Тив люди
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
Прибл. 5 миллионов [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нигерия , Камерун | |
Языки | |
Тив , тивоидные языки , английский, французский | |
Религия | |
Преимущественно христианская , тивская традиционная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Другие тивоидные народы |










Тив (или Тийв ) [2] являются тивоидной этнической группой . Они составляют примерно 2,4% от Нигерии . общей численности населения [3] и насчитывают более 5 миллионов человек по всей Нигерии и Камеруну . [4] На языке тив говорят более 4 миллионов человек в Нигерии , несколько человек говорят в Камеруне. Большинство носителей нигерийского языка проживают в Бенуэ , Тарабе , Насараве , Плато , Кросс-Риверс , Адамаве , Кадуне и федеральной столичной территории Абуджа . Язык является ветвью бенуэ-конголезского и, в конечном итоге, нигерско-конголезского типа. В доколониальные времена этническая группа фулани называла тив «Мунчи» (также иногда пишется как Мунши, например, Дагган 1932), термин, не принятый народом тив.
История
[ редактировать ]
Тив полагают, что они пришли на свое нынешнее место с юго-востока. Это утверждается [5] что тив кочевали по южной, юго-центральной и западно-центральной Африке, прежде чем прибыли в саванны Западноафриканского Судана через реку Конго и горы Камеруна и поселились в Свемкарагбе, регионе, граничащем с Камеруном и Нигерией, в начале 1500 года нашей эры. [5] «Спустившись», как они выражались, они встретили фулани , с которым до сих пор признают шутливую связь. Миграция происходила партиями: некоторые двигались на юг через горы Обуду , другие двигались на север, распространяясь по районам Мдема и Вака, а третьи перемещались в центральную часть долины Бенуэ (ныне центральная Нигерия). Это расселение произошло в начале 1500–1600 годов н. э., с течением времени, когда начались социальные взаимодействия и в Нигерию пришли новые мигранты. Народ Тив был свободным народом без короля; следовательно, каждым кланом или родством управлял старший человек по имени «Ория». Они были одними из первых жителей долины Бенуэ, согласно записям Марка Картрайта о миграции банту , прежде чем другие племена наконец мигрировали, чтобы присоединиться к ним, из-за их мирного нрава и рассредоточенного характера. живя, не имея ни центрального правительства, ни короля, они не представляли угрозы для новых мигрантов в регионе, которые сожительствовали с ними до прихода европейцев. Первый контакт европейцев с Тивом произошел в 18 веке. Обратите внимание, что время встречи с европейцами не означает время их миграции, их позднее признание было связано с отсутствием королевской власти, что стало большим недостатком для тивов в Нигерии, поскольку колониальные хозяева предпочитали работать с королями, поэтому, когда тивы были найден на берегу р. реки Бенуэ Было обнаружено, что они отличаются от других этнических меньшинств и являются основными обитателями долины . Именно тогда европейцы в Бенуэ 1940-х годов позже привнесли родство к народу Тив. [ нужна ссылка ] [6] В 1879 году их оккупация берегов реки была примерно такой же, как и в 1950 году. Британские войска вошли в Тивланд с востока в 1906 году, когда возникла напряженность между Тивом и другими меньшинствами в долине Бенуэ. В 1950 году Тив заявили, что они разгромили эти британские силы, а затем позже пригласили британцев на переговоры. Южный район был проникнут с юга; то, что южный Тив называет «извержением» британцев, произошло там в 1911 году. [ нужна ссылка ]
Тив вступил в контакт с европейской культурой в колониальный период . В период с ноября 1907 по весну 1908 года экспедиция полка Южной Нигерии под руководством подполковника Хью Тренчарда вступила в контакт с тив. Тренчард принес подарки вождям племен. Впоследствии были построены дороги и установлены торговые связи между европейцами и тивом. [7] Но до начала строительства дорог миссионерка по имени Мэри Слессор объездила весь регион, заботясь о нуждах людей.
