [16]

Индиер
Тяжелый деревянный инструмент, красного дерева каким-то загадочным образом вырезанный из ствола ; миф гласит, что выбранный резчик превращается в червя, чтобы создать большую полость в разрезанном стволе, оставив лишь небольшое отверстие (как при медицинской операции). Это убеждение, возможно, связано с тем, что резчики не хотят объяснять технику, использованную для достижения такого художественного изящества. В Индиер, который, как полагают, связан с высокой магической и духовной силой, играют не в светских целях, за исключением особых случаев, санкционированных старейшинами. Он используется, чтобы сообщить о смерти важной личности в обществе или о серьезном событии в обществе, например, о призыве к войне.

Акья
Он используется вместе с агбанде (барабаны) в сочетании с агедой на фестивалях, чтобы донести до людей послание с призывом к проявлению культуры.

Адигуве
Это инструмент, похожий на скрипку , используемый для музыки и танцев вместе с Агбанде (Агбанде) на фестивалях и танцевальных мероприятиях, иногда для объявления о смерти лидера или старейшины общины. В этот период в нее играют скорбь по поводу траура по умершим. Чаще всего в нее играют на похоронах.

Просить
Агбанде (множественное число) — это набор деревянных музыкальных инструментов, используемых в качестве дополнения к агбанде на фестивалях. Они особенно велики, и в них играют молодые люди общины. Специальные барабанные ритмы передают особые послания и музыку для предстоящих фестивалей и во время фестивалей, например, королевских событий, таких как коронация и похороны.

Ортиндин (Ортём) – Вестник
Обычно старейшины сообщества выбирают его для выполнения поручений старейшин и лидера сообщества. Его отправляют к главам соседних семей на решающую встречу во главе всех лидеров общины.

Колуг и Буа – Коровий рог
Это инструмент, сделанный из коровьих рогов. Существуют ассоциации фермеров, которые используют этот инструмент, когда у них есть работа; например, когда их приглашают сделать гряды на участке земли, специалист по связям с общественностью (PRO) ассоциации будет использовать это средство, чтобы разбудить членов для работы, которую им предстоит выполнить на этот день.

Коренные коммуникации не только вертикальны, от правителей к подданным, но и горизонтальны. Индивиды общаются с обществом посредством физических и метафизических средств. Например, владелец фермы может установить на своей ферме оберег, чтобы подчеркнуть частную собственность и отпугнуть вторженцев-людей.

Страх перед травниками и ведьмами значительно влияет на социальное поведение.

Создатели дождя сообщают о своей способности разрушать события различными психологическими средствами. Деревенские секторы в Африке общаются в основном через рынок идей, исходящих от традиционной религии, обрядов, гадания, мифологии, возрастных категорий, судов вождей, площади старейшин, тайных и титульных обществ, деревенской рыночной площади, деревенского барабана (гбанде). мужчины, а на самом деле совокупный опыт деревенского жителя в его среде.

В отличие от средств массовой информации, доступ к местным средствам массовой информации определяется культурой, а не экономикой. Только избранная группа молодых людей или старейшины могут распространять информацию в целом. Молодежь распространяет только общую информацию о событиях и социальном благополучии своих сообществ, используя упомянутые выше средства массовой информации.

Народ тив штата Бенуэ до сих пор практикует некоторые элементы этой традиционной системы общения, используя какайи, агбанде, индиер, адигуве, илю и т. д. Тем не менее, рост западных мировых средств массовой информации угрожает системе культурной коммуникации.

Многие общины в штате Бенуэ до сих пор используют эти инструменты для передачи сообщений жителям своего сообщества, и это очень помогает, поскольку с появлением западных средств общения между людьми возникает языковой барьер. западный язык (английский) для передачи информации.

