Jump to content

Ибрагим Нджоя

Король
Ибрагим Нджоя
ꚩꚫꛑꚩꚳ ꚳ꛰ꛀꚧꚩꛂ
𖦊𖧏𖣙
Фотография Ибрагима Нджои.
17-й Мфон Бамуна
В офисе
в. 1886 или 1887 – 1933 гг.
Предшественник Нсангу
Преемник Сейду Нджимолух Нджоя
Личные данные
Рожденный в. 1860 г.
Умер в. 1933 год
Супруг ~1200 одновременных жен
Дети ~350
Военная служба
Верность Королевство Бамум

Султан Ибрагим Нджойя ( Бамум : ꚩꚫꛑꚩꚳ ꚳ꛰ꛀꚧꚩꛂ , Iparəim Nʃuɔiya , ранее в Бамуме писалось как 𖦊𖧏𖣙 и германизированный как Njoja ) c. 1860    ок. 1933 год в Яунде , был семнадцатым в длинной династии королей, правивших Бамумом и его народом в западном Камеруне, восходящей к четырнадцатому веку, и Неограф изобрел слоговое письмо Бамум. Он стал преемником своего отца Нсангу. [1] и правил с 1886 или 1887 года до своей смерти в 1933 году, когда ему наследовал его сын Сейду Нджимолух Нджойя . Он правил из древнего города-крепости Фумбан .

Человек и жизнь

[ редактировать ]
Картина короля Нджои и его жен.

Когда родился Нджойя, Королевство Бамум находилось в состоянии внешнего конфликта с Фулани и внутреннего раскола среди королевской семьи. Его отец, король Нсангу, был известен в регионе как участник войны и в конечном итоге погиб в битве против Нсо в 1888 году. [2] Мать Нджои исполняла обязанности регента и управляла королевством, пока он не достиг совершеннолетия и не смог взойти на трон в 1895 году. [2]

Нджойя происходил из очень длинной династической линии, восходящей к Мфону Нчаре, который основал Бамум в 1394 году. Нчаре был сыном принцессы королевской семьи Тикар Йен и Мфорифума, также называемого Мветам. Йен был прямым потомком принца Мбума из Нган Ха, а также Эсседи, купца, который, согласно историческим письменным свидетельствам Нджои, был египтянином. [3] [4] [5] Генеалогический анализ показывает, что Эсседи, патриарх Бамума, был правнуком Аджарии, основателем линии Мандара. [3] Многие ученые интерпретировали это литературное повествование как исторический вывод, говорящий о корнях Бамума и Тикара вдоль реки Нил на территории современного Судана. [6] Нджойя также подробно описал долгую историю политических стычек между Бамилеке и Бамум. В результате военных экспедиций предка Нджойи Нчаре, основателя Бамума, у большинства современных людей Бамилеке есть предки по отцовской линии, которые являются Бамум. [7] Исследование Берда и др., в котором анализировались популяции Центральной Африки, показывает, что у бамунов и бамилеке самый низкий предполагаемый уровень распространения ВЗК внутри группы. Это указывает на отсутствие эндогамии. Сообщалось, что Королевство Бамун было самым большим в Грассфилдс и известно как войнами, так и торговлей с соседними группами. Эти взаимодействия, возможно, способствовали уменьшению генетической изоляции Бамуна. [8]

Полковник британской армии Горджес, встретившийся с Нджойей в 1914 году, описал его как «прекрасного порядочного человека». [9] Он практиковал многоженство - Горжес сообщил, что к 1915 году у него было 600 жен и 149 детей; Считается, что у него было 177 детей всего . В двух других источниках, таких как «Изображения из Бамума».Немецкая колониальная фотография при дворе короля Нджойи, Камерун, Западная Африка, 1902-1915 гг., сделанная Криструдом М. Гири, а также текст Кристиана Кристиансена и Майкла Роулендса цитируют, что у него было 1200 жен и наложниц и в общей сложности 350 детей.