Социально-политическая организация
[ редактировать ]У большинства тив очень развито чувство генеалогии , при этом происхождение считается по отцовской линии . Родословная восходит к древнему человеку по имени Тив, у которого было два сына; все тив считают себя членами Ичонго [8] (потомки сына Чонго) или Ипусу [8] (потомки сына Пусу). Ичонго и Ипусу разделены на несколько основных ветвей, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие. Самая маленькая ветвь или минимальная линия — это ipaven . [9] Члены ипавена , как правило, живут вместе, а местное родственное сообщество называют «смол». [10] Эта форма социальной организации, называемая сегментарной линией , встречается в различных частях мира, но особенно хорошо она известна в африканских обществах (Миддлтон и Тейт, 1958). Тив являются самым известным примером общества сегментарного происхождения в Западной Африке , как документально подтверждено Лаурой Боханнан (1952) и Полом и Лаурой Боханнан (1953); в Восточной Африке наиболее известным примером является нуэр , описанный Э.Э. Эванс-Притчардом (1940).
У Тива не было административных единиц, вождей и советов. Лидерство основывалось на возрасте, влиянии и достатке. В функции лидеров входило обеспечение безопасности, разрешение споров внутри своих родов, участие в собраниях и руководство своим народом во всех внешних и внутренних делах. [11]
Эти социально-политические договоренности вызвали большое разочарование в попытках Великобритании включить население в состав колониальной Нигерии и создать администрацию в нижнем Бенуэ. Стратегия непрямого правления , которую британцы считали весьма успешной в отношении управления популяциями хауса и фулани в Северной Нигерии, оказалась неэффективной в таком сегментированном обществе, как тив (Dorward 1969). Колониальные офицеры пробовали различные подходы к управлению, такие как передача Тива под контроль соседнего Джукуна и попытки осуществлять контроль через советы старейшин («Джир Тамен»); они не имели большого успеха. Колониальная администрация в 1934 году разделила тив на кланы, сородичи и семейные группы. Британцы также назначили местных руководителей этих подразделений. [ нужна ссылка ]
Члены группы Tiv находятся во многих регионах мира, например, в США и Великобритании . В этих странах существуют профсоюзы, известные как MUT. [12] (Mzough U Tiv, или Взаимный союз Tiv на английском языке), где члены могут собираться и обсуждать проблемы, касающиеся их людей по всему миру, но особенно в Нигерии. Например, подразделение MUT, обслуживающее Соединенные Штаты Америки, известно как MUTA (Mzough U Tiv ken Amerika, или Взаимный союз тив в Америке).
Общество и культура
[ редактировать ]Национальная одежда (Ангер)
[ редактировать ]Национальная одежда тива — черно-белая полосатая злость . [3] Когда несколько столетий назад народ тив прибыл на свое нынешнее место, они обнаружили, что зебра, которую они использовали для охоты ради мяса и кожи, используемой для церемониальной одежды, не была местной для этого региона. Когда они приобрели навыки работы на ткацком станке, они решили почтить свое наследие, соткав ткань с черно-белыми полосами, напоминающими шкуру зебры; тогда это станет предпочтительной одеждой. Первоначально это была простая ткань, которую обматывали вокруг туловища. В наши дни из него изготавливают изысканные одежды, подобные тем, которые носили традиционные правители и старейшины – из Тор-Тива. [ нужны разъяснения ] вниз.
Черно-белый цвет ожерелий, которые носили традиционные правители, был выбран в тон мантиям.
Другая культурная одежда тивов
Ивавтё, Лиши, Гбев-ваа, Годо, Тугуду, Чадо, Деремен, Гбагир, Гнев и др.
Музыка и развлечения
[ редактировать ]Музыкальные инструменты местного производства традиционно использовались для политического, церемониального общения и развлечений. Далее следуют ключевые инструменты.
Труба
Какаки — королевская труба, используемая во многих западноафриканских группах в Нигерии, Нигере , Чаде и Буркина-Фасо . [13] Это инструмент, используемый для передачи особых сообщений жителям общины, таких как рождение ребенка короля, церемония его наречения, коронация нового короля или сбор людей во время церемонии бракосочетания короля. и церемония бракосочетания королевского сына. [14] Этот инструмент использовался для передачи всех сообщений людям, собравшимся на площади для церемонии. Когда на сообщество нападает враг, раздается предупреждающий звук Какаки, чтобы предупредить тех, кто может защитить общество, и каждого гражданина, чтобы они были начеку. [15]
Вот этот
Легкий деревянный инструмент, он использовался для передачи сообщений жителям деревни, вероятно, для приглашения людей на определенное собрание старейшин в царском дворце или для того, чтобы люди собрались на рыночной площади для сообщения от или королем. До сегодняшнего дня это основной инструмент празднования молодоженов (церемония бракосочетания или Квасе-кухан). [16]
Индиер
Тяжелый деревянный инструмент, красного дерева каким-то загадочным образом вырезанный из ствола ; миф гласит, что выбранный резчик превращается в червя, чтобы создать большую полость в разрезанном стволе, оставив лишь небольшое отверстие (как при медицинской операции). Это убеждение, возможно, связано с тем, что резчики не хотят объяснять технику, использованную для достижения такого художественного изящества. В Индиер, который, как полагают, связан с высокой магической и духовной силой, играют не в светских целях, за исключением особых случаев, санкционированных старейшинами. Он используется, чтобы сообщить о смерти важной личности в обществе или о серьезном событии в обществе, например, о призыве к войне.
