Jump to content

Матовые люди

Граффи, Грассфилдеры, Западные Грассфилдеры
Мужчина Тикар (одетый в ткань Тогу) играет на рожке , традиционном инструменте северо-западного региона Камеруна.
Общая численность населения
3,065,644 (9.9%) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Северо-западный регион Камеруна
Языки
Религия
Родственные этнические группы
Бамилеке Бамум

Тикар ( широко известный как Граффи , Грассфилдеры или Западные Грассфилдеры ) [1] [2] это общий термин для группы близкородственных народов, которые в основном населяют северо-западный регион Камеруна с очень небольшим меньшинством в регионе Адамава . [3] Некоторые из этих групп включают, помимо прочего, Бафут , Нсо , Ком , Нквен и более мелкие народы Тикар (с тем же омонимом), обитающие в регионе Адамава . Они известны как великие художники , ремесленники и рассказчики . Когда-то народ Тикар был кочевым народом, согласно некоторым устным традициям, происхождение народа Тикар происходит из долины реки Нил на территории современного Судана . [4] По данным городского совета Баменды, группы Тикари мигрировали из Северной Нигерии и поселились в высокогорьях западного Камеруна. [3] В официальной статистике 1969 года такие этнические группы назывались «полубанту» и «суданские негры». [5] Они говорят на языке северных бантоидов, называемом тикар . Одна из немногих африканских этнических групп, исповедующих монотеистическую традиционную религию, Тикар называют Бога-Творца именем Нюй. У них также есть обширная духовная система почитания предков .

Народы Тикар или Грассфилдс составляют примерно 9,9% населения Камеруна. [1] [6] Это могло быть связано с большим количеством людей Тикар, которые были похищены и проданы в рабство в Америке. [7] Народ Бамум и другие этнические группы также подтвердили свою связь с народом Тикар через правителей Тикара в Королевстве Бамум . Однако народы ком , нсо , бамум , ндоп-бамунка и бафут — единственные этнические группы, которые, по мнению антропологов и историков, имеют законные права на линию тикар. [8] [7]

В настоящее время существует шесть соседних королевств Тикар: Банким (Кими), Нгамбе-Тикар, Конг (Нконг/Бойкуонг), Ндитам (Бандам), Нгуме и Га (Нчи). Границы этих королевств сохранились с тех пор, как в Камерун прибыли немецкие колонизаторы. [7]

Этимология

[ редактировать ]

Во время правления султана Нджойи , правителя Королевства Бамум , французский миссионер и переводчик Анри Мартен задокументировал, что жители Бамума переводили слово Тикар как «те, кто странствует». [9] [10]

Сегодня ведутся споры о том, следует ли считать тикар этнической группой, как народ хауса, или, скорее, общим термином для нескольких групп, поскольку некоторые более мелкие группы утверждают, что они происходят от народа тикар. Хотя легитимность их притязаний сильно оспаривается, сегодня в Камеруне существует единственная этническая группа, которая называется Тикар и фактически происходит от коренного народа Тикар. [2] [11] Продолжаются дебаты по теме более широкого использования названия Тикар/Тикари для обозначения многих деревень и городов в северо-западном регионе Камеруна. В регионе также есть ряд этнических групп, которые заявляют о своем происхождении от Тикара по королевским родословным. Однако устные традиции и тестирование ДНК, проведенные такими компаниями, как African Ancestry, Inc., доказали, что генетически они представляют собой разные этнические группы: некоторые испытуемые получили результаты Тикара из Камеруна, а другие - результаты Бамилеке из Камеруна. [11] [12]

Народ Бамум и другие этнические группы также подтвердили свою связь с народом Тикар через правителей Тикара в Королевстве Бамум . По словам Молефи Кенте Асанте , «Бамун и Тикар известны как великие художники, создающие огромные скульптуры из бронзы и бус. Во многих отношениях поток культуры между Тикаром и Бамуном обогатил обе группы. Бамун по существу заимствовали многие слова из языка тикар. Они также переняли слова от других народов, в том числе бафанджи , бамали и бамбаланга сходные культурные элементы среди тикар и бамум . ». Антропологи выявили Заявления Грассфилдов о происхождении Тикаров являются политической данью. [13] Небольшие общины народов хауса в Камеруне также идентифицируют себя как Тикар. [7]

