Jump to content

Бамум люди

Бамум
ꚫꛣꚧꚳ
Ремесленник Бамум за работой в Фумбане
Общая численность населения
420,000
Регионы со значительной численностью населения
Камерун
Языки
Бамум
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Народ Тикар , Народ Нсо , Народ Бамилеке , Народ Бафия , Народ Грассфилдс

Бамум Бамум , иногда называемый проживающая , Бамун , Бамун или Мам , — Грассфилдс, этническая группа в настоящее время в Камеруне . В 2018 году народы бамум и бамилеке составляли около 24% населения страны. [1] Королевство Бамум занимает площадь около 7300 км. [2] : 70  Королевство Бамум было окружено с севера территорией Камеруна, с запада и юго-запада граница королевства касается реки Нун, а реки Мапе и Мбам окружают его с востока. [3] : 38 

Климат в Королевстве состоит из двух сезонов: продолжительного сезона дождей и короткого засушливого сезона. В основном это связано с его расположением между лесной зоной на юге и тропическими лугами саванны на севере. Продолжительность двух сезонов длится нерегулярно. [2] : 71 

Политическая структура

[ редактировать ]

Политическая деятельность Бамума была сосредоточена вокруг короля и королевского дворца. Дворец был построен вокруг офицеров короля и людей, которые хотели посетить короля. Это привело к образованию столицы Королевства Бамум Фумбана. Окружающие деревни тогда поклонялись королю и следовали за ним как за своим лидером. [4] : 72 

Поскольку королевство с годами развивалось медленно, основным фактором общества были сельскохозяйственные фермы вблизи деревень. Это создало атмосферу кооперативной идеологии благодаря командной работе, когда дело доходило до выполнения работ на фермах. Рабы и военнопленные использовались в качестве рабочей силы для ферм чиновников королевства и других обладателей титулов. [4] : 72 

Традиционная религия Бамум уделяла большое внимание духам предков, которые воплощались в черепах умерших предков. Старшие мужчины каждой линии владели черепами умерших мужчин. При движении прорицатель должен найти подходящее место, чтобы держать череп. Несмотря на эти усилия, черепа некоторых мужчин остались невостребованными, а их души считаются беспокойными. Таким образом, проводятся церемонии, чтобы умилостивить этих духов. К женским черепам также относятся с уважением, но подробности менее документированы.

Султан Ибрагим Нджоя .

Они также верили, что женщины делают почву плодородной, поэтому женщины сажают и собирают урожай. Маски и изображения головы также имели значение. В наше время многие Бамумы являются мусульманами или христианами . Сам король Ибрагим Нджойя принял ислам, затем в христианство , а затем снова в ислам после Версальского договора . Говорят, что он не любил воздерживаться от полигамии , когда был христианином, и от алкоголя , когда был мусульманином, поэтому в конечном итоге к концу разделил разницу.

Написан сценарий «А-ку-у-ку».

[ редактировать ]
Бамунский текст 1910 года.

Язык Бамум ( Shüpamom, произносится [ʃypaˑmɔm] , «язык Бамум»; во французской традиции пишется Бамун ) — один из -конголезских языков Камеруна бенуэ , на котором говорят около 215 000 человек. Язык особенно известен своим оригинальным фонетическим письмом , разработанным султаном Нджойей и его дворцовым кругом примерно в 1895 году. Развитие сценария охватывало идеографическую и слоговую системы, причем последняя и наиболее заметная форма сценария известна как «А-ка-у». -ку."

Согласно устной истории, в 1890-х годах султану Ибрагиму Нджоя приснился сон, вдохновивший его на создание письменности. В этом сне ему было сказано нарисовать на сланце изображение руки, затем смыть его и выпить воду. Воспользовавшись этим сном, он собрал своих офицеров и поручил им нарисовать символы для любых объектов, которые они заметили в течение некоторого времени. Это привело к появлению самой ранней формы письменности в общине Бамум. Следующие несколько десятилетий Нджойя провел, совершенствуя сценарий и обучая своих чиновников. Его учение позволило в то время более 1000 человек стать грамотными. [5] : 46 

Во время реформирования его сценария существовала политическая обеспокоенность по поводу близлежащих деревень и колониальных завоеваний в этом районе. Нджойя считал важным создание безопасной и устойчивой связи между ним и его чиновниками. Сначала, одновременно с созданием своего сценария, он отправил чиновников в соседний штат Хауса изучать арабский язык. Однако из-за увеличения мощного влияния хауса на его земле Нджойя решил, что арабский язык не является подходящим языком для изучения его народом, поскольку хауса и внешние колониальные силы также могли его читать. Ему нужно было сосредоточиться на создании и реформировании сценария, созданного им и его чиновниками. Следующие десятилетия были потрачены на упрощение количества и сложности дизайна персонажей. [5] : 47 

Сценарий был окончательно доработан в 1910 году, когда сценарий «А-ка-у-ку» был сокращен до 80 символов с более простой графикой, которую было легче писать и воспроизводить. [5] : 48  Нджойя использовал этот сценарий, чтобы собрать книгу, состоящую примерно из двенадцати сотен страниц. На этих страницах Нджойя подробно рассказал историю и обычаи народа Бамум. [3] : 38 

Это не следует путать с другим изобретением Нджои — искусственным разговорным языком, известным как Шумом , который был разработан по сценарию. Сторонние наблюдатели в последние годы склонны путать письменность с изобретенным языком. Французские колонисты разрушили школы Нджойи и запретили преподавание письменности, которая пришла в упадок и сегодня находится на грани исчезновения ( Проект «Бамумские сценарии и архивы» в Фумбане обучает молодых людей письменности с целью распространения грамотности). но на языке Шумом многие люди говорят как на втором языке, и его преподают по радио по всему королевству Бамум. Камерунские музыканты Клод Ндам и Джерриленд являются носителями языка Бамум и используют его в своей музыке.