Акья
Он используется вместе с агбанде (барабаны) в сочетании с агедой на фестивалях, чтобы донести до людей послание с призывом к проявлению культуры.
Адигуве
Это инструмент, похожий на скрипку , используемый для музыки и танцев вместе с Агбанде (Агбанде) на фестивалях и танцевальных мероприятиях, иногда для объявления о смерти лидера или старейшины общины. В этот период в нее играют скорбь по поводу траура по умершим. Чаще всего в нее играют на похоронах.
Просить
Агбанде (множественное число) — это набор деревянных музыкальных инструментов, используемых в качестве дополнения к агбанде на фестивалях. Они особенно велики, и в них играют молодые люди общины. Специальные барабанные ритмы передают особые послания и музыку для предстоящих фестивалей и во время фестивалей, например, королевских событий, таких как коронация и похороны.
Ортиндин (Ортём) – Вестник
Обычно старейшины сообщества выбирают его для выполнения поручений старейшин и лидера сообщества. Его отправляют к главам соседних семей на решающую встречу во главе всех лидеров общины.
Колуг и Буа – Коровий рог
Это инструмент, сделанный из коровьих рогов. Существуют ассоциации фермеров, которые используют этот инструмент, когда у них есть работа; например, когда их приглашают сделать гряды на участке земли, специалист по связям с общественностью (PRO) ассоциации будет использовать это средство, чтобы разбудить членов для работы, которую им предстоит выполнить на этот день.
Коренные коммуникации не только вертикальны, от правителей к подданным, но и горизонтальны. Индивиды общаются с обществом посредством физических и метафизических средств. Например, владелец фермы может установить на своей ферме оберег, чтобы подчеркнуть частную собственность и отпугнуть вторженцев-людей.
Страх перед травниками и ведьмами значительно влияет на социальное поведение.
Создатели дождя сообщают о своей способности разрушать события различными психологическими средствами. Деревенские секторы в Африке общаются в основном через рынок идей, исходящих от традиционной религии, обрядов, гадания, мифологии, возрастных категорий, судов вождей, площади старейшин, тайных и титульных обществ, деревенской рыночной площади, деревенского барабана (гбанде). мужчины, а на самом деле совокупный опыт деревенского жителя в его среде.
В отличие от средств массовой информации, доступ к местным средствам массовой информации определяется культурой, а не экономикой. Только избранная группа молодых людей или старейшины могут распространять информацию в целом. Молодежь распространяет только общую информацию о событиях и социальном благополучии своих сообществ, используя упомянутые выше средства массовой информации.
Народ тив штата Бенуэ до сих пор практикует некоторые элементы этой традиционной системы общения, используя какайи, агбанде, индиер, адигуве, илю и т. д. Тем не менее, рост западных мировых средств массовой информации угрожает системе культурной коммуникации.
Многие общины в штате Бенуэ до сих пор используют эти инструменты для передачи сообщений жителям своего сообщества, и это очень помогает, поскольку с появлением западных средств общения между людьми возникает языковой барьер. западный язык (английский) для передачи информации.