Бамбили, Оку, Ком, Бум, Бафут, Нсо, Мбиаме, Вия, Тан, Война, Мбот, Мбем, Фунгом, Ве, Ммен, Бамунка, Бабунго, Месси, Бамессинг, Бамбаланг, Деньги, Фанджи, Папиакум, Ангола, Биг Банкиры, Банкиры Тунго, Нквен и Бумбуи. [11] Небольшие общины народов хауса в Камеруне также идентифицируют себя как Тикар. [8] Однако народы ком, нсо, бамум, ндоп-бамунка и бафут - единственные этнические группы, которые, по мнению антропологов и историков, имеют законные права на линию тикар. [7] [8]

Источник

[ редактировать ]

Устная традиция гласит, что народ Тикар первоначально населял долину реки Нил на территории современного Судана. [4] [5] В некоторых источниках также утверждается, что предки Тикара мигрировали из Королевства Куш. [14] [15] По неизвестным причинам, возможно, из-за войны или голода, они поселились на плато Баменда в Камеруне, где построили королевство. [14] [16] По прибытии их считали «суданскими завоевателями», изменившими весь северно-центральный Камерун и прославившимися в регионе своими навыками изготовления железа. [17] [18]

Профессор и социальный антрополог Дэвид Зейтлин изучил теории происхождения тикар нескольких историков, в том числе Элдриджа Мохаммаду, историка, изучавшего историю Центрального Камеруна и происхождение групп, говорящих на тикарском языке. Исследуя эти теории происхождения, Зейтлин заявил, что «главный спорный вопрос — это происхождение основателей династий и дворцовых учреждений различных групп, говорящих на тикарском языке. Насколько следует доверять заявлениям о происхождении мбума? Ответить При этом необходимо учитывать различные свидетельства, включая устную традицию и историческую лингвистику». В то время как некоторые утверждают, что нет никаких доказательств того, что народ Тикар когда-либо жил вдоль Нила, другие соглашаются и утверждают, что также нет никаких доказательств того, что народ Тикар этого не делал. Они ссылаются на устные традиции, а также на неопределенность происхождения Тикара в качестве доказательства, учитывая, что не так много споров о том, откуда возникли этнические группы, как на причину дальнейших исследований. [2]

Элдридж Мохаммаду выдвинул гипотезу, что королевства Тикар были основаны захватчиками из группы Баре-Чамба, свергнувшими местных правителей Мбума в 18 веке, и что термин Тикар первоначально относился к политической и военной элите захватчиков. Мохаммаду также утверждает, что мбум являются коренными жителями этого района и что они распространяют свою культуру и язык среди других групп посредством мирных контактов и торговли. Однако Зейтлин указывает на некоторые проблемы и несоответствия в аргументах Мохаммаду, такие как отсутствие четких доказательств вторжений Баре-Чамба, путаница между различными группами со схожими названиями, а также пренебрежение устными традициями и исторической лингвистикой. Зейтлин также подвергает сомнению утверждение Мохаммаду о том, что история Бамуна отличается от истории, предложенной Клодом Тардитсом, который рассматривает Бамун как результат длительного процесса культурной и политической интеграции, а не внезапного завоевания иностранной группой. Зейтлин сравнивает подход Мохаммаду с подходом Жана Юро, который называет фульбе главными агентами перемен, а не баре-чамба. [2]

Тикар Трон, художник Тикар Бамум, деревянный, высота 42 фута; Глубина 27 дюймов, ширина 38 дюймов. Фото Бруно Кемайю. Опубликовано Дэвидом В. Ридом, доктором философии.

Согласно устной традиции Мбум, после проникновения и заселения Крайнего Северного региона Камеруна предками Мбум народа Тикар правил Нья Сана. О нем и его правлении мало что известно, но говорят, что от Нья Саны произошла королевская линия, от которой родился Тук Гокор. Еще один Мбум Фон (или король) и Йесум / Йелаа (или королева-консорт ) [6] Говорят, что он основал Королевство Нганха. Их дочь, принцесса Воу-Тен (также называемая Бетака или Белака), покинула королевство своих родителей и отправилась в регион Адамава, где основала Королевство Тинкала, первый официальный фондом или династию Тикар . Считается, что она правила народом Тикар как Фон в 1201–1246 годах. [19]