Традиционный брак в тивской культуре

[ редактировать ]

Брак – это, конечно, одна из ярких черт тивской культуры, довольно богатой и развитой во многих областях. Традиционный брак среди тив до сих пор считается важным культурным событием. [17] Брак Тива – это союз не только мужа и жены, но и всей семьи. [18] [19]

Различные формы брака на Тивской земле

[ редактировать ]

Ямше : Этот тип брака практиковался еще предками и предполагает обмен сестрами для заключения брака между парами. Раньше двое мужчин могли обмениваться сестрами или семьями, обменивая дочерей на супругов. [18] Мужчина, ищущий жену, и встречающий другого, ищущего жену, обменивается дочерьми или сестрами. [8]

Квасэ Цуэн : Это союз, возникший в результате плена. Мужчина насильно похищал девушку, или семья делала это ради своего сына. Он используется в некоторых отдаленных районах Тива. [18] [8]

Айе: На земле Тив ухаживание или свидания являются нормой. Мужчина знакомится с девушкой, навещает ее дополнительно, дарит кое-какие вещи своей семье. Иногда девушка и мужчина решают тайно сбежать с намерением пожениться без согласия родителей, а иногда девушку забирают домой после того, как мужчина уплатит выкуп за невесту. [18]

Квасе-Кемен : Это тип брака, который в настоящее время практикуется в Земле Тив: брак по выкупу за невесту. После долгих ухаживаний (Айе) мужчина посещает семью девушки, платит деньги и предлагает подарки, перечисленные семьей девушки. [18]

В 1927 году сложная тивская система торговых браков была отменена и ее место заняли браки по выкупу невесты. [20]

Традиционный свадебный наряд Тив

[ редактировать ]

Люди тив одеваются в яркие цвета, и наряды жениха и невесты являются одним из самых важных аспектов свадьбы. Одежда, изготовленная из материала A'nger, имеет черные и белые полосы, которые являются наиболее постоянным элементом. [21] Без разнообразных аксессуаров, таких как головные уборы, браслеты или ожерелья , свадебный наряд также недостижим. Бусины черного и белого цветов являются наиболее распространенным типом. [22]

Обычная пища тив в основном твердая, приготовленная, толченая или приготовленная в горячей воде. В основном это углеводы или побочные продукты ямса, какао-батата, маниоки, фасоли, кукурузы и т. д. Тив, как известно, является продовольственной корзиной Нигерии.

Британцы отождествили Тив с кунжутным семенем , поскольку британцы назвали его семенем Бени, потому что это была основная товарная культура, экспортируемая в Европу и другие колонии из долины Бенуэ.

Некоторые распространенные блюда тив - это руам кумен (толченый батат), руам нахан (перевернутая еда), акуто (похлебка из сладкого картофеля), чоко (дафа), акпукпа и т. д.

Супы
Почо, агер, генгер [ проверьте орфографию ] , эттивер, тур, вамбе, игё, агбенде ан ашве, мнгишим, ашве, Атуур, овощи, ийов, анинге, фурум [ проверьте орфографию ] , ноги, ноги, ноги, ноги.

Тив скобы
жареный ямс, лоб, рис и фасоль (может быть шаалев)

напитки
кошмар, прошлое

Закуски
Арахис и кунжут (семена бени), асондо (сушеный сладкий картофель), игбо ахи (жареные или вареные орехи бамбара), мзембе (жареные груши), хуу (жареные термиты), Али и Ньята, куэсе (пирог с фасолью), Нгята (арахисовая паста)


Тив используют стиль исполнительского искусства под названием Кваг-хир . [23] Это метод рассказывания историй, в котором используются резные маски и кукольные представления как форма маскарада. Маскарад используется представителями тивской культуры как способ самовыражения. Тив используют этот стиль как способ скрыть свою личность и взять на себя роль духовных существ, известных как адзов. [24] Исполнители скрывают свою личность, но в конце выступления раскрывается их индивидуальный стиль. [25]

Тив играет

[ редактировать ]

Тив используют свои пьесы как способ рассказывать традиционные легенды, пересказывать события и политику. [26] Несколько популярных пьес в культуре Тив включают:

  • Гладкое бритье - Крис Койве
  • Сыны благодарности - Бонифаций Лева

Демография

[ редактировать ]

Штат Бенуэ

[ редактировать ]

Районы местного самоуправления Таркаа, Макурди, Восточный Гвер, Западный Гвер, Укум, Логос, Коншиша, Гбоко, Кванде, Вандейкья, Кацина Ала, Гума, Буруку и Ушонго.

