Королевство Бамум
Королевство Бамум Бамум | |
---|---|
в. 1394 | |
Статус | Королевство |
Капитал | Выяснить |
Общие языки | Бамумский язык |
Религия | Африканская религия |
Правительство | Монархия |
Мфон | |
История | |
• Учредил | в. 1394 |
Королевство Бамун (также пишется как Бамун , Бамун , Бамун или Мум ) (1394–1916) было центральноафриканским государством на территории нынешнего северо-западного Камеруна . Он был основан бамуном , этнической группой с северо-востока Камеруна. Ее столицей был древний город-крепость Фумбан . Королевство перешло под контроль Германской Западной Африки в 1916 году.
Происхождение
[ редактировать ]Королевство Бамум было первоначально основано старшим братом королевской династии Тикар . Королем-основателем (называемым «фон» или «мфон») был Нчаре, завоеватель, который, по слухам, разгромил около 18 правителей. Король Нчаре основал столицу Фумбан , называвшуюся тогда Мфомбен. [1] Эта первая группа завоевателей-эмигрантов из Тикара впитала язык и обычаи своих новых подданных и с тех пор стала известна как Мбум. Считается, что миграции чамба с равнины Тикар в южной части западного плато Адамава привели к основанию королевства. [2]
История
[ редактировать ]В 18 веке королевство столкнулось с угрозой вторжения с севера воинов Фулани и Чамба. К концу века в владениях Бамума насчитывалось около 10 000–12 000 человек. История и обычаи Бамума насчитывают десять королей между основателем и Куоту. Девять королей, последовавших за Нчаре, не запомнились чем-то особенным. Они не были завоевателями, и территориальная экспансия произошла только во время правления десятого Мбума, Мбум Мбуэмбуе, в начале 19 века. [1]
Король Мбуэмбуе был первым правителем, расширившим королевство Бамун, как известно, заявив, что он отметит свои границы «кровью и черным железом». [3] : 118 Он отразил атаку лидера фулани Хаммана Самбо в 1820-х годах, укрепив столицу траншеей, которая остановила всадников фулани. [4] [3] : 118 Он был основателем эмблемы народа Бамун, характеризующей их способность сражаться на два фронта и побеждать на обоих одновременно. Он представлял народ Бамун в виде змеи с двумя головами, известной как «Нгнве пех ту». [ нужна ссылка ]
Немецкое вторжение
[ редактировать ]Королевство Бамун добровольно вошло в состав немецкого Камеруна в 1884 году во время правления Мфон Нсангу. Во время своего правления Бамум вел войну с Нсо . К концу конфликта король был убит, а его голова была унесена Нсо. Сразу после этого одна из жен короля, Ньяпдунке, вместе со своим возлюбленным Гбетнком Ндомбуэ взяла на себя управление королевством. (Гбетнком не был мфоном, поскольку был другой Гбетнком, сын Мфон Мбуэмбу, великого завоевателя.) После смерти Мфон Мбуэмбу не осталось наследника мужского пола, который мог бы унаследовать его трон. Ньяпдунке какое-то время занимал пост, но не смог представлять короля. Ее удалили, и считалось, что один из сыновей короля Мбетнком находился на лечении в деревне Массагам. Он был возвращен и стал Мфон Мбетнком. [ нужна ссылка ]
Мбетнком был невысоким человеком, диктатором, который отрубал ноги тем, кто был выше него. Это была практика, которая стоила ему жизни во время тренировки по охоте. После его смерти ему наследовал его маленький сын Мбиенкуо. Он был слишком молод, чтобы править. У него вошло в привычку желать узнать, кто был его отцом среди людей, которые вели за ним охрану. Его суд во главе с Нгуо засомневался и решил, что мальчик может в конечном итоге узнать, что именно они убили его отца. Мфон Мбиенкуо был унесен и убит в месте под названием «Мфе закрыл Мфон мбвере». Трон некоторое время оставался вакантным, и Нгоу, лидер двора, в конечном итоге стал Мфоном. К сожалению, он не был потомком короля Мбуэмбу. Он был рабом Бамилеке. Его подданные не приветствовали Нгуо, и он решил перенести дворец к себе. Позже Мфон Нгуо был изгнан после ожесточенной драки между ним и последователями Мбуембу. Нсангу, внук Мбуэмбу, стал королем. [ нужна ссылка ]
Нджойя Великий
[ редактировать ]В конце концов к власти пришел король Нджойя , сын убитого короля. Он был одним из самых плодовитых правителей Бамума и правил примерно с 1883 по 1931 год. [5] Он добровольно передал свое королевство под защиту немецкой колониальной власти и отвечал за модернизацию определенных элементов общества Мбум. [ нужна ссылка ]
В 1897 году Нджойя и его двор приняли ислам, и это решение повлияло на культуру Бамуна еще долго после смерти Нджойи. [6] Он изобрел письменность Бамума , чтобы его люди могли записывать историю Бамума. В 1910 году Нджойя построил школу, где преподавали письменность. Немцам было разрешено основать Базельскую миссию в столице, и было начато строительство храма. Была построена школа, укомплектованная миссионерами, преподававшими на немецком и родном языках. Немцы внедрили новые технологии жилищного строительства, поселяясь среди жителей королевства в качестве фермеров, торговцев и педагогов. Король Нджойя оставался верным своим немецким повелителям, которые уважали его права как короля и консультировались с ним по колониальным делам. [ нужна ссылка ]