В конце 14 века два брата Тикар, Тинки и Гие, основали два автономных королевства Тикар: Королевство Банким (также называемое Кими) в Рифуме и Королевство Нгамбе-Тикар соответственно. Считается, что принцы Тикара и принцесса из своего рода вышли из Банкима, чтобы создать собственное наследие в ходе двух великих миграций. [7] В первой волне: принц Нчаре (также называемый Ньяре) основал Королевство Бамум ; Принц Дундже основал Королевство Ндитам (также называемое Бандам). [7] и правил вместе с королевой-матерью Ндуингньи; Принц Кпо покинул Ндитам и основал Королевство Нгуме; Принц Г'Баттеу основал Королевство Га; и принцесса Н'Гуэн (также называемая Нгуонсо) основала Королевство Нсо (также называемое Бансо). [7] Во второй волне принц Мбли покинул Банким и основал Королевство Конг. Принц Инди и принц Оухин также отважились покинуть Банким и поселились на юге в Ве и Ине соответственно. Однако их деревни так и не превратились в королевства. [7]

Большинство жителей Тикара позже были похищены торговцами людьми Чамба и Фулани в 18 и 19 веках, которые завидовали процветающим торговым сделкам Тикара посредством обработки железа и изготовления масок. [20] В то время как многие порабощенные камерунцы и нигерийцы были отправлены из бухты Биафра, многие Тикар и Дуала были проданы вверх по реке в Сьерра-Леону и вниз в Анголу , где они затем были проданы в рабство и насильно перевезены в Америку в рамках атлантической работорговли . Записи показывают, что на долю Тикар приходилось большая часть украденных камерунцев, высадившихся на корабли, направлявшихся в Америку, что привело к резкому сокращению этнической группы Тикар на африканском континенте. [20] Оставшиеся Тикар вели устный рассказ об истории и делали все возможное, чтобы сохранить традиции Тикара. [6]

Альтернативная устная традиция

[ редактировать ]
Эти троны Маду-Йеноу было приказано создать вождю Тикара в Рифуме. Их создал Нджикам Исидор, внук великого скульптора времен правления короля Нджойи Нджи Гбетома Салифу. По обычаю, одновременно были изготовлены два престола; второй в качестве запасного на случай, если что-нибудь случится с основным троном.

В другом сообщении говорится, что вождь Тинки в конечном итоге стал Фоном и правил до своей смерти в 1387 году, которая ознаменовала серию смертельных битв за право на трон в Рифуме. [17] В конце концов на трон взошел его сын Мвеинг и правил до 1413 года. Однако многие считали, что законным наследником был другой сын Тинки, Нчаре Йен. [19] В этом рассказе Нчаре Йен и его братья и сестры Мбе (также называемый Морунта) и его сестра Нгоннсо (также пишется как Нгуонсо) опасались за свою жизнь и бежали. В Мбаме все трое разошлись. Мбе отправился на восток и основал Королевство Ндитам в Бандаме. Нгоннсо направился на запад и основал Королевство Нсо в Кумбо. [17] [16] [19]

Бамумская связь

[ редактировать ]

Фон Нчаре основал Королевство Бамум в Фумбане где-то между концом 14 и началом 15 веков. [9] [17] По словам короля Идрису (Ибрагима) Мбору Нджойи, имя народу Бамум дал более поздний король Бамума по имени Манджу. [6] По мере расширения королевства Фумбан стал столицей, а Бамум стал одним из крупнейших королевств, возникших на лугах Камеруна. Считается, что и королевство, и его столица названы в честь матери Нчаре Йен, Мфумбан. [19] [17] Несмотря на долгую историю между народами Бамум и Тикар, сегодня они считаются разными этническими группами. [21]

География

[ редактировать ]

В настоящее время существует шесть соседних королевств Тикар: Банким ( Кими ), Нгамбе-Тикар , Конг , Ндитам (Бандам), Нгуме и Га . Границы этих королевств сохранились с тех пор, как в Камерун прибыли немецкие колонизаторы. [7] Сегодня народ Тикар населяет регион Адамава и некоторые регионы провинции Баменда . Северо -Запад состоит из Фунгум, Бум и Ком . Северо-восток состоит из Мбема, Мбау, Вии, Вары и Тана. Юго-восток состоит из Бансо (Нсау), Ндопа и Бафута . [6]

Они говорят на языках Западного Грассфилда , которые являются ветвью языков Грассфилдса, принадлежащих к южной бантоидной ветви нигерско -конголезской языковой семьи.