Традиционный брак в тивской культуре
[ редактировать ]Брак – это, конечно, одна из ярких черт тивской культуры, довольно богатой и развитой во многих областях. Традиционный брак среди тив до сих пор считается важным культурным событием. [17] Брак Тива – это союз не только мужа и жены, но и всей семьи. [18] [19]
Различные формы брака на Тивской земле
[ редактировать ]Ямше : Этот тип брака практиковался еще предками и предполагает обмен сестрами для заключения брака между парами. Раньше двое мужчин могли обмениваться сестрами или семьями, обменивая дочерей на супругов. [18] Мужчина, ищущий жену, и встречающий другого, ищущего жену, обменивается дочерьми или сестрами. [8]
Квасэ Цуэн : Это союз, возникший в результате плена. Мужчина насильно похищал девушку, или семья делала это ради своего сына. Он используется в некоторых отдаленных районах Тива. [18] [8]
Айе: На земле Тив ухаживание или свидания являются нормой. Мужчина знакомится с девушкой, навещает ее дополнительно, дарит кое-какие вещи своей семье. Иногда девушка и мужчина решают тайно сбежать с намерением пожениться без согласия родителей, а иногда девушку забирают домой после того, как мужчина уплатит выкуп за невесту. [18]
Квасе-Кемен : Это тип брака, который в настоящее время практикуется в Земле Тив: брак по выкупу за невесту. После долгих ухаживаний (Айе) мужчина посещает семью девушки, платит деньги и предлагает подарки, перечисленные семьей девушки. [18]
В 1927 году сложная тивская система торговых браков была отменена и ее место заняли браки по выкупу невесты. [20]
Традиционный свадебный наряд Тив
[ редактировать ]Люди тив одеваются в яркие цвета, и наряды жениха и невесты являются одним из самых важных аспектов свадьбы. Одежда, изготовленная из материала A'nger, имеет черные и белые полосы, которые являются наиболее постоянным элементом. [21] Без разнообразных аксессуаров, таких как головные уборы, браслеты или ожерелья , свадебный наряд также недостижим. Бусины черного и белого цветов являются наиболее распространенным типом. [22]
Кухня
[ редактировать ]Обычная пища тив в основном твердая, приготовленная, толченая или приготовленная в горячей воде. В основном это углеводы или побочные продукты ямса, какао-батата, маниоки, фасоли, кукурузы и т. д. Тив, как известно, является продовольственной корзиной Нигерии.
Британцы отождествили Тив с кунжутным семенем , поскольку британцы назвали его семенем Бени, потому что это была основная товарная культура, экспортируемая в Европу и другие колонии из долины Бенуэ.
Некоторые распространенные блюда тив - это руам кумен (толченый батат), руам нахан (перевернутая еда), акуто (похлебка из сладкого картофеля), чоко (дафа), акпукпа и т. д.
Супы
Почо, агер, генгер [ проверьте орфографию ] , эттивер, тур, вамбе, игё, агбенде ан ашве, мнгишим, ашве, Атуур, овощи, ийов, анинге, фурум [ проверьте орфографию ] , ноги, ноги, ноги, ноги.
Тив скобы
жареный ямс,
лоб,
рис и фасоль (может быть шаалев)
напитки
кошмар,
прошлое
Закуски
Арахис и кунжут (семена бени),
асондо (сушеный сладкий картофель),
игбо ахи (жареные или вареные орехи бамбара),
мзембе (жареные груши),
хуу (жареные термиты),
Али и Ньята,
куэсе (пирог с фасолью), Нгята (арахисовая паста)
- Тивские блюда культуры [ нужна ссылка ]
-
толченый ямс и суп-ассорти
-
Бурукуту
-
арахис и кунжут
-
Ибайер
-
подожди дикой природы
-
Неряшливые или груши
-
Жареный батат
Драма
[ редактировать ]Тив используют стиль исполнительского искусства под названием Кваг-хир . [23] Это метод рассказывания историй, в котором используются резные маски и кукольные представления как форма маскарада. Маскарад используется представителями тивской культуры как способ самовыражения. Тив используют этот стиль как способ скрыть свою личность и взять на себя роль духовных существ, известных как адзов. [24] Исполнители скрывают свою личность, но в конце выступления раскрывается их индивидуальный стиль. [25]
Тив играет
[ редактировать ]Тив используют свои пьесы как способ рассказывать традиционные легенды, пересказывать события и политику. [26] Несколько популярных пьес в культуре Тив включают:
- Гладкое бритье - Крис Койве
- Сыны благодарности - Бонифаций Лева
Демография
[ редактировать ]Штат Бенуэ
[ редактировать ]Районы местного самоуправления Таркаа, Макурди, Восточный Гвер, Западный Гвер, Укум, Логос, Коншиша, Гбоко, Кванде, Вандейкья, Кацина Ала, Гума, Буруку и Ушонго.