Под влиянием немецкого миссионера Нджойя принял христианство . Позже он создал новую синкретическую религию, основанную на христианстве и традиционной религии Бамум, прежде чем принять ислам вместе с большей частью своего двора в 1916 году. [10] [11] Он принял власть халифа Сокото , попросив халифа прислать ему эмирский флаг и мусульманских учителей. [12]

Король Бамума Нджойя принимает картину маслом кайзера Вильгельма II. Подарок был получен в обмен на его поддержку в немецкой кампании против НСО .
Трон короля Нджои, Манду Йену [13]

Мать Нджои, Ньяпданке , исполняла обязанности регента, пока он не достиг совершеннолетия. Его официальное правление было еще более отложено, потому что голова его отца принадлежала старому противнику, народу Нсо . (По традиции голова или череп предка имеет для бамум церемониальное значение.) Немцы помогли ему вернуть голову, и это, наряду с предоставлением ему относительной независимости, позволило ему в целом иметь с ними хорошие отношения. [ нужна ссылка ]

Немецкий ученый-юрист Кристиан Боммариус опроверг утверждение о том, что Мфон Нджойя предал предложение Рудольфа Манги Белла о сопротивлении немцам. Это заявление исходило от немецких колониальных чиновников, которые пытались обвинить Мангу Белл в сопротивлении их попыткам захватить землю Дуала. [ нужна ссылка ]

Он встретил немцев большими торжествами в своей резиденции в Фумбане , что вскоре принесло ему титул официального деятеля немецкого колониального правительства . Король Нджойя при жизни старался поддерживать хорошие отношения с Германской империей. В день рождения кайзера Вильгельма II он подарил ему трон от губернатора Буэа . Это обеспечило Нджойе благосклонность кайзера и позволило Феликсу фон Лушану , директору Берлинского музея этнологии, выставить напоказ трон, который был искусно отпечатан крашеным жемчугом. По сей день трон все еще можно увидеть в Берлинском этнологическом музее . [14] Взамен Вильгельм II послал, как он выразился, за своим königlichen Bruder (королевским братом), немецкой кирасирской формой немецкой императорской гвардии. Как и картина маслом Вильгельма II, униформа сейчас выставлена ​​в дворце-музее в Фумбане . [14]

Нджойя основал школы, в которых дети Бамуна расширяли свои знания родного языка, изучали введенную Нджойей письменность Бамун , а также передавали базовые знания немецкого языка . [15]

В 1914 году полковник Горджес отметил, что он ежедневно проводил суд или дурбар возле ворот для отправления правосудия и получения дани, и что все его люди имели к нему доступ. [9] [ нужна страница ] Существовал очень четко определенный кодекс придворного этикета: [16]

«Любой придворный, желающий поговорить с ним, принимает угодливую позу, снимает тюбетейку, сжимает руки и, обогнув чакер за спиной присутствующего, наконец достигает королевского локтя. Здесь он отворачивает голову и произносит свою просьбу в хриплый шепот. Когда король кашляет или откашливается, все присутствующие тихо хлопают в ладоши».

По словам историка Стефани Мишель, отношения между бамумами и немцами сложны и не вписываются в упрощенную дихотомию Африка-Европа, мегаполис-периферия. Нджойя не был подчиненным в его отношениях с немцами. Согласно истории и обычаям Бамума:

«Немцы сделали ему добро, Нджойя. Они оставили ему всю власть управлять всей страной Бамум. Пока он управлял страной, не было никаких беспорядков ни среди белых, ни среди Бамум».

Сохранение политической автономии и независимости Бамума было типичным элементом отношений между Нджойей и немцами. Нджойя сделал это, используя позы, символы и стили, которые он узнал в зоне контакта и которые он применил к своим регалиям Бамума. Здесь все высшие символы, зарезервированные белыми, были переняты африканцами. Это свидетельствовало о неуверенности в колониальных целях немцев. Использование африканцами военной формы было обычной практикой, которую также можно увидеть среди гереро в Намибии и бени-нгома в Танзании. [ нужна ссылка ]

Хотя немцы были в центре дипломатических и политических усилий Нджойи в 1904–1909 годах, до и после него он ориентировался на фульбе и ислам. Нджойя внезапно отказался от немецкого стиля в 1909 году из-за неутешительных политических результатов взаимодействия с ними. К 1912 году Бамумы отвернулись от немцев и присоединились к фульбе. [ нужна ссылка ]