В регионе Адамава меньшая этническая группа численностью 25 000 человек, использующая тот же омоним, что и народ тикар, говорит на северном бантоидном , полубанту языке, называемом тикар , который, как предполагается, является расходящимся языком в нигерско-конголезской языковой семье . [22] Язык Тикар (также называемый Тиге, Тигре или Тикари) имеет четыре региональных диалекта, включая Туму , на котором говорят в Банкиме и Ндитаме. [7] Лингвист Роджер Бленч заявил, что язык Тикар и другие бантуоидные языки принадлежат к ветви нигеро-конголезской семьи, связанной с банту, но отличной от нее, и не имеют классической системы именных классов банту . [22]

Генетика

[ редактировать ]
Бронзовые фигурки четырех порабощенных Тикаров, которых мавританская колониальная гвардия и королевская гвардия Мбоума ведут к побережью для экспорта в Америку, работы Нджи Гбеткома Салифу, скульптора Бамуна из Камерунских лугов, 1946-1950 годы. Фото Бруно Кемайю. Опубликовано главой Монгбет Вессой Ибрагимом и Дэвидом В. Ридом, доктором философии.

Генетическое тестирование показало, что многие Тикары принадлежат к гаплогруппе L3e , которая распространена в Центральной и Восточной Африке, а также на Канарских островах. [23] Гаплогруппа L2a1* была также обнаружена среди жителей Центральной Африки , включая народ Тикар в Камеруне и народ Буби с острова Биоко . [24] [25]

Исследование двенадцати коренных африканских популяций в Центральной, Восточной и Южной Африке, проведенное в 2023 году , выявило геномные варианты, которые исследователи использовали для реконструкции событий примеси и филогенетических отношений. Результаты показали, что народ Тикар имеет «23% предков, связанных с архаической популяцией, которая разошлась до дивергенции всех современных человеческих популяций (возможно, отражая интрогрессию из архаической популяции в современные популяции) и 77% предков, связанных с популяцией, связанной с Нило-сахароязычный мурси народ Эфиопии . Исследование также показало, что «фулани произошли на 50% от населения, родственного амхаре , и на 50% от населения, родственного тикари (что соответствует результатам TreeMix с тремя миграционными событиями)». [26]

Исследование 2010 года показало, что тикар являются генетическим отличием от народов нигерийского региона Кросс-Ривер , Игболанда и Ганы , демонстрируя существенные различия. [24] Аналогичным образом, исследование 2023 года показало, что самоидентифицированные тикары, живущие в регионе Адамава и говорящие на языке тикар, принадлежат к другому генетическому кластеру, чем самоидентифицированные тикар, которые живут среди других этнических групп Грассфилдса и не говорят на языке тикар. Он пришел к выводу, что жители Камеруна и Судана «продемонстрировали наибольшее снижение генетического сходства с расстоянием, которое сохранялось даже после сравнения людей, принадлежащих к одной и той же этнической группе». [27]

В том же исследовании были обнаружены генетические вариации, связанные с тикаром, среди народа баконго в Демократической Республике Конго , этнических групп банту в Кении , народа химба и народа дамара в Намибии , а также останков пещеры залива Эланд в Южной Африке . [27] Считается, что им более 3000 лет. [28]

Благодаря тестированию ДНК компании African Ancestry, Inc., основанной генетиком доктором Риком Киттлсом и предпринимателем доктором Джиной Пейдж, люди африканского происхождения в Соединенных Штатах , Южной Америке и странах Карибского бассейна смогли проследить свою родословную от народа тикар из Камерун. [29] Генетическое тестирование показало, что потомки этих украденных людей из кластера Тикар- пигмеев переместили мтдны гаплогруппу L3 в Америку, когда их насильно увезли. В результате L3 сегодня довольно распространен в США и Бразилии . [30]

Культура

[ редактировать ]
Ожерелье из львиных зубов, созданное народом Тикар

Тикар - народ, значимый в художественном и культурном отношении. Дизайн тканевых отпечатков тогу и ндоп стал культурным маркером народов Тикар и Грассфилдс, создав уникальный стиль, который позволил легко отличить их от других народов за пределами региона. Эти замысловатые узоры до сих пор используются в одежде, архитектуре, искусстве и для разграничения королевских ритуальных пространств. [31]