штат Насарава
[ редактировать ]Районы местного самоуправления Дома, Насарава, Лафия, Оби, Кеана и Аве
Государство плато
[ редактировать ]Районы местного самоуправления Куан Пан и Шендам
Государственный ларек
[ редактировать ]Районы местного самоуправления Бали, Донга, Иби, Гассоль, Такум, Гашака, Курми и Вукари
Штат Кросс-Ривер
[ редактировать ]Районы местного самоуправления Яла, Беквара, Обуду и Обанлику.
Камерун
[ редактировать ]На юго-западной границе Камеруна, в округе Манью, к северо-востоку от Аквайи, на границе с Нигерией, и на границе с племенами йом в Камеруне насчитывается 1700 семей тив с населением около 11 000 человек. Их верховным правителем является Заки Абааджул, подданными которого являются Тив и Улици. Камеронские тив хорошо образованы и живут на англоязычном языке. [27] Камерун является их исконной землей, а некоторые другие живут во франкоязычном регионе. В основном это фермеры, но некоторые работают в правительстве. [ нужна ссылка ]
Известные люди
[ редактировать ]Государственные служащие, политики и активисты
[ редактировать ]


- Джозеф Тарка , политик, правозащитник
- Барнабас Гемаде , бывший председатель партии НДП
- Апер Аку , первый гражданский губернатор штата Бенуэ
- Джордж Акуме , бывший лидер меньшинства в Сенате
- Иёрчия Аю , бывший президент сената
- Проф. Игнатий Акаяр Аюа, САН, ОФР, ФНИАЛС , [ нужна ссылка ] бывший постоянный секретарь Министерства юстиции, первый профессор права и старший адвокат Нигерии из штата Бенуэ, светило права, автор
- Чаха Биам , бывший спикер палаты представителей
- Габриэль Сусвам , политик, бывший губернатор штата Бенуэ и действующий сенатор.
- Сэмюэл Ортом , бывший губернатор штата
- Гиацинт Алия , нынешний губернатор штата
- Джеймс Аятсе , Тор-Тив v
- Дэниел Сарор , бывший лидер меньшинства
- Майкл Аондоака , бывший генеральный прокурор Нигерии
- Мозес Адасу , политик, бывший губернатор штата Бенуэ
- А.И. Кацина-Алу , бывший председатель Верховного суда Нигерии
- Йорвуезе Хагер , бывший заместитель главы сената, министр и посланник
- Йима Сен , интеллектуальный и радикальный политический активист
- Альфред Акаве Торкула , король Тива IV
Военные и правоохранительные органы
[ редактировать ]- Гидеон Оркар , нигерийский военный офицер.
- Виктор Малу , бывший начальник штаба армии
- Джозеф Акахан , первый начальник штаба нигерийской армии
- Джозеф Акаагергер , бывший губернатор штата Кацина
- Джон Марк Иниенгер , бывший ЭКОМОГ командующий
- Фарида Вазири , бывший EFCC председатель
- Джон Кпера , военный губернатор штата Анамбра.
- Генерал Габриэль Кпамбер, бывший ЭКОМОГ командующий
Спортсмены
[ редактировать ]- Терна Сусвам , футболист
- Доминик Йорфа-старший , футболист
- Доминика Йорфа-младшего Футболист
- Тимоти Анжембе , футболист
- Давид Тявкасе , футболист
- Джефф Варем , игрок D-лиги НБА
- Терна Нанде , игрок в американский футбол
- Аполло Крюс , рестлер WWE
- Франциска Ордега , футболист сборной Нигерии.
- Фанендо Ади
- Барнабас Именгер-младший , нападающий нигерийской команды «Супер Иглз»
- Рассел «Руссвол» Орхий, чемпион мира по пауэрлифтингу.
- Мозес Кпакор Бывший игрок футбольных клубов BBL Hawks, BCC Lions, Electricity FC, Abiola Babes и национальной сборной Нигерии.
- Джон Агам Бывший игрок BCC Lions и сборной Нигерии.
- Амир Ангве, бывший игрок BCC Lions, Джулиуса Бергера и сборной Нигерии.
Культура
[ редактировать ]- Акига Сай , автобиограф и историк
- Тай Ивар , певец, продюсер и автор песен
- Августин Таркер Голозо , считается фолк-певцом №1 среди тивов.
- Зааки Аззай — ветеран нигерийского хип-хопа.