В 1916 году французы взяли под свой контроль немецкий Камерун , и Королевство Бамун утратило частичную автономию. Поскольку Нджойя проживал в Фумбане до 1931 года, несмотря на его формальную отмену Францией, он де- факто все еще брал на себя роль короля. Также в 1931 году его отправили в Яунде , где он умер два года спустя, в 1933 году, в возрасте 66 лет. Его преемником стал Сейду Нджимолух Нджоя . [ нужна ссылка ]

Архитектура

[ редактировать ]

После того, как первоначальный дворец Фумбан сгорел в 1913 году, Нджойя приступил к проектированию и строительству нынешнего. [5]

Архитектурные системы Бамуна включают в себя многие выдающиеся элементы африканской архитектуры: сводчатые крыши с вентиляцией, рамы для проемов, выступающие подоконники, сырцовые кирпичи, биоэкологическую мимикрию и фрактальную проксемику.

Нджойя познакомился с различными архитектурными и строительными традициями в детстве и в первые годы правления благодаря своим путешествиям, встречам с внешними торговцами, а также чтению текстов Аджами. Он столкнулся с традиционными домами хауса, Мусгум телеук в Северном Камеруне, а также со строительными системами Ссола Сомоло и Батаммалиба Тата Сомба на севере Того и Буркина-Фасо. Сочетание этих уникальных структурных форм способствовало развитию нового Фумбанского дворца. Многие немецкие этнографы были весьма впечатлены новым дворцом и считали, что Нджойя, должно быть, скопировал стиль строительства европейцев. Проблема с этим предположением заключается в том, что в новой структуре идентифицированы выдающиеся местные элементы, такие как окружающие веранды, глубокие карнизы, резные деревянные столбы, опалубка из пальм из рафии и латеритные глиняные кирпичи. [17]

По словам Мари Торбек:

«То, как коричневые деревянные стены верхнего этажа возвышаются над белой штукатуркой каменных стен внизу, свидетельствует о природном инстинкте, которому негр никогда не сможет научиться у белых, инстинкте, который заложен в его крови благодаря наследованию поколения».

Мфон Нджойя подтвердил, что проект дворца Фумбан стал результатом его собственной изобретательности и опыта в области строительства. По словам Нджои:

«Давным-давно король Нджойя построил за дворцом жилище, более красивое, чем все существовавшие. Оно выглядело как белый дом; однако король еще не видел ни одного из их домов, когда строил их. Он сам представлял себе, как построить Терраса была высокая, построенная из кирпича, потолок был засыпан землей, а на этом потолке была построена еще одна комната из циновок. Это жилище называлось Лестницей, которая позволяла попасть наверх. Комната была настолько хорошо сделана, что вы не чувствовали, что поднимаетесь по лестнице, поднимаясь на верхний этаж. Внешняя лестница вела в первую комнату, а из этой комнаты можно было попасть на верхний этаж. так хорошо сделано, что можно было подумать, что оно не земляное. Именно в горнице ночевал царь. Стены были покрыты тканями, пол был устлан циновками; покрытая каким-то лаком, веранда, окружавшая эту комнату, также была покрыта циновками. Две металлические трубы соединяли первый и первый этажи: одна для воды, другая для вина; длинная веревка шла сверху вниз. Каждое утро в одну из этих труб наливали воду, и туда приходили ночевавшие на первом этаже слуги, чтобы взять воду, необходимую для своего туалета. Когда царь хотел подать вино слугам, он велел налить его в другую трубку, и они пришли наполнить свой ндут (сосуд для питья), не видя того, кто совершает услугу». [5]

Система письма

[ редактировать ]
Школа Бамум короля Нджои, сделанная по фотографии в Фумбане , 1910 год.
Дворец, построенный королем Ибрагимом Нджойей в 1917 году.