Артистизм

[ редактировать ]

Тикар известны своими очень детализированными масками. Их артистизм поставил народ Тикар в центр торговли и политики Камеруна и сделал его силой, с которой нужно считаться в глазах соседних этнических групп, особенно с учетом того, что они считаются единственным народом в регионе, умеющим обращаться с железом. работающий . Их маски часто характеризуются четко выраженными носами и большими глазами. Они также известны своими красиво украшенными медными трубками. [32] Наряду с народом Бамилеке, Тикар также известны своими замысловатыми масками слонов, которые стали известны в городе Бали . [33]

Рога и трубы Тикар играют важную роль в духовных и культурных церемониях, причем каждый дизайн специально создается для конкретного события. [34] То же самое можно сказать и о тщательно продуманных пастбищных дворцах, в которых есть резные колонны, поддерживающие свесы крыш, ансамбль дверных косяков, перемычек и подоконников, обрамляющих вход, а также внутренние дверные проемы, выходящие в открытые дворы. [35]

Культурные верования

[ редактировать ]

Окруженные великолепными лугами , жители Тикара развили уникальное понимание природы и проводили ритуалы посадки, чтобы благословить семена и рабочие инструменты. Известно, что другие этнические группы в регионе приносили в жертву животных, когда приходило время сажать растения. [21]

У Тикар также были свои собственные культурные верования относительно родов. Когда-то считалось, что во время беременности кровь, которую женщина обычно выделяет во время менструации , образует части плода. Говорят, что эта кровь формирует кожу, кровь, плоть и большинство органов. отца Считалось, что кости, мозг, сердце и зубы образовались из спермы . [36] В случае с сыном мужественность тоже исходила из этого.

Музыка и танец

[ редактировать ]

Популярные музыкальные жанры Grassfielders включают Нджанг, популяризированный покойным певцом Джоном Минангом, а также фольклорную музыку, которая обычно сопровождается такими танцами, как Bottle Dance и Mbaghalum .

Духовность

[ редактировать ]
Это изображение покойного фон (короля) Нгамбе, одной из деревень Тикара. На шее у него ошейник из слоновой кости, сделанный из слоновьих бивней. Он носит его только один раз в году, во время фестиваля «Сладкий». Это традиционный фестиваль Тикар, во время которого призывают духов предков и просят их благословить общину.

Сегодня тикарцы преимущественно исповедуют христианство. Однако есть небольшое количество тех, кто исповедует традиционные религии и ислам. [37] Несмотря на различия между духовными практиками, тикар, как известно, обращается к Богу-Творцу как Нюй, а люди Бамилеке называют Нюй как Си . Обе группы, наряду с другими народами Лугов, верят, что Бог требует от них уважения к своим предкам. Это имеет решающее значение для их духовности; поскольку они традиционно считали, что духи их предков были воплощены в черепах умерших предков и все еще присутствуют. [21]

«Черепа принадлежат старшему из ныне живущих мужчин в каждой линии, и все члены большой семьи признают одни и те же черепа принадлежащими своей группе. Когда семья решает переехать, жилище, которое должно быть сначала очищено прорицателя, построен для размещения черепов на новом месте. Хотя не все черепа предков находятся во владении семьи, этим духам негде жить, и в результате они могут доставить неприятности. Чтобы компенсировать это, когда череп мужчины не сохранился, член семьи должен пройти церемонию, включающую возлияния в землю, затем также выражается уважение к земле, собранной с места этого подношения. женские черепа, хотя подробности о таких практиках практически не зафиксированы». -Молефи Кете Асанте [21]

Большая часть устной традиции Тикара рассказывает об их путешествии, спасающемся от распространения ислама . [37] [38] После того, как они поселились в Камеруне, народ Тикар вскоре обнаружил, что бежал из северного Камеруна в Адамаву, чтобы избежать принудительного обращения со стороны мусульманских захватчиков -фулани , которые двинулись на юг, в Камерун, чтобы воспользоваться прибыльным торговым маршрутом между западом и центром . [7] [37] Затем тикар мигрировали на юг, в город, который впоследствии стал известен как город Фумбан на северо-западе Камеруна. Как только фулани последовали на юг, началась священная война, вынудившая некоторые этнические группы снова бежать. Другие, такие как Бамун, остались, надеясь противостоять исламу. [38] Завоевание Фулани было недолгим и не привело к исламизации, хотя эту веру принял более поздний правитель Бамума , султан Ибрагим Мбуомбуо Нджойя , в начале 20 века. [32] [38] Это создало разделение между народами Бамум и Бафия . [21]