штат Насарава

[ редактировать ]

Районы местного самоуправления Дома, Насарава, Лафия, Оби, Кеана и Аве

Государство плато

[ редактировать ]

Районы местного самоуправления Куан Пан и Шендам

Государственный ларек

[ редактировать ]

Районы местного самоуправления Бали, Донга, Иби, Гассоль, Такум, Гашака, Курми и Вукари

Штат Кросс-Ривер

[ редактировать ]

Районы местного самоуправления Яла, Беквара, Обуду и Обанлику.

На юго-западной границе Камеруна, в округе Манью, к северо-востоку от Аквайи, на границе с Нигерией, и на границе с племенами йом в Камеруне насчитывается 1700 семей тив с населением около 11 000 человек. Их верховным правителем является Заки Абааджул, подданными которого являются Тив и Улици. Камеронские тив хорошо образованы и живут на англоязычном языке. [27] Камерун является их исконной землей, а некоторые другие живут во франкоязычном регионе. В основном это фермеры, но некоторые работают в правительстве. [ нужна ссылка ]

Известные люди

[ редактировать ]

Государственные служащие, политики и активисты

[ редактировать ]
Дж. С. Тарка , политик, правозащитник
Барнабас Гемаде , бывший кандидат в президенты от НДП
Генерал Джон Гбор, кандидат в президенты APGA на всеобщих выборах 2019 года

Военные и правоохранительные органы

[ редактировать ]

Спортсмены

[ редактировать ]