- Акуме Акуме , отмеченный наградами актер и модель Нолливуда.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тив — Группа по защите прав меньшинств» . Группа по правам меньшинств . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Дагган, Э. де К. (1932). «Заметки о племени мунши («Тиви») в Северной Нигерии: некоторые исторические очерки». Журнал Королевского африканского общества . 31 (123): 173–182. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a101094 . JSTOR 716707 .
- ^ Перейти обратно: а б Нигерия, Хорошо (02.03.2020). «Этническая группа ТИВ» . Хорошая Нигерия . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Эмми и Шамига Доминик, Itx (январь 2019 г.). «История народа ТИВ, опубликованная Агулой Терду Эммануэль» . Что будет с информатикой в ближайшие десятилетия? .
- ^ Перейти обратно: а б Марк Картрайт (11 апреля 2019 г.). «Миграция банту» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ «Христианские традиционные правители и тивская культура в XXI веке» . Исследовательские ворота . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Бойл, Эндрю (1962). Тренчард «Человек видения» . Сент-Джеймс-Плейс, Лондон: Коллинз . стр. 88–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Генеалогия Тив – Нация Тив» . Проверено 03 сентября 2022 г.
- ^ Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (26 ноября 2008 г.). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 915. ИСБН 9781506317861 .
- ^ Миддлтон, Джон; Тейт, Дэвид (5 ноября 2013 г.). Племена без правителей: исследования африканских сегментарных систем . Рутледж. п. 40. ИСБН 9781136532139 .
- ^ Окехи-Оффоха, Марселина Улунма; Садику, Мэтью Н.О. (1996). Этническое и культурное разнообразие в Нигерии . Африка World Press. п. 105. ИСБН 9780865432833 .
- ^ Нация, Тив. «Мзуф У Тив Великобритания» . Проверено 03 сентября 2022 г.
- ^ Лере, Исмаила (1 июля 2013 г.). «Нигерия: Мистика Какаки» . Дейли Траст (Абуджа) . Проверено 1 июня 2018 г.
- ^ «Мистика Какаки» . www.dailytrust.com.ng . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г.
- ^ «Традиционный музыкальный инструмент: королевская труба «Какаки» | EveryEvery» . Everyever.ng . 06.10.2020 . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «Культура и традиции народа тив штата Бенуэ, Нигерия» . InfoGuideNigeria.com . 22 декабря 2015 г. Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Факунле, Майк (21 марта 2022 г.). «Традиционные требования к браку в Тиве, штат Бенуэ (2023 г.)» . Нигерийский инфопоиск . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Традиционный брак – нация тив» . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «Тивская культура: краткий экскурс в жизнь одного из величайших рассказчиков мира» . Пульс Нигерии . 29 июля 2022 г. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «Тив | Традиционная культура, социальная структура и ритуалы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ «Этническая группа TIV — Хорошая Нигерия» . Goodnigeria.com . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Факунле, Майк (21 марта 2022 г.). «Традиционные требования к браку в Тиве, штат Бенуэ (2023 г.)» . Нигерийский инфопоиск . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Икьер, Годвин Аондофа (2016). «Тивская типология». Матату . 48 (2): 309–334. дои : 10.1163/18757421-04802006 .
- ^ Хардинг, Фрэнсис (зима 1998 г.). « «Представить себя особым образом»: маскировка и демонстрация в представлении Тив «Кваг-хир». Африканское искусство . 31 (1): 56–96. дои : 10.2307/3337624 . JSTOR 3337624 .
- ^ Хардинг, Фрэнсис (1992). «RC Авраам и народ тив». Африканские языки и культуры. Приложение (1): 147–161. JSTOR 586685 .
- ^ Харпер, Пегги (1 октября 1997 г.). «Кваг-хир народа Тива: заметка о драматических рассказах истории и конструкциях природы среди тивов Южной Нигерии» . Окружающая среда и история . 3 (3): 371–376. дои : 10.3197/096734097779555845 .
- ^ «Определение АНГЛОФОНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 30 августа 2022 г.
22. https://books.google.com/books?id=uMv0CAAAQBAJ&q=tiv+chongo+pusu&pg=PT915 рецензия Шамиги Доминика в 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам, Р.К. (1933) Народ тив , Лагос.
- Анифовосе, Р. (1982) Насилие и политика в Нигерии: Тив и опыт йоруба , Нью-Йорк: NOK.