Известные люди прямого происхождения Тикара

[ редактировать ]
  • Джастин Че , камерунско-американский футболист национальности бафут.
  • Джон Фру Нди , камерунский политик национальности баменданквен.
  • Ндамуконг Су , американец камерунского и ямайского происхождения из национальности Баменданкен.
  • Саймон Ачиди Ачу , камерунский политик национальности бафут.
  • Наоми Ачу , камерунская певица из национальности Баменданквен.
  • Либианка , камеруно-американская певица из баменданквенской национальности.
  • Шей Лонтум Йов , камерунский певец национальности нсо.
  • Магаско , камерунский певец национальности ком.
  • Чили Вавайи , камерунский певец национальности нсо.
  • Билл Ф. Нди , камерунский писатель
  • Джон Минанг , камерунский фольклорный певец из Баменды.
  • Бобе Йерима , камерунский певец национальности ком.
  • Джон Нгу Фонча , камерунский политик из национальности Баменданквен

Известные люди происхождения Тикар в Америке

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Африка: Камерун – Всемирная книга фактов – Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 8 июля 2024 г. Проверено 11 июля 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Зейтлин, Дэвид (1995). «Элдридж Мохаммаду о происхождении Тикара» . Журнал Антропологического общества Оксфорда . 26 (1): 100–102.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Совет Баменды III: Совет будущего» . 8 июля 2024 г. Проверено 14 июля 2024 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Дельнеф, Мишель; Эссом, Жозеф-Мари; Фроман, Ален (1998). Палеоантропология в Центральной Африке: оценка археологии в Камеруне (на французском языке). Париж, Франция: L'Harmattan. стр. 214–215. ISBN  978-2-7384-7405-6 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Фонлон, Бернар (1969). «Языковая проблема в Камеруне (историческая перспектива)» . Аббиа: Обзор культуры Камеруна . 22 (1): 25–49. JSTOR   3098088 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Маккалок, Мерран; Литтлвуд, Маргарет (2017). Народы Центрального Камеруна (Тикар. Бамум и Бамилеке. Банен, Бафия и Балом): Западная Африка, часть IX (1-е изд.). Рутледж. стр. 100-1 11–13, 36–40, 53. ISBN.  978-1138239524 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Прайс, Дэвид (1979). «Кто теперь Тикар?» . Пайдеума . 25 : 89–98. ISSN   0078-7809 . JSTOR   23076439 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с ДеЛэнси, Марк Дайк; Нех Мбух, Ребекка; ДеЛэнси, Марк В. (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Лэнхэм, Мэриленд • Торонто • Плимут, Великобритания: The Scarecrow Press, Inc. с. 402. ИСБН  978-0810837751 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Каберри, Филлис М. (1962). «Слуги и королевские семьи на Камерунских Грассфилдах» . Cahiers d'Etudes Africaines . 3 (10): 283. doi : 10.3406/cea.1962.3704 . ISSN   0008-0055 . JSTOR   4390833 .
  10. ^ Гири, Криструд (1983). «Бамумские двухфигурные троны: дополнительные доказательства» . Африканское искусство . 16 (4): 46–87. дои : 10.2307/3336034 . ISSN   0001-9933 . JSTOR   3336034 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Тикар» . www.101lasttribes.com . Проверено 15 мая 2022 г.
  12. ^ Браун, Иветт (10 февраля 2015 г.). «Эрика Баду обнаруживает и воссоединяется со своими африканскими корнями» . VIBE.com . Проверено 31 декабря 2023 г.
  13. ^ Чилвер, Элизабет М.; Каберри, Филлис М. (1971). «Проблема Тикара: непроблема». Журнал африканских языков . Х (2): 13–14.
  14. ^ Перейти обратно: а б Элуга, Мартин (март 2014 г.). Тикар Центрального Камеруна: этногенез, культура и отношения с соседними народами . Харматтан. ISBN  9782343032108 .