Культура

[ редактировать ]
  • Акига Сай , автобиограф и историк
  • Тай Ивар , певец, продюсер и автор песен
  • Августин Таркер Голозо , считается фолк-певцом №1 среди тивов.
  • Зааки Аззай — ветеран нигерийского хип-хопа.
  • Акуме Акуме , отмеченный наградами актер и модель Нолливуда.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Тив — Группа по защите прав меньшинств» . Группа по правам меньшинств . Проверено 10 августа 2017 г.
  2. ^ Дагган, Э. де К. (1932). «Заметки о племени мунши («Тиви») в Северной Нигерии: некоторые исторические очерки». Журнал Королевского африканского общества . 31 (123): 173–182. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a101094 . JSTOR   716707 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Нигерия, Хорошо (02.03.2020). «Этническая группа ТИВ» . Хорошая Нигерия . Проверено 18 мая 2023 г.
  4. ^ Эмми и Шамига Доминик, Itx (январь 2019 г.). «История народа ТИВ, опубликованная Агулой Терду Эммануэль» . Что будет с информатикой в ​​ближайшие десятилетия? .
  5. ^ Перейти обратно: а б Марк Картрайт (11 апреля 2019 г.). «Миграция банту» . Энциклопедия всемирной истории .
  6. ^ «Христианские традиционные правители и тивская культура в XXI веке» . Исследовательские ворота . Проверено 5 июля 2024 г.
  7. ^ Бойл, Эндрю (1962). Тренчард «Человек видения» . Сент-Джеймс-Плейс, Лондон: Коллинз . стр. 88–90.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д «Генеалогия Тив – Нация Тив» . Проверено 03 сентября 2022 г.
  9. ^ Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (26 ноября 2008 г.). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 915. ИСБН  9781506317861 .
  10. ^ Миддлтон, Джон; Тейт, Дэвид (5 ноября 2013 г.). Племена без правителей: исследования африканских сегментарных систем . Рутледж. п. 40. ИСБН  9781136532139 .
  11. ^ Окехи-Оффоха, Марселина Улунма; Садику, Мэтью Н.О. (1996). Этническое и культурное разнообразие в Нигерии . Африка World Press. п. 105. ИСБН  9780865432833 .
  12. ^ Нация, Тив. «Мзуф У Тив Великобритания» . Проверено 03 сентября 2022 г.
  13. ^ Лере, Исмаила (1 июля 2013 г.). «Нигерия: Мистика Какаки» . Дейли Траст (Абуджа) . Проверено 1 июня 2018 г.
  14. ^ «Мистика Какаки» . www.dailytrust.com.ng . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г.
  15. ^ «Традиционный музыкальный инструмент: королевская труба «Какаки» | EveryEvery» . Everyever.ng . 06.10.2020 . Проверено 26 августа 2022 г.
  16. ^ «Культура и традиции народа тив штата Бенуэ, Нигерия» . InfoGuideNigeria.com . 22 декабря 2015 г. Проверено 26 августа 2022 г.
  17. ^ Факунле, Майк (21 марта 2022 г.). «Традиционные требования к браку в Тиве, штат Бенуэ (2023 г.)» . Нигерийский инфопоиск . Проверено 19 мая 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и «Традиционный брак – нация тив» . Проверено 19 мая 2023 г.
  19. ^ «Тивская культура: краткий экскурс в жизнь одного из величайших рассказчиков мира» . Пульс Нигерии . 29 июля 2022 г. Проверено 19 мая 2023 г.
  20. ^ «Тив | Традиционная культура, социальная структура и ритуалы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 октября 2023 г.
  21. ^ «Этническая группа TIV — Хорошая Нигерия» . Goodnigeria.com . Проверено 6 октября 2023 г.
  22. ^ Факунле, Майк (21 марта 2022 г.). «Традиционные требования к браку в Тиве, штат Бенуэ (2023 г.)» . Нигерийский инфопоиск . Проверено 5 октября 2023 г.
  23. ^ Икьер, Годвин Аондофа (2016). «Тивская типология». Матату . 48 (2): 309–334. дои : 10.1163/18757421-04802006 .
  24. ^ Хардинг, Фрэнсис (зима 1998 г.). « «Представить себя особым образом»: маскировка и демонстрация в представлении Тив «Кваг-хир». Африканское искусство . 31 (1): 56–96. дои : 10.2307/3337624 . JSTOR   3337624 .
  25. ^ Хардинг, Фрэнсис (1992). «RC Авраам и народ тив». Африканские языки и культуры. Приложение (1): 147–161. JSTOR   586685 .
  26. ^ Харпер, Пегги (1 октября 1997 г.). «Кваг-хир народа Тива: заметка о драматических рассказах истории и конструкциях природы среди тивов Южной Нигерии» . Окружающая среда и история . 3 (3): 371–376. дои : 10.3197/096734097779555845 .
  27. ^ «Определение АНГЛОФОНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 30 августа 2022 г.