- Аринзе, Ф. (1990) Африканцы и христианство . Эджиофор, преподобный Л. изд. Нсукка: Optimal Computer Solutions Ltd.
- Айоаде, Дж. А. Агбадже, ред. А. А. (1989) Африканская традиционная политическая мысль и институты . Лагос: Центр искусства и цивилизации чернокожих и африканских стран (CBAAC).
- Боханнан, Пол Дж. и Лаура (1953) Тив Центральной Нигерии, Лондон: Международный африканский институт, 1953.
- Боханнан, Лаура (1952). «Генеалогический устав». Африка: Журнал Международного африканского института . 22 (4): 301–315. дои : 10.2307/1156915 . JSTOR 1156915 . S2CID 145557791 . ПроКвест 1298690970 .
- Дэвид, Т. изд. «Политические аспекты общественной организации тив» в «Племе без правил». Лондон: 1958.
- Дорвард, Дэвид Крейг (1969). «Развитие британской колониальной администрации среди тив, 1900-1949». Дела Африки . 68 (273): 316–333. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095924 . JSTOR 720655 .
- Даунс, Р.М. Племя Тив. Кадуна: Правительственная типография, 1933.
- Восток, Р. изд. История Акиги. Лондон: 1965.
- Эхусани, ГО Афро-христианское видение « Озовехе !». Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1991.
- Эванс Причард, EE (1940). Нуэр. Оксфордский университет. Пресс, Нью-Йорк.
- Гбор, капитан. Люди JWT Tiv и их возвращение в Бенуэ. Заря: Издательская корпорация Гаская, 1978.
- Хагер, И.Х. Английская история. Ибадан: CBAAC, 1990.
- Икенга-Метух, Э. Сравнительные исследования африканской традиционной религии. Онитша: Издательство Культуры, 1987.
- Икима, О. изд. Основы истории Нигерии. Ибадан: Heinemann Educational Books Nig Ltd. (для Исторического общества Нигерии), 1980.
- Джибо, М. Политика Тив с 1959 года. Кацина-Ала: Mandate International Limited, 1993.
- Джибо, Мвендага. Вождь и политика: Тор Тив в политике и управлении Тивланда. Франкфурт: Peter Lang AG, 2001. 325 стр. Сочинения европейских университетов, серия 31: Политология, том 422. ISBN 978-3-631-36816-9 / США- ISBN 978-0-8204-4801-5 стр.
- Макар Т. История политических изменений среди тив в 19 и 20 веках. Энугу: Издательство Forth Dimension Publishing Co. Ltd., 1994.
- Макар, Т. Игра «Люди у власти» в политике Нириана примерно 1950–1983 гг. Макурди: Правительственный принтер.
- Мбити, Дж. С. Африканская религия и философия. Лондон: Heinemann Press, 1970.
- Миддлтон, Дж. и Тейт, Д., ред. (1958) Племена без правителей: исследования африканских сегментарных систем , Рутледж и Пол: Лондон.
- Рубинг, Э. (1969) Сыны Тива . Гранд-Рапидс: Бейкер Хаус.
- Цейо, JI Конфликт и объединение в Нигерии: интеграция Tiv . Зария: Гаския Корпорейшн Лимитед, 1975.
- Газета «Авангард» . Пятница, 7 декабря 2001 г.
- Газета «Авангард» . Среда, 5 декабря 2001 г.
- Боханнан, П. Африка . Том. XXIV, №1, 1954.
- Дорвард, округ Колумбия, Дела Африки . Том. 68 № 273, Лондон: 1969.
- Эвелу, IB Западноафриканский журнал философских исследований . Том 2, декабрь 1999 г.
- Икима, О. Журнал Исторического общества Нигерии Vol. VII № 1, 1973.
Неопубликованные работы
[ редактировать ]- Акевер, Э.Т. Эффекты Ямише в традиционной брачной культуре тив . Март 2001 года.
- Акпагер, Т.Дж. Израильский монотеизм в сравнении с монотеизмом традиционной религии тив . Июнь 1994 года.
- Макар Т. История политических перемен среди тив в 19 и 20 веках . 1975.
- Ода, Р. Развитие христианского лидерства в современном тивском сообществе . 1991.
- Соркаа, А.П. Вклад традиционных правителей в развитие сельских районов Нигерии до XXI века . Доклад, представленный на Национальной конференции по нигерийскому государству в ABU Zaria, 1987 г.