  15. ^ ДеЛэнси, Марк Дайк; Нех Мбух, Ребекка; ДеЛэнси, Марк В. (2010). Исторический словарь Республики Камерун . Лэнхэм, Мэриленд • Торонто • Плимут, Великобритания: The Scarecrow Press, Inc. с. 402. ИСБН  978-0810837751 .
  16. ^ Перейти обратно: а б «Гены рассказывают историю размером с Африку» . Новости Эн-Би-Си . 05.11.2011 . Проверено 31 декабря 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Фомине, Форка Лейпей Мэтью; Фомине, Форка Лейпей Мэтью (2010). «Династия Бамум и влияние ислама в Фумбане, 1390-настоящее время» . Журнал Исторического общества Нигерии . 19 : 110–131. ISSN   0018-2540 . JSTOR   41857165 .
  18. ^ Онгум, Луи-Мари; Митч, Р.Х. (1993). «Эротическая поэзия лугов» . Исследования африканской литературы . 24 (2): 101–108. ISSN   0034-5210 . JSTOR   3819889 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д «История Буи — Союз семьи Буи — США» . bfu-usa.org . Проверено 12 февраля 2023 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Нвокеджи, Г. Уго; Элтис, Дэвид (2002). «Характеристики пленников, покидающих Камерун и направляющихся в Америку, 1822–1837 гг.» . Журнал африканской истории . 43 (2): 191–210. дои : 10.1017/S0021853701008076 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   4100505 . S2CID   162111157 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии МУДРЕЦ. стр. 100-1 18, 95, 103, 748. ISBN.  978-1-4129-3636-1 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Бленч, Роджер (2011). «Членство и внутренняя структура бантоидов и граница с банту» (PDF) . Берлин: Университет Гумбольдта. п. 16.
  23. ^ «L3e1 MTree» . www.yfull.com . Проверено 17 января 2024 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Вирама, Кришна Р.; Коннелл, Брюс А.; Налейте, Насер Ансари; Пауэлл, Адам; Пластер, Кристофер А.; Зейтлин, Дэвид; Менделл, Нэнси Р.; Уил, Майкл Э.; Брэдман, Нил; Томас, Марк Г. (31 марта 2010 г.). «Небольшая генетическая дифференциация по оценкам однородительских маркеров при наличии значительных языковых различий у народов региона Кросс-Ривер в Нигерии» . Эволюционная биология BMC . 10 (1): 92. Бибкод : 2010BMCEE..10...92В . дои : 10.1186/1471-2148-10-92 . ISSN   1471-2148 . ПМЦ   2867817 . ПМИД   20356404 .
  25. ^ Салас, Антонио; Ричардс, Мартин; Де ла Фе, Томас; Лареу, Мария-Виктория; Собрино, Беатрис; Санчес-Дис, Паула; Маколей, Винсент; Карраседо, Анхель (2002). «Создание африканского ландшафта мтДНК» . Американский журнал генетики человека . 71 (5). ISSN 0002-9297. PMID 12395296
  26. ^ Фань, Шаохуа; Спенс, Джеффри П.; Фэн, Юаньцин; Хансен, Мэтью Э.Б.; Терхорст, Джонатан; Бельтрам, Марсия Х.; Ранчиаро, Алессия; Хирбо, Джибрил; Беггс, Уильям; Томас, Нил; Ньямбо, Томас; Мполока, Сунунгуко Вата; Моконе, Гаоньядиве Джордж; Ньямнши, Альфред; Фолкунан, Чарльз (2 марта 2023 г.). «Полногеномное секвенирование раскрывает сложную демографическую историю африканского населения и признаки местной адаптации» . Клетка . 186 (5): 923–939.e14. дои : 10.1016/j.cell.2023.01.042 . ISSN   0092-8674 . ПМЦ   10568978 . ПМИД   36868214 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Берд, Нэнси; Ормонд, Луиза; Ава, Паскаль; Колдуэлл, Элизабет Ф.; Коннелл, Брюс; Эламин, Мохамед; Фадделмола, Фейсал М.; Мэтью Фомин, Форка Лейпей; Лопес, Сайоа; Макихерн, Скотт; Моньино, Ив; Моррис, Сэм; Нясянен-Гилмор, Пьета; Нкеция В., Нана Кобина; Вирама, Кришна (2023). «Плотная выборка этнических групп в африканских странах раскрывает мелкомасштабную генетическую структуру и обширную историческую примесь» . Достижения науки . 9 (13): eabq2616. Бибкод : 2023SciA....9.2616B . дои : 10.1126/sciadv.abq2616 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10058250 . ПМИД   36989356 .