22. https://books.google.com/books?id=uMv0CAAAQBAJ&q=tiv+chongo+pusu&pg=PT915 рецензия Шамиги Доминика в 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Авраам, Р.К. (1933) Народ тив , Лагос.
  • Анифовосе, Р. (1982) Насилие и политика в Нигерии: Тив и опыт йоруба , Нью-Йорк: NOK.
  • Аринзе, Ф. (1990) Африканцы и христианство . Эджиофор, преподобный Л. изд. Нсукка: Optimal Computer Solutions Ltd.
  • Айоаде, Дж. А. Агбадже, ред. А. А. (1989) Африканская традиционная политическая мысль и институты . Лагос: Центр искусства и цивилизации чернокожих и африканских стран (CBAAC).
  • Боханнан, Пол Дж. и Лаура (1953) Тив Центральной Нигерии, Лондон: Международный африканский институт, 1953.
  • Боханнан, Лаура (1952). «Генеалогический устав». Африка: Журнал Международного африканского института . 22 (4): 301–315. дои : 10.2307/1156915 . JSTOR   1156915 . S2CID   145557791 . ПроКвест   1298690970 .
  • Дэвид, Т. изд. «Политические аспекты общественной организации тив» в «Племе без правил». Лондон: 1958.
  • Дорвард, Дэвид Крейг (1969). «Развитие британской колониальной администрации среди тив, 1900-1949». Дела Африки . 68 (273): 316–333. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095924 . JSTOR   720655 .
  • Даунс, Р.М. Племя Тив. Кадуна: Правительственная типография, 1933.
  • Восток, Р. изд. История Акиги. Лондон: 1965.
  • Эхусани, ГО Афро-христианское видение « Озовехе !». Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1991.
  • Эванс Причард, EE (1940). Нуэр. Оксфордский университет. Пресс, Нью-Йорк.
  • Гбор, капитан. Люди JWT Tiv и их возвращение в Бенуэ. Заря: Издательская корпорация Гаская, 1978.
  • Хагер, И.Х. Английская история. Ибадан: CBAAC, 1990.
  • Икенга-Метух, Э. Сравнительные исследования африканской традиционной религии. Онитша: Издательство Культуры, 1987.
  • Икима, О. изд. Основы истории Нигерии. Ибадан: Heinemann Educational Books Nig Ltd. (для Исторического общества Нигерии), 1980.
  • Джибо, М. Политика Тив с 1959 года. Кацина-Ала: Mandate International Limited, 1993.
  • Джибо, Мвендага. Вождь и политика: Тор Тив в политике и управлении Тивланда. Франкфурт: Peter Lang AG, 2001. 325 стр. Сочинения европейских университетов, серия 31: Политология, том 422. ISBN   978-3-631-36816-9 / США- ISBN   978-0-8204-4801-5 стр.
  • Макар Т. История политических изменений среди тив в 19 и 20 веках. Энугу: Издательство Forth Dimension Publishing Co. Ltd., 1994.
  • Макар, Т. Игра «Люди у власти» в политике Нириана примерно 1950–1983 гг. Макурди: Правительственный принтер.
  • Мбити, Дж. С. Африканская религия и философия. Лондон: Heinemann Press, 1970.
  • Миддлтон, Дж. и Тейт, Д., ред. (1958) Племена без правителей: исследования африканских сегментарных систем , Рутледж и Пол: Лондон.
  • Рубинг, Э. (1969) Сыны Тива . Гранд-Рапидс: Бейкер Хаус.
  • Цейо, JI Конфликт и объединение в Нигерии: интеграция Tiv . Зария: Гаския Корпорейшн Лимитед, 1975.
  • Газета «Авангард» . Пятница, 7 декабря 2001 г.
  • Газета «Авангард» . Среда, 5 декабря 2001 г.
  • Боханнан, П. Африка . Том. XXIV, №1, 1954.
  • Дорвард, округ Колумбия, Дела Африки . Том. 68 № 273, Лондон: 1969.
  • Эвелу, IB Западноафриканский журнал философских исследований . Том 2, декабрь 1999 г.
  • Икима, О. Журнал Исторического общества Нигерии Vol. VII № 1, 1973.

Неопубликованные работы

[ редактировать ]
  • Акевер, Э.Т. Эффекты Ямише в традиционной брачной культуре тив . Март 2001 года.
  • Акпагер, Т.Дж. Израильский монотеизм в сравнении с монотеизмом традиционной религии тив . Июнь 1994 года.
  • Макар Т. История политических перемен среди тив в 19 и 20 веках . 1975.
  • Ода, Р. Развитие христианского лидерства в современном тивском сообществе . 1991.
  • Соркаа, А.П. Вклад традиционных правителей в развитие сельских районов Нигерии до XXI века . Доклад, представленный на Национальной конференции по нигерийскому государству в ABU Zaria, 1987 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e00e55650068ebb05ccd23c4c1ecb9a1__1722417660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/a1/e00e55650068ebb05ccd23c4c1ecb9a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiv people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)