Источник

[ редактировать ]

Когда был коронован первый король Бамума, он и семь офицеров, которых звали Комс, хотели найти способ поддерживать и гарантировать, что король будет соблюдать законы государства. Комы были независимы от государства и не контролировались властью короля, что позволяло им подвергать цензуре любые королевские действия, противоречащие общему праву. Чтобы обеспечить соблюдение этого процесса, они создали церемониальный ритуал под названием Нгуон.

На этом празднике король формально свергается с престола, что дает кому право критиковать и осуждать теперь уже бывшего короля. После этого король вновь садится на свой трон и официально обращается к своему народу с речью. За торжественной речью следуют подарки и товары, присланные во дворец местными вождями и из окрестных деревень. Нгуон проводился каждые два года и был важной частью календаря Бамум. На протяжении почти 70 лет праздничный ритуал был приостановлен колониальными силами в 1923 году. Колониальная власть пыталась уменьшить власть и контроль над территорией, а также власть султана Ибрагима Нджои. Лишь в 1992 году сын султана Ибрагим Мбомбо Нджойя возобновил празднование. Теперь он снова проводится каждые два года. [6] : 33  По сей день это продолжает оставаться значимым праздником для народа Бамум.

Сила в искусстве

[ редактировать ]

Территория Бамума охватывала основные торговые пути, что позволяло им получить доступ к множеству сред. К ним относятся латунные и стеклянные бусины, которые являются основным компонентом искусства Бамума. Визуальная область — это то место, где Бамумы смогли продемонстрировать свою силу и господство в своем государстве. Искусство используется как напоминание об историческом развитии и превосходстве народа Бамум. [7] : 15–16 

Для этого художники Бамума присвоили регалии и символы побежденных лидеров соседних государств. Они также берут другие предметы из сокровищ вождя, а присвоенную копию хранят во дворце Бамум. Они также создали совершенно новые символы власти для правителей и потомков двора мужского пола. Этот символ должен быть визуальным представлением их связи со двором и королем. Их обычно выставляют в качестве украшения одежды. [7] : 17 

Художники также были известны своими работами по покрытию деревянных скульптур в качестве вышивальщиц бисером. Многие произведения являются частью тронов и статуй, часто хранящихся в деревенских дворцах. Эти работы были призваны сосредоточить внимание на расширении земель Бамума и боевых действиях, использованных при этом расширении, демонстрируя укрепляющиеся связи между группами, составляющими Бамум. При попытке продемонстрировать силу Бамума в войне часто использовались два мотива. Одна из них представляет собой одну голову, и можно предположить, что она принадлежит врагу. Обычно голова сочетается с копьем, которое держится в другой руке. Это показано на созданных латунных статуях, изображающих мужчину Бамума, держащего голову врага. Еще один мотив — фигура коня, сделанная из дерева, а затем вышитая бисером. [7] : 17 

Дворцовое искусство

[ редактировать ]

Стиль Бамум

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сотрудники новостей США. «Обзор Камеруна» . Новости США . Проверено 6 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Фомине, Форка Лейпей Мэтью (2009). «Краткий исторический обзор династии Бамум и влияния ислама в Фумбане, Камерун, 1390 г. – настоящее время» . Африканский антрополог . 16 (1 и 2): 69–92 – через AJOL.
  3. ^ Jump up to: а б Джеффрис, MDW (1950). «Церемония коронации Бамума, описанная королем Нджойей» . Африка: Журнал Международного африканского института . 20 (1): 38–45. дои : 10.2307/1156047 . ISSN   0001-9720 . JSTOR   1156047 . S2CID   143702386 .
  4. ^ Jump up to: а б Фомине, Форка Лейпей Мэтью (2009). «Краткий исторический обзор династии Бамум и влияния ислама в Фумбане, Камерун, 1390 г. – настоящее время» . Африканский антрополог . 16 (1 и 2): 69–92 – через AJOL.
  5. ^ Jump up to: а б с Орос, Кеннет Дж. (01 апреля 2015 г.). «Азбука Нджои» . Записные книжки по Африке (217): 45–66. doi : 10.4000/studiesafricaines.18002 . ISSN   0008-0055 .
  6. ^ Африканские королевства: энциклопедия империй и цивилизаций . Сахид Адеринто. Санта-Барбара, Калифорния. 2017. ISBN  978-1-61069-579-4 . ОСЛК   988900622 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б с Гири, Криструд М. (1988). «Искусство и политический процесс в королевствах Бали-Ньонга и Бамум (Камерун Грассфилдс)» . Канадский журнал африканских исследований . 22 (1): 11–41. дои : 10.2307/485489 . ISSN   0008-3968 . JSTOR   485489 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b9f3d22822095b9579fa6bca13a996d__1720631040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/6d/9b9f3d22822095b9579fa6bca13a996d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bamum people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)