  28. ^ Сили, Джудит; Пфайффер, Сьюзен; Йейтс, Ройден; Уиллмор, Кэти; Манхайр, Энтони; Мэггс, Тим; Лэнхэм, Джон; Уилмор, Кэти (2000). «Захоронения детей охотников-собирателей в горах Пахуис, Западный Кейп: рост, диета и практика захоронения в позднем голоцене» . Южноафриканский археологический бюллетень . 55 (171): 33–35. дои : 10.2307/3888890 . ISSN   0038-1969 . JSTOR   3888890 .
  29. ^ «Возврат в четверг: Ванесса А. Уильямс прослеживает родословную Камеруна с помощью теста на африканское происхождение» . Африканское происхождение . Проверено 28 августа 2023 г.
  30. ^ Бандельт, HJ; Алвес-Сильва, Ж.; Гимарайнш, Пенсильвания; Сантос, Миссисипи; Брем, А.; Перейра, Л.; Коппа, А.; Ларруга, Дж. М.; Ренго, К.; Скоццари, Р.; Торрони, А.; Прата, MJ; Аморим, А.; Прадо, В.Ф.; Пена, SD (ноябрь 2001 г.). «Филогеография митохондриальной гаплогруппы человека L3e: снимок предыстории Африки и работорговли в Атлантике» . Анналы генетики человека . 65 (Часть 6): 549–563. дои : 10.1017/S0003480001008892 . ISSN   0003-4800 . ПМИД   11851985 .
  31. ^ «Ткань Бамилеке Ндоп, Камерун» . www.hamillgallery.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б «Камерун – Культурная жизнь» . Британника . Проверено 13 мая 2022 г.
  33. ^ «Маски слонов Бали, Камерун» . www.hamillgallery.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  34. ^ «Тикар Хорнс, Камерун» . www.hamillgallery.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  35. ^ «Столбы Бамун, Камерун» . www.hamillgallery.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  36. ^ "спуск/графика - Страница 1" . Люси.ukc.ac.uk. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 г. Проверено 15 мая 2012 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с «Тикар, Твумву в Камеруне» . Проект Джошуа . Проверено 13 мая 2022 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Лон, Джозеф (январь 2021 г.). «Понимание романтики между королями и исламом в королевствах Нсо и Бабесси на лугах Баменда в Камеруне» (PDF) . Международный журнал исследований и инноваций в социальных науках . 5 (1).
  39. ^ Даулинг, Маркус К. «Энтони Андерсон, перемещенный семьей Блэков, знакомится с потерянным предком в новом документальном фильме» . Теннессиец . Проверено 29 января 2023 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д «PBS исследует вклад афроамериканцев в историю и общество» . О PBS — Главная . Проверено 29 января 2023 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Ух ты! Эбро и Розенберг ШОКИРОВАНЫ результатами об африканском происхождении! , 25 марта 2019 г. , получено 29 января 2023 г.
  42. ^ «От любви и хип-хопа к наследию, часть 2 - | VH1» . www.vh1.com . 14 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 29 января 2023 г.
  43. ^ Актриса Шерил Ли Ральф гордится своим камерунским происхождением , 31 декабря 2011 г. , получено 29 января 2023 г.
  44. ^ 13 июля фоменкий алоизий амбодем //; Ответ, 2017 г., 7:52 // (28 мая 2015 г.). «Таша Смит» . Камерунский журнал путешествий и отдыха . Проверено 29 января 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  45. ^ « В поисках своих корней с Генри Луи Гейтсом-младшим» — ДНК в девятом эпизоде» . www.yourgeneticgenealogue.com . Проверено 29 января 2023 г.
  46. ^ «СПУТНИКИ: ДНК-тест Блэра Андервуда выявил камерунское происхождение – Империя Нексдим» . 17 сентября 2011 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
  47. ^ «Возврат в четверг: Ванесса А. Уильямс прослеживает родословную Камеруна с помощью теста на африканское происхождение» . Африканское происхождение . Проверено 29 января 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1abcadea05f598c884eb0d7688883dd__1722642840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/dd/d1abcadea05f598c884eb0d7688883dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tikar people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)