Еще одним важным элементом в истории королевства во время защиты Германии было появление сладкого картофеля, макабо и других новых продуктов, которые помогли королевству стать более процветающим. Мбум смогли торговать за пределами своих традиционных границ, и их доходы значительно повысили уровень жизни. На короля Нджоя большое влияние оказали миссионеры, осуждавшие идолов, человеческие жертвоприношения и многоженство. В ответ Нджойя сократил королевские излишества. Дворянам разрешалось жениться на рабах и представителях неземельного класса рабов. Однако король остался необращённым в христианство. Он объединил некоторые принципы христианства и ислама с традиционными верованиями, чтобы создать новую религию, более приемлемую для его подданных. [7]
экспедиционный корпус В 1906 году Германия направила против Нсо при поддержке воинов короля Нджои. После победы силы вернули себе голову отца Нджои, что имело решающее значение для легитимизации короля. С тех пор связь между Бамумом и Германией стала прочной. [ нужна ссылка ]
Первая мировая война и французское вторжение
[ редактировать ]В 1914 году союзники вторглись в немецкий Камерун в рамках западноафриканской кампании . Фумбан был захвачен британцами под командованием полковника Горжа в декабре 1915 года. [8] и Горджес включил в свою книгу рассказ из первых рук о людях и их столице. [ который? ] Горджес описал Нджойю как человека, который по понятным причинам «немного нервничал», когда они впервые встретились, но принял британское правление, как только его заверили, что ни ему, ни его народу не причинится никакого вреда. В 1918 году колониальные владения Германии, включая Камерун, были разделены между Великобританией и Францией, и таким образом королевство Бамун перешло под власть Франции. В 1923 году Нджойя был свергнут, а его сценарий запрещен французами. [4]
Организация
[ редактировать ]Население королевства Бамум использовало тайные общества. Одно общество, нгири, предназначалось для принцев. Другой, митнгу, предназначался для широких слоев населения, независимо от социального статуса. Мфон набирал большую часть своих слуг из близнецов и сыновей принцесс.
Царь Бамума был известен как мфон, титул, который разделяли правители Тикара. Мфоны занимались широкомасштабной полигамией, что привело к увеличению числа королевских родословных. Это привело к быстрому росту дворцовой знати. [1]
Культура
[ редактировать ]Общество
[ редактировать ]Мало что известно о материальной и социальной культуре королевства в то время. Первоначально государственным языком в королевстве Бамум был язык Тикар. Это, по-видимому, длилось недолго, и был принят язык побежденного Мбена. Экономика была в основном сельскохозяйственной, а рабовладение практиковалось в небольших масштабах. Королевство Бамум торговало с соседним населением. Импортировали соль, железо, бисер, хлопчатобумажные изделия и медные предметы. [1]
Артистизм
[ редактировать ]Бамун развил обширную художественную культуру в своей столице Фумбане в начале 20 века. Во время правления Нджои существовало шесть ям для цветных красителей. Мбум импортировали ткань из хауса , сшитую из рафии, окрашенную в цвет индиго, в качестве королевской ткани. [9] Эту королевскую ткань называли Нтьея, и мастеров хауса держали в дворцовых мастерских, чтобы снабжать дворян и обучать искусству крашения. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Огот, стр. 261
- ^ Биссон, стр. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Нджеума, Мартин Закари (1969). ПОДЪЕМ И ПАДЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ФУЛАНИ В АДАМАВЕ 1809–1901 гг. (PDF) . Лондонский университет.
- ^ Перейти обратно: а б Якан, стр. 207
- ^ Полакофф, стр. 51.
- ^ Фаулер, страница 165.
- ^ Жерар, страница 153.
- ^ Ущелья (1930)
- ^ Полакофф, стр. 41.
- ^ Полакофф, стр. 42.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биссон, Майкл С; С. Терри Чайлдс; Филип де Баррос; Огюстен Холл (2001). Древняя африканская металлургия: социокультурный контекст . Штутгарт: Альта Мира Пресс. стр. 550 страниц. ISBN 3-515-08704-4 .
- Фаулер, Ян; Дэвид Зейтлин (1996). Африканский перекресток: пересечение истории и антропологии в Камеруне . Оксфорд: Книги Бергана. стр. 250 страниц. ISBN 1-57181-926-6 .
- Жерар, Альберт С. (1986). Письмо на европейском языке в странах Африки к югу от Сахары Vol. 1 . Будапешт: Издательство Джона Бенджамина. стр. 1288 страниц. ISBN 963-05-3832-6 .
- Ущелья Э.Х. (1930). Великая война в Западной Африке . Hutchinson & Co. Ltd., Лондон; Naval & Military Press, Акфилд, 2004 г.: ISBN 1-84574-115-3
- Огот, Бетвелл А. (1999). Всеобщая история Африки V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 512 страниц. ISBN 0-520-06700-2 .
- Макбрайд, Дэвид; Лерой Хопкинс; К. Аиша Блэкшир-Белай (1998). Перекрестные течения: афроамериканцы, Африка и Германия в современном мире . Рочестер: Бойделл и Брюэр. стр. 260 страниц. ISBN 1-57113-098-5 .
- Перани, Джудит; Норма Х. Вольф (1999). Покровительство тканям, платьям и искусству в Африке . Оксфорд: Издательство Берг. п. 217. ИСБН 1-85973-295-Х .
- Полакофф, Клэр (1982). Африканский текстиль и техника крашения . Город-сад: Рутледж. стр. 256 страниц. ISBN 0-7100-0908-9 .
- Якан, Мохамад З. (1999). Альманах африканских народов и наций . Эдисон: Издатели транзакций. стр. 847 страниц. ISBN 0-87855-496-3 .