Нджойя пришел к власти в неспокойное время. Его отец Мфон Нсангу недавно был убит во время войны с Нсо, а его мать Ньяпдунке служила регентом, пока он не был подготовлен к должности мфона. В первые годы своего правления он столкнулся со многими соседними африканскими народами и стал свидетелем последствий колонизации и незаконной торговли людьми в Африке. Понимая эту экзистенциальную угрозу, на рубеже 20-го века он приступил к миссии по модернизации пиктофонографических символов Лерева в слоговую азбуку, чтобы сохранить историю Бамума. [4] Эволюция глифов пошла от 700 знаков до 510 знаков с 10 арифметическими цифрами и знаками препинания. Этот этап назывался Лерева.Лерева - это логографическая система, 80% которой составляют пиктограммы, представляющие повседневные объекты природы, растения и части человеческого тела, а остальные 20% состоят из идеограмм и фонограмм, представляющих абстрактные идеи и звуки соответственно. Эта ранняя форма письма писалась слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх на глиняных и деревянных вкладках, а также на шкурах животных с использованием древесного угля. И иероглифы, и лерева содержат два основных элемента: пикто-идеограммы и фонограммы. Большинство слов представляют собой комбинацию двух знаков. [4]

Следующий этап письменности, развившийся между 1899 и 1901 годами, назывался мбима, что на языке бамум означает «смесь». Он включал 439 символов, в том числе 10 арифметических и один знак препинания, исключение 116 знаков, которые не удовлетворили Нджою, и введение 45 символов для устранения фонетических недостатков. Как и Лерева, Мбима представляет собой логографическую систему, в которой пиктограммы доминируют над идеограммами. [4]

В начале 1902 года была создана третья версия сценария Бамум Ньи Ньи Фа Фу (что означает «Бог дал благодать»). Ньи Ньи Фа Фу сокращено на 56 символов до 381, включая 10 арифметических цифр и 2 знака препинания. Здесь идеограммы имеют приоритет над пиктограммами, и было предписано писать слева направо, что привело к расширению литературной деятельности, многочисленным перепискам и сделкам с недвижимостью. [4]

В 1903 году Нджойя построил школы для обучения письму, а также начал переводить библейские тексты.

Четвертая фаза сценария «Бамум» наступила в 1907 году с «Ри Ньи Фа Фу». В этом сценарии было всего 286 символов, 10 цифр и 2 знака препинания с упрощенными логограммами.

5-я итерация сценария Ри Ньи Фу Фен началась через год после разработки последнего этапа и представляет собой последний логографический шаг алфавита. Он содержит на 81 символ меньше, всего 205 символов. На этом этапе пиктограммы были полностью устранены в пользу идеограмм и слогов.

В феврале 1910 года Нджойя завершил процесс перехода от пикто-слоговой системы к силлабо-графемной системе при разработке Акауку.

В Акауку 83 символа, 70 графем, 10 арифметических цифр, 3 диакритических знака.

Akauku Mfemfe имеет 91 символ, 70 слогово-графических символов, 10 арифметических цифр, 3 диакритических знака, 3 знака препинания, 5 арифметических знаков. [4]

Примерно через 15 лет и 5 последовательных этапов конечным результатом стала Акауку Мфемфе, что позволило Бамуму производить карты, свидетельства о рождении, строительные чертежи, административные документы, судебные акты, бухгалтерские отчеты и исторические архивы. [18]

Нджойя, возможно, также изобрел ручную мельницу для помола кукурузы и других злаков. [19]

Начав проект в 1980-х годах, его внук Ибрагим Мбомбо Нджойя , современный султан Камеруна и последний правитель династии Бамун, продолжил преобразование дворца в музей, в котором школьники изучают Бамум. сценарий разработан Ибрагимом Нджойей. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. Корнелл. Архивировано 9 июня 2007 г., в Wayback Machine.
  2. ^ Jump up to: а б Маккаллох, Мерран; Литтлвуд, Маргарет; Дугаст, И. (10 февраля 2017 г.). Народы Центрального Камеруна (тикар. бамум и бамилеке. банен, бафия и балом): Западная Африка Часть IX . Рутледж. п. 55. ИСБН  978-1-315-29571-8 .
  3. ^ Jump up to: а б Потомки фараонов по Африке Дика Аква нья Бонамбела . Публисуд. 1985. ISBN  2866000536 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Король Нджойя Создатель цивилизации и предшественник африканского возрождения . Харматтан. 2014. ISBN  9782343039381 .
  5. ^ Jump up to: а б с Нджоя, Ибрагим (2006). История и обычаи Бамума .
  6. ^ де Хапи, Джон Фейю и Алексис (5 марта 2015 г.). Люди из страны Ка . ASIN   B00UCFYM4S .
  7. ^ Чачуа, Томас (2009). Бангангте Западного Камеруна: история и этнология африканского королевства . Харматтан. ISBN  9782296081864 .
  8. ^ Берд, Нэнси; Ормонд, Луиза; Ава, Паскаль; Колдуэлл, Элизабет Ф.; Коннелл, Брюс; Эламин, Мохамед; Фадделмола, Фейсал М.; Мэтью Фомин, Форка Лейпей; Лопес, Сайоа; Макихерн, Скотт; Моньино, Ив; Моррис, Сэм; Нясянен-Гилмор, Пьета; Нкеция В., Нана Кобина; Вирама, Кришна (2023). «Плотная выборка этнических групп в африканских странах раскрывает мелкомасштабную генетическую структуру и обширную историческую примесь» . Достижения науки . 9 (13): eabq2616. дои : 10.1126/sciadv.abq2616 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10058250 . ПМИД   36989356 .
  9. ^ Jump up to: а б Ущелья (1930)
  10. ^ Марк Дайк ДеЛэнси, Ребекка Нех Мбу и Марк В. Деланси, Исторический словарь Республики Камерун , 4-е изд. (Пугало, 2010), с. 286.
  11. ^ Фотсо, Анри (12 декабря 2021 г.). «Нджоя Ибрагим: изобретательный король Камеруна» . Новости Д.В. Проверено 31 октября 2022 г.
  12. ^ Марк Д. Деланси (2012), «Распространение символов власти соро в халифате Сокото», Журнал Общества историков архитектуры 71 (2): 168–185, стр. 177.
  13. ^ «SMB-digital | Нгвуо «Манду Йену» » . www.smb-digital.de . Проверено 20 марта 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б Иоахим Целлер: Произведения искусства из немецких колоний в Этнологическом музее. В: Иоахим Целлер, Ульрих Ван дер Хейден: Колониальный мегаполис Берлин – поиск улик. Берлинское издание, Берлин 2002 г., ISBN   3-8148-0092-3 , 281 стр.
  15. ^ Джон Илифф : История Африки. 2-е издание. Издательство CH Beck, 2003, 301 с.
  16. ^ Горджес, Э. Ховард (бригадный генерал) (2012) [2004]. Великая война в Западной Африке . Эндрюс ЮК Лимитед. п. 250. ИСБН  978-1-7814-9749-4 .
  17. ^ Осайимвезе, Итохан (2013). «Архитектура и миф о подлинности немецкого колониального периода». ТДСР . XXIV (II): 11–22.
  18. ^ «Проект сценариев и архивов Бамума» . Проект сценариев и архивов Bamum . 12 августа 2007. Архивировано из оригинала 7 мая 2010 года . Проверено 2 июля 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б Фомине, Форка Лейпей Мэтью (2012). «Краткий исторический обзор династии Бамум и влияния ислама в Фумбане, Камерун, 1390 г. – настоящее время» . Африканский антрополог . 16:92 – через айол.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ущелья Э.Х. (1930) Великая война в Западной Африке , Hutchinson & Co. Ltd., Лондон; Naval & Military Press, Акфилд, 2004 г.: ISBN   1-84574-115-3
  • «Царь великих свершений», « Пробудитесь!» , декабрь 2007 г., стр. 26–27.
  • Александра Лумпет-Галицин, Ибрагим Нджоя, мастер рисунка бамон в Антологии африканского искусства ХХ века , ред. Н'Гоне Фолл и Жан Лу Пивин, Revue Noire, Париж, 2001, стр. 102–105.
[ редактировать ]
Предшественник Султан Фумбана
Мфон из Бамуна

1886-1933
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1bfcd8bae4096b2e4207702c6506315__1719502620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/15/d1bfcd8bae4096b2e4207702c6506315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibrahim Njoya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)